Оглавление:

Экономика, предпринимательство и право

всероссийский научно-практический журнал, включен в РИНЦ, импакт-фактор РИНЦ 2015 — 0,677

Журнал «Экономика, предпринимательство и право» посвящен экономическим и правовым вопросам в области предпринимательства. Тематика материалов включает в себя как вопросы менеджмента, маркетинга, логистики, финансов и управления персоналом, так и аспекты из области коммерческого и трудового права.

  • Импакт-фактор РИНЦ 2016: 0,677
  • Импакт-фактор РИНЦ с учетом всех источников: 1,231
  • Журнал зарегистрирован как средство массовой информации.
  • Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-43245 от 23.12.2010
  • Выпускается с 2011 года в электронном виде в открытом доступе.
  • Периодичность: ежеквартально (4 выпуска в год).
  • Статьи публикуются по специальности ВАК 08.00.05

Приглашаем авторов к публикации!

Приглашаем авторов к публикации научных статей в журнале.
Срок публикации обычно составляет 1-2 месяца с учетом рецензирования, статья будет опубликована в ближайшем выпуске при положительном результате рецензирования.
Если вы еще не публиковали статьи в наших журналах, прочитайте условия и требования к оформлению рукописей.
Или отправьте статью через онлайн-форму.

Свежие выпуски журнала

Питерская Л.Ю., Тлишева Н.А., Питерская А.В.

creativeconomy.ru

Журнал экономика и налоги

Автор: · Published 09.08.2018

Каковы принципы построения формата хозяйственного договора и его основные возможности?

В 2018 году формат хозяйственного договора входит в число приоритетных к разработке форматов внешних документов. Сейчас уже создана его вторая версия. Мы призываем всех заинтересованных участников ЭДО присоединиться к текущему процессу разработки формата и готовы предоставить его проект для замечаний и предложений. XML-формат.

Автор: · Published 09.08.2018 · Last modified 07.08.2018

Для проверки сумм транспортного налога воспользуйтесь сервисом «Налоговый калькулятор — Расчет транспортного налога»

В разделе «Электронные сервисы» работает сервис «Налоговый калькулятор — Расчет транспортного налога», который разработан специально для проверки начисленной суммы транспортного налога. Налоговый калькулятор позволяет пользователю любого субъекта Российской Федерации самостоятельно рассчитать сумму транспортного налога с учетом региональных налоговых ставок, льгот и типа транспортного средства.

Автор: · Published 08.08.2018 · Last modified 07.08.2018

ФНС России разъяснила порядок подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость

В письме от 31.07.2018 № СД-4-3/[email protected] ФНС России обращает внимание, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в налоговые органы представляется, в том числе, таможенная декларация (ее копия) в общем случае с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров.

Автор: · Published 09.08.2018

Каковы принципы построения формата хозяйственного договора и его основные возможности?

В 2018 году формат хозяйственного договора входит в число приоритетных к разработке форматов внешних документов. Сейчас уже создана его вторая версия. Мы призываем всех заинтересованных участников ЭДО присоединиться к текущему процессу разработки формата и готовы предоставить его проект для замечаний и предложений. XML-формат.

Автор: · Published 09.08.2018 · Last modified 07.08.2018

Для проверки сумм транспортного налога воспользуйтесь сервисом «Налоговый калькулятор — Расчет транспортного налога»

В разделе «Электронные сервисы» работает сервис «Налоговый калькулятор — Расчет транспортного налога», который разработан специально для проверки начисленной суммы транспортного налога. Налоговый калькулятор позволяет пользователю любого субъекта Российской Федерации самостоятельно рассчитать сумму транспортного налога с учетом региональных налоговых ставок, льгот и типа транспортного средства.

Автор: · Published 08.08.2018 · Last modified 07.08.2018

ФНС России разъяснила порядок подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость

В письме от 31.07.2018 № СД-4-3/[email protected] ФНС России обращает внимание, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС в налоговые органы представляется, в том числе, таможенная декларация (ее копия) в общем случае с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров.

Автор: · Published 07.08.2018

Угнанное транспортное средство налогом не облагается

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения по транспортному налогу транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. В Налоговом кодексе и изданных во исполнение Налогового кодекса нормативных правовых.

nalogkodeks.ru

Научно-исследовательский журнал

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ «Экономические исследования и разработки» г. НИЖНИЙ НОВГОРОД (ONLINE)

ЖУРНАЛ ВКЛЮЧЕН В РОССИЙСКИЙ ИНДЕКС НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ (РИНЦ)

Научно-исследовательский электронный журнал «Экономические исследования и разработки/Economic development research journal» будет зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором). Изданию присвоен международный номер ISSN 2542-0208. Журнал входит в РИНЦ.

Учредителем периодического издания является НОО «Профессиональная наука». Издателем ИП Краснова Н.А.

Целью журнала является распространение знания прежде всего научно-популярного характера. Журнал адресован менеджерам, экономистам, руководителям, разрабатывающим стратегические направления развития современной науки ученым, аспирантам, соискателям, магистрантам, преподавателям-практикам, студентам.

Статьи журнала содержат информацию, где обсуждаются наиболее актуальные проблемы современного экономического развития и результаты фундаментальных исследований в различных областях знаний экономики и управления.

Журнал также представлен в формате .pdf, архив выпусков можете найти здесь.

Научно-исследовательский журнал «Экономические исследования и разработки» выходит ежемесячно, прием статей ведется до 25 числа. Журнал в формате .pdf отображается на сайте до 28 числа, в РИНЦ загружается до 30 числа, проверка сотрудниками elibrary составляет 1-3 месяца. В журнале публикуются статьи, обзоры и другие материалы на русском, английском языках. Выходные данные статьи на русском и английском языках. Сроки рассмотрения статьи — 1-3 недели.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЖУРНАЛА:

  1. Экономическая теория
  2. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
  3. Управление инновациями
  4. Экономика и управление в образовании
  5. Государственное управление
  6. Региональная экономика
  7. Мировая экономика
  8. Логистика
  9. Маркетинг
  10. Экономика труда
  11. Экономика народонаселения и демография
  12. Экономика природопользования
  13. Экономика предпринимательства
  14. Экономика здравоохранения
  15. Менеджмент
  16. Ценообразование
  17. Экономическая безопасность
  18. Стандартизация и управление качеством
  19. Землеустройство
  20. Рекреация и туризм
  21. Финансы, денежное обращение и кредит
  22. Бухгалтерский учет, анализ, аудит
  23. Статистика
  24. Математические и инструментальные методы в экономике
  25. Экономика и право

edrj.ru

Роль налоговой системы в стимулировании экономического развития в России и Китае: сравнительный анализ

Как сказал Прудон, вопрос о налоге есть вопрос о государстве, то есть налог и налоговая система сопровождают развитие государственности большинства стран с незапамятных времен. Так, китайская цивилизация, по праву считаясь одной из самых древних, начинает формироваться около XX века до н.э., и уже в тот доисторический период можно найти протоналоговые отношения по поводу обязательной передачи части имущества (урожая) местным князьям и царям.

Экономический переход социалистических стран от плановой экономики к рыночной является одним из значительных событий мировой экономики последней трети XX века. Такие коренные институциональные изменения коснулись так же и налоговой системы. В данной статье рассматривается процесс налоговых реформ в процессе экономического перехода России и Китая, особенности этих налоговых реформ и их роль в самом процессе экономического перехода.

Понятие экономического перехода

Экономическим переходом в самом общем смысле можно считать любые коренные преобразования в экономике отдельной страны или региона. Но большинство экономистов под экономическим переходом понимают процесс трансформации экономической системы от планового типа хозяйствования к рыночному, и соответственно, переходными экономиками считают те, которые такой переход совершили или находятся в его процессе. К данному виду экономики относятся не только Россия и Китай, но и множество стран Восточной и Юго-Восточной Европы, таких как Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и т.д., прибалтийские страны, страны бывшего СССР, а также Вьетнам и Лаос. Кроме того, некоторые ученые относят к экономическому переходу Германию и Японию в период после II Мировой Войны.

Классификация экономического перехода осуществляется по скорости этого перехода, выделяют быстрый экономический переход или теорию «большого скачка», и медленный постепенный переход. Теория «большого скачка», или быстрого экономического перехода, была создана западными неолибералами и включала в себя три основных компонента – приватизацию, либерализацию (цен) и стабилизацию, которые должны при осуществлении их одновременно неизбежно и очень скоро привести к рыночной экономике. Стратегию, основанную на этой теории, избрала Россия и страны бывшего СССР, а также страны Восточной Европы. Стратегия «большого скачка» является квинтэссенцией так называемого Вашингтонского консенсуса, который основан на неоклассических принципах зрелой функционирующей рыночной экономики, и была рекомендована ВМФ и Всемирным банком для осуществления рыночных реформ в развивающихся странах. Теоретики данной стратегии предрекали странам, использующим теорию «большого скачка» в основе экономических реформ, J-образный эффект экономического роста, заключающийся в кратком снижении ВВП и последующем восстановлении экономического роста в течение 1-3 лет.[1, с. 5]. Однако в реальности все страны, применившие стратегию «большого скачка», испытали неожиданный и затяжной экономический спад и замедление экономического роста.

С другой стороны континента другой социалистический гигант Китай начал свой экономический переход к рынку задолго до Европы, еще в 1978 [2, с. 211]. Китай применил другую стратегию экономического перехода, основанную на постепенных и эволюционных экономических реформах и преобразованиях. В настоящее время некоторые западные экономисты называют такую стратегию стратегией управляемого государством перехода, китайские же ученые считают экономический переход Китая эволюцией, или переходом, вызванным внутренними институциональными факторами. При этом следует отметить, что до реформ и на первых этапах реформ у китайского руководства не было четкой программы, стратегия формировалась на основе экспериментов, удачного опыта отдельным регионов и отраслей. Идеолог китайских реформ Дэн Сяопин охарактеризовал ее таким образом: «переходить реку, ощупывая камни» [3, с. 370]. При этом экономические реформы Китая зачастую подвергались критике со стороны западных теоретиков, которые называли «китайский путь» дорогой в никуда. В Китае, в отличие от стратегии «большого скачка», экономический переход включал в себя следующие этапы: деколлективизация и введение коммерческой ответственности в сельском хозяйстве, разрешение и постепенное стимулирование частных компании особенно в сфере малого и среднего бизнеса, увеличение экономической автономии государственных предприятий с последующим постепенным переходом к акционерным обществам, введение системы «двойного пути» в ценообразовании и валютном курсе до полной либерализации.

Однако практика показала обратное. Результаты «большого скачка» оказались диаметрально противоположными тому, что предсказывали сторонники этой стратегии, а «китайский путь» привел страну на лидирующие позиции по показателям темпов экономического роста в мире.

Налоговая система в процессе экономического перехода

Налоговая система как другие социально-экономические явления эволюционирует вместе с развитием общества и государства. Однако, если в западных странах развитие налоговых систем проходило органично, то есть со временем отмирали неэффективные элементы системы, оставляя место новым формам взаимодействия общества и государства, то в странах, осуществивших социалистическую революцию и развивающихся в рамках командно-плановой экономики, естественный процесс развития налоговых систем был прерван той самой революцией. Развитие командной экономики сопровождалось снижением роли налоговой системы и соответственно сокращением количества взимаемых налогов, а также использованием альтернативных неналоговых методов изъятия национального продукта, особенно это коснулось налогообложения предприятий. В итоге как в СССР, так и в Китае до 1978 г. налогообложение предприятий фактически осуществлялось в форме безэквивалентного обязательного изъятия прибыли государством. Очевидно, что экономический переход от социалистического типа хозяйствования к рыночному потребовал перестройки налоговых взаимоотношений предприятий с государством. Во многом это можно объяснить тем, что роль налогов различается в плановой и рыночной экономиках, что является следствием господствующих отношений собственности. «Административно-командная экономика, основанная на тотальной государственной собственности, предполагает, что доходы от ее функционирования также принадлежат государству и присваиваются им непосредственно. Причем присваиваются неналоговыми методами.»[4, с. 25]

Реформирование отношений собственности, методов ценообразования и осуществление государством макроэкономической стабилизации, независимо от модели экономического перехода, вскрывают необходимость налоговых реформ.

Формирование налоговой системы, соответствующей рыночному типу хозяйствования важно с двух позиций. С одной стороны, в результате осуществления приватизации и перехода государственных предприятий в частные руки, государство теряет большую часть своих доходов, и налоги возвращают себе функцию главного источника формирования доходов бюджета. Поэтому для обеспечения исполнения государством его функций в процессе экономического перехода должна быть создана новая налоговая система, соответствующая изменившимся экономическим реалиям.

С другой стороны, налог является одним из инструментов государственного перераспределения национального дохода, при этом рынок рассматривается как более эффективный (по сравнению с планом) способ первичного распределения ресурсов и доходов. Поэтому эффективная налоговая система в этом смысле неотделима от рыночной экономики и выполняет социальную функцию повышения справедливости распределения доходов.

Становление налоговой системы в России

Как было отмечено, в отличие от западных стран, эволюция налоговой системы России была прервана социалистической революцией. Поэтому во время возврата к капиталистическому методу хозяйствования наша страна оказалась в достаточно выгодном положении, так как у нее была «возможность формирования налоговых систем не методом проб и ошибок, а путем творческого использования богатейшего опыта налогообложения, накопленного развитыми странами» [4, с. 26]. Однако использование такой возможности не принесло ожидаемых результатов. Многие экономисты признают, что механическое перенесение западных моделей налоговых систем, невнимание к российским реалиям, низкий уровень развития институтов правового государства привели к тому, что новая налоговая система не только медленно «приживалась», но и «исказила само понимание функций налогов» [5, с. 64]. В частности можно выделить следующие особенности становления налоговой системы России и других стран бывшего СССР [6, с. 149]:

  • формирование налоговых систем в особенном странам ритме: отмена устоявшихся форм мобилизации доходов в государственный бюджет и введение ряда новых налогов в рекордно короткий срок;
  • формирование налоговых систем без учета особенностей ее социально-экономической системы;
  • отсутствие на первых этапах зрелых институтов администрирования налогов, оборудованных современной техникой, владеющих современными технологиями администрирования;
  • отсутствие стратегии и изменчивость курса налоговой политики, высокая степень нестабильности налогового законодательства.

Как известно, самостоятельная налоговая система России начала создаваться в октябре — декабре 1991 г. В первую очередь в октябре 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды, в начале декабря 1991 г. были приняты законы о нало­гах: на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц. Все новые налоги вводились в дейст­вие с 1 января 1992 г. Формирование налоговой системы России как независимого государства было завершено принятием Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Россий­ской Федерации» [7, с. 293].

Однако уже в начальный период формирования новой налоговой системы возникло множество проблем, которые в определенной степени были связаны с недоработанностью налогового законодательства, что было следствием «слепого копирования» налоговых законов у западных стран. С другой стороны, экономическая обстановка в западных странах, у которых было заимствовано налоговое право, в корне отличалась от российских реалий, где рыночная экономика находилась на стадии зарождения. Среди таких проблем следует отметить следующие: противоречия между центром, регионами и органами местного самоуправления; высокий общий уровень налогового бреме­ни, его неравномерное распределение по отраслям экономики, терри­ториям и отдельным категориям налогоплательщиков; неоправданно большое число платежей по всем уровням налоговой системы; сложность и методологическая неотработанность законодательных норм и правил исчисления платежей; множественность и недостаточная обоснованность налоговых льгот и многие другие [7, с. 310].

Реформирование налоговой системы Китая

Построение налоговой системы Китая в период экономического перехода во многом отличается от налоговых реформ стран бывшего СССР. Налоговые реформы в Китае соответствовали общей стратегии экономических реформ в Китае и проводились постепенно в несколько этапов, зачастую после удачных экспериментов на ограниченном числе налогоплательщиков.

Налоговая реформа была начата в 1980 г., практически сразу после объявления экономического курса на переход к рыночной экономике в 1978 г., что говорит о признании китайским руководством важности роли налоговой системы. Начиная с 1978 г. выделяют три этапа коренных преобразований в налоговой сфере, которые соответствуют трем периодам перехода китайской экономики к рынку.

Первый этап налоговых реформ 1983 – 1984 гг., цель которых заключалась в формировании соответствующего налоговой основы («тыла» — китайские экономисты) для меняющихся экономических условий, основные мероприятия которого состояли в следующем.

  1. Реформы налогов с оборота. Ранее взимавшийся торгово-промышленный налог был разделен в соответствии с объектом на налог на продукцию, налог на добавленную стоимость, предпринимательский налог и соляной налог. НДС был впервые введен в 1979 г. в экспериментальном порядке в восьми городах Китая. Он существенно отличался от НДС в западноевропейских странах и характеризовался следующими особенностями: не имел универсального характера; сфера его деятельности ограничивалась небольшой группой изделий; взимался по 12 ставкам. Этот налог стал своеобразной переходной формой к действительному НДС, который начал взиматься с 1994 г.
  2. Была реформирована система подоходных налогов.

Перераспределение прибыли государственных предприятий приобрело налоговый характер – был введен налог на прибыль, заменивший отчисления от прибыли, ради чего в 1983 г была начата программа Лигайшуй («налог заменяет отчисления прибыли»), которая проводилась в 3 этапа. Как другие реформы в Китае, реформа налогообложения предприятий основывалась на эксперименте, который состоял в том, что с 1980 г. в 18 провинциях Китая государственные предприятия вместо отчислений от прибыли выплачивали налог на прибыль. В результате эксперимента остаточная прибыль на предприятиях, участвующих в эксперименте, росла со скоростью около 30% в 1981 и 1982 гг.. В 1983 г. Госсовет КНР принял постановление «Об осуществлении в опытном порядке перехода государственных предприятий от отчисления прибыли к налогообложению». Согласно этому постановлению рентабельные большие и средние государственные предприятия переводились на налогообложение прибыли по ставке 55%.Оставшаяся же часть облагалась корректирующим налогом (по реформе 1984 г.) по восьмиразрядной прогрессивной шкале, прибыль после уплаты налога принадлежала предприятию. В целом госпредприятия платили в бюджет свыше 76% прибыли, т.е. больше, чем предприятия других форм собственности. В 1984 г. также коллективные предприятия стали облагаться подоходным налогом по прогрессивной 8-разрядной шкале со ставками от 10 до 55%, без корректирующего налога. Частные предприятия платили налог по ставке 35%, кроме того, они перечисляли 1% прибыли, которая оставалась, а также от 10 до 40% прибыли, предназначенной на личное потребление владельца предприятия, в фонд строительства важнейших объектов энергетики и транспорт [8, с. 25].

Так как переходная экономика предполагала открытость, то были введены и налоги на доходы иностранного капитала. В октябре 1980 г. был принят Закон КНР о налоге на прибыль предприятий, созданных на основе китайского и иностранного капиталов, это был первый закон о прямом налогообложении предприятий в рамках плана реформирования налоговой системы КНР с 1949 г. Плательщиками признавались совместные предприятия, занимающиеся коммерческой деятельностью на территории КНР, их доходы облагались по ставке 30%, плюс 10% местной надбавки. В декабре 1981 г. был принят Закон КНР о налоге на прибыль иностранных предприятий, который взимался по прогрессивной шкале от 20 до 40%, плюс 10% местная надбавка. Таким образом, была заложена законодательная база деятельности иностранных компаний в Китае, что значительно стимулировало ввоз иностранного капитала и технологий в Китай.

В структуре личных подоходных налогов также были введены следующие налоги: подоходный налог на индивидуальных предпринимателей в городах и селах, налога на личные доходы.Подоходный налог с граждан был введен в 1980 г. Однако в силу того, что необлагаемый минимум превышал размер средней заработной платы, получатели последней этот налог практически не платили. Его плательщиками были владельцы частных предприятий и иностранные граждане, которые работали в КНР. И только с ростом индивидуальных доходов граждан отмеченный налог приобрел всеобщий характер [8, с. 27].

  1. Основана система налогообложения природных ресурсов. Были введены налог на природные ресурсы, налог, взимаемый с предприятий, занимающихся добычей сырой нефти, природного газа, угля и других природных ресурсов. Данная мера не только способствовала рациональному использованию государственных природных ресурсов, но и стимулировала предприятия на проведение экономических расчетов.
  2. Основана система специальных налогов на действия и акты. Для контроля за использованием средств и инвестициями были введены налог на строительство, регулирующий налог на инвестиции в основной капитал, налог на занятие пахотных земель, налог на мазут, налог на премиальные, регулирующий налог на заработную плату в государственных предприятиях, специальный налог на потребление и банкетный сбор.
  3. Усовершенствована система местных налогов. Были восстановлены налог на недвижимость и налог на пользование номерными знаками на автомобилях и водных судах. Была унифицирована система налогообложения торговли скотом, начал взиматься сбор на поддержание городского строительства, налог на пользование землей в городах и пригородных районах.

Значение первого этапа реформ трудно переоценить, так как это был первый раз столь кардинальных и всесторонних изменений, которые китайские экономисты называют прорывом в налоговой сфере. В результате первого этапа реформ было создано и восстановлено множество налогов, так что их общее количество достигло 37. Налоговая система соответствовала первому периоду перехода экономики Китая к рынку. Действие регулирующей функции налогов распространилось многие сферы экономики: промышленное и сельскохозяйственное производство, торговля, сфера услуг, а также на распределение доходов граждан и предприятий, пользование и владение ресурсами и имуществом. В результате первого этапа комплексного реформирования налоговой системы налоговые доходы государства возросли с 52 млрд юаней в1978 г. до 299 млрд юаней в 1991 г., то есть увеличились в 5,76 раз, доля налоговых поступлений в ВВП страны возросла с 14,33% в 1978 г. до 22,77% в 1978 г. [9, с. 34].

Второй этап коренных налоговых преобразований был проведен в 1993 – 1994 гг. Уже к 1990 гг. стало очевидным, что в современной налоговой системе существуют недостатки, это проявилось в перегреве экономики и появлении инфляции. Вследствие установления различного подоходного налогообложения для различных форм собственности существовала проблема несправедливого налогового бремени для различных форм собственности. Отношения распределения прибыли государственных предприятий с государством были недостаточно формализованы. Наконец, налоговое регулирование не соответствовало требованиям рынка. В 1992 г. в рамках общего экономического курса на построение социализма с рыночной экономикой в соответствии с «Постановлением Пленума по поводу некоторых вопросов осуществления строительства социализма с рыночной экономикой» были осуществлены преобразования в налоговой сфере:

  1. Реформирование налогов с оборота на основе принципа сохранения первоначального налогового бремени. Были введены дифференцированные налоговые ставки, произошло усиление роли НДС путем взимания его и в период производства товара, и в период его оптовой или розничной продажи. На некоторые виды потребительских товаров введен потребительский налог (аналог акцизов), на предоставление услуг, уступку НМА и продажу недвижимости сохранен предпринимательский налог. После этого этапа реформ налоги с оборота были представлены НДС, потребительским налогом и предпринимательским налогом.
  2. Реформирование подоходных налогов. В 1993 г. были опубликованы Временные нормы и правила КНР «О налоге на прибыль предприятий», согласно которым вводилась единая система обложения китайских предприятий по ставке 33%, независимо от формы собственности. Это было сделано в целях повышения конкуренции и установления справедливого налогового бремени. Двумя годами ранее в 1991 г., была унифицирована система обложения прибыли иностранных компания и компаний с участием иностранного капитала, который были объединены в рамках Закона КНР «О налоге на прибыль иностранных предприятий и предприятий, основанных с участием иностранных инвестиций», также по ставке 33 %.
  3. Реформирование имущественных и других налогов. Введен налог на прирост стоимости земли (при реализации земли), введены налоги на новые виды природных ресурсов. Введен налог на автомобили и суда (заменил 2 ранее действовавших), были отменены сбор за торговлю скотом, налог на премиальные, регулирующий налог на заработную плату в государственных предприятиях и налог на ярмарочную торговлю.
  4. Реформирование налоговых отношений между центральным и местными бюджетами. Одним из важнейших этапов налоговой реформы в Китае стала реформа разделения налоговых поступлений между центральным и местными бюджетами 1994 г. Эта реформа заменила ранее широко распространенное влияние и вмешательство центральных органов власти в дела местных бюджетов, одновременно повысив их самостоятельность и уменьшив давление на центральный бюджет. По этой реформе личные подоходные налоги и налог на прибыль предприятий, которые выплачивались местными государственными предприятиями и негосударственными предприятиями, поступали в местные бюджеты, а налог на прибыль предприятий, принадлежащих центральному правительству, зачислялся в центральный бюджет, НДС был регулирующим налогом: 75% зачислялось в центральный бюджет, а 25% — в местные. [10, с. 10]

Результатом реформ стало усиление функций центрального налогового планирования, значительное увеличение доли доходов государственного бюджета в общем объеме ВВП, увеличение доходов местных бюджетов и усиление активности местных органов власти, создание налоговой системы, соответствующей экономическим задачам и целям государства, а также создание устойчивого источника государственных доходов для увеличения государственных расходов.

Третий этап коренных налоговых преобразований начался с 2004 г и протекает по настоящее время. 2004 год выбран неслучайно: согласно китайским экономистам в 2004 г. Китай официально закончил экономический переход и начал строить социализм с рыночной экономикой. Основным фактором, вызвавшим необходимость дальнейшего реформирования налоговой системы, стало вступление Китая в ВТО в 2001 г. и связанные с этим обязательства Китая, что также обнажило некоторые недостатки существующей налоговой системы: Основными целями стали упрощение налоговой системы, расширение налоговой базы, снижение налоговых ставок и усиление контроля за уплатой налогов. Содержание заключается в следующем.

  1. Введение системы возвратов и перезачетов налогов и таможенных сборов в экспортно-импортной сфере для стимулирования развития открытой экономики.
  2. Совершенствование НДС. С 1994 г., то есть со времени появления НДС в Китае на всей территории действовал режим так называемого производственного НДС, то есть к вычету могли приниматься только уплаченные импортные пошлины, НДС по приобретаемым основным средствам включался в стоимость товара. Начиная с 2004 г, в трех северо-восточных провинциях на восьми крупнейших предприятиях стал проводиться эксперимент по переходу от производственного НДС к потребительскому (т.е. такому, при котором к вычету принимается НДС при покупке основных средств и материалов). Этот эксперимент был удачным, и с 2007 года потребительский НДС стали применять еще на 26 предприятиях в 6 провинциях.
  3. Совершенствование потребительского налога (акциз). Обычные потребительские товары были постепенно исключены из объектов обложения этим налогом, в то время как предметы роскоши наоборот стали облагаться этим налогом.
  4. Унификация системы предпринимательского налога. Были унифицированы стандарты признания налогоплательщика, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и т.д., были ликвидированы различия в обложении китайских и иностранных предприятий.
  5. Совершенствование личного подоходного налога. Использование комплексного и одновременно дифференцированного подхода при взимании личного подоходного налога, доналоговые вычеты и нормативы стали более логичными и обоснованными.
  6. Углубление реформ сельскохозяйственных налогов и сборов. Постепенно отменяется сельскохозяйственный налог и сельскохозяйственный налог на особые виды товаров, снижается налоговая нагрузка на сельское население и улучшаются условия для инновационного развития. В 2006 г. был введен налог на табак, который успешно заменил сельскохозяйственный налог в отношении табака.
  7. Реформа налога на прибыль предприятий. 16 марта 2007 г. был принят новый Закон КНР «О налоге на прибыль предприятий», вступивший в силу с 2008 г. Данный закон объединил регулирование налогообложения доходов китайских и иностранных компаний, в этой связи введено понятие резидентов и нерезидентов, введена единая основная ставка 25 %. Данный закон заменил ранее действовавшие Закон КНР «О налоге на прибыль предприятий с иностранным капиталом» от 9.04.1991 г. и «Временные нормы и правила КНР о налоге на прибыль предприятий» от 13.12. 1993 г. Положения данного закона конкретизируются в Правилах применения закона КНР «О налоге на прибыль предприятий», также вступивших в силу с 2008 года. Данный Закон и Правила его применения регулируют все основные элементы налога на прибыль, такие как доходы, расходы, налоговые льготы, порядок расчета и уплаты налога.

Новое развитие налоговые реформы получили в период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. По заявлению китайских властей «налоговая система Китая – это один из главных инструментов сохранения стабильности финансовых доходов государства, исполнения государством его контролирующих функций и поддержания экономического и социального развития.» [11]. С целью противостояния глобальному кризису была ввдена программа снижения налогового бремени. На этот раз реформы коснулись НДС, налога на хозяйственную деятельность (предпринимательский налог), потребительского налога (акциз) в рамках курса стимулирования развития реального сектора. В целях поддержки внешнеэкономической деятельности были повышены ставки возврата НДС. Были введены временные льготы на личные налоги, начата реформа ресурсных налогов с целью контроля за экологической ситуацией. [12, с. 152]

Таким образом, пройдя длительный путь развития, налоговая система КНР в настоящее время все еще находится в процессе реформирования. Основными целями китайского правительства в вопросах изменения налоговой системы всегда были и остаются не только повышение уровня доходов государственного бюджета, но и соответствие существующей налоговой системы экономическим реалиям общества и страны.

Как и реформирование всей экономической системы, «китайский путь» налоговых реформ сильно отличается от стран «большого скачка», которые форсировано проводили практически все рыночные, в том числе и налоговые преобразования. Главной отличительной чертой реформирования налоговой системы Китая от России является его постепенный пошаговый характер, введение новых налогов происходило, как говорят сами китайские экономисты, методом проб и ошибок и было подтверждено экспериментально, зрелые налоговые формы вводились постепенно, через переходные формы.Ее особенности обусловлены ориентацией на создание такой налоговой системы, которая отвечала бы задачам экономического реформирования страны и учитывала степень и особенности ее социально-экономического развития.

Роль налоговых систем России и Китая при экономическом переходе

Согласно Шумпетеру, налоговая система всегда является центральной частью государства, особенно в переломные для всего общества моменты. В процессе экономического перехода наряду с экономической системой государство также должно претерпеть определенные изменения и совершить в определенном смысле переход от «всемогущего» [13, с. 12] государства к управляющему системой (аналогично менеджеру компании), несущему ответственность перед обществом за ее эффективность. По образному выражению А. Шлефейра, позиция государства в экономике должна быть ослаблена при одновременном усилении определенных ее сфер: некоторые мышцы должны атрофироваться, а другие развиться [14, с. 389]. Налоговая система, будучи материальным источником исполнения государством его функций, должна стать той мышцей, которая развивается быстрее всего для оказания поддержки другим.

Многие экономисты неудачу экономического перехода в России отчасти относят на проблемы налоговых отношений в стране. В целом крушение социалистического режима в странах бывшего СССР демонстрирует важность налоговой системы в обществе. Без здоровой налоговой системы правительство не в состоянии осуществлять распределение ресурсов и доходов и стабилизацию экономики [15, с. 8]. Налоговая система России вместо того, чтобы оказывать поддержку процессу экономического перехода в стране, стала препятствием на его пути. Такое отрицательное воздействие налоговой системы на экономический переход можно рассматривать с разных плоскостей.

С одной стороны, как уже отмечалось, приватизация и смена форм собственности значительно уменьшили поступления в бюджет. Номинальное увеличение налогоплательщиков в результате приватизации отнюдь не привело к увеличению налоговых поступлений, в то же время породив уклонение от налогов.

С другой стороны, для компенсации таких потерь, правительство вводило новые налоги, увеличивая их количество и сложность администрирования, что привело к тому, что в 1994 г их общее число достигло двухсот. Значительная часть дополнительных региональных и местных налогов и сборов вводилась органами государственной власти и местного самоуправления с нарушением действующего налогового законодательства Российской Федерации [7, с. 213]. Такую ситуацию многие иностранные экономисты даже называют хищнической (грабительской) налоговой системой, некоторые из них считают, что такая налоговая система использовалась исключительно для наполнения казны, а не для макроэкономического регулирования [16, с. 197]. Именно в таком грабительском характере действий правительства многие экономисты видят причину налоговых и бюджетных трудностей в начале экономического перехода в России.

Наконец, важным препятствием на пути становления рыночной экономики стали региональные и местные органы власти и их налоговые взаимоотношения с центральными. С одной стороны в начале экономических реформ в 1991 г. увеличилась доля прямых налогов, зачисляемых в центральный бюджет, на фоне увеличения удельного веса косвенных налогов, зачисляемых в региональные и местные бюджеты. Несмотря на то, что номинально количество налогов, зачисляемых не в центральный бюджет, было достаточно большим, но реальных поступлений они не приносили, поэтому местные и региональные власти были вынуждены конкурировать между собой за трансферты из центрального бюджета. Кроме того, в действительности, с самого начала экономического перехода региональные и местные власти зачастую скрывали от центра часть налоговых поступлений. [17, с. 69].

Рассмотрим пример администрирования налога на имущество в России и других странах [13, с. 15]. Как известно, этот налог является главным источником налоговых поступлений местных (нецентральных) бюджетов во многих англо-говорящих странах. С другой стороны, во время экономического перехода значение этого налога для всего государства растет, так как происходит процесс приватизации, а значит, то, что раньше принадлежало государству, теперь принадлежит частым лицам и может быть обложено данным налогом. В России в 1995 г. правительство попыталось в законодательном порядке передать этот налог центру, а местным властям оставить лишь некоторую часть, однако этот проект натолкнулся на неудачу, так как у центра было мало возможностей контролировать взимание этого налога, как собственно и других. Это связано с тем, что центр вынужден был опираться на местные власти в реализации налоговой политики, которые на самом деле гораздо меньше поступлений передавали в центр, чем должны были. Отсюда сложилась ситуация, когда доходы региональных и местных бюджетов превышали доходы центрального бюджета.

Табл. 1. Налоговые поступления в соответствующие бюджеты 1995-1998 гг. (млн руб.) [13, с. 16]

ego.uapa.ru

Еще по теме:

  • Адвокаты г Энгельс Адвокаты в Энгельсе 3 специалиста Адвокаты — широкая база специалистов Проверенные отзывы о специалистах на PROFI.RU Адвокаты в Энгельсе от 10000 рублей/усл. C чего начать? Уточните, какого специалиста вы ищете Получите от специалистов […]
  • Закон 545 пк Закон Пермского края от 9 декабря 2009 г. N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" (с изменениями и […]
  • Лицензия на деятельность по экспертизе промышленной безопасности Переоформление лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности В связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.10.2014г. №307-ФЗ, экспертным организациям необходимо переоформить лицензию по проведению экспертизы промышленной […]
  • Ежемесячное пособие детям военнослужащих Пособия детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в 2018 году Ежемесячное пособие на содержание детей погибших военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, […]
  • Приказ мвд 381 разграничение Приказ МВД России от 28 апреля 2014 г. N 381 "О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел […]
  • Расчет пенсии сотрудника мвд 2018 Расчет пенсии сотрудника мвд 2018 Данный расчет основан на: 1. Федеральном Законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел" 2. Постановлении Правительства РФ от 03.11.2011 г. N 878 "Об установлении окладов месячного денежного […]