Особенности региональных и муниципальных налоговых систем. Порядок установления и введения налогов
Особенности региональных и муниципальных налоговых систем заключаются в законодательно закрепленном порядке установления и введения налогов соответствующего территориального уровня.
Налоговое законодательство РФ построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. Налоговый кодекс устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню осуществлено исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования. Следует отметить, что независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы принимать решение по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные (представительные) органы могут только в пределах своей компетенции.
Уровни налоговой системы нс совпадают со звеньями бюджетной системы: если в федеральный бюджет зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.
Согласно ст. 12 НК федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ. Исключение из названного правила составляют специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК. Также специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности но уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Региональными и местными налогами признаются налоги, которые установлены НК, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами.
Поскольку согласно ст. 72 Конституции установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, то органы законодательной власти субъектов РФ могут производить какие-либо изменения в налоговом законодательстве (подпадающем под их юрисдикцию) только в определенных рамках, которые им дозволены на федеральном уровне в НК. Также НК установлены пределы регулирования субъектами РФ и органами местного самоуправления элементов налогообложения применительно к налогам соответствующего территориального уровня.
Региональные и местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ или муниципальных образований в соответствии с НК, региональными законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При введении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, а также представительными органами местного самоуправления определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все иные элементы налогообложения по региональным или местным налогам, а также налогоплательщики регулируются исключительно НК. К компетенции субъектов РФ и муниципальных образований относится установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, но только в порядке и пределах, которые дозволены НК.
Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге обусловливают специфику налоговой компетенции внутригородских муниципальных образований. Местные налоги в этих субъектах устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать на основании НК и законов указанных субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами.
Таким образом, правовой режим региональных и местных налогов складывается из норм федерального и регионального законодательства, а также положений нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.
Отменяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы только НК. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе вводить на своих территориях исключительно те налоговые платежи, которые перечислены НК в качестве региональных или местных.
Налоги, не предусмотренные НК, устанавливаться не могут. Установление субъектом РФ или муниципальным образованием на территории своей юрисдикции регионального или местного налога, не предусмотренного НК, будет являться нарушением федерального закона, закрепляющего исчерпывающий и нс подлежащий расширению па территориальном уровне перечень региональных и местных налогов и сборов. Следовательно, самостоятельно (вне рамок НК) установленный и введенный субъектом РФ или муниципальным образованием какой-либо налог или сбор будет признан незаконным и нс подлежащим взиманию и уплате.
Налоговый кодекс содержит требование соответствия налогового законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления федеральному законодательству о налогах (п. 4, 5 ст. 1, ст. 6). Это требование означает запрет расширения перечня региональных и местных налогов и сборов на соответствующем территориальном уровне и недопустимость реализации субъектами РФ и муниципальными образованиями иных полномочий в области налогообложения и сборов по сравнению с теми, которые им предоставлены ПК.
Приоритет налогового законодательства федерального уровня над нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам налогообложения предопределяет строгое выполнение общефедеральных процедур, установленных НК, на всей территории РФ. Так, закрепленный в ст. 5 НК императивный порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, безусловно, распространяется и на нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований о налогах и сборах.
Введение на территории субъектов РФ или муниципальных образований новых региональных или местных налогов и сборов из перечня, установленного НК, возможно только с 1 января нового календарного года, что гарантирует стабильность состава налоговой системы в течение финансового года, обеспечивает прогнозируемое поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней, а налогоплательщикам обеспечивает возможность планировать налогообложение предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Минфин России и ФНС России, а также в финансовые органы соответствующих субъектов РФ и территориальные налоговые органы.
Важным вопросом разграничения налоговой компетенции между уровнями государственной власти и местным самоуправлением является законодательно установленный порядок установления и введения налогов.
Процедуры по установлению и введению налогов отражают первичную фиксацию (возникновение) налога в налоговой системе и дальнейшее его применение в качестве источника бюджетных доходов. Каждый уровень государственной власти и местного самоуправления наделен определенным объемом налоговой компетенции. Основополагающая роль в разработке и внедрении национальных форм и методов налогообложения отводится федеральному уровню государственной власти, на который в соответствии с Конституцией возлагается ответственность за проведение единой налоговой политики, направленной на формирование и сохранение единого экономического пространства для движения капиталов, товаров и рабочей силы. Основываясь на нормах Конституции, федеральный законодатель осуществляет построение налоговой системы, определяет виды образующих ее налогов и сборов, устанавливает основные их элементы.
Одновременно федеративное устройство государства означает необходимость разграничения полномочий между федеральным центром и иными уровнями власти и самоуправления с целью создания условий по предоставлению публично-территориальным образованиям определенной финансовой самостоятельности в решении вопросов регионального или местного значения. Поэтому федеральный законодатель в ходе формирования базовых принципов и подходов, образующих общефедеральные стандарты налогового регулирования, наделяет региональные и местные органы власти определенной свободой усмотрения по введению и конкретизации отдельных элементов региональных и местных налогов, при этом ограничивая ее четкими пределами, объективно необходимыми для обеспечения единообразия финансовой политики государства.
Наиболее ярко особенности разграничения налоговой компетенции между Российской Федерацией как единым государством и публично-территориальными образованиями проявляются в процедурах первоначального установления различных видов налогов в составе налоговой системы и последующего введения их в действие на основе законов субъектов РФ или нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Установление налога означает принятие федерального закона о налоге, которым данный налог устанавливается в перечне налогов соответствующего уровня налоговой системы с одновременным обязательным раскрытием в этом законе всех существенных (императивных) элементов устанавливаемого налога, указанных в ст. 17 НК.
Установление налогов всех уровней входит в исключительную компетенцию федерального центра и осуществляется только НК. Иными актами налоги устанавливаться не могут, поскольку в силу ч. 3 ст. 75 Конституции и правовым позициям Конституционного Суда РФ, право па установление налогов принадлежит исключительно федеральному законодателю. Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ процесс по установлению налогов не ограничивается лишь указанием названия налога в составе налоговой системы. В Постановлении № 16-П, Постановлении № 3-П и Постановлении от 28.03.2000 № 5-П «По делу о проверке конституционности подпункта «к» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой закрытого акционерного общества «Конфетти» и гражданки И. В. Савченко» Конституционный Суд РФ предельно четко указал, что для установления налога недостаточно дать ему только одно название; законно установленным может признаваться налог при условии, что определены и раскрыты все существенные элементы налогообложения.
Однако только включение названия обязательного платежа в ст. 13, 14 и 15 НК не означает завершения процедуры законного установления налога. Налог может рассматриваться как законно установленный только в том случае, когда помимо обозначения его названия в составе налоговой системы в НК будет включена соответствующая глава, определяющая поэлементную структуру его экономико-правовой модели и конкретизирующая содержание всех его существенных (императивных) элементов.
Напомним, что установленный на федеральном уровне перечень налогов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.
Введение налога означает выбор органом законодательной (представительной) власти субъекта РФ или представительным органом муниципального образования из установленного федеральным законодателем закрытого перечня налогов и сборов конкретного налога, включенного в налоговую систему соответствующего территориального уровня, и принятие необходимого закона или решения о введении этого налога в действие на территории юрисдикции субъекта РФ или муниципального образования соответственно.
Как отмечается в правовых позициях Конституционного Суда РФ, процесс введения налогов заключается в избрании из установленного федеральным законом исчерпывающего перечня определенного налога в целях введения его в действие и взимания на территории публично-территориального образования.
Согласно ст. 5 НК относительно федеральных налогов НК, как правило, одновременно устанавливает и вводит в действие новый налог. В системе же региональных и местных налогов такого совпадения по времени нет, так как налог сначала устанавливается в налоговой системе федеральным законом, а вводится в действие только через некоторое время после этого региональным законом или решением представительного органа местного самоуправления. Следует учитывать, что в условиях острой потребности в финансовых средствах, граничащей с их хроническим дефицитом, субъекты РФ и органы местного самоуправления объективно вынуждены вводить все без исключения установленные на федеральном уровне региональные и местные налоги.
studme.org
Домашнее задание 1. Налоги и налогообложение.
Тема: введение в предмет. Теоретические основы налогообложения.
Вопросы:
•1. С каким этапом развития общества связывают возникновение налоговой системы?
Есть мнение, что жертвоприношение — один из исторических видов налога. Современное определение налога (Ст. 8.1. НК РФ): «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного владения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Таким образом, между уплатой налогов и жертвоприношением есть сходство только в том смысле, что оба эти действия понимаются (приношение жертв — понималось на ранних этапах развития общества: в природных цивилизациях; языческих сообществах и проч.) как общеобязательные и неизбежные. Мне кажется более правильным считать, что источник, из которого впоследствии формируется налоговая система — начало завоеваний одним народом другого, когда в результате победитель устанавливал и собирал дань (контрибуции и т.п..) с побежденного. Можно заметить элементы налоговой системы еще во времена Хаммурапи. В России налоговая система в современном виде начала формироваться с 1992 года, но, безусловно, исторические элементы налоговой системы отчетливо были видны в прошлые века и на Руси (дань и проч.)
•2. Назовите основные этапы развития налогообложения.
- Древность (примерно с XX в. до н.э.): время правления Хаммурапи, цивилизации Др. Египта, Др. Индия и др. с возникновением обособленной структуры — государства, а также после перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому. В этот период происходит формирование государств-полисов в Др. Греции и Римском государстве.
- Эпоха феодальной зависимости в Европе: после распада Римской империи в V в.н.э.. Налог — часть произведенной продукции (натуральная форма) или (реже) денежный. На Востоке феодальные отношение не распространились — господствовала земледельческая община. В Византии уже было около 20 прямых налогов: поземельный, подушная подать и проч. На территории Восточной Европы — государство Киевская Русь. До XV века преобладали косвенные налоги на этой территории: налог на соль и проч. Во время правления Ивана Грозного (XVI в) была изменена налоговая система — отмена кормлений, установлен определенный сбор, также вместо разнообразных единиц податного обложения ввел единую «московскую соху» и проч.
- Капиталистические отношения (после разложения феодальных отношений): развитие налогообложения по законам капитализма. Источник уплаты налогов — совокупная стоимость вновь создаваемых товаров и услуг, а объекты налогообложения — прибыль, заработная плата и т.п. Во многих государствах этот период начался в XVIII в. В России — после отмены крепостного права в 1861 г (появились подушная подать, акцизы, таможенный сбор и проч.). В 1904 г. доля косвенных налогов всех доходов государственной казны составляла 2/3.
- После революции 1917 и Первой мировой войны налоговая система в России практически ликвидируется — основная тяжесть налогов перенесена на имущие классы.
- Советская налоговая система
- Современная налоговая система в РФ начинает складываться с 1992 г.
•3. Почему налоги являются необходимым условием существования государства?
Налоги по своей сути существуют для того, чтобы финансово обеспечивать деятельность государства. Расходы на поддержание действующего государственного аппарата, на обеспечение социальных проектов, на финансирование государственных программ и т.д. — очень велики, и только уплата налогов гражданами делает возможным существование эффективного и сильного государства. Есть разные теории, объясняющие суть и смысл уплаты налогов гражданами:
- Теория выгоды (государство — договор власти с народом => Xграждане платят налоги, рассчитывая на то, что государство должно предоставлять услуги: охрана личной безопасности, охрана имущества и т.д.)
- Теория наслаждения (уплата налогов => гражданин получает наслаждение от результатов деятельности государства, которую этот гражданин финансирует, — хорошие дороги, чистые больницы, аккуратные цветы в городских клумбах и т.д.)
- Теория жертв (принудительное выравнивание возможностей людей — есть человек многое имеет, он должен платить больше налогов).
•4. Как взаимосвязаны государственное устройство и налоговая система?
Государственная система и налоговая система напрямую взаимосвязаны друг с другом., т.к. последняя определяется и формируется по инициативе государства и должна отвечать целям и задачам его существования. К примеру, в СССР была особая налоговая система: введение поимущественного и прогрессивно-подоходного налогов, отмена косвенных налогов на предметы первой необходимости и повышение косвенных налогов на роскошь, налог на холостяков, земельный налог и проч.. Если в государстве устанавливается деспотия или абсолютная монархия — необходимость в регламентированной налоговой системе отпадает. Все же определенная упорядоченность при взимании налогов и в таких государствах должна быть, иначе это приводит к народным волнениям и недовольствам (вспомним убийство князя Игоря из-за высоких сборов; его жене Ольге пришлось несколько упорядочить налогообложение). В правовых государствах, где права и свободы человека гарантирует конституция (или иные Главные законы), каждый гражданин обязывается платить налоги: ст. 57 Конституции РФ («Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»). Но уровень налогового бремени, налоговые ставки государство устанавливает исходя из своей ориентированности: к примеру, социальные государства могут организовать прогрессивное налогообложение для выравнивания стартовых возможностей граждан и сокращения разрыва между богатыми и бедными. Соответственно, при различном типе государственного устройства будут различаться и законы, указы, подзаконные нормативные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, а также формы и методы организации налогообложения и осуществления налогового контроля.
Тема: налоги в экономической системе общества.
Вопросы:
•1. Основные характеристики налогового платежа.
- Осуществление на законной основе
- Обязательность
- Индивидуальная безвозмездность
- Взимание в пользу публичной власти
•2. Общие черты и различия между налогом и сбором.
Налог — общеобязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного владения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. / Раздел 1, ст. 8, п. 1 НК РФ.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). / Раздел 1, ст. 8, п. 2 НК РФ.
Таким образом, общие черты :
- Уплачивается денежными средствами
- Осуществляется на законной основе
- Взимается в пользу публичной власти
Если налог — общеобязательный и индивидуально безвозмездный платеж, то сбор обязателен в том случае, если необходимо, чтобы государственные органы (и проч.) совершили по отношению к гражданину определенное юридически значимое действие. При уплате сбора гражданин получает что-то взамен (в отличие от уплаты налога), т.е. различаются цели этих платежей.
•3. Какие функции присущи налогам?
•4. Какие способы уплаты налога существуют?
- Декларационный
- У источника
- Кадастровый
•5. Можно ли уплатить налог наличными деньгами?
Уплата налога производится в наличной или безналичной форме / Раздел 4, ст. 58, п. 4.
•6. Объясните, что такое простая поразрядная прогрессия, сложная прогрессия, относительная сложная прогрессия.
Методы налогообложения: простая поразрядная прогрессия — устанавливается налог в фиксированном денежном выражении (величина налога увеличивается при возрастании налогооблагаемой базы скачкообразно — при переходе из разряда в разряд). Относительная поразрядная прогрессия (относительная сложная) — устанавливается ставка налога в %, при этом с ростом налогооблагаемой базы растет ставка скачкообразно — из разряда в разряд. Сложная поразрядная прогрессия — ставка в % увеличивается, но суммарный налог складывается из сумм %-ых ставок на предыдущих разрядах (если они есть), а также с учетом %-ой ставки последнего по величине разряда, начисленного по разнице имеющегося значения и наибольшего значения последнего разряда.
•7. Виды налоговых ставок.
- Твердые (специфические)
- %-ые (адвалорные)
- Предельные
- Фактические
- Экономические
Физическое лицо, не зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя без образования юридического лица, осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением дохода. Может ли данное физическое лицо быть привлечено к исполнению обязанностей налогоплательщика? Ответ обоснуйте.
Да, может. Согласно ст. 11 п.2 Раздел 1 НК РФ: «…Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями».
Организация А является плательщиком налога на игорный бизнес. Кто устанавливает предельные и конкретные налоговые ставки для исчисления налога?
Налог на игорный бизнес является региональным налогом. Предельные налоговые ставки устанавливаются Налоговым Кодексом РФ в Разделе 9 ст. 369 п.1. В этих пределах конкретные налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. В случае, если конкретные ставки не установлены законными субъектов РФ, конкретные ставки устанавливает Налоговый Кодекс РФ в Разделе 9 ст. 369 п. 2.
Тесты
Налоговая система — это:
а) совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей;
б) совокупность установленных государством условий налогообложения;
в) совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, принципов, форм и методов организации налогообложения, осуществления налогового контроля, а также система ответственности за нарушение налогового законодательства.
Что входит в состав законодательства Российской Федерации по налогам и сборам?
а) Налоговый Кодекс РФ;
б) Налоговый Кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, постановления Правительства ИРФ и письма министерств и ведомств, в том числе органа, уполномоченного осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Каким образом устанавливаются местные налоги?
а) только Налоговым Кодексом РФ;
б) Налоговым Кодексом РФ и законами местных органов власти;
в) только законами и постановлениями местных органов власти.
Перечислите налоги, относящиеся к региональным налогам и сборам:
а) налог на имущество организаций;
б) налог на имущество физических лиц;
в) налог на игорный бизнес;
г) транспортный налог.
Из перечисленных ниже налогов исключите косвенные:
а) налог на прибыль организаций;
б) налог на землю;
в) налог на имущество организаций;
г) налог на добавленную стоимость.
Из перечисленных ниже укажите прямые личные налоги:
а) налог на доходы физических лиц;
б) налог на землю;
в) налог на имущество физических лиц;
г) транспортный налог.
Закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов:
а) позволяет вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень;
б) не позволяет вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень.
При установлении сборов обязательные для налогов элементы налогообложения:
а) могут отсутствовать;
б) могут отсутствовать, если это определено законодательными актами;
в) не могут отсутствовать.
Акты законодательства о налогах и сборах:
а) никогда не могут иметь обратную силу;
б) могут иметь обратную силу, если они улучшают положение налогоплательщиков;
в) имеют обратную силу в отношении ставок налогов;
г) имеют обратную силу, если они ухудшают положение налогоплательщиков.
Для каких целей вводятся налоги в современном обществе:
а) для покрытия государственных расходов;
б) только для регулирования экономических процессов в обществе;
в) только для содержания аппарата государственной власти и бюджетной сферы.
Какие признаки характерны для налогов?
г) индивидуальная безэквивалентность.
Что означает пропорциональный метод налогообложения?
а) для каждого налогоплательщика установлена равная ставка налога;
б) для каждого налогоплательщика установлена равная сумма налога;
в) с ростом налоговой базы средняя налоговая ставка возрастает;
г) с ростом налоговой базы средняя налоговая ставка снижается.
а) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в качестве компенсации за услуги государства;
б) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций или физических лиц.
Выберите наиболее полное и правильное определение сборов:
а) законодательно установленный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц;
б) плата, взимаемая с организаций и граждан за совершение государственными органами определенных действий;
в) обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставления определенных прав или выдачу разрешений и лицензий.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:
а) в соответствии с письмами Федеральной налоговой службы РФ;
б) в пользу налогоплательщика;
в) по решению органов власти в каждом конкретном случае;
г) строго в пользу доначисления налогов и сборов (увеличения собираемости налогов).
Что из перечисленного не является налоговой льготой:
а) налоговый кредит;
б) снижение ставки налога;
в) налогооблагаемый минимум;
г) уклонение от уплаты налога.
Налог или сбор считается законно установленным и обязательным к уплате, если:
а) законом определены шесть его элементов налогообложения;
б) определена хотя бы половина из обязательных элементов его налогообложения;
в) федеральным законом установлено несколько элементов налогообложения, а остальные — местными органами власти или законодательными органами субъектов Федерации.
Что понимается под налоговым периодом?
а) период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;
б) период времени, по окончании которого уплачиваются платежи по налогу, сдается налоговая декларация;
в) период времени от начала до конца производственного процесса.
Налоговый период может определяться:
а) годом, кварталом или месяцем;
б) по соглашению между налогоплательщиком и налоговым органом.
Обратную силу имеют акты законодательства о налогах и сборах:
а) устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков;
б) устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, и налоговых агентов.
Срок установленный законодательством о налогах и сборах, не считается пропущенным :
а) при сдаче документов на почту или телеграф до 24 часов последнего дня срока;
б) при сдаче документов на почту или телеграф до 24 часов последнего дня квартала;
в) при сдаче документов на почту или телеграф в первый день следующего месяца.
Что может являться объектом налогообложения:
а) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу налогоплательщика, за исключением имущественных прав;
б) объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которой законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога и сбора;
в) объект, имеющий стоимостную характеристику, относящийся к имуществу, за исключением имущественных прав.
Под налоговой базой в соответствии с российским законодательством понимается:
а) стоимостное выражение объекта налогообложения;
б) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
в) величина налогов, начисленная на единицу измерения.
Что такое налоговая ставка?
а) величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
б) величина, налоговых начислений, установленная в процентах или других измерениях;
в) стоимостная характеристика налоговой базы.
alchnost.com
1. Назовите из ниже перечисленных один из принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, установленный Налоговым кодексом РФ:
а) порядок обжалования актов органов налоговой полиции;
б) уголовная ответственность за совершение налоговых пра-вонарушений;
в) формы налогового контроля.
2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются:
а) законами субъектов Российской Федерации;
б) представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом;
в) органами субъектов Российской Федерации.
3. Закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов:
а) позволяет вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень;
б) не позволяет вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень;
в) позволял вводить какие-либо налоги, не входящие в этот перечень до выхода второй части Налогового кодекса.
4. Налоговый контроль включает:
а) формы и методы;
б) учет налогоплательщиков;
в) камеральные и выездные налоговые проверки.
5. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах:
а) применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом;
б) не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом;
в) не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым и Таможенным кодексами.
6. Разграничивая сферы применения Налогового и Таможенного кодексов, Налоговый кодекс устанавливает особые правила:
а) в отношении налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров;
б) в отношении акцизов при экспорте и импорте товаров;
в) в отношении налога на добавленную стоимость и акцизов при экспорте и импорте товаров.
7. Налоговым кодексом устанавливаются, изменяются или отменяются:
а) федеральные налоги и сборы;
б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации;
в) местные налоги и сборы.
8. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:
а) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);
б) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом;
в) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено Налоговым и Таможенным кодексами.
9. К актам законодательства о налогах и сборах относятся:
а) приказы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;
б) инструкции Государственного таможенного комитета Российской Федерации;
в) федеральные законы.
10. Нормативные правовые акты исполнительных органов власти и местного самоуправления:
а) не могут изменять, но могут дополнять законодательство о налогах и сборах;
б) не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах;
в) могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
11. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу:
а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 -го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
б) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;
в) не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
12. Акты законодательства о сборах вступают в силу:
а) не ранее 1-го числа очередного налогового периода по со-ответствующему сбору;
б) не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;
в) в зависимости от того, устанавливают или отягощают акты ответственность за нарушение законодательства о сборах.
13. Акты законодательства о налогах и сборах, вводящие налоги и сборы, вступают в силу:
а) не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия;
б) не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;
в) не ранее чем по истечении налогового периода со дня их официального опубликования.
14. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Налоговому кодексу при наличии одного из следующих обстоятельств:
а) не отменяет или не ограничивает права налогоплательщика;
б) не допускает действий, запрещенных Налоговым кодексом;
в) запрещает действия налоговых органов, разрешенные или предписанные Налоговым кодексом.
15. Признание нормативного правового акта, не соответствующим Налоговому кодексу, осуществляется:
а) путем отмены этого акта Правительством Российской Федерации;
б) в судебном порядке, если иное не предусмотрено в нормативном правовом акте;
в) в судебном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
16. Срок, установленный законодательством о налогах и сборах, определяется:
а) календарной датой;
б) истечением периода времени, но не более года;
в) календарной датой или истечением периода времени.
17. Срок не считается пропущенным при сдаче документов на почту или телеграф:
а) до 24 часов последнего дня срока;
б) до 24 часов последнего дня срока, падающего на нерабочий день;
в) до 24 часов последнего дня квартала.
18. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает:
а) в первый день следующего месяца;
б) в последний день этого месяца;
в) в последний день этого месяца или в первый день следующего месяца.
а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или воз-мездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;
б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;
в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц.
20. Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не являются:
а) органы государственных внебюджетных фондов;
в) таможенные органы.
21. Производство по делу о налоговых правонарушениях, содержащему признаки преступления, ведется в порядке, установленном:
а) законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
б) уголовно-процессуальным законодательством;
в) Налоговым и Таможенным кодексами.
22. Таможенные правила применяются в случаях:
а) если иное не предусмотрено Налоговым кодексом;
б) перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;
в) предусмотренных Таможенным кодексом.
23. Недоимка — это:
а) сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;
б) сумма налога или сбора, недоначисленная и неуплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;
в) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
24. Место нахождения российской организации:
а) место осуществления этой организацией деятельности;
б) место фактического юридического адреса;
в) место ее государственной регистрации.
25. Источник выплаты доходов налогоплательщику:
а) организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;
б) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;
в) организация, физическое лицо или иной источник, от которых налогоплательщик получает доход.
26. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации налоговые льготы:
а) не могут предусматриваться;
б) могут предусматриваться;
в) могут предусматриваться только для определенных категорий налогоплательщиков.
27. Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территориях:
а) соответствующих муниципальных образований;
б) соответствующих субъектов Российской Федерации;
в) соответствующих имущественных образований или субъектов Российской Федерации.
28. Региональные или местные налоги и (или) сборы, не пре-дусмотренные кодексом:
а) не могут устанавливаться;
б) могут устанавливаться только на один налоговый период;
в) могут устанавливаться только на территориях муниципальных образований.
29. К региональным налогам относятся:
а) налог на недвижимость;
б) земельный налог;
30. К федеральным налогам относятся:
а) налог на имущество физических лиц;
б) экологический налог;
в) транспортный налог.
31. К местным налогам относятся:
а) налог на пользование недрами;
б) налог на рекламу;
в) дорожный налог.
32. Сведения о действующих региональных налогах и сборах ежеквартально публикуются:
а) Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
б) Министерством юстиции Российской Федерации;
в) Министерством финансов Российской Федерации.
33. Сведения о действующих местных налогах и сборах публикуются региональными налоговыми органами:
б) не реже одного раза в квартал;
в) не реже одного раза в год.
34. При установлении сборов обязательные для налогов элементы налогообложения:
а) не могут отсутствовать;
б) могут отсутствовать;
в) могут отсутствовать, если это определено законодательными актами.
35. К специальным налоговым режимам относятся:
а) системы, принимаемые федеральными законами;
б) установление единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
в) система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
knigi.news