Законы искусства слова

  • Философия бытия и его формы

Искусство как вид духовного производства

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком — высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой сфере жизни общества они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства, являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической культуры общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

www.grandars.ru

Искусство и творчество

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.

Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им.

Прекрасное воображение столь же необходимо историку, как и поэту, ибо без воображения нельзя ничего увидеть, нельзя ничего понять.

Чувство меры в искусстве — все.

Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти.

Всякое восхождение мучительно. Перерождение болезненно. Не измучившись, мне не услышать музыки. Страдания, усилия помогают музыке зазвучать.

Усилие показалось тебе бесплодным? Слепец, отойди на несколько шагов. Волшебство искусных рук сотворило шедевры, не так ли? Но поверь мне, удачи и неудачи равно сотворили их. Прекрасный танец рождается из умения танцевать.

Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,
Только художник на всем чует прекрасного след.

Когда я создаю музыку, я не мыслю ее в отрыве от идеи.

Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства,- это скука. Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие.

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Искусство требует знаний.

Когда уничтожена человечность, нет больше искусства. Соединять красивые слова — это не искусство.

Начал хоровод — танцуй его до конца.

Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Третья способность души после ума и воли — творчество.

Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв.

Жизнь — не бремя, а крылья творчества и радость; а если кто превращает ее в бремя, то в этом он сам виноват.

Музыка — универсальный язык мира.

Когда я слушаю музыку, я слышу совершенно отчетливые ответы на все мои вопросы, и во мне все успокаивается и проясняется. Или, точнее, я ощущаю, что это вообще не вопросы.

Для того, чтобы открыть законы, принадлежащие к миру первичных образов, художник должен пробудиться к жизни, как человек: в нем должны быть развиты почти все его благородные чувства, немалая доля интеллекта, интуиции, и желания творить.

Законы Искусства берут свое начало не в материальном, а в идеальном мире, где обитает Красота, материя может лишь указать границы, в пределах которых распространяется художественное вдохновение.

Господь сотворил музыку в качестве общего языка для людей.

Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра.

Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта — нет творчества.

Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества.

Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство — всякий человек.

Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение.

Высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет.

В любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла.

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.

Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.

Без работы воображения не обходится ни один, даже начальный момент творчества.

Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.

Изучайте науку искусства и искусство науки.

Искусство жить всегда слагалось в основном из умения глядеть вперед.

Пусть твоя жизнь будет равна тебе, пусть ничто не противоречит одно другому, а это невозможно без знания и без искусства, позволяющих познать божественное и человеческое.

Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

Музыка должна высекать огонь из людских сердец.

У каждого подлинного музыкального произведения есть идея.

Другие, любящие свое искусство, всецело отдаются своему делу, забыв и помыться, и поесть. Ты меньше ценишь свою природу, нежели гравер — гравирование, танцор — танцы, сребролюбец — деньги, честолюбец — славу. Неужели же общеполезная деятельность кажется тебе менее значимой и менее достойной усилия?

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному.

Самый главный инструмент художника, который формируется благодаря постоянной тренировке, — это вера в свою способность творить чудеса тогда, когда это необходимо.

Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

Музыка властвует самодержавно и заставляет забывать обо всем остальном.

В руках таланта все может служить орудием к прекрасному.

С ужасом вспоминаю, как люди, считавшие себя образованными, бушевали против Вагнера, называя его музыку какофонией. Очевидно, каждое достижение должно пройти через суровое испытание отрицанием и насмешками.

Истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству. Подобно монахине, она не в праве вести жизнь, желанную для большинства женщин.

Дух есть мастер, воображение — инструмент, тело — послушный материал. В каждом человеке есть свой собственный внутренний мир, сотворенный силою воображения. Воображение порождается чистым и сильным желанием сердца. Если эта сила достаточна, чтобы озарить каждый уголок этого внутреннего мира, то все то, о чем человек помыслит, будет обретать форму в его душе.

Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.

Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения.

Путь к обиталищу муз, увы не широк и не прям.

Всякий художник был поначалу любителем.

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.

Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.

Творение руки человека в искусстве никогда не может быть выше вдохновения его сердца.

Творить — значит убивать смерть.

Творить есть ничто иное, как верить.

Живет лишь тот, кто творит.

Искусство — мед, хранимый человеческими душами и собираемый на крыльях лишений и труда.

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь.

Без фантазии нет искусства, как нет и науки.

Ничто не может поколебать во мне следующей аксиомы: всякое творение свидетельствует о творце.

Почему хасиды так любят танцевать? Когда человек танцует, он немного приподнимается над землей.

Искусство — это воплощение красоты, гармоничное сочетание частей. Искусство неподвластно разуму, оно интуитивно. Его постижение приходит прежде понимания умом. То, что не прекрасно, — не искусство.

Искусство — это мудрость в обличии красоты.

Искусство, не несущее послания, подобно пустому конверту.

Наука, искусство, философия, не проникнутые гуманизмом, лишенные чувства истории, не движимые любовью к человечеству, не занятые глубокими поисками человеческих ценностей, — это не наука, не искусство и не философия.

Счастлив тот, кто способен заплакать, читая стихи, чье лицо отражает возвышенное волнение, рождающееся при звуках прекрасной музыки.

www.newacropol.ru

Урок искусства 8 класс — Есть ли у красоты свои законы

Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство 8 – 9 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашекова. Тема раздела: «Красота в искусстве и жизни» Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы»

Архитектурное сооружение (храм или просто дом, изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, церковное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам. И это законы красоты. Каковы же они?

Просмотр содержимого документа
«Урок искусства 8 класс — Есть ли у красоты свои законы »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п.Нарышкино Урицкого района Орловской области

Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство 8 – 9 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашекова.

Тема раздела: «Красота в искусстве и жизни» Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы»

Автор: Новикова Карина Муратовна

Должность: учитель искусства, МХК

Предмет «Искусство», 8 класс.

Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы»

Вступление (слово учителя, завязка сюжета)

— Архитектурное сооружение (храм или просто дом, изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, церковное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра – все они созданы по законам. И это законы красоты. Каковы же они?

Основная часть (развитие сюжета)

— Первый закон попробуем найти в высказываниях различных людей.

«Вера в себя и поиски истины образуют …» (Николай Рерих, художник, писатель, философ).

«Все хорошо и прекрасно в …, в соответствии с самим собой» (В. Белинский, русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ).

«Из разнообразия возникает совершенная . » (Гераклит, древнегреческий философ).

— Предлагаю вам найти слово (понятие), встречающееся во всех высказываниях. (У детей это могут быть слова «порядок», «стройность», «сочетание», «согласие», «равновесие». Я выписываю эти слова на доске. Называем искомое слово — гармония. Следует отметить, что все авторы вкладывают несколько разный смысл в понятие “гармония”.)

— Что же есть гармония? (ответы детей) Даю определение. Гармония (греч. harmonia) — это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого. В древнегреческой философии — организованность космоса, в противоположность хаосу. Итак, главные, общие для всех видов искусства законы, определяющие прекрасное, основаны на гармонии.

— Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», — советовали мудрецы Эллады.

«Музыка ужасна, когда ни такта в ней, ни меры нет», — говорил Уильям Шекспир. Послушаем же одного из самых гармоничных композиторов. Как вы думаете, кто это будет? (Ответы детей) В. А. Моцарт!

— Найдём ещё один закон красоты. Посмотрим несколько изображений.

— Что интересного вы заметили? Симметрия! Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Симметрия (от греческого symmetria — «соразмерность») — противостоит хаосу, беспорядку. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, совершенство, красота. “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”, говорил немецкий математик и физик Герман Вейль.

— Кто знает, что такое палиндром? Это перевертень, симметричное слово или фраза, одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. Например: Анна, казак и др. Попробуйте собрать фразу-палиндром из нескольких слов (слова на слайде по отдельности):

суток скоро сорок коту (коту скоро сорок суток)

молоко около Миши (около Миши молоко)

давно он в аду (он в аду давно)

— Весь мир можно рассматривать как проявление единства симметрии и асимметрии, но даже асимметричное в целом сооружение может являть собой гармоничную композицию из симметричных элементов.

— Попробуем найти ещё один закон красоты. Повторите за мной (прохлопываю несколько ритмов). Что мы делали? Отстукивали различные ритмы. Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма. Биоритмы — условие его существования. Ритм передает движение. Это своего рода мера времени. Назовите, что в природе подчинено ритму (смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д.) Типичный признак ритма — определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов. В музыке, например, пунктирный ритм характерен для марша, под него удобно шагать, а мерное чередование ровных длительностей удобно для пения колыбельной песни. А какие инструменты лучше всего передают ритм? Да, ударные.

Послушаем мелодию. Как вы думаете, с какого континента она пришла, почему? (Африка)

— Мы наш сегодняшний урок тоже строим в определённой последовательности: введение в тему, постановка проблемы, раскрытие основных понятий, подведение итогов и заключение. То есть, мы выстраиваем композицию урока. Что же такое – композиция и где она встречается? (Ответы детей)

— Композиция (от лат. composito — сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве — построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей.

— Построение подчиняется опять же мере, пропорции. Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция — пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Кто из вас знает, в чём её смысл?

a : b = b : c

— Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное. Считается, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик в VI веке до н. э. Леонардо да Винчи ввёл термин
«золотое сечение».

Раковина (спираль Архимеда)

Золотое сечение в природе

И тело человека подчинено этому закону!

И живопись …

— Согласно современным представлениям золотое деление – это асимметричная симметрия. Лучшие произведения искусства — архитектуры, музыки, живописи, литературы — построены по правилам золотого сечения. Просмотр видеофильма «Число Фибоначчи. Золотое сечение».

Закрепление (развязка сюжета)

— Итак, назовите законы красоты. (Ответы детей) Да, это гармония, симметрия, ритм, пропорции, композиция. Они — базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

— Древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса. И так думали не только древние. «Даже в ничтожнейших музыкальных элементах мы ощущаем проявление тех же сил, которые приводят в движение самые отдаленные звездные туманности», — говорил композитор Пауль Хиндемит. Композиция нашего урока завершается …

— Но всегда ли люди одинаково понимали красоту? (Ответы детей) Мы поговорим об этом на следующем уроке. Обязательно прочитайте статью в учебнике. И чтобы разобраться в этом вопросе, напишите дома мини-сочинение на тему «Красота для меня – это…».

Итог и рефлексия

Оценивание учителем работы каждой группы (принимают участие члены группы).

Урок искусства в 8 классе по программе «Искусство»

Авторов Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Раздел. «Красота в искусстве и жизни»

Тема урока: «Есть ли у красоты свои законы».

Цель: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как форме освоения мира

расширять сферу познавательных интересов в области искусства и формировать у учащихся целостный взгляд на мир во всём его многообразии и единстве;

дать общее представление о специфике выразительных средств различных искусств;

формировать опыт эмоционально-образного восприятия;

углубить понятия выразительности и изобразительности в музыке, живописи, архитектуре, литературе;

выявить и закрепить у учеников понимание терминов «гармония», «симметрия», «ритм», «композиция», «золотая пропорция (золотое сечение)».

создать условия для развития у учащихся культуры устной речи, расширение словарного запаса;

активизация творческих способностей учащихся;

воспитание уважительного отношения к товарищам по классу, умение работать в малой группе.

Тип урока: урок углубления знаний.

Используемые технологии: проблемно-поисковые, коммуникативные, информационные.

УМК к программе «Искусство. 8 класс» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой;

1.Нелинейнаяпрезентация на ресурсе Prezzi «Есть ли у красоты свои законы»

Музыкальный центр, компьютер, телевизор, текст цитат

Организационные формы: фронтальная и групповая

kopilkaurokov.ru

Законы искусства слова

дНЙФТЙЕЧБ о.б. мЙФЕТБФХТБ Й ДТХЗЙЕ ЧЙДЩ ЙУЛХУУФЧБ // лТБФЛБС МЙФЕТБФХТОБС ЬОГЙЛМПРЕДЙС. ф. 4. уФМВ. 229-244 .

“чРЕТЧЩЕ Й ТЕЫЙФЕМШОП ЪБЛПОЩ РПЬЪЙЙ ВЩМЙ ПФНЕЦЕЧБОЩ ПФ ЪБЛПОПЧ ЙЪПВТБЪЙФЕМШОПЗП ЙУЛХУУФЧБ Ч “мБПЛППОЕ” з.мЕУУЙОЗБ мЕУУЙОЗ УПРПУФБЧЙМ ЙЪПВТБЪЙФ. ЙУЛ-ЧП Й МЙФ-ТХ ЛБЛ РТПУФТБОУФЧЕООПЕ Й ЧТЕНЕООПЕ ЙУЛХУУФЧБ, ЧЩЧПДС ПФУАДБ ЙИ ТБЪМЙЮЙС Й ТЕЪЛП ПФТЙГБС ДПЗНБФ ЛМБУУЙГЙУФПЧ П РТЙОГЙРЙБМШОПК ФПЦДЕУФЧЕООПУФЙ ПВТБЪБ УМПЧЕУОПЗП Й ПВТБЪБ РМБУФЙЮЕУЛПЗП. мЕУУЙОЗХ РТЙОБДМЕЦЙФ ЗМХВПЛПЕ ОБВМАДЕОЙЕ: УЙМБ МЙФ. ПВТБЪБ ОЕ Ч “ЪТЙНПН” ПРЙУБОЙЙ РТЕДНЕФБ, Б Ч ЧЩТБЦЕОЙЙ ДЕКУФЧЙС, ЧРЕЮБФМЕОЙС, Л-ТПЕ ЬФПФ РТЕДНЕФ РТПЙЪЧПДЙФ” (УФМВ.237).

лПЦЙОПЧ ч.ч. мЙФЕТБФХТБ // мЙФЕТБФХТОЩК ЬОГЙЛМПРЕДЙЮЕУЛЙК УМПЧБТШ.н, 1987. у. 186-188.

“ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ПУФБМШОЩИ ЧЙДПЧ ЙУЛ-ЧБ (ЦЙЧПРЙУЙ, УЛХМШРФХТЩ, НХЪЩЛЙ, ФБОГБ Й ДТ.), ПВМБДБАЭЙИ О Е Р П У Т Е Д У Ф Ч Е О О П РТЕДНЕФОП-ЮХЧУФЧЕООПК ЖПТНПК, ФЧПТЙНПК ЙЪ Л.-М. НБФЕТЙБМШОПЗП ПВЯЕЛФБ (ЛТБУЛБ, ЛБНЕОШ) ЙМЙ ЙЪ ДЕКУФЧЙС (ДЧЙЦЕОЙЕ ФЕМБ, ЪЧХЮБОЙЕ УФТХОЩ), м. УПЪДБЕФ УЧПА ЖПТНХ ЙЪ УМПЧ, ЙЪ СЪЩЛБ, Л-ТЩК, ЙНЕС НБФЕТЙБМШОПЕ ЧПРМПЭЕОЙЕ (Ч ЪЧХЛБИ Й ПРПУТЕДПЧБООП — Ч ВХЛЧБИ), ДЕКУФЧЙФЕМШОП РПУФЙЗБЕФУС ОЕ Ч ЮХЧУФЧ. ЧПУРТЙСФЙЙ, Б Ч Й О Ф Е М М Е Л Ф Х Б М Ш О П Н Р П О Й Н Б О Й Й” ( У. 186).

мЕУУЙОЗ з.ь. мБПЛППО, ЙМЙ п ЗТБОЙГБИ ЦЙЧПРЙУЙ Й РПЬЪЙЙ [1766]..н.,1957.

[пВЭБС МПЗЙЛБ ТБУУХЦДЕОЙК].

“с ТБУУХЦДБА ФБЛ: ЕУМЙ УРТБЧЕДМЙЧП, ЮФП ЦЙЧПРЙУШ Ч УЧПЙИ РПДТБЦБОЙСИ ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ ХРПФТЕВМСЕФ УТЕДУФЧБ Й ЪОБЛЙ, УПЧЕТЫЕООП ПФМЙЮОЩЕ ПФ УТЕДУФЧ Й ЪОБЛПЧ РПЬЪЙЙ, Б ЙНЕООП: ЦЙЧПРЙУШ ФЕМБ Й ЛТБУЛЙ, ЧЪСФЩЕ Ч РТПУФТБОУФЧЕ, РПЬЪЙС — ЮМЕОПТБЪДЕМШОЩЕ ЪЧХЛЙ, ЧПУРТЙОЙНБЕНЩЕ ЧП ЧТЕНЕОЙ; ЕУМЙ ВЕУУРПТОП, ЮФП УТЕДУФЧБ ЧЩТБЦЕОЙС ДПМЦОЩ ОБИПДЙФШУС Ч ФЕУОПК УЧСЪЙ У ЧЩТБЦБЕНЩН, — ФП ПФУАДБ УМЕДХЕФ, ЮФП ЪОБЛЙ ЧЩТБЦЕОЙС, ТБУРПМБЗБЕНЩЕ ДТХЗ РПДМЕ ДТХЗБ, ДПМЦОЩ ПВПЪОБЮБФШ ФПМШЛП ФБЛЙЕ РТЕДНЕФЩ ЙМЙ ФБЛЙЕ ЙИ ЮБУФЙ, ЛПФПТЩЕ Й Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ РТЕДУФБЧМСАФУС ТБУРПМПЦЕООЩНЙ ДТХЗ РПДМЕ ДТХЗБ; ОБПВПТПФ, ЪОБЛЙ ЧЩТБЦЕОЙС, УМЕДХАЭЙЕ ДТХЗ ЪБ ДТХЗПН, НПЗХФ ПВПЪОБЮБФШ ФПМШЛП ФБЛЙЕ РТЕДНЕФЩ ЙМЙ ФБЛЙЕ ЙИ ЮБУФЙ, ЛПФПТЩЕ Й Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ РТЕДУФБЧМСАФУС ОБН ЧП ЧТЕНЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ.

рТЕДНЕФЩ, ЛПФПТЩЕ УБНЙ РП УЕВЕ ЙМЙ ЮБУФЙ ЛПФПТЩИ УПУХЭЕУФЧХАФ ДТХЗ РПДМЕ ДТХЗБ, ОБЪЩЧБАФУС ФЕМБНЙ. уМЕДПЧБФЕМШОП, ФЕМБ У ЙИ ЧЙДЙНЩНЙ УЧПКУФЧБНЙ Й УПУФБЧМСАФ РТЕДНЕФ ЦЙЧПРЙУЙ.

рТЕДНЕФЩ, ЛПФПТЩЕ УБНЙ РП УЕВЕ ЙМЙ ЮБУФЙ ЛПФПТЩИ УМЕДХАФ ПДОЙ ЪБ ДТХЗЙНЙ, ОБЪЩЧБАФУС ДЕКУФЧЙСНЙ. йФБЛ, ДЕКУФЧЙС УПУФБЧМСАФ РТЕДНЕФ РПЬЪЙЙ” (У. 186-187).

“. ЦЙЧПРЙУШ НПЦЕФ ЙЪПВТБЦБФШ ФБЛЦЕ Й ДЕКУФЧЙС, ОП ПРПУТЕДПЧБООП, РТЙ РПНПЭЙ ФЕМ РПЬЪЙС ДПМЦОБ ЙЪПВТБЦБФШ ФБЛЦЕ Й ФЕМБ, ОП МЙЫШ ПРПУТЕДПЧБООП, РТЙ РПНПЭЙ ДЕКУФЧЙК.

ч РТПЙЪЧЕДЕОЙСИ ЦЙЧПРЙУЙ, ЗДЕ ЧУЕ ДБЕФУС МЙЫШ ПДОПЧТЕНЕООП, Ч УПУХЭЕУФЧПЧБОЙЙ, НПЦОП ЙЪПВТБЪЙФШ ФПМШЛП ПДЙО НПНЕОФ ДЕКУФЧЙС, Й ОБДП РПЬФПНХ ЧЩВЙТБФШ НПНЕОФ ОБЙВПМЕЕ ЪОБЮЙНЩК, ЙЪ ЛПФПТПЗП УФБОПЧЙМЙУШ ВЩ РПОСФОЩНЙ Й РТЕДЩДХЭЙЕ Й РПУМЕДХАЭЙЕ НПНЕОФЩ.

фПЮОП ФБЛ ЦЕ РПЬЪЙС, ЗДЕ ЧУЕ ДБЕФУС МЙЫШ Ч РПУМЕДПЧБФЕМШОПН ТБЪЧЙФЙЙ, НПЦЕФ ХМПЧЙФШ ФПМШЛП ПДОП ЛБЛПЕ-МЙВП УЧПКУФЧП ФЕМБ Й РПФПНХ ДПМЦОБ ЧЩВЙТБФШ УЧПКУФЧБ, ЧЩЪЩЧБАЭЙЕ ЙНЕООП ФБЛПЕ ЮХЧУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ФЕМЕ, ЛБЛПЕ ЕК Ч ДБООПН УМХЮБЕ ОХЦОП

оП С ВЩ УМЙЫЛПН ДПЧЕТЙМУС ЬФПК УХИПК ГЕРЙ ХНПЪБЛМАЮЕОЙК, ЕУМЙ ВЩ ОЕ ОБЫЕМ Ч УБНПН зПНЕТЕ РПМОПЗП ЙИ ПРТБЧДБОЙС ЙМЙ, ЧЕТОЕЕ, ЕУМЙ ВЩ УБН зПНЕТ ОЕ ОБЧЕМ НЕОС ОБ ОЙИ” (У. 187-188).

“рПЬФ ИПЮЕФ УДЕМБФШ ЙДЕЙ, ЛПФПТЩЕ ПО ЧПЪВХЦДБЕФ Ч ОБУ, ОБУФПМШЛП ЦЙЧЩНЙ, ЮФПВЩ НЩ ЧППВТБЦБМЙ, ВХДФП НЩ РПМХЮБЕН ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЮХЧУФЧЕООПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ ПВ ЙЪПВТБЦБЕНЩИ РТЕДНЕФБИ, Й Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС УПЧЕТЫЕООП ЪБВЩЧБМЙ ПВ ХРПФТЕВМЕООПН ДМС ЬФПЗП УТЕДУФЧЕ — УМПЧЕ. ч ЬФПН УНЩУМЕ Й ТБУЛТЩЧБМЙ НЩ ЧЩЫЕ РПОСФЙЕ РПЬФЙЮЕУЛПК ЛБТФЙОЩ” (У. 201).

“фП, ЮФП ЗМБЪ ПИЧБФЩЧБЕФ УТБЪХ, РПЬФ ДПМЦЕО РПЛБЪЩЧБФШ ОБН НЕДМЕООП, РП ЮБУФСН, Й ОЕТЕДЛП УМХЮБЕФУС ФБЛ, ЮФП РТЙ ЧПУРТЙСФЙЙ РПУМЕДОЕК ЮБУФЙ НЩ ХЦЕ УПЧЕТЫЕООП ЪБВЩЧБЕН П РЕТЧПК. б НЕЦДХ ФЕН МЙЫШ РП ЬФЙН ЮБУФСН НЩ ДПМЦОЩ УПУФБЧМСФШ УЕВЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ГЕМПН” (У. 202).

[оБЙВПМЕЕ ЧБЦОЩЕ РТЙНЕТЩ].

рП РПЧПДХ УЛХМШРФХТОПК ЗТХРРЩ мБПЛППО:

“. ИХДПЦОЙЛ УФТЕНЙМУС Л ЙЪПВТБЦЕОЙА ЧЩУЫЕК ЛТБУПФЩ, ЧПЪНПЦОПК Ч ДБООЩИ ХУМПЧЙСИ, РТЙ ФЕМЕУОПК ВПМЙ” (У. 87).

“. НБФЕТЙБМШОЩЕ РТЕДЕМЩ ЙУЛХУУФЧБ ПЗТБОЙЮЕОЩ ЙЪПВТБЦЕОЙЕН ПДОПЗП ФПМШЛП НПНЕОФБ” (У. 90).

“оП РМПДПФЧПТОП МЙЫШ ФП, ЮФП ПУФБЧМСЕФ УЧПВПДОПЕ РПМЕ ЧППВТБЦЕОЙА оП ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ЛБЛПК-МЙВП УФТБУФЙ Ч НПНЕОФ ОБЙЧЩУЫЕЗП ОБРТСЦЕОЙС ЧУЕЗП НЕОЕЕ ПВМБДБЕФ ЬФЙН УЧПКУФЧПН” (У. 91).

“дБМЕЕ: ФБЛ ЛБЛ ЬФП ПДОП НЗОПЧЕОЙЕ ХЧЕЛПЧЕЮЙЧБЕФУС ЙУЛХУУФЧПН, ПОП ОЕ ДПМЦОП ЧЩТБЦБФШ ОЙЮЕЗП ФБЛПЗП, ЮФП НЩУМЙФУС МЙЫШ ЛБЛ РТЕИПДСЭЕЕ”.

“лПЗДБ мБПЛППО Х чЕТЗЙМЙС ЛТЙЮЙФ, ФП ЛПНХ РТЙДЕФ Ч ЗПМПЧХ, ЮФП ДМС ЛТЙЛБ ОХЦОП ЫЙТПЛП ПФЛТЩЧБФШ ТПФ Й ЮФП ЬФП ОЕЛТБУЙЧП? чЙТЗЙМЙЕЧ мБПЛППО ЛТЙЮЙФ, ОП ЬФПФ ЛТЙЮБЭЙК мБПЛППО — ФПФ УБНЩК, ЛПФПТПЗП НЩ ХЦЕ ЪОБЕН Й МАВЙН ЛБЛ ДБМШОПЧЙДОПЗП РБФТЙПФБ Й ЛБЛ ОЕЦОПЗП ПФГБ” (У. 97-98).

п УППФОПЫЕОЙЙ ЬРПУБ зПНЕТБ У ЦЙЧПРЙУША:

“иХДПЦОЙЛЙ ОЕ ПЗТБОЙЮЙЧБМЙУШ ЧЧЕДЕОЙЕН ЗПНЕТПЧУЛПЗП ПВМБЛБ Ч ФЕИ ФПМШЛП УМХЮБСИ, ЗДЕ ЕЗП ХРПФТЕВЙМ ЙМЙ НПЗ ВЩ ХРПФТЕВЙФШ зПНЕТ, Б ЙНЕООП, ЛПЗДБ ЛФП-МЙВП ЙУЮЕЪБЕФ ЙМЙ ДЕМБЕФУС ОЕЧЙДЙНЩН” (У. 175).

“еУМЙ ЦЕ ПУПВЩЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ Й ЪБУФБЧМСАФ ЙОПЗДБ зПНЕТБ ПУФБОБЧМЙЧБФШ ВПМЕЕ ДМЙФЕМШОП ОБЫЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ЛБЛПН-ОЙВХДШ НБФЕТЙБМШОПН РТЕДНЕФЕ, ФП ЙЪ ЬФПЗП ЕЭЕ ОЕ РПМХЮБЕФУС ЛБТФЙОЩ, ЛПФПТХА ЦЙЧПРЙУЕГ НПЗ ВЩ ЧПУРТПЙЪЧЕУФЙ УЧПЕК ЛЙУФША; ОБРТПФЙЧ, РТЙ РПНПЭЙ ВЕУЮЙУМЕООЩИ РТЙЕНПЧ ПО ХНЕЕФ ТБЪВЙФШ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ЬФПЗП РТЕДНЕФБ ОБ ГЕМЩК ТСД НПНЕОФПЧ, Ч ЛБЦДПН ЙЪ ЛПФПТЩИ РТЕДНЕФ СЧМСЕФУС Ч ОПЧПН ЧЙДЕ, НЕЦДХ ФЕН ЛБЛ ЦЙЧПРЙУЕГ ДПМЦЕО ДПЦЙДБФШУС РПУМЕДОЕЗП ЙЪ ЬФЙИ НПНЕОФПЧ, ЮФПВЩ РПЛБЪБФШ ХЦЕ Ч ЪБЛПОЮЕООПН ЧЙДЕ ФП, ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙЕ ЮЕЗП НЩ ЧЙДЕМЙ Х РПЬФБ. фБЛ, ОБРТЙНЕТ, ЕУМЙ зПНЕТ ИПЮЕФ РПЛБЪБФШ ОБН ЛПМЕУОЙГХ аОПОЩ, ПО ЪБУФБЧМСЕФ зЕВХ УПУФБЧМСФШ ЬФХ ЛПМЕУОЙГХ РП ЮБУФСН ОБ ОБЫЙИ ЗМБЪБИ” (У. 191).

“фБЛ, ОБРТЙНЕТ, ПО ИПЮЕФ ЙЪПВТБЪЙФШ ОБН МХЛ рБОДБТБ зПНЕТ ОБЮЙОБЕФ У ПИПФЩ ЪБ УЕТОПК, ЙЪ ЛПФПТПК УДЕМБО МХЛ й ФБЛЙН РХФЕН, ЛБЛ ХЦЕ УЛБЪБОП ЧЩЫЕ, РПЬФ РПЛБЪЩЧБЕФ ОБН РПУФЕРЕООПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ ФПЗП, ЮФП Х ЦЙЧПРЙУГБ НЩ НПЗМЙ ВЩ ХЧЙДЕФШ МЙЫШ Ч ЗПФПЧПН ЧЙДЕ ” (У. 198-199).

[п “ЭЙФЕ бИЙММПЧПН”]: “зПНЕТ ПРЙУЩЧБЕФ ЭЙФ ОЕ ЛБЛ ЧЕЭШ ХЦЕ УПЧУЕН ЗПФПЧХА, ЪБЛПОЮЕООХА, ОП ЛБЛ ЧЕЭШ УПЪДБАЭХАУС нЩ ЧЙДЙН Х ОЕЗП ОЕ ЭЙФ, Б ВПЗБ-НБУФЕТБ, ДЕМБАЭЕЗП ЬФПФ ЭЙФ” (У. 217-218).

п РПРЩФЛБИ РПЬФПЧ УПТЕЧОПЧБФШУС У ЦЙЧПРЙУША Ч ПРЙУБОЙЙ ЛТБУПФЩ:

[пВ ПРЙУБОЙЙ ЛТБУПФЩ бМШГЙОЩ Х бТЙПУФП]: “. ИПТПЫП ЧЩТБЦБЕНПЕ РПУТЕДУФЧПН МЙОЙК Й ЛТБУПЛ ЦЙЧПРЙУГЕН НПЦЕФ Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС РМПИП РЕТЕДБЧБФШУС РТЙ РПНПЭЙ УМПЧБ” (У. 237).

[пВ ЙЪПВТБЦЕОЙЙ ЛТБУПФЩ еМЕОЩ Х зПНЕТБ]: “юФП НПЦЕФ ДБФШ ВПМЕЕ ЦЙЧПЕ РПОСФЙЕ ПВ ЬФПК ЮБТХАЭЕК ЛТБУПФЕ, ЛБЛ ОЕ РТЙЪОБОЙЕ ИПМПДОЩИ УФБТГЕЧ, ЮФП ПОБ ДПУФПКОБ ЧПКОЩ, ЛПФПТБС УФПЙМБ ФБЛ НОПЗП ЛТПЧЙ Й УМЕЪ” (У. 243-244).

зЕТДЕТ й.з. лТЙФЙЮЕУЛЙЕ МЕУБ, ЙМЙ тБЪНЩЫМЕОЙС, ЛБУБАЭЙЕУС ОБХЛЙ П РТЕЛТБУОПН Й ЙУЛХУУФЧБ, РП ДБООЩН ОПЧЕКЫЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК [1769] // зЕТДЕТ й.з. йЪВТБООЩЕ УПЮЙОЕОЙС. н.; м., 1959. у. 157-178.

[лТЙФЙЮЕУЛЙЕ ЪБНЕЮБОЙС Л ФТБЛФБФХ мЕУУЙОЗБ].

“. РПДЮЙОСАФУС МЙ РПЬЪЙС Й НХЪЩЛБ ПДОЙН Й ФЕН ЦЕ ЪБЛПОБН, РПУЛПМШЛХ ПОЙ ДЕКУФЧХАФ ЧП ЧТЕНЕОЙ? лБЛ РПУФХРБЕФ РЕТЧБС, ЛПЗДБ ПОБ ЧПУРЕЧБЕФ ДЕКУФЧЙЕ? ЧУСЛБС ТЕЮШ НПЦЕФ ПРЙУЩЧБФШ ДЕКУФЧЙЕ — ЛБЛ ЦЕ РПУФХРБЕФ РПЬЪЙС?” (У. 157).

«ъОБЛЙ, ЛПФПТЩНЙ РПМШЪХЕФУС ЦЙЧПРЙУШ, ЕУФЕУФЧЕООЩ; УЧСЪШ ЪОБЛПЧ У ПВПЪОБЮБЕНЩН РТЕДНЕФПН ПУОПЧБОБ ОБ УЧПКУФЧБИ УБНПЗП ЙЪПВТБЦБЕНПЗП РТЕДНЕФБ. уТЕДУФЧБ ЧЩТБЦЕОЙС РПЬЪЙЙ РТПЙЪЧПМШОЩ; ЮМЕОПТБЪДЕМШОЩЕ ЪЧХЛЙ ОЕ ЙНЕАФ ОЙЮЕЗП ПВЭЕЗП У РТЕДНЕФПН, ЛПФПТЩК ПОЙ ПВПЪОБЮБАФ; ЬФП МЙЫШ ПВЭЕРТЙОСФЩЕ ХУМПЧОЩЕ ЪОБЛЙ» (У. 158).

“иПФС РПЬЪЙС ЧПЪДЕКУФЧХЕФ РПУТЕДУФЧПН УМЕДХАЭЙИ ДТХЗ ЪБ ДТХЗПН ЪЧХЛПЧ, ФП ЕУФШ УМПЧ, ЧУЕ ЦЕ ЬФБ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ЪЧХЛПЧ, ЙМЙ УМЕДХАЭЙИ ДТХЗ ЪБ ДТХЗПН УМПЧ, ОЕ СЧМСЕФУС ПУОПЧОЩН УТЕДУФЧПН ЕЕ ЧПЪДЕКУФЧЙС ЪДЕУШ ЗМБЧОПЕ — УНЩУМ, РП РТПЙЪЧПМШОПНХ УПЗМБУЙА ЧМПЦЕООЩК Ч УМПЧБ, ДХЫБ, ЛПФПТБС ЦЙЧЕФ Ч ЮМЕОПТБЪДЕМШОЩИ ЪЧХЛБИ” (У. 158-159).

“нХЪЩЛБ Й ЧУЕ ЬОЕТЗЙЮЕУЛЙЕ ЙУЛХУУФЧБ ДЕКУФЧХАФ ОЕ ФПМШЛП ЧП ЧТЕНЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ, ОП Й ЮЕТЕЪ ОЕЕ оБЪПЧЕН УТЕДУФЧП ЬФПЗП ЧПЪДЕКУФЧЙС УЙМПК рПУТЕДУФЧПН УЙМЩ, ЛПФПТБС РТЙУХЭБ УМПЧБН, УЙМЩ, ЛПФПТБС ИПФС Й РЕТЕДБЕФУС ЮЕТЕЪ ОБЫ УМХИ, ОП ЧПЪДЕКУФЧХЕФ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБ ДХЫХ. йНЕООП ЬФБ УЙМБ Й ЕУФШ УХЭОПУФШ РПЬЪЙЙ, Б ПФОАДШ ОЕ УПУХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ЙМЙ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ЧП ЧТЕНЕОЙ” (У. 160).

“[рПЬФЙЮЕУЛБС ТЕЮШ] ДЕКУФЧХЕФ Ч РТПУФТБОУФЧЕ”, [Б ЙНЕООП] “ДБЕФ ДХЫЕ ЛБЛ ВЩ ЪТЙФЕМШОПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ ЛБЦДПЗП РТЕДНЕФБ пОБ ДЕКУФЧХЕФ Й ЧП ЧТЕНЕОЙ: ЙВП ПОБ — ТЕЮШ ПОБ ЧПЪДЕКУФЧХЕФ ОБ ДХЫХ ВЩУФТПК Й ЮБУФПК УНЕОПК РТЕДУФБЧМЕОЙК, ЧПЪДЕКУФЧХЕФ ЛБЛ ЬОЕТЗЙЮЕУЛПЕ ОБЮБМП ПФЮБУФЙ ЬФЙН ТБЪОППВТБЪЙЕН, ПФЮБУФЙ ЧУЕН УЧПЙН ГЕМЩН, ЛПФПТПЕ ПОБ ЧПЪДЧЙЗБЕФ ЧП ЧТЕНЕОЙ. ЕЕ УРПУПВОПУФШ ЮЕТЕДПЧБФШ РТЕДУФБЧМЕОЙС, ЛБЛ ВЩ УПЪДБЧБС ЙЪ ОЙИ НЕМПДЙА, ПВТБЪХАЭХА ГЕМПЕ, ПФДЕМШОЩЕ ЮБУФЙ ЛПФПТПЗП РТПСЧМСАФУС МЙЫШ РПУФЕРЕООП, Б ПВЭЕЕ УПЧЕТЫЕОУФЧП ЧПЪДЕКУФЧХЕФ ЬОЕТЗЙЮЕУЛЙ, — ЧУЕ ЬФП РТЕЧТБЭБЕФ РПЬЪЙА Ч НХЪЩЛХ ДХЫЙ Й ПВ ЬФПК ЧФПТПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ ЗПУРПДЙО мЕУУЙОЗ ОЕ ХРПНСОХМ ОЙ ТБЪХ ” (У. 160-161).

“рПОСФЙЕ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ — ФПМШЛП ПДОБ УФПТПОБ ДЕКУФЧЙС: ЬФБ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ДПМЦОБ ВЩФШ ДЧЙЦЙНБ УЙМПК — ФЕН УБНЩН ПОБ УФБОПЧЙФУС ДЕКУФЧЙЕН” (У. 162). “. РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ЪЧХЛПЧ РТЙУХЭБ ОЕ ПДОПК РПЬЪЙЙ, ОП УЧПКУФЧЕООБ ЧУСЛПК ТЕЮЙ . ” (У. 164).

“. ЕУМЙ РПУМЕДПЧБФЕМШОЩЕ УПЪЧХЮЙС ОЕ НПЗХФ ДБФШ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П УПУХЭЕУФЧХАЭЙИ РТЕДНЕФБИ, ФП С ОЕ РПОЙНБА, ЛБЛ НПЦЕФ ТЕЮШ ЧЩЪЩЧБФШ УЧСЪОЩЕ ПВТБЪОЩЕ РПОСФЙС; РПФПНХ ЮФП РПУМЕДПЧБФЕМШОЩЕ ЪЧХЛЙ ОЕ УЧСЪБОЩ ДТХЗ У ДТХЗПН. ЛБЛ ЙЪ НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ЮБУФЙЮОЩИ РПОСФЙК НПЦЕФ УМПЦЙФШУС Ч ДХЫЕ ОЕЮФП ГЕМПЕ: ОБРТЙНЕТ, ПДБ, ДПЛБЪБФЕМШУФЧП, ФТБЗЕДЙС; РПФПНХ ЮФП ЧУС РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ЪЧХЛПЧ ОЕ НПЦЕФ УПЪДБФШ РПДПВОПЗП ГЕМПЗП . ” (У. 165).

“. ОЕМШЪС ПГЕОЙЧБФШ ПДХ рЙОДБТБ ЛБЛ ЬРПРЕА, Ч ЛПФПТПК ПФУХФУФЧХЕФ РПУФХРБФЕМШОПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ; РЕУОА — ЛБЛ ЛБТФЙОХ, ЛПФПТПК ОЕДПУФБЕФ ЮЕФЛЙИ ПЮЕТФБОЙК; ОБЪЙДБФЕМШОПЕ УФЙИПФЧПТЕОЙЕ — ЛБЛ ВБУОА, Б ВБУОА — ЛБЛ ПРЙУБФЕМШОХА РПЬЪЙА” (У. 172).

з. ч. ж. зЕЗЕМШ. ьУФЕФЙЛБ Ч 4-И Ф. н, 1971, Ф.3., У.343, 348-352.

«рПЬЪЙС, УМПЧЕУОПЕ ЙУЛХУУФЧП ЕУФШ ГЕМПУФОПУФШ, ПВЯЕДЙОСАЭБС Ч УЕВЕ ОБ ВПМЕЕ ЧЩУПЛПК УФХРЕОЙ, Ч ПВМБУФЙ УБНПК ДХИПЧОПК ЧОХФТЕООЕК ЦЙЪОЙ, ЛТБКОПУФЙ, РТЕДУФБЧМЕООЩЕ РМБУФЙЮЕУЛЙНЙ ЙУЛХУУФЧБНЙ Й НХЪЩЛПК. йВП, У ПДОПК УФПТПОЩ, Ч РПЬФЙЮЕУЛПН ЙУЛХУУФЧЕ, ЛБЛ Й НХЪЩЛЕ, УПДЕТЦЙФУС ОБЮБМП ЧОХФТЕООЕК ЦЙЪОЙ, ЧОЙНБАЭЕК УБНПК УЕВЕ, ОБЮБМП, ЛПФПТПЗП ЕЭЕ МЙЫЕОЩ БТИЙФЕЛФХТБ, УЛХМШРФХТБ Й ЦЙЧПРЙУШ. у ДТХЗПК УФПТПОЩ, Ч УЖЕТЕ ЧОХФТЕООЕЗП РТЕДУФБЧМЕОЙС, УПЪЕТГБОЙС Й ЮХЧУФЧПЧБОЙС РПЬЪЙС УБНБ УПЪДБЕФ ЫЙТПЛЙК ПВЯЕЛФЙЧОЩК НЙТ, ПФОАДШ ОЕ ФЕТСАЭЙК ПРТЕДЕМЕООПУФЙ, РТЙУХЭЕК УЛХМШРФХТЕ Й ЦЙЧПРЙУЙ, Й УРПУПВОЩК У ЗПТБЪДП ВПМШЫЕК РПМОПФПК, ЮЕН ЛБЛПЕ-МЙВП ДТХЗПЕ ЙУЛХУУФЧП, РТЕДУФБЧЙФШ ЧП ЧУЕК ЫЙТПФЕ ГЕМПУФОПУФШ УПВЩФЙС, РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ, УНЕОХ ДХЫЕЧОЩИ ОБУФТПЕОЙК, УФТБУФЕК, РТЕДУФБЧМЕОЙК Й ЪБЛПОЮЕООЩК ИПД ЛБЛПЗП-МЙВП ДЕКУФЧЙС»

«х УМПЧЕУОПЗП ЙУЛХУУФЧБ Ч ПФОПЫЕОЙЙ ЛБЛ ЕЗП УПДЕТЦБОЙС, ФБЛ Й УРПУПВБ ЕЗП ЙЪМПЦЕОЙС ОЕЙЪНЕТЙНП ВПМЕЕ ЫЙТПЛПЕ РПМЕ, ЮЕН Х ЧУЕИ ПУФБМШОЩИ ЙУЛХУУФЧ. мАВПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ХУЧБЙЧБЕФУС Й ЖПТНЙТХЕФУС РПЬЪЙЕК, ЧУЕ РТЕДНЕФЩ ДХИБ Й РТЙТПДЩ, УПВЩФЙС, ЙУФПТЙЙ, ДЕСОЙС, РПУФХРЛЙ, ЧОЕЫОЙЕ Й ЧОХФТЕООЙЕ УПУФПСОЙС»

« ХЦЕ ОЕ УЧСЪБОБ ЙУЛМАЮЙФЕМШОП У ЛБЛПК-МЙВП ПРТЕДЕМЕООПК ИХДПЦЕУФЧЕООПК ЖПТНПК, ОП УФБОПЧЙФУС ЧУЕПВЭЙН ЙУЛХУУФЧПН, УРПУПВОЩН Ч МАВПК ЖПТНЕ ТБЪТБВБФЩЧБФШ Й ЧЩУЛБЪЩЧБФШ МАВПЕ УПДЕТЦБОЙЕ, ЛПФПТПЕ ЧППВЭЕ НПЦЕФ ЧПКФЙ Ч ЖБОФБЪЙА, РПУЛПМШЛХ ОБУФПСЭЙН ЕЕ НБФЕТЙБМПН ПУФБЕФУС УБНБ ЖБОФБЪЙС, ЬФБ ЧУЕПВЭБС ПУОПЧБ ЧУЕИ ЖПТН ЙУЛХУУФЧБ Й ЧУЕИ ПФДЕМШОЩИ ЙУЛХУУФЧ».

фЩОСОПЧ а.о. йММАУФТБГЙЙ // фЩОСОПЧ а.о. рПЬФЙЛБ. йУФПТЙС МЙФЕТБФХТЩ. лЙОП. н., 1977.

«. УРЕГЙЖЙЮЕУЛБС ЛПОЛТЕФОПУФШ РПЬЪЙЙ РТСНП РТПФЙЧПРПМПЦОБ ЦЙЧПРЙУОПК ЛПОЛТЕФОПУФЙ: ЮЕН ЦЙЧЕЕ, ПЭХФЙНЕЕ РПЬФЙЮЕУЛПЕ УМПЧП, ФЕН НЕОЕЕ ПОП РЕТЕЧПДЙНП ОБ РМБО ЦЙЧПРЙУЙ. лПОЛТЕФОПУФШ РПЬФЙЮЕУЛПЗП УМПЧБ ОЕ Ч ЪТЙФЕМШОПН ПВТБЪЕ, УФПСЭЕН ЪБ ОЙН, — ЬФБ УФПТПОБ Ч УМПЧЕ ЛТБКОЕ ТБЪПТЧБОБ Й УНХФОБ (ф. нБКЕТ), ПОБ — Ч УЧПЕПВТБЪОПН РТПГЕУУЕ ЙЪНЕОЕОЙС ЪОБЮЕОЙС УМПЧБ, ЛПФПТПЕ ДЕМБЕФ ЕЗП ЦЙЧЩН Й ОПЧЩН. пУОПЧОПК РТЙЕН ЛПОЛТЕФЙЪБГЙЙ УМПЧБ — УТБЧОЕОЙЕ, НЕФБЖПТБ — ВЕУУНЩУМЕО ДМС ЦЙЧПРЙУЙ» (У. 311).

«ъБНБОЮЙЧБС РЕТУРЕЛФЙЧБ ЙММАУФТЙТПЧБФШ «оПУ» ОЕ РПФПНХ ОЕЧПЪНПЦОБ, ЮФП Ч ЦЙЧПРЙУЙ ФТХДОП УМЙСОЙЕ ЗТПФЕУЛБ У ВЩФПН. оП ЧУЕ Ч «оПУЕ» ПУОПЧБОП ОБ ЮЙУФП УМПЧЕУОПН УФЕТЦОЕ: ЪБРЕЮЕООЩК Ч ИМЕВ ОПУ НБКПТБ лПЧБМЕЧБ ПФПЦДЕУФЧМЕО Й РПДНЕОЕО ОЕХМПЧЙНЩН оПУПН, УБДСЭЙНУС Ч ДЙМЙЦБОУ Й УПВЙТБАЭЙНУС ХДТБФШ Ч тЙЗХ. уИЧБЮЕООЩК ЛЧБТФБМШОЩН ПО РТЙОЕУЕО Ч ФТСРПЮЛЕ УЧПЕНХ ЧМБДЕМШГХ. чУСЛБС ЙММАУФТБГЙС ДПМЦОБ ВЕЪОБДЕЦОП РПЗХВЙФШ ЬФХ ЙЗТХ, ЧУСЛБС ЦЙЧПРЙУОБС ЛПОЛТЕФЙЪБГЙС оПУБ УДЕМБЕФ МЕЗЛХА РПДНЕОХ ЕЗП ОПУПН РТПУФП ВЕУУНЩУМЕООПК» (У. 312).

«фБЛ ДЕМП ПВУФПЙФ, РП-ЧЙДЙНПНХ, ОЕ ФПМШЛП Ч ПФОПЫЕОЙЙ УМПЧБ Й ЦЙЧПРЙУЙ, оПЙ Ч ПФОПЫЕОЙСИ НХЪЩЛЙ Л УМПЧХ.

уБНЩК НПФЙЧЙТПЧБООЩК ЕЕ ТСД – РТПЗТБННОБС НХЪЩЛБ – ПЛБЪЩЧБЕФУС, ОЕ ЧУЕЗДБ НПЦЕФ ЙММАУФТЙТПЧБФШУС УМПЧПН. юБКЛПЧУЛЙК РЙУБМ фБОЕЕЧХ П 4-К УЙНЖПОЙЙ: уЙНЖПОЙС НПС, ТБЪХНЕЕФУС, РТПЗТБННОБС, ОП РТПЗТБННБ ЬФБ ФБЛПЧБ, ЮФП ЖПТНХМЙТПЧБФШ ЕЕ УМПЧБНЙ ОЕФ ОЙЛБЛПК ЧПЪНПЦОПУФЙ, ЬФП ЧПЪВХДЙМП ВЩ ОБУНЕЫЛЙ Й РПЛБЪБМПУШ ВЩ ЛПНЙЮОП» (У.314-315).

« чУСЛПЕ ЦЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙЕ, РТЕФЕОДХАЭЕЕ ОБ ЙММАУФТБГЙА ДТХЗПЗП, ВХДЕФ ЙУЛБЦЕОЙЕН Й УХЦЕОЙЕН ЕЗП. дБЦЕ ТЙУХОЛЙ УБНПЗП РПЬФБ Л УЧПЙН РТПЙЪЧЕДЕОЙСН ОБЧСЪЩЧБАФ ЙИ ОЕПВСЪБФЕМШОПЕ ЙУФПМЛПЧБОЙЕ, ТБЧОП ЛБЛ ФБЛЙН ЙУФПМЛПЧБОЙЕН РП ПФОПЫЕОЙА Л ТЙУХОЛХ ВХДХФ ЕЗП МЙФЕТБФХТОЩЕ ЛПННЕОФБТЙЙ.

нОЕ НПЗХФ ЧПЪТБЪЙФШ ФБЛЦЕ, ЮФП УХЭЕУФЧХАФ УАЦЕФОЩЕ ЧЕЭЙ, Ч ЛПФПТЩИ УМПЧП УФЕТФП, УХФШ ЛПФПТЩИ Ч УАЦЕФОПК ДЙОБНЙЛЕ, Й ЮФП ФБЛЙЕ ЧЕЭЙ ПФ ЙММАУФТБГЙК ОЕ РПУФТБДБАФ. пДОБЛП ЬФП ФПМШЛП ФБЛ ЛБЦЕФУС.

дЕМП Ч ФПН, ЮФП ПДОП – ЖБВХМБ, ДТХЗПЕ – УАЦЕФ. жБВХМБ – ЬФП УФБФЙЮЕУЛБС ГЕРШ ПФОПЫЕОЙК, УЧСЪЕК ЧЕЭЕК, ПФЧМЕЮЕООБС ПФ УМПЧЕУОПК ДЙОБНЙЛЙ РТПЙЪЧЕДЕОЙС. уАЦЕФ – ЬФП ФЕ ЦЕ УЧСЪЙ Й ПФОПЫЕОЙС Ч УМПЧЕУОПК ДЙОБНЙЛЕ. йЪЩНБС ДЕФБМШ ЙЪ РТПЙЪЧЕДЕОЙС (ДМС ЙММАУФТБГЙЙ), НЩ ЙЪЩНБЕН ЖБВХМШОХА ДЕФБМШ, ОП НЩ ОЕ НПЦЕН ОЙЮЕН Ч ЙММАУФТБГЙЙ РПДЮЕТЛОХФШ ЕЕ УАЦЕФОЩК ЧЕУ. рПСУОЙН ЬФП. рХУФШ РЕТЕД ОБНЙ ДЕФБМШ: «РПЗПОС ЪБ ЗЕТПЕН». жБВХМШОБС ЪОБЮЙНПУФШ ЕЕ СУОБ – ПОБ «ФБЛБС-ФП» Ч ГЕРЙ ПФОПЫЕОЙК ЗЕТПЕЧ. оП УАЦЕФОБС ЕЕ ЪОБЮЙНПУФШ ЧПЧУЕ ОЕ ФБЛ РТПУФБ – ДЕФБМШ НПЦЕФ ЪБОЙНБФШ Ч ТБЪЧЕТФЩЧБОЙЙ УАЦЕФБ (ФЕТНЙО чЙЛФ. ыЛМПЧУЛПЗП) ФП ПДОП, ФП ДТХЗПЕ НЕУФП – УНПФТС РП МЙФЕТБФХТОПНХ ЧТЕНЕОЙ, ХДЕМСЕНПНХ ЕК, Й РП УФЕРЕОЙ ЕЕ УФЙМЙУФЙЮЕУЛПЗП ЧЩДЕМЕОЙС. йММАУФТБГЙС ДБЕФ ЖБВХМШОХА ДЕФБМШ – ОЙЛПЗДБ ОЕ УАЦЕФОХА… пОБ ЖБВХМПК ЪБЗТПНПЦДБЕФ УАЦЕФ» (317-318).

вБИФЙО н. н. уМПЧП Ч ТПНБОЕ (1934-1935) // вБИФЙО н. н. чПРТПУЩ МЙФЕТБФХТЩ Й ЬУФЕФЙЛЙ. н., 1975. У. 145-149.

«юЕМПЧЕЛ Ч ТПНБОЕ – УХЭЕУФЧЕООП ЗПЧПТСЭЙК ЮЕМПЧЕЛ; ТПНБО ОХЦДБЕФУС Ч ЗПЧПТСЭЙИ МАДСИ, РТЙОПУСЭЙИ УЧПЕ ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛПЕ УЧПЕПВТБЪОПЕ УМПЧП, УЧПК СЪЩЛ.

пУОПЧОПК «УРЕГЙЖЙГЙТХАЭЙК РТЕДНЕФ ТПНБООПЗП ЦБОТБ, УПЪДБАЭЙК ЕЗП УФЙМЙУФЙЮЕУЛПЕ УЧПЕПВТБЪЙЕ, — З П Ч П Т С Э Й К ЮЕМПЧЕЛ Й Е З П У М П Ч П.

дМС РТБЧЙМШОПЗП РПОЙНБОЙС ЬФПЗП ХФЧЕТЦДЕОЙС ОЕПВИПДЙНП УП ЧУЕК ЮЕФЛПУФША ПФФЕОЙФШ ФТЙ НПНЕОФБ:

1. зПЧПТСЭЙК ЮЕМПЧЕЛ Й ЕЗП УМПЧП Ч ТПНБОЕ ЕУФШ РТЕДНЕФ УМПЧЕУОПЗП ЦЕ Й ИХДПЦЕУФЧЕООПЗП ЙЪПВТБЦЕОЙС. уМПЧП ЗПЧПТСЭЕЗП ЮЕМПЧЕЛБ Ч ТПНБОЕ ОЕ РТПУФП РЕТЕДБЕФУС Й ОЕ ЧПУРТПЙЪЧПДЙФУС, Б ЙНЕООП ИХДПЦЕУФЧЕООП ЙЪПВТБЦБЕФУС Й РТЙФПН – Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ДТБНЩ – ЙЪПВТБЦБЕФУС УМПЧПН ЦЕ (БЧФПТУЛЙН). оП ЗПЧПТСЭЙК ЮЕМПЧЕЛ Й ЕЗП УМПЧП, ЛБЛ РТЕДНЕФ УМПЧБ, — РТЕДНЕФ УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙК: П УМПЧЕ ОЕМШЪС ЗПЧПТЙФШ ФБЛ, ЛБЛ П ДТХЗЙИ РТЕДНЕФБИ ТЕЮЙ – П ВЕЪЗМБУОЩИ ЧЕЭБИ, СЧМЕОЙСИ УПВЩФЙСИ Й Ф. Р., ПОП ФТЕВХЕФ УПЧУЕН ПУПВЩИ ЖПТНБМШОЩИ РТЙЕНПЧ ТЕЮЙ Й УМПЧЕУОПЗП ЙЪПВТБЦЕОЙС.

2. зПЧПТСЭЙК ЮЕМПЧЕЛ Ч ТПНБОЕ – УХЭЕУФЧЕООП УПГЙБМШОЩК ЮЕМПЧЕЛ, ЙУФПТЙЮЕУЛЙ ЛПОЛТЕФОЩК Й ПРТЕДЕМЕООЩК, Й ЕЗП УМПЧП – УПГЙБМШОЩК СЪЩЛ (ИПФС Й Ч ЪБЮБФЛЕ), Б ОЕ «ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК ДЙБМЕЛФ». йОДЙЧЙДХБМШОЩК ИБТБЛФЕТ Й ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ УХДШВЩ Й ФПМШЛП ЙНЙ ПРТЕДЕМСЕНПЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОПЕ УМПЧП УБНЙ РП УЕВЕ ВЕЪТБЪМЙЮОЩ ДМС ТПНБОБ. пУПВЕООПУФЙ УМПЧБ ЗЕТПС ЧУЕЗДБ РТЕФЕОДХАФ ОБ ЙЪЧЕУФОХА УПГЙБМШОХА ЪОБЮЙНПУФШ, УПГЙБМШОХА ТБУРТПУФТБОЕООПУФШ, ЬФП – РПФЕОГЙБМШОЩЕ СЪЩЛЙ. рПЬФПНХ УМПЧП ЗЕТПС Й НПЦЕФ ВЩФШ ЖБЛФПТПН, ТБУУМПСАЭЙН СЪЩЛ, ЧОПУСЭЙН Ч ОЕЗП ТБЪОПТЕЮЙЕ.

3. зПЧПТСЭЙК ЮЕМПЧЕЛ Ч ТПНБОЕ – ЧУЕЗДБ Ч ФПК ЙМЙ ЙОПК УФЕРЕОЙ ЙДЕПМПЗ, Б ЕЗП УМПЧБ ЧУЕЗДБ ЙДЕПМПЗЕНБ. пУПВЩК СЪЩЛ Ч ТПНБОЕ – ЧУЕЗДБ ПУПВБС ФПЮЛБ ЪТЕОЙС ОБ НЙТ, РТЕФЕОДХАЭБС ОБ УПГЙБМШОХА ЪОБЮЙНПУФШ. йНЕООП ЛБЛ ЙДЕПМПЗЕНБ УМПЧП Й УФБОПЧЙФУС РТЕДНЕФПН ЙЪПВТБЦЕОЙС Ч ТПНБОЕ, Й РПФПНХ ТПНБО ОЕ РПДЧЕТЗБЕФУС ОЙЛБЛПК ПРБУОПУФЙ УФБФШ ВЕУРТЕДНЕФОПК УМПЧЕУОПК ЙЗТПК».

« пВЩЮОП ЗЕТПК ДЕКУФЧХЕФ Ч ТПНБОЕ ОЕ НЕОШЫЕ, ЮЕН Ч ЬРПУЕ. уХЭЕУФЧЕООПЕ ПФМЙЮЙЕ ЕЗП ПФ ЬРЙЮЕУЛПЗП ЗЕТПС Ч ФПН, ЮФП ПО ОЕ ФПМШЛП ДЕКУФЧХЕФ, ОП Й ЗПЧПТЙФ, Й ЮФП ДЕКУФЧЙЕ ЕЗП ОЕ ПВЭЕЪОБЮЙНП Й ОЕ ВЕУУРПТОП Й УПЧЕТЫБЕФУС ОЕ Ч ПВЭЕЪОБЮЙНПН Й ВЕУУРПТОПН ЬРЙЮЕУЛПН НЙТЕ. рПЬФПНХ ФБЛПЕ ДЕКУФЧЙЕ ЧУЕЗДБ ОХЦДБЕФУС Ч ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛПК ПЗПЧПТЛЕ, ЪБ ОЙН ЧУЕЗДБ ПРТЕДЕМЕООБС ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛБС РПЪЙГЙС, ОЕ ЕДЙОУФЧЕООП ЧПЪНПЦОБС Й РПФПНХ ПУРПТЙНБС. ьРЙЮЕУЛЙК ЗЕТПК НПЦЕФ, ЛПОЕЮОП, РТПЙЪОПУЙФШ ДМЙООЩЕ ТЕЮЙ (Б ТПНБООЩК ЗЕТПК НПМЮБФШ), ОП ЕЗП УМПЧП ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛЙ ОЕ ЧЩДЕМЕОП (ЧЩДЕМЕОП ПОП МЙЫШ ЖПТНБМШОП – ЛПНРПЪЙГЙПООП Й УАЦЕФОП), ПОП УМЙЧБЕФУС У БЧФПТУЛЙН УМПЧПН».

«зПЧПТСЭЙК ЮЕМПЧЕЛ Ч ТПНБОЕ… ЧПЧУЕ ОЕ ПВСЪБФЕМШОП ДПМЦЕО ВЩФШ ЧПРМПЭЕО Ч ЗЕТПС… сЪЩЛЙ ТБЪОПТЕЮЙС ЧИПДСФ Ч ТПНБО Ч ЖПТНЕ ВЕЪМЙЮОЩИ РБТПДЙКОЩИ УФЙМЙЪБГЙК…, ОЕРБТПДЙКОЩИ УФЙМЙЪБГЙК, Ч ЧЙДЕ ЧУФБЧОЩИ ЦБОТПЧ, Ч ЖПТНБИ ХУМПЧОЩИ БЧФПТПЧ, Ч ЖПТНЕ УЛБЪБ; ОБЛПОЕГ, ДБЦЕ Й ВЕЪХУМПЧОБС БЧФПТУЛБС ТЕЮШ, РПУЛПМШЛХ ПОБ РПМЕНЙЮОБ Й БРПМПЗЕФЙЮОБ, ФП ЕУФШ РТПФЙЧПРПУФБЧМСЕФ УЕВС ЛБЛ ПУПВЩК СЪЩЛ ДТХЗЙН СЪЩЛБН ТБЪОПТЕЮЙС, ДП ЙЪЧЕУФОПК УФЕРЕОЙ УПУТЕДПФПЮЕОБ ОБ УЕВЕ, ФП ЕУФШ ОЕ ФПМШЛП ЙЪПВТБЦБЕФ, ОП Й ЙЪПВТБЦБЕФУС».

«…дМС ТПНБООПЗП ЦБОТБ ИБТБЛФЕТЕО ОЕ ПВТБЪ ЮЕМПЧЕЛБ УБНПЗП РП УЕВЕ, Б ЙНЕООП ПВТБЪ СЪЩЛБ.» (У. 145-149).

чПМПЫЙОПЧ ч.о. (вБИФЙО н.н.). нБТЛУЙЪН Й ЖЙМПУПЖЙС СЪЩЛБ [1929].

(ЙЪ зМБЧЩ 1. оБХЛБ ПВ ЙДЕПМПЗЙСИ Й ЖЙМПУПЖЙС СЪЩЛБ (У. 13-20)).

“чУСЛЙК ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛЙК РТПДХЛФ СЧМСЕФУС ОЕ ФПМШЛП ЮБУФША ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ — РТЙТПДОПК Й УПГЙБМШОПК — ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ФЕМП, ПТХДЙЕ РТПЙЪЧПДУФЧБ ЙМЙ РТПДХЛФ РПФТЕВМЕОЙС, ОП, ЛТПНЕ ФПЗП, Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ РЕТЕЮЙУМЕООЩИ СЧМЕОЙК, ПФТБЦБЕФ Й РТЕМПНМСЕФ ДТХЗХА, ЧОЕ ЕЗП ОБИПДСЭХАУС ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФШ. чУЕ ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛПЕ ПВМБДБЕФ ЪОБЮЕОЙЕН: ПОП РТЕДУФБЧМСЕФ, ЙЪПВТБЦБЕФ, ЪБНЕЭБЕФ ОЕЮФП ЧОЕ ЕЗП ОБИПДСЭЕЕУС, Ф. Е. СЧМСЕФУС ЪОБЛПН. зДЕ ОЕФ ЪОБЛБ, ФБН ОЕФ Й ЙДЕПМПЗЙЙ”.

“. ТСДПН У РТЙТПДОЩНЙ СЧМЕОЙСНЙ, РТЕДНЕФБНЙ ФЕИОЙЛЙ Й РТПДХЛФБНЙ РПФТЕВМЕОЙС УХЭЕУФЧХЕФ ПУПВЩК НЙТ — НЙТ ЪОБЛПЧ УАДБ ЧИПДСФ Й ИХДПЦЕУФЧЕООЩК ПВТБЪ, Й ТЕМЙЗЙПЪОЩК УЙНЧПМ, Й ОБХЮОБС ЖПТНХМБ, Й РТБЧПЧБС ОПТНБ Й Ф. Д.”.

“йОДЙЧЙДХБМШОПЕ УПЪОБОЙЕ РЙФБЕФУС ЪОБЛБНЙ, ЧЩТБУФБЕФ ЙЪ ОЙИ, ПФТБЦБЕФ Ч УЕВЕ ЙИ МПЗЙЛХ Й ЙИ ЪБЛПОПНЕТОПУФШ CПЪОБОЙЕ НПЦЕФ РТЙАФЙФШУС ФПМШЛП Ч ПВТБЪЕ, Ч УМПЧЕ, Ч ЪОБЮБЭЕН ЦЕУФЕ Й Ф. Р.”.

уМПЧП — ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛЙК ЖЕОПНЕО par exellence. чУС ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФШ УМПЧБ ЧУЕГЕМП ТБУФЧПТСЕФУС Ч ЕЗП ЖХОЛГЙЙ ВЩФШ ЪОБЛПН уМПЧП СЧМСЕФУС ОЕ ФПМШЛП ОБЙВПМЕЕ РПЛБЪБФЕМШОЩН Й ЮЙУФЩН ЪОБЛПН, УМПЧП СЧМСЕФУС, ЛТПНЕ ФПЗП, ОЕКФТБМШОЩН ЪОБЛПН. чЕУШ ПУФБМШОПК ЪОБЛПЧЩК НБФЕТЙБМ УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБО РП ПФДЕМШОЩН ПВМБУФСН ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП ФЧПТЮЕУФЧБ”. уМПЧП “НПЦЕФ ОЕУФЙ МАВХА ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛХА ЖХОЛГЙА: ОБХЮОХА, ЬУФЕФЙЮЕУЛХА, НПТБМШОХА, ТЕМЙЗЙПЪОХА”. “. НБФЕТЙБМПН ЦЙЪОЕООПЗП ПВЭЕОЙС СЧМСЕФУС РП РТЕЙНХЭЕУФЧХ УМПЧП”. “. УМПЧП УФБМП ЪОБЛПЧЩН НБФЕТЙБМПН ЧОХФТЕООЕК ЦЙЪОЙ — УПЪОБОЙС (ЧОХФТЕООСС ТЕЮШ)”.

“уМПЧП УПРТПЧПЦДБЕФ Й ЛПННЕОФЙТХЕФ ЧУСЛЙК ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛЙК БЛФ. рТПГЕУУЩ РПОЙНБОЙС ЛБЛПЗП ВЩ ФП ОЙ ВЩМП ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП СЧМЕОЙС (ЛБТФЙОЩ, НХЪЩЛЙ, ПВТСДБ, РПУФХРЛБ) ОЕ ПУХЭЕУФЧМСАФУС ВЕЪ ХЮБУФЙС ЧОХФТЕООЕК ТЕЮЙ”. “чУЕ ОЕЪБНЕОЙНЩЕ УМПЧПН ЙДЕПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ЪОБЛЙ ПРЙТБАФУС ОБ УМПЧП Й УПРТПЧПЦДБАФУС УМПЧПН, ЛБЛ РЕОЙЕ УПРТПЧПЦДБЕФУС БЛЛПНРБОЕНЕОФПН. оЙ ПДЙО ЛХМШФХТОЩК ЪОБЛ, ЕУМЙ ПО РПОСФ Й ПУНЩУМЕО, ОЕ ПУФБЕФУС ЙЪПМЙТПЧБООЩН, ОП ЧИПДЙФ Ч ЕДЙОУФЧП УМПЧЕУОП ПЖПТНМЕООПЗП УПЪОБОЙС”.

иБМЙЪЕЧ ч.е. фЕПТЙС МЙФЕТБФХТЩ. н, 2005.(зМ. II. мЙФЕТБФХТБ ЛБЛ ЧЙД ЙУЛХУУФЧБ).

4. оЕЧЕЭЕУФЧЕООПУФШ ПВТБЪПЧ Ч МЙФЕТБФХТЕ.

“уМПЧЕУОЩЕ ЛБТФЙОЩ (ЙЪПВТБЦЕОЙС) Ч ПФМЙЮЙЕ ПФ ЦЙЧПРЙУОЩИ, УЛХМШРФХТОЩИ, УГЕОЙЮЕУЛЙИ, ЬЛТБООЩИ СЧМСАФУС ОЕЧЕЭЕУФЧЕООЩНЙ. фП ЕУФШ Ч МЙФЕТБФХТЕ РТЙУХФУФЧХЕФ ЙЪПВТБЪЙФЕМШОПУФШ (РТЕДНЕФОПУФШ), ОП ОЕФ РТСНПК ОБЗМСДОПУФЙ ЙЪПВТБЦЕОЙК. мЙФЕТБФХТПК ПУЧБЙЧБЕФУС ХНПРПУФЙЗБЕНБС ГЕМПУФОПУФШ РТЕДНЕФПЧ Й СЧМЕОЙК, ОП ОЕ ЙИ ЮХЧУФЧЕООП ЧПУРТЙОЙНБЕНЩК ПВМЙЛ вХДХЮЙ ОЕЧЕЭЕУФЧЕООЩНЙ Й МЙЫЕООЩНЙ ОБЗМСДОПУФЙ, УМПЧЕУОП-ИХДПЦЕУФЧЕООЩЕ ПВТБЪЩ ЧНЕУФЕ У ФЕН ЦЙЧПРЙУХАФ ЧЩНЩЫМЕООХА ТЕБМШОПУФШ Й БРЕММЙТХАФ Л ЪТЕОЙА ЮЙФБФЕМС. ьФХ УФПТПОХ МЙФЕТБФХТОЩИ РТПЙЪЧЕДЕОЙК ОБЪЩЧБАФ УМПЧЕУОПК РМБУФЙЛПК. уМПЧЕУОЩНЙ РТПЙЪЧЕДЕОЙСНЙ ЪБРЕЮБФМЕЧБАФУС Ч ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ УХВЯЕЛФЙЧОЩЕ ТЕБЛГЙЙ ОБ РТЕДНЕФОЩК НЙТ, ОЕЦЕМЙ УБНЙ РТЕДНЕФЩ ЛБЛ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ЧЙДЙНЩЕ.

пДОБЛП Ч МЙФЕТБФХТОЩИ РТПЙЪЧЕДЕОЙСИ ОЕПФЯЕНМЕНП ЧБЦОЩ Й «ОЕРМБУФЙЮЕУЛЙЕ» ОБЮБМБ ПВТБЪОПУФЙ: УЖЕТБ РУЙИПМПЗЙЙ Й НЩУМЙ РЕТУПОБЦЕК, МЙТЙЮЕУЛЙИ ЗЕТПЕЧ, РПЧЕУФЧПЧБФЕМЕК, ЧПРМПЭБАЭБСУС Ч ДЙБМПЗБИ Й НПОПМПЗБИ. у ФЕЮЕОЙЕН ЙУФПТЙЮЕУЛПЗП ЧТЕНЕОЙ ЙНЕООП ЬФБ УФПТПОБ «РТЕДНЕОПУФЙ» УМПЧЕУОПЗП ЙУЛХУУФЧБ ЧЩДЧЙЗБМБУШ ОБ РЕТЧЩК РМБО, ФЕУОС ФТБДЙГЙПООХА РМБУФЙЛХ» (У. 107-108).

5.мЙФЕТБФХТБ ЛБЛ ЙУЛХУУФЧП УМПЧБ. тЕЮШ ЛБЛ РТЕДНЕФ ЙЪПВТБЦЕОЙС.

«иХДПЦЕУФЧЕООБС МЙФЕТБФХТБ – СЧМЕОЙЕ НОПЗП РМБОПЧПЕ. ч ЕЕ УПУФБЧЕ ЧЩДЕМЙНЩ ДЧЕ ПУОПЧОЩЕ УФПТПОЩ. рЕТЧБС – ЬФП ЧЩНЩЫМЕООБС РТЕДНЕФОПУФШ, ПВТБЪЩ «ЧОЕУМПЧЕУОПК» ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ… чФПТБС – УПВУФЧЕООП ТЕЮЕЧЩЕ ЛПОУФТХЛГЙЙ, УМПЧЕУОЩЕ УФТХЛФХТЩ. дЧХИБУРЕЛФОПУФШ МЙФЕТБФХТОЩИ РТПЙЪЧЕДЕОЙК ДБМБ ХЮЕОЩН ПУОПЧБОЙЕ ЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП ИХДПЦЕУФЧЕООБС УМПЧЕУОПУФШ УПЧНЕЭБЕФ Ч УЕВЕ ДЧБ ТБЪОЩИ ЙУЛХУУФЧБ: ЙУЛХУУФЧП ЧЩНЩУМБ (СЧМЕООПЕ ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН Ч ВЕММЕФТЙУФЙЮЕУЛПК РТПЪЕ, УТБЧОЙФЕМШОП МЕЗЛП РЕТЕЧПДЙНПК ОБ ДТХЗЙЕ СЪЩЛЙ) Й ЙУЛХУУФЧП УМПЧБ ЛБЛ ФБЛПЧПЕ (ПРТЕДЕМСАЭЕЕ ПВМЙЛ РПЬЪЙЙ, ЛПФПТБС ХФТБЮЙЧБЕФ Ч РЕТЕЧПДБИ ЕДЧБ МЙ ОЕ УБНПЕ ЗМБЧОПЕ).

«лБЛ ЧЙДОП, ПВТБЪОПУФШ МЙФЕТБФХТОПЗП РТПЙЪЧЕДЕОЙС ДЧХРМБОПЧБ Й ЕЗП ФЕЛУФ УПУФБЧМСЕФ ЕДЙОУФЧП ДЧХИ «ОЕТЧХЭЙИУС МЙОЙК». ьФП, ЧП-РЕТЧЩИ, ГЕРШ УМПЧЕУОЩИ ПВПЪОБЮЕОЙК «ЧОЕУМПЧЕУОПК» ТЕБМШОПУФЙ Й, ЧП-ЧФПТЩИ, ТСД ЛПНХ-ФП РТЙОБДМЕЦБЭЙИ (РПЧЕУФЧПЧБФЕМА, МЙТЙЮЕУЛПНХ ЗЕТПА, РЕТУПОБЦБН) ЧЩУЛБЪЩЧБОЙК, ВМБЗПДБТС ЛПФПТЩН МЙФЕТБФХТБ ЧРТСНХА ПУЧБЙЧБЕФ РТПГЕУУЩ НЩЫМЕОЙС МАДЕК Й ЙИ ЬНПГЙЙ, ЫЙТПЛП ЪБРЕЮБФМЕЧБЕФ ЙИ ДХИПЧОПЕ ( Ч ФПН ЮЙУМЕ ЙОФЕММЕЛФХБМШОПЕ) ПВЭЕОЙЕ, ЮЕЗП ОЕ ДБОП ДТХЗЙН, «ЧОЕУМПЧЕУОЩН» ЙУЛХУУФЧБН»(У.109-110).

рТЙ РПДЗПФПЧЛЕ ДБООПЗП РТЙМПЦЕОЙС ВЩМЙ ЙУРПМШЪПЧБОЩ Ч ФПН ЮЙУМЕ НБФЕТЙБМЩ ИТЕУФПНБФЙЙ «фЕПТЕФЙЮЕУЛБС РПЬФЙЛБ: рПОСФЙС Й ПРТЕДЕМЕОЙС» (бЧФПТ-УПУФ. — о. д. фБНБТЮЕОЛП). н., тззх, 1999 .

litved.rsu.ru

Еще по теме:

  • Кадетская школа в москве с проживанием для девочек ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ Информация, адреса, документы, отзывы . Гос. образование Частное образование Доп. образование Доп. развитие Кадетские школы Москвы Все Кадетские школы Москвы Кадетская школа - начальное военно-учебное […]
  • Справка общий стаж работы образец Зачем нужна справка о трудовом стаже, и как ее подготовить Пока действуют трудовые книжки, их нужно заполнять по инструкции. Если книжка потеряна или испорчена, заполняется дубликат. Но в него тоже нужно вписывать сведения о том, где и кем […]
  • Как увеличить пенсию чернобыльцу Пенсия пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф Для людей, относящихся к пострадавшим от радиационных и техногенных аварий и катастроф, назначаются ежемесячные выплаты в целях компенсации вреда. Особое внимание уделяется […]
  • В судебниках имущественные наказания Образовательный портал - все для студента юриста. Преступления и наказания по судебникам 1497 и 1550 г В судебнике 1497 г. нет определение понятия "преступление", используется термин «лихое дело».В качестве объекта преступления […]
  • Увеличение пенсий мвд когда Последние изменения в вопросе предоставления пенсионного обеспечения бывшим сотрудникам МВД Начало нового года всегда таит в себе ожидание каких либо изменений. Многие граждане нашей страны, которые получают военные пенсии, интересуются последними […]
  • Льготы матерям одиночкам во владимирской области Детские пособия во Владимире и Владимирской области Во Владимирской области действуют все федеральные и большинство региональных пособий, характерных для остальной территории страны. Социальная помощь положена беременным, только что родившим и […]