Законы и статьи о сми

Закон «О СМИ»

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
«О средствах массовой информации»

С изменениями и дополнениями от:

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля 2018 г.

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 декабря 1991 года

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.

За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) 2018

Закон о СМИ в последней действующей редакции от 29 апреля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (О СМИ) – это свод норм и правил, регулирующих отношения между обществом, государством, гражданами с одной стороны и СМИ, издательствами, редакциями, авторами и источниками информации с другой. Новый закон предусматривает запрет цензуры и создаёт юридические возможности для учреждения независимых газет, журналов, агентств новостей, радио- и телепрограмм. Федеральный закон «О средствах массовой информации» запрещает любую цензуру массовой информации, предварительное согласование сообщений и материалов, наложение запретов на распространение информации и злоупотребление свободой массовой информации.

Федеральный закон «О СМИ» устанавливает порядок регистрации СМИ, основания для приостановления или прекращения деятельности СМИ, выдачи лицензии на вещание, распространение рекламы. Федеральный закон «О средствах массовой информации» закрепляет права и обязанности журналистов, редакторов и издателей СМИ. За нарушения в сфере СМИ Федеральный закон предусматривает ответственность предприятий и общественных объединений, учредителей, издателей, журналистов, авторов сообщений и информационных материалов.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о СМИ не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

dogovor-urist.ru

Законы и статьи о сми

Закон РФ «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ)

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Редакция от 25.11.2017г., (с изменениями вступившими в силу с 01.01.2018).

Данный закон содержит положения об организации деятельности средств массовой информации, распространении массовой информации, о правах и обязанностях журналиста, о межгосударственном сотрудничестве в области массовой информации, а также об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ), с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2018г.

27 декабря 1991 года № № 2124-1

Закон РФ «О средствах массовой информации»

(в ред. Федеральных законов
от 13.01.1995 № 6-ФЗ, от 06.06.1995 № 87-ФЗ,
от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 27.12.1995 № 211-ФЗ,
от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.06.2000 № 90-ФЗ,
от 05.08.2000 № 110-ФЗ, от 04.08.2001 № 107-ФЗ,
от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ,
от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 04.07.2003 № 94-ФЗ,
от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ,
от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ,
от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ,
от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ,
от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 09.02.2009 № 10-ФЗ,
от 14.06.2011 № 142-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ,
от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ,
от 05.04.2013 № 34-ФЗ, от 05.04.2013 № 50-ФЗ,
от 02.07.2013 № 158-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ,
от 14.10.2014 № 305-ФЗ, от 24.11.2014 № 370-ФЗ,
от 08.03.2015 № 23-ФЗ, от 13.07.2015 № 257-ФЗ,
от 30.12.2015 № 464-ФЗ, от 05.04.2016 № 94-ФЗ,
от 03.07.2016 № 280-ФЗ, от 03.07.2016 № 281-ФЗ,
от 07.06.2017 № 110-ФЗ, от 29.07.2017 № 239-ФЗ,
от 29.07.2017 № 278-ФЗ, от 25.11.2017 № 327-ФЗ)

dokumenty24.ru

ФЗ «О средствах массовой информации»

Федеральный закон «О средствах массовой информации» под номером 2124-1-ФЗ является документом, регулирующим отношения между общественностью/государством и т.д. и СМИ. Этот акт запретил цензуру и создал благотворные условия для образования и действия газет, различных программ, журналов и т. д.

Описание закона

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 (коротко закон «О СМИ») появился 27.12.1991 г. Закон регламентирует процессы образования СМИ и вопросы по обладанию и использованию их. Также описывает отношения со СМИ, возникающими с различными группами граждан или объектами, особенности пользования и распространения массовой информации, говорит о правах и полномочиях журналистов и об ответственности, которую они несут за нарушение этого закона.

В данном законе 7 глав и 62 статьи. Краткое содержание Федерального закона «О СМИ» выглядит так:

  • общие положения, прописывающие основные понятия и правила применения закона;
  • организация деятельности СМИ и анализ объема аудитории;
  • распространение массовой информации;
  • взаимоотношения СМИ — физлица/фирмы;
  • права и полномочия журналистов;
  • сотрудничество между государствами в этой области;
  • наказание за нарушение ФЗ.

Недавние поправки в законе «О средствах массовой информации» (или «О СМИ») датируются 8 июлем 2017 г. Редакции подверглась статья 35.

Рекламе в ФЗ о журналистской деятельности посвящена 36 статья, где читателя перенаправляют на ознакомление с термином «реклама» в ФЗ-38.

Требования к рекламе в данном законе описаны в ст. 5:

  • к выпуску не допускается недобросовестная и недостоверная информация. Недобросовестная реклама — это неточные сравнения товара с другими товарами, портящая репутацию другого лица (а также конкурента), реклама запрещенного товара, акт недобросовестной конкуренции по антимонопольному закону. Недостоверная — это реклама, не предоставляющая точные сведения о продукте;
  • реклама не должна — подстрекать на нарушение закона, призывать к насилию и жестокости, угрожать безопасности движения любого вида транспорта (водного, наземного, воздушного), создавать отрицательное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемой продукцией, не должна содержать порнографию;
  • нельзя в рекламе — искажать информацию иностранными словами и выражениями, ссылаться на правительство, которое одобряет рекламируемый товар, показывать процесс курения и употребления алкоголя и т.д.;
  • нельзя также использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • цена указывается в рублях и только в случае необходимости в иностранной валюте;
  • нельзя пропагандировать товары через скрытую рекламу;
  • нельзя использовать рекламу в обучающих книгах для детей.

Как видим, в законе «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ») к рекламе применяется много требований и правил.

Цензура по ФЗ «О СМИ» в России

Под термином «цензура» понимается проверка различных текстов (произведений, статей) перед публикацией со стороны вышестоящих лиц. Про цензуру идет речь в 3 статье ФЗ. Цензура и запрет на распространение печатного материала, согласно Федеральному закону «О СМИ», не разрешена.

Также по закону не допускается создавать и субсидировать различные организации, органы или должности, в чьи задачи/круг обязанностей входит выполнение цензуры информации.

Однако, цензура по закону «О СМИ» все-таки разрешается в одном единственном случае — в условиях чрезвычайного и военного положения.

Печатная журналистика

В Федеральном законе «О СМИ» к печатной журналистике применяются следующие требования:

  • по ст. 27 ФЗ-2124-1 каждое печатное издание должно содержать — название издания, список учредителей, ФИО главного редактора, № выпуска и дата его выхода, для газет также время подписания в печать, индекс, тираж, стоимость, местоположение редакции;
  • запрещено — пропагандировать рекламу табакокурения, распивания алкоголя, медуслуг по абортам;
  • на первой полосе следует проставлять возрастную пометку, если контент не подходит для детей.

1-го января 2017 было учреждено, что издатель обязан направлять получателю обязательный экземпляр издания в 2-х видах — в печатном и электронном. Получателем в данном случае является ИТАР-ТАСС, РГБ и Роспечать. Количество обязательных экземпляров регулируется ст.7 77-ФЗ. Также по статье 19.2 закона «О СМИ» издателя обязывают предоставлять информацию о проведении спонсирования денежными средствами от иностранных источников.

Регистрация СМИ

Статья 8 закона «О СМИ» регулирует основные моменты регистрации средств массовой информации. Редакция СМИ начинает заниматься своей деятельностью после проведения процедуры регистрации. Порядок действий для регистрации СМИ по ФЗ «О средствах массовой информации»:

  • пишется соответствующее заявление, которое поддается учредителем в федеральную службу исполнительной власти;
  • учредителю отправляется уведомление о получении подобного заявления. Рассмотрение документа займет месяц;
  • после принятия регистрирующим органом утвердительного решения по поводу регистрации СМИ, учредителю выдается свидетельство о регистрации, являющимся БСО;
  • соответствующая информация вводится в реестр. С данной информацией может ознакомиться любой человек, ввиду ее доступности для широких масс.

Запрашиваемая информация о каком-то определенном СМИ выдается регистрирующим органом в течение 5 дней бесплатно. Учредитель может заняться своей деятельностью в течение года, после получения свидетельства. Если этот срок упущен, то вышеуказанный документ будет являться недействительным, указывается в законе.

Скачать ФЗ «О средствах массовой информации» в последней редакции можно по ссылке. Текст закона «О СМИ» приведен в соответствии с изменениями, введенными в 2017 г.

ФЗ-2124-1 (закон «О СМИ») будет полезен для ознакомления всем редакциям, ведущим деятельность в СМИ. Этот закон «О средствах массовой информации» поможет разрешить вопросы с регистрацией редакции, с правами и обязанностями журналистов, с требованиями к рекламе и к печатной продукции и т. д.

Последние изменения

В нынешнем 2017 году 8 июля в Федеральный закон «О СМИ» было внесено изменение только в статью 35 про обязательные сообщения.

Рассмотрим более детально эту статью в ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации»:

  • на обязательной основе редакция должна опубликовывать сообщения бесплатно и в срок — по закону или при наличии решения суда;
  • государственные СМИ должны опубликовывать сообщения вышестоящих органов (федеральных и государственных).

Это те положения в законе «О СМИ», которых не коснулись изменения. Последний абзац претерпел некоторые модификации. По нему значится, что редакция СМИ должна предоставлять бесплатно и в скорейшем времени сигналы оповещения и/ или экстренную информацию, в виду возникшей опасности. Причина опасности может заключаться в природных катаклизмах или техногенных авариях, в связи с проведением военных действий. Также следует сообщать о порядке действий по обеспечению безопасности для населения при наличии обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти лиц РФ и органов местного самоуправления.

Наказание СМИ за нарушение закона

О наказании при нарушении закона «О СМИ» говорится в последней 7-ой главе. Для СМИ, которые злоупотребили свободой массовой информации, прописанные в ст.4 ФЗ по ст.13.15 КоАП, предполагается следующее наказание:

  • за изготовление/распространение фильмов/программ со специальными скрытыми вставками, действующие отрицательно на подсознание людей через СМИ: конфискация предмета, нарушающего закон и штраф для физических лиц: от 2.000-2.500 руб., для должностных — от 4.000-5.000 руб. и для юрлиц — от 40.000-50.000 руб.;
  • за передачу данных об организациях, чья экстремистская деятельность была запрещена по решению суда, влечет наказание, как и в вышеоговоренном случае;
  • за распространение сведений о лице, не достигшем совершеннолетия, пострадавшим от незаконных действий или нарушение правил предоставления подобной информации: штраф для граждан — от 3.000-5.000 руб., для должностных лиц — 30.000-50.000 руб. и для юридических лиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за проявление неуважения на публике к датам, посвященным ВОВ: для юрлиц — от 400.000 — 1.000.000 руб.;
  • за предоставление инструкции по изготовке взрывчатых устройств/средств: конфискация предмета и штраф для физлиц: от 4.000-5.000 руб., для должностных — от 40.000-50.000 руб., для ИП — от 40.000-50.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней, для юрлиц — от 800.000-1.000.000 руб. или остановка деятельности на максимальный срок до 90 дней;
  • за пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц — от 100.000-1.000.000 руб.;
  • за разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц — от 400.000-1.000.000 рублей.

За нарушение ст. 35 закона «О СМИ» физических лиц ждет по ст. 13.17 КоАП штраф — от 100-300 руб., должностных — от 300-500 руб. и юрлиц — от 3.000-5.000 рублей.

Уголовная ответственность за нарушение ФЗ-2124-1 «О средствах массовой информации» вводится в следующих случаях:

  • за клевету по ст.242 п.2 УК: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год или обязательные работы до 240 ч.;
  • за вмешательство в личную жизнь лица без его согласия с целью сбора и распространения сведений о нем по ст.137 УК: штраф до 200.000 руб. или в объеме зарплаты за 18 мес., или 360 ч. обязательных работ, или до 1 года исправительных работ, или 2 года исправительных работ, или арест до 4 мес., или заключение в тюрьму до 2-х лет;
  • за призыв к войне по ст.354 УК: штраф — от 100.000-500.000 руб. или в объеме з/п за период от 1 до 3 лет или лишение свободы до 5 лет и запрещение занимать должности до 3-х лет;
  • и так далее.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона «О средствах массовой информации» (ФЗ «О СМИ»), подразумевает — выговор, увольнение, штраф.

210fz.ru

Какие законы нужно знать, если вы работаете в СМИ

В последнее время в юридической практике возникает всё больше прецедентов, когда на редакцию подают в суд. Поводы, при этом, могут быть самыми разнообразными — от нарушения закона о защите авторских прав при использовании чужой фотографии из интернета до нанесения ущерба деловой репутации. Причем, очень часто нарушения эти происходят из-за банального незнания журналистами законов, регламентирующих работу редакций. Pressfeed попросил профессиональных юристов рассказать об основных законах, которые стоит знать тем, кто работает в СМИ. И даже поставили на них ссылки, чтобы у вас точно не было оправдания их не читать.

Алена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights»:

— Деятельность редакторов или журналистов достаточно плотно покрыта «юридической вуалью». Самым модным, если даже не сказать «мэйнстримным» нормативным актом в данной сфере остается Федеральный Закон «О средствах массовой информации» («Закон о СМИ»), который должен быть хорошо известен каждому журналисту, редактору и пиарщику.

Закон о СМИ представляет собой небольшой свод основных правил, на которых и базируется деятельность «акул пера». Однако он носит довольно общий характер — конкретики в нем немного, поэтому чтобы сотруднику редакции найти ответы на все возникающие правовые вопросы, необходимо «перелопатить» множество нормативных актов.

Со времен принятия Закона о СМИ (27 декабря 1991 года), в процессе становления законодательства в области массовой информации, был принят целый ряд других законов, регламентирующих деятельность СМИ. К таким законам на сегодняшний день относятся:

  • Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации),
  • и Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Именно он определяет критерий «государственности» средства массовой информации (ст. 3) и устанавливает порядок регулярного освещения в прессе деятельности органов государственной власти.

Кроме названных специальных законов, определенные аспекты деятельности СМИ регулируют:

Особое внимание необходимо обратить на локальные нормативно-правовые акты о СМИ – внутренние документы в организации. К таким актам относятся, в первую очередь, трудовой договор сотрудника (редактора, журналиста) с организацией, правила внутреннего трудового распорядка в редакции, распоряжения редактора-работодателя, договор между редакцией и журналистом, работающим на аутсорсинге (например, об оказании услуг по написанию статей на определенную тематику).

Чаще всего внутренние документы дублируют положения федерального законодательства. Однако, встречаются и уникальные случаи. Известным примером этого выступают локальные акты радиостанции «Эхо Москвы», которые дают право руководителю СМИ контролировать не только профессиональную деятельность журналистов и редакторов, но и политическую. По правилам, принятым в редакции «Эхо Москвы», журналист может участвовать в массовых политических мероприятиях не иначе как с разрешения главного редактора (исключением выступает проведение мероприятий в защиту свободы слова, либо в память о погибших журналистах).

Помимо этого, журналисты «Эха Москвы» обязаны информировать главного редактора о том, что они в свободное от работы время собираются принять участие в определенном политическом мероприятии. Самое интересное, что редактор вправе запретить им это делать. Также сотрудники «Эха Москвы» не имеют права быть членами политических партий. Вышеизложенные ограничения для сотрудников юридически закреплены в контракте с каждым из них.

Михаил Хохолков, практикующий медиаюрист, основатель проекта Медиа Право.ком, член Экспертного совета по рекламе УФАС по Свердловской области:

Действующее законодательство в медиасфере можно назвать одним из самых неоднозначных и сложных в применении. Все потому, что многие правовые нормы носят оценочный характер, в них содержится очень много условностей, а законодательные понятия могу трактоваться расширительно или точечно. Усложняется правоприменительная практика и активным законотворчеством, регулирующим интернет.

Тем не менее, можно определить минимальный набор юридических знаний, которые журналист и главный редактор найдут в следующих нормативных актах:

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» — основной закон для корреспондента. Права и обязанности, регулируемые данным законом, необходимо знать наизусть.

Для главных редакторов обязательно знать требования, предъявляемые законом к выходным данным. Казалось бы, эти нормы не сложные и не новые, но большинство претензий к печатным СМИ со стороны Роскомнадзора основаны именно на неполном или неверном указании выходных данных.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года — один из самых неоднозначных и опасных для журналистов законов. Неосторожность в распространении материалов, необязательно даже связанных с экстремизмом, может послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с данным законом сформированы и ведутся Министерством юстиции РФ Федеральный список экстремистских организаций, а также Федеральный список экстремистских материалов. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому следует регулярно знакомиться с их содержанием.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года – регулирует основные принципы права на поиск, получение и распространение информации.

Кстати, статья 10.2 этого закона, принятая 05.05.2014 года и именуемая «Законом о блогерах», до сих пор активно обсуждается в свете возложения на блогеров некоторых обязанностей и прав традиционных СМИ. Видимо, сказывается принятие этого закона в мае — будем всю жизнь маяться.

4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ — определен порядок применения знака информационной продукции (те самые 16+,18+), а также требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

5. Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года — журналисту необходимо знать, в каких случаях он обязан получать согласие на распространение персональных данных гражданина, а в каких может использовать их по своему усмотрению.

6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» — райтеры, пишущие рекламные тексты, создающие нативную рекламу, обязаны знать об ограничениях рекламирования отдельных видов товаров или услуг. Например, о том, как правильно рекламировать медицинские или финансовые услуги. Не зная таких особенностей, можно привести к рекламодателю не покупателя его товаров, а Федеральную антимонопольную службу с большим штрафом.

7. Отраслевым журналистам необходимо изучить законодательство той сферы, о которой они пишут:

8. Законодательные нормы, охраняющие права граждан на частную жизнь, изображение, защиту чести и достоинства.

По некоторым данным, иски к редакциям по делам о диффамации (защите чести, достоинства и деловой репутации) составляют подавляющее большинство среди других дел. В связи с этим необходимо знать общие принципы защиты нематериальных благ — глава 8 Гражданского кодекса РФ «Нематериальные блага и их защита», а также параграф 4 главы 59 Гражданского кодекса РФ «Компенсация морального вреда», который регулирует общие положения, основания, способы и размеры компенсации морального вреда.

В судебной практике категория таких дел является особенно сложной, поэтому знаний общих принципов и норм будет недостаточно. Поэтому я рекомендую читать на ночь глядя, особенно перед выпуском свежего номера своего издания:

Наверняка многие слышали об исках блогера Варламова к региональным СМИ о взыскании компенсации за незаконное, по его мнению, использование фотографий. Между прочим, не все дела Варламов выигрывает, а некоторые еще рассматриваются. И вскоре будут вынесены судебные решения, которые, вероятно, изменят привычное поведение журналистов при иллюстрировании чужими фотографиями своих публикациях.

Поэтому нужно следить и за судебной практикой, анализ которой позволяет понять, как суды применяют ту или иную норму в конкретной ситуации.

Многие почему-то забывают, что объектом авторского права, наряду с фотографией, является практически любой текст журналиста.

Так, еще в 2012 г. от имени редакции сайта Gorodskievesti.ru (члена Альянса Независимых Региональных Издателей) нами был подан иск о взыскании компенсации за скопированные другим сайтом тексты. Арбитражный суд Свердловской области постановил взыскать с ответчика 50 000 руб., по 10 000 руб. за каждую из пяти скопированных статей (дело А60-9509/2012).

Кстати говоря, в этом же деле была доказана применимость в российском праве лицензии Creative Commons. В Гражданский кодекс РФ новеллы о «свободных» лицензиях были включены лишь в 2015 году. А в ходе исполнения решения был создан интересный прецедент, связанный с арестом доменного имени в ходе исполнительного производства: судебным приставом был арестован домен должника как нематериальный актив.

Дмитрий Ястребов, к.ю.н. , главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы»:

​Помимо российских законов, важное значение имеют и нормы международного права, в связи с этим, интерес также представляют и отдельные обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, посвященные практике соответствующих международных договорных органов.

Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015 г., отражена и ​​практика международных договорных органов ООН​, а именно,​ разъясняется правовая позиция Комитета ​​по правам человека ​о свобод​е выражения мнений​​ и возможных ограничениях. ​​Отмечается, что ​п. 2 ст. 19 ​Международного пакт​а​ о гражданских и политических правах​ предусматривает право ​СМИ на доступ к информации о государственных делах.

Таким образом,​ ​​свободная пресса и другие средства массовой информации могут иметь доступ к информации о деятельности выборных органов и их членов и имеют возможность высказывать свои мнения по общественно значимым вопросам без цензуры или ограничений и информировать общественность.

Любые ограничения, вводимые государством-участником на осуществление прав, защищаемых п. 2 ст. 19 Пакта, должны быть предусмотрены законом; они могут устанавливаться лишь на основаниях, предусмотренных в подп. a) и b) п. 3 ст. 19 Пакта, и должны строго отвечать требованию необходимости и соразмерности. ​

Согласно ст. 10 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04 ноября 1950 г., каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.​​

​Особое внимание стоит уделять и отечественной судебной практике.

Кроме разъяснений ВС РФ, не стоит забывать и об отдельных судебных решениях по конкретным проблемным ситуациям.

Так, например, важным является Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.07.2015 г. № Ф08-4845/2015, в котором, суд частично удовлетворил требования общества к редакции СМИ и главреду о признании недействительными, порочащими деловую репутацию данного общества сведений, распространенных в общественно-политическом и познавательном СМИ, и обязал опубликовать опровержение указанных сведений, а также о взыскал возмещения стоимости лингвистических исследований. Однако при этом суд отметил, что установленный Законом о СМИ порядок опровержения к досудебному (претензионному) порядку урегулирования спора не относится и является альтернативным порядком защиты нарушенных прав. Поэтому, данное общество в праве самостоятельно решить вопрос о том, обращаться ли ему за защитой нарушенных прав в арбитражный суд или потребовать опровержения непосредственно от газеты (организации) и главного редактора газеты.

Другой пример из судебной практике касается вопроса о так называемом «праве на ответ» в СМИ. В своём апелляционном определении Верховный суд Республики Бурятия от 22.07.2015 г. по делу № 33-2468/2015 отказался удовлетворить требования физического лица к другим физическим лицам и к нескольким ООО о признании порочащими и не соответствующими действительности утверждений. И при этом разъяснил, что спорные сведения в настоящем деле отражали комментарии по вопросам, представляющим определенный интерес в обществе, и, следовательно, должны были рассматриваться как оценочные суждения, а не как утверждения о факте. Поэтому даже негативная оценка деятельности истца и ее деловых качеств со стороны ответчика в совокупности с другими доказательствами по делу не является достаточным основанием для признания обоснованности исковых требований.

Несогласие гражданина, в том числе имеющего статус должностного лица, представителя власти или политического деятеля с публикацией каких-либо сведений в средствах массовой информации, носящих оценочный характер и даже в целом соответствующих каким-либо фактам, дает право на опубликование ответа в тех же средствах массовой информации.

В практике об освобождении от ответственности редакции, главреда или журналиста СМИ за действия/бездействие, представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, стоит отметить практику московских судов. ​Так, Мосгорсуд, в своём апелляционном определении от 28.04.2015 г. по делу № 33-15778/2015, отказывая в удовлетворении требования главного редактора радиоканала «Эхо Москвы» А.А. Венедиктова к Роскомнадзору об оспаривании решения уполномоченного органа, указал, что положения п. 5 ст. 57 Закона от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не предоставляют права редакции СМИ нарушать требования ст. 4 этого же Закона, предусматривающей недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, поэтому основания освобождения от ответственности редакции отсутствуют.

news.pressfeed.ru

Еще по теме:

  • Изменения в закон о фсб от Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ"О федеральной службе безопасности" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 1999 г., 7 […]
  • Закон рф 1998 1 Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ"Об оценочной деятельности в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Федеральных законов о политических партиях Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ"О политических партиях" С изменениями и дополнениями от: 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря […]
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г n 7-фз о некоммерческих организациях Федеральный закон "О некоммерческих организациях" Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ"О некоммерческих организациях" С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 10 […]
  • Пять федеральных законов Федеральный закон "О ветеранах" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 27 ноября, 24 декабря 2002 […]
  • Закон рф 178 о приватизации Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ"О приватизации государственного и муниципального […]