Урок истории по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Класс: 5.

Тема: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Цели урока:

  • показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства;
  • подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи;
  • защищая в этих законах интересы широких слоев населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев;
  • развивать логическое мышление; продолжить работу по формированию исторических понятий.

Новые понятия: закон, суд, судить.

Организационный момент

  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала

Учащиеся уже познакомились с Междуречьем, шумерской культурой (богами солнца, воды, плодородия), клинописью.

I. Постановка учебной задачи

Учитель: В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи.
Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.

– Как вы думаете, чем уникален этот столб?

Предполагаемые ответы учащихся:

– Потому что древний.
– Единственный.
– Может быть, текстом?
– А может изображенной сценой? И др.

Все версии учитель фиксирует на доске.
В процессе обсуждения версий, учащиеся должны придти к выводу, что для исторической науки данный столб ценен все же содержанием текста.

– Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?
– Какого же содержание этого теста?

Предполагаемый ответ учащихся: Базальт – очень прочный камень, значит будет стоять очень длительное время. Содержание текста, видимо, касается всех жителей страны, т.к. столб стоял на открытой местности и текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе.

Учебная задача: Узнать, о чем этот текст?

II. Решение учебной задачи

Учитель (на фоне музыки): Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э.

(Слайд с изображением столба)

– А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди?

Учащиеся высказывают свои предположения (бог и царь Хаммурапи)

Учитель: Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (Следующий слайд)

«Когда высокий Анум,… владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку (главный бог вавилонян) первородному сыну Эа, владычество над всеми людьми, … Вавилон назвали его высоким именем, сделали его могучим среди частей света и основали в нем вечное царство, фундамент которого прочен, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого князя, почитающего богов, чтобы справедливость в стане заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого… призвали меня для блага народа».

Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы:

1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми? (Чтобы справедливость в стане заставить сиять, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого)
2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране? (С помощью законов)

Решение задачи: Текст на столбе – это могут быть законы, написанные царем Хаммурапи.

III. Изучение законов царя Хаммурапи

Работа в группах.

Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу «Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи».

7. Если человек купит из руки сына человека полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы ни было, то этот человек – вор, его должны убить.
42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.
53. Если человек поленился крепить плотину своего поля, и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.
233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.
274. Если человек нанимает мастеров, то наемную плату. кирпичного мастера. плату ткача. плату камнереза. плату столяра. плату кожевника, плату плотника. плату корзинщика. плату строителя. В день он должен давать».

Отрасли хозяйства

Примеры из законов Хаммурапи

Дополнительные вопросы: что вы узнали о хозяйстве? Какой труд поощряли законы? Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?

Статьи законов для второй группы:

59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины (мина – 0,5 кг) серебра.
237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
259.Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль – 8,4 г.) серебра.
260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить 3 сикля серебра.
261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур – 252,6 л) зерна в год.

Вопросы к статьям: что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации за ущерб? (Серебро и зерно.) О чем это свидетельствует? (О большой роли земледелия.) Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?

Статьи законов для третьей группы учеников:

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но неполноправного подданного), то его должно убить.
19. Если человек держит беглого раба в своем доме, и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.
116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить… и, если взятый в залог – сын человека, должны казнить его (ростовщика) сына.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Вопросы к документу: какой общественный строй существовал в Вавилонии, судя по данным статьям? Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу? Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу? Эти статьи законов были написаны в интересах должников или ростовщиков

Статьи законов для четвертой группы учеников:

128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.
168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны ис-следовать дело дома ее первого мужай должны поручить дом ее первого мужа ее второму мужу и этой женщине, и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспитывать малолетних детей.
185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.
186. Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усыновили, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.

Вопросы к документу: докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей. Почему законы требовали от подданных официального заключения брака?

Статьи законов для пятой группы учеников:

1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.
6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.
14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.
195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.
196. Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.
200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
202. Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину (0,5 кг) серебра.
205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы к документу: объясните происхождение выражения: «око за око, зуб за зуб». Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет? Почему в статьях 202, 203, 205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом. По ходу ответов на доске оформляется запись:

Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны.

Они защищали:

  • честный и добросовестный труд;
  • частную собственность;
  • своих подданных от обращения в рабство;
  • семью и права детей.

Законы сурово наказывали за преступления.

По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности.

Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов.

IV. Рефлекствно-оценочный этап

Слайд: приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Законы Хаммурапи: система и принципы

Именно стремлению зафиксировать различные нововведения в правление царя Хаммурапи и обязаны своим появлением Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования знаменитого правителя – около 1750 г. до н. э. – и должен был сохранить на будущее плоды судебно-реформаторской и административной деятельности царя.

Составленные при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Многое оставалось во власти норм и правил обычного права (так, законы даже не упоминают о наказании за простое убийство, за обычную кражу, за посягательство на религиозные обряды) и в сфере действия традиционных судов. Новыми же законами следовало руководствоваться царским судьям в решении тех дел, которые не регулировались обычны правом, и в тех случаях, которые выходили за рамки обыденной юстиции, представляли особый интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.

Свод Хаммурапи составлялся обдуманно и по своеобразной системе. Условно его подразделяют на 282 статьи, которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текст законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит-Иштара). В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает цели своих нововведений: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого. доставлять стране благополучие». 1-й раздел (ст. 1-5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст. 6-25) – правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст. 26-41) посвящался охране имуществ, полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст. 42-67/71) операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й раздел (ст. 78/88-126) – торговым делам и неправомерным действиям, связанным с торговлей; 6-й раздел (ст. 127-195) – семейному праву; 7-й раздел (ст. 196-214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст. 215-282) – правила об операциях с движимым имуществом и связанных с этим нарушениях.

Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой ассоциативности (в системе Законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных отношениям отца с усыновленным и возможных пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела – 196-я – вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим. Статьи описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выяснятся такие-то обстоятельства и не будет тех-то условий, то вынеси такое-то решение (почти каждая статья и начиналась с «Если. »). Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики обобщениям; оно получило название казусного (от латинского casus – случай).

Другим характерным принципом законов был в значительной мере религиозный смысл тех запрещений , которые предписывались или подразумевались. Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц. О многих таких конкретных совпадениях напоминает свиток древневавилонских заклинаний «Шурпу», относящийся, правда, к более позднему времени (XII в. до н. э.)

www.bibliotekar.ru

законы хаммурапи

Конспект урока истории, 5-й класс, по теме «Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи»

Тип урока:урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Организовать работу по исследованию древнейшего из дошедших до нас свода законов вавилонского царя Хаммурапи. Исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве шумерского общества.

Подвести обучающихся к представлению о праве как о совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.

Развивать внимательность на уроке, умение работать в группе, сотрудничать , договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные УУД:ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

Познавательные УУД:через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.

Регулятивные УУД:осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

Коммуникативные УУН:уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

I. Организационный момент. Мотивация.

Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.

Дети распределены на три группы, в каждой из которых находятся дети с равномерно распределенным уровнем подготовки.

Настрой на успешную работу, включение в урок.

Закон хорошей учебы:

На уроке не вертитесь и старательно учитесь, На вопросы отвечайте и пятерки получайте.

II. Актуализация знаний обучающихся:

У.:Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Д.:Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.

У.:Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.

Группы получают задания:

1-я гр.:Показать эту страну на карте и охарактеризовать ее местоположение и природные условия.

2-я гр.:Составить рассказ (устно) о жизни древнего вавилонянина, используя опорные слова: реки, разлив, потоп, ил, поле, зерно, урожай, насыпи, глина, пальмы, финики, кирпичи, дом.

3-я гр.:Прочитать «Миф о всемирном потопе» и ответить на вопросы:

Что можно узнать из мифа о жизни людей Междуречья?

Что, по-вашему, является в мифе выдумкой, а что правдой?

Группы справляются со своими заданиями неплохо.

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.

Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …В Древнем Междуречье было особое письмо – …Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.Государство возникло более … лет до н.э.В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.:Смогли ли вы полностью выполнить задание?

У.:Какое предложение осталось незаполненным?

Д.:В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь Хаммурапи, который создал первые …

У.:Почему не смогли заполнить?

Д.:Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи и что он создал.

III. Постановка цели урока (целеполагание)

У.:И что нам делать?

Д.:Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

У.:А как мы это узнаем?

Д.:Может быть, прочитаем в учебнике.

IV. Открытие нового знания (работа в группах)

У.:Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях, а Настя – у доски.

У.:Ребята, Настя правильно справилась с заданием? Верно отметила даты на ленте времени?

У.:Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи) :

Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?

Д.:1792+2011=3803 г. назад начал править царь Хаммурапи.

Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Д.:1792-1750=42 г. – царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?

Д.:1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.

У.:Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: Что такое закон? Существуют ли в современной жизни законы?

Д.:Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

У.:Выполняете ли вы какие-то правила поведения, нормы?

Д.:Да, например, правила поведения в школе, на улице и другие.

У.:А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?

Д.:Наверное, уже были.

У.:Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.64 учебника. Что мы видим?

Д.:Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

У.:Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

1-я гр. – документ 1:

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан… (п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан… (п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу 1:

Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

2-я гр. – документ 2:

«(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук… (п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить… (п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»

Вопросы к документу 2:

Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

3-я гр. – документ 3:

«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен… (п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу… (п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

Вопросы к документу 3:

Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

Какими путями можно было попасть в рабство?

Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

V. Первичное закрепление.

Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 64 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.

При этом дети должны решить какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:

После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

У.:А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.

За кражу раба человека а) наказывали штрафом; б) заключали в тюрьму; в) убивали.

За неуплату долга человек а) наказывался плетью; б) отдавал в рабство детей; в) подвергался смертной казни.

За убийство чужого раба убийцу а) изгоняли из страны; б) заставляли отдать раба; в) убивали.

За оскорбление вельможи или жреца обидчика а) заключали в тюрьму; б) наказывали плетью; в) казнили.

Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

VII. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У.:Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Что понравилось на уроке .

Что было трудно .

Что хотелось бы .

Всем спасибо за работу!

«Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти». Л. Н. Толстой

Урок по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи.

Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

Показать особенности законов, их социальную направленность.

На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».

Формировать представления обучающихся о причинах и последствиях создания свода законов в Вавилонском царстве.

Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.

Отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Совершенствовать навыки исследовательской деятельности, умение работать в группе, сотрудничать, умение анализировать отдельные статьи законов, делать выводы.

Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.

Давать нравственную оценку законам Хаммурапи.

Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовывать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

Познавательные УУД: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями законов путем анализа и логических выводов решить проблему «справедливости» законов Хаммурапи и важности законов Хаммурапи как исторического источника, дающего представления о жизни людей более 37 веков назад.

Регулятивные УУД: умения корректировать свои действия.

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать, общаться, анализировать деятельность в группе.

Формы организации обучения:

Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Карточки для индивидуальной работы.

Пакеты документов для лабораторной работы.

Презентация к уроку.

1 этап: организационный (1 минута).

2 этап: актуализация знаний (3 минуты).

Историческая зарядка (презентация сл.3)

ДАТЫ: 1. Образование государства в Древнем Египте ( за 3 тыс. лет до н.э.)

2. Образование государства в Древнем Двуречье (около 5 тыс. лет назад)

3. Когда была построены пирамида Хеопса (2600г. до н.э.)

4. Самый крупный военный поход фараона Тутмаса (1500 г. до н.э.)

«Закон — паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные благополучно пробиваются». Анахарсис (запись на доске)

Учитель : Ребята , а как называется тема нашего урока? (сл.4)

Учащиеся: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Учитель: Что необходимо нам с вами сделать , для того чтобы раскрыть эту тему?

Учащиеся: необходимо поставить цели урока.

1 этап — Фаза вызова (5 мин.)

Рабочий лист №1 (работа с маркировочной таблицей)

1. Актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу «3» учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.

2. Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

3. Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно ставят цели; определяют основные понятия и направления изучаемой темы, наполняя содержанием графу «X».

Учитель: Для того ,чтобы определить цель урока , возьмите

рабочий лист №1 (Приложение 2)

О чем говорит вам этот лист?

Учащиеся: Рабочий лист №1 представляет собой маркировочную таблицу, при помощи которой мы будим ставить и раскрывать цель урока.

Итак: по ходу урока заполняем маркировочную таблицу

Тема: « Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

1 .Местонахождение Вавилона

(работа по карте)

(ученик выходит к доске и показывает по карте местонахождение Вавилона) 1. Когда правил Хаммурапи? Когда он издал законы? (сообщение) 1. Хаммурапи

Он издал законы.

2. Что такое законы

(Законы — это правила

Они обязательные для

всех) – сл.6 2.О чем говорилось в законах? 2. Из законов мы узнали о жизни населения Вавилонского царства

3. Закон РФ –Конституция — сл.7 3. Какие это были законы? Справедливы они или нет?

3. Они были жестокие, справедливые, обязательные, и несправедливые в наказании рабов.

обязательны для исполнения

(примерная работа учащихся)

После заполнения 1 и 2 колонки «ЗХУ» учащиеся формулируют цели урока.

Цели: сегодня на уроке мы должны узнать :

когда правил Хаммурапи и когда им были изданы законы; о чем говорилось в его законах ; какие это были законы.

2 — этап: Фаза реализации смысла (осмысление) — (25 мин)

1. Активное восприятие информации. Слушая сообщение и работая самостоятельно с текстом документов , учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.

2. Сопоставление нового и старого знания. По ходу работы , учащиеся могут корректировать знания в графе «3».

Учитель: работаем с маркировочной таблицей:

1 вопрос: Когда правил Хаммурапи?Когда он издал законы? (7 мин.)

Задание: прослушав сообщение определите:

Кто такой Хаммурапи? Когда он правил ? Когда Хаммурапи издал свод законов?

(сообщение Поповой Леры (Приложение 3))

По ходу сообщения работа с презентацией (сл.9-12)

На основании сообщения учащиеся делают вывод и заполняют таблицу «ЗХУ» — колонку «У»

2 вопрос: О чем говорилось в законах? (11 мин.)

Учитель: для раскрытия этого вопросы воспользуемся рабочим листом №2 (прием «фишбоун» Приложение4) и карточками с заданиями. (Приложение 5) (10 мин)

1.Активное восприятие информации. Учащиеся самостоятельно работают с текстом документов из «Законов царя Хаммурапи». По ходу работы с документами заполняют схему «фишбоун» (каждая группа заполняет свою кость)

2. Обмен полученной информацией (выступает каждая группа)

3.Учащиеся делают вывод и заполняют маркировочную таблицу ЗХУ.

4. Работа с презентацией (сл.14-17)

(Приложение 10 ) -примерная работа учащихся

«Из законов царя Хаммурапи» мы узнали о жизни населения в Вавилонском царстве.

Учитель: Молодцы! Давайте отдохнем — физкультминутка. (1-2 мин)

Отдохнули ,а теперь снова за работу.

Возвращаемся к маркировочной таблице, что вы еще хотите узнать?

Учащиеся: Какие это были законы?

3 вопрос. Какие это были законы? (7 мин.)

Учитель : Вам предлагаются готовые кластеры. (Приложение 6)

На основании работы с текстом документов «Из законов царя Хаммурапи» вы должны высказать свое мнение , согласны вы или нет с предложенным кластером.

Если вы согласны с предложенным кластером, то отмечаете его № статей черным знаком (магнитной фишкой).

Если вы считаете , что здесь допущена ошибка , то № статей вы должны отметить красной фишкой, что будет означать , что здесь допущена ошибка.

Свое мнение доказать опираясь на основание статей «Из законов Хаммурапи» (Приложение7)

(представлена схема кластера после выполнения заданий (Приложение 8))

1.Активное восприятие информации. Учащиеся самостоятельно работают с текстом документов из «Законов царя Хаммурапи». По ходу работы с документами каждая группа самостоятельно определяет правильность предложенного кластера.

2. Обмен полученной информацией ( свою точку зрения каждая группа подтверждает статьями документа) .

3.Учащиеся делают вывод и продолжают заполнять маркировочную таблицу ЗХУ.

4. Работа с презентацией (сл.18)

Вывод: На основании статей «Из законов царя Хаммурапи» мы видим . что законы были :

— несправедливые при наказании рабов,

studfiles.net

Законы Хаммурапи

Государственное устройство и управление Древнего Вавилона. Сложные социальные отношения в Вавилоне. Образование единой вавилонской империи. История составления, главные источники, система и основные институты законника вавилонского царя Хаммурапи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История государства и права зарубежных стран

Схема государственного устройства и управления Древнего Вавилона

Царь рассматривается как наместник божества. Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца — кубанда. С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.

Также существовал правитель-наместник — ИСАККУ — правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д. Патеси — это титул жреца-правителя в древнейших государствах Шумера. Областные правители — шакканакку. Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.

История составления, источники, система и основные институты законника вавилонского царя Хаммурапи

Изучение древних судебников, одним из которых является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день не потеряло своей актуальности. Эти судебники являются самыми первыми законами, а их составители — первыми людьми, попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы управлять людьми. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться недоработанными, несовершенными, они представляют огромную историческую ценность. Законы свидетельствуют об уровне развития государства. Чем совершеннее государство — тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Изучая законы можно узнать также о нравах, об обычаях государства того времени.

История составления и источники кодекса Хаммурапи

Особое место в истории Древнего Вавилона занимает период царствования Хаммурапи. По вступлении на престол (начало XVII в. до н.э.) Хаммурапи повел завоевательную политику, итогом которой явилось образование единой вавилонской империи. Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи.

В 1901 году французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой черный базальтовый столб с изображением царя Хаммурапи и текстом его законов, написанных клинописью. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Мардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом, они пытались придать им большую силу Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К. И. Батыра. М. С. 97. .

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени ограничивает возможности этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение.

Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и судов вообще. Также в его основу были положены старое обычное право, шумерские судебники и новое законодательство.

Система и основные положения кодекса Хаммурапи

Надо отметить, что законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от других восточных кодификаций, не содержат религиозного и морализующего элементов.

Сам текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала История государства и права зарубежных стран. Ч.1: /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М. 1998. С. 29. .

Статьи Законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: «Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. » Такую форму изложения называют «казуальной». Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось История государства и права зарубежных стран. А.И. Косарев. М. 2002. С. 35. .

Расположение законов внутри групп и переход от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 — 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и “изменение” судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 — 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом.

Поэтому раздел (п.26- 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “).

Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) — тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 — 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

п.89 — 126 — торговые и коммерческие операции.

п.127 — 195 — семейное право.

п.196 — 214 — умышленные и неумышленные телесные повреждения.

п.215 — 282 — операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).

Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:

* смертная казнь (более чем в 30 случаях);

* телесные наказания (удары плетью);

* наложение знака бесчестия;

* изгнание из родной местности или дома;

* увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

Система преступлений содержит:

* должностные преступления (карается судья, изменивший приговор, получивший взятку штрафом в 12 кратном размере стоимости иска и лишается должности без права занятия ее в будущем);

* ложное обвинение, лжесвидетельство (карались смертной казнью);

* преступления против личности, нечаянное убийство (несет наказание в виде смертной казни виновного или его сына или дочери), убийство мужа женою (виновную сажали на кол);

* ответственность врача за неудачное лечение влекло членовредительское наказание, за другие преступления наказывались по принципу талиона;

* похищение малолетних детей (карается смертной казнью ст.14);

* преступления против собственности:

а) кража имущества из дворца или храма (ст. 8) (каралась смертной казнью);

б) кража домашних животных (возмещение в 30 кратном размере или, в случае неуплаты — смертная казнь) (ст. 8) См: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Древний мир и Средние века. — М. 2003. С. 67-80. ;

в) кража с взломом стены (наказывалась закапыванием вора у стены);

г) кража во время пожара (виновного бросали в огонь).

* преступления против семьи и половые преступления:

а) нарушение супружеской верности;

б) половая связь с близкими родственниками (связь матери и сына наказать, отца с дочерью- изгнанием отца);

в) сын, ударивший отца, лишался руки.

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, признаваемых преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации выделяются три вида преступлений:

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний:

. смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол);

. членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.);

При определении наказания руководствовались “принципом талиона” — “мера за меру”, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанёс или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвинённому).

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были смертная казнь (за прелюбодеяние), членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Древний мир и Средние века. — М. 2003. С. 67. .

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами устанавливался порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Царь занимался и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Но не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у торговцев — тамкаров (ростовщиков) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого — нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

. ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;

. ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

. ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

вавилон хаммурапи империя управление

Законы Хаммурапи — сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи — так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе. Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

Список использованной литературы

1. История государства и права зарубежных стран. Ч.1: /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М. 1998. С. 29-34.

2. История государства и права зарубежных стран (конспект лекций)/ Под ред. А.В.Желудков, А.Г. Буланова. М.2003. С.15.

3. История государства и права зарубежных стран. А.И. Косарев. М. 2002. С. 35.

4. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. проф. К. И. Батыра. М. С. 97-86.

5. История государства и права зарубежных стран. Т. II. / Под ред. проф. П. Н. Галанзы. — М. 2000. С. 46.

6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Древний мир и Средние века. — М. 2003. С. 67-80

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История Вавилона того времени. История нахождения «Кодекса Хаммурапи». Судебники — первые законы. Законы Хаммурапи — шестого царя первой вавилонской династии. Структура судебника. Брачно-семейное право. Наследственное право.

реферат [20,0 K], добавлен 07.12.2006

Общая характеристика законника Хаммурапи и законов Ману. Изучение норм Законника, регулирующих отношения собственности, брачно-семейные и обязательственные отношения. Уголовное право и уголовный процесс, преступление и гражданское правонарушение.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 26.06.2012

Свод законов рабовладельческого государства, названный по имени царя Вавилонии в 1792-1750 гг. до н.э. История открытия Закона Хаммурапи. Принципы наказания согласно этому документу. Устройство семейной жизни. Извлечения из текста законов Хаммурапи.

презентация [898,8 K], добавлен 27.11.2016

Возникновение Вавилонского государства в Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Общественный и государственный строй Древнего Шумера. Права и обязанности воинов согласно законам Хаммурапи. Общественный и государственный строй Вавилонского государства.

реферат [23,6 K], добавлен 26.05.2010

Законы царя Хаммурапи. Регулирование имущественных отношений, купли, аренды. Брачно-семейные отношения и наследование. Уголовные преступления и наказания. Источники древнего индийского права. Особенности Законов Ману и Хаммурапи, их сходства и различия.

презентация [368,0 K], добавлен 27.11.2014

Социально-политический строй Древне-Вавилонского государства. Текст Законов Хаммурапи. Право собственности, обязательственное и гражданское право. Семейное право, семейно-брачные отношения и наследование. Уголовное право и процесс по Законам Хаммурапи.

реферат [25,6 K], добавлен 27.11.2012

Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. Законы Хаммурапи, документальные сведения о деятельности Хаммурапи-царя, характеризующие его как талантливого правителя-самодержца. Анализ реформ Солона и Клисфена в государстве Афины.

реферат [29,6 K], добавлен 08.01.2010

Государственный строй Вавилона. История создания и особенности Законов Хаммурапи, характеристика права Вавилона с их позиции. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений, уголовное право. Осуждение всего, что нарушало целостность семьи.

реферат [62,5 K], добавлен 19.10.2012

Имущественные и обязательственные отношения по законам Хаммурапи. Право собственности во времена правления Хаммурапи. Законодательство Хаммурапи о договорах хранения, товарищества, мены, поручения. Законы Хаммурапи об обязательствах из причинения вреда.

контрольная работа [26,3 K], добавлен 10.02.2009

Источники права стран Древнего Востока. Характеристика «Законов Хаммурапи». Социальная структура и правовое положение основных групп населения по ним. Брачно-семейное право, преступления, наказания, суд и процесс. Золотая булла 1356 г. Саксонское зерцало.

контрольная работа [39,1 K], добавлен 17.06.2016

knowledge.allbest.ru

Еще по теме:

  • Экспертиза миасс Экспертиза миасс Челябинская область, г. Миасс Тургоякское шоссе, 3/12 тел: (3513) 29-88-06 тел: (3513) 29-89-51 Виды деятельности: Приветствуем Вас на сайте инженерно-производственного предприятия ЗАО "ТЕХСЕРВИС"! Пятнадцать лет работы в […]
  • Дает кредиты под пенсию Кредит «Пенсионный» Льготный кредит наличными специально для пенсионеров на любые цели — ремонт и строительство, покупка дачи, покупка бытовой техники, лечение и отдых. Преимущества кредита: Льготная процентная ставка До 300 000 рублей без […]
  • Чин прокурора Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. […]
  • Резюме образец студента юрист Резюме юриста. Образец резюме юриста При написании резюме юриста, юрисконсульта, помощника юриста, помимо образования и опыта работы, должное внимание следует уделить ключевым навыкам и личным качествам. Профессиональные ключевые навыки юриста для […]
  • Проведение молекулярно-генетических экспертиз Федеральное государственное бюджетное учреждение Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздрава России Молекулярно-генетическая идентификация и установление родства Нормативные документы Виды экспертной деятельности […]
  • Субсидия на содержание крс Простыми словами: Субсидии-6. Поддержка племенного животноводства Субсидии на поддержку племенного животноводства выделяются с 2012 года. Каждый год правила их получения редактируются, как и суммы субсидий. В шестой части о субсидиях Milknews […]