Закон сохранения массы и эненргии

После доказательства существования атомов и молекул важнейшим открытием атомно-молекулярной теории стал закон сохранения массы, который был сформулирован в виде философской концепции великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765) в 1748 г. и подтвержден экспериментально им самим в 1756 г. и независимо от него французским химиком А.Л.Лавуазье в 1789 г.

Масса всех веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе всех продуктов реакции.

Опыты по сжиганию веществ, которые проводились до Ломоносова, наводили на мысль о том, что масса веществ в процессе реакции не сохраняется. При нагревании на воздухе ртуть превращалась в красную окалину, масса которой была больше массы металла. Масса золы, образующейся при сгорании дерева, напротив, всегда меньше массы исходного вещества.

Ломоносов провел простой опыт, который показал, что горение металла есть реакция присоединения, а увеличение массы металла происходит за счет присоединения части воздуха. Он прокаливал металлы в запаянном стеклянном сосуде и обнаружил, что масса сосуда не изменялась, хотя химическая реакция происходила. После того, как сосуд был вскрыт, туда устремлялся воздух, и масса сосуда увеличивалась. Таким образом, при аккуратном измерении массы всех участников реакции выясняется, что масса веществ при химической реакции сохраняется. Закон сохранения массы имел огромное значение для атомно-молекулярной теории. Он подтвердил, что атомы являются неделимыми и при химических реакциях не изменяются. Молекулы при реакции обмениваются атомами, но общее число атомов каждого вида не изменяется, и поэтому общая масса веществ в процессе реакции сохраняется.

Закон сохранения массы является частным случаем общего закона природы — закона сохранения энергии, который утверждает, что энергия изолированной системы постоянна. Энергия — это мера движения и взаимодействия различных видов материи. При любых процессах в изолированной системе энергия не производится и не уничтожается, она может только переходить из одной формы в другую.

Одной из форм энергии является так называемая энергия покоя, которая связана с массой соотношением Эйнштейна

где с — скорость света в вакууме (с = 3•10 8 м/с). Это соотношение показывает, что масса может переходить в энергию и наоборот. Именно это и происходит во всех ядерных реакциях, и поэтому закон сохранения массы в ядерных процессах нарушается. Однако, закон сохранения энергии остается справедливым и в этом случае, если учитывать энергию покоя.

В химических реакциях изменение массы, вызванное выделением или поглощением энергия, очень мало. Типичный тепловой эффект химической реакции по порядку величины равен 100 кДж/моль. Посчитаем, как при этом изменяется масса:

www.himhelp.ru

Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, научить учащихся составлять уравнения химических реакций согласно Закону сохранения массы веществ.

2. Развивающие: совершенствовать умения учащихся при составлении химических уравнений, развивать у них умения сравнивать и обобщать, устойчивое внимание; развивать аналитическое мышление; осуществлять межпредметную связь.

3. Воспитательные: формировать информационную и коммуникативную культуру.

Оборудование и реактивы: весы, пробирки, колбы, HCL, CuSO4, CaCO3, H2 SO4, Cu(OH)2.

Тип урока: комбинированный.

  • Организационный момент.
  • Актуализация знаний. (Решение кроссворда, диктант).
  • Изучение нового материала:
    а) историческая справка;
    б) демонстрация опытов;
    в) формулировка закона;
    г) химические уравнения.
  • Закрепление (Выполнение упражнений).
  • Итоги урока.
  • Домашнее задание.
  • Песенка.
  • 1. Орг.момент.

    Девиз урока: “ О, сколько нам открытий чудных

    Готовит просвещения дух…”

    Сегодня на уроке мы будем говорить об открытиях, узнаем много нового, мы повторим пройденный материал, вспомним, как пишутся формулы веществ, познакомимся с законом сохранения массы веществ, научимся писать уравнения. А для достижения наших целей мы будем работать по следующему плану: (на экране появляется план).

    2. Актуализация знаний

    – Вспомните, какие явления существуют в природе.

    – Чем физические явления отличаются от химических?

    – Чем сопровождаются химические реакции?

    – Как обозначают вещества в химии?

    – Кто предложил такое обозначение?

    А теперь, обратите внимание на экран. Вы видите кроссворд, разгадав который вы не только повторите то, что всем известно, но и узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

    Обратите внимание, заголовок написан, а ключевое слово выделено красным цветом и зашифровано. После решения верные ответы появляются на экране.

    Молодцы! Таким образом, тема нашего урока: “Химические уравнения.

    Закон сохранения массы веществ”

    Открываем тетради, пишем число, тему урока.

    Сейчас мы с вами напишем диктант.

    Я буду называть вещества, а вы будете записывать формулы.

    На экране появляются верные формулы. Учащиеся сверяют свои записи.

    3. Изучение нового материала.

    Теперь, когда мы вспомнили знаки, формулы, приступим к изучению нового материала.

    З.С.М.В. был открыт великим русским ученым Ломоносовым в 1748 году, позднее подтвердил этот закон в 1789 году французский химик Лавуазье. Какова же история открытия?

    Пытливый ум Ломоносова занимала мысль о том, что происходит с веществами, вступающими в химическую реакцию.

    Изменяется ли их состав и масса?

    Он проводил опыты.

    Сначала он брал для опытов сосуды с открытыми отверстиями. Масса изменялась.

    Затем он провел опыты в запаянных стеклянных ретортах– масса оставалась неизменной.

    Тогда он объяснил закон тем, что при химических реакциях атомы не исчезают и не возникают, а происходит только их перегруппировка.

    Сейчас мы с вами проведем опыты, подтверждающие открытия Ломоносова.

    Какой вывод мы можем сделать, как изменилась масса веществ ?

    Какой закон физики имеет подобное смысловое значение? (закон сохранения энергии).

    Как он формулируется?

    Во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом её значение сохраняется.

    – Теперь, когда вы вспомнили закон сохранения энергии и узнали суть закона сохранения массы веществ. попробуйте сформулировать сам Закон сохранения массы веществ.(на экране появляется закон)

    – Запишите в тетради.

    Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

    – Вещества вступают в реакцию, образуются новые вещества.

    Мы обо всем этом говорим. А как это можно записать?

    А записывают эти процессы с помощью уравнений.

    Как в русском языке вы из букв составляете слова, а из слов предложения, так и в химии из знаков – формулы, из формул – уравнения.

    Для записи уравнений в химии используются следующие знаки:

    Записывая уравнения, нужно придерживаться следующего алгоритма действий (на экране).

    – Ребята, кто сможет предположить что такое химическое уравнение?

    (Формулировка появляется на экране)

    – Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул.

    Вещества, принимающие участие в реакции называются реагентами.

    Вещества, образующиеся в результате реакции – продуктами реакции.

    Учащиеся записывают в тетради.

    – А теперь составим уравнение реакции, которые мы провели.

    4. Упражнения для закрепления

    – Ребята, у кого есть вопросы?

    – А сейчас мы выполним несколько упражнений для закрепления:

    1. Какой коэффициент стоит в уравнении реакции перед формулой соляной кислоты

    2. Продолжите уравнения реакции, расставьте коэффициенты :

    3. Запишите уравнения реакции и расставьте коэффициенты : сульфат натрия соединяется с нитратом бария с образованием сульфата бария и нитрата натрия

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Закон сохранения вещества при химических реакциях

    Владельцы сайта

    • Галина Пчёлкина

    Обратная связь

    Урок №14. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения

    Закон сохранения массы веществ

    Проблемный вопрос: изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции?

    Чтобы ответить на данный вопрос наблюдайте за следующими видео-экспериментами:

    Вывод: Масса веществ до и после реакции не изменилась.

    Формулировка закона сохранения массы: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ.

    С точки зрения атомно-молекулярного учения этот закон объясняется тем, что при химических реакциях общее количество атомов не изменяется, а происходит лишь их перегруппировка.

    Закон сохранения массы веществ является основным законом химии, все расчеты по химическим реакциям производятся на его основе. Именно с открытием этого закона связывают возникновение современной химии как точной науки.

    Закон сохранения массы был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году русским ученым М.В. Ломоносовым.

    Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.

    Закон сохранения массы веществ применяется при составлении уравнений химических реакций.

    Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул и коэффициентов.

    В результате химического взаимодействия серы и железа получено вещество – сульфид железа ( II ) – оно отличается от исходной смеси. Ни железо, ни сера не могут быть визуально обнаружены в нем. Невозможно их разделить и с помощью магнита. Произошло химическое превращение.

    Исходные вещества, принимающие участие в химических реакциях называются реагентами.

    Новые вещества, образующиеся в результате химической реакции называются продуктами.

    Запишем протекающую реакцию в виде уравнения химической реакции:

    Алгоритм составления уравнения химической реакции

    Составим уравнение химической реакции взаимодействия фосфора и кислорода

    1. В левой части уравнения записываем химические формулы реагентов (веществ, вступающих в реакцию). Помните! Молекулы большинства простых газообразных веществ двухатомны – H 2 ; N 2 ; O 2 ; F 2 ; Cl 2 ; Br 2 ; I 2. Между реагентами ставим знак «+», а затем стрелку:

    2. В правой части (после стрелки) пишем химическую формулу продукта (вещества, образующегося при взаимодействии). Помните! Химические формулы необходимо составлять, используя валентности атомов химических элементов:

    3. Согласно закону сохранения массы веществ число атомов до и после реакции должно быть одинаковым. Это достигается путём расстановки коэффициентов перед химическими формулами реагентов и продуктов химической реакции.

    • Вначале уравнивают число атомов, которых в реагирующих веществах (продуктах) содержится больше.
    • В данном случае это атомы кислорода.
    • Находим наименьшее общее кратное чисел атомов кислорода в левой и правой частях уравнения. Наименьшее кратное для атомов натрия –10:

    sites.google.com

    Уравнения химических реакций

    Химической реакцией называют процесс превращения одних веществ в другие (в физических реакциях вещество не претерпевает изменений).

    В процессе химической реакции происходит взаимодействие атомов (ионов) веществ, принимающих участие в реакции, приводящих к образованию новых молекул (нового вещества).

    Чтобы понять суть происходящих изменений, химические реакции записывают при помощи химических уравнений, в которых в левой части указывают химические формулы веществ, вступающих в реакцию, в правой — формулы образующихся веществ.

    Уравнение химической реакции отображает закон сохранения массы веществ, согласно которому массы веществ, вступающих в химическую реакцию, равны массам веществ, которые образуются в результате реакции (закон открыт М. В. Ломоносовым в 1748 г., экспериментально подтвержден в 1756 г., сформулирован Лавуазье в 1777 г.).

    Например, если в реакцию вступает m1 грамм вещества А и m2 грамм вещества В, то их общая масса будет равна общей массе образующихся веществ С (m3) и D (m4):

    Согласно закону сохранения массы веществ, в процессе химических превращений атомы, вступающие во взаимодействие, никуда не исчезают, и не возникают из ниоткуда, поэтому в левой и правой части уравнения (до и после реакции) кол-во атомов каждого химическго элемента должно быть одинаковым. Поскольку массы атомов всегда постоянны, то и массы исходных веществ и продуктов реакции также равны.

    Пример простейшего химического уравнения:

    В некоторых уравнениях для соблюдения закона сохранения массы вещества необходимо расставить коэффициенты, которые ставятся перед формулой вещества (см. Баланс химических реакций):

    Если вам понравился сайт, будем благодарны за его популяризацию 🙂 Расскажите о нас друзьям на форуме, в блоге, сообществе. Это наша кнопочка:

    Код кнопки:

    prosto-o-slognom.ru

    Урок химии на тему «Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Тема: Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ .

    Цель: Сформировать понятие об уравнениях химических реакций как об условной записи, отражающей превращения веществ. Научить составлять уравнения реакций на основе закона сохранения массы вещества М. В. Ломоносова.

    -продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,

    -ввести понятие «химическое уравнение»,

    -начать формировать умение составлять уравнения химических реакций.

    продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций

    воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение работать парами.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы: словесные, наглядные, практические.

    Оборудование: карточки с заданием, лист самооценки учащегося. рисунки.

    компьютер, проектор, ИД, презентация.

    Бенгальский огонь, мел с кислотой, спички подставка с пробирками.

    1. Организационный момент.

    2. Актуализация знаний учащихся.

    3. Подготовка к восприятию нового материала.

    4. Изучение нового материала.

    6. Задание на дом.

    1. Организационный момент.

    2.Актуализация знаний учащихся.

    -Какие явления называются физическими?

    — Какие явления называются химическими?

    — Какие признаки химических реакций вы знаете?

    — Какие условия необходимо создать, чтобы началась химическая реакция?

    А теперь, попробуйте догадаться, о каких явлениях в этих стихах идет речь.

    Дифференцированный письменный опрос.

    3.Подготовка к восприятию нового материала.

    Демонстрация. Горение бенгальского огня.

    1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня?

    2. Что явилось основной причиной такого явления?

    3. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.

    Mg + воздух = другое вещество.

    По каким признакам определили, что произошла химическая реакция?

    ( по признакам реакции: запах, изменение окраски)

    4. Изучение нового материала.

    Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.

    Вспомнит понятие уравнение из курса математики.

    Данную реакцию горения магния можно записать с помощью следующего уравнения.

    2 Mg + O 2 = 2 MgO

    Попытайтесь дать определение «химического уравнения», глядя на уту запись.

    Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощью химических знаков и коэффициентов.

    В левой части химического уравнения записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, а в правой – формулы веществ, образующихся в результате реакции.

    Вещества, вступающие в реакцию называются реагентами.

    Вещества, образующиеся в результате реакции, называются продуктами.

    Химические уравнения записывают на осноыве «Закона сохранения массы вещества», открытого М.В. Ломоносовым в 1756 году.

    Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.

    Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.

    Число атомов одного элемента в левой части урав­нения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения.

    Уравнивают число атомов с помощью коэффициентов.

    Вспомните, что такое коэффициент и индекс.

    Опыт. Получение углекислого газа

    В пробирку положим кусочек мела, нальем 1—2 мл раствора соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Что происходит? Каковы признаки этих реакций?

    Составим с помощью химических формул схему наблю­даемого превращения:

    Уравняем левую и правую части уравнения с помощью коэффициентов.

    CaCO 3 + 2HCI = CaCI 2 + H 2 O + CO 2 ↑

    Для составления химических уравнений необходимо соблюдать ряд последовательных действий.

    Работа с раздаточным материалом.

    Алгоритм составления химического уравнения.

    Порядок выполнения операций

    1. Определить число атомов каждо­го элемента в левой и правой частях схемы реакции

    А1-1 атом А1-2 атома

    О-2 атома 0-3 атома

    2. Среди элементов с разным числом атомов в левой и правой частях схе­мы выбрать тот, число атомов кото­рого больше

    О-3 атома справа

    3. Найти наименьшее общее кратное (НОК) числа атомов этого элемента в левой части уравнения и числа ато­мов этого элемента в правой части уравнения

    4. Разделить НОК на число атомов этого элемента в левой части урав­нения, получить коэффициент для левой части уравнения

    5. Разделить НОК на число атомов этого элемента в правой части урав­нения, получить коэффициент для правой части уравнения

    6. Если выставленный коэффициент изменил число атомов еще какого-либо элемента, то действия 3, 4, 5 повторить еще раз.

    А1 — 1 атом А1 — 4 атома

    Выполняем упражнения 1. Расставить коэффициенты в уравнениях следующих реакций.

    1. Составить уравнение реакции.

    Фосфор + Кислород = оксид фосфора (Р 2 О 5 )

    Работает на доске один сильный ученик.

    2. Расставить коэффициенты.

    6. Задание на дом : § 15,16 , упр. 4,6 (пис.). стр. 38-39

    Оцени свою деятельность на уроке в соответствии с описанными критериями самооценки

    Лист самооценки учащегося.

    1. Работал увлеченно. Узнал много нового. Многому научился.

    2. Работал с интересом. Узнал что-то новое. Чему- то научился. Остались вопросы.

    3. Работал, потому что задано. Узнал кое-что новое. Ничему не научился.

    4. Делал вид, что работал. Ничего не узнал.

    infourok.ru

    Еще по теме:

    • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
    • Гражданство рф для лнр и днр 2018 Получение гражданства России для жителей Донбасса ЛНР и ДНР Для того чтобы ответить на вопрос: как получить гражданство РФ, необходимо изучить исчерпывающий объём информации, представленный в официальных источниках. Сложности при оформлении […]
    • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
    • Новый закон на имущество с 2018 Россиянам приготовили новый налог на имущество Проект скоро станет законом 21.05.2018 в 18:32, просмотров: 187119 Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — […]
    • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
    • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]