Закон и суррогатное материнство

Суррогатное материнство – это альтернативная возможность завести детей, наиболее востребованная у тех пар, которые по различным причинам вынуждены прибегать к вспомогательным репродуктивным технологиям. В России не имеется отдельного закона о таком способе рождения детей, однако правовая база для регламентирования сопутствующих процедур имеется.

Разрешено ли в России суррогатное материнство?

Ряд положений определенных законов делает суррогатное материнство обоснованным и разрешенным в Российской Федерации. Для рассмотрения правовых аспектов следует обратиться к следующим актам:

  • статья 55 Федерального закона 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — является основным актом, на который следует обратить внимание, он дает определение и устанавливает требования к потенциальной матери ребенка;
  • ст 51 и 52 Семейного кодекса РФ определяют порядок записи родителей ребенка, рожденного в рамках программы суррогатного материнства;
  • статья 16 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предписывает порядок регистрации новорожденного в органах ЗАГСа;
  • приказ 67 Министерства здравоохранения России «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» регулирует основные аспекты процедуры суррогатного материнства;
  • приказ 107н Министерства здравоохранения РФ о проведении ЭКО и противопоказаниям к нему.

Основные законы, которые регламентируют суррогатное материнство, не отображают весь спектр правовых вопросов, которые в полной мере регулировали бы процедуру суррогатного материнства. Юристы, а также граждане, сталкивающиеся с данным законодательством, указывают на недоработку ключевых моментов.

Указывается на фактическое бесправие заказчиков по закону в том случае, если мать решит оставить ребенка себе. Также не проработана документальная база, разные учреждения предъявляют разные требования к подаваемым документам. Предполагается, что все нюансы могут быть решены принятием отдельного закона о суррогатном материнстве.

Не так давно на рассмотрение в Госдуму был внесен проект закона, направленный на введение запрета такого способа рождения детей. Его защитники акцентируют внимание, что акт материнства фактически превращается в аморальный бизнес. Ссылаются на западные страны, где уже введен запрет на суррогатное материнство. Однако проект данного закона был отклонен.

Кто по закону может быть суррогатной матерью?

Требования к суррогатной матери изложены в п 10 статьи 55 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Для материнства требуется соблюдение следующих условий:

  • женщина от 20 до 35 лет;
  • наличие не менее одного собственного здорового ребенка;
  • удовлетворительное состояние здоровья, подтвержденное медицинским заключением;
  • наличие письменного информированного добровольного согласия на оплодотворение;
  • при наличии мужа по закону требуется его письменное разрешение;
  • потенциальная мать не является одновременно донором яйцеклетки.

Согласно п 9 той же статьи 55 договор о суррогатном материнстве по предписаниям закона может быть заключен между семейной парой, чьи половые клетки используются для оплодотворения и женщиной, соответствующей указанным условиям. Услугами суррогатного материнства по закону может воспользоваться и одинокая женщина, которая в силу медицинских противопоказаний не может иметь детей.

Договор суррогатного материнства

Основным документом в программе суррогатного материнства по закону является договор, заключаемый обеими сторонами. Единой формы для его составления не имеется, документ оформляется согласно общим предписаниям. Важно учитывать все тонкости процесса, а также непредвиденные обстоятельства. Если дело дойдет до суда, то данное соглашение по закону станет основным актом, на котором будет опираться судебный процесс.

Составление такого договора не допускает спорных моментов. Все вопросы должны быть приняты обеими сторонами с полным согласием. Положения документа не должны противоречить законодательству РФ и ущемлять права одной из сторон, иначе соглашение будет признано недействительным.

Составляется документ с учетом следующих аспектов закона о суррогатном материнстве:

  • предмет договора, указывающий на суть предоставляемой услуги – вынашивание плода, соглашение считается исполненным, если ребенок выношен и рожден; предметом договора не могут выступать сами дети, речь идет лишь об услуге;
  • права и обязанности сторон – указываются законодательные нормы в сфере суррогатного материнства и ссылки на соответствующие правовые акты;
  • стоимость соглашения – прописывается содержание матери, медицинские и компенсационные расходы, предусматриваются возможные выплаты в связи с осложнениями по беременности;
  • стороны договора – помимо биологических родителей и вынашивающей матери могут указываться и медицинские учреждения, юристы, иные лица, задействованные в данном вопросе;
  • дополнительные условия – прописываются все возможные нюансы индивидуального характера, согласованные с законом.

Подводные камни

В мировой практике суррогатного материнства известно немало случаев, когда одна из сторон нарушает договоренность. Чаще такие ситуации возникают при непредвиденных обстоятельствах – осложнения при беременности, требующие дорогостоящего лечения, смерть генетических родителей, потеря ребенка. Сложность возникает при отсутствии соответствующих условий в договоре.

Эксперты рекомендуют при составлении договора обращаться к специалистам. С их помощью можно составить соглашение, которое будет учитывать нормы закона, основные аспекты и возможные подводные камни.

Скачать образец договора о суррогатном материнстве можно здесь. Документ представлен для ознакомления и понимания общей формы и содержания. Составлять собственный договор следует с учетом индивидуальных особенностей в сотрудничестве со специалистами.

Стоимость услуги

Стоимость суррогатного материнства не определяется законом и устанавливается условиями индивидуального договора. Цена зависит от договоренности сторон, региона проживания, иных факторов. Следует учитывать, что некоторые аспекты, такие как проведение экстракорпорального оплодотворения, могут потребоваться не единожды, их стоимость каждый раз оплачивается отдельно.

В расходы включается содержание матери, итоговый гонорар, медицинские препараты, возможное лечение, обследования, юридическая помощь. Итоговая сумма в среднем по России составляет полтора миллиона. В некоторых ситуациях она может доходить до 3,5-4 млн рублей.

210fz.ru

Господдержка материнства в России. Досье

К уже имеющимся в стране способам улучшить демографическую ситуацию Владимир Путин предложил добавить ежемесячные выплаты при рождении первого ребенка

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 ноября 2017 года президент России Владимир Путин предложил ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Об этом он заявил на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о господдержке матерей в России.

Господдержка

Конституция РФ (1993) гарантирует обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7). Пункт 1 статьи 38 Основного закона гласит: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Кто получит новое пособие при рождении первого ребенка

Господдержка матерям в России оказывается в виде различных пособий. Вставшим на учет в медицинское учреждение на раннем сроке беременности выплачивается единовременное пособие в размере 613,14 руб. (здесь и далее данные на 2017 год), вышедшим в декретный отпуск — пособие по беременности и родам (рассчитывается исходя из среднего заработка женщины).

При рождении ребенка предоставляется разовая выплата в размере 16 тыс. 350,33 руб., в случае рождения двух и более детей она выплачивается на каждого ребенка.

По уходу за ребенком предоставляется оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Размер выплат составляет 40% от среднего заработка. Для неработающих матерей предусмотрено пособие, его минимальный размер по уходу за первым ребенком составляет 2 тыс. 908,62 руб. в месяц, за вторым и последующими детьми — 5 тыс. 812,24 руб. Также мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. (данная норма установлена указом президента РФ от 30 мая 1994 года «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» и действует с 2001 года). Она оформляется только по заявлению (по месту работы, службы или в орган соцзащиты по месту жительства) и выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Кроме того, с 2007 года действует такая форма поддержки семей с детьми, как материнский (семейный) капитал. Размер этой единовременной государственной субсидии составляет 453 тыс. 26 руб. Программа действует до 31 декабря 2018 года. Президент РФ Владимир Путин 28 ноября 2017 года предложил продлить ее до конца 2021 года и ввести дополнительные возможности использования маткапитала.

Госнаграды

В 1944-1991 гг. в систему государственных наград СССР входил орден «Мать-героиня». Он вручался женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Одновременно им присваивалось почетное звание «Мать-героиня» (его получили свыше 400 тыс. женщин). Кроме того, существовал орден «Материнская слава» (с 1944 года), его удостоились свыше 5 млн женщин.

13 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев своим указом учредил орден «Родительская слава». «За большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей» могут награждать как мать, так и отца. Орден вручается родителям или усыновителям, имеющим не менее семи детей. Первое награждение состоялось в январе 2009 года. Всего в 2009-2017 гг. награждены 347 многодетных семей. В 2017 году ордена были вручены 38 семьям, в том числе одному отцу-одиночке.

Кроме того, во многих регионах вручаются собственные медали «Материнская доблесть».

Статистика

В Российской Федерации — 78,7 млн лиц женского пола (54% от общей численности населения — 146,8 млн; данные Росстата на 1 января 2017 года). По данным на 2016 год, 35,2 млн женщин работают (48,7% от всего занятого населения — 72,3 млн). Среди экономически активных женщин 22,3 млн (63,5%) состоят в браке, 4,9 млн (13,9%) не замужем, 2 млн (5,8%) — вдовы, 5,9 млн (16,8%) — в разводе.

Согласно последней Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010), в России насчитывалось 65,5 млн женщин в возрасте 16 лет и старше. Из них 33,3 млн состояли в браке (28,9 млн — в зарегистрированном, 4,4 млн — в незарегистрированном), 10,8 никогда не были замужем, 6,4 млн — официально разведены, 11,8 млн — вдовые, остальные при опросе не сообщили о своем статусе.

По ВПН-2010 среди опрошенных женщин в возрасте 15 лет и старше 49 млн являлись матерями.

В 2016 году, по предварительным данным Росстата, в России было зарегистрировано 985,8 тыс. браков и 608,3 тыс. разводов, родились 1 млн 893,3 тыс. детей. Численность детей в возрасте до 14 лет (включительно) — почти 25 млн.

Всего в России насчитывается около 42 млн семей: половина не имеет детей, чаще в семье воспитывается только один ребенок (данные были озвучены на конференции «Семья и актуальные проблемы современной семьи», состоявшейся 6 мая 2014 года в Карачаево-Черкесии).

По состоянию на начало 2017 года, число полных семей с детьми — 11 млн 600 тыс. 5,6 млн семей являются неполными, из них 5 млн — матери-одиночки. Число многодетных семей — 1 млн 566 тыс. (рост на 25% по сравнению с ВПН-2010). В детских домах, по данным на начало 2017 года, озвученным уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой, находятся около 60 тыс. детей. На опеку взяты 237 тыс. детей, усыновлены 115 тыс.

tass.ru

С января в России вступил в силу закон, официально разрешающий суррогатное материнство

С января в России вступил в силу закон, официально разрешающий суррогатное материнство. Раньше биологические родители и женщины, вынашивающие их ребёнка, заключали договор на свой страх и риск: если кто-то из них отказывался от взятых на себя обязательств, искать справедливости было негде. Определённые права сторон теперь закреплены на законодательном уровне, однако некоторые пробелы сохраняются и сегодня.

За 26 лет в Научном центре акушерства и гинекологии из пробирок появилось уже 15 тысяч детей, часть из них — с помощью программы суррогатного материнства. Именно об этом говорили на Шестом международном конгрессе по репродуктивной медицине. Тем более с начала 2012 года в силу вступили новый закон, которого так ждали участники суррогатного процесса.

Кто вправе воспользоваться этим методом, наконец, четко прописано в новом законе: это люди, которые по медицинским показаниям не могут иметь детей. Состоят ли они в законном браке, живут ли в гражданском или вообще одиноки, отныне не имеет никакого значения.

Ламаре Келешевой из Москвы это нововведение может просто сохранить семью. Ее 4 годовалых карапузов появились на свет от двух суррогатных матерей. В качестве генетического материала Ламара использовала законсервированную сперму своего сына, который умер от лейкоза 5 лет назад.

На просьбу оформить себя матерью малышей Бабушкинский отдел ЗАГС ответил отказом, ссылаясь на то, что Ламара не замужем. А трех мальчиков и девочку просто записали сиротами с прочерком в графе «мать» и «отец». В районном суде Келешевой так же отказали в материнстве. Ей оставалось только подать жалобу в Верховный суд.

«Я надеюсь, конечно, в этом случае Верховный суд решить положительно в мою пользу вопрос о признании материнства», — говорит Ламара Келешева.

В пользу Ламары и еще одно важное дополнение в новом законе: для рождения ребенка разрешено использовать законсервированные генетические клетки.

«Представьте, что подводник идет в очень тяжелое плавание, или работает в реакторе, или человеку предстоит тяжелая операция, в том числе онкологическая, мы все благодаря этому закону можем дать этому контингенту счастье материнства», — считает профессор Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова Лейла Адамян.

Однако у нового закона есть и слабые стороны. В частности, по-прежнему он не дает гарантий ни сурмамам, ни биологическим родителям.

Андрюша любит и папу, и маму — Дениса и Зинаиду Раковых. Хотя Зинаида была для малыша лишь суррогатной матерью, а генетические родители, прекратив обещанные выплаты, отказались от него на пятом месяце беременности. Правда, после рождения потребовали вернуть ребенка, но тут уже воспротивилась Зинаида. Суд оказался на ее стороне, правда, оставил Ракову без финансовой поддержки, поскольку не обязал генетических родителей выплачивать алименты. Есть и другие случаи — когда потерпевшими являются генетические родители

«Главный недостаток этого закона — матерью суррогатного ребенка считается та женщина, которая его вынашивает. И она по-прежнему вольна делать с этими ребенком все, что заблагорассудится. Захочет — оставит себе, захочет — будет шантажировать родителей прерыванием беременности», — объясняет юрист, директор Центра репродуктивного права и этики Константин Свитнев.

Юристы уверены: поскольку суррогатное материнство в России недешево — до 1,5 миллионов рублей, то и споры между сторонами будут возникать неоднократно. А потому необходимо внести поправки в законодательство, по которым суррогатная мама обязана отдать выношенного ребенка генетическим родителям, а те в свою очередь забрать малыша независимо от того, каким он родился — здоровым или нет.

Зинаида Ракова признается: пока участники суррогатного процесса не защищены законом, самым распространенным объявлением в Интернете на эту тему остается «Ищу порядочную суррогатную маму» или «Ищу честных генетических родителей».

www.1tv.ru

§ 4. Защита материнства, детства и семьи

Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют большое общественное значение и требуют государственной поддержки.

Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством, закреплен в Семейном кодексе Российской Федерации (в редакции от 2 января 2000

г.). Государство также защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство устанавливает

М. В. Баглай «Конституционное право РФ» 244

Раздел IV. Права и свободы человека и гражданина

оплачиваемый отпуск по беременности и родам — 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах — 86 дней, а при рождении близнецов — 110). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных окладов. Существуют и другие отпуска и пособия, связанные с беременностью и родами.

Закон обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям: повышенные гарантии при приеме и увольнении с работы, запрещение их труда на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, ограничение труда беременных женщин в ночное время, перевод их на более легкие работы и др. Законом предусмотрены меры, обеспечивающие сочетание труда с материнством. Трудовое законодательство в этой области весьма обширно и всесторонне охватывает интересы работающих женщин.

Охрана материнства и детства осуществляется и другими отраслями права. Так, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции от 20 декабря 1999 г.) предусматривают необходимость повышения заботы о здоровье женщин во время беременности, законодательство об охране окружающей среды способствует устранению экологических факторов, вредно влияющих на здоровье женщин и детей. Таких примеров можно привести много. Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и женщины, основывающих семью. Этому способствует Семейный кодекс, Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией «равным правом и обязанностью родителей» (ч.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудо-пособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что родители уклонялись от родительских обязанностей. Семейное право, опирающееся на ст. 38 Конституции РФ, детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные права их участников. Отношение государства к семье, к решению проблем развития семьи и детства сформулировано в Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. Основными принципами этой политики, направленной на обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи, признаны самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития, равенство семей в праве на поддержку, приоритет интересов ребенка, равноправие между мужчинами и женщинами в справедливом распределении семейных обязанностей, единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях, партнерство семьи и государства. Государственная семейная политика должна предусматривать меры по усилению социальной защиты семей в связи с безработицей, поддержку семейного предпринимательства, обеспечение условий для получения образования молодежью, развитие семейных пособий и др. Указывается также на необходимость создать надежный механизм финансирования государственной семейной политики.

lawbooks.news

Уполномоченный по правам человека в Калужской области

Библиотека

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА

2012г.,автор: студент 5 курса группы ЮДС-09 юридического факультета КФ МГЭИ Кизина Оксана Сергеевна

Конституция Российской Федерации является основным законом нашего государства и базой для развития различных отраслей отечественного законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Вся проводимая государственная политика укрепления семьи, обеспечения охраны интересов матери и ребенка способствует формированию здоровой нации и укреплению семейных ценностей. Любое государство заинтересовано в формировании полноценной и здоровой личности, приносящей пользу обществу и стране.

В настоящее время деятельность российского государства направлена на повышение материального положения семей, оказание дополнительной социальной поддержки отдельным категориям граждан, создание благоприятных условий для рождения детей и др., что дает свои положительные результаты, но так же существуют проблемы, не позволяющие полностью достичь ожидаемых результатов.

Объект исследования — конституционное право на охрану материнства.

Предмет исследования – нормы отечественного законодательства, регулирующие конституционное право на охрану материнства.

Цель исследования – изучение законодательной регламентации мер государственной защиты материнства в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятия «государственная защита» и «материнство»;

— проанализировать материальные и нематериальные меры защиты

материнства в Российской Федерации.

Исследованию законодательной регламентации мер государственной защиты материнства и практике их реализации посвящены работы О. Самариной, О. А. Снежко, А. В. Артюхова и других авторов.

Глава 1. Государственная защита материнства

1.1 Понятие государственной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, детства и отцовства. Пункт 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство находятся под защитой государства. Эти конституционные основы защиты материнства и детства выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка.

Государственный механизм защиты материн­ства включает в себя комплекс мер, различных по своему содержанию, целевому назначению, срокам и объему проводимых мероприятий. Все они обеспечивают реализацию конституционной обязанности государства по защите материнства. Термин «защита» применительно к таким поня­тиям, как «материнство», «детство», «семья», в конституционном истолковании трактуется до­статочно широко. Конституция РФ подразумевает под «защитой» как деятельность, направленную на ликвидацию и противодействие нарушениям, так и меры по предупреждению этих нарушений, включающие установление гарантий. В наиболее общем виде «защита» есть противодействие не­законным действиям, предотвращение наруше­ний, а также возмещение вреда. Защита — это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализа­ции права, включающая различные средства и мероприятия.

Под государственным механизмом защиты материнства понимается система мер, направленных на поощрение материнства, гарантирование интересов матери и ребенка, создание наиболее благоприятных условии, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.[21, С.60]

1.2 Понятие материнства.

Понятие «материнство» имеет чрезвычайно широкий ряд толкований в разных областях научного знания и практической деятельности человека.

В настоящее время в Конституции РФ отсутствует определение понятия материнства, что в дальнейшем не исключает возможных различий в толковании данного понятия. Во избежание этого требуется выработка единого понятийного аппарата.

Как известно, базовое понимание любого термина, наиболее общие варианты его употребления можно получить, обратившись к словарям. Так, словарь по общественным наукам «Глоссарий.ру» определяет материнство следующим образом: материнство – основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. [20] В словаре Д.Н. Ушакова материнство получает уже социальную окраску и определяется как родственная связь матери с детьми. [23, С. 634] Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой определяет материнство как особое состояние женщины — матери (преимущественно в период беременности и младенческих лет ребенка). [17, С. 345]

В российском законодательстве понятие «материнство» используется различными отраслями права. Вообще, понятие «материнство» упоминается в 223 нормативных актах и трактовка его различна: от свободы совершить искусственное прерывание беременности до определения одним из видов социальных страховых рисков.

Если рассмотреть существующие подходы и определения понятия «материнство», можно сделать вывод, что материнство в социальном плане – это охраняемое и защищаемое государством путем установления правовых гарантий сложное социальное явление, обозначающее родственную, устойчивую психо-эмоциональную или семейную связь женщины и воспитываемого ей ребенка, проявляющееся и реализующееся в процессах беременности, рождения, вскармливания и (или) заботы женщины о ребенке вплоть до его совершеннолетия.

Для правовых целей, с учетом сказанного необходимо дать следующее определение материнства: материнство – это сложный правовой феномен, сущность которого раскрывается в трех аспектах:

— конституционно-правовое состояние, обеспечиваемое закрепленными в нормах конституционного права условия реализации блока репродуктивных прав женщины (охрана материнства) и средства защиты ее законных прав и интересов (защита материнства);

— конституционно-правовой институт как обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения;

— субъективное право женщины, включающее в себя блок репродуктивных правомочий. [16]

Глава 2. Законодательное регулирование мер государственной защиты материнства.

2.1 Материальные меры защиты.

В 2006 г. глава государства выразил озабоченность сокращением численности населения страны, угрожающим национальной безопасности всей российской государственности. [6] Уже в 2007 г. Президент РФ поддержал инициативу — объявление Годом семьи 2008 года, указав на то, что «его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета поддержки института семьи, базовых семейных ценностей».[7]

Сегодня защита материнства обеспечивается посредством целого комплекса правовых норм, относящихся к различным отраслям прав. Кроме того федеральное законодательство дополняется актами субъектов РФ, которые вправе повышать уровень гарантий для матерей и предусматривать дополнительные механизмы их защиты, так как координация вопросов материнства и детства отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. “к” ч.1 ст.7 Конституции РФ).

Вопросы социальной защищенности семей с детьми наиболее остро стали перед государством в начале 90-х годов прошлого столетия. Причиной тому стало падение рождаемости, увеличение младенческой смертности, сокращение трудоспособного населения. Была поставлена задача – разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни. В рамках решения проблемы было предложено определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми – инвалидами. [22, С. 29]

Содержание действующего законодательства позволяет выделить среди всех мер государственной поддержки, прежде всего, систему денежных выплат, включающую различные виды пособий, обеспечивающих государственную поддержку на различных этапах материнства.

Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. установлены следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Финансирование ежемесячных пособий на ребенка осуществляется из бюджета. После принятия Федерального закона от 22.08.04 №122-ФЗ выплаты ежемесячных пособий в большинстве своем осуществляются за счет бюджетных средств субъекта РФ. Пособия женщинам, проходящим военную службу по контракту, а так же проходящим иную государственную службу, выплачиваются из средств федерального бюджета. Все остальные пособия выплачиваются за счет средств обязательного социального страхования.

Данные пособия ежегодно индексируются с учетом инфляции, но большинство матерей считают, что уровень денежной поддержки со стороны государства недостаточен. В определении Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. отмечено, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты материнства и детства должно согласовываться имеющимися у него на данном этапе социально – экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.[15, С. 6] Конституционная инстанция под­твердила допустимость ограничения максималь­ного размера пособия: «Установление максимального размера пособия по беременности и родам при соблюдении условия соотносимости его ве­личины и подлежащей налогообложению части совокупного заработка (дохода) работающей жен­щины не может рассматриваться как несоразмерное ограничение конституционных прав на госу­дарственную защиту материнства и детства и на социальное обеспечение для рождения и воспи­тания детей и не противоречит международным обязательствам Российской Федерации».

В современный период в России предусмотрены следующие виды материальных мер государственной защиты материнства и детства (Таблица 1).

Таблица 1. Обеспечение федеральными пособиями и компенсациями семей с детьми по состоянию на 1 января 2013 года

Нормативный правовой акт

1.Единовременное пособие при рождении ребенка

(обращение за пособием не позднее 6 мес. со дня рождения ребенка)

Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)

2.Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет:

— по уходу за первым ребенком

— по уходу за вторым и последующими детьми

4. Пособие по беременности и родам

5. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву

6. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву

7. Ежемесячная компенсационная выплата лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет

Постановление Правительства РФ от 3.11.94 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан»

8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 481 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы»

9. Ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих по призыву и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти,погибших в связи с выполнением задач в условиях вооруж. конфликта в Чеченской Республике (на тер.Северного Кавказа)

Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1051.

Кроме мер материальной помощи семьям с детьми федерального уровня в Российской Федерации органы государственной власти вправе установить региональные пособия и компенсации (Таблица 2).

Таблица 2. Обеспечение пособиями и компенсациями семей с детьми

органами социальной защиты населения Калужской области по состоянию на 1 января 2013 года (с учетом коэффициента индексации 1,055)

1. Ежемесячное пособие малообеспеченным семьям:

1) ежемесячное пособие на ребенка

2) пособие на детей одиноких матерей

3) пособие на детей разыскиваемых родителей

4) пособие на детей военнослужащих по призыву

5) пособие на детей-инвалидов

6) пособие на детей, один из родителей которых, входящий в состав семьи, является инвалидом

7) пособие на второго и последующих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет

Закон Калужской области от 30.12.2004 № 10-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка» (в ред. Закона Калужской области от 29.06.2012

2. Ежемесячное пособие малообеспеченным многодетным семьям, имеющим 4-х и более детей

Закон Калужской области от 5.05.2000 № 8-ОЗ «О статусе многодетной семьи в Калужской области и мерах ее социальной поддержки»

3. Единовременное пособие при рождении второго и последующих детей (обращение за пособием не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка)

(при рождении ребенка с 01.01.2013)

Закон Калужской области от 7.05.2003 № 201-ОЗ «О единовременном пособии при рождении второго и последующих детей»

4. Ежемесячное пособие на ребенка (назначается и выплачивается детям военнослужащих и сотрудников органов специального назначения, погибших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике)

Постановление Губернатора Калужской области от 06.06.2000 № 319 «О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников органов специального назначения, погибших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике»

5. Ежемесячная денежная выплата на содержание усыновленного ребенка (детей):

— на усыновленного ребенка-инвалида

— усыновителю, имеющему инвалидность

Закон Калужской области от 20.10.1997 № 18–ОЗ «О социальных гарантиях приемным семьям в Калужской области»

6. Компенсация за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении и сопровождающим их лицам

Закон Калужской области от 14.07.2005 № 103-ОЗ «О предоставлении компенсации за проезд детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении».

7. Ежемесячная денежная компенсация на питание женщинам, состоящим на учете в медицинских учреждениях в связи с беременностью

Закон Калужской области от 06.05.2005 № 69-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3-х лет и установлении размера денежной компенсации на питание беременным женщинам и детям первого года жизни, находящимся на грудном вскармливании»

8. Ежемесячная денежная компенсация одному из родителей либо лицу его заменяющему, имеющему ребенка первого года жизни, находящегося на естественном вскармливании

9. Материнский (семейный) капитал женщине, родившей (усыновившей) третьего или последующих детей, начиная с 1 января 2012 года.

Закон Калужской области от 27.12.2011 № 240-ОЗ «О материнском (семейном) капитале»

10. Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2013 года, до достижения ребенком возраста 3 лет

Величина прожиточного минимума для детей 0-6 лет

Закон Калужской области от 29.06.2012 № 301-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет»

Увеличение государственной материальной поддержки позволило повысить рождаемость в стране, т.е. количество женщин, решившихся стать матерями, увеличивается. Число родившихся детей в 2007 г. — самое высокое после 1991 г. Число рож­дений возросло со 123 тыс. детей в среднем за месяц в 2004 — 2006 гг. до 133 тыс. в среднем за месяц в 2007 г. Вместе с тем это создает для государства до­полнительные обязательства, связанные с оказанием помощи матери на различных этапах формирования полноценной личности. Однако в этой части социальных обязательств государство предоставляет все больше полномочий субъектам Федерации. Большинство из них должны само­стоятельно обеспечивать поддержку матерей с детьми путем: установления размера ежемесячно­го пособия на ребенка; регулирования работы ком­пенсационного механизма для матерей, чьи дети посещают детские сады; совершенствования со­ответствующей инфраструктуры (строительство детских садов, школ, спортивных сооружений и т.д.). С учетом того, что большая часть субъектов федерации — дотационная, можно сделать вывод, что опосредованно эти обязательства принимает на себя государство, хотя вся ответственность за нерешенность указанных проблем возложена на субъектов РФ. Такая диспро­порция должна быть устранена.[21, С. 62]

Увеличение материальной помощи со стороны государства выявило ещё одну проблему, которая требует пристального внимания — неблагопо­лучное материнство. Увеличение материальных гарантий матерям привело к увеличению количе­ства рождений детей женщинами, ведущими асо­циальный образ жизни, в расчете на получение определенных денежных выплат. Как следствие такие дети чаще рождаются с врожденными по­роками развития или заболеванием и остаются в медицинском учреждении как оставшиеся без по­печения родителей или родители забирают их, но в дальнейшем по инициативе органов опеки и по­печительства мать лишается родительских прав. В итоге ребенок остается сиротой на полном государственном обеспечении. Устройство в семьи детей с врожденными пороками — явле­ние редкое, поэтому медицинские работники предлагают законодательно закрепить обязатель­ную стерилизацию женщин, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими сред­ствами и др., ведущих асоциальный образ жизни.

Необходимо обратить пристальное внимание на современную молодежь, проводить соответствующую информационную политику, поддерживая и укрепляя семейные ценности и здоровый образ жизни, развивая сеть культурно — массовых мероприятий, доступных для боль­шинства граждан, и своевременно проводить профилактическую работу среди подростков и молодежи, что может эффективно противостоять асоциальному образу жизни матерей. [14, C.17]

Среди мер защиты материнства можно выде­лить и меры смешанного характера. К таковым можно отнести введение материнского капитала. По данным Пенсионного фонда, с начала 2007 г. в России выдано 292 381 государственный серти­фикат на получение материнского капитала, что показывает положительную динамику рождаемо­сти вторых и последующих детей. В настоящий момент материн­ский капитал может быть реально использован для улучшения жилищных условий, получения образования ребенком (детьми) и формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин. Вместе с тем можно предложить и иное целевое использование материнского капитала, например оплату дорого­стоящей операции или лечение ребенка. Необходимо разработать механизм пропор­ционального распределения суммы материнского капитала на части, которые мать может использо­вать по своему усмотрению на различные цели.

Наше внимание привлекла еще одна существенная проблема. В 2012 году в Законодательном Собрании Калужской области велись оживленные споры по вопросу ежемесячного пособия для матерей — одиночек. 21 июня 2012 года был принят закон, согласно которому данный вид пособия все же отменили. Право на получение данного пособия сохранено для лиц, родивших ребенка до вступления в силу данного закона, а также для женщин, вставших на учет в медицинском учреждении в связи с беременностью до вступления в силу данного закона при условии, что после рождения ребенка они имеют статус одиноких матерей и их среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум, установленный региональным законодательством. В дальнейшем единый размер ежемесячного пособия матерям – одиночкам на ребенка независимо от его возраста составил 400 рублей.

По информации министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области меры, принятые для поддержки данной категории населения оказались неэффективными и привели к обратному эффекту: количество детей одиноких матерей и самих мам-одиночек увеличилось, одновременно сократилось число установлений отцовства. В то же время улучшения демографической ситуации в 2011 году не произошло: рождаемость в 2011 году не просто не увеличилась, а по сравнению с 2010 годом даже уменьшилась. Несомненно, может среди таких матерей есть те, которые решили воспользоваться материальной поддержкой в своих корыстных целях, но ведь есть и действительно нуждающиеся. На наш взгляд, все такие необходимо повысить размер данного пособия и создать комитет, который будет проверять всех матерей нуждающихся в данном пособии.

2.2 Нематериальные меры защиты.

Среди нематериальных мер защиты материн­ства, введенных в последние годы, следует отметить введение родовых серти­фикатов, конечная цель которых заключается в том, чтобы женщина, уже решившая стать матерью, получила качественную медицинскую помощь и родила здорового ребенка. В России довольно высокая младенческая смертность — в возрасте до года умирают примерно 11 детей из каждой тысячи рожденных. По данным Минздравсоцразвития, за последние 10 лет пока­затель младенческой смертности уменьшился на 60%, однако до развитых стран нам еще очень и очень далеко. Дополнительные денежные средства к обычному бюджетному финансированию медуч­реждения получают за каждую конкретную пациентку и каждого рожденного ребенка только при условии, что роды завершились благополучно. Родовые сертификаты обеспечивают важнейшее право женщины — право выбора медицинского учреждения. [21, C. 63]

В настоящее время молодые мамы стремятся как можно быстрее начать трудовую деятельность в силу различных причин (финансовые трудности, желание сохра­нить работу, карьера и др.). Опрос, проведенный специалистами службы занятости среди женщин, которые имеют малышей и находятся в отпуске по уходу за ребенком или вообще не имеют ра­боты, показал, что примерно 80% из них готовы приступить к работе еще до того, как малышу ис­полнится три года. Главная причина, заставляю­щая как можно быстрее прервать свой отпуск, — это финансовые трудности. [10, C. 22]

В случае отсутствия работы беременной женщине или женщине с ребенком найти её не так просто. Зачастую работодатель, принимая на работу женщину, опасаясь возможных трудностей, которые могут возникнуть при её трудоустрой­стве (беременность, выход в декретный отпуск, уход за ребенком), старается максимальным об­разом застраховать риск возможных для него не­благоприятных последствий. Это могут быть раз­личные устные обязательства, требование выйти на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее установленного законом срока под предлогом со­хранения места работы, невозможность восполь­зоваться больничным листком нетрудоспособно­сти. Все вышеперечисленные случаи нарушают гарантированные трудовые права матерей. Вме­сте с тем государственные механизмы защиты используются в таких ситуациях достаточно ред­ко. Связано это с тем, что предпочтение в защите трудовых прав законодатель отдает суду. Однако отказ в приеме на работу в судебном процессе сложно доказуем.

Государственная защита трудо­вых прав женщин находится в зависимости от законопослушности работодателя и своевремен­ной деятельности государственных контрольно­-надзорных органов, призванных предотвращать и пресекать нарушения трудовых прав. Так, ст. 352 Трудового кодекса РФ закрепляет в качестве основного способа защиты трудовых прав госу­дарственный надзор и контроль в сфере труда. По информации государственной инспекции труда, наиболее ча­стыми нарушениями, допускаемыми работодате­лями в отношении женщин, являются: несоблю­дение ст. 253 ТК РФ (применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и пере­мещением вручную тяжестей, превышающих пре­дельно допустимые для них нормы); нарушение ст. 254 ТК РФ (женщины в период беременности не переводятся на рабочие места, исключающие воздействие неблагоприятных производственных факторов); несоблюдение ст. 255 ТК РФ о сро­ках выплаты пособия по беременности и родам; нарушение ст. 256 ТК РФ (непредоставление по письменному заявлению женщины отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет, невыплата пособия по государственному социальному страхованию на период отпуска по уходу за ребенком); несоблюдение ст. 259 ТК РФ, запрещающей направление в служебные коман­дировки, привлечение к сверхурочным работам, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

На наш взгляд, деятельность контрольно-надзорных органов государства в сфере труда должна носить предупреждающий характер. Целесообразно проводить прежде всего мероприятия, направленные на выявление нарушений и недопущение их совершения. [21, C. 65]

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности материнства и детства.

В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государствах. Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Государственный механизм защиты материнства – это система мер, направленных на поощрение материнства, гарантирование интересов матери и ребенка, создание наиболее благоприятных условии, обеспечивающих полноценное развитие ребенка.

Сегодня в Российской Федерации сформировалась законодательная база защиты материнства, но хочется надеяться, что соответствующие правовые нормы будут реализованы на практике, а законодательные органы попытаются закрепить новые механизмы, обеспечивающие эффективную защиту материнства.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. – М.: Омага-Л, 2013.-63 с.

2. Федеральный закон«О государственных пособиях гражданам, веющим детей» от 19 мая 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №21. Ст.1929.

3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 5 марта 2004 г.) «Об основах обязательного социального страхования», п. 4 ч. 1 ст. 7 // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О родовом сертификате» от 28 ноября 2005 г.// Росс.газ. 2006. 20 янв.

5. Закон Калужской области от 30 декабря 2004 года № 10-ОЗ «О ежемесячном пособии на ребенка».

6.Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. //Росс.газ. 11 мая.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. //Росс.газ. 27 апреля.

8. Антонов А.И., Медков В.М., Синельников А.Б. Репродуктивное поведение и динамика рождаемости // Население России на рубеже XX-XXI веков: проблемы и перспективы. — М., 2002. С.157-201.

9. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и её особенности в России // Социологические исследования. 2002. № 7. С.108-110.

10. Вавильченкова С.Е. Некоторые меры по совершенствованию защиты материнства и детства в современных условиях // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 22-23.

11. Вавильченкова С.Е. Правовая природа материнства, детства и семьи в современной России // Современное право, 2012, № 2. С.71-75.

12. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России («Ваш ребенок нужен только Вам») // Социологические исследования. 2000. № 11. С.98-107.

13. Каткова И.П., Андрюшина Е.В., Катков В.И. Проблемы рождаемости и совершенствование системы охраны материнства и детства // Народонаселение. 2004. №4. С.15-31.

14. Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). — М.: Изд-во Московского ун-та, 2005. С. 6.

15. МалышевВ. Понятиемеханизмаконституционно-правовойохраныизащитыматеринстваидетства // http://rudocs.exdat.com/docs/index-141071.html

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А ТЕМП, 2008. – 736 с.

17. Помощь будущей матери – вложение в будущее нации // Новое Обозрение, 2002. № 19. С. 247-249.

18. Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России // Вопросы экономики. 2000. № 3. С. 32-36.

19. Словарь по общественным наукам // Глоссарий.ру, http:// doctor54.ru/ glossary/word/16167.html
20. Снежко О.А. Проблемы государственной зажиты материнства в РФ // Государство и Право, 2010, №10. С.58-66

21. Тарасенкова А.Н., Маслова Т.А. «Детская Конституция»: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей. -М.: Российская газета, 2005, № 11. -192 с.

22. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180 000 слов и словосочетаний. М.: Альта-Принт, 2007. – 1239с.

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Добавить комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения.

www.ombudsman.kaluga.ru

Еще по теме:

  • Приказы минтранс по гсм Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и […]
  • Вирок суду зразок Апеляційна скарга на вирок суду першої інстанції у кримінальній справі по обвинуваченню особи у вчиненні злочину відповідальність за який передбачена ч.1 ст. 115 КК України Опубліковано Степан Ковальчук пт, 04/12/2013 - 19:16 До Апеляційного суду […]
  • Правила денежно-кредитной политики банка россии Правила денежно-кредитной политики банка россии Исследование посвящено анализу политики Банка России в пост-кризисный период. Основное внимание уделяется эконометрической оценке правила, описывающего поведение денежных властей. С этой целью […]
  • Закон об образовании в 92 ст Закон "Об образовании" Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" С изменениями и дополнениями от: 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, […]
  • Образец ходатайства о выдаче исполнительного листа арбитражным судом Образец заявления о выдаче исполнительного листа в арбитражный суд Статьи по теме Сторона арбитражного спора получает исполнительный лист после того, как суд вынесет решение в ее пользу. Нужно запросить суд о документе. Скачайте образец заявления о […]
  • Надо разрешение на газовый пистолет Надо разрешение на газовый пистолет МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Нужно ли разрешение на газовый пистолет в России — ответственность за газовое оружие без лицензии и […]