Оглавление:

Федеральный закон о дополнительном образовании

Дополнительное образование — это актуальное и необходимое звено педагогической системы. Направлено оно на формирование и обстоятельное развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения, а также на обеспечение рационального времяпрепровождения. В последние годы наметилась положительная тенденция в развитии российской учебной деятельности. Чтобы правильно определиться с местом и значимостью дополнительного образования, необходимо знать какие нормативно-правовые документы регламентируют его в федеральном и региональном масштабе.

Любые нормативно-правовые акты направлены на регулирование общественных отношений. Федеральный закон о дополнительном образовании обеспечивает права граждан на получение такой услуги и определяет взаимоотношения фигурантов процесса. В 2015 году вступил в силу обновленный ФЗ «Об образовании РФ». В него вошли изменения и дополнения к предыдущему закону от 1 сентября 2013 года. Но статья 10 осталась неизменной, пункт 2 которой определяет место сверхплановой учебы в образовательной системе РФ.

В тексте закона говорится, что образование состоит из общего, профессионального и дополнительного бучения, обеспечивающего возможность реализовать право на получение знаний на протяжении всей жизни, то есть учиться непрерывно. Иными словами, ДО признано неотъемлемой частью российской образовательной системы.

Отдельное место в законе отводится развитию самых юных участников процесса получений знаний для обеспечения их профориентации и адаптации к жизни во взрослом обществе. Государство также призвано выявлять и всячески поддерживать детей, имеющих выдающиеся способности. Внешкольные программы общего развития, ориентированные на возрастные и личностные особенности предполагаются для всех.

Впервые на законодательном уровне эти положения были закреплены еще в ФЗ о дополнительном образовании, принятом в 2001 году. В нем сказано, что ДО является целенаправленным процессом преподавания и воспитания, который осуществляется путем освоения учебных дисциплин, оказания услуг и ведения информационно-образовательной работы сверх основных предметов в интересах общества и страны.

Дополнительное образование призвано всесторонне развивать личность и способствовать повышению ее интеллектуальной и культурной значимости. В статье 3 закреплено право российских граждан, к которым относятся и несовершеннолетние, получать бесплатное дополнительное образование как в государственных, так и в муниципальных учебных заведениях. Из статьи 4 следует, что в систему входят:

  • факультативные учебные программы;
  • стандарты дополнительного образования, принятые на государственном уровне;
  • образовательные структуры и организации, призванные осуществлять деятельность в сфере вспомогательного обучения;
  • управленческие органы.

Статьи закона закрепляют содержание дополнительного образования, которое может быть самых различных направленностей, и определяет виды учреждений, где разрешено осуществлять внешкольное обучение:

  • школы;
  • станции;
  • клубы;
  • центры;
  • студии;
  • дома;
  • образовательные и оздоровительные лагеря и т. д.

Главное, чтобы такая учеба приносила пользу — помогала развивать личность, мотивировала познавать новое, активизировала творчество — и осуществлялась согласно принятым документам, среди которых закон о дополнительном образовании имеет главенствующее значение и гарантирует такие принципы:

  1. Свобода выбора учреждения сверхурочного образования и программы.
  2. Многообразие внешкольных занятий.
  3. Непрерывность дополнительного образования.
  4. Преемственность внеурочных общеобразовательных дисциплин.
  5. Педагогическая и психологическая поддержка личностного развития.
  6. Творческая взаимосвязь преподавателей и учеников.
  7. Сохранение душевного и физического здоровья молодого поколения.

Кто призван следить за исполнением законов

Закон о дополнительном образовании вступил в силу в 2015 году. В связи с этим возникает вопрос: кто обязан следить за выполнением его положений и требований других актов, направленных на улучшение качества учебного процесса. Такими правами государство наделило федеральную службу, надзирающую за сферой науки и образования. Она подчиняется Минобразования и науки РФ, и была основана в 2004 году.

Сфера деятельности Рособрнадзора включает:

  • выдачу лицензий и государственных аккредитаций на осуществление преподавательской деятельности;
  • проведение аттестации педагогических и научных работников, сотрудничающих с учреждениями профобразования;
  • выдачу аттестатов выпускникам общеобразовательных школ;
  • подтверждение и признание иностранных документов об образовании;
  • подготовку и проведение единого госэкзамена;
  • внесение документов, подтверждающих получение определенного объема знаний, ученых степеней и званий в Федеральный реестр.

Для чего нужны Типовые положения об образовательных учреждениях

Обновленное Типовое положение о дополнительном образовании устанавливает три вида организаций, реализующих ДО:

Документ определяет обязанности, правовой статус и источники финансирования заведений культуры, школ искусств, центров внешкольного развития, детских технических станций, спортшкол.

Модернизированное Положение расширяет права учреждений сверхурочного обучения: теперь они могут разрабатывать оригинальные профессиональные программы и предлагать нестандартные услуги, ориентируясь на интересы государства, общества и индивидуума.

Если количество желающих обучаться факультативно больше, чем предполагает финансирование, образовательное учреждение может принимать воспитанников на платной основе. Для внешкольных организаций приветствуется любая финансовая деятельность, которую не запрещают Типовое положение и закон о дополнительном образовании — от оплаты занятий до приема пожертвований, причем как от отечественных, так и от иностранных компаний и частных лиц.

Согласно последней редакции Типового положения организация работы заведений ДО не претерпела глобальных изменений:

  1. Все дополнительные программы должны ежегодно обновляться, чтобы идти в ногу с развитием научной, экономической, технической, технологической, культурной и социальной сфер.
  2. Осуществление образовательной деятельности может быть индивидуальным и/или групповым – в кружках, лабораториях, студиях, театрах, оркестрах, творческих мастерских, ансамблях и прочих коллективах.
  3. Каждый ученик вправе выбрать любое количество групп, заниматься в них параллельно или менять их по своему желанию.
  4. Численность одновременно занимающихся, их возраст и продолжительность уроков устанавливаются каждым заведением самостоятельно, что закрепляется в локальном законодательном акте.
  5. Учебные часы могут дополнять общеобразовательные предметы и иметь техническую, краеведческую, физкультурно-спортивную, естественно-научную, художественную, социально-педагогическую и другую направленность.
  6. По согласию с руководством в состав обучаемых коллективов могут входить несовершеннолетние ученики, занимающиеся вместе с родителями или их представителями.
  7. По окончании учебы участники проходят аттестацию. Ее форму, график и порядок определяют сами организации.
  8. Расписание занятий должно учитывать пожелания детей и их родителей.
  9. В случае необходимости и по просьбе учащихся педагогам разрешено использование различных учебных технологий вплоть до электронного и удаленного обучения.
  10. Молодые люди с ограниченными физическими возможностями бесплатно получают специальную литературу, пособия, учебники, услуги для глухонемых и слепоглухих, а также обеспечиваются лекциями в электронном формате.

edunews.ru

Допобразование

Добрый день, скажите, пожалуйста, какие документы (лицензия, свидетельство об аккредитации) должна иметь организация, осуществляющая образовательную деятельность с педагогами (курсы повышения и переподготовки)? Дело в том, что при аттестации педагоги пред

Для ответа на данный вопрос необходимо обозначить требования, которые предъявляются к организациям, осуществляющим дополнительное профессиональное образование для педагогов, а а также требования к документам, которые должны выдавать такие организации.

В соответствии с нынешним законодательством, к организациям предъявляется, по сути, два требования — образовательное учреждение должно иметь соответствующую лицензию и выдавать по итогам обучения документ установленного образца о повышении квалификации. Лицензия необходима, так как образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом лицензированию подлежит только деятельность по реализации образовательных программ. Таким образом, прохождение отдельных разовых семинаров даже в случае, если их общая продолжительность превышает минимальную продолжительность дополнительных образовательных программ, не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в семинарах не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Коммерческие организации, в том числе общество с ограниченной ответственностью «Инфоурок» могут осуществлять наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности на основании лицензии. В соответствии с п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общество с ограниченной ответственностью вправе осуществлять образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности получена 07.05.2013г. В приложении к лицензии в графе «Направленность образовательной программы» прописано «Дополнительное образование детей художественно-эстетической направленности». Нужно ли получ

В данной ситуации лицензия требует переоформления по иной причине. Согласно ч. 9 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» в целях приведения образовательной деятельности в соответствие с данным Законом выданные ранее вступления закона в силу (1 сентября 2013 г.) лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформлялись до 1 января 2017 года. Таким образом, в рассматриваемой ситуации пропущен срок переоформления.

Здесь необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно ч. 7 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» образовательные организации осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу данного Федерального закона. Следовательно, нет необходимости получать новую лицензию.

Для переоформления лицензии следует представить в лицензирующий орган (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)), предоставивший лицензию, либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении комплект документов, указанный в Письме Рособрнадзора от 09.09.2014 N 11-201 «О направлении методических материалов о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности».

Касательно вопроса о направленности образовательной программы, формы лицензии на осуществление образовательной деятельности и приложения к лицензии в настоящее время не содержат графу «Направленность образовательной программы», подобное требование содержится в графе подвида образования.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 10 Закона об образовании).

Наше частное учреждение дополнительного образования занимается переоформлением лицензии в связи с добавлением программ ДПО. Специфика — обучение английскому языку. У нас приняли документы на переоформление, пришло распоряжение о проведении внеплановой про

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе, фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций.

В соответствии с п. 39 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, к проведению проверки организаций привлекаются эксперты, аттестованные уполномоченным органом, и (или) представители экспертных организаций, аккредитованных в установленном порядке, в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. В соответствии с п. 2 Приказа Минобрнауки России от 18.04.2016 N 421, отбор экспертов к проведению мероприятий по контролю осуществляется из реестра аттестованных экспертов с учетом, в том числе, области экспертизы, заявленной экспертом в соответствии с утвержденным органом государственного контроля (надзора) в сфере образования Перечнем видов экспертиз, для проведения которых требуется привлечение экспертов. Согласно п. 5 Приказа Минобрнауки России от 18.04.2016 N 421, в запросе указывается необходимое для проведения мероприятий по контролю количество экспертов (представителей экспертных организаций), а также по каждому эксперту (представителю экспертной организации) указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии), область экспертизы, заявленная экспертом, место работы, наличие и форма допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Может ли внеурочная деятельность в школе осуществляться с привлечением организаций дополнительного образования?

Внеурочная деятельность является частью основной общеобразовательной программы. Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и организаций дополнительного образования.

Можно ли применить меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление) к учащимся по дополнительным общеразвивающим программам в организации дополнительного образования, например, в доме детского творчества?

Как следует из положений частей 4 и 5 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, меры дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление) могут применяться.

В общеобразовательной организации открыта «Школа будущего первоклассника», в которой на платной основе оказывают услуги по подготовке детей дошкольного возраста к школе. Какая образовательная программа реализуется в данном случае и как оформлять соответст

В ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приведен исчерпывающий перечень образовательных программ, реализуемых.

Возможно ли открыть в образовательном учреждении дополнительного образования дошкольные группы?

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации дополнительного образования вправе.

Каким образом в системе дополнительного образования детей должно проводиться отчисление обучающихся? Пример: ребенок поступил в спортивную секцию, походил 1 месяц, потом не понравилось, устал, много уроков и т.д. Не ходит уже 1,2 месяца. По телефону родит

Отчисление учащегося из организации дополнительного образования должно осуществляться по правилам, установленным.

Должны ли органы местного самоуправления осуществлять учет детей и закрепление муниципальных организаций дополнительного образования детей за конкретными территориями муниципального образования?

Функция учета детей, подлежащих обучению по основным общеобразовательным программам, и закрепление муниципальных образовательных организаций.

Согласно ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре оказания платных образовательных услуг указывается «полная стоимость платных образовательных услуг». При оказании платных образовательных услуг в сфере дополнительного

Согласно ч. 2 и 3 ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договоре об оказании платных образовательных услуг указывается.

xn--273—84d1f.xn--p1ai

ФЗ «О дополнительном образовании»

Образование в современном мире во многом определяет перспективы человека, его возможности. Не все «угадывают» со специальностью в плане ее востребованности, но, к счастью, существует дополнительное образование, которое позволяет каждому освоить новую профессию. Для определения государственной политики по этому вопросу в 2001 году был разработан ФЗ «О дополнительном образовании», но его так и не приняли. В настоящее время этот вопрос регулируется статьей 75 федерального закона 273 «Об образовании».

Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»

Глава 10 Федерального закона № 273 рассматривает вопрос о дополнительном образовании в целом. Наиболее пристального внимания заслуживает статья 75 настоящего закона. В ней описываются основные моменты этого вопроса, включая задачу дополнительного образования, классификацию программ и требования к участникам.

Теперь о каждом пункте подробнее.

Пункт 1

Первый пункт статьи 75 ФЗ 273 описывает цели и особенности дополнительного образования. Это включает раскрытие имеющегося потенциала, развитие человека на интеллектуальном, нравственном и физическом уровне. В случае с творческими профессиями, развиваются не только профессиональные навыки, но и фантазия ученика.

Всегда должен учитываться возраст последнего, наряду с его физическими и психологическими особенностями. Ребенок, взрослый, интроверт, экстраверт — педагоги обязаны принимать во внимание все эти моменты.

Пункт 2

Второй пункт статьи 75 ФЗ 273 классифицирует программы дополнительного образования, подразделяя их на общеразвивающие и предпрофессиональные. Каждая — со своими особенностями и допустимыми категориями учащихся.

Общеразвивающие программы не имеют ярко выраженной специфики, но способствуют лучшей интеграции человека в общество, помогают ему расширить свой кругозор и улучшают физическую форму учащегося. Участвовать в подобных учебных программах могут как дети, так и взрослые (разумеется, при разделении на разные группы).

Предпрофессиональные группы нацелены исключительно на несовершеннолетних учеников. Основные направления этого вида дополнительного образования: сфера искусств, физическая культура и спорт.

Пункт 3

В этом пункте статьи 75 ФЗ 273 указываются требования к участникам общеобразовательных программ. Или — в большинстве случаев — их отсутствие. Особые требования возможны только если обучение достаточно специфическое, и ученик должен соответствовать особым критериям в плане физического и/или интеллектуального уровня развития.

Пункт 4

Важная составляющая ст. 75 федерального закона № 273, которая регулирует содержание и сроки дополнительных учебных программ.

Содержание должно быть утверждено организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, как правило, планируемый курс проверяется официальными органами на соответствие федеральным государственным требованиям.

Сроки так же утверждаются организатором, но неоправданно затянутые или короткие программы дополнительного образования могут быть закрыты, если их неэффективность будет подтверждена.

Пункт 5

Данный пункт 75 статьи федерального закона № 273 определяет особенности и критерии проведения дополнительных предпрофессиональных курсов. При этом он ссылается на другие статьи настоящего ФЗ.

Ссылки относятся к следующим пунктам:

  • Ст. 83, п. 3-7. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области искусств:
    • № 3 — цели программ, места проведения;
    • № 4 — инстанции, устанавливающие перечень программ;
    • № 5 — инстанции, устанавливающие требования к содержанию, структуре и реализации;
    • № 6 — принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
    • № 7 — форма и порядок проведения итоговой аттестации.
  • Ст. 84, п. 4 и 5. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:
    • № 4 — требования к содержанию, структуре и принципам реализации;
    • № 5 — принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).

Изменения в ФЗ «О дополнительном образовании»

Федеральный закон № 273 вступил в силу в 2012 году, и на сегодняшний день в него были внесены многочисленные поправки и изменения. Это коснулось и главы 10 «О дополнительном образовании».

Последняя редакция настоящего Федерального закона дополнила статью № 76 пояснениями по вопросу контроля за дополнительными профессиональными программами образования. Теперь курсы, связанные с кадастровым учетом или оценкой контрольно-кассовой техники, регулируют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

Статья № 75 Федерального закона об образовании не претерпела изменений ни в последней редакции, ни в более ранних.

210fz.ru

[Нормативные документы]
Федеральный закон о дополнительном образовании

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Настоящий Федеральный закон обеспечивает право граждан на дополнительное образование, определяет государственную политику в области дополнительного образования и государственные гарантии реализации права на дополнительное образование, регулирует отношения в области дополнительного образования.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование;
общее дополнительное образование — дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний;
профессиональное дополнительное образование — дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению нх культурного уровня. Профессиональное дополнительное образование включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку;
повышение квалификации — обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач;
профессиональная переподготовка — приобретение дополнительных. знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования;
стажировка — закрепление на практике знаний и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей;
дополнительная профессиональная подготовка — совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку;
самообразование — форма освоения дополнительных образовательных программ при минимальной организации образовательного процесса или полном отсутствии руководства этим процессом со стороны педагогических работников;
дополнительные образовательные услуги — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся профилирующими для образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования;
образовательное учреждение дополнительного образования — образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации в качестве основных одной или нескольких дополнительных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;
организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования, — некоммерческая организация (в том числе общественная организация (объединение), основной уставной целью которой является деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, или иная организация, которая имеет образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы;
образовательно-информационная деятельность — деятельность, направленная на оперативное удовлетворение потребностей человека в получении информации о достижениях в различных областях знаний, в том числе способствующая повышению его образовательного уровня.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о дополнительном образовании

Законодательство Российской Федерации о дополнительном образовании основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», настоящего Федерального закона, а также других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области дополнительного образования, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования.

Статья 3. Право граждан Российской Федерации на дополнительное образование

1. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дополнительного образования в пределах системы образования, а также имеют право выбора дополнительных образовательных программ и форм получения дополнительного образования, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, а также иные лица в возрасте до 18 лет имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Порядок и условия реализации этого положения устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Работники организаций любых организационно-правовых форм для получения дополнительного образования имеют право на отпуск, предоставляемый один раз в два года продолжительностью не менее пяти рабочих дней без сохранения заработной платы. Право выбора дополнительной образовательной программы, а также образовательного учреждения дополнительного образования, иного образовательного учреждения, реализующего дополнительные образовательные программы, или организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, принадлежит работнику.
4. Работники организаций любых организационно-правовых ‘ форм имеют право на повышение квалификации один раз в пять лет, профессиональную переподготовку или стажировку за счет средств работодателя в объеме не менее 72 часов (в том числе суммарной продолжительностью 72 часа в течение года) в соответствии с дополнительными образовательными программами, определенными работодателем. Работодатель вправе организовывать и осуществлять повышение квалификации, профессиональную переподготовку или стажировку своих работников в большем объеме. .

ГЛАВА II. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 4. Понятие системы дополнительного образования

Система дополнительного образования является составной частью системы образования и включает в себя:
дополнительные образовательные программы;
государственные образовательные стандарты дополнительного образования;
образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования;
объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений дополнительного образования и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования;
государственно-общественные объединения (профессиональные

ассоциации, объединения обществ, объединения научных и методических советов и иные объединения), способствующие реализации дополнительного образования;
органы управления образованием и подведомственными им организациями;
организации, деятельность которых направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования.

Статья 5. Дополнительные образовательные программы

1. Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования и подразделяются на дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы.
Дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы могут быть программами дополнительного образования детей, дополнительного образования взрослых, дополнительного образования лиц независимо от возраста.
2. Дополнительные профессиональные образовательные программы в зависимости от требований к уровню профессионального образования обучающихся подразделяются на дополнительные образовательные программы высшего профессионального образования, дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования, дополнительные образовательные программы начального профессионального образования.
К дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым обучающимся необходимо иметь высшее профессиональное образование; дополнительным образовательным программам среднего профессионального образования — дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым обучающимся необходимо иметь среднее профессиональное образование, дополнительным образовательным программам начального профессионального образования — дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым обучающимся необходимо иметь начальное профессиональное образование.
К дополнительным образовательным программам профессиональной подготовки относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, предназначенные для совершенствования навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.
3. К дополнительным общеобразовательным программам относятся дополнительные образовательные программы по направлениям образовательной деятельности, предназначенные для усвоения обучающимися социокультурных ценностей, развития индивидуальных способностей, профессиональной ориентации и не отнесенные к дополнительным профессиональным образовательным программам.
4. Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей — научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и других направленностей.
5. Дополнительные образовательные программы не должны пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола.

Статья 6. Порядок разработки и утверждения дополнительных образовательных программ

1. Дополнительные образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями дополнительного образования, иными образовательными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы, и организациями, осуществляющими деятельность в области дополнительного образования.
2. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных дополнительных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов дополнительного образования и иных соответствующих требований к содержанию дополнительного образования.
3. Дополнительные образовательные программы, содержащие элементы военной подготовки, разрабатываются на основе примерных дополнительных образовательных программ и согласовываются с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Содержание дополнительных образовательных программ, формы их освоения и продолжительность обучения по указанным программам определяются образовательными учреждениями дополнительного образования, иным образовательным учреждением, реализующим дополнительные образовательные программы, и организациями, осуществляющими деятельность в области дополнительного образования, потребителями образовательных услуг с учетом требований государственных образовательных стандартов дополнительного образования или иных соответствующих требований к содержанию дополнительного образования.
5. Обязательный минимум содержания дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки по определенным видам, группам работ в случае, если государственных образовательных стандартов дополнительного образования нет, может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления для находящихся в их ведении образовательных учреждений дополнительного образования, иных образовательных учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы, и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования. В этом случае выдаваемый документ об освоении соответствующей дополнительной образовательной программы профессиональной переподготовки действителен только для организаций, также находящихся в ведении указанных органов.
Обязательный минимум содержания дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки, вид и (или) форма документов об их освоении могут быть установлены также соответствующим федеральным органом исполнительной власти при реализации утвержденных Правительством Российской Федерации федеральных целевых и иных государственных программ.

Статья 7. Государственные образовательные стандарты дополнительного образования

1. Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ, обучение по которым осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами дополнительного образования, порядок разработки, утверждения и введения общих основ и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального дополнительного образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Государственные образовательные стандарты общего дополнительного образования не устанавливаются.

Статья 8. Формы освоения дополнительных образовательных программ

1. Освоение дополнительных образовательных программ осуществляется в формах, установленных Законом Российской Федерации «Об образовании».
2. Перечень дополнительных образовательных программ, освоение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Реализация дополнительных образовательных программ

1. Дополнительные образовательные программы реализуются: в
образовательных учреждениях за пределами определяющих статус этих учреждений основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования;
в организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования;
посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.
2. Дополнительные образовательные программы могут реализовываться через средства массовой информации путем выпуска учебных (образовательных) теле- и радиопередач, регулярной демонстрации учебных кино- и видеофильмов, ведения постоянной рубрики в периодических и других печатных изданиях, а также посредством телекоммуникационных систем и аудиовизуальных и интерактивных средств.
3. В зависимости от возраста обучающихся образовательные учреждения дополнительного образования могут быть следующих типов:
образовательные учреждения дополнительного образования детей;
образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
образовательные учреждения дополнительного образования лиц независимо от возраста.
4. Образовательные учреждения дополнительного образования взрослых в зависимости от уровня реализуемых этими учреждениями дополнительных образовательных программ подразделяются на:
образовательные учреждения высшего профессионального дополнительного образования;
образовательные учреждения среднего профессионального

дополнительного образования;
образовательные учреждения начального профессионального дополнительного образования;
образовательные учреждения общего дополнительного образования. Образовательным учреждением высшего профессионального

дополнительного образования является образовательное учреждение дополнительного образования, в котором количество обучающихся по дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования составляет не менее 50 процентов от общего количества обучающихся в указанном учреждении.
Образовательным учреждением среднего профессионального дополнительного образования является образовательное учреждение дополнительного образования, в котором количество обучающихся по дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования и дополнительным образовательным программам среднего профессионального образования составляет не менее 50 процентов от общего количества обучающихся в указанном учреждении. При этом количество обучающихся по дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования составляет менее 50 процентов от общего количества обучающихся в указанном учреждении.
Образовательным учреждением начального профессионального дополнительного образования, не являющимся образовательным учреждением высшего профессионального дополнительного образования или образовательным учреждением среднего профессионального дополнительного образования, является образовательное учреждение дополнительного образования, в котором количество обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам составляет не менее 50 процентов от общего количества обучающихся в указанном учреждении.
Иные образовательные учреждения дополнительного образования относятся к образовательным учреждениям общего дополнительного образования
5. Типовые положения об образовательных учреждениях дополнительного образования соответствующих типов и видов утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Образовательные учреждения дополнительного образования детей и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования детей

1. Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях дополнительного образования лиц независимо от возраста, иных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы, и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования детей.
2. Образовательные учреждения дополнительного образования детей могут быть следующих видов:
дворцы;
центры (дома);
станции;
школы;
клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря; иные образовательные учреждения дополнительного образования детей.

Статья 11. Образовательные учреждения дополнительного образования взрослых и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования взрослых

1. Образовательным учреждением дополнительного образования взрослых является образовательное учреждение дополнительного образования, в котором лица в возрасте старше 18 лет составляют не менее 50 процентов от общего количества обучающихся.
2. Образовательные учреждения дополнительного образования взрослых могут быть следующих видов:
академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (высшая школа);
межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
учебные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки (учебные центры обучения работников на производстве);
курсы повышения квалификации (школы технического обучения);
иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых.
Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки и институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут реализовывать образовательные программы послевузовского профессионального образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.
3. При наличии лицензий на ведение образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам дополнительное образование взрослых кроме учреждений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут осуществлять образовательные учреждения различных типов и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования взрослых.

Статья 12. Образовательные учреждения дополнительного образования лиц независимо от возраста и организации, осуществляющие деятельность

в области дополнительного образования лиц независимо от возраста

1. Образовательным учреждением дополнительного образования лиц независимо от возраста является образовательное учреждение дополнительного образования, реализующее дополнительные образовательные программы дополнительного образования лиц независимо от возраста.
2. В образовательном учреждении дополнительного образования лиц независимо от возраста могут обучаться дети и взрослые. При определении типа такого образовательного учреждения возрастные соотношения обучающихся в них не устанавливаются.
3. Образовательные учреждения дополнительного образования лиц независимо от возраста могут быть следующих видов:
центры (учебные центры, центры непрерывного образования);
народные университеты;
институты непрерывного образования;
дома знаний;
курсы (учебные курсы, курсы технического обучения, спортивно-технические курсы);
курсы (школы), обучение в которых осуществляется по различным областям науки, техники, видам искусства, народных промыслов;
школы (учебные школы, школы технического обучения, спортивно-технические школы);
иные образовательные учреждения дополнительного образования лиц независимо от возраста.
4. При наличии лицензий на ведение образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам дополнительное образование лиц независимо от возраста кроме учреждений, указанных в пунктах 1 — 3 настоящей статьи, могут осуществлять образовательные учреждения различных типов и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования лиц независимо от возраста.

Статья 13. Особенности дополнительного образования детей

1. Дополнительное образование детей направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности.
2. Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии со следующими принципами:
свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей после получения ими основного общего образования;
многообразие дополнительных образовательных программ,

удовлетворяющих разнообразные интересы детей;
непрерывность дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;
психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
творческое сотрудничество педагогических работников и детей,
сохранение физического и психического здоровья детей.

Статья 14. Особенности дополнительного образования взрослых

1. Дополнительное образование взрослых включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку, а также содействует получению образования нового уровня, удовлетворению интеллектуальных и других потребностей личности, в том числе по инициативе работодателей.
2. Дополнительное образование взрослых должно обеспечить непрерывность их образования, предоставление им возможности получения дополнительного образования, необходимого для осуществления профессиональной и иной деятельности (в том числе в области охраны здоровья и охраны окружающей среды), для обеспечения адаптации к изменившимся производственным или социокультурным условиям и для удовлетворения интеллектуальных и других потребностей личности.
3. Дополнительное образование взрослых осуществляется на добровольной основе, за исключением случаев, если профессиональное дополнительное образование взрослых является их трудовой обязанностью.

Статья 15. Образовательно-информационная деятельность

1. Образовательно-информационная деятельность осуществляется посредством обучения по краткосрочным дополнительным образовательным программам, в том числе посредством отдельных лекций и консультаций, а также с использованием средств массовой информации. По результатам такого обучения предусматривается в обязательном порядке выдача обучающимся документов об освоении ими дополнительных образовательных программ.
2. В случае, если дополнительное образование представляет собой образовательно-информационную деятельность, организованную за счет работодателей, они вправе определять порядок и условия организации этой деятельности.
3. Образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, основной уставной целью которых является образовательно-информационная деятельность, аттестации и государственной аккредитации не подлежат.
4. Образовательно-информационная деятельность может осуществляться на условиях государственного заказа, а также на условиях заказа органов местного самоуправления

Статья 16. Порядок приема граждан в образовательные учреждения
дополнительного образования, иные образовательные учреждения,

реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, на обучение по дополнительным образовательным программам

1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, на обучение по дополнительным образовательным программам определяется учредителями этих образовательных учреждений в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, и закрепляется в уставах этих образовательных учреждений. Порядок приема граждан в организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, на обучение по дополнительным образовательным программам устанавливается этими организациями.
2. При приеме гражданина в образовательное учреждение дополнительного образования, иное образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, или организацию, осуществляющую деятельность в области. дополнительного образования, на обучение по дополнтельным образовательным программам указанные образовательные учреждения или организация обязаны ознакомить гражданина и (или) его родителей либо иных законных представителей с уставом образовательного учреждения или организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, с соответствующей дополнительной образовательной программой, с лицензией на ведение образовательной деятельности и с другими регламентирующими организацию образовательного процесса документами.
3. Преимущества при приеме в образовательное учреждение дополнительного образования, иное образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, или организацию, осуществляющую деятельность в области дополнительного образования, на обучение по дополнительным образовательным программам при прочих равных условиях имеют:
лица, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети из многодетных семей;
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, если обучение по дополнительным образовательным программам в соответствии с заключением учреждений медико-социальной экспертизы им не противопоказано;
другие лица по решению Правительства Российской Федерации либо учредителя или учредителей образовательного учреждения дополнительного образования, иного образовательного учреждения, реализующего дополнительные образовательные программы, или организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования.
4. При поступлении в образовательное учреждение дополнительного образования, иное образовательное учреждение, реализующее дополнительные образовательные программы, или организацию, осуществляющую деятельность в области дополнительного образования, на обучение по дополнительным образовательным программам, связанное с определенными требованиями к состоянию здоровья обучающихся, граждане должны представить медицинское заключение об отсутствии противопоказание препятствующих обучению по указанным образовательным программам.

Статья 17. Документы об освоении дополнительных образовательных программ

1. Образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования и оказывающие дополнительные образовательные услуги в соответствии с лицензиями, выдают лицам, завершившим обучение, по их требованию документы об освоении дополнительных образовательных программ или о получении дополнительных образовательных услуг. Форма документов определяется образовательными учреждениями дополнительного образования, иными образовательными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы, и организациями, осуществляющими деятельность в области дополнительного образования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Указанные документы заверяются печатью этих образовательных учреждений и организаций.
2. Образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, которые имеют государственную аккредитацию, вправе выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об освоении соответствующей дополнительной образовательной программы.
3. Виды и формы документов государственного образца об освоении дополнительных профессиональных образовательных программ, которые выдаются лицам, завершившим обучение по таким программам, утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
4. Лица, освоившие в форме экстерната дополнительные образовательные программы, имеют право на итоговую аттестацию в соответствующих образовательных учреждениях.
Освоение в форме экстерната дополнительных образовательных программ осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Компетенция Российской Федерации в области дополнительного образования

К компетенции Российской Федерации в области дополнительного образования помимо компетенции, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», относятся:
разработка и реализация федеральных целевых и иных государственных программ, международных программ развития дополнительного образования;
установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов дополнительных образовательных программ;
установление перечня дополнительных образовательных программ, освоение которых не допускается в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната;
лицензирование образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования;
аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений высшего профессионального дополнительного образования, организаций, реализующих дополнительные образовательные программы высшего профессионального образования;
установление видов и форм документов государственного образца об освоении соответствующих дополнительных образовательных программ;
установление категорий граждан, имеющих преимущества при приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования, иные государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, на бесплатное обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам;
установление льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях стимулирования работодателей, осуществляющих повышение квалификации и непрерывное образование работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях;
заключение и ратификация в соответствии с законодательством Российской Федерации международных договоров Российской Федерации в области регулирования вопросов дополнительного образования

Статья 19. Особенности деятельности образовательных учреждений дополнительного образования и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования

1. В случае, если дополнительные образовательные программы имеют различные направленности, для обучения по различным видам деятельности, которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензированию, в состав экспертной комиссии входят в обязательном порядке представители органов государственной власти, уполномоченные на осуществление лицензирования соответствующих видов деятельности.
В этом случае образовательное учреждение дополнительного образования имеет право осуществлять образовательную деятельность в пределах дополнительной образовательной программы в соответствии с лицензией на ведение образовательной деятельности.
2. Реализация дополнительных образовательных программ, содержащих элементы военной подготовки, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательно-информационная деятельность и которые претендуют на государственную поддержку, предусмотренную настоящим Федеральным законом, обязаны получить лицензии на ведение образовательной деятельности.

Статья 20. Работники образовательных учреждений дополнительного образования и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования

1. В образовательных учреждениях дополнительного образования и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, могут предусматриваться должности научно-педагогических (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-педагогических, методических, педагогических,

инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и иных работников.
2. Научно-педагогические работники государственных образовательных учреждений высшего профессионального дополнительного образования, осуществляющие обучение лиц, имеющих высшее профессиональное образование, по дополнительным образовательным программам, в том числе по дополнительным профессиональным образовательным программам, предназначенным для повышения квалификации и профессиональной переподготовки в пределах высшего профессионального образования, по оплате труда приравниваются к научно-педагогическим работникам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее — научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений).
Присвоение ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального дополнительного образования, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется в порядке, установленном для научно-педагогических работников государственных высших учебных заведений.
3. Образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, обязаны обеспечить повышение квалификации работников, для которых указанные образовательные учреждения и организации являются основным местом работы

Статья 21. Отношения собственности в системе дополнительного образования

1 Отношения собственности в системе дополнительного образования регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими нормативными правовыми актами.
2. Образовательное учреждение дополнительного образования и организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования, — арендаторы зданий, помещений, сооружений, оборудования и других основных фондов имеют при прочих равных условиях преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок.
3. Общественным организациям (объединениям), осуществляющим на безвозмездной основе деятельность в области дополнительного образования детей, могут быть предоставлены помещения для осуществления указанной деятельности на льготных условиях или на безвозмездной основе.

Статья 22. Финансирование образовательных учреждений дополнительного образования и организации, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования

1. Финансирование образовательных учреждений дополнительного образования и иных образовательных учреждений в части реализации -1 дополнительных образовательных программ осуществляется учредителями образовательных учреждений. Образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, по договорам с учредителями могут осуществлять деятельность по реализации дополнительных образовательных программ на условиях частичного или полного самофинансирования.
2. Учредители государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования детей, в соответствии с договорами между образовательными учреждениями и их учредителями обязаны выделять образовательным учреждениям финансовые средства в объеме, необходимом для организации обучения по дополнительным образовательным программам.
3. Вопросы развития и финансирования системы дополнительного образования выделяются отдельным разделом в Федеральной программе развития образования.
4. Устанавливаемые Правительством Российской Федерации минимальные нормативы финансовых затрат работодателей на профессиональное дополнительное образование и дополнительную профессиональную подготовку работников могут быть дифференцированы по отраслям экономики и регионам, но не могут составлять менее 2 процентов от расходов на заработную плату. Фактические затраты относятся на себестоимость продукции (услуг) в порядке, установленном федеральным законом. При этом общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (услуг), не может быть меньше величины расходов, установленной законодательством Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
5. Средства граждан и юридических лиц, бескорыстно переданные на развитие образовательных учреждений дополнительного образования, иных образовательных учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы, и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, могут вычитаться из налогооблагаемой базы таких граждан и юридических лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
6. Государственные органы, в компетенцию которых входит распределение государственных заказов на дополнительное образование, осуществляют размещение указанных государственных заказов на конкурсной основе. При этом для участия в конкурсе приглашаются образовательные учреждения любых организационно-правовых форм
7. При реализации дополнительных образовательных программ на платной основе размеры оплаты обучения устанавливаются договором возмездного оказания услуг между образовательным учреждением дополнительного образования, иным образовательным учреждением, реализующим дополнительные образовательные программы, или организацией, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, и гражданином либо между указанными образовательным учреждением или организацией и юридическим лицом.

Статья 23. Государственная поддержка дополнительного образования

1. Образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, пользуются установленными законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для образовательных учреждений, реализующих соответствующие основные образовательные программы, налоговыми и иными льготами.
2. Для государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, арендующих помещения, здания, сооружения, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, арендная плата не должна превышать стоимость эксплуатационных расходов.
3. Государство содействует реализации дополнительных образовательных программ через средства массовой информации.
4. Работодатели имеют право за счет собственных средств организовывать обучение работников по дополнительным общеобразовательным программам.

Статья 24. Обеспечение реализации права на дополнительное образование

1. Государство обеспечивает возможность реализации гражданами права на дополнительное образование посредством создания необходимых социально-экономических условий для развития системы дополнительного образования, предоставления льгот гражданам, получающим дополнительное образование.
2. Государство оказывает содействие гражданам в получении профессионального дополнительного образования, в том числе детям и молодежи, проявляющим незаурядные способности в освоении дополнительных образовательных программ, посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за пределами территории Российской Федерации. Порядок предоставления таких стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Государство полностью или частично компенсирует гражданам, нуждающимся в социальной помощи, в том числе безработным гражданам, расходы на получение дополнительного образования.
Категории граждан, дополнительное образование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также источники и размеры таких средств, формы их выделения указанным гражданам определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Государство создает условия для непрерывного самообразования граждан, в том числе обеспечивает государственную поддержку развития, разработки и реализации дистанционных методов и (или) средств обучения различного назначения, а также средств массовой информации и организаций, осуществляющих образовательную и образовательно-информационную деятельность.
5. Средства, затраченные гражданином на получение дополнительного образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, вычитаются из соответствующей налогооблагаемой базы при расчетах подоходного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
6. За обучающимися, направляемыми работодателями на обучение в очной форме по дополнительным образовательным программам в образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним обучающимся, направленным на обучение в очной форме, оплачиваются командировочные расходы за счет работодателей по нормам, которые не ниже норм, установленных законодательством Российской Федерации.
Оплата проезда обучающихся к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути и во время обучения осуществляется за счет средств работодателей.
7. Принимаемые федеральные целевые научно-технические и экономические программы должны содержать разделы о профессиональном дополнительном образовании и подготовке кадров.
8. Государство стимулирует осуществление инвестиций в систему дополнительного образования, создает и развивает образовательные учреждения дополнительного образования, поощряет выдачу льготных кредитов работодателям для осуществления ими инвестиций в дополнительное образование и оплаты стоимости обучения работников по дополнительным образовательным программам.
9. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования, иных государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих дополнительные образовательные программы, и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случае, если число граждан, желающих обучаться по соответствующей дополнительной образовательной программе, превышает число мест, устанавливается квота приема граждан, нуждающихся в социальной помощи, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов.
Гражданам, принятым на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения в пределах установленных квот, гарантируется бесплатное получение дополнительного образования.

Статья 25. Гарантии реализации прав работников на получение дополнительного образования

1. Работодатель в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивает профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников, с которыми работодатель находится в трудовых отношениях. Порядок направления работников, с которыми работодатель находится в трудовых отношениях, на обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам по инициативе работодателя устанавливается коллективным договором (соглашением).
При заключении трудового договора (контракта) работодатель обязан ознакомить работника с порядком направления в образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, или организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования.
2. В случае, если дополнительное образование предполагает профессиональную переподготовку и после его получения планируется перевод работника на новое место работы, работодатель обязан при направлении работника на обучение ознакомить его с условиями и характером труда на новом месте работы и получить согласие работника на его перевод на новое место работы.
3. При высвобождении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работодатель обязан обеспечить профессиональную переподготовку высвобождаемых работников по одной из дополнительных образовательных программ в целях дальнейшего трудоустройства работников, за исключением работников, имеющих право на получение пенсии по старости.
4. Организациям, осуществляющим деятельность в области дополнительного образования, при обучении в таких организациях работников может предоставляться финансовая помощь в форме льготных кредитов, целевых субсидий и в иных формах. Размеры, условия и порядок предоставления финансовой помощи определяются соответственно. Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 26. Гарантии прав педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений системы дополнительного образования

1. Размер заработной платы, сроки ее выплаты и иные условия труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования устанавливаются для таких работников, как для соответствующих категорий работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы.
На педагогических работников, осуществляющих дополнительное образование детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе на руководителей таких учреждений, распространяются льготы и социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для соответствующих категорий работников общеобразовательных учреждений.
2. При реализации дополнительных образовательных программ дополнительного образования детей ставка заработной платы педагогического работника устанавливается из расчета 18 часов учебной нагрузки педагогического работника в неделю.
3. Па научно-педагогических и педагогических работников государственных и муниципальных академий повышения квалификации и профессиональной переподготовки и государственных и муниципальных институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе на руководителей таких академий и институтов, распространяются льготы, социальные гарантии и надбавки к заработной плате, установленные для соответствующих категорий работников государственных высших учебных заведений.

ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 27. Международное сотрудничество Российской Федерации в области дополнительного образования

1. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области дополнительного образования и содействует его развитию.
2. Образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, заинтересованные граждане имеют право участвовать в международных программах в области дополнительного образования и их проектах.
3. Образовательные учреждения дополнительного образования, иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы, и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации:
устанавливать связи с иностранными и международными организациями в области дополнительного образования, в том числе проводить совместные исследования, осуществлять обмен работниками, обучающимися, соответствующими технологиями, программами;
создавать с участием иностранных лиц образовательные учреждения дополнительного образования н организации по обеспечению деятельности таких образовательных учреждений;
самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 28. О внесении дополнения и изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании»

Внести в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) следующие дополнение и изменение:
подпункт 6 пункта 4 статьи 12 дополнить следующими словами: «лиц независимо от возраста»;
пункт 2 статьи 26 изложить в следующей редакции:
«2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различных уровней и направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования;
в некоммерческих организациях (в том числе общественных организациях (объединениях), основной уставной целые которых является реализация дополнительных образовательных программ;
в иных организациях, имеющих образовательные подразделения, реализующие дополнительные образовательные программы;
посредством образовательно-информационной деятельности;
посредством индивидуальной педагогической деятельности.».

Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, за исключением пункта 3 статьи 22.
2. Пункт 3 статьи 22 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2005 года.

Статья 30. Приведение нормативных правовых актов

Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом
2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты должны быть приняты в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

ubo.ru

Еще по теме:

  • Военная пенсия в 2014 году Индексация военных пенсий заморожена еще на год Соответствующий закон вступит в силу 1 января 2017 года (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 430-ФЗ). Продлен мораторий на индексацию пенсий для граждан (в том числе для членов их семей), […]
  • Пособия по беременности в 2014 году ГУ - ИВАНОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Версия для слабовидящих Главная Новости ФСС принимает отчеты за 6 месяцев 2018 года! Как будут платить пособия в 2014 […]
  • Судья басманного суда наталья дударь Дударь Наталья Николаевна Судья Басманного районного суда Москвы. 7 декабря 2015 года осудила активиста Ильдара Дадина осудили на 3 года колонии за участие в несакционированных пикеты [1] 29 мая 2012 вынесла постановление о домашнем аресте первой […]
  • Приказ 562н об утверждении Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 562н "Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, […]
  • Федерального закона от 10 декабря 1995 года 195-фз Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального […]
  • Новый закон по водительским правам 2014 Подписан закон о лишении водительского удостоверения за долги по исполнительным документам Президент РФ Владимир Путин подписал закон, разрешающий приставам-исполнителям лишать должников права управления транспортным средством (Федеральный закон от […]