Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I
«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

С изменениями и дополнениями от:

14 декабря 1995 г., 9 февраля 2009 г.

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 15 сентября 2015 г.

Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих см. главу 22 Кодекса административного судопроизводства РФ от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 апреля 1993 года N 4866-I

Закон закрепляет право любого гражданина обратиться с жалобой в суд, если он считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов МСУ, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению его прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. В соответствии с Законом суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, и действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

В суд с жалобой гражданин может обратиться в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, либо в течение 1 месяца со дня получения им письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Закреплены вопросы подачи жалобы и ее рассмотрения, вынесения судом решения по жалобе и его исполнения.

Судебные издержки, связанные с рассмотрением жалобы, могут быть возложены судом на гражданина, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо на государственный орган, орган МСУ, учреждение, предприятие, общественное объединение или должностное лицо, если установит, что их действия (решения) были незаконными.

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

Настоящий Закон введен в действие со дня опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 13 мая 1993 г., N 19, ст. 685, в Сборнике законодательных актов Российской Федерации, выпуск VIII, 1993 г., ст. 117, в «Российской газете» от 12 мая 1993 г., N 89

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 15 сентября 2015 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 апреля 1993 года №4866-1

Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан

(по состоянию на 9 февраля 2009 года)

Статья 1. Право на обращение с жалобой в суд

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», статьями 4, 15 и 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

Статья 2. Действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

base.spinform.ru

О новом порядке обжалования решений и действий органов власти и чиновников, нарушающих права граждан

По просьбе читателей «РОГ», автор информирует о новом Кодексе административного судопроизводства (ФЗ от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ, далее – КАС), вступившем в силу 15 сентября этого года.

КАС – это 9 разделов и 365 статей.

К сожалению, на момент написания материала мало, что известно о практике рассмотрения дел по его применению. Поэтому остановлюсь о новом, с чем придется встретиться при защите в административных судах нарушенных прав.

В связи с началом действия КАС, утратили силу:

-Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ФЗ от 08.03.2015 г. №22-ФЗ);

— подраздел 3 раздела 2 ГПК РФ, где среди прочего была Глава 25, в соответствии с которой граждане оспаривали решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Особенностями судопроизводства по КАС РФ являются и следующие:

— этот порядок распространяется только на административные дела, рассматриваемые Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции, и не влияет на сферу подведомственности арбитражных судов;

— он не регулирует порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые рассматриваются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Только через КАС теперь граждане и общественные организации могут обжаловать решения и действия органов власти, их должностных лиц и чиновников.

Теперь только граждане, имеющие диплом о высшем юридическом образовании могут лично, без юриста – представителя, участвовать в судебных решениях по оспариванию в суде регионального уровня или в Верховном суде РФ законов и других нормативных правовых актов.

Представителем в суде в соответствии с КАС могут быть лишь лица, имеющие высшее юридическое образование (статья 55 КАС РФ).

То есть, теперь активисты и граждане, имеющие большой практический опыт отстаивания прав граждан в судах и не имеющие высшего юридического образования, в суде участвовать не могут. Это, конечно же, прискорбно.

Действительно, юристов очень и очень много, но и сейчас трудно среди них найти специалиста. После ВУЗа большинство юристов получают возможность работать, но далеко не все из них становятся специалистами в области права. Не все из них, даже проработавшие …лет стали профессионалами в своем деле. Трудность, с которой столкнутся граждане, заключается и в том, что в случае проигрыша в суде, заявителя будут наказывать рублем. Они будут оплачивать «все понесенные по делу судебные расходы».

В это понятие входят, к примеру,: оплата экспертов, специалистов и переводчиков (для иностранцев и апатридов), оплата расходов свидетелей, оплата расходов на проезд и проживание сторон и заинтересованных лиц, связанных с явкой в суд, почтовые расходы, оплата услуг представителей и «другие признанные судом необходимыми расходы».

Причем все это касается ведения дела во всех инстанциях: первой апелляционной, кассационной и надзорной.

Если же заявитель в ходе судебного процесса отказывается от своего «административного иска», то он обязан возместить «административному ответчику» все понесенные им расходы. В КАС, конечно же, есть норма о том, что расходы на представителей суд присуждает оплачивать в «разумных пределах», но какими именно будут эти «разумные пределы», остается на усмотрение судьи.

Сроки обращения в КАС установлены статьей 219. По общему правилу – это 3 месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если установленный срок для обращения в суд пропущен, суд все равно принимает иск к производству и выясняет причины пропуска срока уже в судебном заседании. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом. Рассмотрение и разрешене административных дел судами общей юрисдикции по общему правилу нового кодекса не должны превышать 2 месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

В целях ускорения времени в КАС РФ установлена возможность упрощенного (письменного) производства по делу в следующих случаях:

— если всеми участвующими в деле лицами заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;

— если истец ходатайствует, а ответчик не возражает против упрощенного порядка;

— если сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тысяч рублей (статья 291 КАС РФ).

В порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются судьей без вызова сторон в 10-дневный срок, копия решения направляется сторонам на следующий день после его вынесения.

Четвертое. О новом в КАС.

Примерно на 70% нормы КАС соразмерны другим Кодексам, но есть и новое. Расскажу лишь о некоторых. Согласно КАС РФ гражданин, как и сейчас, имеет право оспаривать решения, действия и бездействие государственных и муниципальных органов, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица. При этом, он может сделать это только в том случае, если были нарушены именно его права. Принцип состязательности и равноправия сторон в КАС РФ дополнен фразой «при активной роли суда».

Теперь суд при рассмотрении дела имеет право:

— выйти за пределы заявленных требований, т.е. за предмет административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов (статья 178);

— истребовать доказательства по делу по собственной инициативе, то есть без соответствующего ходатайства, заявленного участником спора (статьи: 226, 247, 289).

Новым являются и положения Главы 7 КАС, предусматривающие меры предварительной защиты, т.е. обеспечительные меры.

К примеру, теперь Суд по заявлению административного истца суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, или принять иные меры, действующие до принятия судом решения по административному делу.

Появилась и новая норма в отношении формирования иска. В соответствии с ней, административный истец по своему выбору может либо приложить к иску копию искового заявления с приложениями для ответчика, либо сам направить копии ответчику, а к иску приложить документы об отправке.

КАС развивает возможность использования электронных документов, направляемых суду через сеть «Интернет», предусматривает возможность участия в рассмотрении административного дела путем использования систем видеоконференц-связи.

Порядок рассмотрения административных дел по КАС строже. По аналогии с УК РФ и КоАП РФ здесь введены меры процессуального принуждения, применяемые судом к лицам, нарушающим установленные правила и препятствующим судопроизводству: ограничение выступления участника судебного разбирательства; лишение слова; предупреждение; удаление из зала судебного заседания; привод; обязательство о явке; судебный штраф.

Новеллой в КАС стала статья 42, предусматривающая возможность обращения в суд группы лиц с коллективными административным исковым заявлением. Такие дела подлежат рассмотрению суда в случае, если ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц.

Это присоединение осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

Основанием для коллективного искового заявления являются условия, перечисленные в части 1 статьи 42 КАС. Кроме прочего, к таким условиям относятся однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований, а также наличие общего административного ответчика (административных соответчиков). И последнее. Сравнение КАС с ГПК РФ показывает, что основная часть его положений заимствована из ГПК РФ с нововведениями. Похоже, что КАС не смог реально уравнять граждан и организаций в правах с государством при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений. Кроме того, все споры с государством из экономической деятельности продолжат рассматриваться по правилам АПК РФ, а не по КАС. Поэтому лишь практика применения

Вячеслав Михайлов, юрист 11 января 2016 в 16:24

www.ohotniki.ru

Статья 61. Порядок обжалования

В соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве могут быть обжалованы в суд:

1) отказ в регистрации средства массовой информации, нарушение регистрирующим органом порядка и сроков регистрации, иные неправомерные действия регистрирующего органа;

2) решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, об аннулировании лицензии на вещание:

3) отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации либо несоблюдение должностными лицами, работниками пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений требований статьи 40 настоящего Закона;

4) отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста.

Если суд признает обжалуемое решение или действие (бездействие) неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязанности устранить допущенное нарушение и возместить убытки, включая неполученные доходы, понесенные учредителем, редакцией, держателем лицензии.

  • URL
  • HTML
  • Для блога
  • Текст

Комментарий к ст. 61 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет основы обжалования отдельных действий и решений государственных органов, учреждений, организаций, предприятий, органов общественных объединений в сфере массовой информации. Закон закрепляет преимущественное судебное обжалование.

В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

— нарушены права и свободы гражданина;

— созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

— незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В качестве примера см. Определение Свердловского областного суда от 5 июня 2013 г. по делу N 33-6347/2013 о признании незаконным решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора), которое содержится в письме за подписью заместителя начальника управления разрешительной работы в сфере массовой коммуникации Роскомнадзора В. о возвращении заявлений о регистрации средств массовой информации.

Указанный Закон предусматривает не только судебное, но и административное (или внесудебное) обжалование действий (бездействия) или решений, нарушающих права граждан.

Несколько слов скажем о внесудебном порядке обжалования.

Лица, полагающие свои права нарушенными решениями или действиями (бездействием) органов власти, их должностных лиц либо государственных служащих (работников), имеют право их обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме. Так, жалобы на решения, принятые руководителями территориальных органов Роскомнадзора, подаются в центральный аппарат Роскомнадзора. Жалобы на решения, принятые руководителем Роскомнадзора, направляются в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Как правило, жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта, Единого портала, а также может быть принята при личном приеме заявителя. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих урегулирован положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

По результатам рассмотрения жалобы органом или организацией, рассматривающим (рассматривающей) жалобу, принимается одно из следующих решений: либо об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, а также в других формах, либо отказывает в удовлетворении жалобы. Решение в установленный срок доводится до сведения заявителя в письменной форме или, по желанию заявителя, в электронной форме. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роскомнадзора, а также его должностных лиц предусмотрен административными регламентами Роскомнадзора. Например, см. раздел V Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 29 декабря 2011 г. N 362.

В соответствии с п. 203 названного Регламента возможность обращения с жалобой предусмотрена в следующих случаях:

— нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

— нарушение срока предоставления государственной услуги;

— требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;

— отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги, у заявителя;

— отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;

— затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;

— отказ регистрирующего (территориального) органа, его должностного лица либо государственного служащего (работника) в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока внесения таких исправлений.

Судебная практика показывает, что зачастую заявители ошибочно подают свои жалобы в арбитражные суды. В качестве примеров см. Постановления арбитражных судов о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 июня 2009 г. по делу N А56-40861/2008 о признании недействительным предупреждения управления Россвязькомнадзора о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, Постановление ФАС Московского округа от 5 сентября 2012 г. по делу N А40-133900/11-21-1192 о признании незаконным решения органа Роскомнадзора о возврате без рассмотрения документов о перерегистрации журнала, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2014 г. N 09АП-49328/2014 по делу N А40-76730/14 о признании незаконным и отмене предупреждения надзорного органа и др.

Судебный порядок обжалования регламентирует гражданско-процессуальное законодательство Российской Федерации, под которым, в первую очередь, имеется в виду глава 25 ГПК РФ. С 15 сентября 2015 г. обжалование также возможно в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, т.е. главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебный порядок обжалования регламентирует гл. 25 ГПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Кодексом установлен трехмесячный срок обжалования со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При удовлетворении заявления суд может также возложить на государственный орган, учреждение, организацию, предприятие, органы общественных объединений обязанность возместить убытки, включая неполученные доходы, понесенные учредителем, редакцией, держателем лицензии.

2. 5 февраля 1999 г. Федеративным советом Союза журналистов России было принято Положение о Большом жюри Союза журналистов России. Данным Положением было утверждено Большое жюри. Большое жюри является корпоративным институтом гражданского общества, рассматривающим конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей. Обратиться в Жюри может как журналист, являющийся членом Союза журналистов России, первичная журналистская организация, входящая в состав Союза журналистов России, уставные органы Союза журналистов России и входящих в его состав Союзов журналистов и иных общественных объединений, так и любое иное физическое или юридическое лицо, заинтересованное в нравственно-этической оценке профессиональной деятельности конкретного журналиста, главного редактора, редакции, учредителя, издателя, распространителя или собственника средства массовой информации либо государственного органа, имеющего компетенцию в сфере массовой информации. Для рассмотрения отдельных конфликтных ситуаций могут быть образованы коллегии ad hoc Большого жюри. Коллегия считается правомочной при наличии в ее составе не менее пяти членов Большого жюри. Одновременно могут действовать несколько коллегий.

www.zakonrf.info

Закон рф для обжалования

Подсудность рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов в порядке гражданского судопроизводства определяется в соответствии со ст.ст.24. 26. 27 ГПК РФ.

Правила обжалования нормативных правовых актов в арбитражном судопроизводстве закреплены в главе 22, 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ). Согласно ч.1 ст.192 АПК РФ: «Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности».

Подсудность рассмотрения дел об оспаривании дел об оспаривании нормативных правовых актов в порядке арбитражного судопроизводства предусмотрена параграфом 2 раздела 4 АПК РФ.

Не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном ГПК РФ, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Часть 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации закрепляет, что Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Порядок рассмотрения дел Конституционным Судом РФ предусмотрен Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Порядок оспаривания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрен главой 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ: «Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 – 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которого оспариваются».

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ: «Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности».

Правила подсудности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц в порядке арбитражного судопроизводства определены в параграфе 2 раздела 4 АПК РФ.

Подпункт «е» п.2 ч.1 ст.13 Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает необходимость предоставления информации, регулирующей порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами и органами местного самоуправления.

www.nso.ru

Еще по теме:

  • Расписка при покупке квартиры образец задатка Пишем по образцу расписку о получении задатка при покупке квартиры При покупке квартиры граждане могут так определить порядок расчетов, что покупатель уплатит продавцу часть договорной суммы в виде задатка. Что такое задаток определяется в ст. 380 […]
  • Декретные пособия в 2012 Расчет декретных выплат в 2012 году Как известно, согласно с изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" 9 февраля 2011г., принят новый порядок […]
  • Установленный уголовным законом обязательный для судов и не подлежащие Статья 61 ГПК РФ. Основания для освобождения от доказывания Новая редакция Ст. 61 ГПК РФ 1. Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. 2. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным […]
  • Закон о пирамидах в россии Закон о финансовых пирамидах в России Старт разработке закона о финансовых пирамидах в РФ был положен еще в 2012 году. Тогда был подготовлен соответствующий законопроект и в установленном порядке передан на рассмотрение Государственной Думы. И хотя […]
  • Приложение 7 заявление на возмещение Приложение 7 заявление на возмещение Напоминаем о необходимости своевременной уплаты страховых взносов! Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федераци. Стоимость страхового года для страхователей, добровольно […]
  • Средняя заработная плата при увольнении Выплата заработной платы при увольнении Увольнение – это юридическая процедура, при которой должны соблюдаться права работника. Работодатель обязан рассчитать сотрудника и вернуть ему трудовую книжку. Сроки выплаты зарплаты при увольнении Сроком […]