Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»

Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1
«Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»

В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 июля 1995 г. N 1070-р Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти постановляет:

Утвердить Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации согласно приложению.

Министр труда
и социального развития
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 1996 г.

Регистрационный N 1186

от 27 сентября 1996 г. N 1

Положение
о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Понятие профессиональной ориентации, ее направления, цели и методы

1.1. Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально — экономической ситуации на рынке труда.

1.2. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально — квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

профессиональный подбор — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

профессиональный отбор — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

профессиональная, производственная и социальная адаптация — система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

1.3. Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;

достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

1.4. Основные методы профессиональной ориентации:

информирование — индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

психологическое и медицинское консультирование;

психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

различные педагогические методы.

2. Понятие психологической поддержки, ее направления, цели и методы

2.1. Психологическая поддержка — система социально — психологических способов и методов, способствующих социально — профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

2.2. Основными направлениями психологической поддержки являются:

психологическая профилактика — содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально — психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально — психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально — экономических отношений;

психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно — мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;

психологическая коррекция — активное психолого — педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

2.3. Психологическая поддержка осуществляется в целях:

психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации;

предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

2.4. Основные методы психологической поддержки:

психологическое и психотерапевтическое консультирование;

другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

3. Правовая основа профессиональной ориентации и психологической поддержки

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в России регулируются соответствующими международными правовыми актами, Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа 1995 г. N 47, другими нормативно — правовыми актами, а также настоящим положением.

II. Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации

4. Понятие государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения

Государственная система профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации (далее именуется «государственная система») представляет собой совокупность государственных органов, организаций и учреждений, деятельность которых направлена на развитие образования, воспитания, профессиональной ориентации, занятости, здравоохранения и социально — психологической защиты граждан.

Для достижения психолого — профориентационных целей субъекты государственной системы тесно взаимодействуют друг с другом и в пределах своих компетенций исполняют функции в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

Деятельность государственной системы подчинена целям государственной политики в данной области и направлена на организацию психолого — профориентационного обслуживания населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально — экономических условий.

5. Управление государственной системой профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации

5.1. Определение приоритетных направлений развития государственной системы, обеспечение согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, созданная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 1177.

5.2. В целях осуществления действенной координации деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, содействия развитию территориальных служб психолого — профориентационной направленности по решению соответствующего органа исполнительной власти субъекты Российской Федерации на их территории могут создавать комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

6. Компетенция в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения

6.1. Всероссийский научно — практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации осуществляет работу в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, координирует и обеспечивает научно — методическую, организационно — практическую деятельность всех территориальных центров профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

6.2. Территориальные центры профессиональной ориентации и психологической поддержки населения:

оказывают услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке молодежи, другим категориям населения в условиях рынка труда, обеспечивают гарантированный минимум бесплатных психолого — профориентационных услуг;

внедряют эффективные методы и средства профессионального информирования, профконсультирования, психофизиологического отбора (подбора), психологической поддержки;

осуществляют психологическую поддержку молодежи, высвобождаемых и безработных граждан, других категорий населения по проблемам личностной адаптации в новых условиях труда и межличностных отношений;

осуществляют методическое руководство и координацию деятельности в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения на соответствующей территории;

организуют профессиональную ориентацию и психологическую поддержку населения на своей территории, содействуют развитию районных (городских) служб профессиональной ориентации и психологической поддержки населения независимо от их ведомственной принадлежности и организационно — правовой формы.

По заказам администрации, организаций всех организационно — правовых форм, по заявкам работодателей могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого и незанятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор и подбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и на вакантные рабочие места, осуществлять другую профориентационную деятельность на основе договоров.

6.3. Центры занятости населения, региональные центры профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения предоставляют обязательные бесплатные профориентационные услуги:

информируют и консультируют граждан, обращающихся в службу занятости в целях выбора (перемены) сферы деятельности, вида профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства;

осуществляют профессиональное консультирование безработных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей человека, а также социально — экономической ситуации, сложившейся на рынке труда (при необходимости с использованием различных методов диагностики);

обеспечивают психологическую поддержку безработных граждан с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих их профессиональной и социальной самореализации.

Могут проводить профессиональное консультирование и психологическую поддержку учащихся, занятого населения, а также граждан, подлежащих высвобождению с производства, вести профессиональный отбор лиц, принимаемых на профессиональное обучение и по заказу работодателей — на вакантные рабочие места, на основе договоров.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка в органах службы занятости призвана способствовать эффективной занятости населения, формированию правовых, социально — психологических, экономических, организационных условий и гарантий профессионального самоопределения граждан.

6.4. Образовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) и специальные (коррекционные) учреждения для учащихся с отклонениями в развитии совместно с организациями здравоохранения, учитывая местные условия и интересы обучающихся, на основе государственных стандартов и нормативов:

обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно — воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогических коллективов, родительской общественности, специалистов соответствующих организаций и учреждений;

проводят системную, квалифицированную и комплексную профориентационную работу;

формируют у учащихся общеобразовательных учреждений сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах;

привлекают учащихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;

организуют профессиональное просвещение и консультирование учащихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;

организуют дифференцированное обучение учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;

обеспечивают органическое единство психолого — педагогической и медицинской консультации, профессионального отбора (подбора) молодежи, поступающей в образовательные учреждения профессионального образования;

используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных учреждениях, для организации и проведения профориентационной работы.

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой молодежи к труду в условиях рыночной экономики, формированием у подрастающего поколения соответствующих мотиваций к труду, осознанному планированию и выбору рода будущей профессиональной деятельности и формы занятости с учетом личных интересов, состояния здоровья, индивидуальных особенностей и склонностей каждого, а также требований профессий и рынка труда, — является одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входит в круг обязанностей их педагогических коллективов, психологических служб, органов управления образованием, а также соответствующих организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением.

6.5. Психологические службы в образовательных учреждениях в соответствии с нормативными документами:

активно содействуют формированию личностного и интеллектуального потенциала учащихся;

создают психологические условия для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно — мотивационной сфер личности;

оказывают психологическую помощь педагогическим коллективам и родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, в разрешении конфликтных ситуаций;

внедряют достижения психологии в практику образовательно — воспитательного процесса.

6.6. Образовательные учреждения профессионального образования проводят профессиональный отбор (подбор) поступающих на обучение с учетом показателей профессиональной пригодности и прогнозируемой успешности освоения профессии, специальности, усиления мотивации к выбранному профилю и адаптации к будущей профессии.

6.7. Дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания:

осуществляют психолого — социальную ориентацию детей;

проводят бесплатные учебные занятия по изучению мира труда;

развивают у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки;

формируют мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья.

6.8. Организации здравоохранения в пределах своей компетенции:

выявляют в ходе регулярно проводимых профилактических осмотров детей и подростков (учащихся образовательных учреждений), имеющих отклонения в состоянии здоровья, их профессиональную пригодность;

проводят оздоровительные мероприятия, врачебно — профессиональное консультирование с учетом медицинских противопоказаний к занятию тем или иным видом деятельности, дают соответствующие рекомендации;

осуществляют врачебный контроль за трудовым воспитанием и обучением детей и подростков, их профессиональной подготовкой и трудовым использованием;

обеспечивают организацию мер профилактического характера, прежде всего, по отношению к лицам из групп повышенного риска, контроль за их выполнением;

создают совместно с территориальными центрами профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, службами занятости, психологическими службами постоянно действующие или временные пункты медицинского консультирования.

6.9. Организации оказывают содействие работникам в свободном выборе или перемене профессии, места работы, повышении квалификации и переподготовке кадров с учетом профессиональных интересов работающих и потребностей производства, работодателей.

7. Общественные объединения психолого-профориентационной направленности

Общественным объединениям психолого — профориентационной направленности методическую и организационную помощь оказывает Межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 1177, а также Всероссийский научно — практический центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

8. Профессиональная деятельность в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения

К работе в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции допускаются только лица, имеющие соответствующее образование и прошедшие аттестацию в установленном порядке.

III. Социальные гарантии в области профессиональной ориентации

9. Гарантированный минимум психолого — профориентационных услуг

9.1. Гарантированный минимум бесплатных психолого — профориентационных услуг включает в себя:

предоставление профессиональной информации всем обратившимся за таковой независимо от места проживания, работы или учебы;

проведение для учащихся общеобразовательных учреждений групповых профконсультаций и занятий по психологическому консультированию и сопровождению профессионального выбора;

оказание индивидуальной психолого — профориентационной помощи учащимся общеобразовательных учреждений, воспитанникам школ — интернатов и детских домов, инвалидам, учащимся образовательных учреждений профессионального образования, работающей молодежи в первые три года трудовой деятельности, лицам с ограниченной трудоспособностью, гражданам, имеющим статус безработного, вынужденного переселенца или беженца.

9.2. Дополнительный перечень психолого — профориентационных услуг, предоставляемых бесплатно или на льготных условиях, может устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных условий и возможностей.

10. Заключительные положения

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются психолого — профориентационными услугами в полном объеме, предусмотренном настоящим Положением.

Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 1996 г.

Регистрационный N 1186

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в газете «Российские вести» от 5 декабря 1996 г. N 230, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ноябрь 1996 г. N 10 (дата подписания выпуска в печать 22 ноября 1996 г.)

base.garant.ru

Закон по профориентации

8(495)912-63-37
[email protected]

Нормативно-правовая документация по профориентации

Международные обязательства России

В настоящее время нашей страной подписан, а в ряде случаев и ратифицирован ряд международных правовых актов, в которых определяются вопросы профессиональной ориентации.

К их числу относятся:

  • Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09. 2000, но не ратифицирована)
  • Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.)
  • Конвенция о правах ребенка

Федеральные законы Российской Федерации

  • Конституция РФ – (Гл. 2)
  • Поручение Президента РФ от 19.-3.2011г № ПР.-634
  • Поручение Правительства РФ от 26 июля 2011 № АЖ-П8-5284
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
  • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения ОС
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
  • Трудовой кодекс РФ
  • Закон «О занятости населения в РФ»

Закон об образоваии (2013 г.) Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

. 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы — стратегической целью государственной молодежной политики является «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально-ориентированного развития страны».

Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»).» Подпрограмма «Общее образование»:

  • формирование «инновационного поколения города Москвы» — плеяды молодых людей, мотивированно, интеллектуально и психологически подготовленных к работе в инновационном секторе города Москвы;
  • формирование у подрастающего поколения нравственных ценностей, культурной идентичности, коммуникативной компетенции, способностей к ответственному самоопределению;

Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 № 1032-1 Закон РФ

  • Определяет профориентацию как часть государственной политики содействия занятости в части касающейся обеспечения гарантий в реализации права на труд, но не как часть социальной политики государства.
  • Определяет, что центральным звеном политики в области профориентации является служба занятости.
  • Определяет место получения профориентационных услуг гражданами, а именно «в органах службы занятости».

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

«Концепция действий на рынке труда на 2008 — 2010 годы.» (Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1193-р) которая указывает:

  • Профессиональная ориентация актуальна и является частью государственной политики.
  • Профориентация является частью государственной политики в области регулирования рынка труда.
  • Профориентационная работа с молодежью проводится на основе целевых программ профессиональной ориентации разрабатываемых субъектами Российской Федерации.

Концепция определяет ключевые методы профориентационной работы, к числу которых относятся:

  • организация в 2008 — 2010 годах информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
  • взаимовыгодное сотрудничеств государства и бизнеса по привлечению молодежи в учреждения начального профессионального образования;
  • разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда и профессиональной ориентации молодежи.

Нормативные акты министерств и ведомств

  • «Основные направления развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». Постановление Минтруда России от 29.08.1995 г. № 47.
  • «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Постановление Минтрудсоцразвития России от 27.09.1996 г. № 1.
  • «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда». Приказ Минобразования России и Минтрудсоцразвития России от 04.10.1998 г. № 462/175.
    «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» Приказ Минобразования России от 22.10.99 № 636.
  • «О взаимодействии Минобразования России, Минтруда России и их территориальных (региональных) органов управления образованием, трудом и занятостью в области подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с требованиями рыночной экономики». Решение коллегии Минтруда России и Минобразования России от 28.03.2000 г. от 28.03.2000 № 7/1—3
  • «О ходе реализации Договора о сотрудничестве между Минобразования России и Минтрудом России на 2000—2005 годы по развитию системы непрерывного профессионального образования».
  • Решение коллегии Минтруда России и Минобразования России19.11.2003 № 7/18 «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения» (Приказ Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2007 г. № 680 «Административный регламент предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации» (Приказ Минздравсоцразвития России от «13» июня 2007 г. № 415)
  • «Административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.» (Приказ Минздравсоцразвития России от «28» июня 2007 г. № 449)

В 2009 году решением коллегии Департамента образования города Москвы от 14 мая 2009 года «О профессиональной ориентации учащейся молодежи на получение востребованных на рынке труда профессий» работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации учащихся и выпускников образовательных учреждений признана приоритетным направлением деятельности Департамента образования города Москвы.

Во исполнение решения коллегии в 2009 года был создан Координационный совет, под руководством которого в Москве решаются актуальные задачи по созданию единой городской системы профориентации, поиску, апробации и внедрению новых подходов к содержанию и формам организации непрерывной профориентационной работы в столичной системе образования, организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по направлению «Профориентация», утверждению ежегодного городского плана мероприятий по профессиональной ориентации.

mosmetod.ru

Профориентация в школе: тесты, игры и методики

Как вести профориентационную работу в школе?

Многие родители убеждены, что после школы нужно обязательно поступать в вуз и учиться на юриста или экономиста, несмотря на то, что эти специальности сегодня не самые востребованные. Школьники же оторваны от действительности и смутно представляют, какие профессии востребованы и перспективны.

Рынок труда претерпевает изменения. Профессии будущего становятся реальностью, и школьная профориентация часто не поспевает за течением времени, поэтому важно знакомить будущих выпускников с миром профессий сегодняшнего и даже завтрашнего дня.

Чтобы избежать ошибок при выборе профессии, школьнику необходима поддержка со стороны педагогов и родителей. По этой причине задачей образовательной организации становится подготовка учеников к профессиональному самоопределению.

На сегодняшний день актуальность профориентационной работы в школах подчёркивается в следующих нормативно-правовых актах:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.

В статье 66 закона «Об образовании» говорится:

Среднее общее образование направлено на формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности .

По ФГОС выпускник современной школы – это человек, который ориентируется в мире профессий и понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества. Он осознанно подходит к выбору дальнейшей траектории образования, ориентируясь на профессиональные предпочтения. Это идеальный образ. В реальности же многие школьники ещё не определились с выбором профессии или определились, но мало знают о выбранной профессии.

Итоги Всероссийской профдиагностики – 2017:

  • 29% школьников выбрали и профессию, и образование;
  • 26% – только образование;
  • 16% – только профессию;
  • 29% – ничего не выбрали.

При этом 21,5% школьников заявили, что до тестирования вовсе не задумывались о выборе будущей профессии. Подросток просто не в состоянии сделать такой выбор, так как ещё не осознаёт все аспекты жизни после школы.

Мнение экспертов

Елена Романова – руководитель направления «Психологическая диагностика», тренер-консультант, координатор проекта «Выездные программы» Центра психологического развития и обучения детей и подростков «Архитектура Будущего» в Санкт-Петербурге представила рейтинг типичных проблем, с которыми сталкиваются подростки.

Каждый второй подросток приходит к нам, имея в голове такую или сходную идею-фикс. Но на самом ли деле душа лежит именно к предпринимательству? Чаще всего, за такой фразой стоят ограниченные представления о том, как ещё можно получить хороший заработок. Ещё одна проблема, с которой мы сталкиваемся регулярно, – незнание, какие вообще профессии бывают, кроме экономиста, журналиста и юриста (и то не всегда сведения подростков соответствуют реальности). Ну, и учитель, вроде как, ребятам более-менее понятен. Решение – предоставлять актуальную информацию. База для принятия решения по выбору профессии – наличие достоверных знаний о том, чем вообще занимаются люди разных профессий на работе.

– Вторая по распространённости проблема, с которой к нам обращаются. Вроде как, чадо уже придумало себе несколько вариантов, но окончательно принять решение не может. Или бывает так, что ребёнок уже выбрал направление, а родители считают, что его таланты стоит применить в другой сфере. Решение – учить техникам принятия решения.

– Как правило, растерянных подростков (проф)ориентируют на основе их желаний и представлений (благо, быстрых тестов с моментальными результатами предостаточно). Есть одно «Но»: успех в работе обеспечивают не только интересы, но и способности. Да и особенности характера играют немалую роль. А им внимания уделяется консультантами маловато. Решение – качественно структурировать интересы, склонности и способности школьника и анализировать области пересечения с потребностями рынка труда. Существует одно японское понятие – «Икигай», дословно означающее «смысл жизни». Отлично ложится на профориентацию: для достижения удовлетворения и ощущения смысла в работе необходимы четыре компонента: «люблю и хочу делать», «хорошо умею и в этом силён», «то, что нужно людям» и «за что платят». Именно в их пересечении и находится гармония.

– Что скрывается за словом «поступление»? Эту информацию, как правило, приходится выцеплять подросткам (а даже чаще – родителям) у тех, кто уже прошёл испытание и стал обладателем заветной зачётной книжки. Или с разнообразных сайтов, посвящённых среднему и высшему образованию. Или с сайтов вузов. И поступление превращается в кромешный стресс. Но разве не школа должна стать централизованным поставщиком такой важной и актуальной информации? Решение – дать старшеклассникам и их родителям информацию о ЕГЭ и особенностях поступления в ссузы и вузы. Предупреждён – значит, вооружён. Именно так имеет смысл относиться к поступлению – повысить определённость этого важного, но нервного события. Как устроено сейчас обучение в ВУЗе, как заполнить заявление, сколько каких фотографий и справок надо, что должно быть в портфолио и что оно вообще даёт, как его составить, как происходит формирование рейтингов абитуриентов, какие «подводные» камни могут быть (желательно из опыта уже поступивших счастливчиков) – на эти многие другие актуальные вопросы подросткам и их родителям нужны ответы.

  1. «Я выбрал. Что делать дальше?».

– Чадо мечется в панике, родители в растерянности. Поступление через год. Я выбрал – что делать? А ещё бывает так: «ой, я туда не поступлю, это же сложно!» А на самом деле за этим «сложно» часто скрывается «боюсь и не знаю, с чего начать». Профориентация не заканчивается на моменте выбора профессии. Планирование поступления – это отдельная работа. Какой первый шаг сделать? Когда начать? По каким предметам усиленно готовиться? Всё это надо распланировать. Грубо говоря, соломку подстелить сразу. Решение – формулирование плана действий будущего абитуриента. Модное сейчас словосочетание «образовательная и карьерная траектория» – это и есть этот план. Чем он конкретнее, тем лучше.

Евгений Должкевич – руководитель и методист образовательного центра «Хорошист» в Зеленограде предлагает четыре способа, как расширить представление школьников о мире профессий.

  1. Крупные профориентационные мероприятия.

– Это выставки для школьников, ярмарки профессий, дни профориентации и карьеры, где можно в одном месте пообщаться с представителями вузов, ссузов, работодателей и сравнить сразу множество вариантов. Но самое важное – послушать спикеров-экспертов в сфере карьеры, рынка труда, профориентации или деятелей из конкретных отраслей, потому что именно они смогут рассказать на каких аспектах важно сфокусировать внимание при выборе профессии.

  1. Профориентационные мастер-классы и тематические встречи.

– Такие мероприятия, как правило, организуют образовательные и профориентационные центры, на которые приглашают специалистов из разных отраслей, чтобы школьники «из первых рук» смогли познакомиться с интересующей их сферой.

– Всем известные дни открытых дверей в ссузах, вузах, а также организация экскурсий на предприятия и в компании – не теряют актуальности.

  1. Внутренние профориентационные мероприятия.

– Для организации таких мероприятий либо приглашают те же образовательные центры со специалистами по профориентации, либо мероприятия по профориентации поручают в качестве дополнительной нагрузки сотрудникам школы, что не всегда эффективно.

Этапы профессиональной ориентации

Профессиональная диагностика

На первом этапе школьник должен определить свои интересы и способности. Тесты на профориентацию помогают определить профессиональный тип личности, интересы, способности человека и соотнести их с тысячами профессий на современном рынке труда.

Диагностические тесты и методики:

  • методика Джона Холланда;
  • дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»;
  • матрица выбора профессии;
  • тест «Коммуникативные и организаторские склонности»;
  • методика Йовайши.

Профессиональное просвещение

После определения профессиональных склонностей, ученик изучает информацию о профессии и профильном образовании. Ученикам предлагается информация о различных профессиях и состоянии рынка труда, об учебных заведениях среднего и высшего образования и вступительных испытаниях.

Тренинговые занятия

Цель этого этапа – чёткое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, психологическая подготовка к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приёме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям. Для достижения этой цели проводятся игровые занятия:

  • «Защита профессии перед родителями»

Цель игры – научиться аргументировать выбор профессии. Игра рассчитана на учащихся 8 – 10 классов. Роли «родителей» и «школьников» распределяются между учениками. Игроки разыгрывают семейный конфликт по поводу выбора профессии. Итогом игры становятся совместно сформулированные правила беседы с родителями. Интересный вариант – игра с участием родителей, когда родители берут на себя роль «школьников» и отстаивают свой профессиональный выбор перед детьми.

Цель игры – расширить знания о мире профессий. Ведущий называет букву, а участники по очереди называют профессии на эту букву. Если произносится незнакомая большинству игроков профессия, ведущий просит рассказать о ней. При проведении этой игры начинать следует с тех букв, на которые легко назвать профессии (м, о, п), постепенно переходя к более сложным буквам (ч, ц, я).

В ходе игры учащиеся знакомятся с требованиями при приёме в учебное заведение. Игра рассчитана на учеников 8 – 10 классов и абитуриентов. Между учениками распределяются роли «абитуриентов» и «членов приёмной комиссии». Результатом игры становится выявление знание об условиях поступления, обучения и возможностях трудоустройства после окончания того или иного учебного заведения.

Профориентирующие занятия и консультации подготовят школьников к осознанному выбору профессии, научат отстаивать свой выбор и подготовят к прохождению собеседования для поступления в колледж или университет.

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

academy-prof.ru

Еще по теме:

  • Заявление для отказа от снилс Заявление для отказа от снилс Об аннулировании страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС) и выплате пенсии по традиционной системе учета данных (фамилии, имени, отчеству) (на основании Конституции РФ: статей 2, 3, […]
  • Закон об учете дтп Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 "Об утверждении Правил учета […]
  • Приказ балтийской таможни Приказ Балтийской таможни Северо-Западного таможенного управления от 31.03.2017 № 414 «Изменения в приказ о создании ПЗТК на территории ОАО "Петролеспорт"» На основании положений статьи 97 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 163 […]
  • Преступления против военной службы включают в себя § 1. Общая характеристика преступлений против военной службы В соответствии с Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной государства обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности […]
  • Закон санкт-петербурга 430-85 Закон Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 г. N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19 сентября 2007 года) Закон Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 г. N 430-85"О зеленых насаждениях […]
  • Федерального закона 152 от 27072006 г Федерального закона 152 от 27072006 г О персональных данных О персональных данных (с изменениями на 31 декабря 2017 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: Федеральным законом […]