Оглавление:

Вступили в силу поправки к закону о микрофинансировании и микрофинансовых организациях

Поправки устанавливают ограничения предельного размера долга по так называемым «займам до зарплаты» — это займы в сумме до 30 тысяч рублей, которые выдаются на срок не более 1 месяца

МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. В России 29 марта вступают в силу поправки к закону N151 «О микрофинансировании и микрофинансовых организациях», направленных на защиту прав потребителей.

Поправки устанавливают ограничения предельного размера долга по так называемым «займам до зарплаты» — это займы в сумме до 30 тысяч рублей, которые выдаются на срок не более 1 месяца. Теперь совокупный размер начисленных процентов по таким займам не может превышать сумму основного долга более чем в 4 раза.

АСВ прогнозирует, что банки продолжат снижать ставки по вкладам

Кроме того, поправки разделяют этот рынок на 2 категории в зависимости от уровня риска — на микрофинансовые компании (МФК) и микрокредитные компании. Последние с 29 марта не смогут привлекать средства физических лиц и будут полагаться только на собственные средства учредителей. Кроме того, микрокредитные компании не смогут выпускать облигации, не имеют права привлекать инвестиции от граждан, которые не являются их учредителями. Микрозаймы такие компании могут предоставлять только на сумму до 500 тысяч рублей.

Микрофинансовые же компании, напротив, получают больше возможностей и, соответственно, требований. Капитал последних должен быть не менее 70 млн рублей. Они получают право выдавать онлайн-займы, максимальная сумма которых равняется 15 000 рублей. Однако для их выдачи МФО придется идентифицировать клиента в банке, с которым заключен такой договор. Без соблюдения этого требования закона выдавать онлайн-заем запрещено.

Кроме того, микрофинансовые компании с капиталом в 70 млн рублей смогут привлекать инвестиции граждан (не вклады) в сумме не менее 1,5 млн рублей. Устойчивость компании будет контролироваться по шести экономическим показателям, и если ЦБ сочтет компанию недостаточно прозрачной и устойчивой, она потеряет право привлечения и средств граждан, и выпуска облигаций.

Если организация исключается из реестра микрофинансовых компаний, но при этом остаются обязательства перед физическими лицами, то вводится процедура принудительной ликвидации при участии Банка России. Если МФК обанкротилась, то требования физических лиц по сумме основного долга до 3 млн рублей будут погашаться в приоритетном порядке, что повышает инвестиционную привлекательность данного финансового инструмента.

tass.ru

Об ужесточении контроля за деятельностью микрофинансовых организаций

29 марта 2016 г. будет ужесточен закон, регламентирующий деятельность МФО и МКО (микрофинансовых и микрокредитных организаций).

Это продиктовано полным произволом в этой сфере и участившимися случаями вымогания долгов, в десятки раз превосходящих сумму изначально взятого кредита:

  • Проценты быстрых кредитов доходят до 800% годовых и более.
  • Основная цель, на которую берется кредит, — не чисто потребительские цели, а попытка спастись от «долговой» ямы из-за ипотеки.

Все это приводит к еще большему росту задолженностей, трагическим ситуациям и увеличению количества невозвратных кредитов.

Изменения в сфере микрокредитовании в марте 2016 г.

  • максимальной суммы кредита и процентов;
  • предоставления информации о заемщиках и поручителях;
  • необходимости для МФО создавать резервы на случай возможных невозвратах займов;
  • законности действия некоторых «асфальтовых» организаций.

«Асфальтовые» (по словам Валентины Матвиенко) — это нелегальные организации, пишущие заявления на заборах и на асфальте.

О размере суммы микрозайма и процентов

  • Сумма микрозайма для МФО теперь не должна превышать 1 млн. рублей.
  • Для МКО — 500 000 тыс. руб.

МФО не будет разрешено начислять проценты, приводящие к увеличению суммы долга более, чем в четыре раза, по отношению к размеру взятого кредита (в дальнейшем планируется снизить коэффициент наращивания до 2).

Контроль ЦБ в отношении МФО

ЦБ отныне будет контролировать деятельность МФО:

  • их обяжут присылать аудиторские отчеты;
  • уставной капитал, чтобы получить лицензию ЦБ и статус МФО, должен быть не менее 70 млн. рублей;
  • будут определены виды и размеры риска на одного заемщика.

Микрофинансовые организации обяжут регистрироваться в государственном реестре — без этого они будут лишены права выдавать кредиты.

Совет Федерации в апреле 2016 г. планирует наделить ЦБ полномочиями осуществлять надзор за деятельностью МФО, которая будет регламентирована стандартной инструкцией с правилами и ограничениями:

  • в частности, будет ограничено количество кредитов, выдаваемых одному и тому же лицу, и количество их продлений в течение года.

Проекты на ближайшее время в отношении МФО

  • Государственная Дума будет работать над проектом, защищающем права и законные интересы физических лиц при возврате долга.
  • Правоохранительным органам предложено активней пресекать нелегальную выдачу потребительских кредитов теми МФО, которые после принятия закона поспешат уйти в тень.
  • В мае планируется проинформировать население о приятых мерах, регулирующих деятельность МФО, и устроить разъяснительный ликбез по этому вопросу в СМИ.

Спикер парламента Валентина Матвиенко в целом осталась довольна своевременной реакцией палаты СФ на запросы общества в отношение коллекторов и МФО, и выразила надежду о скором принятии закона о коллекторских агентствах.

Дума поручила Комитету по бюджету обратиться к министру МВД проверить деятельность МФО в течение последних трех месяцев и предоставить отчет.

(По материалам информации, предоставленной председателем Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николаем Журавлевым, об ответе председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной на запрос Совета Федерации по вопросу МФО).

moezhile.ru

Почему поправки в закон о микрофинансировании мало что изменят в жизни заемщиков

29 марта 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В нем есть определенные новации, которые будут обязаны применять в своей работе микрофинансовые организации (МФО). Однако новый закон не решит проблему ростовщичества и не поможет гражданам, которые уже оказались в кредитной кабале, а также потенциальным заемщикам.

Сейчас более 4 млн. людей являются клиентами МФО, и им приходится платить сверхвысокие проценты по микрозаймам. При этом заемщики микрофинансовых организаций преимущественно относятся к самым необеспеченным, социально уязвимым слоям общества. Зачастую заемщики МФО берут «займы до зарплаты» (самые дорогостоящие среди микрозаймов) для того, чтобы приобрести продукты, лекарства, внести коммунальные платежи за квартиру. Возвращать эти долги людям часто бывает просто нечем, в результате их истории заканчиваются трагично. В условиях экономического кризиса количество людей, обращающихся в МФО и попадающих в зону «долгового риска», будет только возрастать.

Для действительно эффективной защиты прав потребителей финансовых услуг в первую очередь необходимо снизить стоимость микрозаймов и установить более четкие требования к работе микрофинансовых организаций. В этом контексте Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) предлагает следующее.

1. Ограничить предельную ставку по микрозаймам

В ходе независимого мониторинга в области защиты прав потребителей финансовых услуг, который КонфОП проводит в рамках проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», было выявлено, что сейчас средняя стоимость займов до зарплаты составляет около 700% годовых (или 2% в день), а с учетом штрафов может достигать 4000% годовых. На этом фоне содержащееся в новом законе предложение ограничить штрафы суммой, которая не может превышать четырехкратный размер займа, является недостаточным для того, чтобы серьезно снизить стоимость кредитов. Мы считаем, что необходимо ограничить общую стоимость микрозайма: она не должна превышать 100% от суммы, которую заемщик взял в долг у МФО, включая все сборы и штрафы.

2. Применять жесткие санкции к МФО, которые нарушили требования об ограничении стоимости кредита

В том случае, если ставка по микрозаймам была установлена выше значений, обозначенных в законодательстве, потребители должны иметь возможность получить возмещение уплаченных сумм сверх уровня ограничения, или всех денег, уплаченных в виде процентов по кредиту.

3. Обязать МФО предоставлять полную и достоверную информацию об условиях кредитования до момента заключения договора с заемщиком

Законопроект никак не регулирует вопрос объективного информирования потребителей обо всех условиях кредитования. Независимый мониторинг КонфОП установил, что на сайтах некоторых микрофинансовых организаций отсутствует информация о штрафах и о дополнительных комиссиях. Нигде не сообщается о том, что кредитный онлайн калькулятор рассчитывает только приблизительный размер будущих платежей заемщика. Это может вводить потребителей в заблуждение, не давать возможность принять взвешенное решение относительно того, смогут ли они возвратить микрозайм с процентами в дальнейшем.

Важно, чтобы в законодательстве появились нормы, регулирующие содержание информации, которую МФО в обязательном порядке должны сообщать потребителям, и способах ее подачи.

Что касается последнего, то известно: если стоимость займа указана в процентах, то люди, берущие «займы до зарплаты», часто не понимают, сколько им придется в итоге отдать за кредит. Им более понятно, когда такие платежи выражены в виде денежных сумм, которые им пришлось бы платить в течение определенного времени.

4. Запретить микрофинансовым организациям пролонгировать кредиты чаще двух раз

В настоящее время МФО всеми силами стараются не отпустить и без того закредитованного должника, бесконечное множество раз выдавая ему всё новые займы. Это приводит к формированию так называемой «долговой спирали»: когда бремя погашения первого займа приводит к его продлению. Потребитель берет один заем за другим, и всё заканчивается невозможностью исполнить финансовые обязательства с его стороны.

Согласно результатам независимого мониторинга КонфОП, только 15% микрофинансовых организаций требуют подтверждения финансового положения заемщика для увеличения кредитного лимита. Только 5% МФО предлагают заемщикам, оказавшимся в сложном материальном положении, рефинансировать кредит.

Согласно принятым изменениям законодательства, микрофинансовые организации будут поделены на два вида: микрофинансовая компания и микрокредитная компания. Закон предлагает запрет на выдачу микрозаймов, если суммарный объем долговых обязательств заемщика перед микрофинансовой компанией превышает 1 млн рублей, а перед микрокредитной компанией – 500 тысяч рублей.

Но это явно не достаточная мера. Для граждан с уровнем доходов ниже среднего, 500 тысяч рублей – это огромная сумма. К тому же, законопроект не учитывает размер долговых обязательств заемщика перед другими кредиторами.

5. Увеличить сроки предоставления микрозаймов

Микрозаймы часто выдаются на короткие сроки (до месяца) под крайне высокие проценты (разрешенная ЦБ полная стоимость такого микрозайма на 2 квартал 2016 – 806% годовых), что делает ежемесячные платежи непосильными для заемщиков.

Очевидно, что если потребителю срочно требуется относительно небольшая сумма денег, велик риск, что через 2-3 недели эти деньги у него не появятся. Заемщики могут попасть в замкнутый долговой круг. Чтобы погашение займов стало менее обременительным, необходимо увеличить сроки предоставления микрозаймов. Эта мера позволит уменьшить размер ежемесячных платежей.

Мы считаем, что только такие меры будут по-настоящему действенными и помогут снизить объем просрочки, уменьшат закредитованность россиян.

Самой кардинальной мерой был бы полный запрет на деятельность финансовых организаций, кредитующих население под ростовщические проценты, или внедрение настолько жестких ограничений на стоимость займов, что ведение этой деятельности стало бы для микрофинансовых организаций экономически нецелесообразным.

konfop.ru

Как изменится бизнес микрофинансовых организаций в связи с новым законом

С сегодняшнего дня вступили в силу поправки в микрофинансовое законодательство. «ДП» выделил главные изменения и узнал у игроков рынка, насколько они готовы к новым нормам и как теперь изменится их бизнес.

С сегодняшнего дня вступает в силу закон № 407-ФЗ , который предполагает существенные изменения в профильном законе «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Рынок микрофинансирования кардинально изменится под влиянием новых норм.

Во-первых, все российские МФО теперь разделены законом на две группы по размеру капитала . МФО с размером капитала не менее 70 млн рублей теперь называются «микрофинансовыми компаниями» (МФК), а МФО с собственными средствами меньше 70 млн рублей именуются «микрокредитными компаниями» (МКК).

Возможности у этих групп разные: МФК могут привлекать средства физлиц в размере не менее 1,5 млн рублей, а МКК могут привлекать средства граждан только в случае если они являются учредителями, акционерами, участниками компании. МФК вправе выпускать облигации, а МКК нет. Еще одно отличие — в сумме займов для физлиц: МФК вправе выдавать микрозаймы физлицам в размере не более 1 млн рублей, а максимальная сумма займа для физлиц в МКК составит 500 тыс. рублей. Также микрокредитные организации не могут поручать идентификацию своих клиентов банкам в отличие от микрофинансовых.

Во-вторых, закон ограничил сумму займа перед МФО . Совокупный размер процентов и иных платежей по краткосрочным займам теперь не должен превышать взятую в кредит сумму более чем в 4 раза (400%). Это означает, что если вы взяли в долг 4 тыс. рублей, то с учетом процентов и всех платежей сумма вашей задолженности не может быть в итоге больше 16 тыс. рублей.

Третье важное изменение: увеличение максимальной суммы займа для бизнеса с 1 млн рублей до 3 млн рублей. Выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям займы в размере не более 3 млн рублей могут и микрокредитные компании, и микрофинансовые.

Четвертое изменение состоит в том, что в случае банкротства МФО первыми по порядку должны идти выплаты частным инвесторам, и только потом будут удовлетворяться требования работников МФО по зарплате и кредиторов-юридических лиц.

Год на адаптацию

С сегодняшнего дня все МФО автоматически получили статус микрокредитной компании. За переходный период, который продлится год, они должны решить, в каком статусе им продолжить работу.

Саморегулируемая организация «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР») не исключает, что в течение переходного периода некоторые МФО увеличат свой капитал, чтобы получить статус микрофинансовой компании. «Этот статус имеет большое значение для компаний, которые привлекают инвестиции от физических лиц, а также для МФО, выдающих займы через Интернет. По прогнозам СРО «МиР», статус микрофинансовой компании получат около 150-200 микрофинансовых организаций, остальные 3,5 тыс. МФО продолжат работу в статусе микрокредитной компании», — считают в СРО.

Игрокам рынка пока не хватает дополнительных уточнений в законе и не все пока ясно до конца. «В данный момент применению норм закона мешает отсутствие подзаконных актов, описывающих детально механику процессов идентификации клиентов онлайн-МФО и приобретения статуса МФК. Участники рынка ждут разъяснений ЦБ как по подходам к расчету собственного капитала МФК, так и к применению нового подхода к идентификации заемщиков», — считает генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергей Седов.

«Мы неоднократно выражали мнение, что для небольших МФО , которых большинство на рынке, жесткий надзор со стороны регулятора не нужен. Но проблема в том, что разделение рынка произвели, а вот понимание, как будет осуществлено регулирование, — отсутствует. Поэтому по этому вопросу ждем дальнейших действий ЦБ РФ», — расказал генеральный директор МФО «Фаст Финанс» Дмитрий Коршунов. «На данный момент поправки только вступили в силу, делать какие-то преждевременные выводы рано, поживем — увидим», — говорит генеральный директор глобального бизнеса онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» Андрей Петков.

Онлайн в опасности

В связи с новым законом проблемы могут возникнуть у микрофинансовых организаций, которые завышают срочные проценты за пользование займом не только выше уровня ПСК, но и выше четырехкратного размера суммы займа. Ударом для многих компаний может стать и статус МКК, который предполагает невозможность привлечения средств физлиц, которые не являются учредителями.

Проблемы могут возникнуть и у онлайн-МФО , ведь по новым правилам займы могут выдавать только микрокредитные компании с момента получения ими соответствующего статуса. В условиях ограниченного фондирования увеличение уставного капитала до 70 млн рублей становится серьезным барьером для дальнейшего развития онлайн-займов, объясняет генеральный директор группы компаний «Быстроденьги» Юрий Провкин. «Еще один нюанс тоже не в их пользу — установление партнерских отношений с банками при выдаче займов свыше 15 тыс. рублей. Банки могут запросить за выдачу комиссию, что не учитывали МФО в своих бизнес-моделях. Также с точки зрения развития конкурентов банкам может быть не выгодно такое сотрудничество, так как многие из них сейчас открывают дочерние МФО. Таким образом, около 70% онлайн-компаний покинут реестр или перейдут в серую зону», — говорит Юрий Провкин.

«Думаю, что количество МФО, выдающих займы онлайн, может сократиться примерно вдвое», — прогнозирует генеральный директор «Мани Фанни» Александр Шустов. «С рынка уйдут порядка 70-80% онлайн-игроков с капиталом ниже 70 млн рублей, поскольку не все смогут уйти в офлайн и перестроить при этом работу практически полностью. В довесок они понесут дополнительно немалые издержки, связанные с операционными расходами и открытием и содержанием офисов», — считает Сергей Седов.

Останутся крупнейшие

Всего же, по прогнозу Сергея Седова, из-за разделения рынка в России останутся только несколько сотен крупных МФО с прозрачной отчетностью и эффективными бизнес-моделями, остальные будут действовать на региональном и местном уровне в офлайн-режиме. «Мы полагаем, что онлайн-МФО останется на рынке около 20-30, другие — или уйдут в офлайн в связи с невозможностью осуществления удаленной идентификации, или прекратят свою деятельность на рынке, не сумев перестроить бизнес. В дальнейшем порог капитала в 70 млн рублей и ограничение возможности упрощенной идентификации для МКК позволит упорядочить выход на онлайн-рынок новых компаний, что ранее никак не регулировалось. Теперь доступ к данному бизнесу будет существенно ограничен, что позволит выстроить структурированный рынок с эффективными игроками», — рассчитывает Сергей Седов.

» Как таковых проблем возникнуть не должно , если работать по закону. Однако из-за введенных ограничений многие компании все-таки вынуждены будут пересмотреть модель своего бизнеса, поскольку их доходность теперь будет ниже, — добавляет генеральный директор SmartCredit Андрей Гойлов. — Отзыв лицензий на сегодняшний день происходит довольно часто, другое дело, что это не так сильно афишируется в СМИ. Безусловно, рынок микрокредитования станет более прозрачным и все недобросовестные игроки будут таким образом устранены».

«Регулятор продолжит зачистку рынка, но так как отрасль растет, вновь созданные МФО компенсируют потери реестра. Поэтому общее количество микрофинансовых организаций не уменьшится. Если законодатель и регулятор не устроят дальнейших потрясений с изменением ставок либо ограничением количество займов, то бизнес войдет в нормальное русло. И нужно помнить, что любые резкие изменения регулирования в конечном итоге негативно влияют именно на конечного потребителя — заемщика. А в этом, естественно, никто не заинтересован», — в то же время отметил Дмитрий Коршунов.

А главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов надеется на приток средств на рынок МФО. «Благодаря всем этим изменениям число сторонников рынка МФО и желающих инвестировать в этот сектор средства может значительно вырасти: прозрачности стало больше, а значит, рисков — меньше, доходность же по сравнению с другими инвестиционными инструментами осталась очень высокой. Это положительно скажется на фондировании сектора», — считает он. «Уверен, что новый закон должен повысить доверие к рынку со стороны партнеров, населения, инвесторов и банков. Это даст дополнительные возможности роста, развития новых продуктов, снижения ставок вместе с понижением уровня риска», — также оптимистичен генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

Как стало известно в начале марта, новые поправки в микрофинансовое законодательство — только начало процесса ужесточения контроля над рынком микрофинансов, и Центробанк уже готовит новые ограничения. По мнению регулятора, ограничения четырехкратным размером суммы займа недостаточно: чтобы снизить долговую нагрузку на россиян, ЦБ предлагает ограничить начисление процентов в краткосрочных займах двукратным размером суммы займа (200%). Также в перспективе ЦБ планирует ограничить число займов, выдаваемых одному заемщику, и количество продлений договора займа.

m.dp.ru

МКО превратились в МФО

Нацбанк РК прокомментировал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности микрофинансовых организаций»

Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности микрофинансовых организаций» разработан в целях исполнения пункта 13 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года.

Целью Закона является приведение в соответствие нормативных правовых актов Республики Казахстан в связи с принятием Закона Республики Казахстан «О микрофинансовых организациях».

В целях обеспечения дальнейшего развития рынка микрокредитования, защиты прав и интересов потенциальных заемщиков, прозрачности микрокредитных организаций (МКО), повышению их инвестиционной привлекательности и стимулированию конкуренции среди МКО предлагается введение понятия «микрофинансовые организации» и регулирования, контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций (МФО).

В этой связи требуется замена понятия «микрокредитные организации» на вновь вводимое понятие «микрофинансовые организации» и соответственно, внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс РК, Кодекс РК «Об административных правонарушениях» (КоАП), Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), законы «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О частном предпринимательстве», «Об ипотеке недвижимого имущества», Закон Республики Казахстан «О занятости населения», «О рынке ценных бумаг».

В целях введения государственного регулирования МФО со стороны государственного уполномоченного органа предполагается внесение поправок в Закон «О Национальном Банке Республики Казахстан» в части наделения Нацбанка полномочиями по регулированию, контролю и надзору за МФО, а также в Закон «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» в части дополнения перечня сфер деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляется государственный контроль и надзор.

Для устранения правовых коллизий вносятся поправки в Гражданский Кодекс (Общая часть) в связи с установлением минимального размера уставного капитала МФО.

В связи с тем, что государственное регулирование системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности МФО будет осуществляться Национальным Банком, предполагается внесение дополнений в Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

Кроме этого, в рамках мер осуществления контроля и надзора в отношении МФО будет предусмотрено право уполномоченного органа на применение ограниченных мер воздействия и санкций. В этой связи требуется внесение поправок в КоАП в части определения для МФО размеров штрафов за административные правонарушения.

Дополнительно для МФО будет установлено обязательное участие в системе формирования кредитных историй в РК (кредитного бюро), что в свою очередь требует внесения корректировок в Закон «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан».

Правовые последствия Закона заключаются в:

— обеспечении гармонизации норм отечественного законодательства в сфере микрокредитования;

— обеспечении прозрачности организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению микрокредитов, в связи с введением государственного регулирования;

— исключении фиктивных организаций;

— совершенствовании норм, способствующих повышению ответственности сторон при осуществлении микрокредитования.

Социально-экономические последствия заключаются в:

— повышении доступности и качества услуг, предоставляемых микрофинансовыми организациями;

— повышении взаимной ответственности участников правоотношений, связанных с оказанием услуг микрокредитования;

— оздоровлении и упорядочении рынка микрофинансирования;

— формировании прозрачного рынка МФО;

— упорядочении механизма взаимоотношений заемщика и МФО — обеспечении прозрачности МФО в связи с введением государственного регулирования;

— расширении доступа к инструментам микрокредитования за счет повышения доверия к организациям, предоставляющим микрофинансовые услуги, как со стороны широких масс, так и со стороны инвесторов, в связи с осуществлением надзора со стороны уполномоченного органа и обеспечении большей прозрачности;

— исключении фиктивных организаций.

Все указанные мероприятия по обеспечению прозрачности и вовлечению большого количества населения к услугам микрокредитования помогут созданию необходимой основы для дальнейшего развития сферы микрокредитования в Казахстане.

m.forbes.kz

Еще по теме:

  • Сообщения о наследстве Актуальные it обзоры Пришло письмо о наследстве от адвоката — что это за развод? Массовые рассылки «писем счастья» – один из самых популярных видов мошенничества. Этим злоумышленники промышляли еще задолго до появления интернета и электронной […]
  • Опекунский закон Родительский дом - про опекунский совет Большинство сделок с жилой недвижимостью таят в себе некоторые риски для покупателей. С начала 2006 года Законом «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей» было установлено, что для […]
  • Приказ о назначении на должность шаблон Образец приказа о назначении на должность на примере директора Каждый кадровый работник хоть раз столкнется с ситуацией, когда надо оформить приказ о вступлении в должность. Как выглядит такой документ, какие у него особенности, кто его подписывает […]
  • Опека е или ё Опека или опёка, как правильно говорить и почему? Правильно: опЕка, в орфоэпических словарях эта норма не меняется, при этом обязательно подчеркивается: неправильно опЁка. Тем не менее, в разговорной речи форма опёка встречается, так как […]
  • Красноярск субсидии Краевые субсидии на оказание инновационных социальных услуг Информация о конкурсах Механизм финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в формате предоставления субсидий на оказание инновационных социальных […]
  • Заключение брака правила Статья 11 СК РФ. Порядок заключения брака 24 февраля 2012 Обсуждение статьи Вопросы по статье я в скором времени я должна родить, мой жених сейчас служит, но я хочу с ним заключить брак. в ЗАГСЕ мне отказали, посоветуйте что в таком случае мне […]