Творчеству дадут свободу

В скором времени инновационная деятельность может получить свой собственный закон. Депутаты Госдумы готовят к рассмотрению очередную версию законопроекта «Об инновационной деятельности в РФ». Предлагается вести инновационную деятельность на основе сочетания принципов саморегулирования и государственного регулирования в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.

По мнению авторов документа, этот закон установит основные принципы государственного регулирования инновационной деятельности на разных уровнях власти, а также различные формы поддержки. В частности, поддержка инновационной деятельности в случае принятия госорганами соответствующего решения может оказываться за счет средств федерального, региональных или местных бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, участия в выставках и ярмарках и т.д. При этом все убытки, причиненные субъектам инновационной деятельности в результате незаконных действий (бездействия) госорганов, в том числе принятия не соответствующих федеральным законам нормативных актов, подлежат возмещению из соответствующих бюджетов.

Новые законодательные инициативы вызвали массу споров и вопросов среди специалистов.

Как рассказала «РБГ» Ольга Кожемякина, ведущий консультант департамента государственного консалтинга АКГ «Развитие бизнес-систем», необходимость законодательного регулирования на федеральном уровне инновационной деятельности практически не вызывает сомнения.

Более того, с конца 90-х с разной степенью активности и успешности предпринимаются попытки принятия соответствующих законодательных актов. Некоторые из них, по словам эксперта, так и не достигли своего логического завершения и остались в виде проектов, например, законопроект «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесенный в конце 1997 года членами Совета Федерации и депутатами Госдумы, представленный в 1999 году проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» и др.

«Отдельные нормы по данному вопросу все-таки были приняты, речь идет, в частности, о Федеральном законе от 19.07.2007 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности, — пояснила Ольга Кожемякина. — И все же следует констатировать, что до настоящего времени отсутствует федеральный закон, в полной мере регулирующий столь важную сферу общественных отношений».

Представленный законопроект, по мнению эксперта, ориентирован на решение ключевых проблем в части формирования единой терминологии, определение основных направлений деятельности органов власти различных уровней в сфере развития и реализации государственной поддержки инновационной деятельности и др.

«Однако вряд ли можно сказать, что в данном проекте предложены действенные механизмы поддержки инновационной деятельности, — говорит эксперт. — Скорее всего, введение в действие его норм не увеличит активности инновационных организаций и не будет способствовать расширению их круга без дополнительной проработки в рамках данного законопроекта механизмов поддержки инновационной деятельности и условий ее предоставления».

Андрей Кузнецов, генеральный директор медиахолдинга «ОПОРА — Кредит», считает, что это очередной пустой закон, пустая трата времени, денег налогоплательщиков и килограммов бумаги. «Закон не создает никакой новизны, никаких конкретных механизмов поддержки инноваций, а лишь описывает общеизвестные понятия, которые уже набили всем оскомину, — говорит эксперт. — Масса принятых законодательных актов на региональных уровнях уже пылится на полках. Последний, недействующий пример из этой серии — это закон о малых предприятиях при вузах и НИИ, принятый в 2009 году. Почему все это не действует? Потому что законы пишутся не для того, чтобы их исполнять, а для того, чтобы отчитаться перед начальством».

На самом деле, по мнению Андрея Кузнецова, никакие инновации в существующей системе отношений никому особо не нужны. «Чиновники пригрелись, получили свой участок для удовлетворения собственных интересов, — считает эксперт. — Конкуренции как таковой нет, потому что появляющиеся конкуренты мгновенно душатся аффилированными с этими чиновниками структурами, используя пресловутый административный ресурс. Нет конкуренции — нет инноваций, и у участников системы нет мотиваций, чтобы их производить. Исключением, пожалуй, являются только те компании, которые выходят на международный уровень и конкурируют на рынке с иностранными компаниями».

Но таких, по мнению Кузнецова, единицы, и им также не нужен никакой закон, потому что менеджеры таких компаний — профессионалы высочайшего уровня и без законов прекрасно понимают, что если они не будут вкладываться в R&D, IT, то они не смогут победить и выжить. «Вся эта ситуация напоминает брежневские времена, — говорит эксперт. — Для того чтобы развить инновационную экономику, нужно создать среду для развития предпринимательства — в первую очередь независимые суды. Пока этого не будет сделано, никакие законы не произведут должного эффекта, особенно если они всего лишь «дают расширенное толкование понятия инновационной деятельности, раскрывают основные направления».

Данной позиции придерживаются не все. Ольга Ускова, президент НАИРИТ, считает, что принятие закона «Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации» является достаточно важным событием для развития российского инновационного сектора, учитывая, что именно государство является основным инвестором и менеджером ведущих инновационных проектов в стране. «Работа государственных организаций прежде всего регулируется законами, и было достаточно много случаев, когда отсутствие должного законодательного обеспечения сдерживало принятие ряда необходимых инициатив в инновационной сфере, — отметила эксперт. — С принятием данного закона эта проблема будет решена».

Закон, по словам Усковой, создает четкую систему правового регулирования инновационной деятельности, включая определение всех структурных участников процесса инновационного развития, стоящих перед ними целей и задач, а также описание всех форм финансовой и организационной поддержки, которую государственные организации имеют право оказывать инновационным компаниям. В законе четко указываются источники финансирования инновационных программ и проектов, а также прописываются механизмы ответственности за эффективность расходования государственных средств.

«Принятие данного законопроекта позволит государству более активно влиять на развитие российского национального сектора, запуская необходимые поддерживающие программы как на федеральном, так и на региональном уровнях, — уверена эксперт. — Данная поддержка будет носить более разнообразный и целевой характер, а не формироваться на одном-двух направлениях, как это было до настоящего времени».

Лидеры инновационной активности

Город федерального значения Москва

Город федерального значения Санкт-Петербург

rg.ru

Закон «об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в российской федерации»

«ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Настоящий Федеральный закон регулирует правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, обеспечивает условия формирования и реализации государственной инновационной политики, отвечающей потребностям общества, определяет механизм ее реализации.

Закон обеспечивает защиту прав, интересов и имущества всех субъектов инновационной деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации
об инновационной деятельности

Законодательство Российской Федерации об инновационной деятельности и государственной инновационной политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации в инновационной сфере.

Если международными договорами Российской Федерации устанавливаются иные нормы, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются нормы международных договоров.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем
Федеральном законе

Инновационная деятельность — процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация — процесс).

Базисная инновация — нововведение, базирующееся на результатах научно-технических разработок, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике, и направленное на освоение технических систем и технологий новых поколений.

Улучшающая инновация — нововведение, служащее созданию новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их изготовления.

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) — совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера — сфера деятельности производителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационный проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная) — комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Государственная инновационная политика — определение органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Инновационные фонды — финансовые организации любой формы собственности, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из государственных и частных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Венчурные фонды — фонды, объединяющие средства инвесторов и специализирующиеся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в акционерном капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций.

Инновационно-венчурные фонды — инновационные фонды, направляющие часть средств на финансирование рисковых инновационных проектов в обмен на долю в акционерном капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций.

Статья 3. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

Цели настоящего Федерального закона:

введение единых правил осуществления инновационной деятельности, создание благоприятных правовых и экономических условий для сохранения и развития инновационного потенциала Российской Федерации, повышения инновационной активности и развития рыночных отношений в инновационной сфере;

определение порядка формирования государственной инновационной политики, форм и методов государственной поддержки базисных и улучшающих инноваций, обеспечивающих повышение эффективности производства и конкурентоспособности отечественной наукоемкой продукции на внутреннем и зарубежных рынках ;

содействие международному сотрудничеству в области инновационной деятельности, защита национальных интересов в процессе этого сотрудничества.

Сферой действия настоящего Федерального закона являются экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности, возникающие при ее осуществлении, включая:

отношения, связанные с передачей результатов научно-технической деятельности в производственное освоение;

отношения, возникающие в процессе создания и распространения инноваций;

отношения по государственному регулированию инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях;

отношения при осуществлении внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере.

Настоящий Федеральный закон действует в отношении всех субъектов инновационной деятельности независимо от целей, объектов и видов инновационной деятельности, за исключением видов, по которым законодательством Российской Федерации установлен особый порядок их проведения.

Глава П. Осуществление инновационной деятельности

Статья 4. Виды инновационной деятельности

Инновационная деятельность осуществляется субъектами инновационной деятельности в качестве основной или как один из видов деятельности и включает:

научно-исследовательские, прикладные и экспериментальные работы, необходимые для создания инноваций;

работы, связанные с созданием опытных и серийных образцов новой продукции и технологий;

работы, связанные с подготовкой производства и проведением промышленных испытаний;

работы, связанные с сертификацией и стандартизацией инновационных продуктов;

работы, связанные с проведением маркетинговых исследований и организацией рынков сбыта инновационных продуктов;

все виды посреднической деятельности и иные виды работ, взаимоувязанные в единый процесс с целью создания и распространения инноваций.

Статья 5. Субъекты инновационной деятельности

Субъектами инновационной деятельности являются:

организации, создающие инновации;

организации и физические лица, интеллектуальная собственность которых или права на интеллектуальную собственность используются при создании инноваций;

кредитные учреждения и инвестиционные институты, а также иные финансовые организации и фонды, включая зарубежные, направляющие средства на финансирование инновационной деятельности;

организации, оказывающие субъектам инновационной деятельности услуги в сфере финансового лизинга, инжиниринга, консалтинга, сертификации и стандартизации, маркетинга и сбыта, информационного обеспечения, а также технополисы, технопарки, инкубаторы бизнеса и иные организационные структуры, содействующие созданию и распространению инноваций;

органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, выполняющие функции заказчиков, гарантов и инвесторов инновационных программ и проектов, а также осуществляющие регулирование инновационной деятельности;

общественные объединения, участвующие в инновационной деятельности или действующие по поручению иных заинтересованных сторон.

Статья 6. Права субъектов инновационной деятельности

Осуществление незапрещенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации видов инновационной деятельности признается неотъемлемым правом субъектов инновационной деятельности.

Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют направления, виды и объекты инновационной деятельности и по своему усмотрению привлекают на договорной (контрактной) основе соисполнителей, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Субъекты инновационной деятельности могут выполнять функции заказчиков и исполнителей инновационных программ, проектов, мероприятий и работ, инвесторов и поставщиков необходимых материально-технических ресурсов, а также посредников, обслуживающих инновационный процесс, и потребителей инноваций.

Субъекты инновационной деятельности имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инновационной деятельности, в том числе осуществлять операции на территории Российской Федерации и за рубежом в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Субъектам инновационной деятельности предоставляется право участвовать в конкурсах и аукционах, организуемых в целях размещения централизованных инвестиционных ресурсов и оказания государственной поддержки в реализации инновационных программ и инновационных проектов, осуществления закупок наукоемкой продукции, техники и технологий для государственных нужд и размещения государственных заказов на создание инноваций.

Статья 7. Гарантии прав субъектов инновационной деятельности

Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом гарантируют субъектам инновационной деятельности:

признание прав на обоснованный риск, связанный с привлечением инвестиционных ресурсов и реализацией инновационных программ и проектов;

свободу доступа к информации о приоритетах государственной инновационной политики, завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, подготовленных к использованию в производстве, инновационных программах и проектах, подлежащих реализации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной и коммерческой тайны;

финансирование в установленных размерах инновационных программ и инновационных проектов, выполняемых по государственным заказам;

содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность.

Статья 8. Договорные отношения субъектов инновационной деятельности

Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения субъектов инновационной деятельности, является договор (контракт), заключаемый между ними.

Порядок заключения договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств и любых других условий взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, возникающих в процессе их выполнения и не противоречащих законодательству Российской Федерации, определяется Гражданским кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Государственные контракты на реализацию инновационных программ и проектов заключаются между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организациями исполнителями в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Правовая охрана результатов инновационной деятельности.

На все объекты интеллектуальной собственности, полученные в результате инновационной деятельности, распространяются требования по охране интеллектуальной собственности и использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, Патентным законом Российской Федерации и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Глава Ш. Государственная инновационная политика
Российской Федерации

Статья 10. Цели государственной инновационной политики Российской Федерации и принципы ее формирования

1. Основные цели государственной инновационной политики Российской Федерации:

повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;

содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;

расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;

содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;

развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, в первую очередь со странами Содружества Независимых Государств;

осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и развитию экспортного потенциала Российской Федерации.

Государственная инновационная политика Российской Федерации формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экологической безопасности;

обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

государственная охрана прав и интересов субъектов инновационной деятельности и интеллектуальной собственности, созданной в процессе осуществления инновационной деятельности;

активизация международного сотрудничества Российской Федерации в инновационной сфере;

укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

Статья 11. Формирование и осуществление государственной инновационной политики

Государственная инновационная политика Российской Федерации представляется в разрабатываемых Правительством Российской Федерации Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Государственная инновационная политика Российской Федерации разрабатывается и осуществляется на основе:

инновационных прогнозов — предвидения основных направлений производственного освоения научно-технических достижений в Российской Федерации на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

инновационной стратегии — определения приоритетных направлений создания и распространения базисных и улучшающих инноваций в Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

инновационных программ, формируемых и реализуемых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

инновационных проектов, прошедших экспертизу и конкурсный отбор на оказание государственной поддержки в формах, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации.

Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов.

К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации при подготовке проектов законодательных и нормативных актов и программ в области инновационной деятельности могут представлять их на заключение соответствующим общественным объединениям.

Статья 12. Инновационные программы и проекты

Органы государственной власти Российской Федерации на основе приоритетов государственной инновационной политики формируют Федеральную инновационную программу, включающую федеральные целевые инновационные программы и отдельные инновационные проекты федерального значения, а также мероприятия государственной поддержки инновационной деятельности.

Ежегодно, одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год, Правительство Российской Федерации представляет на рассмотрение в Государственную Думу проект Федеральной инновационной программы с указанием сумм, выделяемых на ее реализацию из федерального бюджета и иных источников.

С целью создания и распространения базисных и улучшающих инноваций по приоритетным направлениям развития экономики Российской Федерации в соответствии с решением Президента Российской федерации или Правительства Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации разрабатываются федеральные целевые инновационные программы. Порядок разработки и реализации федеральных целевых инновационных программ устанавливается Правительством Российской Федерации.

По представлению Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации присваивает особо важным целевым инновационным программам статус президентских программ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок разработки, утверждения и реализации региональных инновационных программ, учитывающих специфику регионов.

Государство оказывает поддержку инновационным проектам, включенным в Федеральную инновационную программу и региональные инновационные программы, а также инновационным проектам, реализуемым по инициативе субъектов инновационной деятельности.

Инновационные проекты, претендующие на включение в Федеральную инновационную программу и (или) на получение в какой-либо форме государственной поддержки, проходят обязательную государственную экспертизу и конкурсный отбор. Участие в конкурсах осуществляется на добровольной основе.

Статья 13. Государственная поддержка и стимулирование инновационной деятельности

Государство осуществляет поддержку и стимулирование инновационной деятельности путем:

совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования инновационной деятельности;

участия в финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе для развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

организации закупок для государственных нужд наукоемкой продукции и передовой техники с целью обеспечения гарантированного их распространения;

создания в установленном законодательством Российской Федерации и законодательствами субъектов Российской Федерации порядке льготных условий осуществления инновационной деятельности и стимулирования российских и зарубежных инвесторов, вкладывающих средства в реализацию инновационных программ и проектов, в том числе:

полного или частичного освобождения от налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и других платежей в бюджет организаций, осваивающих принципиально новую продукцию (технологию) на начальный период ее выпуска (применения);

установления таможенных льгот и режимов ускоренной амортизации основных фондов для организаций, осуществляющих инновационные проекты;

исключения из налогооблагаемой базы части прибыли организаций, банков, фондов и других кредитно-финансовых учреждений, направленной на финансирование проектов, включенных в Федеральную инновационную программу, а также на создание государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов;

содействия развитию инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе информационной инфраструктуры, обеспечивающей накопление и распространение информации, предназначенной для использования субъектами инновационной деятельности;

содействия развитию кадрового потенциала инновационной деятельности, подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в инновационной сфере, включая специалистов в области инновационного менеджмента, на основе имеющейся учебно-образовательной инфраструктуры, совершенствования научно-методической базы и внедрения прогрессивных форм обучения;

содействия развитию международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере.

ГЛАВА IV. Финансирование инновационной деятельности

Статья 14. Источники финансирования инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет:

средств организаций (в том числе с иностранным участием), осуществляющих инновационную деятельность;

средств коммерческих, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компаний и фондов, страховых организаций, государственных и муниципальных инновационных (инновационно-венчурных) фондов, венчурных фондов и иных институциональных инвесторов;

средств зарубежных инвесторов и международных финансовых организаций и фондов:

средств физических лиц;

иных внебюджетных источников финансирования инновационной деятельности;

средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 15. Государственное финансирование инновационной деятельности

Государственное финансирование инновационной деятельности осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:
инновационных проектов, включенных в состав Федеральной инновационной программы и федеральных целевых инновационных программ, региональных (межрегиональных) целевых инновационных программ, а также других приоритетных инновационных проектов;
закупок наукоемкой продукции и передовой техники для государственных нужд;
государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов.

Распределение средств федерального бюджета, направляемых на финансирование инновационных проектов и закупку наукоемкой продукции и передовой техники для государственных нужд, осуществляется на конкурсной основе.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, представляются на безвозмездной основе или в виде централизованных инвестиционных кредитов на возвратной основе.

По решению Правительства Российской Федерации могут предоставляться государственные гарантии по инвестиционным кредитам, выдаваемым кредитно-финансовыми учреждениями, в том числе иностранными, субъектам инновационной деятельности.

Статья 16. Государственные инновационные и инновационно-венчурные фонды

В целях финансовой поддержки базисных и улучшающих инноваций органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать государственные (федеральные, региональные) и муниципальные инновационные и инновационно-венчурные фонды на правах некоммерческих организаций, обеспечивающие концентрацию бюджетных и внебюджетных средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности.

Государственные инновационные и инновационно-венчурные фонды оказывают содействие инновационной деятельности путем предоставления кредитных средств, беспроцентных ссуд и краткосрочных займов на реализацию прошедших независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационных проектов.

Государственные инновационные и инновационно-венчурные фонды могут выполнять функции поручителей и гарантов по обязательствам субъектов инновационной деятельности.
Деятельность государственных инновационных и инновационно-венчурных фондов финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, доходов от приватизации государственной и муниципальной собственности, средств частных ивесторов (в том числе иностранных), а также доходов от собственной деятельности.
Государственные инновационно-венчурные фонды помимо указанных форм финансирования осуществляют долевое финансирование инновационных проектов, в том числе через участие в собственности организаций, создаваемых для их реализации, и/или в управлении реализацией проектов.

Статья 17. Страхование инновационных проектов

Инвестиции, направляемые на финансирование инновационной деятельности, могут быть застрахованы, а в случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации, подлежат обязательному страхованию.

Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, в целях перераспределения финансовых рисков и привлечения дополнительных средств на реализацию инновационных программ и проектов разрешается создавать страховые фонды с отчислением на указанные цели средств, включаемых в себестоимость продукции, в пределах 1 процента объема реализуемой продукции.
Малыми предприятиями в сфере инновационного предпринимательства размер отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться до 3 процентов объема реализуемой продукции.

Глава V. Международное сотрудничество
в инновационной деятельности

Статья 18. Договоры в сфере внешнеэкономической инновационной деятельности

Договоры в сфере внешнеэкономической инновационной деятельности заключаются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Субъектам инновационной деятельности предоставляется право самостоятельно заключать с зарубежными партнерами договоры (контракты), предусматривающие приобретение и продажу патентов и лицензий, а также применять иные формы передачи прав на использование технологий, включая создание совместных предприятий, договоры (контракты) в сфере управления и маркетинга, соглашения об оказании технической помощи, договоры на реализацию проектов «под ключ», а также договоры международного субподряда.

Статья 19. Внешнеэкономические связи субъектов инновационной деятельности

Субъекты инновационной деятельности вправе вступать в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать в международных инновационных программах и проектах, инновационных программах и проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами на осуществление инновационной деятельности как в Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации в установленном порядке могут создаваться инновационные организации и центры с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Инновационная деятельность, осуществляемая иностранными физическими и юридическими лицами, государствами и международными объединениями и организациями на территории Российской Федерации, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях, а также иными законодательными актами Российской Федерации и действующими международными соглашениями.

Органы государственной власти Российской Федерации могут вводить протекционистские меры тарифного и нетарифного характера для защиты внутреннего рынка инноваций при осуществлении экспортно-импортных и валютных операций, связанных с ввозом-вывозом наукоемкой продукции и высоких технологий.

Органы государственной власти Российской Федерации оказывают содействие развитию совместного инновационного предпринимательства, как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах с использованием отечественных научно-технических достижений. В федеральных и региональных правовых актах могут предусматриваться налоговые и иные льготы для иностранных инвесторов, которые вкладывают капитал в федеральные и региональные инновационные программы и проекты, направленные на освоение и распространение базисных инноваций, а также при вложениях российского капитала в высокотехнологичные инновационные проекты в странах СНГ и других странах, отвечающие национальным интересам Российской Федерации.

Российская Федерация содействует активному участию государственных органов, научных и производственных организаций в инновационных программах и проектах, осуществляемых по линии различных международных организаций. При этом обеспечивается равноправное взаимовыгодное сотрудничество и защита национальных интересов Российской Федерации.

Статья 20. Инновационное сотрудничество со странами Содружества Независимых Государств.

Российская Федерация и ее представители в международных организациях стран Содружества Независимых Государств оказывают содействие развитию инновационного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе путем:

согласования норм правового регулирования инновационной деятельности;

взаимного обмена информацией об изобретениях и завершенных научно-технических работах, разрабатываемых и осуществляемых инновационных проектах и программах;

разработки заинтересованными странами межгосударственных инновационных программ и проектов, создания благоприятных правовых и экономических условий для их реализации;

создания на двусторонней и многосторонней основе совместных инновационных (инновационно-венчурных) фондов для финансирования инновационных проектов и программ, реализуемых, в том числе, с участием малых инновационных предприятий;

создания совместных организаций, обеспечивающих развитие сотрудничества в инновационной деятельности;

совместной подготовки кадров для инновационной деятельности.

Глава VI. Заключительные положения

Статья 21. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

refdb.ru

Еще по теме:

  • Правила каско согласия КАСКО Согласие Предыдущая статья: КАСКО от угона Больше двадцати лет прошло с тех пор, как страховая компания «Согласие» впервые стартовала на рынке страхования. За эти годы ей довелось занять лидирующие позиции и удерживать их в течение всего […]
  • Надзор над судом § 4. Функции прокуратуры Место и роль прокуратуры в государственном механизме находят свою реализацию в ее функциях . Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит перечень основных функций прокуратуры (п.2 ст.1), которые в […]
  • Дополнительное наказание назначается за 3. Назначение дополнительных наказаний Одним из важных аспектов повышения эффективности уголовного наказания является оптимальное сочетание основных и дополнительных наказаний, назначаемых как за отдельное преступление, так и по совокупности […]
  • Решение суда о признании недействительным договора купли продажи Решение суда о признании договора купли-продажи квартиры недействительным САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда рассмотрела в открытом судебном заседании года материалы […]
  • Образец заполнения заявления на ликвидацию ооо Формы Р15001 и Р16001: основания предоставления и порядок заполнения Организация может быть ликвидирована добровольно по единогласному решению ее участников. Причины прекращения деятельности могут быть различными, но ликвидация предприятия - это […]
  • О паспорте гражданина рф действующий Изменения в Положении о паспорте гражданина РФ С 01 февраля 2017 года вступают в силу изменения в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828. […]