В России вступил в силу закон о банкротстве физических лиц

В России вступил в силу закон о банкротстве физических лиц

С 1 октября в России вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. До этого банкротами могли быть признаны только организации.

Согласно новому закону, арбитражный суд может начать процедуру банкротства гражданина, если его долг превышает 500 тысяч рублей, а требования об уплате задолженности не исполнены в течение трех месяцев. В суд с заявлением о банкротстве может обратиться как сам гражданин, так и конкурсный управляющий или уполномоченный орган.

Гражданин обязан обратиться в арбитражный суд о признании себя банкротом в случаях, если совокупный долг по обязательствам превышает полмиллиона рублей, а возможные выплаты одному или нескольким кредиторам приведут к невозможности выплат остальным кредиторам. Должник имеет право обратиться с таким же заявлением и в случае, если сумма долга меньше 500 тысяч рублей, но он не сможет расплатиться по обязательным платежам в срок.

Новый закон призван навести стабильность в финансовой сфере. Он не только позволит гражданам избавиться от бремени неподъемных долгов и гарантирует минимальный уровень защиты имущественных прав должника.

Согласно новому закону в имущество, подлежащее распродаже банкрота, теперь не могут попасть единственное жилье (если оно не является предметом ипотеки), предметы домашнего обихода (помимо драгоценностей и предметов роскоши), имущество, необходимое для профессиональной деятельности и ряд других предметов, сообщает ТАСС.

В Федеральной службе судебных приставов сообщили, что по числу граждан с долгами свыше полумиллиона рублей лидируют Москва и Подмосковье. На столичный регион приходится каждый седьмой должник, с которого приставы взыскивают долги подобного размера. В ведомстве сообщили, что наибольшее количество таких исполнительных производств пришлось на Москву — более 46 тысяч, Московскую область — более 31 тысячи, Челябинскую область и Краснодарский край — более 18 тысяч, Свердловскую область — более 17 тысяч.

www.ntv.ru

Федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2018

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» регулирует достаточно важную в хозяйственной деятельности тематику – признания субъекта отношений неплатежеспособным (банкротом).

Этот нормативный акт детализирует основные положения Гражданского кодекса РФ, определяя основания для того, чтобы признать должника банкротом, сам порядок такого признания, возможные механизмы для того, чтобы предупредить это состояние у должника.

Если должник признаётся банкротом, то законом устанавливается, как должны производится все процессы, связанные с расчётами между должником и его кредиторами, включая порядок взыскания долга или другие сопутствующие отношения.

В действующей редакции этого закона с учётом последних изменений круг лиц, на которых могут распространяться его предписания, включает как юридических, так и физлиц (последние могут не являться индивидуальными предпринимателями).

Закон «О банкротстве физических лиц» от 1 октября 2015 года

Нормы Закона «О банкротстве», которые заработали с 01.10.2015, определяют возможность признания банкротом простого физического лица (не ИП).

Что важно знать:

  • Физическое лицо может быть признано банкротом арбитражным судом. Обычные суды этой тематикой не занимаются (cт.6 Закона);
  • Закон описывает ситуацию, когда физическое лицо имеет право обратиться в суд для признания себя банкротом, а когда это — его непосредственная обязанность (ст. 8 Закона);
  • Кредитор тоже может обратиться в суд, но условия его обращения регламентированы чётко, и перечень является исчерпывающим (ст. 33 Закона);
  • Суд использует процедуру реструктуризации долга физического лица. Закон позволяет заключение мирового соглашения между сторонами (ст. 158 Закона);
  • Признание физического лица банкротом приводит к реализации его имущества через процедуру торгов. Когда вырученные суммы покрывают задолженность — физическое лицо больше не считается должником (ст. ст. 213-26, 213-27 Закона);
  • Физическое лицо после признания его банкротом обязано уведомлять финансовые учреждения, с которыми планирует вести экономические отношения, о данном факте. Также новое дело о банкротстве с участием того же лица не может быть начато по его заявлению (ст. 213-30 Закона).

Кроме перечисленных основных нововведений, закон предполагает их нюансы в соответствующих специальных статьях (кроме упомянутых норм речь идёт о ст. ст. 56, 60, 160, 213, 214-1, 223). Также, этот вопрос регламентируется 230 статьей со всеми примечаниями (ч. с 1 по 32).

Структура закона

Нормативный акт состоит из 12 глав и 233 статей. Первая глава, которая очерчивает общие положения закона, даёт определения прав должников и кредиторов в границах процесса признания банкротства/взыскания долгов.

Глава вторая описывает меры предупреждения несостоятельности должника, а третья – регулирует особенности разбирательства дела о банкротстве в арбитражном суде.

Последующие главы определяют особенности процедур наблюдения, внешнего управления, финансового оздоровления и конкурсного производства. Отдельная глава касается мирового соглашения и особенностей банкротства отдельных категорий должников. Присутствуют также переходные и заключительные положения.

Кому важно знать закон

Поскольку действующая редакция закона теперь распространяется и на физических лиц (т. е. обычных граждан) в части признания их банкротами, то с положениями этого закона будет полезно ознакомиться каждому, кто состоит в отношениях «должник-кредитор» на основании любых договоров. Нужно отметить, что теперь даже лица, не являющиеся ИП и не имеющие задолженностей по закрытому ранее ИП, могут подпадать под урегулированные этим законом процедуры.

Гражданин может быть признан неплатежеспособным или банкротом, после чего его имущество подлежит реализации решением суда. Последствием признания гражданина в таком статусе может стать и запрет на выезд за пределы страны.

Отдельное внимание закон уделяет такому ранее не урегулированному состоянию как рассмотрение дела о неплатежеспособности/банкротстве в случае смерти должника.

Признание банкротом гражданина имеет для него и другие последствия. Так, о данном факте он обязан сообщать в случае принятия обязательств по займам или кредитам. Закон также предполагает назначение для имущества гражданина финансового управляющего (им выступает арбитражный управляющий по делу).

Нужно отметить, что дело о банкротстве гражданина может быть разрешено мировым соглашением или реструктуризацией долга, а не только реализацией его имущества для оплаты обязательств перед кредиторами.

Что гражданам нужно иметь в виду, так это то, что возможность инициировать процедуру признания их банкротами можно только при соблюдении определённых условий. Сумма задолженности должна составлять не менее 0,5 млн рублей и обязательства по таким суммам не были выполнены в течении трёх месяцев.

zakonobankrotstverf.ru

Российское законодательство о несостоятельности (банкротстве)

Исторически законодательство о несостоятельности в России – это законодательство о несостоятельности физических лиц. Начиная с конца XIX в. оно включает также нормы о несостоятельности юридических лиц.

Российское законодательство о несостоятельности прошло три этапа – дореволюционный, советский и современный.

Дореволюционный этап российского законодательства о несостоятельности был первоначально представлен законодательством о несостоятельности физических лиц (Русская Правда, Уставы судопроизводства торгового и гражданского, Уставы о несостоятельности 1800 и 1832 гг.). Различалась несостоятельность торговая и неторговая, что оказывало влияние на признаки несостоятельности, подсудность дел, порядок судопроизводства по делам о несостоятельности, последствия признания должника несостоятельным.

В советский период правовые нормы о несостоятельности были представлены в гл. 37, 38 и 39 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР 1922 г. и в других правовых документах, но эти нормы не применялись на практике, так как плановая экономика и институт банкротства были несовместимы.

В современную практику понятие «банкрот» введено Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Позднее был принят Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в котором были восприняты основные тенденции развития мирового законодательства о несостоятельности. В то же время он имел много недостатков, затруднявших его применение:

1) не достаточно четко регламентировал процессуальный порядок разрешения дел в арбитражном процессе;

2) включал в качестве признака несостоятельности неоплатность предприятия-должника;

3) не дифференцировал нормы применительно к разным категориям должников;

4) узко определял круг лиц, подпадающих под действие норм о несостоятельности.

Второй закон о несостоятельности (Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») также не смог разрешить многих противоречий, содержащихся в предыдущем законе.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) организаций представляет собой сложную систему правовых норм, состоящих как из общих, так и специальных законов и подзаконных актов. Нормативные правовые акты законодательства о несостоятельности являются комплексными и содержат в себе нормы частного и публичного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника.

Основанным правовым актом, регулирующим несостоятельность, является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Данные положения можно разделить на три группы:

1) нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) юридических лиц – ст. 65;

2) нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) организаций:

– ст. 61 (ликвидация юридического лица);

– ст. 62 (обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица);

– ст. 63 (порядок ликвидации юридического лица);

– ст. 64 (удовлетворение требований кредиторов);

3) нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств (ст. 56).

Правовые нормы указанных статей представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие несостоятельность (банкротство) организаций

studme.org

Внесены изменения в КоАП и в закон о банкротстве

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон принят Государственной Думой 19 июля 2017 года и одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и на привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вносятся изменения, предусматривающие:

более чёткую регламентацию процедуры реорганизации саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и раскрытия ими информации о своей деятельности;

установление обязанности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по разработке критериев выбора кандидатуры арбитражного управляющего, а также по раскрытию другой значимой информации о деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

уточнение понятия «контролирующее должника лицо» и критериев определения возможности контролирующего должника лица определять действия должника;

систематизацию норм, касающихся субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, в том числе вне рамок дела о банкротстве, если возбуждение дела о банкротстве невозможно или нецелесообразно;

уточнение правовых оснований и установление процессуальных особенностей привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

Кроме того, Федеральным законом предоставляется право арбитражному суду уменьшать размер субсидиарной ответственности лица или полностью освобождать его от субсидиарной ответственности, если такое лицо докажет, что фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность юридического лица, а также более детально регламентируются права лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, предусматривающие ответственность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих за административные правонарушения.

kremlin.ru

Эксперты: институт банкротства нуждается в совершенствовании

В настоящее время под процедурами банкротства находятся 59 тыс. российских компаний, общая сумма требований к ним со стороны банков составляет 2,5 трлн руб. Такая статистика, по мнению экспертов, свидетельствует о необходимости принятия решения по оптимизации процедуры банкротства юридических лиц, процедуры торгов по продаже имущества или предприятия должника, а также снижения нагрузки на судебные органы. Эти и другие проблемы обсудили в ходе круглого стола на тему «Институт банкротства в России. Практика проведения процедур банкротства», состоявшегося на прошлой неделе в Совете Федерации, депутаты Госдумы, члены верхней палаты, представители Минэкономразвития России, ФНС России, Росреестра и Российского Союза Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих.

Так, по мнению директора проектов Управления по работе с проблемными активами ПАО «Сбербанк России» Евгения Акимова, в первую очередь необходимо сократить сроки проведения процедуры банкротства. «В среднем процедура банкротства длится 27 месяцев, а некоторые – по 5, 7 или даже 10 лет. Это создает большие нагрузки на судебную систему, налоговую службу и прочие государственные органы, вовлеченные в процесс». Для решения этой проблемы он предложил ряд мер, которые помогут их исключить. Например, он считает, что если изменить модель процедуры наблюдения и процедуру конкурсных торгов, то это сократит сроки рассмотрения дел. «Что такое процедура наблюдения? Основная ее задача – принять обоснованное решение о следующей процедуре. На практике в 99% случаях процедура наблюдения заканчивается переходом к конкурсному производству и распродажей имущества. Зачем тогда нам тратить 7 месяцев на то, чтобы перейти к конкурсному производству?», – добавил он. Напомним, что сегодня банкротство должника предусматривает ряд последовательных действий: обращение в арбитражный суд с иском о признании должника банкротом, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление или санация и конкурсное производство (ст. 7, ст. 62, ст. 76, ст. 93, ст. 124 Федерального закона от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; далее – закон о банкротстве).

БЛАНК

С такой позицией согласен член Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Михаил Бугера. Он напомнил, что в Госдуме на стадии второго чтения находятся законопроекты, предусматривающие введение реабилитационных процедур, направленных на оздоровление предприятий-банкротов. «Так, один из них предусматривает сокращение ненужной при банкротстве процедуры наблюдения и сокращение периодов рассмотрения дел», – отметил депутат. По словам депутата, комитет Госдумы, членом которого он является, в ближайшее время рассмотрит поступившие поправки к этому законопроекту 1 .

Евгений Акимов также предложил упростить порядок проведения торгов по продаже имущества или предприятия должника. Так, сейчас конкурсный управляющий приступает к продаже имущества или предприятия должника в течение одного месяца с даты окончания их инвентаризации или оценки (п. 1.1, п. 3 ст. 139 закона о банкротстве). Продажа имущества по общему правилу осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона. При этом победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое имущество или предприятие (п. 4-5 ст. 110 закона о банкротстве). «Имущество продается на торгах только в 6% случаях, а в 94% – заканчиваются переходом к публичному предложению с понижением стартовой цены предмета [п. 4 ст. 139 закона о банкротстве. – ГАРАНТ.РУ]. Исключив первые и повторные торги, процедуру банкротства можно сократить еще на 6 месяцев», – считает он.

Представители Российского союза СРО арбитражных управляющих в свою очередь предложили развивать систему страхования профессиональной деятельности в сфере банкротства, утвердить единые должностные нормы, увеличить размер вознаграждения арбитражным управляющим. «Законодателю необходимо задуматься о внесении изменений в законодательство в части увеличения вознаграждения арбитражным управляющим. Это позволит исключить в первую очередь коррупционные риски и теневые схемы в этой сфере», – считает президент Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» Наталья Коцюба.

Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик рассказал участникам круглого стола о проблемах, связанных с использованием депозитного счета нотариуса в качестве инструмента исполнения финансовых обязательств в рамках дела о банкротстве. Так, по его словам, конкурсные управляющие нарушают нормы об исключении средств, хранящихся на депозитном счете нотариуса, из конкурсной массы в бесспорном порядке. «Как следствие, нотариусам приходится добиваться решения вопроса в суде. При этом сегодня складывается противоречивая судебная практика, чаще всего не в пользу нотариусов. Таким образом, нарушаются законные интересы кредиторов, которым приходится ждать свои деньги месяцами», – отметил он. Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Дмитриенко пообещал в ближайшее время разобраться с вопросом, заявленным со стороны нотариата. Напомним, что из имущества кредитной организации, которое составляет конкурсную массу, исключается имущество, принятое кредитной организацией по договорам депозитных счетов нотариусов (п. 2 ст. 189.91 закона о банкротстве).

По словам Алексея Дмитриенко, в правительство будут направлены рекомендации по совершенствованию законодательства о банкротстве, подготовленные с учетом высказанных предложений.

www.garant.ru

Еще по теме:

  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Ч1 ст2025 коап рф как избежать наказания Что делать,если выписали 2 протокола по ч 1 ст 20,25 КоАП РФ? Что делать и как отменить, если выписали 2 протокола по ч 1 ст 20.25 КоАП РФ? При постановке нового авто на учет всплыли 2 неоплаченных штрафа за скорость по 500р. (С камер) Я не получал […]
  • Определить налог на прибыль к уплате в бюджет Задача: рассчитать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет Здравствуйте! Помогите,ПОЖАЛУЙСТА, решить задачку по налогам. С НДС не работала, а то,что изучала несколько лет назад в техникуме-забыла. Организация произвела и реализовала […]
  • Налог на имущество в кредит Как осуществить возврат налога на имущество Возврат налога на имущество чаще называют имущественным вычетом. Он представляет из себя часть доходов физического лица, необлагаемую налогом НДФЛ. Проще говоря, покупая недвижимость, можно вернуть часть […]
  • Вор законе сахно За «вора в законе» замолвили слово Почему депутаты-коммунисты дружно встали на защиту осужденного лидера преступной группировки Справка «Новой»По данным правоохранительных органов, Эдуард Сахнов (кличка Сахно) — так называемый вор в законе, лидер […]
  • В каких случаях платится налог с продажи машины Налог с продажи автомобиля в 2018 году Добрый день, уважаемый читатель. Каждому автовладельцу рано или поздно приходится столкнуться с необходимостью продажи собственного автомобиля. Причины продажи могут быть совершенно разными, однако сегодня […]