Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 мая 1998 г. № 154-З

Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь

Принят Палатой представителей 9 апреля 1998 года
Одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 23 ноября 2005 г. № 62-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 188, 2/1159)

Закон Республики Беларусь от 17 мая 2007 г. № 230-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 121, 2/1327)

Закон Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 2/1583)

Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 346-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 9, 2/1898)

— новая редакция ;

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 229-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.01.2015, 2/2227)

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

административно-территориальная единица – часть территории Республики Беларусь (область, район, сельсовет, город, поселок городского типа), в границах которой в порядке, установленном законодательством, создаются и действуют местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган. Для каждой административно-территориальной единицы устанавливаются наименование и границы, а для области, района, сельсовета – также административный центр;

административно-территориальное устройство Республики Беларусь (далее – административно-территориальное устройство) как унитарного государства – деление территории Республики Беларусь на административно-территориальные единицы по определенным критериям в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на соответствующей территории (далее – граждане);

административный центр административно-территориальной единицы – населенный пункт, в котором находятся местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган;

граница населенного пункта – внешняя черта территории населенного пункта, которая отделяет его территорию от других территорий;

населенный пункт – компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, наименование и установленные в соответствующем порядке границы;

территориальная единица – населенный пункт, в котором не создаются местный Совет депутатов и исполнительный и распорядительный орган, район в городе, а также территория специального режима использования (заповедник, национальный парк, заказник, территория памятника природы, биосферный резерват, земли историко-культурного назначения, земли обороны, свободная экономическая зона, другая территория специального режима использования, созданная по решению Президента Республики Беларусь).

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с решением вопросов образования, объединения и упразднения административно-территориальных единиц, территориальных единиц, являющихся населенными пунктами, районами в городах, их регистрации и учета, установления и изменения их границ, а также иных вопросов, связанных с административно-территориальным устройством, если иное не предусмотрено частью второй настоящей статьи.

Действие настоящего Закона не распространяется на общественные отношения, связанные с созданием и упразднением (ликвидацией) территорий специального режима использования, а также с решением иных вопросов в отношении этих территориальных единиц, кроме общественных отношений, связанных с их регистрацией и учетом.

Общественные отношения, связанные с созданием и упразднением (ликвидацией) территорий специального режима использования, а также с решением иных вопросов в отношении этих территориальных единиц, регулируются законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; в области охраны и использования историко-культурного наследия; в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности; о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности, иным законодательством.

Статья 3. Законодательство в сфере административно-территориального устройства

Законодательство в сфере административно-территориального устройства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

Статья 4. Основные принципы административно-территориального устройства

Административно-территориальное устройство основывается на принципах:

единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

сочетания общегосударственных интересов и интересов граждан;

сочетания единой государственной власти Республики Беларусь с местным самоуправлением;

равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц;

планирования развития административно-территориальных единиц на основе комплексного учета складывающихся социальных, экономических, экологических, градостроительных и иных условий;

включения в состав территорий более крупных административно-территориальных единиц территорий менее крупных административно-территориальных единиц;

многообразия правовых статусов административно-территориальных и территориальных единиц в соответствии с их особенностями, уровнем социально-экономического развития и другими факторами;

гласности и учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства.

Статья 5. Финансирование расходов, связанных с изменением административно-территориального устройства

Финансирование расходов, связанных с изменением административно-территориального устройства, осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством.

ГЛАВА 2
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 6. Территории административно-территориальных единиц

Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов областного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория города в целях оптимальной организации исполнения решений, связанных с удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей граждан, охраной правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делится на районы в городе, являющиеся территориальными единицами.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселка городского типа, являющегося территориальной единицей (в случае, если он является административным центром района), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

В состав территории сельсовета входят территории поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они не являются административными центрами районов), территории сельских населенных пунктов и другие территории, находящиеся в границах сельсовета.

Статья 7. Объявление закрытыми административно-территориальных и территориальных единиц

Административно-территориальные и территориальные единицы в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, могут быть объявлены закрытыми.

Объявление административно-территориальных и территориальных единиц закрытыми и установление особенностей управления ими осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.

Статья 8. Населенные пункты

Населенными пунктами являются города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

Населенные пункты относятся к определенным категориям в зависимости от:

уровня развития и специализации производственной и социальной инфраструктуры;

государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

К категории городов относятся:

город Минск – столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

города областного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными, крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях к городам областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными, крупными экономическими и культурными центрами, имеющие важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

города районного подчинения – населенные пункты с численностью населения не менее 6 тысяч человек, имеющие промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 6 тысяч человек, имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения.

К категории поселков городского типа относятся:

городские поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, имеющие промышленные, коммунальные, социально-культурные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;

курортные поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации. В отдельных случаях к курортным поселкам могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 2 тысяч человек, имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации;

рабочие поселки – населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных организациях, электростанциях, объектах строительства, железнодорожных станциях и других объектах.

К категории сельских населенных пунктов относятся:

агрогородки – благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения государственных минимальных социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий;

поселки, деревни – населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам;

хутора – населенные пункты, не отнесенные к агрогородкам, деревням или поселкам.

При нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр, как правило, размещается в агрогородке. В случае нахождения на территории сельсовета двух и более агрогородков административный центр сельсовета размещается, как правило, в одном из них в соответствии с решением районного Совета депутатов.

Статья 9. Решения по вопросам административно-территориального устройства

Решения по вопросам административно-территориального устройства должны включать переходные положения, предусматривающие меры по практической реализации данных решений, в том числе планирование в соответствующих бюджетах расходов, связанных с изменением административно-территориального устройства.

Статья 10. Вступление в силу изменений административно-территориального устройства

Изменения административно-территориального устройства (образование, объединение и упразднение административно-территориальных единиц, территориальных единиц, являющихся населенными пунктами, районами в городах, установление и изменение их границ и т.п.) вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего решения уполномоченного государственного органа или должностного лица, если иное не определено этим решением.

ГЛАВА 3
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ГРАЖДАН В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Статья 11. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере административно-территориального устройства

Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь с учетом мнения граждан и местных Советов депутатов:

образует, объединяет и упраздняет области, районы, районы в городах;

устанавливает и изменяет границы областей, районов, города Минска, городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, районов в этих городах, если иное не предусмотрено частью второй статьи 13 и частью третьей статьи 15 настоящего Закона;

устанавливает и изменяет границы городов областного подчинения, не являющихся административными центрами областей, районов в этих городах;

относит города областного подчинения к городам районного подчинения и города районного подчинения к городам областного подчинения;

принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение Минского городского, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов, Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, администраций районов города Минска (городов областного подчинения), а также об изменении их административного подчинения;

устанавливает и переносит административные центры областей и районов;

принимает решения об объявлении административно-территориальных и территориальных единиц закрытыми и устанавливает особенности управления ими;

принимает решения по спорам между областными (Минским городским) Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;

определяет порядок создания, ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при изменении административно-территориального устройства.

Статья 12. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере административно-территориального устройства

Совет Министров Республики Беларусь:

представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

устанавливает порядок подготовки и подачи документов в Совет Министров Республики Беларусь и другие государственные органы, указанные в статьях 13–15 настоящего Закона, для принятия решений по вопросам административно-территориального устройства;

согласовывает отнесение поселков городского типа к городам районного подчинения и городов районного подчинения к поселкам городского типа;

устанавливает порядок учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства;

согласовывает отнесение сельских населенных пунктов к городам районного подчинения и городов районного подчинения к сельским населенным пунктам.

Статья 13. Полномочия областных Советов депутатов в сфере административно-территориального устройства

Областные Советы депутатов с учетом мнения граждан и соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства;

образуют, объединяют и упраздняют сельсоветы;

устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;

относят (по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь) поселки городского типа к городам районного подчинения и города районного подчинения к поселкам городского типа;

относят (по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь) сельские населенные пункты к городам районного подчинения и города районного подчинения к сельским населенным пунктам;

относят сельские населенные пункты к поселкам городского типа и поселки городского типа к сельским населенным пунктам;

относят городские поселки к курортным поселкам или рабочим поселкам, курортные поселки к городским поселкам или рабочим поселкам, рабочие поселки к городским поселкам или курортным поселкам;

согласовывают отнесение поселков, деревень, хуторов к агрогородкам и агрогородков к поселкам, деревням или хуторам.

В соответствии с генеральными планами городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, и генеральным планом города Минска, утвержденными Президентом Республики Беларусь, по предложениям соответствующих областных исполнительных комитетов:

областные Советы депутатов (кроме Минского областного Совета депутатов) устанавливают и изменяют границы районов, городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, районов в этих городах;

Минский областной Совет депутатов устанавливает и изменяет границы Минской области, районов Минской области.

Статья 14. Полномочия районных Советов депутатов в сфере административно-территориального устройства

Районные Советы депутатов с учетом мнения граждан и соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

вносят в областные Советы депутатов предложения по вопросам административно-территориального устройства;

образуют, объединяют и упраздняют сельские населенные пункты;

устанавливают и изменяют границы сельских населенных пунктов;

относят (по согласованию с областными Советами депутатов) поселки, деревни, хутора к агрогородкам и агрогородки к поселкам, деревням или хуторам;

относят поселки, деревни к хуторам, хутора к поселкам или деревням, поселки к деревням, деревни к поселкам;

устанавливают и переносят административные центры сельсоветов.

Статья 15. Полномочия городских, поселковых и сельских Советов депутатов в сфере административно-территориального устройства

Городские (кроме Минского городского), поселковые и сельские Советы депутатов с учетом мнения граждан вносят в вышестоящие Советы депутатов предложения по вопросам административно-территориального устройства.

Минский городской Совет депутатов с учетом мнения граждан вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства.

Минский городской Совет депутатов по предложению Минского городского исполнительного комитета устанавливает и изменяет границы города Минска, районов в городе Минске в случае, если такие изменения соответствуют утвержденному Президентом Республики Беларусь генеральному плану города Минска.

Статья 16. Полномочия исполнительных комитетов в сфере административно-территориального устройства

Областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты в рамках своей компетенции:

подготавливают предложения и проекты решений по вопросам административно-территориального устройства для их последующего рассмотрения соответствующими Советами депутатов;

в установленном порядке обеспечивают регистрацию и учет соответствующих административно-территориальных единиц, территориальных единиц, являющихся населенными пунктами, территориальных единиц, являющихся районами в городах, и изменений административно-территориального устройства в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Закона.

Статья 17. Полномочия граждан в сфере административно-территориального устройства

Граждане в сфере административно-территориального устройства вправе:

высказывать мнения по вопросам административно-территориального устройства;

вносить предложения об образовании, объединении и упразднении административно-территориальных и территориальных единиц, установлении и изменении их границ, установлении и переносе административных центров и по иным вопросам административно-территориального устройства в государственные органы, указанные в статьях 12–15 настоящего Закона;

участвовать в рассмотрении вопросов административно-территориального устройства, затрагивающих их права и законные интересы, посредством обращения в государственные органы (организации), участия в местных референдумах, собраниях, иных форм прямого участия в государственных и общественных делах, а также через общественные объединения в соответствии с законодательством;

осуществлять иные права, предусмотренные законодательством.

ГЛАВА 4
НАИМЕНОВАНИЕ, ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ, РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ И ИЗМЕНЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Статья 18. Наименование и переименование административно-территориальных и территориальных единиц

Наименование и переименование административно-территориальных и территориальных единиц осуществляются в соответствии с законодательством о наименованиях географических объектов; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; в области охраны и использования историко-культурного наследия; в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности; о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности, иным законодательством.

Статья 19. Регистрация и учет административно-территориальных единиц, территориальных единиц и изменений административно-территориального устройства

Регистрация и учет административно-территориальных единиц, территориальных единиц, в том числе территорий специального режима использования, и изменений административно-территориального устройства осуществляются в едином реестре административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.

Государственный орган или должностное лицо, в компетенцию которых входит решение вопросов административно-территориального устройства, представляют в соответствующий областной, Минский городской, районный, городской (города областного подчинения) исполнительный комитет данные для обеспечения регистрации и учета административно-территориальных единиц, территориальных единиц и изменений административно-территориального устройства.

Областной, Минский городской, районный, городской (города областного подчинения) исполнительный комитет в соответствии со своей компетенцией инициирует регистрацию и учет административно-территориальных единиц, территориальных единиц и изменений административно-территориального устройства, осуществляет подготовку документов, представляемых для таких регистрации и учета, и в течение месяца после принятия уполномоченным государственным органом или должностным лицом, указанными в статьях 11, 13, 14 и части третьей статьи 15 настоящего Закона, решения по вопросам административно-территориального устройства направляет эти документы в республиканскую организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Порядок регистрации и учета административно-территориальных единиц, территориальных единиц и изменений административно-территориального устройства устанавливается Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь.

Статья 20. Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь

Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь является частью государственного земельного кадастра Республики Беларусь и основой адресной системы Республики Беларусь.

В случае указания в официальных документах сведений об административно-территориальных и территориальных единицах такие сведения указываются в точном соответствии с единым реестром административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.

pravo.by

Закон Республики Крым от 6 июня 2014 года №18-ЗРК «Об административно-территориальном устройстве Республики Крым»

Принят Государственным Советом Республики Крым 28 мая 2014 года

Настоящий Закон устанавливает принципы административно-территориального устройства Республики Крым, порядок решения вопросов образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований, переименования, учета административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов и закрепляет полномочия органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления в сфере административно-территориального устройства.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
административно-территориальное устройство Республики Крым — территориальная организация Республики Крым, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного управления с учетом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;
административно-территориальная единица Республики Крым — населенный пункт либо объединение населенных пунктов, имеющие установленные границы, статус, название, в пределах которых осуществляются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления;
территориальная единица — населенный пункт, имеющий сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащий постоянным местом проживания людей;
населенный пункт — часть территории, служащая постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы;
район — административно-территориальная единица, объединяющая в своих границах территориально и административно связанные между собой населенные пункты;
город — территориальная единица, отнесенная в установленном настоящим Законом порядке к категории городов, имеющая свою территорию, ограниченную городской чертой, численностью не менее 8 тысяч человек, являющийся экономическим и культурным центром, имеющий важное промышленное, социально-экономическое, историческое значение, перспективы дальнейшего экономического развития и роста численности населения;
город республиканского значения — административно-территориальная единица, являющаяся экономическим и культурным центром, имеющим развитую промышленность, социальную инфраструктуру, численностью не менее 20 тысяч человек, на территории которой осуществляются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях к указанной категории городов могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное экономическое, социально-культурное или историческое значение, перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
внутригородской район — территориальное образование, часть территории города (понятие применяется при определении территории города республиканского значения);
поселок городского типа — территориальная единица, имеющая свою территорию, с численностью населения не менее 1000 человек, со смешанной жилой застройкой, имеющий коммунальную систему централизованного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения. В отдельных случаях к категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
поселок, село — территориальная единица, отнесенная в установленном настоящим Законом порядке к категории сельских населенных пунктов;
административный центр — населенный пункт, статус которого определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры.

2. Иные термины и понятия, используемые для целей настоящего Закона, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Принципы административно-территориального устройства Республики Крым

Административно-территориальное устройство Республики Крым осуществляется на следующих принципах:
учет исторически сложившейся системы расселения в Республике Крым и тенденций ее развития;
самостоятельное определение в пределах собственного ведения административно-территориального устройства Республики Крым;
территориальная целостность Республики Крым;
оптимизация системы государственного управления и местного самоуправления, сбалансированного развития территорий;
учет мнения населения, уровня интеграции территорий, производственных, экономических, социальных и культурных связей;
создание условий для защиты интересов этнических групп в местах компактного проживания.

Статья 3. Правовая основа административно-территориального устройства Республики Крым

Правовую основу административно-территориального устройства Республики Крым составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, Конституция Республики Крым, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Крым, регулирующие вопросы административно-территориального устройства.

Статья 4. Язык и определение написания наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов

1. Написание наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов производится на русском, украинском и крымско-татарском языках в соответствии с законодательством Российской Федерации о языках.

2. Определение написания наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов на русском, украинском и крымско-татарском языках осуществляется в соответствии с правилами орфографии и традициями употребления наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов на указанных языках.

Статья 5. Категории и виды населенных пунктов

1. Населенные пункты в зависимости от численности населения, степени благоустройства и развития социальной, производственной, транспортной и иной инфраструктуры, характера занятости большинства населения, исторических особенностей относятся к категории городских или сельских населенных пунктов.

2. К городским населенным пунктам относятся следующие виды населенных пунктов:
город.

3. К сельским населенным пунктам относятся следующие виды населенных пунктов:
поселок городского типа;
поселок;
село.

Статья 6. Виды и перечень административно-территориальных единиц

1. Административно-территориальными единицами Республики Крым являются города республиканского значения и районы. Город республиканского значения может состоять из районов в городе.

2. Республика Крым состоит из следующих административно-территориальных образований:
1) город республиканского значения Симферополь с подчиненной ему территорией;
2) город республиканского значения Алушта с подчиненной ему территорией;
3) город республиканского значения Армянск с подчиненной ему территорией;
4) город республиканского значения Джанкой с подчиненной ему территорией;
5) город республиканского значения Евпатория с подчиненной ему территорией;
6) город республиканского значения Керчь с подчиненной ему территорией;
7) город республиканского значения Красноперекопск с подчиненной ему территорией;
8) город республиканского значения Саки с подчиненной ему территорией;
9) город республиканского значения Судак с подчиненной ему территорией;
10) город республиканского значения Феодосия с подчиненной ему территорией;
11) город республиканского значения Ялта с подчиненной ему территорией;
12) Бахчисарайский район;
13) Белогорский район;
14) Джанкойский район;
15) Кировский район;
16) Красногвардейский район;
17) Красноперекопский район;
18) Ленинский район;
19) Нижнегорский район;
20) Первомайский район;
21) Раздольненский район;
22) Сакский район;
23) Симферопольский район;
24) Советский район;
25) Черноморский район.

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Статья 7. Полномочия Государственного Совета Республики Крым

К полномочиям Государственного Совета Республики Крым относится:
1) образование, объединение, разделение, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов;
2) наделение статусом муниципального образования;
3) установление и изменение границ административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов;
4) рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам и входящим в их состав населенным пунктам, либо их переименование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

Статья 8. Полномочия Главы Республики Крым

К полномочиям Главы Республики Крым относится:
1) внесение в Государственный Совет Республики Крым проектов законов по вопросам административно-территориального устройства, отнесенным к ведению Государственного Совета Республики Крым;
2) внесение предложений в Государственный Совет Республики Крым по вопросам:
об образовании, объединении, разделении, преобразовании, упразднении, присвоении наименований и переименовании административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов;
наделения статусом муниципального образования;
установления и изменения границ административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов;
преобразования муниципальных образований;
3) определение порядка ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым;
4) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

Статья 9. Полномочия Совета министров Республики Крым

К полномочиям Совета министров Республики Крым относится:
1) внесение предложений Главе Республики Крым по вопросам административно-территориального устройства и его изменения;
2) осуществление в установленном законодательством порядке учета и регистрации административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов Республики Крым;
3) ведение Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым;
4) информирование в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующих федеральных органов исполнительной власти о внесенных изменениях в административно-территориальное устройство Республики Крым.

Статья 10. Полномочия представительных органов муниципальных образований

К полномочиям представительных органов муниципальных образований относится:
1) внесение проектов законов и предложений в Государственный Совет Республики Крым по вопросам образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований и переименования административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов, а также по другим вопросам административно-территориального устройства;
2) выявление мнения населения по вопросам образования, объединения, разделения, преобразования, упразднения, присвоения наименований и переименования административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также по другим вопросам административно-территориального устройства путем референдума или проведения собраний (сходов) граждан методом их опроса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 3. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Статья 11. Образование населенного пункта

1. Населенный пункт может быть образован в случае возникновения в границах соответствующего муниципального образования Республики Крым новой сосредоточенной жилой застройки, служащей местом постоянного проживания и жизнедеятельности людей.

2. При образовании нового населенного пункта глава соответствующего муниципального образования представляет в Государственный Совет Республики Крым документы, указанные в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона, а также справку о земельных участках, расположенных на территории, предназначенной для образования нового населенного пункта, с указанием их границ, целевого назначения и принадлежности.

3. После принятия закона Республики Крым об образовании нового населенного пункта этому населенному пункту должно быть присвоено наименование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Статья 12. Объединение населенных пунктов

1. Населенные пункты могут быть объединены в единый населенный пункт в случае, если произошло фактическое слияние их территорий.

2. При объединении населенных пунктов глава соответствующего муниципального образования представляет в Государственный Совет Республики Крым документы, указанные в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона.

3. Образованному в результате объединения населенному пункту может быть присвоено новое наименование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Законом, либо сохранено наименование одного из прежних населенных пунктов.

Статья 13. Разделение населенного пункта

1. Разделение населенного пункта представляет собой территориальное разделение населенного пункта, в результате которого из одного населенного пункта образуются два или несколько новых населенных пунктов, а статус разделяемого населенного пункта упраздняется.

2. Для принятия решения о разделении населенного пункта глава соответствующего муниципального образования представляет в Государственный Совет Республики Крым документы, указанные в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона.

Статья 14. Преобразование населенного пункта

1. Преобразование населенного пункта представляет собой отнесение административно-территориальной или территориальной единицы одного вида (категории) к другому виду (категории).

2. Изменения в составе административно-территориальных и территориальных единиц, возникшие в результате их преобразования, отражаются в Реестре административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым.

3. Для принятия решения о преобразовании населенного пункта глава соответствующего муниципального образования представляет в Государственный Совет Республики Крым документы, указанные в пунктах 2, 3 части 4 статьи 17 настоящего Закона.

Статья 15. Упразднение населенного пункта

1. Населенный пункт может быть упразднен в случае, если численность населения в нем составляет не более 40 человек.

2. Для принятия решения об упразднении населенного пункта в административно-территориальной единице, в границах которой расположен упраздняемый населенный пункт, главой соответствующего муниципального образования создается комиссия из представителей органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, организаций, которые имели производственные и социально-культурные объекты в данном населенном пункте. Указанная комиссия составляет акт, в котором отражаются даты ликвидации производственных объектов и переселения жителей, место переселения, а также мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления населенного пункта. Акт комиссии вместе с документами, указанными в пункте 1 части 4 статьи 17 настоящего Закона, направляется главой соответствующего муниципального образования в Государственный Совет Республики Крым.

Статья 16. Присвоение наименований административно-территориальным единицами и входящим в их состав населенным пунктам или их переименование

1. Порядок подготовки к рассмотрению предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицам и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании определяется настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов».

2. Предложения о присвоении наименований административно-территориальным единицами и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании могут вноситься в Государственный Совет Республики Крым Главой Республики Крым.
При этом правом инициировать предложения о присвоении наименований административно-территориальным единицами и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании обладают органы государственной власти Российской Федерации, Государственный Совет Республики Крым, представительные органы муниципальных образований Республики Крым, общественные объединения, юридические лица, граждане Российской Федерации в установленном порядке.

3. Рассмотрение предложений о присвоении наименований административно-территориальным единицами и входящим в их состав населенным пунктам или их переименовании производится с учетом государственных интересов, мнения населения соответствующих территорий, а также географических, исторических, национальных и других местных условий.

4. Присвоение вновь образуемым административно-территориальным единицами и входящим в их состав населенным пунктам уже имеющихся наименований в пределах Республики Крым не допускается.

Статья 17. Порядок решения вопросов изменения административно-территориального устройства Республики Крым

1. Порядок решения вопросов изменения административно-территориального устройства, перечень документов и материалов, необходимых для их решения, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым с учетом законодательства Российской Федерации.

2. Инициатива об изменении административно-территориального устройства осуществляется субъектами права законодательной инициативы путем внесения соответствующего проекта закона Республики Крым в Государственный Совет Республики Крым.

3. Принятие решений по вопросам изменения административно-территориального устройства производится с учетом мнения населения, проживающего на соответствующей территории, интересы которого непосредственно затрагивают указанные решения.
При наличии инициативы, указанной в части 2 настоящей статьи, органы местного самоуправления выявляют мнение населения по предлагаемым вопросам изменения административно-территориального устройства путем референдума или проведения собраний (сходов) граждан методом их опроса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок назначения и проведения референдума или собраний (сходов) граждан и порядок их опроса определяются муниципальным нормативным правовым актом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Инициатор изменения административно-территориального устройства представляет в Государственный Совет Республики Крым вместе с сопроводительным письмом и проектом закона по вопросам изменения административно-территориального устройства следующие документы:
1) при образовании, объединении, разделении, преобразовании и упразднении административно-территориальных и территориальных единиц, входящих в их состав населенных пунктов, установлении и изменении их границ, установлении и перенесении их административных центров:
пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, расчеты затрат, сведения о составе административно-территориальной или территориальной единицы, другого населенного пункта, предложения о наименовании вновь образуемой административно-территориальной или территориальной единицы, входящих в ее состав населенных пунктов и его обоснование;
характеристика населенного пункта, в котором размещается или предлагается разместить административный центр муниципального образования, включающая сведения о численности населения, наличии помещений для размещения органов местного самоуправления, состоянии путей сообщения и средств связи, наименовании ближайшей железнодорожной станции и расстоянии до нее;
схематическая карта или план соответствующих территорий с указанием предлагаемых изменений;
решения соответствующих представительных органов муниципальных образований;
решения по вопросам, принятым на референдумах, или протоколы общих собраний (сходов) граждан по месту их жительства, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2) при отнесении населенных пунктов к категории городов:
пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, сведения об общей численности населения, в том числе о структуре занятости, предприятиях, учреждениях и организациях, коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, размере территории населенного пункта, сведения о местном бюджете, предложение о наименовании города и его обоснование;
решения соответствующих представительных органов муниципальных образований;
решения по рассматриваемым вопросам, принятые на референдумах, или протоколы общих собраний (сходов) граждан по месту их жительства, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
схематический план населенного пункта с указанием его границ (черты) и экспликацией занимаемых им земель;
3) при отнесении населенных пунктов к категории поселков городского типа или преобразовании в сельские населенные пункты:
пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости отнесения населенного пункта к поселку городского типа или преобразования поселка городского типа в сельский населенный пункт, сведения об общей численности населения, в том числе о структуре занятости, предприятиях, учреждениях и организациях, коммунальном хозяйстве, жилищном фонде и его принадлежности, размере территории населенного пункта, сведения о местном бюджете, предложения о наименовании населенного пункта;
решения соответствующих представительных органов муниципальных образований;
решения по рассматриваемым вопросам, принятые на референдумах, и (или) протоколы общих собраний (сходов) граждан по месту их жительства, не противоречащие законодательству Российской Федерации;
схематический план населенного пункта с указанием его черты и экспликацией занимаемых им земель;
4) при утверждении границ (черты) административно-территориальных единиц, входящих в их состав населенных пунктов, в том числе при включении в их состав других населенных пунктов:
пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, сведения о том, как увязывается расширение черты (границ) города, поселка, включение в его состав другого населенного пункта с генеральным планом развития города, поселка и в каких целях будут использоваться присоединяемые земли;
решения соответствующих представительных органов местного самоуправления;
протокол общего собрания (схода) граждан населенного пункта, включаемого в состав города, поселка;
схематический план города, поселка с обозначением существующих и планируемых границ (черты) города, поселка, территории, включаемой вместе с населенным пунктом.
На включаемый в состав города, поселка населенный пункт представляются данные, на каком расстоянии он расположен от города, поселка, о размере территории, его землепользователях, о численности населения, в том числе рабочих, служащих и членов их семей, из них — рабочих и служащих, работающих в городе, поселке;
5) при присвоении наименований и переименовании административно-территориальных и территориальных единиц, входящих в их состав населенных пунктов, в том числе вновь образованных:
пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности вносимых предложений, сведения об общей численности и национальном составе населения, проживающего в населенном пункте, подлежащем наименованию или переименованию;
обоснование предлагаемого наименования;
решения соответствующих представительных органов местного самоуправления;
протокол общего собрания (схода) граждан, проживающих в населенном пункте, подлежащем переименованию, или во вновь возникшем населенном пункте, подлежащем присвоению наименования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выкопировка из карты территории муниципального образования с указанием на ней места расположения вновь возникшего населенного пункта;
6) при исключении населенных пунктов из учетных данных:
пояснительная записка, содержащая обоснование вносимого предложения, сведения о причине и предлагаемом периоде ликвидации производственных объектов в населенном пункте, переселении его жителей, состоянии оставшихся в населенном пункте производственных и жилых строений;
решения соответствующих представительных органов местного самоуправления;
схематическая карта административно-территориальной единицы, входящих в ее состав населенных пунктов с указанием на ней места расположения населенного пункта, подлежащего исключению из учетных данных.

5. Пояснительные записки, указанные в настоящей статье, подписываются должностными лицами органов, вносящих соответствующие предложения.
Схематические карты и планы должны иметь масштаб и условные обозначения. Карты и планы заверяются должностными лицами органов, вносящих соответствующие предложения.
Подписи лиц, указанных в настоящей статье, скрепляются печатью.

6. В случае, если инициатором вопроса изменения административно-территориального устройства является Государственный Совет Республики Крым или представительные органы муниципальных образований по предлагаемым изменениям представляется заключение Главы Республики Крым.

7. В случае отклонения Государственным Советом Республики Крым проекта закона Республики Крым по вопросу изменения административно-территориального устройства его повторное рассмотрение возможно не ранее чем через год при представлении новых материалов, обосновывающих данную инициативу.

Глава 4. УЧЕТ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Статья 18. Учет административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым

1. Учет административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым производится путем включения сведений о них в Реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым и исключения из него таких сведений, а также путем изменения таких сведений.

2. Учету подлежат все административно-территориальные и территориальные единицы Республики Крым, а также изменения в административно-территориальном устройстве Республики Крым.

Статья 19. Порядок ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым

1. Реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым — систематизированный перечень административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым.

2. Порядок ведения Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым, а также орган исполнительной власти Республики Крым, на который возлагается ведение Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым, определяются Главой Республики Крым.

3. Законы Республики Крым по вопросам административно-территориального устройства Республики Крым в десятидневный срок направляются уполномоченному органу исполнительной власти Республики Крым, осуществляющему ведение Реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Крым.

4. Совет министров Республики Крым в установленном законодательством Российской Федерации порядке информирует соответствующие федеральные органы исполнительной власти о внесенных изменениях в административно-территориальное устройство Республики Крым.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Временно исполняющий обязанности Главы Республики Крым С.Аксенов

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте «Российской Газеты» не является их официальной публикацией

rg.ru

Еще по теме:

  • Пленум верховного суда 2 2012 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17"О рассмотрении судами гражданских дел по […]
  • Закон 125 фз о высшем и послевузовском профессиональном образовании Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ г. Москва "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" Изменения и поправки Принят Государственной Думой 19 июля 1996 года Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года (в ред. […]
  • Значение федеральных конституционных законов Федеральные конституционные законы Являются вторым по значению источником права применительно к правоохранительным органам. К ним можно отнести следующие федеральные конституционные законы: от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде […]
  • Приказ минтруда 23н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 ноября 2017 г. № 805н “О внесении изменений в приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении […]
  • Приказ 470 мвд 2013 Приказ Министерства транспорта РФ от 17 декабря 2013 г. N 470 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36" Приказ Министерства транспорта РФ от 17 декабря 2013 г. N 470"О внесении изменений […]
  • Постановления пленума верховного суда российской федерации 17 от 28062012 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 июня 2012 г. N 17 О РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ […]