Оглавление:

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ
«О стандартизации в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

5 апреля, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 19 июня 2015 года

Одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
29 июня 2015 г.
N 162-ФЗ

Закон разработан в связи со вступлением нашей страны в ВТО и направлен на совершенствование национальной системы стандартизации.

Применяемая терминология унифицирована с международной, закреплено понятие «технические условия». Прописаны требования к национальной системе стандартизации, федеральному органу исполнительной власти в сфере стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации.

Новеллой является включение в число участников национальной системы стандартизации проектных технических комитетов по стандартизации. Они создаются на временной основе.

Определены виды документов по стандартизации. Детально прописан порядок разработки и утверждения национальных стандартов.

Закреплена обязательность применения национального стандарта для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту (в том числе при маркировке продукции знаком национальной системы стандартизации).

Закон предполагает возможность применения ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах.

Особое внимание уделено информационному обеспечению национальной системы стандартизации. Предусмотрено формирование федерального информационного фонда стандартов.

На федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации возложено официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов. При в этом в открытом доступе на сайте указанного органа должны находиться основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации; стандарты, ссылки на которые даны в нормативно-правовых актах; общероссийские классификаторы; информационно-технические справочники. Также документы национальной системы стандартизации будут предоставлять государственным библиотекам.

Для информирования пользователей о принадлежности документов к национальной системе стандартизации вводится знак национальной системы стандартизации. Им может маркироваться и продукция, соответствующая национальному стандарту.

Закон содержит переходные положения о преобразовании ведомственных отраслевых стандартов в национальные до 1 сентября 2025 г.

Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования, однако основная часть его положений вводится в действие с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июня 2015 г., в «Российской газете» от 3 июля 2015 г. N 144, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 27 ст. 3953

История рассмотрения и принятия Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

base.garant.ru

Нормативные документы

Законы и приказы

Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации»

вступил в силу 28.09.2015 г.

Скачать закон о стандартизации можно по следующей ссылке:

Концепцию проекта закона можно скачать по следующей ссылке:

Федеральный закон об обеспечении единства измерений

«Федеральный закон об обеспечении единства измерений» был подписан Д.Медведевым 26.07.08. Публикуем текст Закона. скачать

Федеральный закон «О техническом регулировании»

Закон принят 15 декабря 2002 г. Публикуем текст Закона. скачать

Новый закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» был утвержден 21 июля 2011 г. и опубликован в «Российской газете». Скачать текст закона (pdf)

Необходимость внесения изменений объясняется тем, что практика применения Федерального закона «О техническом регулировании» показала довольно низкую эффективность заложенных в нём правовых институтов – за 7-летний период реформы технического регулирования принято всего лишь 11 технических регламентов. Механизм принятия технических регламентов оказался крайне неэффективным – согласование документов на межведомственном уровне затягивается на годы. В неудовлетворительном состоянии сегодня находится система стандартизации. Отечественная промышленность лишена возможности ориентироваться на передовые мировые стандарты, что создает серьёзные барьеры для технологического перевооружения. Законопроектом предусматриваются следующие изменения в сфере технического регулирования:

• законодательное закрепление возможности признания и заимствования лучших мировых стандартов в целях их применения в Российской Федерации;
• введение двух применяемых по выбору заявителя режимов технического регулирования, один из которых основан на требованиях российских стандартов, другой – на требованиях иностранных технических регламентов (директив) и стандартов;
расширение полномочий Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию по формированию современной нормативно-правовой базы в области технического регулирования.

Приказ №36 от 22 января 2014 г. «Об утверждений рекомендаций по проведению первичной и периодической аттестации и подготовке к утверждению эталонов единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 734 «ОБ ЭТАЛОНАХ ЕДИНИЦ ВЕЛИЧИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ»

Приказ №1081 от 30 ноября 2009 г. «Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения.»

ПРИКАЗ «Об утверждении Порядка проведения испытаний» является важнейшим документом для всех производителей и поставщиков средств измерения. Согласно приказу отменяются «Правила по метрологии ПР 50.2.009-94», которые раньше использовались как основной документ ГСИ, регламентирующий порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений.

Публикуем приказ и приложения: ТЕКСТ ПРИКАЗА
Приложение 1 — Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа
Приложение 2 — Порядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений
Приложение 3 — Порядок выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений
Приложение 4 — Требования к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядок их нанесения
Приложение 5 — Изображение и размеры знака утверждения типа стандартных образцов или типа средств измеренийПорядок утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений

temperatures.ru

Новый закон о стандартизации: эффективный барьер для недоброкачественной продукции

С 1 июля 2016 г. полностью вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Закон о стандартизации).

Как Закон о стандартизации касается участников рынка отопительных приборов?
Во-первых, теперь производители отопительных приборов даже в рамках добровольной сертификации смогут наносить на свою продукцию знак соответствия ГОСТ только в том случае, если такое соответствие обеспечивается фактически и подтверждено результатами испытаний.
Во-вторых, для государственных нужд и организаций ЖКХ теперь будут закупаться исключительно отопительные приборы, соответствующие требованиям стандартов.

Более подробно о нововведениях Закона о стандартизации мы хотели бы рассказать в данной статье.
Закон о стандартизации является комплексным и основополагающим нормативным правовым актов в сфере стандартизации в России. Так, в нем определены цели, задачи и принципы стандартизации, унифицирован понятийный аппарат (даны определения основных терминов, таких как «стандартизация», «документ по стандартизации», «национальный стандарт» и т.д.).

В Законе о стандартизации (статья 7) также определены приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации, среди которых:
– определение сфер государственного регулирования, приоритетных направлений развития национальной системы стандартизации;
– принятие и реализация документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации;
– расширение применения документов по стандартизации в деятельности органов государственной власти и организаций;
– подготовка кадрового состава в сфере стандартизации.

На всех этапах подготовки Закон о стандартизации разрабатывался, обсуждался и дорабатывался совместно с представителями бизнеса, отраслевыми сообществами, экспертами и научными организациями. Особо значимый вклад в подготовку Закона о стандартизации от лица бизнес-сообщества внес Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (1) Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

29 сентября 2015 г. Закон о стандартизации вступил в силу, предоставив возможность указания ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах Российской Федерации (постановлениях, приказах и т.д.).

Росстандарт свидетельствует, что Правительство России и ряд федеральных органов исполнительной власти уже используют эту возможность в работе (2).

В Законе о стандартизации установлены четкие и детальные правила разработки и утверждения национальных стандартов, в том числе:
– регламентированы вопросы проведения публичного обсуждения проектов стандартов с участием всех заинтересованных лиц;
– определены полномочия технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов, а также комиссии по апелляциям;
– закреплена необходимость достижения консенсуса при разработке национальных стандартов.

Законом о стандартизации (статья 14) установлен исчерпывающий перечень видов документов по стандартизации, к числу которых относятся:
– документы национальной системы стандартизации (собственно национальные стандарты);
– общероссийские классификаторы (ОКВЭД, ОКПД);
– стандарты организаций, в том числе технические условия;
– своды правил (активно применяются в сфере строительства);
– документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении оборонной и секретной продукции, а также товаров, связанных с отраслью атомной энергетики.

Крайне важной нормой Закона о стандартизации является положение части 3 статьи 15, согласно которому при разработке национальных стандартов международные стандарты используются в качестве основы, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против утверждения международного стандарта или отдельного его положения.

Данная норма является прямым отрицательными ответом на предложения унифицировать применяемые в России стандарты на отопительные приборы со стандартами Европейского Союза (EN), которые, во-первых, не являются международными (не имеют статуса ISO/МЭК, а имеют статус региональных стандартов), а также не в полной мере соответствуют особенностям эксплуатации отопительных приборов в российских климатических условиях и в отечественной системе отопительной инфраструктуры ЖКХ.

Законом о стандартизации четко урегулирован статус знака национальной системы стандартизации и правила его использования: нанесения (маркирования продукции), указания в эксплуатационной и иной сопроводительной документации на товар.
Закон также подразумевает ответственность производителя в случае публичного заявления о соответствии продукции (товаров, работ, услуг) национальному стандарту (т.н. маркирование ГОСТом) в случае выявления фактов несоответствия товара требованиям стандартов.

Важная роль в Законе стандартизации отведена работе по стимулированию бизнеса к участию в проведении работ в национальной и международной (межгосударственной) системах стандартизации, включая механизмы финансовой поддержки государства в форме субсидирования.
Среди главных целей принятия Закона о стандартизации – выведение качества отечественной промышленной продукции на новый, существенно более высокий уровень, развитие конкурентных преимуществ российских товаров, повышение уровня их конкурентоспособности на мировом рынке.

В недавнем интервью (3) Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров отметил: «Помимо финансовой поддержки мы оказываем предприятиям еще и нефинансовую поддержку за счет административных и регуляторных механизмов. Я имею в виду меры стимулирования, особенно через закон о стандартизации, который принят и вступает в силу. Мы сейчас это будем активно применять с учетом внесения изменений в ФЗ-44 (4), который регламентирует госзакупки».

Действительно, одной из ключевых норм нового законодательства о стандартизации является обязательность ссылок на национальные стандарты при описании товара в документации о закупке.

Более подробно о Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» недавно рассказал Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов, который также акцентировал внимание на изменениях, внесенных в законодательство о закупках (5).

По словам Алексея Абрамова «мы ожидаем позитивных изменений в сфере закупок для государственных нужд, в том числе для социально-значимых объектов (детские сады, школы, больницы). Речь идет о качественном улучшении регулирования в сфере закупок, повышении прозрачности конкурсных процедур и эффективности расходования бюджетных средств. Заказчик сможет определить надежность будущих поставок и корректно оценить затраты на их осуществление» (6).

Следует отметить, что с 1 июля 2016 г. синхронно с Законом о стандартизации вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2016 г.
№ 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации» (Закон № 104).
Законом № 104 вносятся изменения в Закон № 44-ФЗ и в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», действие которого распространяется на организации с государственным участием, субъекты естественных монополий и организации жилищно-коммунального комплекса, доступ к закупкам которых особенно актуален для российских производителей отопительных приборов.

При осуществлении закупок по Законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ заказчики теперь обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации, то есть закупать продукцию, соответствующую требованиям стандартов.

В целях активизации практического внедрения данных законодательных норм Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» обратилась в Минпромторг России с предложением о проведении с заказчиками закупок по ФЗ-44 и ФЗ-233 активной разъяснительной работы по вопросу о необходимости устанавливать в документации о закупке условия о соответствии закупаемой продукции требованиям документов национальной системы стандартизации (стандартов ГОСТ и ГОСТ Р).

Кроме того, учитывая высокий уровень актуальности тематики стандартизации, Ассоциация производителей радиаторов отопления «АПРО» представила в Минпромторг России и РСПП ряд предложений по внесению изменений в межгосударственный стандарт СНГ ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», направленных на предотвращение введения потребителей в заблуждение относительно основных технических свойств товара, которое на рынке радиаторов отопления, к сожалению, систематически имеет место.

Об этом свидетельствуют организованные АПРО в июле-августе текущего года испытания образцов 17 моделей (торговых марок) алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления. По результатам проведения испытаний установлено, что 16 из 17 образцов имеют недостоверные сведения о теплоотдаче (номинальном тепловом потоке) и не соответствуют ГОСТ по данному показателю.

В связи с этим АПРО проинформировала центральный аппарат и территориальные органы Роспотребнадзора о фактах введения в заблуждение потенциальных покупателей отопительных приборов и о наличии в данных действиях признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 «Обман потребителей» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также АПРО проинформировала Роспотребнадзор о наличии признаков нарушения требования Закона о стандартизации, согласно которому маркироваться знаком соответствия стандартам может исключительно продукция, действительно отвечающая всему комплексу требований соответствующего ГОСТа.

Предложения АПРО по внесению изменений в ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», в частности, касаются:
– дополнения ГОСТ определением понятия «биметаллический радиатор отопления», предусматривающим, что биметаллическим радиатором отопления является исключительно отопительный прибор (радиатор отопления), в котором содержание алюминия по массе превышает содержание стали;
– установления требования об обязательности указания сведений о массе и теплоотдаче радиатора отопления не только в паспорте отопительного прибора, но и на его потребительской упаковке.

aproea.ru

Сравнительный анализ законов Российской Федерации «О стандартизации» и «О техническом регулировании».

Федеральный закон РФ «О стандартизации» (1993 года) обновлен до проектной версии в 11.03.2013 года и состоит из 10 глав в которых подробно описаны правила и нормы стандартизации, а так же объекты и субъекты стандартизации. Настоящий Федеральный закон РФ «О стандартизации» регулирует отношения, возникающие при разработке, утверждении и применении документов по стандартизации, устанавливает организационные основы стандартизации, права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений и направлен на обеспечение единой государственной политики в сфере стандартизации. Государственная политика в области стандартизации направлена на совершенствование национальной системы стандартизации в целях развития экономики и улучшения качества жизни в Российской Федерации. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

В целях реализации единой государственной политики в области стандартизации, с учетом потребностей экономики, национальный орган по стандартизации определяет международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств для их применения в качестве национальных стандартов.

Условия применения международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, регулируются законодательством о техническом регулировании.

ФЗ РФ «О техническом регулировании» (2002 г.) отредактирован 24.07.2013 г. вытекает из закона «об стандартизации», т.е. является частью стандартизации, но выделен в отдельный закон, и состоит так же из 10 глав, в которых говорится о разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия. Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

Иными словами закон «об стандартизации» защищает сам товар от подделок, погрешностях при производстве, т.е. основан на контроле по качеству самого продукта выявление дефектов, сравнение с эталоном, а так же грамотная и правильная сертификация продукции во избежание нарушений в области стандартизации. а ФЗ РФ «О техническом регулировании» разработан для правильного технологического процесса при создании продукции во избежание неблагоприятного воздействия на окружающую среду или на человека в частности. Т.е. этот закон поддерживает безопасность окружающего мира при создании нового продукта.

В отличие от закона «о техническом регулировании», закон «о стандартизации» един для всех, и может быть основан как добровольно так и обязательно, но закон о техническом регулировании основан только в обязательной форме и проверяется специальными метрологическими службами контроля за качеством и безопасностью продукции.

metro-logiya.ru

О стандартизации

Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-I

(с изменениями от 27 декабря 1995 г., 30 декабря 2001 г., 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей (далее — субъекты хозяйственной деятельности), общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Раздел I
Общие положения

Статья 1. Понятие стандартизации

Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее — требования) в целях обеспечения:

безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

экономии всех видов ресурсов;

безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о стандартизации

Отношения в области стандартизации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с государственными образовательными стандартами и государственными стандартами социального обслуживания.

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о стандартизации, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Организация работ по стандартизации

1. Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Другие государственные органы управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции.

Субъекты хозяйственной деятельности, включая общественные объединения, организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с настоящим Законом.

2. Госстандарт России в соответствии с настоящим Законом устанавливает в государственных стандартах государственной системы стандартизации общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом, с государственными органами управления.

Статья 5. Международное сотрудничество в области стандартизации

Госстандарт России вправе представлять Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации.

Раздел II
Нормативные документы по стандартизации и их применение

Статья 6. Нормативные документы по стандартизации и требования к ним

1. К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, относятся:

государственные стандарты Российской Федерации (далее — государственные стандарты); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Под отраслью в настоящем Законе понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение.

2. Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации.

3. Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Государственные стандарты, стандарты отраслей не являются объектом авторского права.

Статья 7. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации

1. Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Государственные стандарты должны содержать:

требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности требования техники безопасности и производственной санитарии;

требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы.

Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.

Содержание требований государственных стандартов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения определяются государственными органами управления, которые их принимают.

2. Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.

Соответствие продукции и услуг указанным требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации продукции и услуг.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов может определяться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о добровольной сертификации продукции и услуг.

3. Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам.

Форму знака соответствия государственным стандартам, порядок маркирования этим знаком устанавливает Госстандарт России.

Продукция и услуги, маркированные знаком соответствия государственным стандартам, вносятся в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам. Порядок ведения указанного реестра и пользования им устанавливается Госстандартом России.

4. В соответствии с настоящим Законом государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов — Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).

Государственные стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в Госстандарте России.

5. Порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов технико-экономической информации устанавливает Госстандарт России.

Статья 8. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений

1. Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции в целях обеспечения требований, указанных в статье 1 настоящего Закона применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.

Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Ответственность за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.

Порядок разработки, принятия, учетной регистрации, применения, контроля за соблюдением обязательных требований, изменения и отмены стандартов отраслей устанавливается государственными стандартами Государственной системы стандартизации.

2. Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований, указанных в статье 1 настоящего Закона, а также в целях совершенствования организации и управления производством.

Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

3. Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются и принимаются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

4. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъектов хозяйственной деятельности устанавливается ими самостоятельно в соответствии с настоящим Законом.

5. Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственной деятельности обязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.

6. Информация о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений направляется в органы Госстандарта России.

Статья 9. Применение нормативных документов по стандартизации

1. Нормативные документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

При этом действующие отраслевые стандарты применяются на территории Российской Федерации в случаях, если их требования не противоречат законодательству Российской Федерации.

2. Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

3. Необходимость применения нормативных документов по стандартизации в отношении продукции (услуг), производимой (оказываемых) на территории Российской Федерации с целью вывоза с ее территории определяется контрактом (договором), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Ввоз продукции и услуг на таможенную территорию Российской Федерации, а также подтверждение их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Информация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация

1. Официальная информация о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, а также сами эти государственные стандарты и общероссийские классификаторы должны быть доступны для пользователей, в том числе зарубежных, в той части, в которой они не составляют государственной тайны.

2. Госстандарт России организует публикацию официальной информации о государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, а также информации о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения; создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран. Порядок создания и правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Государственные органы управления, принявшие в пределах своей компетенции нормативные документы по стандартизации, субъекты хозяйственной деятельности, утвердившие нормативные документы по стандартизации, формируют и ведут информационные фонды этих документов, а также обеспечивают пользователей информацией о них и самими документами на договорной основе.

4. Исключительное право официального опубликования в установленном порядке государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации принадлежит государственным органам управления, принявшим эти нормативные документы по стандартизации.

Порядок опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации определяется Правительством Российской Федерации.

5. Исключительное право официального опубликования сведений, содержащихся в Общероссийском каталоге продукции и услуг, внесенных в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, принадлежит Госстандарту России.

Раздел III
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов

Статья 11. Государственный контроль и надзор

1. Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществляется на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

2. Порядок осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов устанавливает Госстандарт России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Должностные лица субъектов хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного контроля и надзора.

Статья 12. Органы государственного контроля и надзора

1. Органами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются Госстандарт России, иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.

2. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов проводится должностными лицами государственных органов управления в пределах их компетенции.

Непосредственное осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов от имени Госстандарта России проводится его должностными лицами — государственными инспекторами:

главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами;

главными государственными инспекторами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами;

государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами.

Статья 13. Государственные инспектора, их права и ответственность

1. Государственные инспектора, осуществляющие государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются представителями государственных органов управления и находятся под защитой государства.

Государственный инспектор имеет право:

свободного доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной деятельности;

получать от субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для проведения государственного контроля и надзора;

использовать технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при проведении государственного контроля и надзора;

проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;

выдавать предписания о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и оказания услуг в случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям государственных стандартов;

запрещать реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг для проверки.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами, главные государственные инспектора республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по надзору за государственными стандартами имеют право выдавать субъекту хозяйственной деятельности предписания, указанные в абзацах седьмом и восьмом настоящего пункта, а также имеют право:

принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований государственных стандартов;

запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Государственные инспектора в случае невыполнения выданных ими предписаний и постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Государственные инспектора при осуществлении возложенных на них обязанностей должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и государства, руководствуясь законодательством.

4. Государственные инспектора несут установленную законодательством ответственность за невыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны.

Раздел IV
Ответственность за нарушение положений настоящего закона

Статья 14. Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность

Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

Раздел V
Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору, стимулирование применения государственных стандартов

Статья 15. Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору

1. Обязательному государственному финансированию подлежат:

разработка государственных стандартов, устанавливающих обязательные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, подготовка и издание официальной информации о них, а также опубликование информации об издании этих документов для ее рассылки всем заинтересованным пользователям;

разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации;

разработка проектов актов законодательства Российской Федерации по конкретным объектам стандартизации, а также разработка и обеспечение функционирования основополагающих организационно-технических и общетехнических комплексов стандартов;

проведение научно-исследовательских и иных работ по стандартизации, имеющих общегосударственное значение;

проведение государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

формирование и ведение федерального фонда государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов других стран, а также Государственного реестра продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам;

другие работы по государственной стандартизации, определяемые Правительством Российской Федерации.

2. Источниками финансирования работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований государственных стандартов могут быть средства, получаемые в установленном порядке от реализации изданных (переизданных) государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, изданного (переизданного) Общероссийского каталога продукции и услуг, внесенных в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам, а также часть средств, получаемых от взимания штрафов за нарушение положений настоящего Закона, направляемая в Госстандарт России. При этом конкретный размер суммы, направляемой в Госстандарт России из средств, полученных от взимания штрафов за нарушение положений настоящего Закона, устанавливается актами законодательства Российской Федерации.

3. При разработке федеральных и иных государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств республиканского бюджета Российской Федерации, в том числе программ создания и развития производства оборонной продукции, должны быть предусмотрены разделы нормативного обеспечения качества продукции (работ, услуг).

Статья 16. Стимулирование применения государственных стандартов

1. Государство гарантирует экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги), маркированную знаком соответствия государственным стандартам, в том числе государственным стандартам с предварительными требованиями на перспективу, опережающими возможности традиционных технологий.

2. Меры экономической поддержки и стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих производство продукции (оказывающих услуги) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, определяются в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Российской Федерации.

ohranatruda.ru

Еще по теме:

  • N 7н приказ от 31 марта 2018 года N 7н приказ от 31 марта 2018 года МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31 марта 2018 года N 65н В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной деятельности С изменениями, внесенными приказами Министерства […]
  • Закон 242 фз от 18072011 Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и […]
  • Закон от 7 мая 2014 Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть […]
  • Медицинская экспертиза законы Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ"О государственной судебно-экспертной деятельности в […]
  • Закон 137 фз от 25102001 с изменениями Федеральный закон от 25102001 n 137-фз Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ«О введении в […]
  • Закон 149 фз рф Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите […]