Оглавление:
Закон о неграх
рЕТЕД РЕТЧПК НЙТПЧПК ЧПКОПК ОЕЗТЙФСОУЛПЕ ОБУЕМЕОЙЕ уыб ОБУЮЙФЩЧБМП ПЛПМП 10 НМО. ЮЕМПЧЕЛ. 89% ЙЪ ОЙИ ЦЙМЙ ОБ АЗЕ, ОП ХЦЕ Ч ФП ЧТЕНС ЧУЕ ВПМШЫЕ Й ВПМШЫЕ ЮЕТОПЛПЦЙИ БНЕТЙЛБОГЕЧ РЕТЕУЕМСМПУШ ОБ уЕЧЕТ Ч РПМШЪХ МХЮЫЕК ДПМЙ.
чРТПЮЕН ЮФП УМЕДХЕФ РПОЙНБФШ, РПД ПВТЕДЕМЕОЙЕН ОЕЗТ? лБЪБМПУШ ВЩ ПФЧЕФ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ ЬМЕНЕОФБТЕО. оП ДМС БНЕТЙЛБОГЕЧ ЧУЕ ВЩМП УМПЦОЕЕ. оБТПДОБС РПУМПЧЙГБ ЗМБУЙМБ: «пДОБ ДПМС ОЕЗТЙФСОУЛПК ЛТПЧЙ ДЕМБЕФ ЮЕМПЧЕЛБ ОЕЗТПН». ъБЛПОПДБФЕМШОБС РТБЛФЙЛБ уыб ОБЮБМБ 20 ЧЕЛБ ЧРПМОЕ ТБЪДЕМСМП ЬФП ЧПЪЪТЕОЙЕ. чП жМПТЙДЕ, Ч нЬТЙМЕОДЕ, Ч нЙУУХТЙ, ГЧЕФОЩН УЮЙФБМУС ЛБЦДЩК, ЛФП ЙНЕМ 1/8 ОЕЗТЙФСОУЛПК ЛТПЧЙ. ч ЖЕДЕТБМШОПН ПЛТХЗЕ лПМХНВЙС — 1/16. ч мХЙЪЙБОЕ — 1/32. ч дЦПТДЦЙЙ, бМБВБНЕ, фЕИБУЕ, пЛМБИПНЕ, фЕООЕУЙ, бТЛБОЪБУЕ — 1/64 ДПМЙ ОЕЗТЙФСОУЛПК ЛТПЧЙ ВЩМП ДПУФБФПЮОП ЮФПВЩ ЮЕМПЧЕЛ УЮЙФБМУС ОЕЗТПН. оП Й ЬФП ОЕЛПФПТЩН ВЩМП ОЕ ДПУФБФПЮОП! ч 1920-ИИ ЗПДБИ ЪБЛПОПДБФЕМЙ аЦОПК лБТПМЙОЩ РТПЗПМПУПЧБМЙ ЪБ ЪБЛПОПРТПЕЛФ, УПЗМБУОПК ЛПФПТПНХ, ЛБЦДЩК Ч ЛПФПТПН ЕУФШ ИПФШ ЛБРМС ОЕЗТЙФСОУЛПК ЛТПЧЙ УЮЙФБМУС ОЕЗТПН. (рП ЪОБНЕОЙФЩН оАТОВЕТЗУЛЙН ЪБЛПОБН зЕТНБОЙЙ ЕЧТЕЕН УЮЙФБМУС ЮЕМПЧЕЛ У ¼ ЕЧТЕКУЛПК ЛТПЧЙ) рТБЧДБ РТПИПЦДЕОЙС ЬФПЗП ЪБЛПОБ ВЩМП ЪБФПТНПЦЕОП Ч ЧЕТИОЕК РБМБФЕ, РПУЛПМШЛХ РП УМПЧБН ПДОПЗП ЙЪ УЕОБФПТПЧ: «еУМЙ ЧЩ ЧЧЕДЕФЕ ЕЗП, — ДПЛБЪЩЧБМ ПО, — ФПФ Ч ФПФ ЦЕ ДЕОШ ЧЕУШ ЫФБФ ВХДЕФ ЪБМЙФ ЛТПЧША, Й НБМП ФПЗП, ЧП ЧУЕН ЫФБФЕ ОЕ ПУФБОЕФУС, РПЦБМХК, ОЙ ПДОПК ЮЙУФП ВЕМПК УЕНШЙ».
оЕХДЙЧЙФЕМШОП, ЮФП Ч уыб Ч ФП ЧТЕНС ВЩМП НБУУБ ВЕМЩИ Й ЗПМХВПЗМБЪЩИ ОЕЗТПЧ, ЦЙЪОШ ЛПФПТЩИ ТЕЗМБНЕОФЙТПЧБМЙ ТБУПЧЩЕ ЪБЛПОЩ. оЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ОЕУНПФТС ОБ ЪБРТЕФЩ ЧУЕНЙ РТБЧДБНЙ Й ОЕРТБЧДБНЙ ЧЩДБЧБМЙ УЕВС ЪБ ВЕМЩИ. уПГЙПМПЗ т. уФБЛЛЕТФ УЮЙФБМ, ЮФП Ч 1950-ИИ ЗЗ. 21% ВЕМЩИ БНЕТЙЛБОГЕЧ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПУФЙ ЙНЕМЙ ОЕЗТЙФСОУЛПЕ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ.
цЙЪОШ ЬФЙИ ДЕУСФЙ НЙММЙПОПЧ ТЕЗМБНЕОФЙТПЧБМБ УЙУФЕНБ ТБУЙУФЛЙИ ЪБЛПОПЧ Й ПВЩЮБЕЧ ОБЪЩЧБЕНБС УЙУФЕНПК дЦЙНБ лТПХ. дБЦЕ ОБ 1940 З. ФПМШЛП 5% ОЕЗТПЧ БНЕТЙЛБОУЛПЗП АЗБ ЙНЕМЙ РТБЧП ЗПМПУБ. оБ АЗЕ уыб РПЧУЕНЕУФОП ОЕХЛМПООП УПВМАДБМБУШ ТБУУПЧБС УЕЗТЕЗБГЙС. ч 31-ПН ЫФБФЕ НЕЦТБУПЧЩЕ ВТБЛЙ ВЩМЙ УФТПЦБКЫЕ ЪБРТЕЭЕОЩ. ьФПФ ЪБРТЕФ РТПУХЭЕУФЧПЧБМ ДП 1967 ЗПДБ! ч бМБВБНЕ ВЩМБ ЪБРТЕЭЕОБ ЙЗТБ ЮЕТОПЗП У ВЕМЩН Ч ДПНЙОП ЙМЙ Ч ЫБИНБФЩ. мАВБС РПРЩФЛБ ЦЙФШ РПД ПДОПК ЛТЩЫЕК У РТЕДУФБЧЙФЕМЕН ДТХЗПК ТБУЩ ЧЩЪЩЧБМБ ОЕНЕДМЕООХА ТЕБЛГЙА РПМЙГЙЙ, ЛБЛ «ОБТХЫЕОЙЕ ПВЭЕУФЧЕООПЗП РПТСДЛБ». чЩДБАЭЙКУС ХЮЕООЩК ю. дТА, ПФЛТЩЧЫЙК РМБЪНХ ЛТПЧЙ, ХНЕТ РПУМЕ БЧФПНПВЙМШОПК ЛБФБУФТПЖЩ ОБ РПТПЗЕ ВПМШОЙГЩ Ч дЦПТДЦЙЙ, РПУЛПМШЛХ ЧТБЮЙ ПФЛБЪБМЙУШ РТЙОСФШ Ч ВПМШОЙГХ ДМС ВЕМЩИ ЮЕТОПЗП ЛПММЕЗХ.
оЕДБТПН ОБГЙУФУЛЙК ЙДЕПМПЗ бМШЖТЕД тПЪЕОВЕТЗ УФБЧЙМ Ч РТЙНЕТ зЕТНБОЙЙ БНЕТЙЛБОУЛЙЕ ТБУПЧЩЕ ЪБЛПОЩ, РПУЛПМШЛХ «НЕЦДХ ВЕМЩНЙ Й ГЧЕФОЩНЙ УХЭЕУФЧХЕФ ОЕРТПИПДЙНБС РТЕЗТБДБ».
чРТПЮЕН РТПВМЕНЩ ЮЕТОПЛПЦЙИ ЧТБЮЕК НБМП ЛПЗП ЧПМОПЧБМЙ. ьФП ЦЕ ВЩМБ ФБЛБС ТЕДЛПУФШ. фПМШЛП 5% ОЕЗТПЧ Ч 1940 ЗПДХ ПЛБОЮЙЧБМЙ УТЕДОАА ЫЛПМХ. вПМШЫЙОУФЧП ОЕЗТПЧ ОБ АЗЕ ЧЩУФХРБМЙ Ч ЛБЮЕУФЧЕ БТЕОДБФПТПЧ. ъЕНМЕЧМБДЕМЕГ УОБВЦБМ ЙИ ЪЕНМЕК, УЕНЕОБНЙ, ЙОУФТХНЕОФБНЙ Й УЛПФПН, ЪБ ЮФП БТЕОДБФПТЩ ДПМЦОЩ ВЩМЙ ПФДБЧБФШ ВПМШЫХА ЮБУФШ ХТПЦБС. тБВПФБ РТПИПДЙМБ РПД ЛПОЧПЕН ОБДУНПФПТЭЙЛПЧ. юБУФП ОЕЗТПЧ ТБВПФБЧЫЙИ ОБ ЪЕНМЕ ЪБЛПЧЩЧБМЙ Ч ЛБОДБМЩ (!). рТПДХЛФЩ ПОЙ НПЗМЙ РПЛХРБФШ ФПМШЛП Ч ИПЪСКУЛПК МБЧЛЕ.
рП ТЕЪХМШФБФБН ТБВПФЩ БТЕОДБФПТЩ ОЕ ФПМШЛП ОЙЮЕЗП ОЕ ЪБТБВБФЩЧБМЙ, ОП Й ПУФБЧБМЙУШ Ч ДПМЗХ Х ИПЪСЙОБ. ч 1939 ЗПДХ вБРФЙУФЛБС ЛПОЧЕОГЙС дЦПТДЦЙЙ ПФНЕЮБМБ, ЮФП «ЙНЕЕФУС ВПМШЫЕ ОЕЗТПЧ, УФБЧЫЙИ ДПМЗПЧЩНЙ ТБВБНЙ, ЮЕН ОБИПДЙМПУШ Ч ТБВУФЧЕ РЕТЕД ЧПКОПК НЕЦДХ ЫФБФБНЙ». ч УМХЮБЕ ОЕОБДПВОПУФЙ, ИПЪСЕЧБ РТПЗПОСМЙ ЬФЙИ ТБВПЧ-РЕПОПЧ ОБ «УЧПВПДХ», Б ФПЮОЕЕ ОБ ЗПМПДОХА УНЕТФШ. оП Ч ПВЩЮОПЕ ЧТЕНС ХЕИБФШ У АЗБ ВЩМП УМПЦОП Й ПРБУОП. юЕТОЩН ОЕ РТПДБЧБМЙ ВЙМЕФЩ ОБ УФБОГЙСИ, ЛХ-ЛМХЛУ-ЛМБО ЮБУФП ПУФБОБЧМЙЧБМ РПЕЪДБ Й ЧЩУБЦЙЧБМ РБУБЦЙТПЧ ОЕЗТПЧ.
бЛФЙЧОП ЙУРПМШЪПЧБМУС Й ТБВУЛЙК ФТХД ЪБЛМАЮЕООЩИ, ЛПФПТЩИ ЧМБУФЙ УДБЧБМЙ Ч БТЕОДХ ЛТХРОЩН РМБОФБФПТБН.
оБ уЕЧЕТЕ уыб УЙФХБГЙС ВЩМБ ОЕОБНОПЗП МХЮЫЕ. й ФБН ТБУЙЪН ВЩМ ОПТНПК ЦЙЪОЙ, ОЕРЙУБОЩН ПВЩЮБЕН. юЕТОПЛПЦЙЕ НПЗМЙ ТБУЮЙФЩЧБФШ ФПМШЛП ОБ УБНХА ЗТСЪОХА ТБВПФХ, Й ОБ ЦЙЪОШ Ч РЕТЕРПМОЕОЩИ ЗЕФФП, РП ОЕУЛПМШЛП УЕНЕК Ч ПДОПК ЛПННХОБМШОПК ЛЧБТФЙТЕ (ДП ЛПОГБ 60-ИИ ЗПДПЧ!).
ч 1912 ЗПДХ чХДТП чЙМШУПО, ЛБОДЙДБФ ОБ РПУФ РТЕЪЙДЕОФБ уыб РППВЕЭБМ ЮЕТОПЛПЦЙН БНЕТЙЛБОГБН «УДЕМБФШ ЧУЕ ПФ НЕОС ЪБЧЙУСЭЕЕ, ЮФПВЩ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЙОФЕТЕУБН ЙИ ТБУЩ Ч уПЕДЙОЕОЩИ ыФБФБИ» Й … УПЧТБМ. рПТПК РТПУФП ДЙЧХ ДБЕЫУС, ЛБЛ МАДЙ ЙЪ РПЛПМЕОЙС Ч РПЛПМЕОЙЕ ЧЕТСФ ЧТБОША чЙМШУПОПЧ, еМШГЙОЩИ, аЭЕОЛП-сОХЛПЧЙЮЕК Й РТПЮЙИ РТПИЧПУФПЧ. оБРТПФЙЧ, У РТЙИПДПН ЧП ЧМБУФШ АЦБОЙОБ чЙМШУПОБ РПМПЦЕОЙЕ БНЕТЙЛБОУЛЙИ ОЕЗТПЧ У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЗТБЦДБОУЛЙИ Й ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ РТБЧ УФБМП ЛТЙФЙЮЕУЛЙН. ч РТЕУУЕ Й Ч ОБХЮОПН НЙТЕ ДЕВБФЙТПЧБМЙУШ ТБЪМЙЮОЩЕ РХФЙ ПЛПОЮБФЕМШОПЗП ТЕЫЕОЙС «ОЕЗТЙФСОУЛПЗП ЧПРТПУБ», ПФ РПЗПМПЧОПК УФЕТЙБМЙЪБГЙЙ, ДП ВПМЕЕ УЕТЯЕЪОЩИ НЕТ.
оП ФХФ ОБЮБМБУШ рЕТЧБС НЙТПЧБС ЧПКОБ Й ЙЪЧЕУФОЩК ЪБЭЙФОЙЛ РТБЧ Й УЧПВПД чЙМШУПО ПРСФШ ПВТБФЙМУС Л БНЕТЙЛБОУЛЙН ОЕЗТБН У РТЙЪЩЧПН, Ч ЛПФПТПН ЗПЧПТЙМПУШ, ЮФП «ЧЩ, ОЕЗТЩ, НПЦЕФЕ ОБДЕСФУС РП ПЛПОЮБОЙЙ ЧПКОЩ ОБ РПМОЩЕ ЗТБЦДБОУЛЙЕ РТБЧБ – ФБЛЙЕ ЦЕ, ЛБЛЙНЙ РПМШЪХЕФУС ЛБЦДЩК БНЕТЙЛБОУЛЙК ЗТБЦДБОЙО». пВНБОХМ? дПЗБДБКДЕУШ ХЧБЦБЕНЩЕ ЮЙФБФЕМЙ УБНЙ. б ОЕЗТЩ ПРСФШ РПЧЕТЙМЙ. чРТПЮЕН Й ВЕМЩЕ ФПЦЕ ЧЕТЙМЙ Й ЧЕТСФ ЧУСЛПНХ ВТЕДХ ЙЪ ХУФ ОБТПДОЩИ ЙЪВТБООЙЛПЧ. фПЗДБ Й УЕКЮБУ. 200 ФЩУСЮ ЮЕТОПЛПЦЙИ УПМДБФ ВЩМП ПФРТБЧМЕОП ЧП жТБОГЙА. нОПЗЙЕ ЙЪ ОЙИ ПФМЙЮЙМЙУШ Ч ВПСИ, ОП ЛПЗДБ ЖТБОГХЪУЛПЕ ЛПНБОДПЧБОЙЕ ТЕЫЙМП ЙИ ОБЗТБДЙФШ БНЕТЙЛБОУЛЙЕ ЧМБУФЙ УРПИЧБФЙМЙУШ, ЮФП ЬФП НПЦЕФ «ЙУРПТФЙФШ ГЧЕФОЩИ». вЩМЙ ЙЪДБОЩ МЙУФПЧЛЙ ОБ ЖТБОГХЪУЛПН СЪЩЛЕ (ДМС ЖТБОГХЪПЧ), ЮФП ОЕЗТЩ ЬФП ОЕ УПЧУЕН МАДЙ. (мАВПРЩФОП, ЮФП ЧПЧТЕНС ЧПКОЩ ОБ ТХУУЛПН УЕЧЕТЕ, БОБМПЗЙЮОЩЕ МЙУФПЧЛЙ ФПМШЛП РТП ЕЧТЕЕЧ ТБУРПУФТБОСМЙ БОЗМЙЮБОЕ). лПОФБЛФЩ НЕЦДХ ЖТБОГХЪБНЙ Й ЮЕТОЩНЙ УПМДБФБНЙ РТЕУЕЛБМЙУШ. жБЛФЙЮЕУЛЙ уыб ЬЛУРПТФЙТПЧБМЙ ТБУЙЪН ЧП жТБОГЙА, ЛБЛ ЬФП ПОЙ ХЦЕ ДЕМБМЙ ОБ жЙМЙРРЙОБИ, ОБ зБЧБКСИ, Ч рХЬТФП-тЙЛП, ОБ зБЙФЙ Й Ч дПНЙОЙЛБОУЛПК ТЕУРХВМЙЛЕ.
чУЕ ЦЕ БНЕТЙЛБОУЛПЕ РТБЧЙФЕМШУФЧП ВЩМП ОБРХЗБООП, ЮФП ЪБ ЗТБОЙГЕК Ч ЗПМПЧЩ ОЕЗТПЧ НПЗХФ РПРБУФШ «ЛТБНПМШОЩЕ» ЙДЕЙ. ч ЛПОГЕ ЧПКОЩ УБН РТЕЪЙДЕОФ чЙМШУПО РПУМБМ Ч жТБОГЙА НБКПТБ т. нПФПОБ ДМС РПДЗПФПЧЛЙ «ГЧЕФОЩИ УПМДБФ» Л «БНЕТЙЛБОУЛПНХ ПВТБЪХ ЦЙЪОЙ».
еЭЕ ВЩ! дБЦЕ Ч УБНЙИ уыб УТЕДЙ ОЕЗТПЧ ИПДЙМЙ ПРБУОЩЕ НЩУМЙ. рПУМЕ ПЛФСВТШУЛПК ТЕЧПМАГЙЙ ОЕЗТЙФСОУЛЙЕ ЗБЪЕФЩ РЙУБМЙ, ЮФП « ОПЧБС тПУУЙС УФБМБ УФТБОПК, ЗДЕ ДЕУСФЛЙ ТБУПЧЩИ Й ОБГЙПОБМШОЩИ ЗТХРР ХМБДЙМЙ УЧПЙ ТБЪОПЗМБУЙС Й ОБЫМЙ ПВЭХА ПУОПЧХ ДМС УПФТХДОЙЮЕУФЧБ, УФТБОПК, ЗДЕ ХОЙЮФПЦЕО ЛПМПОЙБМШОЩК ЗОЕФ Й ЧПУФПТЦЕУФЧПЧБМБ ТБУПЧБС УРТБЧЕДМЙЧПУФШ». ч НБЕ-ЙАОЕ 1918 ЗПДБ ОЕЛПФПТЩЕ ЦХТОБМЩ ЪБЛБОЮЙЧБМЙ УЧПЙ РХВМЙЛБГЙЙ РТЙЪЩЧПН «дБ ЪДТБЧУФЧХА уПЧЕФЩ!» бНЕТЙЛБОУЛЙЕ ЧМБУФЙ РПОЙНБМЙ, ЮФП «ДПВТЩИ УМПЧ» ЪДЕУШ ВХДЕФ ОЕДПУФБФПЮОП. оБ ЪБЭЙФХ «БНТЙЛБОУЛЙИ ГЕООПУФЕК» ВЩМП НПВЙМЙЪПЧБОП ЗТБЦДБОУЛПЕ ПВЭЕУФЧП. лХ-ЛМХЛУ-ЛМБО ЧЩТПУ У 2 ФЩУ. ЮЕМПЧЕЛ Ч 1917 ЗПДХ, ДП 100 ФЩУ. ЮЕМПЧЕЛ Ч 1919 ЗПДХ. л УЕТЕДЙОЕ 1920-ИИ ЗЗ ЮЙУМП БЛФЙЧОЩИ ЮМЕОПЧ ЛХ-ЛМХЛУ-ЛМБОБ ОБУЮЙФЩЧБМП ДП 1.5, Б ПВЭБС ЮЙУМЕОПУФШ ЮМЕОПЧ ЛПМЕВБМБУШ ПФ 5 ДП 6 НМО. ЮЕМПЧЕЛ. йЪ ТСДПЧ ЛМБОБ ЧЩЫМЙ НОПЗЙЕ УЕОБФПТЩ, ЮМЕОЩ чЕТИПЧОПЗП УХДБ, Б ФБЛ ЦЕ ЧПЪНПЦОП Й РТЕЪЙДЕОФ зБТДЙОЗ. (дМС ФЕТТПТБ РТПФЙЧ МЕЧЩИ Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ДЕКУФЧПЧБМБ ЧЕФЕТБОУЛБС ПТЗБОЙЪБГЙС ВЕМЩИ – «бНЕТЙЛБОУЛЙК МЕЗЙПО», БОБМПЗ ЖТБКЛПТБ, ХДБТОЙЛПЧ Ч тПУУЙЙ, ЖБЫЙУФПЧ Ч йФБМЙЙ) лПМЙЮЕУФЧП ЦЕТФЧ ЛХ-ЛМХУ-ЛМБОБ УЕЗПДОС ПРТЕДЕМЙФШ ОЕЧПЪНПЦОП. жПТНБМШОП ЙИ ЮЙУМП ЙУЮЙУМСЕФУС ДЕУСФЛБНЙ МАДЕК Ч ЗПД. оП ХВЙКУФЧБ УПЧЕТЫБМЙУШ РПУФПСООП. мАДЕК ЪБВЙТБМЙ ОПЮША Й ПОЙ ОЕ ЧПЪЧТБЭБМЙУШ.
юЕТОЩЕ ЧЕФЕТБОЩ УФБМЙ ПУОПЧОЩН ПВЯЕЛФПН ДМС ПИПФЩ лМБОБ. ч 1919 ЗПДХ 14 ЙЪ ОЙИ ВЩМЙ РХВМЙЮОП УПЦЦЕОЩ, РТЙЮЕН 11 ЙЪ ОЙИ УПЦЗМЙ ЪБЦЙЧП. оЕЛПФПТЩИ УРЕГБМШОП УЦЙЗБМЙ Ч УПМДБФУЛПК ЖПТНЕ. уФТБОХ ЪБИМЕУФОХМБ ЧПМОБ РПЗТПНПЧ. ч ЙАМЕ 1919 ЗПДБ ФПМРБ РПЗТПНЭЙЛПЧ РТЙ РПДДЕТЦЛЕ РПМЙГЙЙ ЧПТЧБМБУШ Ч ОЕЗТЙФСОУЛЙК ЛЧБТФБМ чБЫЙОЗФПОБ. оП ФБН ПОЙ ЧУФТЕФЙМЙ ПФРПТ. оЕЗТЩ РЕТЕЫМЙ Ч ЛПОФТОБУФХРМЕОЙЕ Й Ч ФЕЮЕОЙЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ЮБУПЧ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ ЛПОФТПМЙТПЧБМЙ УФПМЙГХ уыб. ч БЧЗХУФЕ ФПЗП ЦЕ ЗПДБ РПЗТПН Ч юЙЛБЗП, ЧЩМЙМУС Ч ДЧХИОЕДЕМШОЩЕ ХМЙЮОЩЕ ВПЙ. «дПМЗ ЛБЦДПЗП ЪДЕУШ, — ЗПЧПТЙМ ПДЙО ЙЪ ЦЙФЕМЕК ЗЕФФП – ПВЕУРЕЮЙФШ УЕВС ТХЦШЕН Й ВПЕРТЙРБУБНЙ. уБН С ЙНЕА РП ЛТБКОЕК НЕТЕ ПДОП ТХЦШЕ Й ДПУФБФПЮОП ВПЕРТЙРБУПЧ ЮФПВЩ ПОП ПЛБЪБМПУШ РПМЕЪОЩН». ч бТЛБОЪБУЕ ЙЪДПМШЭЙЛЙ УПЪДБМЙ РТПЖПУАЪ Й У ПТХЦЙЕН ПЛБЪБМЙ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ РМБОФБФПТБН. чМБУФЙ ЧЩЪЧБМЙ ЧПКУЛБ Й 11 ГЧЕФОЩИ ВЩМЙ ЛБЪОЕОЩ ОБ ЬМЕЛФТЙЮЕУЛПН УФХМЕ. ч ЙФПЗЕ УПРТПФЙЧМЕОЙЕ ОЕЗТЙФБОУЛПЗП ОБУЕМЕОЙС ВЩМП УМПНМЕОП. мЕЧЩЕ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЮЕТОЩИ ВЩМЙ ХОЙЮФПЦЕОЩ. оП РПМОПУФША ЧЕТОХФШ ЮЕТОХА бНЕТЙЛХ Л РТЕЦДОЕНХ УПУФПСОЙА ВЩМП ОЕЧПЪНПЦОП. рПЮФЙ УТБЪХ РПУМЕ УПВЩФЙК 1919 ЗПДБ Ч уыб ЧПЪОЙЛМП РЕТЧПЕ ПВЭЕОБГЙПОБМШОПЕ ОЕЗТЙФСОУЛПЕ ДЧЙЦЕОЙЕ УПЪДБООПЕ нБТЛХУПН зБТЧЙ. ч ОЕН ХЮБУФЧПЧБМП ПФ 1 ДП 3 НЙММЙПОПЧ ЮЕМПЧЕЛ. рТБЧДБ, ЬФБ ПТЗБОЙЪБГЙС ВЩМБ ЖБЫЙУФЛПК Й ТБУЙУФЛПК. ч ЛПОГЕ 1920-ИИ ЗПДПЧ ПОБ «РТПУМБЧЙМБУШ» УЛБОДБМШОЩНЙ РЕТЕЗПЧПТБНЙ У лМБОПН ПВ ПТЗБОЙЪБГЙЙ РЕТЕУЕМЕОЙС ОЕЗТПЧ бНЕТЙЛЙ Ч бЖТЙЛХ. дХФЩЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ РТПЕЛФЩ, ЛПФПТЩЕ ФБЛ МАВСФ БНЕТЙЛБОУЛЙЕ РПМЙФЙЛЙ Й РПМЙФЙЛБОЩ, ПЛПОЮБФЕМШОП ДПЛБОБМЙ РТПЕЛФ зБТЧЙ. оП РПУМЕ чФПТПК НЙТПЧПК ЧПКОЩ ЬРПИБ «дСДЙ фПНБ» ХЫМБ Ч РТПЫМПЕ. тПДЙМУС «ОПЧЩК ОЕЗТ», ПВМБДБЧЫЙК ЮХЧУФЧПН УПВУФЧЕООПЗП ДПУФПЙОУФЧБ Й ЪОБАЭЙК УЕВЕ ГЕОХ. ч 1968 ЗПДХ ПО РПДОЙНЙФУС ОБ ТЕЧПМАГЙА Й ЪБЧПАЕФ ОЕ ТБЧОПРТБЧЙЕ, ОП УЧПВПДХ.
www.1917.com
Закон о неграх
Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ
Анисимов, Л. Н.
Закон о гражданских правах 1964 г. и
положение негров в США /Л. Н. Анисимов.
//Правоведение. -1966. — № 2. — С. 116 — 121
Статья находится в издании «Правоведение.» Материал(ы):
-
Закон о гражданских правах 1964 г. и положение негров в США.
Анисимов, Л. Н.
Закон о гражданских правах 1964 г . и положение негров в США
Как отмечалось в отчетном докладе ЦК КПСС XXIII съезду КПСС, за последние годы в США «произошел мощный подъем борьбы против расовой дискриминации, за гражданские права двадцатимиллионного негритянского населения».[1] Все чаще и чаще внимание мировой общественности привлекается к борьбе негров в США за свои гражданские и политические права. И это не случайно. В самой развитой стране капитализма, «витрине свободного мира», значительная часть населения фактически лишена элементарных прав, декларированных Конституцией и составляющих неотъемлемую часть демократических прав и свобод человека.
Анализ правового положения негров в США дает возможность наглядно показать лживость буржуазной демократии, демократии для избранных, для богатых, демократии, представляющей большинству народа право свободно пользоваться «благами» капитализма—-нищетой, бесправием и т. п.
Соединенные Штаты возникли как государство, в котором широко использовался труд рабов. Принятая 17 сентября 1787 г . Конституция США молчаливо закрепляла рабство негров и носила расистский, националистический характер.[2] Несмотря на ожесточенную борьбу негров за свободу, отмена рабства была провозглашена лишь в 1865 г . когда конгресс США принял известную XIII поправку к Конституции, провозглашавшую, что «ни в Соединенных Штатах, ни в каком другом месте, на которое распространяется их власть, не должно существовать ни рабства, ни подневольных рабов, кроме случаев наказания за преступления».[3] Тем не менее формальное равноправие всех граждан Соединенных Штатов было закреплено лишь XIV поправкой, принятой в 1868 г .[4] Следующая XV поправка ( 1870 г .) специально предусматривала, что «граждане Соединенных Штатов не должны лишаться избирательных прав или в них ограничиваться Соединенными Штатами или отдельными штатами в связи с расой, цветом кожи или прежним нахождением в рабстве».[5]
Характерно, что все три поправки возлагали на конгресс обязанность по изданию законов во исполнение предусмотренных ими требований. Однако, как уже отмечалось в литературе, сразу же после принятия этих поправок реакционные силы начали борьбу против их проведения в жизнь. Законодательство, направленное на осуществление этих поправок, объявлялось неконституционным, содержание самих поправок извращалось «толкованиями» Верховного суда. С другой стороны, в ряде южных штатов были приняты расистские законы.[6] Поэтому и сейчас, как и сто лет назад, фактически бесправное положение негров вынуждает их вести борьбу за свои права.
9 сентября 1957 г . Эйзенхауэр подписал Закон о гражданских правах, принятый конгрессом после упорной борьбы. Хотя этот закон касался в основном избирательных прав негров, он не мог гарантировать избирателям-неграм прав на равное с белыми участие в выборах да и не был рассчитан на это, являясь лишь уступкой нарастающему демократическому движению.
Единственной гарантией, обеспечивающей реализацию избирательных прав негров, явилось предоставление генерал-атторнею права возбуждать иски, если он обнаружит, что в каком-либо штате, графстве и т. п. допускается дискриминация избирателей при регистрации или они иными способами лишаются права участвовать в выборах. Суд в свою очередь может выдать запретительный, ограничительный или иной приказ, который якобы и должен гарантировать соблюдение конституции.[7]
Нетрудно заметить, что закон говорит о праве, а не об обязанности генерал-атторнея реагировать на случаи дискриминации негров при осуществлении ими избирательных прав. Даже в тех немногих случаях, когда им предпринимались какие-то действия на основании этого закона, окончательное решение зависело от усмотрения суда.
Какова была практика применения Закона 1957 г ., можно судить например, по следующему решению федерального суда по делу против должностных лиц графства Террел (Южная Джорджия), которым Закон 1957 г . был объявлен неконституционным. И лишь Верховным судом это решение было отменено.[8]
Следующим этапом явилось принятие Закона о гражданских правах 1960 г . Хотя проект закона предусматривал некоторые меры, ограничивающие расовую дискриминацию на выборах, в образовании и в трудовых отношениях, однако в результате острой борьбы, развернувшейся в конгрессе, он был принят в урезанном виде и также посвящен в основном избирательным правам. Создавая видимость дополнительных гарантий осуществления избирательных прав негров, закон устанавливает сложную, но мало эффективную систему, которая не способна практически обеспечить реализацию .неграми их конституционных прав. О действенности Законов 1957 и I960 гг. можно судить по тому, что, как указывает Герберт Аптекер, в 100 графствах так называемого черного пояса (11 южных штатов, где проживает одна треть негров) с 1956 по 1963 г . число негров, зарегистрированных в списках избирателей, увеличилось лишь с 5 до 8,3%, что составляет около 55 тыс. из 668 тысяч человек, имеющих право на участие в голосовании. [9]
Борьба американских негров за равноправие приобрела общенациональный размах с мая 1963 г ., когда развернулись события в Бермингеме (штат Алабама), потрясшие всю Америку.[10] Эти события уже в который раз привлекли внимание мировой общественности к фактам зверского подавления справедливой борьбы негритянского народа за свои права. Эти события вынудили правительство США принять экстренные меры, чтобы вывести страну из глубокого общенационального кризиса. 11 июня 1963 г . президент Кеннеди объявил о своем намерении содействовать принятию нового закона о гражданских правах 88-м конгрессом, предложив 19 июня его проект.
Хотя законопроект в отличие от ранее действовавшего законодательства предусматривал проведение некоторых конкретных мер, направленных на улучшение положения негров, однако он не мог полностью решить проблему расовой дискриминации и связанные с ней вопросы улучшения положения негров.
В результате ожесточенной борьбы проект был принят палатой представителей 10 апреля 1964 г . (200 голосами против 130) и передан в сенат. После 83-дневного обсуждения, несмотря на отчаянное сопротивление представителей южных штатов, 17 июня 1964 г . сенат принял законопроект (76 голосами против 18 при 6 воздержавшихся). 2 июля закон был подписан президентом и вступил в силу.
Закон о гражданских правах состоит из преамбулы и 11 разделов (titles).[11] В преамбуле в качестве целей закона провозглашаются проведение в жизнь гарантированного конституцией права на участие в выборах, осуществление судебной защиты в случае дискриминации в общественных местах, предоставление генерал-атторнею права возбуждать иски для защиты конституционных прав. Из важнейших разделов закона необходимо отметить следующие: I. «Избирательные права», II. «Судебная защита против дискриминации в местах общественного обслуживания», III. «Десегрегация мест общественного обслуживания», IV. «Десегрегация в области образования», V. «Комиссия по гражданским правам», VI. «Запрещение дискриминации при осуществлении программ, которым оказывается федеральная помощь», VII. «Равная возможность в отношении занятости».
Положения раздела I Закона распространяются лишь на федеральные выборы, т. е. выборы президента, вице-президента, выборщиков, членов сената и палаты представителей. При определении права на участие в любых федеральных выборах закон требует применять одни и те же нормы, порядок и процедуры ко всем лицам в пределах данного административно-территориального подразделения. Закон запрещает отказывать в праве участвовать в федеральных выборах по мотивам ошибки или невнесения в список для регистрации избирателей. Запрещается также дискриминация путем введения каких-либо специальных цензов для отдельных категорий избирателей. В случае жалобы на дискриминацию генерал-атторней обращается в федеральный районный суд для установления фактов или практики дискриминации.[12]
Ряд разделов закона касается запрещения дискриминации в области социальных прав, что существенно отличает его от ранее принятого законодательства, посвященного защите гражданских прав. Раздел II предусматривает, что все граждане имеют право на равное пользование всеми благами, услугами, средствами обслуживания, привилегиями, преимуществами и удобствами во всех общественных местах без какой-либо дискриминации или сегрегации на основании расы, цвета кожи, религии или национального происхождения. К числу мест общественного обслуживания (в смысле данного раздела закона) относятся любые гостиницы, зрелищные заведения коммерческого характера, а также рестораны, кафетерии, закусочные и т. п., ио лишь тогда, когда они связаны с межштатным оборотом (commerce).
Закон запрещает дискриминацию в этих случаях, даже если дискриминация или сегрегация поддерживаются штатом и проводятся на основании какого-либо закона, статута, ордонанса или правила либо обычая или обыкновения штата или любого его административного подразделения.
Если у лица есть основания считать, что в отношении него применяется дискриминация или ему отказывают в обслуживании по причинам, связанным с расой, цветом кожи или национальным происхождением, то оно может обратиться в суд за защитой нарушенного права. Генерал-атторнею предоставлено право поддержать в суде иск, если он считает, что дело имеет большое общественное значение, кроме того, он имеет право по собственному усмотрению возбудить иск в любом федеральном суде. Федеральным районным судам предписывается рассматривать дело, независимо от того, использовала ли пострадавшая сторона какие-либо административные или иные законные средства для защиты своих прав. Раздел III предусматривает возможность судебной защиты по требованию генерал-атторнея в случае сегрегации в общественных местах, принадлежащих штатам или находящихся под их управлением. Раздел IV запрещает сегрегацию в школах и колледжах— государственных, управляемых или финансируемых государством. Здесь предусматривается также возможность судебной защиты по требованию генерал-атторнея. Раздел VI говорит, что при проведении любой программы или деятельности, получающей федеральную финансовую помощь, ни одно лицо по мотивам расы, цвета кожи или национального происхождения не может быть отстранено от участия, от получения выгод и преимуществ или подвергаться дискриминации.
Раздел VII устанавливает, что наниматели не должны отказывать в найме или увольнении любому лицу, проводить дискриминацию в отношении компенсации, сроков, условий или привилегий найма, запрещает сегрегацию служащих любым способом, который бы нарушил или мог бы нарушить возможности этих лиц в области найма или противоречил бы их интересам как служащих. Управление по найму не должно отказывать в найме или проводить дискриминацию иным образом против лица по мотивам расы, цвета кожи, пола, религии или национального происхождения. Рабочие, трудовые и профессиональные организации не должны лишать членства или проводить иным способом дискриминацию или сегрегацию по тем же мотивам. Равным образом запрещается дискриминация в области профессионального обучения.
Законом провозглашается создание комиссии по обеспечению разной возможности в области найма («Equal Employment Opportunity Commission»), которая создана для реализации положений этого раздела. На комиссию возлагаются примирительные функции в области проведения в жизнь правил этого раздела, кроме того, она может пере-
давать дела генерал-атторнею для вступления в исковое производство, возбужденное потерпевшей стороной, либо для возбуждения гражданского иска, а также представлять доклады конгрессу и президенту. Специально оговариваются ее полномочия в области предупреждения дискриминации.
Закон вносит ряд изменений в соответствующие статьи Закона о гражданских правах 1957 г ., касающиеся Комиссии по гражданским правам—ее обязанностей, правил процедуры и др. Комиссия должна по письменному заявлению расследовать факты нарушения избирательных прав, изучать и собирать информацию о случаях отказа в равной защите перед законом по причинам расы, цвета кожи, религии или национального происхождения.
Комиссия должна служить национальным центром информации в отношении фактов дискриминации в различных областях общественной жизни и представлять доклады президенту и конгрессу. При этом необходимо отметить, что окончательный доклад Комиссия должна представить лишь 31 января 1968 г .
Давая оценку закону, следует подчеркнуть, что он не содержит запрещения дискриминации, в какой бы форме она ни выражалась, на всей территории Соединенных Штатов, во всех учреждениях, во всех областях общественных отношений. Закон не требует от штатов аннулирования ранее принятого расистского законодательства или принятия новых актов, запрещающих дискриминацию. Характерно, что закон идет по пути провозглашения запрета дискриминации лишь в специально перечисленных областях и не распространяется на все сферы общественных отношений. Но даже в тех областях, которые предусмотрены в законе, допускается ряд исключений, изъятий, ограничений и т. п. Так, его положения не распространяются на частные учебные заведения, внутриштатную торговлю, на промышленность, не связанную с торговлей, на учреждения и предприятия, имеющие менее 25 служащих и т. п.
Существенным моментом является то, что закон допускает возможность дискриминации в области найма под предлогом несоответствия лица требованиям, предъявляемым в «интересах национальной безопасности Соединенных Штатов» (п. «g» ст. 703). Закон предусматривает постепенное (в течение трех лет) распространение провозглашенных им положений, относящихся к равной занятости, на различные категории предприятий в зависимости от численности работников.
Запрещая дискриминацию по одним основаниям—расе, цвету кожи, религии, национальному происхождению, — закон в то же время закрепляет дискриминацию по другим мотивам—политическим взглядам, принадлежности к прогрессивным организациям и т. д. П. «f» ст. 703 гласит, что в области найма не будут неправомерными любые действия дискриминационного характера, предпринимаемые в отношении лиц, которые являются «членами Коммунистической партии Соединенных Штатов или любой другой организации, в отношении которой требуется, чтобы она регистрировалась как организация коммунистического действия или коммунистического фронта. »
Не будучи нацелен на полное и окончательное решение всех вопросов расовой дискриминации, закон не мог ставить и не ставил перед собой этой задачи. Создавая видимость значительных законодательных преобразований в области борьбы с дискриминацией, закон по сути дела мало что изменил в действительном положении негров.
Оценивая значение Закона 1964 г ., приходится констатировать, что он мало изменил реальное положение негритянского населения. Это вынужден был признать и президент Л. Джонсон, который в по-
слании конгрессу о гражданских правах негров 29 апреля 1966 г . нарисовал мрачную картину расовой дискриминации и сегрегации в США.[13] Действительную оценку Закону 1964 г . дали сами негры своими выступлениями в Селме, в Бирмингеме и Лос-Анжелосе.
При рассмотрении Закона 1964 г . необходимо иметь в виду, что его осуществление, проведение в жизнь его положений в значительной мере зависит от властей штатов и местных властей, которых, в особенности в южных штатах, нельзя заподозрить в особых симпатиях к неграм. В этих условиях совершенно очевидно, что проведение в жизнь даже тех положений, которые закреплены в законе, будет всемерно саботироваться расистами. В то же время система защиты гражданских прав, предусмотренная законом, весьма несовершенна. Вопросами охраны гражданских прав в США занимается целый ряд органов. Это и Министерство юстиции, и Комиссия по гражданским правам, и Комитет при президенте по вопросам равных возможностей в области найма, и Комиссия по тем же вопросам, и др. Между всеми этими органами не существует четкого разделения функций, нет координации. С другой стороны, бросается в глаза стремление максимально затянуть решение дела. Закон 1964 г . лишний раз свидетельствует о том, что при сохранении действующей системы, при которой вопросы расовых отношений отнесены к исключительной компетенции штатов, невозможно удовлетворительно решить проблему ликвидации расовой дискриминации, для чего необходимо, как уже отмечалось в литературе, изъять эти вопросы (которые, кстати сказать, и по своему характеру имеют общенациональное значение) из компетенции штатов и передать общефедеральным властям.[14] Вместе с тем необходимо иметь в виду, что одними только законодательными мерами проблема расовой дискриминации в США решена быть не может. В. И. Ленин в статье «Русские и негры» писал, что «капитализм не может «вместить» иного освобождения, кроме правового, да и это последнее всячески урезывает».[15]
Как справедливо отмечается в проекте новой Программы Коммунистической партии США, «движение негров за свободу сорвало покровы самодовольства и самообмана и вскрыло огромные масштабы преступной несправедливости, неправоспособности и унижения, которые накапливались в течение трех веков угнетения. По мере того, как это движение будет все более остро ставить вопрос о решении конкретных проблем равенства и экономических возможностей, равенства в сфере образования, в обеспечении жильем.. . оно потребует более радикальных мер, чем любые из тех, которые сейчас предлагаются или обдумываются в правительстве».[16]
Расовая проблема в США — часть общедемократической задачи, которая может быть выполнена только в ходе коренного социального преобразования общества.
Рекомендована кафедрой международного права Ленинградского университета
[1] «Правда», 1966, 30 марта.
[2] См.: В. Е. Ч и p к и н. Дискриминация национальных меньшинств в США. М., Госюриздат, 1958, стр. 20.
law.edu.ru
Скойбеда: почему негры запрещают называть их неграми
Нет, не могу молчать.
Прошла неделя, а внутри все бурлит и клокочет. Не успокаивается.
Российская дизайнер Ульяна Сергеенко прислала светской львице Мирославе Думе приглашение на свой показ в Париже , и написала: «To my niggas in Paris».
Немного странно звать «признанную икону стиля» (см. Википедию) ниггером, но у богатых свои причуды. Дизайнер потом объясняла, что любит песню с таким названием, так любит.
Что тут было, братцы, радость, смех и танцы. Истинные чернокожие и примкнувшие к ним подвинувшиеся на толерантности граждане втоптали Миру и Улю копытами в черную грязь. Их назвали расистами, исключили из основанных ими (!) организаций и пожелали «умереть белым дряням». Девушки извинялись, объясняли, что не имели в виду ничего дурного (себя ведь назвали! Не кого-то!), чернокожие, в ответ, усиливали травлю: например, тегали Ким Кардашьян или Рианну, покупающих платья Ульяны Сергеенко, и предлагали им высказаться о расовой дискриминации.
«Провинившиеся» девушки убирали не понравившиеся «обиженным» извинения и писали новые.
И так несколько раз.
Что-то мне это напоминает.
Апофеозом безобразия стала колонка некой Тайлер МакКолл из неизвестного мне модного журнала Fashionista:
«Мои дорогие белые люди, еще раз: вы не можете использовать слово на букву «н». Нет, вы не можете рисовать себе блэкфейс. Не можете использовать людей другой расы как бутафорию на съемках. Не можете носить африканские косички и дреды. Мне плевать, если вы не американец и почему-то думаете, что исключены из этой дискуссии о расовых вопросах: ваша культурная среда не оправдание. На дворе 2018 год. Вас предупреждали».
Ишь, ты! «Мои дорогие белые люди», — как обзывается-то!
Так вот, дорогие, мы будем вас звать «черными», по аналогии с тем, как вы называете нас.
Нет, не африканцами. Не афрофранцузами: все это неточные названия, искусственные конструкции, не отражают общности, которую надо обозначить. Не темнокожими: темнокожий – это загорелый белый.
Мы будем, если хотим, рисовать себе любые маскарадные костюмы и не спрашиваем никого из вас. И мы считаем ваше «мнение» о разрисованных под черных белых неуместным вмешательством в наше личное или коммерческое пространство. И пол Москвы ходит в дредах , можете прямо сейчас лопнуть от злости.
По поводу «не использовать людей другой расы как бутафорию на съемках» — не знаю. По-моему, постоянно вижу чернокожих в рекламе…
А сказать вам, почему все так, не иначе?
Именно потому, что наша среда – другая. Потому что мы никогда не были повинны ни в каком расизме. Потому что у нас, в Советском Союзе, не было рабства, а были чернокожие красавцы-студенты, которые учились в московских вузах бесплатно, и были многомиллионные списания долгов африканским странам. Мы были спонсорами Черного континента и осознаем это, каждый из нас. Теперь мы требуем за это платы: будьте любезны относиться к нам иначе, чем к историческим рабовладельцам-американцам…
Поднятая проблема, конечно, шире : надо говорить о том, что журналистов и всех прочих пишущих и говорящих лишают возможности характеризовать людей через черты, присущие национальностям, характеризовать национальности через черты.
Я не за оскорбления в публичном пространстве, и вообще никого не хочу обижать, тем более, национальности.
Но в этом хаосе взаимных претензий и запретов, когда любое невинное слово может быть обращено против тебя, пора прописать правила дорожного движения.
Нельзя использовать грубые и хамские эпитеты (например, характеризующие цвет пятой точки), но нельзя и запрещать нейтральные определения вроде цвета кожи или худобы, это неправильно, это есть ограничение свободы выражать мысли и понимать их.
А вы что думаете об этом скандале и проблеме, которую он поднял? Согласны с Ульяной Скойбедой? Пишите свое мнение в комментариях
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Наоми Кемпбелл призывает бойкотировать показ российского модельера Ульяны Сергеенко
К сожалению, сейчас пресса обсуждает не совершенно люмпенскую моду, которая вышла на подиумы Парижа (все модные дома демонстрируют что-то из серии как было в глубинке России в 90-е), а расистский скандал (подробности)
Читайте также
Задолжал, украл, в тюрьму: россиянин набрали милионы долгов и разбил «пирамиду позора»
Теперь мужчине, который решил не расплачиваться с долгами, но нашел средства, чтобы вывезти обломки трехтонной «напоминалки», грозит уголовное наказание
Нужна ли дача в XXI веке?
Участки за городом — рабство или радость? Поспорят об этом ведущий редактор «Комсомольской правды», дачененавистник Сергей Пономарев и спецкор «Комсомольской правды», дачница Дина Карпицкая
«Младенец не дышал»: Стюардесса рассказала, как принимали роды на рейсе Симферополь-Петербург
Сегодня в небе родился маленький Ванечка, которому чудом спасли жизнь [эксклюзив «КП»] [аудио, фото]
Экспедиция «КП» по Волге: Китайцы — к Ленину, а мы — мимо
Спецкоры «КП» Дмитрий Стешин, Владимир Ворсобин и Виктор Гусейнов, идущие по Волге, добрались до Ульяновска [видео]
Юнна Мориц: О гражданской мечтая войне, не в моей проживайте стране. И не будет у нас ни одной революции, очень цветной!
Новое стихотворение Великой Поэтессы застало нашего корреспондента в отпуске — в Абхазии. И он просто не мог не позвонить автору. [аудио]
Экспедиция «КП» по Волге: Судьба Черного и пастушок Платон
Дмитрий Стешин, Владимир Ворсобин, Виктор Гусейнов из Ульяновска движутся в Тольятти [фото, видео]
Аэропорт Шереметьево признал проблемы с отправкой багажа
Из-за сбоя в системе пассажиры не получили вовремя две тысячи чемоданов
Отец ребенка, родившегося в самолете, летевшем в Санкт-Петербург: «Для нас это было очень неожиданно!»
Схватки у 27-летней Ирины начались прямо во время полета, борт пришлось сажать в Ростове-на-Дону
Под Волгоградом открыли бюст Денису Ветчинову, спасшему 10 лет назад корреспондента «Комсомолки»
Майор Ветчинов погиб в Цхинвале 9 августа 2008 года. Кроме него, в поселке Пятиморск увековечили память еще десяти Героев России
Аэрофлот полетел в Нальчик
Продажа билетов началась
СК возбудил еще три дела в отношении украинских военнослужащих
По фактам артиллерийских обстрелов проводятся оперативно-розыскные мероприятия
Девушки, деньги и стволы: «синтоловый качок» записал новый рэп
Кирилл «руки-базуки» Терешин рассказал о своем богатстве и успехе в клипе [видео]
Роспотребнадзор оштрафовал московский Макдоналдс на 5,5 млн. рублей
Специалисты проверили 44 ресторана и нашли массу нарушений
В Красноярском крае тест на ВИЧ сдавали военные, вахтовики и обычные жители
«Решать проблему мы должны вместе» — уверены красноярцы, пришедшие к мобильным пунктам тестирования Минздрава России [видео]
Губернатор Светлана Орлова: «Наша главная задача — создать уют и комфорт в каждом городе и поселке Владимирской области»
Развивая высокотехнологичную и наукоемкую промышленность, в регионе прежде всего думают о благополучии его жителей [фото]
Стройку метро превратили в дорогой «Лего» для чиновников
Тенденции урбанизации стали проявляться ещё в прошлом веке, и именно тогда главной надеждой градостроителей и жителей городов стало метро
Как обманывают россиян, желающих обогатиться на криптовалютах
«Хочешь получить возможность заработать 300% от вложенного капитала? Или так и останешься неудачником?» Такой агрессивной рекламы я не видел очень давно
Колонии, после пересчета сроков заключения, покинули первые 167 человек
Еще 86 осужденных, благодаря подписанным президентской поправке «день за полтора», значительно снижен срок уголовного наказания
Проклято верхнее – проклято нижнее
Корреспондент КП, работавший во время войны 08.08.08 с грузинской и осетинской стороны, делится личными, страшными и неприятными воспоминаниями
Археологи нашли в Подмосковье 400-летний клад
Монеты из европейского серебра хранились в «земельном банке»
Экспедиция «КП» по Волге: Что итальянец нашел в Старой Майне
Спецкоры «КП» Дмитрий Стешин, Владимир Ворсобин и Виктор Гусейнов продолжают путь вниз по великой русской реке
Возрастная категория сайта 18+
m.kp.ru