Закон о банке рсфср

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26 апреля 1995 г.) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ настоящий Закон изложен в новой редакции

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1
«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

С изменениями и дополнениями от:

24 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 26 апреля, 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г., 19 июня, 6 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.

Председатель Верховного Совета
РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР,

2 декабря 1990 года

Центральный банк РСФСР (Банк России) является главным банком РСФСР. Уставный капитал и имущество Банка России находятся в собственности РСФСР. Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и подотчетен Верховному Совету РСФСР.

Как самостоятельное юридическое лицо Банк имеет Устав, утверждаемый Президиумом Верховного Совета РСФСР, уставный капитал и осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Правительство РСФСР не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не несет ответственности по обязательствам Правительства РСФСР, кроме случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства. Возглавляет Банк председатель.

Основными задачами Банка России являются: регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Отчетный период деятельности Банка России установлен с 1 января по 31 декабря. Отчет на утверждение Верховному Совету РСФСР по состоянию на 1 января представляется не позднее 15 мая.

Определено, что официальной денежной единицей РСФСР является рубль, состоящий из 100 копеек. Банк осуществляет выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков на территории РСФСР. Определен перечень операций и сделок, которые может производить Банк.

Закреплены положения о регулировании Банком России деятельности иных банков, о его надзоре за такой деятельностью. Рассмотрены вопросы о внешнеэкономической деятельности Банка России и организации управления им.

Ликвидирован Банк России может быть только путем принятия соответствующего Закона РСФСР.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 26 апреля 1995 г.)

Настоящий Закон вводится в действие с момента его принятия

Текст Закона опубликован в Ведомостях съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27 ст. 356

Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон РФ от 19 июня 2001 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 1997 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 февраля 1997 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 1996 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ

Закон Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3119-1

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

base.garant.ru

Государственный банк СССР

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной «с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения». Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только «при условии обеспеченности их и экономической целесообразности». Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

В 1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака — бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль выпуска 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право выпуска в обращение червонцев — банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная инфляция.

В течение 1922-24 гг. в обращении одновременно находились совзнак и червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота, т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.

В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей совзнаками 1923 г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.

В период НЭПа практиковались такие виды банковского кредита, как учет векселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В дополнение к этим кредитам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

С 1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного кредита, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних займов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а займы не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический кризис), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции оциалистического хозяйства.

В июне 1929 г. был принят первый УставГосбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

В конце 20-х — начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого кредита все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк.

В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком.

В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа — плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег.

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.).

В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.

В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка.

В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы.

В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 г. были приняты Законы «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности». В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы.

В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

www.cbr.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 02.12.90 N 394-I (ред. от 24.06.92) «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР (БАНКЕ РОССИИ)»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 02.12.90 — «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 1990, N 27, ст. 356;
  • «Закон», 1992, N 10)

ЗАКОН РСФСР от 02.12.90 N 394-I (ред. от 24.06.92) «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР (БАНКЕ РОССИИ)»

2 декабря 1990 года N 394-I

Центральный банк РСФСР (в дальнейшем по тексту настоящего Закона — Банк России) является главным банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и находится в ее собственности.

Банк России создается на основании настоящего Закона и подотчетен Верховному Совету РСФСР.

Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Банк России вправе обратиться в Высший арбитражный суд Российской Федерации с требованием о признании недействительными актов этих органов, направленных на неправомерное вмешательство в деятельность Банка России.

Банк России является юридическим лицом и имеет свой Устав, утверждаемый Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Банк России экономически самостоятельное учреждение, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Правительство РСФСР не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не несет ответственности по обязательствам Правительства РСФСР, кроме случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства.

Банк России возглавляется Председателем Банка. Управление Банком России осуществляется на коллегиальной основе Советом Директоров Банка.

Банк России в своей деятельности руководствуется настоящим Законом, другими законами РСФСР и Уставом.

Банк России имеет право законодательной инициативы.

Основными задачами Банка России являются: регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений (в дальнейшем именуемыми банками, если иное не указано в настоящем Законе), осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Банк России может иметь уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств. Размер уставного капитала определяется Уставом Банка России.

Банк России может создавать фонды различного назначения, порядок образования и использования которых регулируется его Уставом.

Банк России для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом Банка России. Средства этого страхового фонда не включаются в баланс Банка России.

Банк России может объединяться в банковские союзы с центральными банками других республик, входящих в состав Союза ССР для проведения единой Федеральной денежно-кредитной политики в рамках полномочий, определяемых Верховным Советом РСФСР.

Отчетный период деятельности Банка России установлен с 1 января по 31 декабря.

Банк России ежегодно по состоянию на 1 января представляет не позднее 15 мая отчет на утверждение Верховному Совету РСФСР.

В отчете Банка России содержится анализ состояния банковской системы, денежного обращения и финансов, валютного положения и платежного баланса республики, операций Банка России, его счет прибылей и убытков.

Банк России ежемесячно публикует в открытой печати баланс Банка, а также годовой баланс после его утверждения Верховным Советом РСФСР.

Верховный Совет РСФСР определяет независимую аудиторскую организацию для ежегодной проверки баланса и операций по счетам Банка России.

Состав сметы расходов и порядок распределения прибыли определяется Уставом Банка России.

Банк России ежегодно утверждает распределение прибыли и смету своих расходов и представляет их в Верховный Совет РСФСР.

Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и государственной пошлины.

Официальной денежной единицей является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Рубль является единственным платежным средством на территории РСФСР.

Платежи в иностранной валюте на территории РСФСР могут осуществляться только в порядке, установленном Банком России.

Банк России осуществляет в установленном законодательством РСФСР порядке выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков на территории РСФСР.

Безналичная эмиссия денег осуществляется в процессе депозитно-ссудных операций.

Банк России регулирует наличную и безналичную эмиссию средствами денежно-кредитной политики.

Использование эмиссии денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета РСФСР запрещается.

Банк России организует в соответствии с законодательством РСФСР изготовление денежных знаков, а также устанавливает правила перевозки, хранения и индексации денежных знаков, создает их резервные фонды, устанавливает признаки и порядок определения платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков.

Банк России является органом денежно-кредитного регулирования экономики республики, объема и структуры денежной массы в обращении.

Под денежной массой в смысле настоящего Закона понимаются денежные знаки, находящиеся в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков.

Денежно-кредитное регулирование экономики РСФСР осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установления экономических нормативов для банков, проведения операций с ценными бумагами.

Основные направления денежно-кредитного регулирования разрабатываются Банком России и ежегодно представляются Верховному Совету РСФСР для утверждения.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.

Банк России является кредитором последней инстанции.

Банк России в соответствии с единой федеральной денежно-кредитной политикой осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в РСФСР по кредитам, предоставляемым банкам.

Банк России может производить следующие операции и сделки:

а) предоставлять кредиты банкам по соглашению с заемщиком;

б) вести счета банков-корреспондентов и осуществлять расчетно-кассовое обслуживание банков с взиманием комиссионного сбора в размере, установленном Банком России;

в) выдавать за третьих лиц банкам гарантии в виде банковского акцепта, предусматривающие исполнение в денежной форме;

г) покупать, продавать и хранить государственные ценные бумаги, а также чеки, векселя, драгоценные металлы и камни и изделия из них;

д) покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные советскими и иностранными банками;

е) осуществлять другие операции, а также сделки в соответствии с задачами Банка России, предусмотренные настоящим Законом и Уставом Банка.

Банк России имеет право предоставлять кредит Министерству финансов РСФСР на общих условиях сроком не более чем 6 месяцев на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета.

Верховный Совет РСФСР устанавливает лимит задолженности Министерства финансов РСФСР Банку России по этим операциям, в соответствии с которым Банк России может покупать у Министерства финансов РСФСР на срок до 6 месяцев ценные бумаги при их первичном размещении или размещать их на комиссионных условиях.

Банк России выполняет функции депозитария и фискального агента Правительства РСФСР по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию государственного долга РСФСР, включая осуществление операций по размещению государственных займов, их погашению и выплате процентов по ним.

Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в РСФСР и за границей, которые соответствуют законодательству РСФСР и приняты в международной банковской практике.

Банк России представляет интересы РСФСР в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях, где межгосударственное сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков.

Банк России выдает лицензии (разрешения) на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных организаций на территории РСФСР в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР.

Банк России обеспечивает на территории РСФСР равенство юридических прав банков-резидентов и нерезидентов.

Банк России в соответствии с законодательством РСФСР регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.

Банк России в соответствии с законодательством РСФСР управляет золото-валютными резервами РСФСР, которые находятся на балансе Банка России, осуществляет операции по размещению (в том числе в иностранных банках) официальных золото-валютных резервов РСФСР самостоятельно или через банки, уполномоченные им на ведение внешнеэкономических операций.

Лицензии на осуществление банками операций в иностранной валюте в РСФСР и за границей выдаются Банком России в установленном законом РСФСР порядке.

Банк России может вводить ограничения для банков на объемы привлечения кредитов из-за границы и уровень процентных ставок по ним в рамках единой Федеральной денежно-кредитной политики.

Банк России способствует созданию условий для устойчивого функционирования банков.

Банк России осуществляет в пределах настоящего Закона функции регулирования и надзора за деятельностью банков в целях поддержания стабильности денежно-кредитной системы. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.

Банк России в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, регистрирует Уставы и ведет Книгу регистрации банков, расположенных на территории РСФСР.

Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков:

минимальный размер уставного капитала;

предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

показатели ликвидности баланса;

минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

максимальный размер риска на одного заемщика;

ограничения размеров валютного и курсового риска;

ограничения использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц;

Верховный Совет РСФСР и Президиум Верховного Совета РСФСР по представлению Банка России может устанавливать другие экономические нормативы с учетом ситуации, складывающейся в народном хозяйстве республики.

Для установления предельного соотношения между размером капитала банка и суммой активов, а также расчета максимального размера риска на одного заемщика Банк России определяет порядок расчета собственного капитала банков и оценки активов.

Банк России устанавливает показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банков с учетом сроков их погашения, а также возможности реализации активов.

Банк России устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, которые поддерживают остаток средств на резервных счетах в Банке России в установленных размерах.

Банк России устанавливает максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка.

При расчете максимального риска на одного заемщика в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства.

Банк России определяет порядок формирования обязательных страховых фондов банков для возмещения возможных убытков клиентов, возникших по вине данного банка. Указанные фонды формируются за счет доходов соответствующих банков.

Банк России осуществляет надзор за соблюдением банками экономических нормативов, устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом, а также контролирует правильное применение законодательства РСФСР о банках.

Банк России может назначать и осуществлять проверку операций банков, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям.

Банк России устанавливает для банков объемы и сроки представления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора.

Полученные от банков данные рассматриваются как конфиденциальные, не подлежащие оглашению без согласия соответствующего банка.

Банк России устанавливает единые правила бухгалтерского учета, статистической отчетности и совершения банковских операций в банках.

Банк России вправе давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РСФСР о банках и установленных экономических нормативов.

В случае неисполнения предписаний Банка России, а также при выявлении нарушений нормативов, причинивших ущерб и клиентам, непредоставления отчетности или предоставления недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вкладчиков и кредитов банка, при обнаружении других систематических нарушений Банк России предъявляет учреждениям (участникам) банков необходимые требования:

о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе по увеличению его капитала и изменению структуры активов;

о реорганизации банка;

о замене руководителей банка;

о ликвидации банка.

Банк России в связи с выявленными в работе банков нарушениями вправе:

взыскать денежный штраф в порядке и размерах, определенных в Уставе Банка России;

повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы;

назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления;

отозвать лицензию на совершение банковских операций в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», что действует как решение о ликвидации банка.

Споры Банка России и его клиентов рассматриваются в арбитражном суде или суде в установленном порядке.

Банк России несет ответственность за неисполнение своих обязательств по сделкам в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР.

Убытки, причиненные Банку России в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются Банку России в установленном порядке по решению суда или арбитражного суда.

Решения Банка России могут быть обжалованы банками и признаны недействительными в установленном законодательством РСФСР порядке.

Структура управления и другие организационные вопросы деятельности Банка России, не установленные настоящим Законом, определяются Уставом Банка России.

Председатель Банка России руководит деятельностью Совета Директоров Банка России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Банк России задач.

Председатель Банка России назначается сроком на 5 лет и освобождается от должности Верховным Советом РСФСР.

Персональный состав Совета Директоров Банка России утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Банка России на срок его полномочий.

Банк России может быть ликвидирован путем принятия соответствующего Закона РСФСР. В случае ликвидации Банка России его имущество передается правопреемнику, указанному в этом законе.

Полномочия Банка России, предусмотренные статьями 10, 11, 12, 13, 18, 19 настоящего Закона, могут передаваться Союзу центральных банков республик, входящих с состав Союза ССР, в пределах, определяемых Союзным Договором.

Москва, Дом Советов РСФСР

2 декабря 1990 г.

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН РСФСР от 02.12.90 N 394-I (ред. от 24.06.92) «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР (БАНКЕ РОССИИ)» в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН РСФСР от 02.12.90 N 394-I (ред. от 24.06.92) «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР (БАНКЕ РОССИИ)» в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН РСФСР от 02.12.90 N 394-I (ред. от 24.06.92) «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР (БАНКЕ РОССИИ)» можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

zakonbase.ru

Еще по теме:

  • Закон 2831 Закон Красноярского края от 24 декабря 2004 г. N 13-2831 "О реализации государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае" (с изменениями и дополнениями) Информация об […]
  • Закон санкт-петербурга 430-85 Закон Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 г. N 430-85 "О зеленых насаждениях общего пользования" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 19 сентября 2007 года) Закон Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 г. N 430-85"О зеленых насаждениях […]
  • Правила эксплуатации электроустановок потребителей 1992 Правила эксплуатации электроустановок потребителей 1992 Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей(утв. Главгосэнергонадзором 21 декабря 1984 г.) для всех потребителей электроэнергии независимо от их ведомственной […]
  • Порядок принятия поправок к законам в рф Публикации МОСКВА, 24 июн - РАПСИ. Конституцию РФ в год ее 20-летнего юбилея поправят второй раз, чтобы объединить Верховный и Высший арбитражный суды России - соответствующее предложение озвучил в пятницу президент Владимир Путин на пленарном […]
  • Приказ 667-р Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2007 г. № 331 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы в Министерстве образования и науки Российской […]
  • Закон о северах льготы Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I […]