Оглавление:
Комментарий к Федеральному закону “О защите конкуренции” (постатейный), 2013
Под редакцией заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В.Ф. ПОПОНДОПУЛО, кандидата юридических наук, доцента Д.А. ПЕТРОВА
АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации
БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации
БНА – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ВВАС РФ – Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Ведомости (РСФСР, РФ) – Ведомости Верховного Совета РСФСР; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (РСФСР, РФ)
ВКС РФ – Вестник Конституционного Суда Российской Федерации
ВС РФ – Верховный Суд Российской Федерации
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
Закон о банках – Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 “О банках и банковской деятельности” (СЗ РФ. 1990. N 6. Ст. 492)
Закон о внешнеторговой деятельности – Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” (СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850)
Закон о естественных монополиях – Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях” (СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426)
Закон о закупках – Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (СЗ РФ. 2011. N 30. Ч. I. Ст. 4571)
Закон о защите конкуренции – Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. I. Ст. 3434)
Закон о коммерческой тайне – Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ “О коммерческой тайне” (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283)
Закон о конкуренции 1991 г. – Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499)
Закон о некоммерческих организациях – Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145)
Закон о несостоятельности – Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190)
Закон о размещении заказов – Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (СЗ РФ. 2005. N 30. Ч. I. Ст. 3105)
Закон о рекламе – Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе” (СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232)
Закон о рынке ценных бумаг – Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918)
Закон о саморегулируемых организациях – Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ “О саморегулируемых организациях” (СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076)
Закон об АО – Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1)
Закон об информации – Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. I. Ст. 3448)
Закон об организации страхового дела – Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (Ведомости РФ. 1993. N 2. Ст. 56)
Закон об электроэнергетике – Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ “Об электроэнергетике” (СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177)
Закон N 145-ФЗ – Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (СЗ РФ. 2012. N 31. Ст. 4334)
Закон N 164-ФЗ – Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3601)
Закон N 294-ФЗ – Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. I. Ст. 6249)
Закон N 401-ФЗ – Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7343)
КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Положение о ТОФАС – Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы. Утв. Приказом ФАС России от 26 января 2011 г. N 30 (БНА. 2011. N 19)
РГ – “Российская газета”
СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации
ТОФАС – территориальные органы ФАС России
УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации
ФАС – Федеральный арбитражный суд
ФАС России – Федеральная антимонопольная служба
ФСТ России – Федеральная служба по тарифам
ФСФР России – Федеральная служба по финансовым рынкам
Данная книга представляет собой постатейный научно-практический комментарий к Закону о защите конкуренции, текст которого дан в действующей редакции. Комментарий подготовлен коллективом кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, имеющей определенный опыт в исследовании правовых проблем, связанных с защитой конкуренции, и преподавании соответствующего курса . В Комментарии анализируются не только нормы указанного Закона, но и связанные с ними положения других нормативных правовых актов.
См., например: Попондопуло В.Ф. Защита конкуренции: законодательное регулирование в России и за рубежом // Международное публичное и частное право: проблемы и перспективы / Под ред. С.В. Бахина. СПб., 2007; Он же. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции: Общий обзор // Конкурентное право. 2011. N 1; Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. М., 2008; Петров Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2013.
Законодательство о защите конкуренции не ограничивается Законом о конкуренции. Оно представлено также другими федеральными законами и подзаконными нормативными актами.
Так, Конституцией РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8). В соответствии с ч. 2 ст. 34 свобода предпринимательства сочетается с конституционным запретом монополизации и осуществления недобросовестной конкуренции при ведении экономической деятельности.
ГК РФ устанавливает необходимые ограничения свободы граждан и юридических лиц по собственному усмотрению осуществлять принадлежащие им гражданские права, в частности не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 9, 10). Антимонопольные нормы содержатся и в других статьях ГК РФ (например, п. 2, 3 ст. 57 “Реорганизация юридического лица”, п. 3 ст. 106 “Зависимое хозяйственное общество”, п. 1 ст. 1033 “Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии”).
Регулирование естественных монополий осуществляется Федеральным законом “О естественных монополиях” и рядом других федеральных законов, например “О связи”, “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации”, “Об электроэнергетике”.
Законом об АО установлены правила защиты конкуренции: акционерное общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено федеральным законом (п. 2 ст. 10); общество, которое приобрело более 20% голосующих акций акционерного общества, должно немедленно опубликовать сведения об этом в порядке, определяемом ФСФР России и ФАС России (п. 4 ст. 6).
Нормы о защите конкуренции содержатся также в Законах “О рекламе”, “О банках и банковской деятельности”, “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и др.
В комментируемый Закон более двадцати раз вносились изменения и дополнения. В целях организации исполнения законодательства о защите конкуренции были приняты подзаконные нормативные правовые акты, включая нормативные акты ФАС России и ФСТ России. По мере выявления проблем, связанных с применением законодательства о защите конкуренции, были приняты также соответствующие постановления Пленума ВАС РФ и информационные письма Президиума ВАС РФ. Указанные изменения, дополнения и разъяснения Закона о защите конкуренции получили освещение в Комментарии.
В Комментарии по мере необходимости делаются ссылки на научную литературу, судебную практику, отсылки к статьям других федеральных законов.
zakoniros.ru
Пределы и противоречия реализации прав граждан на информацию и защиту персональных данных в сети Интернет.
Круглый стол Международной студенческой конференции iSLaCo’2012.
- 4111
- рейтинг 3
Основные проблемы гражданского права
СПбГУ: Школа налоговых поверенных
Концессионные соглашения и соглашения о ГЧП
Похожие материалы
Комментарии (50)
Итак, обсуждения заработали, теперь нужно активно работать участникам!
Пока мы ждем первых тезисов, предлагаю кое-что обсудить:
Все круглые столы межкафедральные, поэтому ориентироваться стоит не столько ключевые слова, сколько на тему круглого стола. То есть, если тезисы соответствуют сформулированной проблеме «Пределы и противоречия реализации прав граждан на информацию и защиту персональных данных в сети Интернет», то не важно в ключе какой отрасли права Вы ее раскрываете, Вам к нам.
Простите за задержку с ответом.
Да, все верно, нужно подготовить тезисы и представить их до 20 января, а здесь разместить ссылку. Кроме того, необходимо принимать участие в обсуждении тезисов других участников — и количество, и (самое главное!) качество Ваших комментариев будет учитываться при отборе участников очного круглого стола. Удачи!
Дорогие друзья! Позвольте обратить ваше внимание на изменение сроков!
Последний срок отправки тезисов и комментариев — 1 МАРТА! Передайте, пожалуйста, эту информацию заинтересованным коллегам.
С уважением, Оргкомитет iSLaCo’2012
Добрый день, предлагаю познакомиться с моим исследованием на тему «Фотография как результат интеллектуальной деятельности и информация о субъекте гражданских прав».
Сведения о личной жизни и социальные сети: юридические аспекты
Интернет стал вполне обычным средством социальной коммуникации. Отношения в сети зачастую порождают множество ситуаций, которые с юридической точки зрения представляют собой нарушение прав человека и гражданина. При этом правовое регулирование виртуального пространства представляется достаточно сложным, поскольку виртуальное пространство,находясь вне государств (вне материальных границ и территорий), не может быть подвержено регулированию национальными нормативно-правовыми актами.
Право на неприкосновенность частной жизни, как и всякое субъективное право, представляет собой социальное благо, для защиты которого субъект права может прибегнуть к принудительной силе государства. Сложность заключается в том, что категория «частная жизнь» не имеет четких юридических границ, поэтому правовое регулирование устанавливает лишь пределы ее неприкосновенности и пределы допустимого вмешательства.
Европейский Суд устанавливает в данное понятие «как физическую, так и моральную стороны жизни индивида, включая сексуальную жизнь», право вступать и развивать отношения с другими людьми и с внешним миром, в том числе в профессиональной и предпринимательской сфере. Понятие «корреспонденция» охватывает не только почтовые, телеграфные, телексные сообщения, но и телефонные переговоры, а также и сообщения, передаваемые с помощью других современных средств связи, например, по электронной почте.
По нашему мнению право на тайну и неприкосновенность персональных данных содержит правомочия требовать от третьих лиц не нарушать тайну персональных данных, представить соответствующую информацию (или ее часть) другим лицам, определять содержание и судьбу персональных данных, которые в силу тех или иных обстоятельств стали известны третьим лицам, в установленных законом пределах.
Содержание права на тайну и неприкосновенность персональных данных нашло отражение в Федеральном Законе от 27.07.2006 «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных), который предусматривает, что гражданин имеет право: а) представить свои персональные данные третьим лицам; б) дать согласие на обработку персональных данных, отозвать согласие на обработку; в) получить сведения об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных; г) осуществить доступ к своим персональным данным; д) требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в установленных случаях (ст. 9, 14).
Российским законодательством субъекты интернет-отношений и их правовой статус не определены. Возникает вопрос: кто должен привлекаться к ответственности в случае «взлома» персональной странички — собственник сайта или тот, кто временно арендует информационное пространство на сайте, разработчики сайта или непосредственный пользователь аккаунта, который, возможно, выбрал несложный пароль для своей странички? Данная проблема нуждается в решении, поскольку в случае взлома, возможно нарушение конституционного права на тайну переписки.
Однако, список проблем, существующих при использовании социальных сетей, далеко не исчерпывающий. Возможностями социальных сетей пользуются сотрудники правоохранительных органов. Так, известен случай, когда судебные приставы-исполнители, создав аккаунт с фотографией молодой девушки, «знакомились» со злостными неплательщиками алиментов, приглашали на свидание, тем самым выводив их из «тени». С одной стороны, это эффективный способ борьбы, возможно так же отыскать уклоняющихся от службы в армии. Однако с другой стороны, просмотр в служебных целях личных фотографий и личной информации и затем использование данных материалов не регулируется законом, а значит, эти действия можно рассматривать как вторжение в личную жизнь. При этом нельзя не учесть, что материалы пользователь публикует добровольно.
В таком случае появляется еще одна проблема – понятие тайны в сети Интернет. Понятие тайн, установленных нормами права, законодатель раскрывает далеко не всегда. Легализованные определения различных тайн имеются лишь в отношении немногих их видов. Например, тайна связи — тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, не подлежащая разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи ; коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду . В данном аспекте важно отметить взаимозависимость двух понятий: «частная жизнь» и «тайна». Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на неприкосновенность частной жизни, устанавливает конституционно-правовую защиту личной тайны, семейной тайны и тайны телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.
На наш взгляд, информация будет являться тайной в том случае, если она закрыта от всех пользователей и доступна лишь определенному пользователем кругу лиц (их количество может варьироваться по желанию пользователя), либо самому пользователю (в случае переписки). Стоит отметить, что слухи о том, что существует утечка информации из социальных сетей, не безосновательны. Следовательно, есть смысл правовой защиты данной сферы жизни граждан.
В реалиях сегодняшнего развития виртуального пространства диффамационное право, возможно, будет приобретать все большее значение. Диффамация — это правонарушение в виде распространения (произнесения слов или публикации) не соответствующих действительности фактических сведений, порочащих честь, достоинство, деловую репутацию, доброе имя потерпевшего. С этой проблемой сталкивался почти каждый пользователь социальных сетей.
Жительница Владимировской области, подала в суд на женщину, распускавшую о ней слухи на ее странице в «Одноклассниках». В качестве доказательства была использована фотография странички. Сплетницу оштрафовали на 3 тысячи рублей. Граждане используют социальную сеть не только для общения, но и с расчетом мести. Статусы, заметки, комментарии к фотографиям дают возможность опорочить честь, достоинство и доброе имя.
Оскорбление в социальной сети — не единственная проблема. Сегодня в Интернете существует большое количество социальных сетей, блогов, а так же новостных порталах, где в комментариях можно встретить пользователей, которые не только занимаются распространением Интернет-ресурсов непристойного содержания, но и нецензурно выражающихся. Следовательно, недобропорядочного пользователя, нарушающего моральные нормы при общении, нельзя привлечь к ответственности по ст. 20.1 КоАП. Кроме того, если, используя ненормативную лексику, недобропорядочный пользователь не оскорбляет никого лично, то в данном случае он не может быть обвинен в оскорблении другого человека. Именно это обстоятельство вынуждает добропорядочных пользователей Интернета стать невольными свидетелями описанной ситуации. Солидарны с предложением, представляется необходимым на законодательном уровне ввести в обязанности провайдеров и владельцев сайта блокировать вышеупомянутых пользователей.
Развивая положения Конституции, Закон о персональных данных определяет понятие «конфиденциальность персональных данных» − обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (ст. 3). Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на их передачу определенному кругу лиц или на ознакомление с ними неопределенного круга лиц, в том числе обнародование в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставления доступа к персональным данным каким-либо иным способом.
Следует особо подчеркнуть, что операторы и третьи лица, получающие доступ к персональным данным физического лица, в т.ч. его фамилии, имени и отчеству обязаны соблюдать установленное ст. 7 Закона «О персональных данных» требование конфиденциальности, за исключением случаев, когда персональные данные обезличены или являются общедоступными.
Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, обеспечивающим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных, является Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о персональных данных и п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009.
В числе полномочий Роскомнадзора Законом «О персональных данных» предусмотрено право на обращение в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представление их интересов в суде, на принятие мер по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований закона. Следовательно, лицо, чьи права по защите персональных данных нарушены, может рассчитывать на поддержку Роскомнадзора.
Прокурор наделен широким спектром полномочий для профилактики и устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации о персональных данных в целом и в российском сегменте сети Интернет, в частности: объявление предостережений, внесение представлений, опротестование незаконных нормативных актов в этой сфере, возбуждение дел об административных правонарушениях, обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что число пользователей социальных сетей с каждым днем растет. Однако с увеличением числа правонарушителей в информационной сфере необходимы более тщательные проверки по исполнению законодательства со стороны уполномоченных органов. Необходимо установить круг лиц, ответственных за взлом аккаунта в социальной сети, а так же определить меру ответственности за нецензурные выражения в сети. Важно учесть, что безопасность персональных данных зависит от самих пользователей. Таким образом, развитие законодательства в информационной среде Интернет на сегодняшний день является необходимым дополнением к общей системе российского законодательства.
Балашкина И.В.Право на неприкосновенность частной жизни в Российской федерации: конституционно-правовое исследование // Автореферат, Москва 2007г. с.16
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О персональных данных»//СПС «Консультант плюс»
Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О почтовой связи»//СПС «Консультант плюс»
Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О коммерческой тайне»»//СПС «Консультант плюс»
Балашкина И.В. Там же
Г.В. Загузов Административно-правовое регулирование информационной безопасности и защита информации в Российской Федерации «Административное и муниципальное право», 2010, N 4 [1, c.3]
«Комсомольская Правда» №44 (25661) от 01.04.2011г. с.1
Саттарова А.А. Проблемы функционирования Интернета: анализ законодательства и практики // Юридический мир. 2009. N 12. С. 27.
Паламарчук А. Надзор за исполнением за законодательством о персональных данных в сети Интернет // Законность, № 12, 2010, С. 4
zakon.ru