Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ
«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 22 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 3 ноября, 8 декабря 2010 г., 11 июля, 6 декабря 2011 г., 28 июля 2012 г., 30 ноября 2013 г., 13 июля 2015 г.

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

8 декабря 2003 г.

Законом определяются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия РФ и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Уточняется распределение компетенции между РФ и субъектами РФ, между органами федеральной власти в области внешнеторговой деятельности.

Уточняются определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт и экспорт) и вводится ряд новых (международный транзит, зона свободной торговли, таможенный союз).

Законом устанавливаются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на основе таможенно-тарифного и нетарифного методов, а также запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью и мер экономического и административного характера.

Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением части 4 статьи 45 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу со дня вступления в силу Таможенного кодекса РФ от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ, но не ранее вступления в силу настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 16 декабря 2003 г. N 232, в «Российской газете» от 18 декабря 2003 г. N 254, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4850

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2013 г. N 318-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 137-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 336-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 285-ФЗ

Изменения вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ ст 13 (ред. от 13.07.2015)

Статья 13. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности

1. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами:

1) определяет основные направления торговой политики Российской Федерации;

2) определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза особенности порядка ввоза в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

4) осуществляет иные полномочия.

2. Правительство Российской Федерации:

1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

2) применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

3) устанавливает ставки таможенных пошлин, если иное не предусмотрено международными договорами государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — Таможенный союз);

4) вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;

5) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

6) определяет порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

7) — 8) утратили силу. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ;

9) принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;

10) принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

11) определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;

12) устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

13) утратил силу. — Федеральный закон от 06.12.2011 N 409-ФЗ;

14) осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

3. Разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В случае, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, разработка указанных предложений осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 настоящей статьи, вносит в Правительство Российской Федерации предложения, касающиеся торговой политики Российской Федерации, и обеспечивает реализацию задач по защите экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и российских лиц, а также проведение мер, связанных с государственным регулированием внешнеторговой деятельности.

5. Лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (за исключением лицензий на экспорт и (или) импорт газа природного в сжиженном состоянии, которые выдает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса), предусмотренные статьей 24 настоящего Федерального закона, выдает федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 3 настоящей статьи.

fzrf.su

ФЗ о внешнеторговой деятельности

В связи со стремительным социально-экономическим развитием РФ, предпринимательская деятельность в области импорта и экспорта товаров, услуг и результатов интеллектуального труда требует постоянной реформации и контроля. С этой целью был создан действительный ФЗ о внешнеторговой деятельности.

Описание Федерального закона 164

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ (акт от 8 декабря 2003 г.) принят 21 ноября 2003 года, вступил в силу 26 ноября 2003 года. Положение действующего ФЗ употребляется в отношении официального упорядочивания внешнеторговых операций. Настоящий правовой акт регламентирует регулирование потоков импорта и экспорта и полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой активности. В ФЗ-164 предусмотрены способы юридической защиты интересов Российской федерации в сферах экономики и политики.

ФЗ «Об основах гос регулирования внешнеторговой деятельности» в РФ не может применяться в отношении следующих видов деятельности:

  • Оказываемые представителями органов государственной власти некоммерческие и неконкурирующие услуги;
  • Услуги, предоставляемые Центральным Банком России (ЦБР) в соответствии с установленными Федеральными законами функциями;
  • Деятельность по оказанию услуг в рамках социального (в том числе и пенсионного) обеспечивания, при условии гарантии Правительства Российской Федерации, отсутствия конкуренции с другими органами соцобеспечения или при эксплуатации государственных финансовых ресурсов.

Основой для государственного упорядочивания внешнеторговой активности является Конституция Российской Федерации. Регулирование осуществляется посредством соответствия критериям, установленным действующим 164-ФЗ, общепринятыми нормативам международного права и принципам международной дипломатической договорённости.

В рамках осуществления внешнеторговых сделок субъекты Российской Федерации уполномочены переводить переговоры с субъектами иностранных государств. Переговоры с иностранным государственным правительством возможны только при согласии Правительства Российской Федерации (ст. 8, п. 1).

Содержание резидентов российских торговых представительств производится за счёт финансовых отчислений из бюджета РФ. Согласно актуальному тексту части 3 статьи 13 действительного Федерального Закона, производится согласование с органами исполнительной власти и Министерством иностранных дел Российской Федерации.

В ФЗ о внешнеторговой деятельности существуют понятия:

  • Аналогичный товар — соответствующий максимальному числу общих характеристик с другим объектом торговли, товар;
  • Взаимность — взаимная деятельность между субъектами РФ и иностранными субъектами по созданию взаимовыгодных условий и режимов внешнеторговой деятельности;
  • Бартерная сделка — соглашение об обмене товаров, услуг и плодов интеллектуального труда;
  • внешнеторговая деятельность — активность по осуществлению сделок в области внешней торговли;
  • Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — совокупность сделок между иностранными и российскими лицами по передаче прав на интеллектуальные активы;
  • Внешняя торговля информацией — осуществление информативных передач;
  • Внешняя торговля товарами — международный товарооборот между Российской Федерацией и иностранными государствами;
  • Зона свободной торговли — таможенные территории, на которых производится сбыт товара без таможенных пошлин.

Участниками внешнеторговой деятельности может стать любой гражданин РФ и иностранное лицо. Ограничения этого права предусмотрены рассматриваемым Федеральным законом и нормативами, установленными в международных договорах РФ.

Защита экономических интересов Российской Федерации осуществляется посредством наблюдения за внешнеторговой деятельностью с позиции компетентных органов государственной власти (ст. 52). Контролируя процессы импорта и экспорта интеллектуальной, информационной и материальной продукции, данные органы обеспечивают соблюдение нормативов Федерального закона 164-ФЗ.

Согласно ст. 40 настоящего закона, при введении санкций со стороны иностранного государства, Российская Федерация уполномочена принимать меры. В случаях несоблюдения экономических интересов РФ, не предоставления юридической защиты торговых интересов, Правительством Российской Федерации принимается решение о режиме введения ответных мер.

Скачать ФЗ 164

В целях получения достоверной информации о международном товарообороте и внешнеторговой деятельности, необходимо ознакомиться с текстом «Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ». Актуальный текст с последними поправками скачать здесь:

Текст ФЗ о техническом регулировании с изменениями на 2018 год тут:

Последние изменения, внесенные в закон о внешнеэкономической деятельности

Последняя поправка в действительный закон была внесена «Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (редактировался 3 июля 2016 года). Изменения коснулись статьи 6 настоящего закона. В новой редакции с. 6 дополняется пунктом 6.1, определяющим последовательность передачи полномочий во внешнеэкономической области от органов государственной исполнительной власти органам местной исполнительной власти субъектов РФ. Соответственные полномочия во внешнеторговой деятельности передаются согласно букве Федерального закона N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятого 6 октября 1999 года.

Ранее произошли не менее важные поправки в других статьях рассматриваемого закона. В ст. 4, вводящей в основные принципы федеральной стабилизации внешнеторговой деятельности, утратил силу пункт 3 (постановлением Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ).

Согласно поправкам 2015 года, цель экономической политики Российской Федерации — обеспечение оптимальных условий для российской торговли, экспортёров, производителей и потребителей товаров и услуг (ст. 5 настоящего Федерального закона).

Обновлённый текст статьи 12 закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности раскрывает методику стабилизации действий в рассматриваемой сфере. Организация сдельной деятельности осуществляется посредством упорядочивания:

  • Таможенно-тарифного типа;
  • Нетарифного типа;
  • Санкций в отношении экспорта информационных, интеллектуальных и материальных услуг и товаров;
  • Административных и экономических мер, влияющих на развитие торговых отношений и предусмотренных Федеральным законодательством.

Иные методы федерального упорядочивания внешнеторговой деятельности недопустимы.

210fz.ru

«Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (постатейный) (Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю.) («Юстицинформ», 2005)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2003 Г.
N 164-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(Постатейный)
Н.Ф. ДАНИЛОВА, Е.Ю. СИДОРОВА
Сведения об авторах:
Данилова Наталья Федоровна, доцент, декан учетно-финансового факультета Российского государственного торгово-экономического университета, кандидат экономических наук.
Сидорова Елена Юрьевна, доцент Российского государственного торгово-экономического университета, кафедра внешнеэкономической деятельности, кандидат экономических наук.
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» был принят Государственной Думой 21 ноября 2003 г., одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 г. и подписан Президентом РФ 8 декабря 2003 г. Закон официально опубликован в «Российской газете» 18 декабря 2003 г. Очень важно отметить, что в этот период был принят и другой закон, который также оказывает существенное влияние на внешнеторговую деятельность России, — Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Комментируемый Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.
Основной целью Закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в случаях возросшего, демпингового или субсидируемого импорта в Россию.
Закон состоит из 13 глав, содержащих 54 статьи. В них установлены правовые основы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в нашей стране, полномочия субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, а также взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что данный Закон тесно связан с рядом других законов, например, с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г.), Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и некоторыми другими.
В административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности полностью или частично, прямо или косвенно задействовано большое число законов и подзаконных актов. Закон как продукт законотворческой деятельности не лишен и недостатков, некоторые из них являются существенными и могут повлечь трудности в правоприменении.
Среди подзаконных актов, задействованных в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности, следует обратить внимание, например, на постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта/импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах и аукционах по продаже квот на экспорт/импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта/импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта и т.д.
В свете указанной системы нормативных актов Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предстает как некий правовой стержень, скрепляющий огромное число актов разного уровня. Посредством данного Закона российское законодательство увязывается с положениями более чем 50 соглашений, входящих в «пакет ВТО», иначе говоря — с правом ВТО.
В комментариях к статьям Закона разъясняется сущность установленных в нем норм и возможности их практического применения. Авторы стремились показать, в чем заключается новизна той или иной нормы по сравнению с Законом 1995 г., как следует понимать значение употребляемых в норме понятий, какие нормативные акты должны применяться в процессе реализации тех или иных положений Закона.
8 декабря 2003 года N 164-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Комментарий к главе 1
Данная глава определяет общие положения, в ней рассматриваются цели и сфера применения комментируемого Федерального закона, также приводятся основные понятия, используемые в нем. В ст. 3 приводятся сведения о законодательстве Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.
В статье 4 приводятся основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Завершается глава ст. 5, формулирующей цели и принципы торговой политики Российской Федерации и отмечающей, что реализация торговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
Закон, как это видно из его названия, определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия России и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности и защиты экономических и политических интересов нашего государства.
Данный Закон применяется к отношениям в области государственного регулирования, связанным с внешнеторговой деятельностью. Следует иметь в виду, что он тесно связан с рядом других законов, например, с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и некоторыми другими.
С позиции участников внешнеэкономической деятельности Закон 2003 г. можно оценить как умеренно либеральный: права экспортеров и импортеров расширились, а условия введения ограничений и запретов стали более четкими и прозрачными.
Изменилась сфера действия Закона, т.к. кроме экспортных и импортных сделок с товарами его действие распространяется на осуществление товарообменных операций, торговлю услугами и объектами интеллектуальной собственности. Кроме того, из текста Закона исключены положения, относящиеся к смежным областям экономики: государственная политика в сфере международных заимствований, платежно-расчетные отношения с иностранными государствами и др. Полностью исключены вопросы, связанные с проведением экспортного контроля, поскольку они регулируются специальным законодательным актом.
По мнению доктора юридических наук, профессора Всероссийской академии внешней торговли В.М. Шумилова, «в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности полностью или частично, прямо или косвенно задействовано большое число законов и подзаконных актов» . С этим нельзя не согласиться, но, на наш взгляд, более тесную связь имеет этот Закон с Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ.
———————————
Шумилов В.М. Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России: новый Закон вступил в силу // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. N 6. С. 64.
Комментируемый Закон регулирует два вида отношений: отношения государственного регулирования внешнеторговой деятельности и отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью. Он определил полномочия государства, государственных органов в области внешнеторговой деятельности.
В части 3 комментируемой статьи уточняется, что особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.
В части 4 исчерпывающе определено, к каким услугам не применяются положения комментируемого Закона, а именно:
услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;
услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка РФ в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;
финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства РФ или с использованием государственных финансовых ресурсов.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Комментарий к статье 2
Для целей комментируемого Закона в ст. 2 сформулировано 28 основных понятий, расположенных в алфавитном порядке.
Первоначально в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее — Закон N 157-ФЗ) было использовано 10 понятий; в новом Законе 4 понятия было исключено, 6 — уточнено, введено 22 новых понятия.
Таким образом, комментируемый Федеральный закон уточняет определения основных понятий (внешнеторговая деятельность, импорт, экспорт, российские лица, иностранные лица, товар) и вводит ряд новых (аналогичный товар, взаимность, внешнеторговая бартерная сделка, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, внешняя торговля информацией, внешняя торговля товарами, внешняя торговля услугами, зона свободной торговли, иностранный заказчик услуг, иностранный исполнитель услуг, коммерческое присутствие, международный транзит, непосредственно конкурирующий товар, нетарифное регулирование, орган предотгрузочной инспекции, паспорт внешнеторговой бартерной сделки, предотгрузочная инспекция, российский заказчик услуг, российский исполнитель услуг, таможенно-тарифное регулирование, таможенный союз, участники внешнеторговой деятельности); понятия «услуги», «исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности», «система экспортного контроля», «экономическая безопасность» Законом исключены.
Надо заметить, что многие положения Закона требуют уточнения. Так, в ст. 2 делается попытка установить основные понятия, которые в дальнейшем будут в нем использованы. Между тем большинство используемых в этой статье Закона определений содержит неточные формулировки и термины, не встречающиеся в законодательстве РФ.
В тексте Закона иностранное лицо предполагается определять как физическое или юридическое лицо и организацию, которые не являются российскими лицами. Подобное определение слишком кратко и не позволяет учитывать существенные нюансы, такие как право, в соответствии с которым были учреждены эти организации. Кроме того, для предотвращения возможных вопросов необходимо дополнить определение организации, уточнив, что речь идет именно об организациях, созданных в иной правовой форме, чем юридическое лицо. К тому же буквальное толкование определения, в котором говорится о юридическом лице и организации, позволяет предположить, что не предусматривается разницы между юридическим лицом и организацией.
В Законе иностранный заказчик услуг определяется как иностранное лицо, заказавшее услугу или пользующееся ею, а иностранный исполнитель услуг — как иностранное лицо, предоставляющее (оказывающее) услуги. Практически аналогично определяются российский заказчик и исполнитель услуг. На наш взгляд, подобный подход к определению основных понятий является неверным, поскольку не учитывает многих нюансов, касающихся этих определений, в связи с чем на практике могут возникнуть сложности с его применением.
Анализ содержащегося в Законе понятия внешней торговли информацией не дает ответа на вопрос о том, что же, собственно, относится к такой торговле. Учитывая, что данное положение размещено в статье «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе», полагаем, что понятие «внешняя торговля информацией» должно быть доработано либо перенесено в другую статью.
Неполным представляется и понятие внешней торговли товарами, т.к. в Законе предлагается установить, что это импорт и/или экспорт товаров.
В пункте 8 данной статьи рассматривается понятие «внешняя торговля услугами». Впервые в российском законодательстве введены системные положения, касающиеся международной торговли услугами. Это связано с широкомасштабной адаптацией российского законодательства к праву Всемирной торговой организации, переговоры о присоединении к которой Россия ведет уже много лет.
Понятия «аналогичный товар», «непосредственно конкурирующий товар» включены в Закон впервые, хотя оба эти термина уже использовались в Федеральном законе «О специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мерах при импорте товаров». Это сделано для того, чтобы установить товар иностранного происхождения, наносящий существенный ущерб отечественному товаропроизводителю. Установление факта причинения ущерба служит основанием для последующего расследования.
Ни для кого не секрет, что сейчас необходимо совершенствовать систему и практику применения тарифных преференций в отношении ввоза товаров. В основном требуется пересмотр перечня стран-пользователей преференций. Налицо ситуация,

www.lawmix.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 22.07.2005 г. №117-ФЗ, 02.02.2006 г. №19-ФЗ, 03.11.2010 г. №285-ФЗ, 08.12.2010 г. №336-ФЗ, 11.07.2011 г. №200-ФЗ, 06.12.2011 г. №409-ФЗ, 28.07.2012 г. №137-ФЗ, 30.11.2013 г. №318-ФЗ, 13.07.2015 г. №233-ФЗ)

Принят Государственной Думой 21 ноября 2003 года

Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 года

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

3. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:

1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) аналогичный товар — товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара;

2) взаимность — предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;

3) внешнеторговая бартерная сделка — сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;

4) внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

5) внешняя торговля интеллектуальной собственностью — передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

6) внешняя торговля информацией — внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

7) внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров между частью территории Российской Федерации и другой частью территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию Российской Федерации с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, или перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не является внешней торговлей товарами;

8) внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

9) зона свободной торговли — таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом участники зоны свободной торговли не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

10) импорт товара — ввоз товара Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе;

11) иностранное лицо — физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;

12) иностранный заказчик услуг — иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

13) иностранный исполнитель услуг — иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

14) коммерческое присутствие — любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом;

15) международный транзит — перемещение через территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами территории Российской Федерации;

16) непосредственно конкурирующий товар — товар, который сопоставим с другим товаром по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить им другой товар в процессе потребления;

17) нетарифное регулирование — метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

18) орган предотгрузочной инспекции — российское или иностранное юридическое лицо, определенное Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона;

19) утратил силу;

20) предотгрузочная инспекция — проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в Российскую Федерацию;

21) российский заказчик услуг — российское лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

22) российский исполнитель услуг — российское лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

base.spinform.ru

Еще по теме:

  • Антидопинговые правила wada Допинг и шахматы На первый взгляд эти два понятия абсолютно не сопоставимы. Но каждый любитель шахматной партии знает, что допинговая проверка всех шахматистов на соревнованиях проводится в обязательном порядке. Антидопинговый контроль в […]
  • Материнский капитал на 2018 год сахалинская область Материнский капитал в г. Южно-Сахалинск Сахалинской области Процедуру получения сертификата на материнский капитал регламентирует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 октября 2011 г. N 1180н "Об […]
  • Приказ мчс россии 375 административный регламент с изменениями Обновлен порядок осуществления надзора за выполнением требований пожарной безопасности Исполнение государственной функции осуществляется МЧС России, территориальными органами МЧС России, территориальными, объектовыми, специальными и воинскими […]
  • Кодекс или закон что выше Кодекс или закон что выше Посмотри Определение КС РФ от 03.02.2000 ?22-О От кого: Alex-Kor Дата: 01-06-2006 10:28 КС подтвердил непротиворечивость Конституции приоритет Кодексов. Что вы хотели сказать, не пойму. Сформулируйте предложение […]
  • Федеральный закон n 92-фз Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 мая […]
  • Приказ минэнерго от 24032003 115 Охрана труда Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь! Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых […]