Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Налоговое право

1 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (поста-тейный)/Составитель и автор комментариев С.Д. Шаталов: Учебное пособие — М • МЦФЭР,1999.—С.132.

Согласно НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть только государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица.

Главное отличие сборщиков налогов и сборов от других участников налоговых отношений состоит в том, что сборщики производят прием или взимание налогов (попутно контролируя правильность их исчисления) путем зачисления их сумм на свой счет или в свою кассу.

Налоговые органы, в отличие от сборщиков, налоги не взимают, а только контролируют правильность их исчисления, полноту и своевременность уплаты. Налоговые агенты не контролируют правомерности действий налогоплательщиков, а сами выполняют обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов. Банки как расчетно-кас-совые центры также не контролируют выполнение налогоплательщиками их налоговых обязанностей, а лишь исполняют платежные поручения налогоплательщиков и инкассовые поручения налоговых органов.

Государственные органы, которые контролируют правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, но не полномочны принимать и взимать налоги, также не относятся к сборщикам. Например, суды общей юрисдикции и арбитражные суды при приеме исковых заявлений и жалоб проверяют правильность исчисления государственной пошлины и полноту ее уплаты. Однако они не выступают сборщиками пошлины, поскольку она перечисляется плательщиком непосредственно в бюджет, а не на счет судебного органа. К тому же в соответствии с НК РФ сборщиками могут выступать только органы исполнительной, но не законодательной и судебной власти.

Функции сборщиков налогов выполняют, например, таможенные органы. Согласно ст. 120 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи зачисляются на депозитный счет таможни, а оттуда поступают в бюджет.

Согласно Закону РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» органы местного самоуправления уполномочены принимать от физических лиц платежи налога за землю (ст. 18).

Частью первой НК РФ не установлено прав, обязанностей и ответственности сборщиков налогов и сборов. Они устанавливаются законодательством, регулирующим исчисление и уплату конкретных налогов и сборов.

Теоретически возможно возложение функций сборщиков налогов и сборов на организации и физических лиц. Например, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установил, что плательщиками местного налога на рекламу являются лица, рекламирующие свою продукцию. В ряде регионов установлено, что обязанность собирать налог и перечислять его в бюджет возлагается на рекламные агентства. Выставляя счет за услуги, агентство увеличивает его на сумму налога на рекламу. В отношении этого налога рекламные агентства выполняют функции сборщиков.

Некоторые фискальные платежи могут взиматься только посредством сборщиков. Так, сбор за парковку автотранспорта предполагает учет продолжительности стоянки. Учитывать время и взимать платежи могут только сборщики, поскольку другие участники налоговых отношений не наделены соответствующими полномочиями.

Предусмотренный ст. 21 Закона об основах налоговой системы сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, вносится в виде процентной надбавки к плате за участие в игре. Лицо, принимающее ставки, выступает сборщиком этих платежей.

Поскольку НК РФ исключил организации и граждан из числа сборщиков налогов и сборов, то механизмы взимания налогов и сборов должны быть приведены в соответствие с НК РФ.

lawbook.online

Налоги, сборы и налогообложение как правовые категории

Понятия «налог», «сбор» и «налогообложение» являются центральными понятиями налогового права. Поэтому изучение их содержания имеет большое значение для уяснения сущности всего налогового права.

При этом следует учитывать, что вплоть до середины XVIII в. термин «налог» в России не применялся. Для обозначения фискальных платежей в законодательстве использовались термины «дань», а затем «подать», «повинность». Поэтому, например, налоговая политика страны в дореволюционных работах по финансовому праву (оно в свою очередь не разделялось с финансовой наукой) именовалась «податной политикой». Впервые в отечественной литературе термин «налог» употребляется в работе «О крепостном состоянии крестьян в России» историка А. Я. Поленова (1738–1816) в 1765 г. В научном обороте и законодательстве термин «налог» утвердился лишь в XIX в.

В наше время впервые определение налога дал в 1997 г. в одном из своих постановлений Конституционный Суд РФ: «налоговый платеж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности» [1] . Затем, с принятием части первой НК, это определение стало легальным (ст. 8).

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Вилы налогов в литературе выделяют по самым различным классифицирующим основаниям. Остановимся лишь на наиболее традиционных.

1) по способу обложения (и степени переложения налогового бремени) различают:

– прямые налоги, взимаются непосредственно с доходов или имущества фискальнобязанного лица, при этом плательщик, как правило, и является их юридическим и фактическим получателем и владельцем. Основными прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций;

– косвенные налоги, взимаются в виде надбавки к цене товаров (работ, услуг), поэтому фактическое бремя налоговой нагрузки продавец (являющийся юридически налогоплательщиком) переносит на покупателя (юридически плательщиком этого налога не считающегося) [2] . Основными косвенными налогами выступают акцизы и налог на добавленную стоимость;

2) по территории взимания разделяют:

– федеральные (устанавливаются и взимаются на территории всей страны);

– региональные (уплачиваются только на территории тех субъектов РФ, в которых установлены и введены);

– местные (уплачиваются только на территории тех муниципальных образований, в которых установлены и введены);

3) по правовому статусу субъекта налогообложения:

– взимаемые только с физических лиц;

– взимаемые только с организаций;

– взимаемые и с физических лиц, и с организаций;

4) по экономическому статусу субъекта налогообложения:

– взимаемые в связи с осуществлением плательщиком предпринимательской деятельности;

– взимаемые вне связи с осуществлением плательщиком предпринимательской деятельности;

5) по уровню бюджета, в который поступают советующие налоговые платежи:

– закрепленные налоги (целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд);

– регулирующие налоги (поступления от которых в соответствии с бюджетным законодательством распределяются между бюджетами различных уровней).

Возможны классификации налогов и по многим иным основаниям.

Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура его узаконения, а также определены обязательные элементы налогообложения, а именно:

• порядок исчисления налога;

• порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поэтому при установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

В российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «налогообложение«. Между тем только в нормах первой части НК этот термин используется около 40 раз (например, в п. 2 ст. 1, п. 1 и 6 ст. 3, ст. 4, а так же ст. 11, 12, 17, 18, 20, 23, 31, 34 38, 40, 41, 53, 54, 55, 62, 83, 85, 89,91, 120 и др.).

С доктринальной точки зрения налогообложение может рассматриваться с двух позиций:

1) налогообложение как прямое изъятие органами налоговой администрации определенной части валового национального продукта (ВНП) в пользу государства для формирования централизованных и региональных финансовых ресурсов (бюджета);

2) налогообложение как комплексная экономикофилософская категория, включающая в себя и весь комплекс мероприятий, проводимых органами налоговой администрации для указанного изъятия части ВНП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества, и общественные отношения, умонастроения, социальную обстановку в обществе, порождаемые (связанные) с налогообложением.

Налогообложение – это в совокупности весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

При этом под защитой прав и законных интересов участников отношений в сфере налогообложения в первую очередь понимается, с одной стороны, обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (как форма защиты прав и интересов налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов), с другой – защита нрава и законных интересов государства, осуществляемая путем привлечения виновных в их нарушении лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Кроме того, выделяют два уровня принципов налогообложения.

Первый уровень – экономические принципы налогообложения. Эти принципы формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются (опробуются) при построении конкретных налоговых систем различных государств, и их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права. К экономическим принципам налогообложения, как правило, относят: принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономичности, эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий.

Второй уровень – юридические принципы налогообложения. Они формулируются в процессе развития юридической науки (в первую очередь науки налогового права и финансового права), затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогового права.

  • [1] Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-11 «Но делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года “О государственной границе Российской Федерации” в редакции от 19 июля 1997 года».
  • [2] Разделение налогов на прямые и косвенные по способу обложения (непосредственно или опосредованно по отношению к фактическому носителю налогового бремени) встречается начиная с европейской финансовой литературы XVI в. При этом во все времена такая классификация критиковалась, как не отражающая всех особенностей, различные исследователи существенно перекраивали границы между прямыми и косвенными налогами, однако сама классификация стала устоявшейся традицией. При этом, например, в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона (СПб.: Брокгауз-Эфрон, 1890–1907) справедливо указывается, что «ввиду неопределенности основания, на котором построена была первоначально приведенная классификация налогов, значение ее неоднократно подвергалось изменениям, и различные писатели, удерживая названия налогов прямых и косвенных, давали им новые определения, на основании других признаков». В современной отечественной литературе принято воспроизводить дореволюционное разделение прямых налогов на личные (уплачиваемые «в зависимости от полученного лицом дохода») и реальные (уплачиваемые «с имущества, но не с реального, а предполагаемого среднего дохода»). Однако практическая сообразность такой классификации современным реалиям, а рано ее юридическая польза, могут вызывать сомнения.

studme.org

Что включает в себя система налогов и сборов РФ

Наше государство создает как можно более комфортные условия для своих жителей, демонстрируя достаточно упорядоченную систему налогов. Какие-то из них являются обязательными для всех, а какие-то должны платить только предприниматели или ИП. Чтобы понять, какая система налогообложения и сборов в РФ на самом деле, необходимо сначала разобраться, что это вообще такое.

Что такое система налогообложения

Как правило, под нею подразумевают всю совокупность существующих налогов и прочих сборов, которые были установлены на самом высшем уровне.

Безусловно, налог – это не Божья кара, и государство не может просто собрать все, что захочет. Дабы регулировать и контролировать это, в действующем Налоговом кодексе хорошо прописаны принципы, по которым и должна работать вся система налогообложения РФ.

Так, обязательно должна учитываться реальная платежеспособность кого бы то ни было. Также, налог не имеет признаков дискриминации. Например, нельзя заставить платить иудеев больше чем православных, а представителей партии «Зеленых» меньше чем «Синих». Каждый вид налога просто обязан иметь и свое экономическое подспорье, то есть он не может быть наложен на человека без непосредственного объекта налогообложения. Например, за что человек будет платить налог на землю, если у него ее нет? Также, законодательство запрещает придумывать новые виды сборов, которые не предусмотрены НК РФ, либо специально не давать гражданам пользоваться своими конституционными правами через чрезмерное взимание налогов.

Уровни налогообложения

Кроме того, что перечисленные принципы должны всегда браться во внимание, есть еще необходимость следить за исполнением таких обязанностей аж на трех уровнях.

Система налогообложения и сборов распределяется как бы на три среза, в зависимости от территориального и субординационного устройства государства:

  • на федеральные налоги/сборы,
  • на региональные,
  • на местные.

Каждый из перечисленных уровней имеет свои особенности. Уровень взимания и начисления прописан в Налоговом кодексе, а также отдельно регулируется местными положениями. Ставки некоторых отчислений разнятся в зависимости от местности.

Федеральный уровень

Все федеральные налоги перечислены в Налоговом кодексе. Хотите вы или не хотите, но они обязательны для всех, и ни в каком городе страны от них не спрятаться. Нет, конечно, каждый не обязан платить полностью все виды, но если гражданин имеет какое-то отношение к облагаемому производству или денежному обороту – то придется немножко поделиться. В отличие от остальных налогов, эти должны направляться непосредственно в казну. Федеральная система налогов, а точнее ее уровень, включает следующие виды сборов:

  1. На добавленную стоимость (НДС). Его, как правило, оплачивают бизнесмены, «частники» которые имеют дела связанные с услугами, позволяющими получать выгоду.
  2. Акцизы.
  3. На доход. Он касается всех, включая физ лиц и любых бизнесменов. Так уж повелось, что если вы что-то получаете, то обязаны отдать процент в фонд государства, хотя бы за то, что вам была дана такая возможность – получить.
  4. На ископаемые. Это, прежде всего, касается тех, кто занимается их разработкой и добычей.
  5. Единый социальный налог.
  6. Водный и другие виды сборов, что предусмотрены статьей 13 НК.

Региональный уровень

Кроме того, что Налоговый кодекс дает перечень федеральных налогов, там содержатся еще и региональные, то есть те, которые распространяются не на всех, а только на жителей конкретной части страны. Такие отчисления должны переходить в соответствующую ячейку бюджета. Система налогообложения в России предлагает субъектам федерации самостоятельно издавать законы, которые бы расширяли их полномочия для ведения дел с налогообложением. Безусловно, существуют и рамки, но это, как правило, не так уж и утешает, ведь налоги все равно обязательны для всех, кто проживает в конкретном регионе. Итак, какие же сборы сюда входят? На них можно посмотреть в статье 14 НК:

  • на имущество организаций,
  • на игровой бизнес,
  • транспортный налог, с которым придется столкнуться всем имеющим, или планирующим обзавестись автомобилем.

Официальные полномочия, которые достались региональным органам власти, как правило, касаются не столько назначения новых налогов, чему не могут не радоваться граждане, сколько порядка и способа уплаты, предусмотренных законом. На уровне федерального законодательства дается «добро» на распределение налоговых ставок в каких-то рамках, а вот конкретный процент или сумму для своего региона, система налоговых органов РФ этого конкретного субъекта устанавливает на свое усмотрение.

Безусловно, все аргументируется существование огромных объемов работ и денежной необходимости в субъекте федерации, поэтому, на минимальную границу этого диапазона, как правило, рассчитывать не приходится.

Местный уровень

И если кто-то почувствовал азарт в уплате всех предыдущих видов налога, то его порадует наличие еще и местных обязательных сборов. Такие существуют на уровне муниципальных управлений и предписаны НК РФ по совместительству с нормативными актами местных самоуправленцев. Приятно, что оплачивая эти налоги, есть надежда на то, что вы реально увидите результат – куда именно пошли деньги налогоплательщиков, ведь все сборы местного уровня переходят непосредственно в бюджет муниципалитета. Правда государство похлопотало и здесь, оставляя на местном уровне только земельные сборы и имущественный налог физических лиц. Впрочем, спасибо говорят муниципалитеты, а плательщики подсчитывают свои деньги после того, как пришлось раскошелиться по всем трем уровням.

Таким образом, налоговая система РФ на местном уровне, подобно региональным, способны самостоятельно решать только вопросы налоговой ставки (в случае, если государство предоставит возможность), а также решать: когда и как жители должны все это выплатить.

Следует сказать, что хоть налогов и много, как кажется, но система налогообложения в Российской Федерации еще не включает в себя ряд других пошлин. Например, таможенные сборы, или специальные платежи за пользованием лесом, также не входит сюда сбор за загрязнение окружающей среды. Впрочем, не смотря на то, что эти платежи не считаются налогами, никто не мешает взимать их по другим (неналоговым) законам.

Налоговые режимы

Пересчитывая такое большое количество налогов, можно действительно сильно испугаться или хотя бы удивиться – когда же вы успеваете все платить? Но по факту, на существующих 15 налогов, есть 5 видов специальных режимов, каждый из которых существенно упрощает жизнь.

Безусловно, государство не может позволить себе терять какие-либо средства, просто так снимая обязанности платить налог. Но режимы способны объединить какие-то из них вместе, а некоторые и вовсе обнуляются, переходя в единую, установленную для всех сумму.

Сегодня, предприниматели и ИП могут воспользоваться: общим, упрощенным, единым, единым с/х и патентным видом налогообложения. В целом, система налогообложения довольно систематизирована и открыта.

vseproip.com

Сборщики налогов и сборов

Согласно НК РФ сборщиками налогов и сборов могут быть только государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица.

Главное отличие сборщиков налогов и сборов от других участников налоговых отношений состоит в том, что сборщики производят прием или взимание налогов (попутно контролируя правильность их исчисления) путем зачисления их сумм на свой счет или в свою кассу. Функции сборщиков налогов выполняют, например, таможенные органы.

Лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов

К некоторым субъектам налоговое законодательство предъявляет требования воздержаться от выполнения юридически значимых действий в отношении налогоплательщика (плательщика сборов) до уплаты им налога или сбора, исчисленного в соответствии с законодательством.

Например, судьи не в праве принять исковое заявление, апелляционную или кассационную жалобу, если к этим документам не приложено платежное поручение на уплату государственной пошлины с отметкой банка об исполнении.

Лица, обязанные информировать налоговые органы о фактах существенных для налогообложения

Некоторым субъектам налоговое законодательство вменяет в обязанность информировать налоговые органы о ставших известными им фактах, с которыми закон связывает возникновение обязанности третьего лица заплатить налог или сбор. Например, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, уплачивается российскими гражданами по уведомлению налогового органа. Оно составляется на основе сведений, представленных нотариусом, зарегистрировавшим факт принятия наследства или сделку дарения.

Лица, обязанные представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога

В предусмотренных законодательством случаях обязанность исчислять налог может быть возложена на налоговый орган. Как правило, это касается налогов на имущество физических лиц. Информацию об объекте налогообложения и другие необходимые сведения налоговый орган получает в этом случае от государственных органов, ведущих регистрацию и оценку соответствующего имущества: земельных участков, строений, транспортных средств.

К сожалению, НК РФ не регулирует взаимоотношений по представлению текущей информации об объектах налогообложения.

Лица, обязанные представлять налоговым органам данные, необходимые для организации налогового контроля

Государственные органы, регистрирующие организации и предпринимателей, обязаны представлять в налоговый орган по месту своего нахождения данные о зарегистрированных, реорганизованных или ликвидированных организациях, о физических лицах, которые зарегистрировались в качестве предпринимателей или сняли регистрацию. Информация должна быть представлена в течение 10 дней с момента регистрации.

Граждане учитываются налоговыми органами на основе сведений органов, регистрирующих рождения и смерти. Эти органы обязаны представлять в налоговые инспекции соответствующие данные. Такая же обязанность возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 85 части первой НК РФ).

Для контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Такие сведения налогоплательщики обязаны представлять самостоятельно.

Однако и на банки возложена обязанность сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счета организации, предпринимателя, иного самозанятого лица.

Лица, обязанные оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля (процессуальные

Мероприятия налогового контроля могут потребовать проведения специальных действий и процедур.

Экспертом признается лицо, имеющее специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Задача эксперта — подготовить заключение по вопросу, имеющему значение для налогообложения. Специалистом признается тот, кто обладает определенными профессиональными знаниями и навыками. В отличие от эксперта этот участник процедуры налогового контроля лично участвует в контрольных мероприятиях.

Граждане, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для налогообложения, могут быть вызваны налоговым органом в качестве свидетелей по делу о налоговом правонарушении. Важно отметить, что не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, которые получили эту информацию при исполнении своих профессиональных обязанностей и она относится к их профессиональной тайне. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Еще одним участником контрольных мероприятий являются понятые. Ими могут выступать любые граждане, не заинтересованные в исходе дела. Их задача — удостоверить факт, содержание и результаты действий, проведенных в их присутствии (ст. 98 части первой НК РФ).

Перечисление и зачисление средств, поступивших в уплату налогов на счет бюджета, — одна из стадий исполнения бюджета (ст. 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Это бюджетные, а не налоговые отношения.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БАНКОВ

КАК РАСЧЕТНО-КАССОВЬГХ ЦЕНТРОВ

В связи с открытием счетов организациями или физическим лицам:

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе

Сообщить налоговому органу об открытии (или закрытии) счета

Воздержаться от открытия счета лицу при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица

В связи с ведением операций по счетам:

Своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, [плательщиков сборов, налоговых агентов по перечислению сумм налога, сбора

Исполнить решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента

В связи с информированностью о финансовых операциях:

Представить в срок налоговому органу по его запросу справки по операциям и счетам организаций или граждан-предпринимателей

Исполнить решение налогового органа о взыскании сумм

налога, сбора, пеней

Схема 3. Обязанности банков, как участников налоговых отношений

Согласно ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы считаются уплаченными в соответствующий бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством. НК РФ устанавливает, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете, а при уплате налога наличными денежными средствами — с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо в организацию связи (п. 2 ст. 45).

Поручение на перечисление налога исполняется банком в обязательном порядке в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 части первой НК

Ответственность за нарушение этого порядка банк несет не перед клиентом, а перед государством. С банка, просрочившего перевод средств, поступивших в уплату налога, взыскиваются неперечисленные суммы, а также пени и штрафы.

Отношения налогоплательщика и банка по поводу уплаты налога являются публично-правовыми.

uchebnik.online

Цель взимания налога

Рассматривая признаки налога, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 ноября 1997 г.

Общая теория финансов / Под ред. Л.А. Дробзиной. М., 1995. С. 95.

Так, например, компенсационный характер платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам позволил Конституционному Суду РФ сделать вывод об отсутствии налоговой природы у данного вида платежа и, как следствие, отсутствии необходимости в правовой регламентации взимания этого платежа, присущей налоговым платежам (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 1998 года N 22-П «По делу о проверке конституционности постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся взимания платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. N 6).

Налог не должен рассматриваться в качестве компенсационной меры. Компенсация выплачивается одним лицом другому для того, чтобы восстановить какое-либо ранее нарушенное имущественное или неимущественное право этого другого лица. Когда же налогоплательщик производит налоговый платеж, он не имеет своей целью компенсировать государству какое-либо нарушенное имущественное или неимущественное право. Налог выплачивается в связи с тем, что государство нуждается в финансовых ресурсах, а не в связи с нарушением налогоплательщиком каких-либо прав государства.

Рассматривая цель взимания налога, следует также отметить, что налог взимается именно в пользу самих публичных субъектов, а не в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. То есть бенефициарами налоговых платежей являются государство или иной публичный субъект в целом, в то время как органы государственной власти только лишь организуют сбор налога, выполняя, по сути, представительские функции от имени публичных субъектов.

Цель — финансовое обеспечение деятельности государства как признак налога — позволяет отделить налог от иных обязательных платежей. Принудительный способ изъятия имущества в процессе налогообложения приводит к сближению налога с санкциями имущественного характера за допущенное правонарушение — штрафами, конфискацией имущества и т.п. Однако между налогами и санкциями имущественного характера существуют огромные различия. Санкции являются разновидностями государственного принуждения. Целью наложения санкций на правонарушителя является желание государства заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения норм права. В то же время налогоплательщик уплачивает налоги безотносительно к тому, совершал он или не совершал правонарушение, и государство не пытается (или, во всяком случае, не должно пытаться) заставить налогоплательщика не совершать в дальнейшем каких-либо действий. Таким образом, налог не может быть рассмотрен как разновидность санкций имущественного характера.

Что понимается в налоговом праве под термином «сбор»?

Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу — сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, — признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом. Как уже упоминалось при комментировании аналогичного признака налога, государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов общества и государства, и этим предопределяется обязательный порядок уплаты налоговых платежей.

Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, — тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Эта особенность сбора позволила Конституционному Суду судить о сборе как об индивидуально-возмездном платеже . По мнению многих ученых-юристов, признак возмездности является отличительным признаком сбора, позволяющим отделить его от налога. Так, например, Ю.А.

См., например: Определения КС РФ от 8 февраля 2001 г. N 14-О; от 10 декабря 2002 г. N 283-О; от 10 декабря 2002 г. N 284-О.

Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2003.

В этой связи хотелось бы отметить следующее. Возмездность должна проявляться в том, что орган, оказание услуг которого сопровождается уплатой сбора, должен оказать плательщику встречную услугу. Именно встречность требований может означать наличие некой возмездности. Однако в случае уплаты сбора именно встречность требований и отсутствует. Законодатель указывает, что уплата сбора является одним из условий совершения действий в отношении плательщика, то есть уплата сбора не влечет безусловной обязанности уполномоченного лица совершить юридически значимые действия (необходимо наличие прочих условий), и в то же время юридически значимые действия могут быть совершены в ряде случаев и без уплаты сбора. Совершая юридически значимое действие, уполномоченные государством органы выполняют определенные государственные функции, и в связи с этим взимается сбор, который должен заставить плательщика ответственно подходить каждый раз, обращаясь к этим уполномоченным органам. Сбор, таким образом, имеет скорее дисциплинирующее значение и не является индивидуально-возмездным. В этой связи позиция Конституционного Суда об индивидуально- возмездной природе сбора не совсем верна.

Завершая рассмотрение понятия «сбор», следует отметить, что «совершение юридически значимых действий» является существенным признаком, позволяющим сегодня различать «налог» и «сбор». Однако представляется, что по отношению к признакам налога признак действий является дополнительным, а не альтернативным, т.е. и обязательность, и индивидуальная безвозмездность, и финансирование деятельности государства характеризуют природу сбора и должны присутствовать в легальном определении.

Какие экономические принципы налогообложения лежат в основе системы налогообложения?

Теоретические изыскания в области налогообложения появились в Европе в конце XVIII в. Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей вышедшей в 1776 г. книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» он сформулировал основные постулаты теории налогообложения, которые впоследствии были развиты в учениях о налогах последующих исследователей, в том числе и российских. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. Он говорил, что при системе государственного управления, при которой государство не руководит деятельностью отдельных личностей («система естественной свободы»), у государства имеются три обязанности. Во-первых, государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов; во-вторых, государство обязано оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества; в-третьих, государство обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы. Эти обязанности, лежащие на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а значит, и определенных доходов в пользу государства. «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства» . То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций. Вместе с тем, для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как «четыре принципа налогообложения Адама Смита».

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1935. Т. 2. С. 341.

Первый принцип — принцип справедливости — состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями. При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. «Не может быть неблагоразумия в том, чтобы богатые принимали участие в расходах государства не только пропорционально своим доходам, но и немного выше» .

Там же. Т. 1. С. 174.

Второй принцип именуется принципом определенности. Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства. «Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью» .

Смит А. Указ. соч. С. 342.

Третий принцип именуется принципом удобности. В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.

Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии, заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству» .

Эти принципы налогообложения выведены автором на основе очень серьезного исследования экономических явлений, сопровождающих налогообложение. Несмотря на то что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас. В настоящее время при разработке нормативных документов по вопросам налогообложения законодатель обязан учитывать эти законы А. Смита, иначе налоговая система государства будет малоэффективной.

knigi.link

Еще по теме:

  • Заявка на экспертизу Заказать экспертизу Рецензирование экспертиз Автотехнические экспертизы Оценка ущерба при ДТП Экспертиза обстоятельств ДТП Экспертиза технического состояния ТС Пожарно-техническая экспертиза ТС Строительные экспертизы Экспертиза по разделу […]
  • Мировые суды пензенской области Государство и общество | Суды и судьи в Пензе « Арбитражный суд Пензенской области » Режим работы: Пн-Чт: 9:00 - 18:00Пт: 9:00 - 17:00обед: 13:00 - 13:45 « Пензенский гарнизонный военный суд » Режим работы: Пн-Чт: 9:00 - 18:00Пт: 9:00 - […]
  • Услуги адвоката уголовные дела москва Адвокат Петров Дмитрий Владимирович. Услуги адвоката в Москве. Как профессиональный адвокат, имеющий богатую правоприменительную практику, я предлагаю доверителям квалифицированные юридические услуги. Я руковожу адвокатским кабинетом, […]
  • Расписка это термин или нет Расписка это термин или нет √ Расписка при сделках: лист бумаги или документ? √ В операциях с недвижимостью одна из сторон, участвующая в сделке, передает другой денежные суммы. Например, в сложившейся сегодня практике аренды жилья […]
  • Иск на раздел долгов образец Исковое заявление о разделе долгов и долговых обязательств супругов Задайте вопрос юристу бесплатно! Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос! Все данные будут […]
  • Банк возврат tax free В аэропорту Домодедово пассажирам вернут TAX FREE 24 января 2017 года, Домодедово, Московская область. В пассажирском терминале Московского аэропорта Домодедово граждане России смогут вернуть НДС с приобретенных за рубежом товаров. Возмещение можно […]