7.1. Понятие и признаки государственного органа. Понятие системы органов государственной власти

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Для государственного органа характерны следующие признаки :

1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) государственный орган обладает властными полномочиями. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что, во-первых, орган государства наделен правом принятия решений, обязательных для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, на которых распространяется компетенция данного государственного органа; во-вторых, орган государства обеспечивает организацию исполнения принятых решений, опираясь при этом на материальную базу (средства государственного бюджета); в-третьих, орган государства принимает меры по охране принятых решений путем применения различных методов и мер убеждения, поощрения, государственного принуждения;

3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов государственной власти.

Государственный орган — это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления задач и функций, возложенных государством.

Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти Российской Федерации. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

В систему государственных органов субъектов Федерации входят законодательные органы государственной власти, исполнительные органы, возглавляемые президентами в республиках, главами администраций в иных субъектах, суды субъектов Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 77) система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Государственные органы субъектов Федерации в пределах своего ведения и полномочий обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Ключевое место в системе органов государственной власти Российской Федерации занимает Президент РФ — глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Федерации.

Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность — принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ — заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми сферами исполнительной власти (федеральное правительство, правительства субъектов Федерации) и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (например, федеральные министерства).

Органы судебной власти. К ним относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему Российской Федерации. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

www.bibliotekar.ru

Органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти, их сущность и властные полномочия

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации: народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обяяательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов федерации). Федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти — это прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительно власти — президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федерации, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства — заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации и т. д.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указов Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Российской Федерации, федеральных законов и законов представительных органов субъектов федерации, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей глав администрации субъектов Российской Федерации, постановлений и распоряжений вышестояящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов федерации. Федеральные — это Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов федерации — президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относится, например, Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации, ко вторым — министерства, государственные комитеты и другие ведомства федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру своей компетенции могут быть также подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое управление. К первым из них относятся, как правило, министерства, ко вторым, главным образом — государственные комитеты.

Следует различать также органы исполнительной власти коллегиальные и единоначальные. Коллегиальные — это Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти — Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд Российской Федерации.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции Российской Федерации (ст. 126) Верховный Суд Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации (ст. 129) составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов в сфере государственного управления, экономической деятельности и охраны прав и свобод граждан; за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия: за соответствием закону судебных актов; за исполнением законов в местах содержания задержанных и предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав личности потерпевшего от преступного посягательства. Она участвует в правотворческой деятельности государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 129) Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов федерации назначаются

Генеральным прокурором по согласованию с субъектами федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

www.gazetaprotestant.ru

Система органов государственной власти в Российской Федерации

Система органов государственной власти представляет собой совокупность органов государственной власти, государственных органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями и выполняющих четко законодательно определенные за ними функции.

В ст. 10 Конституции РФ обозначено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а с учетом государственного устройства России выделяют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъекта РФ.

Государственную власть на федеральном уровне в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, федеральные суды.

Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти, виды которых формируются с учетом разделения властей на органы законодательной (законодательные собрания, думы, хуралы и пр.) и исполнительной власти (правительства, кабинеты министров, администрации), а также суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи). Система органов государственной власти субъектов РФ с учетом специфики отдельно взятого субъекта РФ закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта РФ.

Кроме перечисленных в ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ее тексте упоминаются и другие федеральные государственные органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: ЦБ РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103), прокуратура РФ (и. «о» ст. 71, ст. 129), Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти, однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов и называть их государственными органами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами, а также осуществляет иные кредитно-расчетные функции. Он подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» задачами Счетной палаты РФ являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и другие в соответствии с финансовыми задачами деятельности палаты.

Важным в современном демократическом государстве является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» определяет данное высшее должностное лицо как гаранта государственной защиты прав граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, их соблюдения государственными органами, должностными лицами государственных и общественных организаций, органами местного самоуправления. Задачи, стоящие перед Уполномоченным но правам человека в Российской Федерации, предполагают независимый характер его деятельности: он не может находиться на государственной службе или быть членом какой-либо политической партии или иного общественного объединения.

К основным направлениям деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации относятся: рассмотрение индивидуальных жалоб, случаев массовых нарушений прав и свобод, инспектирование деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц и т.д.

Одно из центральных мест в системе государственных правоохранительных органов занимает прокуратура. В соответствии со ст. 29 Конституции РФ и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры РФ представляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. К органам прокуратуры относятся также военные и другие специализированные прокуратуры, например по надзору за законностью в местах лишения свободы.

В компетенцию прокуратуры входит осуществление уголовного преследования, защита законности. Прокуратура является органом, осуществляющим надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина; ее деятельность реализуется в специфических, присущих именно органам прокуратуры, формах и методах: принесение протеста, представления прокурора, принятие постановления, направление прокурором предупреждения о недопустимости нарушений и др. В судебных заседаниях прокуроры участвуют в качестве государственных обвинителей.

Особенности организации и деятельности Конституционного Собрания в настоящее время законодательно не определены.

Государственные органы, не обладающие властными полномочиями, осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а акты не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства [1] ; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности [2] ; Государственный совет – совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ [3] ; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также органов судейского сообщества [4] .

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и не являющиеся государственными органами организации, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, адвокатура и др.).

  • [1] См.: Положение об Администрации Президента РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490.
  • [2] См.: Федеральный закон 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».
  • [3] См.: Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации».
  • [4] См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

studme.org

Распределение властных полномочий в США

Полномочия федерального правительства:

1. Печатание денег.

2. Регулирование бизнес-отношений между штатами и международной торговли.

3. Заключение договоров и проведение внешней политики.

4. Объявление войны.

5. Снабжение армии и флота.

6. Учреждение почтовых служб.

7. Принятие законов, необходимых для выполнения этих полномочий.

Полномочия, осуществляемые совместно штагами и федеральным правительством:

2. Строительство дорог.

3. Заимствования денег

4. Учреждение судов.

5. Принятие и применение законов.

6. Выдача лицензий банкам и корпорациям.

7. Расходование денежных средств для общего благосостояния.

8. Принятие частной собственности для общественных целей со справедливой компенсацией.

1. Выдача лицензий.

2. Регулирование бизнес-проблем внутри штата и между штатами.

3. Проведение выборов.

4. Формирование местных органов власти.

5. Ратификация поправок к Конституции штата.

6. Решение проблем здоровья и безопасности населения штата.

7. Исполнение полномочий, не делегированных конституцией федеральному правительству.

Согласно ст. 30 и 32 Конституции ФРГ, «осуществление государственных полномочий и выполнение государственных задач принадлежит землям», а «ведение сношений с иностранными государствами принадлежит Федерации». Субъектами Федерации считаются 85 административных единиц, но они имеют совершенно разные статусы, права и взаимоотношения с федеральным центром. Одни из них именуются республиками, другие – областями или автономными областями, третьи – краями, четвертые – национальными округами. Нередко один «равноправный» субъект входит в состав другого субъекта. Республики имеют право на собственные конституции, остальные – только на уставы.

Властные полномочия в государстве Конституция Российской Федерации делит на те, которые находятся в ведении Федерации (ст. 71), и те, которые находятся в совместном ведении Федерации и её субъектов (ст. 72), где определяющим всегда является мнение федерального центра.

Распределение властных полномочий в Российской Федерации

Полномочия Российской Федерации (ст. 71):

1) Принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль их соблюдения.

2) Федеративное устройство и территория Российской Федерации.

3) Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств.

4) Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти.

5) Федеральная государственная собственность и управление ею.

6) Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

7) Установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

8) Федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

9) Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе.

10) Внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира.

11) Внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

12) Оборона, и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и похулки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования.

13) Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

14) Судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательства, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности.

15) Федеральное коллизионное право.

16) Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система, и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учёт.

17) Государственные награды и почётные звания Российской Федерации.

18) Федеральная государственная служба.

Полномочия, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72):

1) Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам

2) Защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон.

3) Вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами.

4) Разграничение государственной собственности.

5) Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

6) Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

7) Координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

8) Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

9) Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

10) Административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

11) Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат.

12) Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

13) Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

14) Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Полномочий, находящихся в исключительном ведении субъектов Федерации, как это имеет место в конституциях других федеративных государств мира, Конституция Российской Федерации почему-то не признает.

Распределение властных полномочий предполагает также установление запретов на то, что Федерация и её конституанты не могут делать. В Конституции США это сделано достаточно чётко.

Полномочия, запрещённые к исполнению в США.

1) Вступать в договоры с другими странами.

2) Печатать деньги.

3) Устанавливать налоги на импорт или экспорт.

4) Наносить ущерб контрактным обязательствам, приостанавливать действие прав человека, без надлежащей правовой процедуры.

Федеральному правительству запрещено:

1) Нарушать Билль о правах, навязывать экспортные налоги на торговлю между штатами.

2) Использовать средства из казны без принятия и одобрения законопроект об ассигнованиях.

3) Изменять границы штатов.

Штатам и федеральному правительству запрещено:

1) Присваивать титулы знатности.

2) Разрешать рабство (13-я поправка).

3) Отказывать гражданам в праве голоса на основании расы, цвета кожи или предшествующего статуса рабства (15-я поправка).

4) Отказывать гражданам в праве полоса по признаку пола (19-я поправка).

Конституция Российской Федерации таких запретов не содержит.

На каждом из уровней власти решаются какие-то части проблем человеческой жизни. Основная часть проблем (экономических, социальных, духовных и политических по их оптимизации) приходится на уровни поселений, районов, округов и областей, которые и должны их решать. Поэтому естественно, что большая часть власти по организации и решению этих проблем должна оставаться у самих членов общества и местных коммун (сельских, окружных и областных сообществ). При этом следует выделять также полномочия, которые касаются проблем сотрудничества, кооперации, использования природных ресурсов, пограничных водных и транспортных артерий и т.д. и затрагивают жизненные интересы населения нескольких прилегающих к ним областей. Полномочия первого ряда должны оставаться у местных властей, полномочия второго ряда – у округов и областей.

Другими словами, главной для человека всегда должна стать та власть, которая находится ближе к нему. Демократическому государству делегируются только те полномочия, которые касаются защиты жизни и обеспечения безопасности всех граждан, создания единого во всем обществе правового поля, печатания единой для всей страны валюты, а также отношений с другими странами и народами мира. Концепция разделения власти при демократии основывается на нескольких принципах, а именно: власть распределяется по вертикали (район, округ; субъект федерации и центральное правительство). Правительство исполняет широкий круг полномочий, которые разделяются между несколькими, относительно самостоятельными ветвями и отделами, должностные лица которых должны функционировать независимо от других ветвей власти. Никто из них не должен выполнять более чем одной функции власти, и никакой орган власти, даже законодательный, не может изменить это распределение, делегируя свои полномочия другим ветвям [21, р. 261]. Ни один из институтов власти не вправе также расширять свои полномочия. Это мажет сделать только народ, гражданское общество.

Таким образом, политическая власть сводится к выработке норм жизни государства, обеспечению их исполнения и контролю за их соблюдением на всех уровнях. Это деление властей, вероятно, не вполне соответствует всем нормам демократии, поскольку в нём не отражена власть гражданского общества по формированию институтов политических властей, контролю над всеми ними и принуждению их к соблюдению Основного закона. В некоторых государствах предпринимаются попытки уточнить эту структуру, включая туда власть по формированию институтов власти и контролю над ними.

studme.org

Властные полномочия российской федерации

Определение властных полномочий, их закрепление и осуществление представляют собой сложный процесс. На него влияют разные факторы, в том числе политические, правовые, социально-психологические. Много и реальных оснований для использования властных полномочий, хотя юридически они закрепляются в законах, положениях, должностных инструкциях. И нужно правильно и своевременно их осуществлять, одни – в режиме постоянного использования, другие – в случаях, специально оговоренных в законодательстве. Избегать как «гипертрофии» властных полномочий, так и превышения легальных пределов.

Особое внимание следует уделять учету специфики властных полномочий. Без этого неизбежны «размытость границ» прав и обязанностей, ответственности, нечеткие и расплывчатые юридические формулировки. Неизбежным следствием такого подхода являются многочисленные ошибки на практике, когда неверно определяется «набор полномочий» для разных уровней властвования и управления, когда неудачно выбираются из этого набора те полномочия, которые не дают должного эффекта в конкретной ситуации и применительно к различным объектам воздействия со стороны субъектов властных полномочий.

Так, по-прежнему остается слабым местом в управленческой практике неиспользование федеральными министерствами и ведомствами своих прав по ведению постоянной информационно-аналитической и прогностической работы. Взамен практикуются эпизодические запросы сведений с мест, проверки, оперативные указания. А соответствующие органы ис-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 145

полнительной власти республик и областей привыкают действовать в таком режиме и мало влияют на последовательную реализацию функций управления, законодательных и иных нормативно-правовых актов.

Реалии жизни высветили особую актуальность классификации властных полномочий. Ее освоение позволяет должностным лицам, депутатам и работникам государственных органов правильно определять полномочия, верно их оценивать и умело применять. Речь идет о классификации полномочий по трем критериям: а) по характеру полномочий, их содержанию и способам осуществления; б) по видам субъектов, использующих властные полномочия; в) по режиму применения властных полномочий. Рассмотрим их подробнее.

По первому критерию властные полномочия можно с известной степенью условности разделить на несколько групп. Каждая группа охватывает однородные по своей направленности, но различаемые по юридическим способам осуществления властные полномочия. Первая группа охватывает полномочия по принятию императивных решений. Для их юридического обозначения используются разные формулы: «решает» (самостоятельно, совместно, по согласованию, предварительно, с последующим утверждением), «устанавливает» (порядок регулирования, действий и т.п.), «дает указания», «участвует» (в обсуждении вопросов, принятии актов).

Вторая группа властных полномочий включает полномочия по сбору, анализу и использованию информации, изучению ситуации и оценке предложений. Для нее характерны следующие полномочия: «запрашивает», «получает», «рассматривает», «изучает», «вносит предложения».

Третьей группе властных полномочий присуще такое общее свойство, как мера соприкосновения и контактов с полномочиями других субъектов. К их числу можно отнести «координацию» (объединение усилий и деятельности различных организаций), «согласование», «содействие», «достижение договоренности», «заключение соглашений».

Четвертая группа полномочий выделяется по методам организационно-инструктивного воздействия на «пассивную сторону» властных отношений с целью побудить ее действовать в общем русле правовых актов и в соответствии с предлагаемой ориентацией. Сюда можно отнести такие полномочия, как «ор-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 146

ганизация». «инструктирование», «методическая помощь», «консультирование», «обобщение опыта», «стимулирование», «поддержка».

Пятая группа охватывает властные полномочия контрольно-оценочного характера. А именно, «контролирует», «проверяет», «заслушивает», «подводит итоги», «оценивает», «отменяет», «приостанавливает», «применяет меры ответственности».

К шестой группе можно отнести своего рода интегрирующие властные полномочия, каждое из которых включает в себя ту или иную комбинацию вышеназванных полномочий из пяти групп. Такими интегрирующими полномочиями, позволяющими дать общую характеристику компетенции, являются следующие: «осуществляет руководство», «направляет», «регулирует», «обеспечивает», «принимает меры». И важно, чтобы каждое полномочие подобного рода расчленялось на составные элементы, т.е. более конкретные виды полномочий

Классификация властных полномочий по второму критерию позволяет различать их по субъекту. Как уже отмечалось выше, признаны и действуют различные субъекты публично-правовых отношений, но их крут шире, нежели круг субъектов властных отношений. К числу субъектов, обладающих властными полномочиями, можно отнести, во-первых, государство, государственные образования (административно-территориальные единицы и т.п.), государственные органы, должностных лиц, народ (население, избиратели, группы граждан – в случаях принятия решений на основе прямой демократии). Это субъекты, которые органически обладают своего рода первичными полномочиями. Во-вторых, можно назвать хозяйствующие субъекты, публичные корпорации, общественные организации, наделенные определенными властными полномочиями со стороны государства. Все это должно производиться на основе закона.

Рассмотрим прежде всего круг полномочий, которыми обладает государство. В науке теории государства и права, конституционного права и международного права содержание право-субъектности и соответственно объем прав государства во внутренней и внешней сферах- связываются с его суверенитетом. Государство самостоятельно осуществляет свою власть, пользуясь всеми необходимыми средствами. Причем в федеративных государствах приходится различать полномочия и пред-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 147

меты исключительного ведения федерации и полномочия и предметы совместного ведения федерации и ее субъектов.

Так, согласно статье 71 Конституции России в ведении Российской Федерации находятся, в частности:

принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением,

федеративное устройство и территория Российской Федерации;

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств;

установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти,

федеральная государственная собственность и управление ею;

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития .

Статья 72 относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов, в частности

защиту прав и свобод человека и гражданина; защиту прав национальных меньшинств;

обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами,

разграничение государственной собственности;

природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

координацию вопросов здравоохранения, защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение,

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 148

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий,

установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатуру, нотариат;

установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Конституции республик в составе Российской Федерации определяют, в свою очередь, объем полномочий республик в сферах совместного и исключительного (собственного) ведения. Таковы, например, статьи 117–134 Конституции Республики Саха (Якутия) об экономической основе республики, статьи 84– 97 о местном самоуправлении, статьи 13–22 Конституции Республики Тыва об основах экономики республики, статьи 23– 28 об основах социальной защиты граждан, статья £3 о полномочиях Верховного Хурала, статьи 79–82 о Правительстве. В уставах краев, областей и других субъектов Федерации подробно определяется круг полномочий соответствующих органов.

Полномочия государственных институтов, государственных органов устанавливаются в конституциях и законодательстве. В последнем случае имеются в виду как статутные законы о правовом положении органов государства, так и тематические законы, определяющие их конкретные полномочия в различных сферах государственной, экономической и социальной жизни. В последние годы наблюдается оправданный переход к закреплению полномочий методом их -«закрытого перечня». Лишь в некоторых случаях оговаривается возможность наделения субъектов иными полномочиями на основе законов. Тем самым деятельность властных структур вводится в строго легальное русло. Им не предоставляется право, присущее предприятиям, организациям, о возможности принятия решений, кроме тех, которые закреплены законодательством.

Приведем ряд иллюстраций полномочий государственных институтов и органов. Например, в статьях 83–90 Конститу-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 149

ции Российской Федерации установлены основные полномочия Президента Российской Федерации. Причем эти полномочия сгруппированы применительно к разным сферам использования и объектам воздействия – полномочия по формированию государственных институтов, по руководству внешней политикой, вооруженными силами, по решению вопросов о статусе граждан, изданию правовых актов, регулированию взаимоотношений органов Федерации и ее субъектов.

В Конституции Республики Беларусь в 25 пунктах статьи 100 точно определены полномочия Президента и указано на осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией и законами. Полномочия Кабинета Министров при Президенте в Конституции не определены, и это должно быть урегулировано Законом о Кабинете Министров. Иная практика в России. В Конституции Российской Федерации закреплены основные полномочия Правительства (статьи 112–115) и предусмотрено принятие специального закона.

В правотворческой практике довольно часто полномочия государственных органов и местного самоуправления определяются двояким образом. В статутных законах даются общие характеристики их полномочий и закрепляются полномочия применительно к основным сферам деятельности. Сочетание общего и предметно-функционального вполне себя оправдывает. Такими были, например, статья 6 «Общие вопросы компетенции Совета Министров СССР» и статьи 7–15 об основных полномочиях Правительства в области экономики, социального развития и культуры, финансов, кредита и цен, науки и техники и др. Закона «О Совете Министров СССР» (1978 г.). Подобным образом построены главы и статьи Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (1990 г.) и Закона РСФСР «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» (1992 г.).

В законах и положениях об органах исполнительной власти приходится одновременно решать задачу определения полномочий как органа в целом, так и его руководителя. Объем полномочий последнего, совпадая с объемом полномочий министерства, комитета, администрации, различается по набору полномочий. В качестве примера сошлемся на «Положение о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 130

Российской Федерации», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г.

Минприроды России, его территориальные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

утверждать инструктивно-методические и .нормативно-технические документы (правила) в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности;

запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения задач;

заслушивать отчеты руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам соблюдения экологических требований законодательства, выполнения планов и программ осуществления природоохранных мероприятий;

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации, охраняемые территории, другие объекты независимо от их ведомственной принадлежности,

ограничивать или приостанавливать в установленном порядке деятельность предприятий или иных объектов независимо от форм собственности и подчинения, если их эксплуатация осуществляется с нарушением требований природоохранительного законодательства;

в установленном порядке аннулировать или давать предписания об аннулировании лицензий (разрешений) на пользование отдельными видами природных ресурсов при нарушении условий, установленных в них;

вносить предложения об изъятии в установленном порядке земельных участков при использовании их способами, приводящими к развитию эрозии и деградации земель, химическому, биологическому и радиоактивному загрязнению, а также о запрещении использования загрязненных и деградированных земель;

запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство которых выполнено с нарушением экологических норм и правил; во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами останавливать и осматривать российские и иностранные суда и другие плавучие средства для проверки фактов нарушения требований природоохранительного законодательства и задерживать их до решения вопроса о компенсации ущерба в случае установления нарушения;

запрещать ввоз на территорию Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 151

опасных грузов (изделий), сырьевых ресурсов, осуществляемые с нарушением экологических норм и правил;

взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее;

предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранительного законодательства;

утверждать уставы подведомственных учреждений и организаций в соответствии с типовым уставом, утверждаемым Госкомимуществом России;

назначать на должность и освобождать от должности руководителей подведомственных учреждений и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями в порядке, установленном действующим законодательством;

публиковать либо передавать для публикации информацию о качестве окружающей среды и другие данные, имеющие прямое отношение к экологической безопасности населения.

Решения Минприроды России и его территориальных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для органов государственного управления, юридических и физических лиц.

Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации:

осуществляет общее руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач, утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру, штатное расписание и положения о подразделениях центрального аппарата;

издает приказы, указания, инструкции, обязательные для исполнения работниками Министерства и подведомственных органов, организаций и учреждений;

назначает на должность и освобождает от должности по согласованию с исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации руководителей территориальных органов Минприроды России.

В Минприроды России образуется коллегия в составе министра (председатель), его заместителей по должности, руководителей главных управлений, управлений и отделов Министерства, ведущих ученых и специалистов.

Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности Министерства, подведомственных учреждений, организаций и

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 152

предприятии, результаты проверок исполнения принятых решений, вопросы международного сотрудничества, подбора, расстановки, обучения и использования кадров, заслушивает руководителей органов управления и других должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции Министерства.

В контексте рассматриваемой темы уместно сделать пояснения по поводу регламентации элементов властных полномочий. Для органов, которые осуществляют функции руководства, регулирования и управления, акцент делается на их правах (принятие решений и т.п.). Для контрольно-надзорных органов на передний план выдвигаются обязанности, затем формулируются их права. Не всегда, к сожалению, выделяется ответственность за ошибочные решения и действия, бездействие и т.п., хотя в этом ощущается острая необходимость.

Обратимся к Закону «О федеральных органах налоговой полиции». Статья 10 посвящена обязанностям органов налоговой полиции. Они обязаны:

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия и дознание с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, принимать меры к возмещению нанесенного государству ущерба;

2) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

3) принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку;

4) обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;

5) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий;

6) оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

7) проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 15З

8) осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденции развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц.

Сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.

Федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право:

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов;

2) осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков после проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок;

3) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель;

4) беспрепятственно входить в любые помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их;

5) требовать от руководителей и иных должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц устранения нарушений законодательства о налогах и контролировать его выполнение;

6) вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;

7) получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятии, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей.

В статье 20 установлена ответственность сотрудников налоговой полиции и право обжалования их противоправных действий За противоправные действия сотрудники налоговой полиции несут установленную законом ответственность. Вред, при-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 154

чиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям противоправными действиями сотрудника налоговой полиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.

Действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.

Контроль за деятельностью федеральных органов налоговой полиции в пределах своих полномочий осуществляют Верховный Совет Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Надзор за законностью деятельности федеральных органов налоговой полиции осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Специфичен правовой статус руководителя предприятия, учреждения и организации. В прошлые годы его правовое положение определялось на основе Закона о предприятии, актов по народному образованию, здравоохранению и др. Применялись Единая номенклатура должностей служащих и квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Центральные органы управления разрабатывали типовые или примерные положения, должностные инструкции, а на предприятиях, в объединениях утверждались комплекты нормативных документов. Сейчас законодательные акты о предприятиях, об образовании и другие «напрямую» определяют основные полномочия руководителей нижнего звена управления, обладающих властными полномочиями. В положениях и должностных инструкциях допускается их конкретизация.

Схематично можно сгруппировать полномочия руководителя следующим образом. После вступления в должность на первом этапе речь идет:

а) об освоении руководителем нормативного материала, регулирующего деятельность предприятия и определяющего обязанности, права и ответственность самого руководителя;

б) о проведении первичного анализа руководителем деятельности предприятия;

в) об организации управления на предприятии;

г) об ознакомлении с кадровым составом предприятия;

д) об изучении внешних связей предприятия.

Проводятся установочные совещания. В дальнейшем руководитель должен:

а) правильно организовывать труд подчиненных и взаимоотношения в коллективе, обеспечивать внедрение научной организации труда;

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 155

б) осуществлять организационно-технические мероприятия, направленные на систематическое совершенствование структуры управления производством;

в) обеспечивать экономное и эффективное использование материальных ресурсов, бережное отношение подчиненных к социалистической собственности, выявлять и устранять причины и условия, способствующие утрате и порче материальных ценностей;

г) строго соблюдать требования законности, четко отдавать приказы и распоряжения подчиненным и проверять их исполнение;

д) обеспечивать выполнение коллективом заданий, рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы;

е) решительно требовать соблюдения трудовой дисциплины, принимать необходимые меры к укреплению порядка, сокращению текучести кадров и потерь рабочего времени; руководитель несет ответственность за состояние дисциплины среди подчиненных;

ж) умело сочетать требовательность к подчиненным с заботой о них, быть чутким к людям, их нуждам и запросам, поощрять работников, отличившихся при выполнении трудовых обязанностей и общественного долга, строго взыскивать с нарушителей трудовой дисциплины;

з) вовлекать трудящихся в управление, учитывать мнения и предложения трудовых коллективов при принятии управленческих решений; информировать трудовые коллективы о своей работе, принятых решениях и о ходе их выполнения;

и) без доверенности действовать от имени предприятия и представлять его во всех организациях;

к) в соответствии с действующим законодательством распоряжаться имуществом предприятия, заключать договоры, выдавать доверенности (в том числе с правом передоверия), открывать в банках расчетный и другие счета предприятия;

л) утверждать штатное расписание для руководящих, инженерно-технических работников и других служащих аппарата управления исходя из фонда заработной платы, определенного по утвержденному нормативу;

м) разрабатывать и утверждать нормативы ФЗП для руководящих, инженерно-технических работников и других служащих предприятия.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 156

Заместители генерального директора (директор) в пределах своей компетенции действуют от имени объединения (предприятия), представляют его в других учреждениях и организациях, могут совершать хозяйственные операции и заключать договоры без доверенности, а также выдавать доверенности работникам объединения. Кроме этого, все принадлежащие объединению (предприятию) права и возложенные на него обязанности, связанные с его деятельностью, осуществляются генеральным директором и по установленному распределению обязанностей – его заместителями и другими должностными лицами, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством,– совместно, по согласованию или с участием соответствующего профсоюзного органа или трудового коллектива.

Связывая процесс принятия ведомственных и локальных актов с процессом реализации прав и обязанностей руководителя, упомянем о таком феномене, как неправильное использование прав и непринятие решений. Ответственность за принятое решение наступает в следующих случаях: обнаружения ошибок в содержании решении, причинения ущерба или нарушения интересов других субъектов права; неполного использования информации (недостоверности информации) при подготовке решения; наступления неблагоприятных последствий, которые нужно было предвидеть; недостижения результата, на который было рассчитано решение.

Ответственность за непринятие решения наступает в следующих случаях: уклонения от обязанности принять определенное решение в пределах полномочий; нерешения вопросов, отнесенных к ведению руководителя; несвоевременного принятия решения; недоведения до сведения вышестоящих звеньев информации о неблагополучии положения дел на вверенном участке; внесения предложений по вопросам, не требующим решения вышестоящих звеньев.

Мы уже вели речь о своего рода встречных властных полномочиях, которыми государство наделяет негосударственных субъектов. Эти субъекты неодинаковы. Применительно к общественным организациям, статус которых весьма специфичен [1] , возложение или передача им некоторых функций производятся на основе закона. Менее желательно принятие в подобных случаях подзаконных актов, что наблюдалось в СССР в 60-х гг.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 157

Обратимся к Закону Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (1992 г.). Статьи Закона запрещают вмешательство в сферу деятельности профсоюзов. Регистрация проводится в порядке, установленном Законом. Статья 6 регулирует участие профсоюзов в управлении государственными и общественными делами права на участие в выработке социально-экономической политики, в разработке проектов законов по труду, внесение в госорганы предложений о принятии, изменении, отмене нормативных актов, согласование.

Статья 25 посвящена ответственности профсоюзов и возмещению ими вреда, причиненного государству, физическим или юридическим лицам.

В 60–80-х гг. в СССР была отчетливо выражена тенденция на повышение роли трудовых коллективов не только в сфере хозяйственных, трудовых и социальных отношений, но и в сфере политико-властных и управленческих функций [2] . Конституция СССР 1977 г., Закон «О повышении роли трудовых коллективов» (1993 г.), КЗоТ, Закон «О государственном предприятии (объединении)» (1987 г), другие правовые акты расширили права трудовых коллективов вплоть до утверждения плана предприятия. С переходом к рыночной экономике значение феномена трудовых коллективов как самостоятельных участников публичных отношений уменьшается, их пр х ава в основном сводятся к участию в решении некоторых хозяйственных, трудовых и социальных вопросов. Сохранена формула «вопросы самоуправления трудового коллектива» (статья 235 1 КЗоТ России).

Государство может поручать или передавать некоторые властные полномочия хозяйствующим субъектам. В Российской Федерации решением Правительства ряд государственных корпораций, концернов, акционерных обществ получили права нормативного регулирования в отрасли, подотрасли, представительства их интересов в центральных органах, внесения проектов правовых актов. Таковы полномочия «Газпрома» и других организаций.

В зарубежных странах – Англии, США, Германии – получили развитие публичные корпорации и агентства, которые действуют на основе специальных законов. Предоставленные им полномочия имеют строго целевой смысл [3] .

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 158

Как уже указывалось, помимо двух рассмотренных нами критериев классификации властных полномочий (характер полномочий и вид субъекта, использующего эти полномочия) есть и третий.

Третий критерий классификации властных полномочий – их различение по временному режиму осуществления. Одни полномочия требуется осуществлять постоянно, ритмично, иначе прервется процесс властно-управленческого воздействия. Другие полномочия применяются в строго определенных случаях; при объявлении чрезвычайного положения, при необходимости приостановить или отменить акт другого органа и т.д. Их потенциал выявляется ситуационно.

[1] Общественные организации, право и личность. М., 1981

[2] Трудовые коллективы в системе советской социалистической демократии. М., 1979

www.kursach.com

Еще по теме:

  • Штраф если нет сан книжки Имеет ли право работник ДПС штрафовать водителя за отсутствие санитарной книжки на транспортное средство, перевозящее продукты питания? 1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru Действующими нормативными документами предусмотрено, что автотранспорт, […]
  • Работа в энгельсе вакансии юриста Работа в энгельсе вакансии юриста Муниципальное унитарное предприятие "Дорожник Заводского района" • Саратов Юрист Юридическая компания ЯГОФАРОВ ПРАКТИК • Саратов Юрист Центр Бизнес Решений • Саратов Юрист Юрист Долговой центр • […]
  • Платят ли пенсионеры налог на гараж Налог на гараж в собственности Налогообложение — трудоемкий и специфический процесс, который обхватывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и владение недвижимым имуществом. Обложение имущества граждан налогом и его порядок изложены […]
  • Служебная записка о возмещении расходов Служебная записка на командировку Образец служебной записки о направлении в командировку Пример служебной записки на командировку Служебка удостоверяет факт нахождения работника в том месте, куда он был направлен, дату его приезда и возвращения из […]
  • Исковое заявление о взыскании задолженности за товар без договора Исковое заявление по взысканию задолженности без договора Многие задают вопрос, можно ли вернуть свои деньги, если нет договора на оказание услуг. Есть шанс не получить средства только в том случае, если нет доказательств об оказанной услуге. […]
  • Востребованные области юристов Самые востребованные юридические специальности Если Вам полезно выяснить Самые востребованные юридические специальности то изучайте образец дальше. Думаем оказаться полезными пользователю. Когда я открывал собственую юридическую практику, часто […]