§ 2. Виды ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может рассматриваться как разновидность финансовой, административной или уголовной ответственности.
Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.
В свою очередь налоговая ответственность включает в себя:
— ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений;
— ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
— ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Отличие налоговой ответственности от других разновидностей ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах заключается, прежде всего, в особенностях ее процессуальной формы. Согласно п. 1 ст. 10 НК РФ, порядок привлечения к налоговой ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном гл. 14 и 15 НК РФ. Производство же по делам о нарушениях законодательства о налогах и сбоpax в связи с перемещением товаров через таможенную границу ведется в порядке, установленном таможенным законодательством (п. 3 ст. 10 НК РФ). Эти процедуры отличны от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством. Мерами ответственности в данном случае выступают правовосстановительные санкции (взыскание недоимок и пени) и карательные санкции (штрафы).
На несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности дополнительно указывает содержание п. 4 ст. 108 НК РФ. Из него следует, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности.
Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение правовосстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.
Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и лишение свободы.
adhdportal.com
Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
В соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика (плательщика сборов) обязанностей последний несет определенную ответственность.
Традиционно правовая наука выделяет следующие виды юридической ответственности: гражданскую; административную; уголовную; дисциплинарную; материальную [4, с.284].
Однако в последнее время ряд авторов начали выделять понятие финансовой ответственности, разновидностью которой является налоговая ответственность, обладающая всеми основными признаками юридической ответственности.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах наступает только при наличии соответствующих оснований [4, с.285]:
нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений;
В зависимости от наличия указанных оснований лица, виновные в нарушениях законодательства о налогах и сборах, могут привлекаться к налоговой, административной и уголовной ответственности.
В свою очередь налоговая ответственность включает [6, с.34]:
ответственность за налоговые правонарушения;
ответственность за иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах правонарушения (нарушение банками обязанностей, возникающих в связи с обслуживанием клиентов — налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов).
Законодательной основой налоговой ответственности выступает исключительно НК РФ. В соответствии с п.1 ст.108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Никакие иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ или муниципальных образований не могут предусматривать ответственность за налоговые правонарушения.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п.4 ст.108 НК РФ).
Административная ответственность возникает в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.
Административная ответственность за административные правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством РФ уголовной ответственности.
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах наступаете случаях, когда указанное деяние характеризуется и подпадает под признаки налогового преступления. Налоговые органы при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками (плательщиками сборов), повлекших уклонение от уплаты налогов в крупных размерах (свыше 200 МРОТ для физических лиц и свыше 1000 МРОТ для организаций) и в особо крупных размерах (свыше 500 и 5000 МРОТ для физических лиц и организаций соответственно), обязаны в 10-дневный срок направлять материалы в территориальные органы внутренних дел для принятия по ним процессуального решения в соответствии с законодательством РФ.
Похожие публикации:
Инвестиционная деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь и правовое регулирование направления инвестиций на территорию иностранных государств
Согласно ст. 5 Конвенции о защите прав инвестора условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия режима деятельности связанных с ними юридических лиц страны-реципиента, за исключе .
Общая характеристика современной теории государства и права
Универсальное значение теории государства и права заключено в той сумме объективных значений, которыми она обладает на основе последовательного выявления, исследования и обобщения важнейших закономерностей государственно-правовой реальности мира. Однако теория государства и права не столько владеет .
Ответственность и разрешение споров
Под ответственностью в гражданском праве понимаются меры добросовестной стороны по восстановлению ее нарушенного права или выплате ей денежной компенсации стороной, нарушившей договор поставки полностью или в части. Ответственность сторон за нарушение обязательств по договору поставки наступает за .
Разрешение жилищных споров
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.
www.mitway.ru
Виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах
Ответственность за нарушения налогового законодательства регулируется:
1) Налоговым кодексом – при наличии признаков налоговых правонарушений;
2) законодательством РФ об административных правонарушениях – при наличии признаков данных правонарушений;
3) уголовным законодательством РФ – при наличии признаков преступления.
Ответственность в соответствии с Налоговым кодексом. Организации несут следующую ответственность: за совершение налоговых правонарушений – штрафы; за несвоевременное перечисление налогов и сборов – пени. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае – взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу. В отличие от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплательщика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке.
Налоговый кодекс предусматривает для налогоплательщиков, налоговых агентов и банков ответственность за различные нарушения. Определение штрафных санкций по видам нарушений налогового законодательства подытожено в табл. 7.1. (Ответственность банков за нарушение законодательства о налогах и сборах см. в табл. 9.1.)
В соответствии со ст. 108 НК привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от других видов ответственности.
Ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП). По нарушениям, указанным в Налоговом кодексе, налоговые органы вправе принять решение о штрафе, не прибегая к помощи других государственных структур. Иначе дело обстоит с административной ответственностью за налоговые нарушения после введения в действие с 1 июля 2002 г. КоАП. Так, налоговые органы не могут налагать административные санкции на руководителей организации за допущенные налоговые нарушения, они могут лишь составлять протоколы о выявленных ими нарушениях. [64]
В КоАП установлены основания для привлечения руководителей организации к административной ответственности. Это нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности и др.
Как видно, санкции за аналогичные нарушения есть и в Налоговом кодексе. Но в соответствии с налоговым законодательством ответственность несет организация, а в соответствии с КоАП – ее должностные лица. К ним относятся: руководитель, главный бухгалтер или лица, которые выполняют их обязанности.
Административные штрафы в различных размерах налагаются и на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности; отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка; непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных. (Более подробно об административной ответственности в налоговой сфере см. раздел V настоящего пособия.)
Применение штрафных санкций в налоговой сфере
Ответственность в соответствии с Уголовным кодексом. За нарушение налогового законодательства и таможенных правил установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки состава преступления.
В Уголовном кодексе особого внимания заслуживают пять составов преступлений (ст. 194, 198–200 УК): 1) уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица; 2) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица; 3) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации; 4) неисполнение обязанностей налогового агента; 5) сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
В соответствии с указанными статьями уголовного законодательства уклонение от уплаты таможенных платежей, налогов и сборов является преступлением, если оно совершено в крупном или особо крупном размере. Например, уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных платежей превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном размере – 1,5 млн руб. (ст. 194 УК). (Более подробно об этом см. раздел V настоящего пособия.)
Таким образом, ответственность в налоговой сфере – комплексный институт, объединяющий нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений.
www.e-reading.mobi
10.1. Понятие и виды ответственности за нарушения законодательства о налогах
В связи с указанными обстоятельствами особое значение приобретает правовое урегулирование вопросов ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Ответственность за нарушения налогового законодательства формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. При этом, однако, нередко создается противоречивая ситуация, порожденная административно-правовым характером налоговых правоотношений и гражданско-правовым характером имущественных отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых за-конов.
Ряд авторов дает следующее определение налоговой ответст-венности: «Налоговая ответственность — это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога». Некоторые специалисты обосновывают существование налоговой ответственности как самостоятельного вида ответственности нали-чием у нее не только превентивной, но и восстановительной функции, специфической правовой природой правоотношения, отличиями от административной ответственности и специфическими процессуальными нормами ее применения.
Не вдаваясь в дискуссию о правовой природе налоговой ответственности, следует согласиться с тем, что ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, являясь достаточно специфичной, тем не менее обладает всеми признаками юридической ответственности .
В первую очередь это означает, что она связана с государственным принуждением, которое выступает ее содержанием. Такое принуждение от имени государства осуществляют налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется также определенными лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Лишение правонарушителя определенных благ в данном случае является ее объективным свойством. Такие лишения заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности. Санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах, которые выражаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а санкции, которые предполагают взыскание штрафов, — карательными. За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, помимо штрафов, могут налагаться и более строгие наказания.
Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах являются:
нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (до принятия КоАП РФ они также именовались налоговыми проступками);
преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).
Наконец, к существенным признакам ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма ее реализации. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством.
С учетом изложенного ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах определяется как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.
Термин «нарушения законодательства о налогах и сборах» употребляется в тексте НК РФ многократно, однако соответствующее определение в этом законодательном акте отсутствует. К нарушениям законодательства о налогах и сборах, помимо собственно налоговых правонарушений и их разновидностей — нарушений законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу и нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся также нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений и налоговые преступления.
В действующем законодательстве о налогах и сборах выделяются следующие виды ответственности за его нарушение:
ответственность за совершение налогового правонарушения;
ответственность за нарушения налогового законодательства, содержащие признаки административного правонарушения;
ответственность за неправомерные действия налоговых органов.
В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может рассматриваться как разновидность финансовой, административной или уголовной ответственности.
Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.
В свою очередь, налоговая ответственность включает:
ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений;
ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Отличие налоговой ответственности от других разновидностей ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах заключается, прежде всего, в особенностях ее процессуальной формы. Согласно п. 1 ст. 10 НК РФ, порядок привлечения к налоговой ответственности и производство по делам о на-логовых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14 и 15 НК РФ. Производство же по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу ведется в порядке, установленном таможенным законодательством (п. 3 ст. 10 НК РФ). Эти процедуры отличны от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством.
На несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности дополнительно указывает содержание п. 4 ст. 108 НК РФ. Из него следует, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности.
Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Поскольку законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение право- восстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.
Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и лишение свободы.
knigi.news
56. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства
Согласно законодательству Российской федерации за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена административная, налоговая, а также уголовная ответственность. В данных таблицах приведены нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, санкции за нарушения, а также лица, подлежащие привлечению к ответственности за данные нарушения:1)Административная ответственность за нарушение норм законодательства РФ о налогах и сборах.(Непредоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации, Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. (штрафы)). 2) Налоговая ответственность за нарушение норм законодательства РФ о налогах и сборах. (Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок:- не более 90 дней или — более 90 дней; Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение и т.д.) 3) Уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства РФ. (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя. (штраф/арест/лишение свободы)
Для наступления юридической ответственности необходимо наличие четырех условий: противоправное деяние (действие или бездействие); наличие вреда (фактического ущерба); причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом); вина нарушителя. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совер-шение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение нало-гового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
pravo.studio