§ 2. Виды ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах

В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может рассматриваться как разновидность финансовой, административной или уголовной ответственности.

Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.

В свою очередь налоговая ответственность включает в себя:

— ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений;

— ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

— ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Отличие налоговой ответственности от других разновидностей ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах заключается, прежде всего, в особенностях ее процессуальной формы. Согласно п. 1 ст. 10 НК РФ, порядок привлечения к налоговой ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном гл. 14 и 15 НК РФ. Производство же по делам о нарушениях законодательства о налогах и сбоpax в связи с перемещением товаров через таможенную границу ведется в порядке, установленном таможенным законодательством (п. 3 ст. 10 НК РФ). Эти процедуры отличны от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством. Мерами ответственности в данном случае выступают правовосстановительные санкции (взыскание недоимок и пени) и карательные санкции (штрафы).

На несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности дополнительно указывает содержание п. 4 ст. 108 НК РФ. Из него следует, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности.

Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение правовосстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и лишение свободы.

adhdportal.com

Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

В соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика (плательщика сборов) обязанностей последний несет определенную ответственность.

Традиционно правовая наука выделяет следующие виды юридической ответственности: гражданскую; административную; уголовную; дисциплинарную; материальную [4, с.284].

Однако в последнее время ряд авторов начали выделять понятие финансовой ответственности, разновидностью которой является налоговая ответственность, обладающая всеми основными признаками юридической ответственности.

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах наступает только при наличии соответствующих оснований [4, с.285]:

нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений;

В зависимости от наличия указанных оснований лица, виновные в нарушениях законодательства о налогах и сборах, могут привлекаться к налоговой, административной и уголовной ответственности.

В свою очередь налоговая ответственность включает [6, с.34]:

ответственность за налоговые правонарушения;

ответственность за иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах правонарушения (нарушение банками обязанностей, возникающих в связи с обслуживанием клиентов — налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов).

Законодательной основой налоговой ответственности выступает исключительно НК РФ. В соответствии с п.1 ст.108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Никакие иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ или муниципальных образований не могут предусматривать ответственность за налоговые правонарушения.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п.4 ст.108 НК РФ).

Административная ответственность возникает в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений.

Административная ответственность за административные правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством РФ уголовной ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах наступаете случаях, когда указанное деяние характеризуется и подпадает под признаки налогового преступления. Налоговые органы при выявлении фактов сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками (плательщиками сборов), повлекших уклонение от уплаты налогов в крупных размерах (свыше 200 МРОТ для физических лиц и свыше 1000 МРОТ для организаций) и в особо крупных размерах (свыше 500 и 5000 МРОТ для физических лиц и организаций соответственно), обязаны в 10-дневный срок направлять материалы в территориальные органы внутренних дел для принятия по ним процессуального решения в соответствии с законодательством РФ.

Похожие публикации:

Инвестиционная деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь и правовое регулирование направления инвестиций на территорию иностранных государств
Согласно ст. 5 Конвенции о защите прав инвестора условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия режима деятельности связанных с ними юридических лиц страны-реципиента, за исключе .

Общая характеристика современной теории государства и права
Универсальное значение теории государства и права заключено в той сумме объективных значений, которыми она обладает на основе последовательного выявления, исследования и обобщения важнейших закономерностей государственно-правовой реальности мира. Однако теория государства и права не столько владеет .

Ответственность и разрешение споров
Под ответственностью в гражданском праве понимаются меры добросовестной стороны по восстановлению ее нарушенного права или выплате ей денежной компенсации стороной, нарушившей договор поставки полностью или в части. Ответственность сторон за нарушение обязательств по договору поставки наступает за .

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

www.mitway.ru

Виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

Ответственность за нарушения налогового законодательства регулируется:

1) Налоговым кодексом – при наличии признаков налоговых правонарушений;

2) законодательством РФ об административных правонарушениях – при наличии признаков данных правонарушений;

3) уголовным законодательством РФ – при наличии признаков преступления.

Ответственность в соответствии с Налоговым кодексом. Организации несут следующую ответственность: за совершение налоговых правонарушений – штрафы; за несвоевременное перечисление налогов и сборов – пени. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае – взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу. В отличие от штрафов пени могут быть взысканы с налогоплательщика (налогового агента) принудительно в бесспорном порядке.

Налоговый кодекс предусматривает для налогоплательщиков, налоговых агентов и банков ответственность за различные нарушения. Определение штрафных санкций по видам нарушений налогового законодательства подытожено в табл. 7.1. (Ответственность банков за нарушение законодательства о налогах и сборах см. в табл. 9.1.)

В соответствии со ст. 108 НК привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от других видов ответственности.

Ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП). По нарушениям, указанным в Налоговом кодексе, налоговые органы вправе принять решение о штрафе, не прибегая к помощи других государственных структур. Иначе дело обстоит с административной ответственностью за налоговые нарушения после введения в действие с 1 июля 2002 г. КоАП. Так, налоговые органы не могут налагать административные санкции на руководителей организации за допущенные налоговые нарушения, они могут лишь составлять протоколы о выявленных ими нарушениях. [64]

В КоАП установлены основания для привлечения руководителей организации к административной ответственности. Это нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет, грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности и др.

Как видно, санкции за аналогичные нарушения есть и в Налоговом кодексе. Но в соответствии с налоговым законодательством ответственность несет организация, а в соответствии с КоАП – ее должностные лица. К ним относятся: руководитель, главный бухгалтер или лица, которые выполняют их обязанности.

Административные штрафы в различных размерах налагаются и на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности; отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка; непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных. (Более подробно об административной ответственности в налоговой сфере см. раздел V настоящего пособия.)

Применение штрафных санкций в налоговой сфере



Ответственность в соответствии с Уголовным кодексом. За нарушение налогового законодательства и таможенных правил установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки состава преступления.

В Уголовном кодексе особого внимания заслуживают пять составов преступлений (ст. 194, 198–200 УК): 1) уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица; 2) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица; 3) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации; 4) неисполнение обязанностей налогового агента; 5) сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

В соответствии с указанными статьями уголовного законодательства уклонение от уплаты таможенных платежей, налогов и сборов является преступлением, если оно совершено в крупном или особо крупном размере. Например, уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных платежей превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном размере – 1,5 млн руб. (ст. 194 УК). (Более подробно об этом см. раздел V настоящего пособия.)

Таким образом, ответственность в налоговой сфере – комплексный институт, объединяющий нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений.

www.e-reading.mobi

10.1. Понятие и виды ответственности за нарушения законодательства о налогах

В связи с указанными обстоятельствами особое значение приобретает правовое урегулирование вопросов ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Ответственность за нарушения налогового законодательства формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. При этом, однако, нередко создается противоречивая ситуация, порожденная административно-правовым характером налоговых правоотношений и гражданско-правовым характером имущественных отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых за-конов.

Ряд авторов дает следующее определение налоговой ответст-венности: «Налоговая ответственность — это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога». Некоторые специалисты обосновывают существование налоговой ответственности как самостоятельного вида ответственности нали-чием у нее не только превентивной, но и восстановительной функции, специфической правовой природой правоотношения, отличиями от административной ответственности и специфическими процессуальными нормами ее применения.

Не вдаваясь в дискуссию о правовой природе налоговой ответственности, следует согласиться с тем, что ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, являясь достаточно специфичной, тем не менее обладает всеми признаками юридической ответственности .

В первую очередь это означает, что она связана с государственным принуждением, которое выступает ее содержанием. Такое принуждение от имени государства осуществляют налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется также определенными лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Лишение правонарушителя определенных благ в данном случае является ее объективным свойством. Такие лишения заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности. Санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах, которые выражаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а санкции, которые предполагают взыскание штрафов, — карательными. За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, помимо штрафов, могут налагаться и более строгие наказания.

Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах являются:

нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (до принятия КоАП РФ они также именовались налоговыми проступками);

преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).

Наконец, к существенным признакам ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма ее реализации. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством.

С учетом изложенного ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах определяется как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.

Термин «нарушения законодательства о налогах и сборах» употребляется в тексте НК РФ многократно, однако соответствующее определение в этом законодательном акте отсутствует. К нарушениям законодательства о налогах и сборах, помимо собственно налоговых правонарушений и их разновидностей — нарушений законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу и нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся также нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений и налоговые преступления.

В действующем законодательстве о налогах и сборах выделяются следующие виды ответственности за его нарушение:

ответственность за совершение налогового правонарушения;

ответственность за нарушения налогового законодательства, содержащие признаки административного правонарушения;

ответственность за неправомерные действия налоговых органов.

В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может рассматриваться как разновидность финансовой, административной или уголовной ответственности.

Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.

В свою очередь, налоговая ответственность включает:

ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений;

ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Отличие налоговой ответственности от других разновидностей ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах заключается, прежде всего, в особенностях ее процессуальной формы. Согласно п. 1 ст. 10 НК РФ, порядок привлечения к налоговой ответственности и производство по делам о на-логовых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14 и 15 НК РФ. Производство же по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу ведется в порядке, установленном таможенным законодательством (п. 3 ст. 10 НК РФ). Эти процедуры отличны от тех, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством.

На несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности дополнительно указывает содержание п. 4 ст. 108 НК РФ. Из него следует, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности.

Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Поскольку законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение право- восстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест и лишение свободы.

knigi.news

56. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Согласно законодательству Российской федерации за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена административная, налоговая, а также уголовная ответственность. В данных таблицах приведены нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, санкции за нарушения, а также лица, подлежащие привлечению к ответственности за данные нарушения:1)Административная ответственность за нарушение норм законодательства РФ о налогах и сборах.(Непредоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации, Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. (штрафы)). 2) Налоговая ответственность за нарушение норм законодательства РФ о налогах и сборах. (Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок:- не более 90 дней или — более 90 дней; Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение и т.д.) 3) Уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства РФ. (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя. (штраф/арест/лишение свободы)

Для наступления юридической ответственности необходимо наличие четырех условий: противоправное деяние (действие или бездействие); наличие вреда (фактического ущерба); причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом); вина нарушителя. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совер-шение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение нало-гового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

pravo.studio

Еще по теме:

  • Приложение 3 к приказу 24н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении […]
  • Закон пермского края от 11032014 304-пк Закон 304-пк от 11032014 Закон Пермского края от 11 марта 2014 г Закон Пермского края от 14 ноября 2016 г. N 1-ПК Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Действие абзаца третьего пункта 2 части 3 статьи 1 […]
  • Закон об энергоснабжении 261-фз 261 Федеральный Закон с изменениями В Российской Федерации одной из проблем остается энергосбережение. Главной задачей для нашей страны является уменьшение потребления энергоресурсов и более рациональное их использование. В связи с возникновением […]
  • Приказ фтс 1945 Приказ Федеральной таможенной службы от 21 октября 2010 г. № 1945 “Об отзыве свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) ООО «Транс-Бизнес-1» В связи с отсутствием обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на […]
  • Правила дорожного движения программа 2018 ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля 2018 Изменены 15 […]
  • Работа для юристов в абакане Работа Юрист Абакан Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Абакан, часто требуется: ООО Юстициа требуется юрист, гражданскоправовая new_releasesспециализация, сопровождение юридических лиц, Оказание юридических услуг физическим лицам. […]