Образ Петербурга и способы его воссоздания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Единица содержания: применение способа действий при рассмотрении пейзажа и интерьера в художественном произведении.

Обучающий аспект:

  • освоить применение способа действий при рассмотрении пейзажа и интерьера на новом материале;
  • расширить свои знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявлении его особенностей;
  • уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода (пейзажем и интерьером) и общим содержанием художественного произведения;
  • уметь проводить параллели между образом Петербурга с образом города в других художественных произведениях.

Развивающий аспект:

  • развивать монологическую и диалогическую речь;
  • развивать умение работать в группе, выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность;
  • развивать умение сопоставлять различные художественные произведения, их фрагменты; сравнивать частное и общее в художественном произведении, выявлять идейные закономерности; проводить аналогии и параллели между мотивами поступков героев, символическими деталями и общим идейным содержанием произведения;
  • развивать умение давать характеристику явлениям и поступкам, видеть мотивацию поступков, давать им оценку;
  • формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;
  • развивать мотивацию к дальнейшему изучению художественных произведений (“Преступления и наказания” Ф.М.Достоевского в частности).

Воспитательный аспект:

  • воспитывать чувство сострадания, сопереживания;
  • воспитывать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку;
  • воспитывать уважительное отношение к произведениям русской классической литературы, поднимающими глубокие, интересные философские и психологические проблемы, актуальные в наше время;
  • воспитывать любовь, гордость по отношению к родному слову через русскую литературу, являющуюся мерилом нравственных ценностей.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая; учебно-познавательная; общекультурная; личного самосовершенствования.

Редко где найдется столько мрачных,
резких и странных влияний на душу человека,
как в Петербурге.
Ф.М.Достоевский

(слайд 2 презентации)

Сегодня мы с вами совершим путешествие из Москвы в Петербург. Путешествие во времени и пространстве. Но мы отправимся не в современную вторую столицу, а в Петербург Достоевского – город-фантасмагорию, таинственный город.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Прочитайте его. Чьи это слова? Как такое отношение Достоевского к Петербургу проявляется в романе?

Итак, с какой целью мы совершаем это путешествие, зачем нам погружаться в атмосферу Петербурга Ф.М.Достоевского?

Давайте подумаем, может быть, таким способом мы сможем понять, как разрешить некоторые проблемы произведения, которые ставит перед нами Ф.М.Достоевский? Какие общечеловеческие проблемы ставит перед нами писатель?

Запись на доске в заранее подготовленную учителем таблицу в графу “Цели” (совместная работа, ученики заполняют таблицу в тетради).

Какой он – Петербург Дост.?Какую роль Петербург сыграл в судьбах героев романа?

Влияние города на психику человека (формирование теории Р.)

формируется образ города, благодаря чему?

Изображение Петербурга – это не только достижение творческой мысли Достоевского. У каждой эпохи – свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет его по-своему.

Для поэтов 18 века – Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира” (слайд 3).

В 19 веке отношение писателей к Петербургу меняется. Давайте обратимся к нашему читательскому опыту и вспомним, какова литературная традиция в рассмотрении образа Петербурга в 19 веке? Какие писатели, в каких произведениях и как изображали Петербург? (А.С.Пушкин в поэме “Медный всадник” изображает Петербург как город трагической красоты и безумия, “маленького человека”, город контрастов:

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит.
Н.В.Гоголь – как город-призрак (“Невский проспект”, “Нос”): «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

А.Н.Некрасов – как пространство униженных и оскорбленных:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую, слайд 4).

А с помощью каких средств Ф.М.Достоевский создает свой, особенный, уникальный образ города? (учитель фиксирует в таблице на доске во второй колонке, а ребята в тетради средства изображения Петербурга, слайд 5).

  • Улицы, дома
  • Комнаты
  • Трактир
  • Прохожие
  • Уличные сцены

Как обобщить эти названия?

Действительно, Достоевский создает образ города с помощью пейзажа и интерьера (слайд 6). Мы уже не раз встречались с этими понятиями, знакомы с ними. Что это такое, как мы понимаем эти термины?

Работа в парах с теоретическим материалом

Посмотрите справочные материалы из литературной энциклопедии, представленные вам (Приложение). Поработайте в парах, договоритесь и составьте схему или таблицу по статье, сверните информацию, отразив те факты, которые стали для вас новыми. (К доске вызывается ученик, представляющий работу одной из пар, слайд 7).

Сейчас мы с вами постараемся узнать в процессе нашего поиска, исследования текста, как именно создается пейзаж и интерьер в романе “Преступление и наказание”,

какие типы пейзажа и интерьера присутствуют в романе, проанализировав отдельные эпизоды, связанные с описанием природы и помещений.

Мы разделимся на три группы, но будем работать с таблицей, в которой будут представлены три части, все вместе (слайд 8) . Первая группа получает задание по теме “интерьеры “петербургских углов”, вторая – “изображение летнего Петербурга”, третья – “сцены уличной жизни”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Петербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Жизнь столицы Достоевский рисовал как яркое, резкое и «фантастическое» воплощение всех противооечий русской жизни в целом. История преступления Родиона Роскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века.

Картины нищего Петербурга в романе «Преступление и наказание» пронизаны глубокой болью за человека. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти.

Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он слышит разговор студента и офицера о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе , безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается Раскольников.

В романе изображены центр торговли тогдашнего Петербурга — Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой». Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда — с раннего утра и до позднего вечера — толпился народ. В двух шагах от Сенной Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков. Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф. М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя внимания и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя. Раскольников — один из этой толпы.

В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Запахи из «канавы», из дворов, с помоек, пыль и духота — все это вызывает у Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения» и делает его мысли еще более кошмарными.

В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь». Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли.

Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок. Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую». Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было». Его одолевали мысли о том, как в обществе «обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за жалкое существование.

Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его.

В романе «Униженные и оскорбленные» Петербург также предстает мрачным и недоброжелательным. Глазами героев мы видим «туманную перспективу улицы, освещенную слабо мерцающими в сырой мгле фонарями», «грязные дома», «сверкающие от сырости плиты тротуаров», «угрюмых, сердитых и промокших прохожих», «всю эту картину, которую обхватывал черный, как будто залитый тушью купол петербургского неба».

Несомненно, описание зданий, улиц, площадей и каналов Петербурга вносит неповторимый колорит во все произведения Достоевского. Но так же верно и то, что восприятие города писателем стало частью Петербурга, его легендой под названием «Петербург Дот стоевского».

www.yaklass.ru

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»

“Преступление И наказание” — социальный, психологический и философский роман, написанный Достоевским в 1866 году.Это смутное время и наложило отпечаток “духа неволи”,упомянутый еще Пушкиным, на Петербург.Таким образом, самый красивый и благородный город России выступает наравне с гоголевским и некрасовским образами.
Тема “маленького человека” снова звучит с небывалой силой.Но Достоевский идет в своих размышлениях еще дальше. Он с философской точки зрения не только углубляется в душу и разум подобного героя,но и пытается найти причину всего этого. Но именно Петербург,город,который автор любил своеобразной горькой и мучительной любовью, стал ответом на все вопросы.
Впервые мы встречаемся с полным Петербургом на улицах беднейших кварталов,на одной из которых «посчастливилось» жить Раскольникову.Городской пейзаж безотраден и сумрачен.“Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу” сдавливают еще не убитую,но уже угасающую человеческую душу Родиона Романовича железным кольцом безысходности.
Но он привык к этой убогой жизни, стал неотъемлемой частью ее.На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим. Оттого-то ему больше по сердцу нищий район Сенной,населенном людьми на грани бедности и просто нищими, пьяницами и проститутками.Лишь раз перед Раскольниковым возникает царственная панорама Петербурга. И что же? Она ему чужда, это не его город.“Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина. ”
Покидая шумные, нелепые улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои.Мы входим в “грязные и вонючие” дворы, поднимаемся по темным,облитыми помоями лестницам,заглядываем в крошечные убогие «квартиры».Жутко становится оттого, что герои живут то в “гробу”, как Раскольников, то в уродливом “сарае”, как Соня, то в “прохладном углу”, где обитает Мармеладов. Свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов проводит хоть и в отдельном номере, но “душном и тесном”.Но все они ощущают не только пространственное стеснение.Самое страшное — эти безобразные помещения являются причиной психического разлада с самим собой.Понятно, почему в таком пространстве вынашиваются смелые и дерзкие идеи Раскольникова,проявляется в полной мере сущность Мармеладова,преступает все нравственные каноны Соня,медленно умирает Катерина Ивановна.
Характерной чертой для окружающего пространства, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет.Это цвет и обоев, и мебели в комнатке процентщицы, и одновременно определяющий цвет столицы, так как именно в желтый красили все казенные учреждения.Желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова,женщина — самоубийца с желтым испитым лицом,перстень с желтым камнем на руке Лужина.Этот тягостный, болезненный столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.
Почти в каждом романе Ф. М. Достоевского присутствуют дети. Но в Петербурге нет места счастливому детству: “Там нельзя детьми оставаться. Там семилетний развратен и вор”. А Миколка признается, что в этом городе можно найти все, кроме отца и матери.Автор подчеркивает этим,что город потерял все,ради чего можно существовать.
Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.Через весь роман проходят жуткие сцены, раскрывающие повседневную трагическую жизнь горожан. Петербург-это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник безумных идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих несчастий.В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон — реальностью.Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой — сам выступает действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества.его.Автор пытается понять жизнь столичного “дна”, мир “униженных и оскорбленных”, мир “бедных людей”.

42003 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург Достоевского

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

www.litra.ru

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах

Петербург является местом основных событий в романе «Преступление и наказание».

Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах

На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица).

Среди молодежи и «прогрессивного населения» набирал популярность нигилизм, «модное безверие» (Раскольников), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (Лебезятников), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти явления нашли отражение в романе «Преступление и наказание».

Многие небогатые жители Петербурга селятся в больших многоквартирных домах (что-то вроде «коммуналок»). . Так, семья Мармеладовых и господин Лебезятников снимаю жилье в «доходном доме» Амалии Ивановны Липпевехзель.

В подобных «доходных домах» жилье сдается без кухни, поэтому квартиранты не готовят себе еду. Обычно хозяева дома сами обеспечивают жильцов обедами. Так, Раскольников сначала получает обеды от хозяйки, но позже лишается питания из-за долгов за квартиру. Также жильцы могут питаться в трактирах, харчевнях:
«. (как и часто устраивается в таких домах, где много фабричных, артельных, извозчиков и проч.). « «Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать. « «Он вспомнил об этом, проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни, и почувствовал, что ему хочется есть. Войдя в харчевню, он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог.»

Это был цитатный образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание в цитатах.

www.alldostoevsky.ru

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского ?

Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Человек задыхается в городе «под тяжелым петербургским небом». Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую «напоили и обманули», то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались «отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу». Это происходит с ним в реальном времени. В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его «городом полусумасшедших». Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько «мрачных, резких и странных влияний на душу человека». Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.

thequestion.ru

Еще по теме:

  • Заявление на право реабилитации НТВП "Кедр - Консультант" Подписка на обзоры и консультационные материалы. Проблемы в составлении искового заявления о компенсации морального вреда вследствие реабилитации в уголовном судопроизводстве В отношении заявительницы З. было открыто […]
  • Пени за неуплату налогов 2014 До 1 мая 2017 года пеня за неуплату налога на имущество физлиц в Москве начисляться не будет Департамент экономической политики и развития города Москвы сообщил, что у жителей столицы будет еще пять месяцев для того, чтобы разобраться с порядком […]
  • Эдс самоиндукции по закону III. Основы электродинамики Тестирование онлайн ЭДС индукции в движущемся проводнике Взаимосвязь электрических и магнитных явлений всегда интересовала физиков. Английский физик Майкл Фарадей был совершенно уверен в единстве электрических и […]
  • Вступление закона в силу через Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 июня 1994 […]
  • 676 приказ вневедомственной охраны Правоустанавливающие документы Перечень основных нормативных актов, регламентирующих деятельность вневедомственной охраны Росгвардии Приказ МВД РФ от 21.09.2015 г. № 900 «Об утверждении наставления по организации деятельности строевых […]
  • Юристы бабушкинская Юристы бабушкинская Адвокат юрист консультация в Бабушкинском районе разводы (расторжение брака, семейные бракоразводные дела), жилищные вопросы, раздел имущества наследственные дела квартиры по наследству, купля продажа недвижимости, арбитраж […]