Тренинг III 587

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

Вариант 3

Работа 1

Работа 2

Работа 3

Работа 4

Работа 5

Работа 6

Вариант 3

По каким признакам можно определить венозное кровотечение?

Назовите плод, разрез которого изображён на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3 и какие функции они выполняют?

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. В благоприятных условиях бактерии образуют споры. 2. С помощью спор у бактерий происходит бесполое размножение. 3. В экосистеме гнилостные бактерии разрушают азотсодержащие органические соединения мёртвых тел, превращая их в перегной. 4. Минерализующие бактерии разлагают сложные органические соединения перегноя до простых неорганических веществ. 5. Небольшая группа бактерий имеет хлоропласты, при участии которых происходит фотосинтез.

Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врождённой и приобретённой дальнозоркости.

Почему ныне живущую кистепёрую рыбу латимерию нельзя считать предком земноводных? Приведите не менее трёх доказательств.

Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.

У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов.

При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% – с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

studepedia.org

Науколандия

Статьи по естественным наукам и математике

Споры бактерий

При наступлении для бактерий неблагоприятных условий они способны образовывать споры. Неблагоприятными условиями могут быть отсутствие питательных веществ в среде, изменение ее кислотности, высокие или низкие температуры, пересыхание среды и другое.

Образование спор бактериями — это в первую очередь способ пережить неблагоприятные условия среды. В отличие от других организмов у бактерий спорообразование почти не используется для размножения.

Споры бактерий сохраняют жизнеспособность в весьма неблагоприятных условиях внешней среды. Они способны переживать крайне высокие и низкие температуры, сохранять жизнеспособность на протяжении очень многих лет. Так известны бактерии, споры которых могут прорастать через 1000 лет. У других бактерий споры выдерживают кипячение. Бывает, что споры способны пережить температуру меньше -200 градусов Цельсия.

В те времена, когда жизнь на Земле только появилась, и на ней существовали преимущественно только бактерии, возможно погодные условия могли быстро меняться, становиться весьма суровыми. Чтобы выжить, бактерии эволюционно выработали в себе способность к спорообразованию. На сегодняшний день бактерии могут жить там, где другие организмы выжить не могут.

В спорах бактерий все жизненные процессы почти прекращены, цитоплазмы мало, и она густая. Спора покрыта толстой оболочкой, защищающей ее от разрушающих факторов внешней среды. Однако спора содержит все необходимое (в том числе ДНК бактерии), чтобы в благоприятных условиях прорасти и образовать полноценную бактериальную клетку.

Большинство бактерий образуют споры, которые называют эндоспорами. В основном их образуют палочковидные бактерии. «Эндо» значит «внутри». То есть у большинства бактерий споры образуются внутри клетки. При образовании спор происходит впячивание клеточной мембраны, и внутри бактерии обособляется область — будущая спора. Туда переходит ДНК. Вокруг этой области образуется толстый слой так называемой коры, которая будет защищать спору. С ее внутренней и внешней стороны присутствует мембрана. С внешней стороны от мембраны есть еще несколько оболочек.

У палочковидных бактерий эндоспоры могут образовываться в разных местах клетки. У одних — в середине, у других — ближе к концу, у третьих — у самого края палочки-клетки.

Зеленым цветом обозначена оболочка споры, пространство внутри — цитоплазма

Существуют виды бактерий, которые образуют не эндоспоры, а экзоспоры, цисты и другие формы покоящихся форм. «Экзо» говорит о том, что спора образуется не внутри клетки бактерии, а как бы снаружи от нее. Образование экзоспор происходит путем образования своеобразных почек у клетки. После чего такие почки покрываются толстой оболочкой, превращаются в споры и отделяются.

С помощью спор бактерии не только переживают неблагоприятные условия, но и расселяются, так как споры очень легкие и легко разносятся ветром и водой.

Розовым цветом обозначены бактерии, серо-зеленым — их споры. Видно, что споры меньше бактерий

scienceland.info

Царство Бактерии

Разделы: Биология

Цель урока: изучение строения и жизнедеятельности бактерии.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями строения, питания, размножения и распространения бактерий;
  • Развивать умение применять знания о строении и жизнедеятельности бактерии и умение сравнивать.
  • Воспитывать ответственность, желание оберегать природу.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, практические.

Оборудование: таблицы растительной клетки и клетки бактерии, клубеньков бобовых растений и различных растений, пораженных бактериальными заболеваниями; микроскоп, микропрепараты, учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 4 мин.
  2. Формулировка темы и цели урока – 2 мин.
  3. Проверка знаний (работа у доски) – 7 мин.
  4. Изучение нового материала – 20 мин.
  5. Физкультурная минутка – 2 мин.
  6. Итоги урока – 3 мин.
  7. Домашнее задание – 2 мин.

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы вновь будем использовать микроскоп и микропрепараты, Поэтому нам необходимо вспомнить некоторые правила работы с микроскопом. (Проговариваются ранее изученные правила).

II. Формулировка темы и цели урока

III. Проверка знаний

– Сегодня мы познакомимся со строением типичного представителя одного из уже известных вам царств живых организмов. Но сначала давайте вспомним, какие это царства? (Бактерии, Грибы, Растения и Животные)
– Наше занятие будет посвящено бактериям. Вы уже знакомы со строением растительной клетки. Давайте вспомним, из чего она состоит.
(Один из учеников подходит к таблице растительной клетки, показывает и называет её части).

IV. Изучение нового материала

1. Строение бактериальной клетки

– Итак, мы знаем, что у растительной клетки есть оболочка, внутри которой находится цитоплазма, вакуоли с клеточным соком, в котором растворены питательные вещества, пластиды, которые придают клетке ту или иную окраску, и ядро.
У каждого на столе стоит микроскоп, возьмите микропрепарат клетки бактерии и положите его на предметный столик. Посмотрите внимательно на микропрепарат клетки бактерии и таблицу растительной клетки и скажите, какие отличия вы видите? Заполните таблицу 1:

Название компонентов клетки

2. Среда обитания и форма бактерий

(Рассказ учителя с использованием таблиц и рисунков учебника).

– На Земле нет такого места, где бы не встречались те или иные виды бактерий. Некоторые из них способны жить при температуре ниже – 80 о С или свыше + 80 о С. Очень много бактерий живет в почве.
– А как вы думаете, почему необходимо проветривать комнаты? (Количество бактерий в непроветриваемом помещении, особенно если в нем побывало много людей, возрастает во много раз. Поэтому перед занятиями класс необходимо проветривать.)
Форма бактериальных клеток может быть самой разнообразной. Шарообразные бактерии называются кокки, спиралевидные – спириллы. Бациллами называют бактерии, имеющие форму палочки, а бактерии, формой напоминающие запятую, называют вибрионами. Бактерии могут образовывать скопления в виде цепочек, групп и пленок. Некоторые бактерии имеют жгутики. (Ученики зарисовывают в тетрадях разные формы бактериальных клеток и подписывают их названия).

3. Физкультурная минутка

Плотно закрыть глаза и нарисовать носом восьмерку 6-7 раз, а затем перевернутую восьмерку также 6-7 раз.

4. Питание бактерий

(Рассказ учителя с элементами беседы).

– Как питаются растения?
– Могут ли бактерии питаться путем фотосинтеза? Почему?
– Питаются бактерии гетеротрофным способом – это питание готовыми органическими веществами. Лишь немногие из них могут самостоятельно перерабатывать неорганические вещества в органические – такой способ называется автотрофный. Это сине-зеленые бактерии или цианобактерии. Все бактерии делят на две группы: сапрофиты – бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов или продуктами жизнедеятельности живых организмов. Паразиты – бактерии, которые живут за счет питательных веществ другого организма. (Ученики чертят схему в тетрадь)

5. Размножение и развитие бактерий

(Самостоятельная работа с учебником).

– Как размножаются бактерии?
– Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?
– Как бактерии приспособлены к условиям среды?
Бактерии размножаются делением клетки на двое, у некоторых бактерий деления повторяются через 20 минут и возникают все новые и новые поколения бактерий. Их потомство могло бы покрыть весь земной шар и заполнить океан, однако этого не происходит, так как на них действуют факторы, убивающие их (солнечный свет, высокая температура, специальные препараты и так далее). Бактерии могут образовывать споры, которые более устойчивы к воздействиям окружающей среды. Спора образуется за счет сжатия цитоплазмы, которая образует еще одну оболочку внутри клетки.

6. Значение бактерий в природе и жизни человека

(Беседа с учащимися).

– Какое значение имеют бактерии для человека и окружающей среды?
– А знаете ли, вы что нужно делать, чтобы не заразиться бактериальной инфекцией, особенно во время эпидемии?
– Некоторые заболевания животных, вызываемые бактериями, опасны и для людей. Что нужно делать, чтобы избежать заражения этими болезнями?

V. Итог урока

– Расскажите о строении бактериальной клетки.
– Как питаются и размножаются бактерии?
– Какие они выработали формы приспособления к неблагоприятным воздействиям окружающей среды?
– Среда обитания бактерии.
– Какое значение имеют бактерии в жизни человека?

VI. Домашнее задание: §10. Зарисовать строение бактерии.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

В неблагоприятных условиях бактерии образуют споры

Споры – форма покоящихся грамположительных бактерий. Споры образуются при неблагоприятных условиях существования бактерий (высушивание, дефицит питательных веществ и др.). При этом внутри одной бактерии образуется одна спора. Образование спор способствует сохранению вида и не является способом размножения. Спорообразующие палочковидные аэробные бактерии, у которых размер споры не превышает диаметр клетки, называются бациллами. Спорообразующие палочковидные анаэробные бактерии, у которых размер споры превышает размер бактериальной клетки, называются клостридиями.


Схема образования споры (по Г.Шлегелю). А и Б – образование септы. В и Г – окружение протопласта споры мембраной материнской клетки. Д – формирование кортекса и оболочек споры. Е – схема строения зрелой споры: 1 – цитоплазма с нуклеоидом; 2 – ЦМ споры; 3 – клеточная стенка споры; 4 – кортекс; 5 – внутренняя оболочка споры; 6 – наружная оболочка споры; 7 – экзоспориум.

Процесс спорообразования (споруляция) проходит ряд стадий. Вначале на одном из полюсов бактериальной клетки происходит конденсация нуклеоида и отделение его за счет образования септы. Затем ЦПМ начинает обрастать образовавшийся протопласт споры и возникает складка, состоящая из двух слоев ЦПМ, позднее они сливаются, в результате образовавшаяся предспора оказывается окруженной двойной оболочкой. Между обращенными друг к другу мембранами образуется зародышевая стенка, кортекс, а также расположенные снаружи от мембран наружная и внутренняя оболочки.

Протопласт споры содержит ЦПМ, цитоплазму, хромосому, все компоненты белоксинтезирующей системы и анаэробной энергообразующей системы. Стенка споры непосредственно окружает внутреннюю мембрану и представлена пептидогликаном, из которого формируется клеточная стенка прорастающей клетки. Кортекс – самый толстый слой оболочки споры, чувствительный к лизоциму. Оболочка споры построена из кератиноподобного белка. Плохая проницаемость ее определяет высокую устойчивость споры к действию различных химических веществ. Экзоспорий – липопротеиновая оболочка, содержащая немного углеводов. В состав споры входит дипиколиновая кислота, обусловливающая термоустойчивость споры. Затем вегетативная часть клетки отмирает, и спора сохраняется во внешней среде в течение длительных сроков.

Clostridium tetani. Электронная микроскопия. Стадии образования споры. Н – нуклеоид; СО – споровая оболочка; СПР – спорангий. Х80000.«Авакян А.А., Кац Л.Н., Павлова И.Б. Атлас анатомии бактерий, патогенных для человека и животных. М «Медицина».-1972.-183 с.»

Способность ряда патогенных бактерий образовывать длительно сохраняющиеся во внешней среде споры, обладающие высокой термоустойчивостью, обусловлена низким содержанием воды, повышенной концентрацией кальция, структурой и химическим составом ее оболочки.

В благоприятных условиях споры прорастают, проходя три последовательные стадии: активацию, инициацию, прорастание. При этом из одной споры образуется одна бактерия. Прорастание споры происходит в течение 4-5 ч, в то время как образование споры продолжается 18-20 ч.

Спорообразование, форма и расположение спор в клетке (вегетативной) является видовым свойством бактерии, что позволяет отличать их друг от друга. Форма спор может быть овальной, шаровидной, расположение в клетке – терминальное, т.е. на конце палочки (возбудитель столбняка), субтерминальное – ближе к концу палочки (возбудитель ботулизма) и центральное (сибиреязвенная бацилла).

Споры можно выявить при обычном окрашивании бактериальной клетки в виде не окрашенной области внутри бактериальной клетки и по методу Ожешко.

microsight.ssmu.ru

Споры бактерий

Споры бактерий, в отличие от спор грибов,

  1. выполняют функции питания и дыхания
  2. образуются в результате полового размножения
  3. необходимы для размножения и расселения на новые места
  4. служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий

Споры у бактерий, в отличие от спор грибов, не служат для размножения, а служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий. Каждая бактерия превращается только в одну спору. Когда условия среды становятся подходящими, спора восстанавливается обратно в бактерию с нормальным обменом веществ.

В состоянии споры многие бактерии способны переживать критические температуры (от кипячения до глубокого минуса) и сохранять жизнеспособность сотни лет.

При образовании бактериальных спор объем цитоплазмы уменьшается за счет потери воды. В результате спора обычно меньше самой бактерии и легче нее. Споры легко переносятся ветром, а значит их образование можно считать не только защитным механизмом, но и способом расселения.

Красные — бактерии, зеленоватые — споры

Споры у грибов также служат для расселения, однако здесь основная их функция — размножение, чего нет у прокариот.

Споры могут образовываться по-разному. Чаще всего формируются так называемые эндоспоры. При этом клеточная мембрана впячивается вовнутрь, туда переходит цитоплазма со своим содержимым, а остальная часть бактерии превращается в защитный слой, который с внешней и внутренней стороны заключен в клеточную мембрану.

Различные типы эндоспор, салатовым цветом обозначена оболочка споры

bioedu.info

Еще по теме:

  • Постановление о правилах дорожного движения Изменения в законе о правилах дорожного движения Вместе с числом приобретённых гражданами единиц транспортных средств, растёт и число дорожно-транспортных и других чрезвычайных происшествий, связанных с автомобильным транспортом. Причиной подобных […]
  • Адвокат владимир ильич чЙООЙГЛЙК чМБДЙНЙТ йМШЙЮ чЙООЙГЛЙК чМБДЙНЙТ йМШЙЮ, рТЕДУЕДБФЕМШ рТЕЪЙДЙХНБ уЧЕТДМПЧУЛПК ПВМБУФОПК ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ЛПММЕЗЙЙ БДЧПЛБФПЧ; рТЕДУФБЧЙФЕМШ ТЕЗЙПОБ Ч пВЭЕУФЧЕООПК РБМБФЕ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ; ъБНЕУФЙФЕМШ рТЕДУЕДБФЕМС пВЭЕУФЧЕООПК РБМБФЩ […]
  • Сколько алиментов на родителя Алименты на родителей: условия выплат, размер, взыскание. Необходимые документы. Алиментами закон называет денежные средства, которые выплачиваются на питание и содержание нетрудоспособных людей, детей. Чаще всего алименты ассоциируются с […]
  • Надо ли заверять заявление ип Нужно ли заверять у нотариуса заявление на регистрацию ИП? Во всем интернете (в том числе и здесь) написано, что заявление на регистрацию ИП необходимо заверять нотариально, но в законе о гос.регистрации юредических лиц и ИП в п.2 статьи 9 есть […]
  • Калькулятор осаго страж 2018 СТРАЖ МСК - отзывы Последние отзывы о компании ГДЕ ДЕНЬГИ ЗА ОСАГО? В сентябре месяце 2017г. мною было подано заявление на расторжение осаго так как машину продал. Сдал все документы на расторжение. Денег нет до сих пор. звонил в страховую […]
  • Патент можно выезжать Что делать, если аннулировали патент: можно ли восстановить и как оформить новый? С рядом соседних стран у России имеется договоренность о безвизовом пересечении границы. Подданные других государств активно пользуются имеющимся соглашением, […]