Мой конспект — конспекты, шпаргалки, лекции

Наши партнеры

Сравнение размножения растений спорами и семенами

Спора — это одноклеточный образование, преимущественно микроскопического размера, который состоит из ядра и небольшого количества цитоплазмы (демонстрации таблицы «Строение споры»). Споры образуются в большом количестве и имеют очень малый вес, что облегчает их распространение в основном ветром, а также насекомыми. Так что спора очень маленькая и очень мало питательных веществ, прорастания ее зависит от наличия воды и питательных веществ. Поэтому потери спор очень велики. Главное преимущество спорового размножения — быстрое размножение и расселение видов.

Семя — типичный продукт полового размножения. Семя содержит зародыш растения и одну или две семядоли, которые содержат питательные вещества, необходимые для развития молодого растения, пока в нее не разовьется полноценное корни. Кожура защищает семена от высыхания и повреждения.

Рассказ с элементами беседы. Есть ли преимущества семенного размножения над споров? Какие? Преимуществом семенного размножения является то, что растение не побрезгует водной среды для полового размножения и поэтому лучше приспособлена к наземным условиям. Кроме того, семена защищает зародыш. Также семена содержат питательные вещества, необходимые для зародыша. Еще одним преимуществом является то, что обычно семена имеют приспособления для распространения и способно оставаться в состоянии покоя до тех пор, пока не наступят благоприятные условия.

Недостатками семенного размножения является то, что семена имеют относительно большие размеры и довольно тяжелое. Это затрудняет их распространение по сравнению со спорами. Также животные часто поедают семена через питательные вещества, что там содержатся. Иногда семена, пройдя невредимым через пищеварительный тракт животных, после вывода наружу прорастает. Но бывает и так, что оно повреждается, например, зубами животного, и тогда, конечно, уже не может прорасти. Еще одним недостатком является то, что опыление часто зависит от внешних факторов (ветер, насекомые, вода). То есть без определенного фактора опыления не происходит, семя не образуется.

Похожие материалы:

Вы устали искать подходящие конспекты, лекции и семинары? Тогда Вы попали на самый полезный сайт в этой отрасли! У нас собраны лучшие методические учебные материалы по всем направлениям обучения: география, биология, физика, химия, история, философия, психология, экономика, политология и др. Желаем Вам самых высоких оценок иуспешного сдания зачетов и экзаменов. Успехов!

moykonspekt.ru

В чем преимущества семян перед спорами

20.2.7. Преимущества и недостатки размножения семенами

Семя — типичный продукт полового размножения у семенных растений; согласно определению, это оплодотворенный семязачаток. Семя содержит зародыш растения и одну или более семядолей, а иногда эндосперм, и окружено защитной кожурой.

1. Растение не нуждается в водной среде для полового размножения и поэтому лучше приспособлено к наземным условиям.

2. Семя защищает зародыш.

3. Семя содержит питательные вещества, необходимые зародышу (либо в семядолях, либо в эндосперме).

4. Семя обычно имеет приспособления для распространения.

5. Семя способно оставаться в состоянии покоя и переживать неблагоприятные условия.

6. Семя реагирует на благоприятные условия и иногда должно пройти период дозревания, т.е. прорастает не сразу (см. гл. 15).

7. Семена образуются в результате полового размножения, а поэтому обеспечивают виду преимущества, связанные с генетической изменчивостью.

1. Семена имеют относительно крупные размеры из-за находящихся в них больших запасов питательных веществ. Это затрудняет их распространение по сравнению со спорами.

2. Животные часто поедают семена ради содержащихся в них питательных веществ.

3. Опыление часто зависит от внешних факторов (ветер, насекомые, вода). Поэтому оно (а значит, и оплодотворение) не всегда гарантировано, особенно если производится ветром.

4. Потери семян велики, так как вероятность выживания каждого данного семени незначительна. Поэтому для обеспечения успеха родительский спорофит должен вкладывать в производство семян большие количества вещества и энергии.

5. Запасы питательных веществ в семени ограниченны, тогда как при вегетативном размножении родительское растение доставляет дочернему растению питательные вещества до тех пор, пока это второе не станет вполне самостоятельным.

6. У двудомных видов в размножении участвуют два растения, что повышает вероятность неудачи по сравнению с размножением при участии одной родительской особи. Напомним, что двудомность-явление относительно редкое. Приведенные выше сведения можно использовать для сопоставления выгодных или невыгодных сторон организации семенных растений по сравнению со споровыми или относительных преимуществ полового и вегетативного размножения у семенных растений.

biologylib.ru

§ 42. Размножение голосеменных растений

1. Какие растения относят к голосеменным? Почему их так называют? 2. В чем преимущества семян перед спорами?

Размножение семенами — основной признак, по которому голосеменные отличаются от растений, размножающихся спорами.

В отличие от цветковых растений голосеменные растения плода не образуют.

Рассмотрим размножение голосеменных на примере сосны [146]. Весной на ее молодых ветвях видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у оснований молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй.

На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Оболочка каждой пылинки имеет два пузырька, наполненных воздухом. Такие пылинки ветер может переносить на большие расстояния.

Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях, что и зеленовато-желтые. На каждой чешуе развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки).

Созревшая пыльца высыпается, и ее подхватывает ветер, если она попадет на женские шишки, произойдет опыление. После этого чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой.

На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы — спермин. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка — семя, а шишки растут и древеснеют. Сначала они зеленые, затем коричневые.

Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш.

В результате полового размножения у голосеменных образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.

ПЫЛЬЦЕВОЙ МЕШОЧЕК. ПЫЛЬЦА. ПЫЛЬЦЕВАЯ ТРУБКА

Ответьте на вопросы

1. Где образуются пылинки и семязачатки у сосны? 2. Как у нее происходят опыление и оплодотворение? 3. Каково строение семени сосны?

Задания для самостоятельной работы

Весной проведите наблюдения за развитием мужских и женских шишек у сосны и ели. Отметьте, когда деревья начнут «пылить», т. е. когда из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Объясните, почему голосеменные производят огромное количество пыльцы.

У зародыша сосны семядолей не одна и не две, как у цветковых растений, а гораздо больше — 4—7. Всходы сосны имеют своеобразный вид. Это маленькие растеньица, у которых стебелек короче спички и не толще обыкновенной швейной иглы. На верхушке стебелька — пучок лучеобразно расходящихся во все стороны очень тонких иголочек-семядолей.

vip8082p.vip8081p.beget.tech

В чем преимущество семян перед спорами

На каждой чешуе красноватых шишек развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки). В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка — семя.

Весной проведите наблюдения за развитием мужских и женских шишек у сосны и ели. Отметьте, когда деревья начнут «пылить», т. е. когда из мужских шишек начнёт высыпаться пыльца. Объясните, почему голосеменные производят огромное количество пыльцы.

Оплодотворение происходит в семязачатке через 12 месяцев после опыления.

• Спермий сливается с яйцеклеткой, в результате чего образуется зигота.

• Пыльца оседает на семязачатки женской шишки.

В чем преимущество семян перед спорами

Преимущества семенного размножения перед размножением спорами состоит в том, что в семенах содержится гораздо больше питательных веществ и они лучше защищены, чем споры. С появлением семян процесс размножения перестал зависеть от внешней среды (наличия воды). Благодаря этому семенные растения смогли распространиться по всей Земле, они преобладают почти во всех биоценозах.

2. В чём преимущества семян перед спорами?

1. Где образуются пылинки и семязачатки у сосны?

2. Как у сосны происходит опыление и оплодотворение?

В чём преимущество семенного размножения перед споровым?

Семя сосны состоит из зародыша, эндосперма и семенной кожуры.

В отличие от цветковых растений, голосеменные растения плода не образуют. Их так называют, т.к. семя не защищено.

— Попробуйте препаровальной иглой снять кожуру с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? (Кожура семени пшеницы плотно срослась со стенкой плода).

— Как же в семя проникает вода для его набухания, если кожура ее не пропускает? (Высказываются предположения).

Г) Оформление лабораторной работы в тетради.

Конспект урока по биологии «Строение семян»

II . Проверка знаний по теме: «Общая характеристика покрытосеменных растений».

— Рассмотрите сухую и набухшую зерновку пшеницы. Чем они отличаются?(Набухшая зерновка пшеницы крупнее).

«Семена имеют семенную кожуру и зародыш. Зародыш двудольных растений состоит из 2-х семядолей, зародышевого корешка, почечки и стебелька. Зародыш однодольных растений имеет одну семядолю, корешок, стебелек, почечку».

4. однодольные – растения, в семени которых одна семядоля.

1. Семядоля – зародышевые листья растения.

Изучать строение семян мы будем на примере семени фасоли и зерновки пшеницы.

— Разрежьте зерновку вдоль. Найдите эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами;

— Рассмотрите кожуру. Нанесите на нее каплю воды пипеткой. (Вода не проходит). Какие функции выполняет кожура? (кожура выполняет защитную функцию).

— Снимите кожуру с семени с помощью препаровальной иглы. Все, что осталось – это зародыш. Следовательно, семя фасоли состоит из кожуры и зародыша.

Нам предстоит поработать с разными источниками информации, сделать лабораторную работу и проверить полученные знания, выполнив тестовое задание.

— Какое преимущество получает семя благодаря этому? (повышается вероятность прорастания)

  • сформировать умение определять наиболее распространенные хвойные растения по строению побегов;
  • формировать умения сравнивать, выявлять усложнения, устанавливать взаимосвязь между строением и выполняемой функцией;
  • продолжить развитие познавательной мотивации, интереса к изучению курса «Разнообразие живых организмов».

    — Чем защищено семя во время созревания? (сомкнутыми чешуями шишки)

    — С чем связаны такие особенности строения листьев хвойных растений? (с приспособлением к условиям обитания, защитой от потери влаги)

    Сформулируйте вывод об особенностях строения побегов и листьев хвойных растений.

    Урок биологии в 7-м классе по УМК — Сферы: Отдел Голосеменные

    Шишка – это видоизмененный побег, состоящий из оси и чешуй.

    — Для чего необходима вода? (чтобы сперматозоид переплыл к яйцеклетке)

    — Как вы думаете, каким органом растения является шишка?

    Чтобы найти ответ прочитайте рубрику «Биофокус» на стр. 44.

    — А теперь давайте выясним, какие признаки характерны для всех голосеменных растений и за что голосеменные получили такое название?

    Учеными установлено, что сегодня на Земле господствуют растения, размножающиеся семенами.

    – После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка.

    • познакомиться с размножением голосеменных растений;
    • установить преимущество семенного размножения перед размножением спорами.

    – Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке.

    – Перенос пыльцы ветром зависит от случая, малоэффективен, поэтому у хвойных образуется очень много пыльцы.

    – Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.

    Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко.

    – Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.

    3. Семена лежат открыто (голо) на семенных чешуях шишек. Образуются из семязачатков в результате опыления и оплодотворения.

    – К какому отделу относятся все эти растения?

    – Сейчас мы определим объект нашего изучения.

    1. Cоставить письмо Незнайки вашему классу по теме сегодняшнего урока.

    Урок на тему — Размножение голосеменных растений

    Задание с сигнальными карточками: Какие утверждения верны? (Учащиеся, поднимая сигнальные карточки красной или зеленой стороной, сигнализируют о своей готовности к ответу на утверждение. Красный цвет – “не согласен с утверждением”; Зеленый цвет – “утверждение верно”)

    1. Только у голосеменных растений имеется специализированный орган – видоизмененный побег – шишка.
    2. На побегах хвойных растений развивается три типа шишек.
    3. В женских шишках хвойных образуется пыльца.
    4. В мужских шишках образуются семязачатки с яйцеклетками.
    5. Пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток.
    6. Вегетативные и генеративные клетки не играют ни какой роли в процессе оплодотворения.
    7. Половые гаметы: яйцеклетка и сперматозоид имеют гаплоидный набор хромосом.
    8. После оплодотворения яйцеклетки и сперматозоида образуется зигота с гаплоидным набором хромосом.
    9. На чешуйках шишки образуется по два семени с крылышками.
    10. Запас питательных веществ в семени голосеменных находится в зародыше.

    Все растения можно разделить на споровые и семенные. К споровым относятся мхи, плауны, папоротниковые и хвощи. Их жизненный цикл делится на спорофит и гаметофит. Спорофит размножается бесполым путем, формируя споры. Для гаметофита характерно половое размножение, при котором растение формирует гаметы — половые клетки — мужские и женские. Когда они объединяются, образуется зигота, из которой вырастает новая особь, которая, в свою очередь, будет уже формировать споры. У семенных растений все сложнее, так как они из зиготы образуют семена.

    Это плод. Он служит для сохранения семени от механических и температурных повреждений. Кроме того, он необходим, чтобы обеспечивать распространение семян на дальние расстояния.

    Зародыш — это по сути уже маленькое растение. У него есть зародышевый корень и побег, состоящий из стебля, листочков (их количество может варьироваться) и верхушечной почки.

    Все они делятся на два отдела: голосеменные и покрытосеменные. Определяющим фактором при разделении является строение семян, а именно наличие или отсутствие у него дополнительной защиты.

    В качестве типичного примера можно взять строение семян фасоли. Это типичный представитель класса двудольных, принадлежащий к семейству бобовых. Строение семян фасоли предусматривает наличие толстой блестящей кожуры, надежно защищающей зародыш. На вогнутой стороне семени находится рубчик. Это место, к которому прикрепляется семяножка, необходимая для соединения семязачатка со стенкой завязи. Рядом с ним находится маленькое отверстие — семявход. Строение семян фасоли также предусматривает наличие питательных веществ в семядолях. Такое наблюдается у многих двудольных растений, поэтому семена многих из них вообще не содержат эндосперма.

    Строение семян

    Внешнее строение его предусматривает наличие плотной кожуры. На ней могут присутствовать дополнительные выросты, которые способствуют лучшей защите и распространению семян. Так, у сосны семена имеют крыловидные придатки, которые помогают им распространяться.

    Это очень важно для растений, так как таким способом они могут расселиться на как можно большую площадь. Семена, особенно цветковых растений, способны распространяться намного дальше, чем споры. В этом заключается одно из значительных преимуществ семенных растений над споровыми.

    Во-первых, такая структура имеет большие шансы на прорастание, так как обладает достаточным количеством питательных веществ в виде эндосперма и кожицей, с помощью которой семя может пережить неблагоприятные условия и прорасти позже.

    К нему относится всего один вид растений — Гинкго двулопастный. Это реликтовый организм, который сохранился еще со времен Пермского периода.

    Семя — это особая многоклеточная структура, необходимая растению для размножения. Их изучает наука о растениях — ботаника, которую включает в себя биология. Строение семян может быть сложным и зависит от отдела и класса, к которому принадлежит растение.

    Плоды бывают простыми и сложными. Простые — это одиночные плоды, а сложные — собранные из нескольких сросшихся плодов. Сложные плоды еще называются апокарпиями.

    Состоит из около 350 семейств. Самыми известными из них являются крестоцветные, розоцветные, бобовые, сложноцветные и пасленовые.

    Выращивание вне теплицы предполагает два варианта.

    Многие считают, что вырастить огурцы очень просто – сунул семечку в землю, полил, разок подкормил – и все, дальше само вырастет. В принципе, так и есть, если семечко воткнуто в удобренную грядку в теплице. А что делать тем, у кого теплицы нет? Бывает так, что и огорода-то нет, а огурчиков своих хочется. Выращивание огурцов в пластиковых бутылках – как раз для подобного случая, ведь такие емкости вполне могут стать заменой теплице, да и места для выращивания много не потребуется.

    Данный способ позволяет не уделять особого внимания поливу. Это особенно привлекательно для тех, кто приезжает на дачу только по выходным дням. В этом случае для посадки семян используется не нижняя, а верхняя часть бутыли. Количество семян – не больше 2. Нижнюю часть нужно наполовину заполнить водой, с верхней части снять крышечку, плотно установить эту часть на нижнюю половину, погрузив горлышко бутылки в воду. Растение будет добывать воду самостоятельно, придется только следить за количеством воды и периодически доливать ее. Таким образом можно выращивать огурцы в условиях квартиры и даже на балконе.

    Лучше делать так называемую мини-тепличку из пятилитровой бутыли, так как в нее можно посеять несколько семян огурцов, в отличие от бутылки меньшего объема, в которой возможно вырастить только одно растение.

    1. Для начала нужно тщательно вымыть бутыль, чтобы не заразить ничем огурчики.
    2. Разрезать ее вдоль почти пополам, оставив нижнюю часть чуть больше верхней. Верхнюю часть (так называемую крышку теплички) не выбрасывать, она пригодится в дальнейшем. Если же разрезать вдоль, то эта своеобразная лодочка подойдет для выращивания рассады, причем не только огуречной.
    3. Нагреть паяльник либо гвоздь, проколоть несколько дырочек в днище для стока лишней влаги при поливе.
    4. Заполнить бутылку увлажненной почвой, оставляя 2-3 см до края.
    5. дерновая земля, зрелый перегной либо торф – по одной части;
    6. немного древесной золы и песка;
    7. немного перепревших опилок либо измельченной яичной скорлупы.

    Качественный грунт должен быть рыхлым, «пушистым» и легким для хорошей вентиляции корней растений.

    Посадка обычно ведется по следующему алгоритму.

    Выгодный способ выращивания огурцов с использованием 5-литровых бутылок

    Российские огородники – народ бывалый. Могут вырастить огромный урожай разнообразных овощей на участке размером с пятачок. Как у них это получается? Да все просто – смекалка выручает! Вот и посадка огурцов в 5 литровых бутылках из этой категории!

    Крышка на верхней части должна быть завинченной. Только тогда создастся эффект теплицы, что поспособствует быстрым всходам.

    Если выращивание предполагается в теплице, то рассаду можно не оставлять в бутыли, а высадить ее прямо в грунт. Для этого нужно аккуратно срезать дно и достать ком почвы с растением. А можно и не доставать – просто вставить бутылку с отрезанным дном в почву.

    Одно их главных преимуществ заключается в дешевизне используемых материалов –пятилитровые бутылки можно не покупать специально, а просто собирать их в течение зимы. Еще одно немаловажное качество – небольшой вес подобной тары, что обязательно получит должную оценку при выращивании рассады. Такая тепличка даст возможность получить очень ранний урожай огурчиков.

    • Изолируйте здоровые кусты от заболевших, в том числе сбор мусора, вырывание сорняков, это задержит появление болезни на стеблях и листьях до времени образования бутонов.
    • Для посадки подберите только здоровый картофель.
    • Обработайте фунгицидами семенные клубнеплоды.
    • Соблюдайте севооборот: год сажают картофель, после 2 года люпин, фасоль, бобы, а затем опять картофель.
    • Если окучить кусты высоко, то это частично предохранит их от вторичного заражения.
    • Санитарные меры — недопустим застой влаги; не стоит поливать картофель методом дождевания вечером, так как иначе утром появится роса; своевременно вырывайте сорняки.
    • Не допускайте переизбыток азота.
    • Скашивайте ботву за неделю до сбора урожая, если картофель планируете употреблять, и за 10 дней, если клубни планируете в дальнейшем посадить.
    • Собирайте урожай в то время, когда нет дождя, после просушите картофель 5 часов. Перекопайте междурядья за 5 дней до сбора урожая. Это облегчает сбор картофеля и удаляет сорняки.

    Бороться с недугом можно различными способами: это и химические средства защиты картошки и народные. Рассмотрим, в чем заключаются основные методы борьбы и профилактики появления фитофторы.

    Должны остаться на растениях, когда возбудитель соприкоснется с ними, он погибнет.

    В земле может быть растительность, зараженная спорами грибка. Чтобы не распространять заражение, весной, перед посадкой, грунт поливают бордоской жидкостью либо раствором медного купороса (1—3%), затем землю перекапывают.

    Можете вместо него обработать препаратом Максим.

    Как правильно бороться с фитофторозом картофеля

    Чтобы защитить культуру от болезни, применяют составы с медью, например, бордосскую смесь 1% (ее готовят, всыпая 100 г медного купороса, 100 г извести в десятилитровое ведро воды).

    Обычно при посадке именно клубни (а не семя на посадку) опрыскивают препаратом от фитофтороза.

    Состав приготавливают в день посадки, а перед опрыскиванием его перемешивают. Поместите раствор в опрыскиватель и опрыскайте проросший картофель, подождите 1—2 часа, после сажайте клубни. Советуют доставлять клубни к месту посадки в закрытых пакетах.

    Фитофтороз возникает на зеленых частях растений: стеблях, листьях, цветоносах, а также поражает клубни. Болезнь поражает картофель интенсивнее при повышенной влажности и умеренно теплой погоде. Разумеется, овощеводы хотят избавиться от недуга в короткий срок и уберечь посадки в будущем.

    Одновременно с опрыскиванием бордосской смесью нельзя использовать другие фунгициды.

    Промежутки между опрыскиваниями 7—10 дней. Последний раз опрыскивают за 21 день до сбора урожая.

    Таблица 1. Контактные фунгициды от фитофтороза и норма применения

    Развивающие: развивать представления о строении растительного организма; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

    Правильно. Чем семена различаются, в чем особенности их роста, прорастания, предстоит узнать на сегодняшнем уроке.

    Урок для 6 класса по теме: Строение семян

    Молодцы. А теперь однодольные растения, имеющие одну семядолю:

    Ребята, вы правильно сделали вывод. А теперь предлагаю на практике убедиться, что семя имеет ряд существенных преимуществ в своем строении, для этого выполним лабораторную работу на странице 87.

    Ребята, откройте учебник на странице 86 и выполните такое задание: внимательно рассмотрите рисунок 57. На нем изображены семена двух растений: фасоли и миндаля. Определите, из каких частей состоит семя и какие черты сходства и различия можно у этих семян выделить (слайд № 3).

    Приведите примеры таких растений. Давайте начнем с двудольных растений:

    Особенности прорастания различных семян.

    Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений, выявить черты сходства и различия.

    — ее зародыш защищен плотной семенной кожурой, а значит, не зависит от условий окружающей среды.

    5.Выполнение лабораторной работы № 12 (слайд № 8).

    Конечно, это существенное отличие. Поэтому все семена, у которых имеется две семядоли, получили название двудольных растений. Растения, у которых семядоля одна называются однодольными растениями.

    Правильно вы говорите. Тема урока: «Строение семян»

    В средней климатической полосе болгарский перец, в отличие от томатов, выращивают только рассадой, так как культура обладает продолжительным вегетационным периодом. Чтобы получить рассаду, очевидно, необходимо посадить семена. И на этом этапе у начинающего садовода появляются трудности, совершаются ошибки, и, после посадки, в процессе роста растений эти ошибки, так или иначе, дадут о себе знать.

    В магазине предпочтение отдается гибридным сортам перцев. Перец является прихотливой культурой и при посадке в средних широтах часто болеет из-за неправильных условий содержания. Обработанные гибриды более приспособлены к выгонке, различным вирусным болезням и вредителям.

    Замачивание значительно ускорит процесс разбухания семени и проклевывание ростка, к тому же можно будет визуально определить гарантированно живые ростки перца, спланировать примерное количество будущих растений, а также габариты лотков для посадки, грядок и пр.

    В глубокую емкость (бутылка, ведро, бидон, бочонок) на 2/3 наливается вода, в нее опускаются семена, шланг с распылителем. Второй конец шланга подсоединяется к компрессору. Подойдет и аквариумный компрессор. Время обработки и проращивания в таких условиях сокращается до 36 — 48 часов, но необходимо следить за температурой воды и состоянием семян. Когда они проклюнутся, семена вынимают, просушивают и отправляют на закалку.

    Однако, возможно и такое, что партия семян перца из пакетика не опустилась на дно. Не надо отчаиваться, такое бывает. Этот тест не гарантирует 100% результатов. Поэтому, если это случилось, все продолжайте обработку перед посадкой как обычно.

    Многие утверждают, что перец после посадки прекрасно прорастает и без замачивания. Это так, но требуется больше времени. А у садовода средней полосы времени немного, лето короткое, поэтому действовать необходимо быстро и наверняка, и использовать все возможные методы.

    Хорошие производители обычно проводят комплексную обработку своей семенной продукции фунгицидами, микроэлементами, регуляторами роста и т. д. О чем ясно заявляют на упаковке. Однако, даже в этом случае, перед посадкой рекомендуется продублировать обработку химией. Не говоря уже о собственноручно собранных семенах перца, которые гарантированно заражены какими-нибудь спорами грибов, бактериями или вирусами. Если пропустить этот этап или выполнить обработку перед посадкой недобросовестно, то в будущем появится множество проблем с различными болезнями, гнилью и так далее.

    Обработка семян перца перед посадкой гораздо более ответственное занятие, чем может показаться, на первый взгляд, но в то же время несложное. Условно весь процесс можно разделить на пять этапов:

    Когда ростки перца проклюнутся, их рекомендовано, хотя и необязательно закалить. Плошка ставится в холодильник на сутки — двое, температура 5°С. Главное, чтобы при этом они не подморозились и не засохли. Закалка поможет молодым растениям легче переносить перепады температуры после посадки и неблагоприятные условия роста.

    После того как появятся всходы, рекомендуется вторично обработать их регулятором роста и фунгицидом.

    Чем обработать семена перца перед посадкой

    После того как все этапы обработки завершены, можно приступить к замачиванию.

    Перед посадкой необходимо убедиться, что семена перца зимовали в прохладном и сухом месте, например, в плотно закрытой банке в холодильнике. Сухое хранение при 15-18 °С даст наилучшие результаты прорастания.

    pahomova-nsk.ru

    Урок биологии «Строение семян двудольных растений»

    Разделы: Биология

    • закрепить основные биологические понятия темы “Царство Растения”.
    • провести контроль знаний темы “Царство растения”.
    • дать представление о вегетативных репродуктивных органах.
    • дать представление о строении семян.
    • познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений.
    • расширить знания о разнообразии семян, преимуществах семян перед спорами.
    • формировать умение выделять главное в изучаемом материале.
    • анализировать результаты опытов и делать выводы.
    • формировать умение давать сравнительные характеристики семян и спор, двудольных и однодольных растений.
    • в целях профилактики утомления учащихся на уроке менять виды деятельности, следить ха их осанкой.
    • использование пословиц и поговорок, стихов (эстетическое воспитание).

    Оборудование: таблица “Строение семян”; гербарные экземпляры растений (водоросли, мхи, покрытосеменные, голосеменные);
    Чашки Петри, семена фасоли, гороха (сухие, набухшие и проросшие), линейка, коллекция семян.

    I. Организационный момент.

    Приветствие, подготовка класса к работе.

    Сегодня мы приступаем к изучению новой темы “Семя”, выполним лабораторную работу, познакомимся со строением семян, а начнем с повторения пройденного материала, после которого напишем тест.

    II. Проверка знаний.

    Фронтальная, с дополнением и уточнением – о многообразии растений, высших и низших, семенных и споровых.

    Вопросы для повторения.

    1. Какие группы растений являются высшими, а какие низшими?
    2. Почему водоросли относят к низшим растениям?
    3. Назовите представителей одноклеточных зеленых водорослей (хламидомонада, хлорелла).
    4. Многоклеточные водоросли (улотрикс, спирогира).
    5. Как называют тело многоклеточных водорослей?
    6. Что такое ризоиды и какова их роль?
    7. Докажите, что папоротники – высшие споровые растения.
    8. Главное отличие Голосеменных растений от высших споровых?
    9. Какие преимущества семян перед спорами?
    10. Какие растения имеют наиболее высокую организацию?
    11. Чем Покрытосеменные растения отличаются от Голосеменных?
    12. Почему Покрытосеменные растения – господствующая группа растительного мира?

    Поверочный тест по теме: “Царство Растения”.

    1) Водоросли относятся к низшим растениям, так как они:

    а) не имеют органов
    б) живут в воде
    в) все являются одноклеточными
    г) размножаются спорами

    2) Покрытосеменных среди других растений можно узнать по наличию:

    а) в клетках хлоропластов
    б) в клетках ядра
    в) плодов с семенами
    г) семян

    3) Что произойдет с лишайником, если из его тела удалить водоросль:

    а) лишайник не будет получать органические вещества и погибнет
    б) лишайник не будет получать воду и минеральные соли и погибнет
    в) это не отразится на жизни лишайника
    г) это незначительно отразится на жизни лишайника

    4) К мохообразным растениям относится:

    а) ламинария
    б) хламидомонада
    в) хлорелла
    г) сфагнум

    5) Сходство мхом и папоротников проявляется в том, что они:

    а) размножаются семенами
    б) размножаются спорами
    в) имеют цветок
    г) образуют плод

    6) Значение вымерших древовидных папоротников состоит в том, что из них образовался:

    а) торф
    б) перегной
    в) нефть
    г) каменный уголь

    7) Хлорофилл в клетках зеленых водорослей содержится:

    а) в хроматофоре
    б) в хлоропластах
    в) в лейкопластах
    г) цитоплазме

    8) Фитонциды – это:

    а) летучие бактерицидные вещества, выделяемые растениями
    б) симбиоз гриба и водоросли
    в) симбиоз гриба и дерева
    г) микроорганизмы

    9) Признаки отдела Покрытосеменные растения:

    а) стержневая корневая система
    б) наличие корневищ
    в) цветок и плод с семенами
    г) семена созревают в шишках

    10) Жизненной формой называют:

    а) его органы размножения
    б) его стебель и листья
    в) его внешний облик
    г) его плоды и семена

    1) Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:

    а) покрытосеменные
    б) голосеменные
    в) папоротники
    г) мхи

    2) Жизненной формой растения называют:

    а) его органы размножения
    б) его внешний облик
    в) его плоды и семена
    г) его стебель с листьями

    3) Наука о классификации растений, объединении их в группы , на основе родства:

    а) экология
    б) физиология
    в) систематика
    г) ботаника

    4) Тело лишайника образовано двумя организмами:

    а) грибницей и корнями дерева
    б) грибницей гриба и зелеными одноклеточными водорослями
    в) группой одноклеточных зеленых водорослей
    г) мицелием разных грибов

    5) Какое из названных растений относится к мхам:

    а) спирогира
    б) сфагнум
    в) улотрикс
    г) хлорелла

    6) Папоротники в отличие от водорослей имеют:

    а) клеточное строение
    б) хлоропласты в клетках
    в) ткани и органы
    г) ядро и цитоплазму в клетках

    7) Семена развиваются внутри плода у:

    а) мхов
    б) хвойных
    в) покрытосеменных
    г) папоротников

    8) С помощью спор размножаются:

    а) цветковые растения
    б) хвойные
    в) мхи и папоротники
    г) все перечисленные растения

    9) Мох сфагнум считают накопителем влаги, так как:

    а) поглощает корнями большое количество воды
    б) содержит в тканях листа много хлоропластов
    в) растет на болотах
    г) содержит мертвые полые клетки

    10) Хвоинки сосны живут:

    а) 250 лет
    б) 201503 года
    в) 4–5 лет
    6) 300 лет

    III. Изучение нового материала.

    Тема нашего урока: “Строение семян двудольных растений”.

    Записываем в тетрадях и на доске.

    1. Введение в тему.

    Органы покрытосеменных растений. (Рассказ с элементами беседы; плакат и гербарий; схема на доске и в тетради).

    Самая многочисленная группа зеленых растений – Цветковые или Покрытосеменные растения (их около 250 тысяч видов).

    Все эти растения, несмотря на разнообразие, имею общий план строения.

    Тело растения состоит из органов, которые имеют определенную внешнюю форму и выполняют определенную работу, или как говорят, функцию.

    Какие это органы?

    Показываем на плакате и на гербарных экземплярах растений.

    У цветковых растений есть корни, побеги, цветки и плоды с семенами.

    Побег – это стебель с листьями и почками.

    Органы подразделяются на Вегетативные и Репродуктивные (Генеративные).

    Вегетативные органы составляют тело и служат для выполнения жизненно-важных функций. Например, корень поглощение воды и минеральных слей из почвы (минеральное питание), удерживает растение в почве, в корнях откладываются про запас питательные вещества.

    Цветки, плоды и семена выполняют совсем другие функции по сравнению с корнем и побегом.

    Эти органы, в отличие от вегетативных, появляются на растении только в определенный период жизни. После цветения из цветков образуются плоды, внутри которых созревают семена.

    Из семян появляются новые растения, похожие на материнское. Посеяв семена пшеницы, мы получаем растение пшеницу, посеяв семена моркови – вырастет морковь.

    Значит, семена служат для образования потомства.

    Цветки, плоды и семена – органы размножения.

    Представьте себе, что все луговые ромашки перестали по какой-либо причине давать плоды и семена! К чему это приведет?

    (Слушаем ответы ребят.)

    Через несколько лет, когда от старости погибнут последние экземпляры этих многолетних растений, на Земле не останется ни одной ромашки. Эти растения перестанут существовать навсегда.

    Наше предположение вовсе не фантастично , если вспомнить, какие громадные букеты мы нередко собираем в лесу и на лугу.

    Повредить растение очень легко, а вырастить и сохранить не так уж и просто.

    Поэтому относиться надо ко всему живому очень бережно!

    2. Общая характеристика строения семян. Растения Однодольные и Двудольные. (Объяснение с помощью таблицы; составление под руководством учителя схемы).

    Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений – голосеменных и покрытосеменных.

    Читаю стихотворение (в руках у меня семена):

    “У меня в руке будущая жизнь!
    Будущий побег и могучий корень.
    Дружно прорастут в глубину и ввысь,
    Лишь вода дождей землю всю напоит.

    А пока осень на дворе,
    А пока зима вьюгою все воет,
    Спит и дышит жизнь у меня в руке —
    Будущий побег и могучий корень!”

    Вопрос к классу – почему у автора стихов сказано – “будущая жизнь”?

    (Слушаем ответы учащихся.)

    Жизнь цветкового растения начинается с семян.

    Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам, весу (коллекция семян). Но все они, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение.

    Познакомимся со строением семян на примере семени фасоли.

    Оно крупное и все его части легко можно рассмотреть (объяснение с использованием плаката).

    Семя фасоли почковидное, уплощенное, снаружи покрыто толстой семенной кожурой. Окраска кожуры может быть различной – белой, коричневой, красноватой или пятнистой “мраморной” (рассматриваем семена).

    Вопрос классу: Какое значение имеет кожура для семян?

    Семенная кожура предохраняет от высыхания и механический повреждений остальные части семян.

    Под кожурой находится зародыш – главная часть семени. Он представляет собой зачаток будущего растения (маленькое растеньице).

    Семенная кожура и зародыш есть во всех семенах.

    Чтобы расти, надо питаться. Поэтому семя содержит запас питательных веществ. У большинства семян (85% цветковых растений) есть особая запасающая ткань, которая называется эндосперм.

    Это тоже часть семени. Семя фасоли не имеет такой ткани. А где же тогда находятся питательные вещества в семени фасоли? Если внимательно рассмотреть зародыш, то хорошо видны две семядоли. Это первые листья зародыша растения. Семядоли фасоли крупные, мясистые, на их долю приходится большая часть массы зародыша. Именно в них находится запас питательных веществ.

    В зародыше различают – зародышевый корешок, зародышевый стебелек и почечку с листочками.

    Составим схему “Строение семени” (в тетрадях и на доске).

    Таким образом, мы видим, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение. У зародыша есть корень и побег. Зародышевый побег состоит из стебелька, двух зародышевых листьев (семядолей) и почечки.

    Растения, зародыш которых имеет 2 семядоли, относят к классу Двудольных растений.

    Растения, зародыш которых имеет 1 семядолю, относится к Однодольным растениям.

    Схема на доске и в тетрадях.

    Работа с текстом учебника – стр. 86 – найдите примеры растений, относящихся к Двудольным и Однодольным растениям.

    Двудольные: фасоль, горох, яблоня, картофель, морковь, дуб, огурец.

    Однодольные: пшеница, рожь, кукуруза, лук, ландыш.

    3. Лабораторная работа “Изучение строения семян двудольных растений”.

    Инструктивная карточка на стр. 87 учебника, объяснение учителя о порядке проведения работы и оформление в рабочей тетради как задание № 58 стр. 16.

    На столах учащихся сухие и проросшие семена фасоли (проращивали дома); семена других растений (кабачок, огурец, морковь, горох).

    1) Рассмотрим сухие и набухшие семена фасоли. Сравним их размеры и форму. Измерим линейкой дину и ширину этих семян. Чем вы можете объяснить разницу в размерах?

    2) На вогнутой стороне семени найдите рубчик – небольшое овальное пятнышко, место прикрепления семени к семяножке, которая соединяла незрелое семя со стенкой плода.

    3) Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – микрополе (семявход). Оно хорошо заметно у набухшего семени. При намачивании через него внутрь семени легко проникает вода и воздух. Если слегка сжать намоченное семя, то их семявхода выступает капелька воды.

    4) Сделаем небольшой надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снимем блестящую плотную кожуру. Убедитесь, что она плотная.
    После удаления кожуры в руках остается зародыш.
    Изучите его. Зародыш – маленькое растеньице.
    Найдите семядоли – две, крупные, толстые. Зародышевый корешок, стебелек – он и фасоли изогнутый. Почечка на верхушке стебелька (в почечке хорошо различимы зачаточные листья).

    5) Зарисовать семя и подписать его части.

    6) Пользуясь учебником выяснить, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения (миндаль, ясень).

    7) Сделайте выводы (записать в тетради).

    Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.

    4. Особенности строения семян других двудольных растений (на примере ясеня и миндаля).

    Самостоятельная работа с текстом учебника и рисунком 57 на стр. 86.

    Не у всех двудольных растений семена имеют такое же строение, как у фасоли. Семена ясеня имеют маленький зародыш. Почти весь его объем занимает эндосперм – запасающая ткань.

    У миндаля, яблони и других растений, наоборот, зародыш разрастается настолько, что ко времени созревания вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остается лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.

    III. Закрепление изученного материала.

    1. Отработка понятий: кожура, зародыш, эндосперм, зародышевый корешок, стебелек, почечка, микропиле, семядоли, однодольные и двудольные растения.

    На доске заполненный кроссворд, в нем представлены основные понятия нашего урока. Надо дать определения этих понятий или пояснить их, или же поставить вопросы, ответами на которые будут эти понятия.

    1. Защитное образование семени. Твердая наружная часть семени, которая защищает его от высыхания и от повреждений (кожура);
    2. Зародышевые листья (семядоли);
    3. След от семяножки, которая соединяла незрелое семя со стенками плода (рубчик);
    4. Растение в зачаточном состоянии (семя);
    5. Главная часть семени (зародыш);
    6. Особая запасающая ткань (эндосперм);
    7. Отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух (микропиле или семявход).

    2. Вопросы для закрепления материала (беседа):

    1. Какое строение имеет семя фасоли?
    2. Из каких органов состоит зародыш семени?
    3. Где находятся питательные вещества семени фасоли?
    4. Какие особенности строения семени лежат в основе деления растений на Однодольные и Двудольные?

    Зашифрована пословица о семенах “По семенам и всходы”.

    Задание: расшифровать и дать пояснение.

    П – 5; О – 12; С – 3; Е – 7; М – 1; Н – 6; А – 8; И – 10; В – 2; Х – 11; Д – 9; Ы – 4.

    1) Это растение всем хорошо известно. Его Родина – Мексика. В 1874 году русский академик Севергин в книге “Царство произрастания” писал: “Сие растение способно исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло”.

    2) У этого растения очень мелкие семена, как пыль. У некоторых видов Дарвин насчитывал до 200 тысяч с одного экземпляра. Эти цветы считаются одними из самых красивых на земле.

    3) Какое растение имеет самые крупные семена?

    4) Это сорное растение, которое “стреляет” своим семенами. Под давлением оно выстреливает струей сока и семенами на расстояние до 11 метров с начальной скоростью 32 км/час.

    5) Видели Вы когда-нибудь красивые розовые поляны около леса?

    Эти растения с розовыми цветами одними из первых поселяются на лесных вырубках и гарях. В некоторых местах эти растения называют Пуховиками. Улететь они могут на несколько километров. Одно растение дает до 20 тысяч семян. Семена с пухом могут употребляться для набивки подушек и перин.

    Домашнее задание: П.18 (стр. 86–87)

    Обратить внимание на основные понятия урока.

    Подготовится к терминологическому диктанту.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Еще по теме:

    • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
    • Гражданство рф для лнр и днр 2018 Получение гражданства России для жителей Донбасса ЛНР и ДНР Для того чтобы ответить на вопрос: как получить гражданство РФ, необходимо изучить исчерпывающий объём информации, представленный в официальных источниках. Сложности при оформлении […]
    • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
    • Новый закон на имущество с 2018 Россиянам приготовили новый налог на имущество Проект скоро станет законом 21.05.2018 в 18:32, просмотров: 187119 Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — […]
    • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
    • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]