Основные концепции налогообложения. Налоговое регулирование

Первая концепция. Согласно этой концепции, субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Получил большую выгоду, плати налоги, необходимые для создания этой выгоды.

Однако использование на практике этой концепции связано с определенными трудностями, так как невозможно точно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик.

Кроме того, следуя этой концепции, необходимо облагать налогами и малоимущих, и безработных для финансирования выплат им пособий. Само по себе это лишено смысла.

Вторая концепция. Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода (равенство для равных, неравенство для неравных).

Данная концепция отличается рациональностью. Например, брать налог в 20 тыс. рублей у лица, имеющего доход в 200 тыс., — это не значит лишить его средств к существованию. К тому же, это не сравнимо с тем, что взять налог в 500 рублей с дохода в 5000 рублей. Потери последнего не сопоставимы с потерями первого.

Однако и при внедрении этой концепции в практику возникают определенные проблемы. Дело в том, что нет научного подхода к измерению возможностей того или иного лица платить налоги. Аргументируя эту концепцию, важно вспомнить закон Энгеля. Согласно закону, чем меньше доход, тем больше доля расходов на предметы первой необходимости, в основном на питание. А чем больше доход, тем меньшая его доля тратится на продукты питания и предметы первой необходимости, большая доля идет на предметы роскоши. Из этого следует, что налогообложение групп населения с высокими доходами лишит их возможности купить ряд предметов роскоши, в то время как налоги на бедные слои уменьшают их возможность покупать предметы первой необходимости.

Может возникнуть и такой вопрос: дети, скажем, Ивановых посещают школу и родители ощущают пользу от налогов, направленных на содержание школ. Но бездетные, скажем, Петровы не получают никакой личной выгоды. Каков ответ? Мы все выигрываем от повышения уровня образования в стране. Растет производительность труда, отсюда и рост национального дохода. Преимущества, хотя и косвенные, имеют все.

Важно, чтобы налогообложение было справедливым и по горизонтали, и по вертикали.

Справедливость по горизонтали предполагает, что равные доходы лиц облагаются равными налогами. Справедливость по вертикали означает, что неравные по экономическому и социальному положению налогоплательщики должны платить неравные налоги.

Третья концепция. Ее преимущество заключается в простоте и доступности для исчисления налогов. Система налогов не должна быть слишком запутанной, а содержание контролирующих органов — слишком дорогим.

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт показал и главный принцип налогообложения: нельзя резать курицу, несущую золотые яйца. Иначе говоря, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Если ставки налога завышены, то подрываются стимулы к нововведению, снижается трудовая активность, предприниматели уходят в теневую экономику.

Рис. 61. Зависимость доходов бюджета от налоговых ставок.

Кривая Лаффера показывает зависимость поступающих в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога. Кривая дает ответ на вопрос, при какой ставке налога поступления в бюджет будут максимальны

Если ставка налога равна нулю — поступлений в бюджет нет; если ставка равна 100% — поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую» экономику).

При всех иных значениях налоговых ставок налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать.

На рис. 61 максимум поступлений в бюджет (точка R) достигается при оптимальном уровне налога (50%) в точке А. Если ставка подоходного налога будет увеличена до 70%, то произойдет не увеличение, а уменьшение поступлений в бюджет (точки R1 и В), поскольку при больших ставках налога уменьшатся стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

Не случайно президент Рейган, придя в Белый дом, уменьшил ставку налога на 10%. Экономика США заметно оживилась. Рейган считал, что при снижении ставки налога у предпринимателей появятся лишние деньги, но они их не потратят на развлечения. Они будут инвестировать деньги. Фактически бюджет даже выиграл.

Проводя политику «рейганомики», он опирался на свой опыт. Будучи актером, снялся в двух фильмах, а в третьем не стал — задушили налоги. Ну и кто от этого выиграл? А ведь не снятый фильм мог принести в казну большие деньги.

Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой (см. рис. 61) находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении «эффект Лаффера» не сработал в полную меру в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но одновременно оно затруднило реализацию социальных проблем.

Трудно рассчитывать, что только на основе теории Лаффера можно построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение имеют национальные, культурные и психологические факторы. Американцы, к примеру, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто бы не стал работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

В США с ранних лет воспитывают уважение к налогам. Это считается показателем цивилизованности. Чем больше человек платит налогов, тем больший вклад он вносит в развитие экономики. Это убеждение органически вошло в менталитет американцев.

Укрывательство доходов от налогов считается не только тяжким преступлением, но и признаком дурного тона (это делает только 2% населения). О неплательщике сообщают в прессе, рассказывают по телевидению. Человек может сэкономить какую-то сумму, но зато он потеряет уважение, с ним больше никто не захочет иметь дело.

economics.studio

Шведские налоги: любовь с обязательствами

Шведские налоги — одни из самых высоких в мире: граждане отдают государству в среднем от трети до половины доходов. Но при этом к налоговой службе здесь относятся с уважением и доверием.

Шведские налоги: любовь с обязательствами

Шведские налоги — одни из самых высоких в мире: граждане отдают государству в среднем от трети до половины доходов. Но при этом к налоговой службе здесь относятся с уважением и доверием.

Шведы – одни из самых исправных налогоплательщиков. Опросы общественного мнения демонстрируют, что многие согласились бы платить и еще больше налогов, если потребуется. Национальный опрос 2016 года показал, что налоговая служба в Швеции занимает третье место по популярности — среди без малого тридцати основных государственных ведомств. Шведы доверяют государству и его институтам — это подтверждают многочисленные исследования общественного мнения. В чем причина такой симпатии к госструктуре, забирающей почти половину заработка, а то и больше? В уважении к закону? Отчасти, но не только.

Сколько налогов платят шведы?

Если спросить шведа и россиянина, какие у них зарплаты, они ответят на этот вопрос принципиально по-разному. И дело здесь не в сумме заработка, а в том, как он считается. В Швеции принято озвучивать зарплату брутто, то есть, сумму до уплаты налогов. В России же чаще всего, называя зарплату, говорят о сумме, получаемой на руки после уплаты налогов.

Налоги в Швеции платят все работающие граждане. Однако ставки и размер налоговых выплат зависят от ряда факторов: возраста налогоплательщика, муниципалитета, где тот зарегистрирован, общей суммы заработка, типа трудоустройства – наемный работник или частный предприниматель, — и других. Действует общее правило: те, кто зарабатывает больше, заплатят больше и в налоговую казну.

Налог состоит из двух частей: местного (коммунального) и государственного сборов. Ставка местного налога в среднем варьируется от 29% до 35% в зависимости от коммуны. Исторически сложилось так, что в коммунах с праволиберальным правлением налоги существенно ниже, чем в коммунах, где у власти левые партии. Те, кто зарабатывает в год меньше 443 200 крон, должны заплатить только коммунальный налог. Если сумма годового заработка выше, то помимо коммунального налога будет взыскан еще и налог государственный – 20%. Те, чьи доходы за год составят больше 638 800 крон, помимо коммунального и государственного налогов, должны заплатить еше и 5% от суммы, превышающей этот порог.

Предприниматели платят больше всех налогов в стране. Однако если прибыли нет или бизнес убыточен, то налог платить не придется. Освобождаются от налога и заработавшие за год не более 18 784 крон. Меньше всего налогов платят те, кто старше шестидесяти, и те, кто младше тридцати.

Как Астрид Линдгрен отправила в отставку правительство

Высокие налоги являлись и являются в Швеции любимой темой для дискуссий. Известна история о том, как писательница Астрид Линдгрен повлияла на отставку шведского правительства, возмутившись его иррациональной налоговой политикой. «Я просто разозлилась, узнав, что по новому закону мне полагается платить 102% налога с моего дохода, — рассказывала Линдгрен. — Тогдашнему министру финансов я отправила письмо, в котором заверила, что готова с радостью платить 90% от своего дохода, но никак не 102». А потом взяла и написала «Сагу о Помперипосе и Монисмании». Незатейливая сказка до сих пор является символом борьбы с чиновничьим абсурдом. «Министру финансов, с которым мы немного дружили, моя сага страшно не понравилась, — вспоминала Астрид. — Он написал, что лучше бы я занималась своими рассказами и не совала нос в дела, в которых ничего не смыслю. Я ответила ему статьей в газете, предложив поменяться профессиями, поскольку, как выяснилось, я все же неплохо считаю, а он сочиняет смехотворные байки про финансы. Я и не знала, что мои настроения разделяло столько шведов».

В результате пресловутый закон о налогах был отменен, а кабинету министров пришлось уйти в отставку.

На что идут налоговые деньги?

Большие налоги в Швеции — неизбежное следствие высоких требований, которые предъявляют шведы к своей стране и качеству жизни. Отремонтированные дороги, новые школы и поликлиники, общественный транспорт, на который можно положиться, – все это результат высокого налогообложения. Для шведов очень важны гарантии и социальная защищенность, причем они по умолчанию должны быть доступны каждому. Каждый налогоплательщик знает, что если он заболеет или потеряет работу, можно рассчитывать на выплаты из страховой кассы, сравнимые с размером месячной зарплаты. Медицинское обслуживание, которое в Швеции почти бесплатное, тоже финансируется за счет налогов. Добиться всего этого, не повышая налоговые ставки, очевидно, было бы невозможно.

Шведы в большинстве своем воспринимают налоги не как неизбежное зло, а скорее как свою прямую обязанность. Они понимают, что налоговые сборы пойдут на ремонт дорог или школ, на пенсии и медицину – и использованы будут только по назначению. Шведы гордятся тем, что они исправные налогоплательщики, и при случае не прочь похвастать друг перед другом тем, сколько налогов кто заплатил в ушедшем году. Более того, в стране существует открытый доступ к финансовым и бухгалтерским документам компаний: пытаться что-то утаить бессмысленно. Достаточно ввести имя налогоплательщика или название компании на www.allabolag.se, и можно увидеть и сколько он зарабатывает, и сколько налогов заплатил.

Подать декларацию – в один клик

Еще одна причина, по которой шведы терпимо относятся к налогам, — это легкость общения с налоговыми структурами. Подать декларацию можно любым удобным способом: отослать бумажную анкету обычной почтой (что в технически передовой стране происходит все реже и реже), отправить смс или набрать специальный номер телефона, по электронной почте, через мобильное приложение или аккаунт на сайте налоговой службы www.skatteverket.se. Помимо шведского, сайт налоговой службы функционирует на английском, русском, финском, турецком, идише, арабском и еще десятке с лишним языков, на которых говорят жители Швеции. Отдельная версия сайта с видеофильмами с сурдопереводом предлагается слабослышащим.

И никаких очередей, томительного ожидания и бюрократии. Угораздило вписать данные не в ту строчку декларации — вежливые сотрудники налоговой службы перезвонят сами, уточнят и исправят цифры или пересчитают. Кстати, большинству налогоплательщиков даже не приходится самим подсчитывать доходы за год – налоговая служба присылает по почте уже заполненную декларацию, с подсчитанной суммой налога к выплате. Такую декларацию достаточно только подписать и отослать обратно. Предпринимателям и тем, кто в течение года продал или купил квартиру придется заполнять больше всего данных.

Что финансируется за счет налогов?

Социальная защита – 41%

Полиция, пожарная служба, оборона – 6 %

Строительство жилья, дорог, поддержка рынка труда – 9 %

Управление, администрация – 14%

Фото: Хелена Вальман / imagebank.sweden.se

Заплатил налоги – получи деньги обратно

Налоговики зорко следят за тем, чтобы кто-то, не дай бог, не переплатил лишнего. Ежегодно в начале мая шведы подают декларации о доходах. В течение максимум полугода те, кто по каким-то причинам заплатил больше, чем следовало, получают свои кровно заработанные обратно на банковский счет. В каких случаях это может произойти? К примеру, если налогоплательщик много потратил на ремонт дома или на поездки от дома до работы в течение года. (Все потому, что некоторые дорогостоящие виды услуг подразумевают получение налогового вычета, так же, как и расходы на развитие бизнеса). Многие получают возмещение от налоговой уже в июне, что очень даже уместно, поскольку в начале лета вся страна готовится отмечать праздник Мидсоммар с танцами у праздничного шеста, с любимыми селедкой и шнапсом, а потому и деньги от налоговой оказываются своевеременным бонусом.

Налоговая – не только о налогах

Деятельность налоговой службы не ограничивается сбором платежей с граждан. Помимо этого, она присваивает каждому родившемуся в Швеции или прожившeму на территории страны более года индивидуальный налоговый номер (personnummer) и фактически регистрирует по месту проживания. Каждый раз при переезде нужно в недельный срок оповестить налоговую службу о своем новом адресе; только после регистрации налогового номера гражданина по новому адресу переезд будет считаться состоявшимся.

Без налогового номера в Швеции – никуда: ни малейшую государственную услугу не получить, ни сделку не оформить. Налоговая же уполномочена выдавать удостоверения личности тем, у кого еще нет шведского гражданства. Для того, чтобы пригласить кого-то из друзей или родственников в гости в Швецию, гражданин должен взять в налоговой справку – так называемый personbevis (разумеется, и это можно сделать в интернете или позвонив по телефону). А если пришла пора заключить брак, то перед тем, как назначать дату свадьбы, придется сообщить о планируемом событии в налоговую службу, чтобы всезнающее ведомство дало добро, убедившись, что препятствий для женитьбы нет (прежде всего, что жених или невеста уже не состоят в другом браке). И если семейная жизнь не сложилась – развод также начнется с обращения в налоговую.

sweden.ru

Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут налоги и взносы

В конце прошлого года был принят судьбоносный закон, направленный на списания долгов по налогам и взносам. В нашей статье мы расскажем о том, кто вправе воспользоваться данным правом и как это работает на практике.

Кому простят долги

Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:

  • физлицам простят долги перед бюджетом по имущественным налогам (транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), которые образовались по состоянию на 01.01.2015, а также пени, начисленные на указанную задолженность;
  • ИП, а также физлицам, которые ранее занимались коммерцией, долги по налогам, которые образовались в период ведения предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2015, а также пени и штрафы, начисленные на указанную задолженность;
  • бывшим и нынешним ИП, а также адвокатам, нотариусам и иным лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, будут прощены долги по страховым взносам, образовавшиеся за расчетные периоды до 01.01.2017.

Причины амнистии

Минфин РФ в письме от 19.01.2018 № 03-02-07/2/2699 предупредил всех, кто не платит налоги и надеется на то, что прощение долгов будет носить регулярный характер. Указанная мера разовая и направлена на оказание населению поддержки в преодолении негативных последствий финансового кризиса, в том числе на создание для людей возможности возобновить предпринимательскую деятельность по мере постепенного восстановления экономики после кризиса.

Налоги обеспечивают финансовую основу государства и являются необходимым условием его существования.

Добросовестное исполнение обязанности по уплате налогов вызывает не только уважение, подтверждение ответственной гражданской позиции и деловой репутации, но и обеспечивает создание прочной финансовой основы для жизни и развития детей, внуков, последующих поколений соотечественников.

Предложение об освобождении российских граждан от уплаты налогов в 2018 или в последующие годы не поддерживается, поскольку такое освобождение не направлено на обеспечение экономической безопасности страны.

В более позднем письме Минфин РФ продублировал свою позицию (письмо от 24.04.2018 № 03-05-06-04/27464).

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ предусматривается признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по налогам и задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, которые по объективным причинам невозможно взыскать.

При этом Законом № 436-ФЗ не предусмотрено издания каких-либо приказов Минфина РФ или методических указаний для реализации положений этого закона, а также срока списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам (письмо Минфина РФ от 11.04.2018 № 03-02-08/25601).

ФНС недавно поведала, что работа по списанию задолженности проводится в несколько этапов. По состоянию на 01.03.2018 уже завершена основная работа по списанию задолженности физлиц по имущественным налогам и долгов ИП по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.

В настоящее время работа по списанию задолженности продолжается. В ближайшее время будет списана оставшаяся задолженность физических лиц и коммерсантов.

Прощение долгов осуществляется налоговыми органами самостоятельно, без участия налогоплательщика. Дополнительно обращаться в ИФНС с заявлением о списании долгов не нужно.

Отметим, что списание задолженности организаций Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ не предусмотрено (письмо Минфина РФ от 17.04.2018 № 03-02-07/1/25570).

Какую недоимку могут списать

Федеральным законом № 436-ФЗ определена дата (1 января 2015 года), по состоянию на которую образовавшиеся налоговая недоимка и задолженность по пеням и штрафам подлежат признанию безнадежными к взысканию и списанию вне зависимости от налоговых периодов, истекших до указанной даты.

Кроме того, закон не дает возможность списать долги перед бюджетом по:

  • НДПИ;
  • акцизам;
  • налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ.

При этом положения указанного закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу данного нормативного документа (письмо Минфина РФ от 25.04.2018 № 03-15-05/28136).

Кроме того, Федеральным законом № 436-ФЗ не предусмотрено списание недоимки и задолженности по пеням и штрафам, которые не числятся за налогоплательщиком по сведениям, имеющимся у налоговых органов, а также возврат денежных средств, взысканных по судебным приказам.

Информацию о недоимке и задолженности по пеням и штрафам можно найти в личном кабинете на сайте налоговой службы.

Вместе с тем на основании положений НК РФ фискалы обязаны предоставлять налогоплательщикам по их запросам справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также осуществлять совместную сверку расчетов по указанным платежам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются соответствующим актом.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога, сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Таким образом, недоимка возникает в момент неисполнения обязанности по уплате налога в установленный срок. Из этого следует, что недоимка, выявленная за налоговый период 2013 год и образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, подпадает под действие рассматриваемого закона (письмо Минфина РФ от 05.04.2018 № 03-02-08/22232).

В случае самостоятельной уплаты недоимки до вступления в силу Федерального закона № 436-ФЗ пени, начисленные на недоимку, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2015, могут быть признаны безнадежными ко взысканию и списаны налоговым органом на основании Федерального закона № 436-ФЗ.

Сколько взносов просят ИП

Задолженность по взносам будет списана в размере 8 МРОТ, тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени. Расчет будет следующим: 8 x 0,26 x 12 x МРОТ на начало года, за который начислены взносы. Напомним, размеры МРОТ в 2014-2016 годах:

  • 2014 году МРОТ — 5 554 руб.;
  • 2015 году МРОТ — 5 965 руб.;
  • 2016 году МРОТ — 6 204 руб.

Таким образом, ИП может рассчитывать на списание:

  • за 2016 год — 154 851,84 рублей;
  • 2015 год — 148 886,40 рублей;
  • 2014 год — 138 627,84 рублей.

Порядок действий налоговиков после прощения долгов

В письме от 16.04.2018 № КЧ-4-8/7146 ФНС дала указания инспекторам как действовать после принятия решения о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам ИП. Итак, контролерам на местах необходимо:

  • отозвать поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов коммерсанта;
  • отменить решение инспекции о блокировки счетов ИП в банке;
  • в случае списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в полном объеме по принятому постановлению о ее взыскании за счет имущества ИП в адрес приставов направляются сведения из решения об отмене решения о взыскании долгов;
  • в случае частичного списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в адрес приставов направляются сведения об уточнении суммы задолженности.

Вопросы о принятии и исполнении судебных актов, их пересмотре, а также о прекращении судопроизводства и исполнительного производства разрешаются в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ, АПК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В целях обеспечения реализации Федерального закона № 436-ФЗ принят Федеральный закон от 07.03.2018 № 48-ФЗ, дополняющий статью 43 Закона № 229-ФЗ новыми основаниями для прекращения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

В частности, предусмотрено, что исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем при признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

school.kontur.ru

Уважение к налогам

Президент США Дональд Трамп заявил о том, что он ожидает: в октябре или, «может, чуть раньше» американские власти представят проект второго этапа снижения корпоративных налогов в стране. Об этом политик заявил в интервью телеканалу ​Fox Business Network. Полностью этот диалог прозвучит в его эфире 1 июля. В пятницу, 29 июня, телеканал опубликовал в своем Twitter отрывок из этого разговора.

«Одна из вещей, о которых мы раздумываем [сейчас], — это необходимость довести [корпоративный налог] с 21 до 20%», — сказал Трамп, подчеркнув, что таким образом власти смогут предложить более низкие налоговые ставки для среднего класса. «Мы будем проводить второй этап [снижения корпоративных налогов в США]», — заверил также американский лидер, добавив, что проект реформы, «вероятно», будет представлен в октябре или, «может быть, немного раньше».

Закон о всеобъемлющей налоговой реформе США Трамп подписал в декабре прошлого года. Изменения стали одними из самых масштабных в истории страны, прежде подобная реформа являлась одним их ключевых предвыборных обещаний Трампа. Закон предполагал облегчение налогового бремени для разного рода налогоплательщиков, однако в первую очередь — для бизнеса, корпораций и предприятий.

В частности, он предусматривал радикальное снижение налога на прибыль юридических лиц с 35 до 21%, а также снижал налог на средства, которые возвращаются в страну от деятельности юрлиц за рубежом: до 15,5% — для наличных средств, а для безналичных — до 8% вместо прежних 35%.

Кроме того, документ предусматривал снижение налогов и для семи групп физических лиц в США (в том числе для молодежи и молодых семей). Также документ освободил ряд налогоплательщиков от так называемого минимального альтернативного налога (он представляет собой отдельную систему налогообложения доходов физических лиц в Соединенных Штатах, которая действует параллельно с обычным подоходным налогом).

Помимо этого, согласно реформе, в США была введена новая налоговая шкала: 10, 12, 22, 24, 32, 35 и 37%. Самая нижняя ставка по закону стала действовать для лиц с годовым доходом менее $9525 или для семей, зарабатывающих до $19 050. В случае же если налогоплательщик получает от $82,5 тыс. до $157,5 тыс., согласно реформе ему теперь необходимо отдать в казну 24%. Порог в 37% будет действовать для американцев с заработком более $500 тыс.

О планах сократить корпоративные налоги в США до 20% Трамп уже заявлял в сентябре прошлого года. Подобную инициативу он тогда называл «возможностью, которая дается раз в год, чтобы наконец предложить исторические налоговые льготы для американского народа».

www.rbc.ru

Уважение к налогам

Президент Владимир Путин на традиционной большой пресс-конференции в четверг, 14 декабря, подтвердил, что в ближайшие годы масштабных налоговых преобразований, таких как обсуждавшийся еще недавно налоговый маневр, ждать не стоит. О «маневрах в налоговой системе» после 2018 года, когда истечет мораторий на повышение налоговой нагрузки, самим Путиным и объявленный в 2014 году, пока «рано говорить»: эта дискуссия «сначала должна быть проведена на экспертном уровне и после принятия решения вынесена на обсуждение вместе с бизнес-сообществом», сказал президент. Так он ответил на вопрос о том, будут ли расти налоги.

Однако Путин высказал несколько инициатив, направленных скорее на точечное облегчение налогового и долгового бремени граждан. Это прощение долгов физлиц по имущественным налогам, долгов индивидуальных предпринимателей по налогам и страховым взносам, а также долгов по НДФЛ, начисляемому на «материальную выгоду», которая возникает в результате списания задолженности граждан по банковским кредитам или коммунальным услугам. Из слов Путина следует, что такая «амнистия» может затронуть долги на общую сумму до 60 млрд руб.

Не первый «подарок»

Кроме того, Путин предложил освободить пенсионеров, инвалидов и ветеранов от налога на землю — на их шесть соток, как выразился президент. Наконец, он сообщил, что власти обсуждают перераспределение собираемых налогов от федерального бюджета в пользу регионов, и пообещал ограничить рост неналоговой нагрузки на бизнес (сборы и платежи, формально не относящиеся к налогам). Традиционно такие заявления Путина чуть позже облекаются в форму поручений правительству.

У регионов уже «достаточно полномочий», указывает старший директор группы региональных финансов Fitch Владимир Редькин: «Любая передача дополнительных полномочий ведет к риску недостаточного финансирования, что мы видели, например, в так называемых майских указах. Консолидированный субфедеральный бюджет практически бездефицитен, сектору в целом вряд ли нужны дополнительные доходы, считает он. Но есть существенная доля регионов с большим дефицитом и крупными долгами, и их проблемы обсуждаются недостаточно широко, полагает Редькин. Нужно сильнее выравнивать бюджетную обеспеченность не между регионами и федерацией, а между самими субъектами, во многих странах это решается централизованным перераспределением налоговых доходов от богатых регионов к бедным. «Сектор региональных бюджетов в целом сбалансированный: «температура» региональных бюджетов — 36,6. Но есть регионы в тяжелом положении, скажем так — «в реанимации». И нужно думать не о том, чтобы в целом температуру на одну десятую градуса подкрутить, а о том, чтобы перевести их в общую палату», — заключает Редькин.

«Предлагаемые инициативы — скорее точечные меры облегчения для налогоплательщиков. Амнистией это можно назвать только в широком обывательском смысле. Обычно она подразумевает возможность задекларировать доходы, налоги с которых ранее не уплачивались. А текущее предложение — скорее скромный предновогодний подарок», — рассуждает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский.

Это не первый предвыборный «подарок» Владимира Путина: в ноябре 2011 года он поручал налоговым органам списать задолженность россиян по налогам, накопившуюся по состоянию на 1 января 2009 года, на сумму 36 млрд руб.

Без резких маневров

Год назад Путин дал старт обсуждениям настройки налоговой системы, которые привели к тому, что Минфин предложил налоговый маневр — снижение общей ставки страховых взносов до 22% и повышение ставки НДС до тех же 22%. В начале года Минфин и Минэкономразвития говорили об этой идее публично, но затем обсуждения стихли — после того, как Путин сказал, что вести разговоры о маневре преждевременно. Разговоры о налоговой реформе шли целый год, но сейчас их нет, указывает директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги Андрей Мовчан. Минфин в ноябре включил налоговый маневр в свой доклад правительству о налоговой настройке, но в итоговом докладе правительства президенту в декабре этого предложения уже не было, говорит РБК федеральный чиновник.

После выборов «возможно всё», так как «страна находится в ручном управлении», считает Мовчан. Правительство может принять решения, прямо противоположные тем, что обсуждались до этого, а фискальная нагрузка, наверное, вырастет, так как то, что говорит Путин, по факту никогда не исполняется, отмечает экономист.

Вернуть к жизни дискуссии о более глубоких налоговых изменениях могут перестановки в правительстве, говорится в вышедшем в четверг годовом обзоре по России от Bank of America Merrill Lynch. Впрочем, Путин заявил на пресс-конференции, что пока не готов говорить о новых членах кабинета министров.

Простить долги гражданам

Путин сказал, что у россиян есть непогашенная задолженность по налогам, и предложил ее простить. «Эти задолженности касаются, дай бог памяти, где‑то 42 млн человек. И общий объем этой задолженности — 41 млрд», — сказал президент. Он не уточнил, какие налоги имеет в виду (пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на вопрос РБК). К налогам, которые уплачивают физлица, относятся НДФЛ и «имущественные» налоги (на землю, транспорт и недвижимость. — РБК), говорит Успенский. «Подоходный налог, как правило, удерживает работодатель, поэтому методом исключения остаются налоги имущественного типа», — рассуждает он.

По данным ФНС, на 1 ноября 2017 года совокупная задолженность физлиц по этим налогам составляла 148 млрд руб., в том числе 43 млрд руб. — по налогам на недвижимое имущество и земельным участкам. Поэтому вполне возможно, что президент имел в виду налоги физлиц на недвижимость и землю. Неназванный федеральный чиновник пояснил «Ведомостям», что речь идет о долгах, накопленных по состоянию на 1 января 2015 года. На эту дату задолженность граждан по налогам на имущество и землю, включая неуплаченные пени, составляла 40,5 млрд руб., подсчитал РБК по данным ФНС.

«Амнистия» для предпринимателей

Путин также выступил с предложением освободить 2,9 млн индивидуальных предпринимателей от долгов по налогам и страховым взносам на 15 млрд руб. «Человек начал работу, начал бизнес. Что‑то не получилось. А налоги на него все начисляли и начисляли. Надо освободить этих людей от выплат подобного рода», — сказал президент.

Речь идет о задолженности ИП по страховым взносам в социальные фонды, пояснил РБК президент «Опоры России» Александр Калинин. ИП вне зависимости от наличия доходов должен выплачивать примерно 3 тыс. руб. в месяц в ПФР и ФОМС, а в случае неуплаты взносов ему грозил семикратный штраф. «Когда передавали базу данных из Пенсионного фонда в ФНС, налоговая служба обратила внимание на гигантские суммы — 15 млрд руб. задолженности, — говорит Калинин. — ФНС, естественно, достаточно жестко отслеживает задолженности по страховым взносам: если у человека есть такая задолженность, он обязан ее погасить, а если он это не сделает, он не сможет открывать новое предприятие или работать руководителем в тех или иных предприятиях, пока эта задолженность не будет погашена».

На практике часто возникают случаи, когда предприниматели перестают вести бизнес, но не закрывают ИП, и взносы продолжают начисляться, говорит Успенский. «Достаточно много ИП имеют задолженность даже по фиксированным страховым взносам (сейчас это около 28 тыс. руб. в год). Но речь вполне может идти и об иных видах платежей, например по упрощенке или ЕНВД», — говорит юрист. По его словам, такое происходит, если бизнес себя не оправдал, а предприниматель просто забывает закрыть ИП в официальном порядке.

Для индивидуального предпринимателя страховые взносы — это, по сути, вмененный налог, который начисляется в минимальном размере независимо от того, ведет он фактическую деятельность или нет, говорит руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. Но из слов президента пока не понятно, идет ли речь только о списании долгов для тех, кто забросил бизнес, не закрыв его, отмечает юрист. Возможно, законодатель уточнит круг лиц и виды задолженности, которые подпадают под амнистию: в нее могут включить, например, и долги по налогу на имущество или НДС, возникшие при осуществлении деятельности.

Списать долги по списанным долгам

Другое предложение президента — списать долги по налогу на доходы физлиц (НДФЛ), которые возникают у граждан в результате списания их задолженности по банковским кредитам, коммунальным услугам или, например, услугам телефонной связи. Путин назвал эти долги «абсолютно бессмысленной вещью», «несправедливой нагрузкой». Он оценил такие долги в «миллиарды рублей».

Такие списанные долги за оказанные услуги всегда считались «материальной выгодой» с точки зрения налоговиков (условные доходы, как сказал Путин). С этих доходов нужно платить НДФЛ 13%. Но до 2016 года в законе не было четко прописано, когда следует начислять такой НДФЛ, поэтому практического механизма начисления и взыскания такого налога не было. В этом году организации, которые списывают гражданам безнадежные долги, например операторы связи, начали уведомлять налоговую о списаниях такой задолженности, писал РБК.

Материальная выгода от списания долгов всегда подлежала обложению НДФЛ, но практический механизм появился недавно. Когда он заработал, стало ясно, что овчинка не стоит выделки: расходы на администрирование большие, а суммы, как правило, маленькие, поэтому проще их просто списать, считает Зарипов.​

Путин поручил освободить пенсионеров и льготников, среди которых Герои Советского Союза (России), инвалиды, ветераны войны, от уплаты налога на земельные участки по кадастровой стоимости. Сейчас пенсионеры по старости освобождены от налога на квартиры и другие строения и помещения в их собственности, но не от земельного налога. А для льготных категорий по земельному налогу, куда пенсионеры не входят, предусмотрен денежный вычет 10 тыс. руб. из налоговой базы — кадастровой стоимости земельного участка.

Президент выразил желание, чтобы все льготные категории граждан, которые получают вычет, плюс пенсионеры «не платили вообще за все эти шесть соток никаких налогов». Пока не ясно, как будет применяться льгота к участкам больше этого размера.

«Это очень существенная мера, особенно для пригородных регионов, как Москва и Санкт-Петербург. Достаточное большое количество людей имеют пригородные участки с дачами, садовыми домиками. Иногда это очень неудобные, маленькие земельные участки по шесть соток на болотах, которые люди сами осушали и выращивали там укроп и огурцы. И вдруг оказалось, что это все — актив, за который надо платить налог», — сказала РБК декан факультета экономики недвижимости РАНХиГС Елена Иванкина.

По ее словам, по Московской области кадастровая стоимость земельных участков может составлять от $1 тыс. до $10 тыс. в обычных подмосковных местах. «Для льготных категорий $10 тыс. — это очень большая сумма, которую они совершенно не в состоянии платить», — говорит Иванкина. По ее подсчетам, с участка десять соток размер земельного налога может составлять около $300, или 18 тыс. руб. в год. «Освобождение льготных категорий граждан и пенсионеров от уплаты земельного налога — это очень правильная мера», — резюмирует она.

В пресс-службе Росреестра РБК сообщили, что не производят расчеты средней кадастровой стоимости земель в России. По данным комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) России по предпринимательству в сфере экономики недвижимости, средняя кадастровая стоимость земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, расположенных, например, в границах Подмосковья, составляет 154,3 тыс. руб. за одну сотку, в Курской области — 26,4 тыс. руб. Максимально возможная ставка по налогу на участки такого назначения составляет 0,3% (власти на местах могут устанавливать более низкие ставки).

Исходя из цифр ТПП, налог на землю десять соток в Московской области в среднем составляет 4,6 тыс. руб. в год, или около 400 руб. в месяц, при средней пенсии в Москве и Подмосковье около 14 тыс. в месяц.

www.rbc.ru

Еще по теме:

  • Приказы в списке литературы по госту Как оформлять список литературы дипломной работы МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ НАША ЗАДАЧА - ПОМОГАТЬ: ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ВИДЫ РАБОТ Работы МЫ пишем через Биржу PISHEM24.RU Оформив заказ, Вы бесплатно узнаете за какую цену и в какой срок мы напишем Вашу работу . […]
  • Штраф за просроченную птс Штраф за просроченную регистрацию авто и отсутсвие талона техосмотра В соответствии с законом, собственник или доверенное лицо обязаны зарегистрировать автомобиль или изменить его регистрационные данные. Срок регистрации авто - 10 дней с момента […]
  • Новые штрафы скорость Все штрафы за превышение скорости в 2018 году Размер штрафа за превышение скорости составляет от 500 до 5000 рублей. За значительное превышение возможно лишение водительских прав на срок от 4 месяцев до 1 года. За превышение скорости не более 20 […]
  • Штрафы в суде по осаго Как посчитать неустойку, финансовую санкцию, штраф по закону об ОСАГО Финансовая санкция (ФС) Эта мера ответственности грозит страховой компании, если она нарушила срок направления мотивированного отказа в страховой выплате по ОСАГО. Размер […]
  • Следующая прибавка к пенсии Повышение трудовых пенсий в январе 2018 года Трудовые пенсии российских пенсионеров в 2018 году будут повышаться единожды – в январе. В августе работающих пенсионеров ждёт традиционный перерасчет. Но если в 2017 году заранее назывались конкретные […]
  • Просрок штрафов Просроченные штрафы ГИБДД Просроченные штрафы ГИБДД — это неоплаченные своевременно штрафы за нарушения ПДД, выписанные инспектором или полученные автоматически, неплательщик которых находится под угрозой применения административных санкций, […]