Виктор Пахальян: Групповой психологический тренинг: Учебное пособие

Аннотация к книге «Групповой психологический тренинг: Учебное пособие»

Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.
Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение опыта современной теории и практики группового тренинга. В книге отражен разнообразный опыт зарубежных и отечественных специалистов, позволяющий представить себе целостную картину тех проблем, которые решаются при организации и проведении группового психологического тренинга. В приложениях представлены фрагменты текстов публикаций, большая чисть из которых трудно доступна читателям, живущим вне крупных городов и культурных центров и вдали от специализированных библиотек. Книга предназначена, в первую очередь, студентам, обучающимся по специальности 031000 «Педагогика и психология» Материалы пособия также могут быть использованы студентами факультета психологии, обучающимися по специальности 020400 «Психология».

Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.
Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение опыта современной теории и практики группового тренинга. В книге отражен разнообразный опыт зарубежных и отечественных специалистов, позволяющий представить себе целостную картину тех проблем, которые решаются при организации и проведении группового психологического тренинга. В приложениях представлены фрагменты текстов публикаций, большая чисть из которых трудно доступна читателям, живущим вне крупных городов и культурных центров и вдали от специализированных библиотек. Книга предназначена, в первую очередь, студентам, обучающимся по специальности 031000 «Педагогика и психология» Материалы пособия также могут быть использованы студентами факультета психологии, обучающимися по специальности 020400 «Психология», молодыми специалистами, начинающими преподавателями, слушателями системы переподготовки кадров и повышения квалификации.

www.labirint.ru

Тренинг педагогического общения. Панфилова А.П.

Учебное пособие является полным руководством по подготовке, проведению и анализу тренинга педагогического общения. Доступная манера изложения, упражнения, советы и разнообразные игротехнические приемы создают самые благоприятные условия для практического использования данной книги. Существенное место в ней отведено технологии проведения тренинга, труду тренера, требованиям к его личности, имиджу и компетентности, проблемам «выгорания» и профессиональной психогигиены. Представлен практический инструментарий для проведения тренинга педагогического общения: тесты, игровые упражнения, кейсы, имитационные игры, диагностические методики эффективности. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям, тренерам, психологам, коуч-менеджерам, учителям.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Глава 1. Общение как процесс установления и развития контактов между людьми 8
1.1. Роль общения в деловом взаимодействии 8
1.2. Типы и виды общения 10
1.3. Функции общения 11
1.4. Модели педагогического общения 42
1.5. Стили педагогического общения 50
1.6. Педагогическое общение как прагматическая необходимость 56
Глава 2. Коммуникация как акт общения 65
2.1. Вербальные и невербальные средства коммуникации 65
2.2. Барьеры эффективного общения 86
2.3. Обратная связь для понимания информации 102
2.4. Вопросы и ответы в межличностном общении 107
2.5. Невербальные средства межличностного взаимодействия 115
2.6. Основные каналы невербальной коммуникаций 118
Глава 3. Типы собеседников и межличностное взаимодействие 146
3.1. Индивидуально-психологические особенности собеседников 146
3.2. Модели стилей обучения людей 164
3.3. Социальная компетентность в педагогическом общении 166
Глава 4. Социально-психологический тренинг как метод активного обучения и форма повышения коммуникативной компетентности личности 185
4.1. Тренинг и педагогическое общение 185
4.2. Виды тренингов 188
4.3. Методология и программы обучения педагогическому общению 204
4.4. Формы и методы обучения педагогическому общению 209
4.5. Формирование программы тренинга педагогического общения 235
4.6. Эффективные виды обратной связи на тренинге 236
Глава 5. Участники тренинговых групп как субъекты активного общения 256
5.1. Модели поведения людей 256
5.2. Трудности межличностного общения 269
5.3. Виды поведения: подавление, манипуляции, деловое партнерство 273
5.4. Поведенческий анализ 278
5.5. Наблюдение в ходе тренинга — сбор информации для поведенческого анализа 281
5.6. Умения и навыки эффективного педагогического общения 286
Глава 6. Ведущий как руководитель, тренер и участник коммуникации 295
6.1. Задачи тренера и содержание его работы 295
6.2. Имидж и первое впечатление тренера 303
6.3. Профессиональные требования к тренеру 307
6.4. Знания и умения эффективного тренера 310
6.5. Сгорание, эмоциональное истощение и деперсонализация тренера и контроль ситуации 311
6.6. Специфика и характер проведения тренинга педагогического общения 315
6.7. Оценка программы тренинга и обучения 319

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

Литература

Раздел I. Общие вопросы по тренингам

1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.

2. Бакли Р., Кейпл Дж.. Теория и практика тренинга. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

3. Берн Э. Игры. В которые играют люди.– СПб, 1992.

4. Биркенбиль В. Искусство задавать вопросы: Пер. с нем. – М . : З АО «Интерэксперт», 2005. – 186 с.

5. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -СПб, 1994.

6. Быков А. К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. – (Учебное пособие).

7. Вачков И.В. Основы психологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 3-е изд., перер. и доп. – М.: Издательство «Ось– 89», 2005. – 256 с.

8. Витакер Д. С. Группа как инструмент психологической помощи. – М.: «Класс» 2000. – 432 с.

9. Витик Т.М. Социально-психологический тренинг как комплексный метод активного социально-психологического обучения и воздействия: учебно-методическое пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2007.– 40 с.

10. Гайда В.Л. Формирование команды // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов /Сост. И общая ред. Винокурова Л.В. – СПб., Питер, 2001. – 512 с.

11. Групповая психотерапия /Под ред. Б.Д. Карвасарского, С.Ледера. – М.: Медицина, 1990.

12. Дженсон П. Импровизация в тренинге. – СПб.:Питер, 2002. – 256 с.

13. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005, – 256 с.

14. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия /Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.:Питер, 2006. – 208 с.

15. Макшанов С.И. Психология тренинга. – СПб, 1997.

16. Менте М. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с.

17. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЭК, 2000. –

18. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. -СПб.:Питер, 2006. – 224 с., ил.

19. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.,1982.

20. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Ювента», ин-т тренинга, 1999. – 256 с.

21. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Из-во «Речь», 2007. -224 с.

22. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.:Речь, 2005. – 144 с.

23. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. – Мн.: Изд. В.П. Илвин, 1998. – 352 с.

Раздел II. Тренинги (психокоррекционные игры) для детей дошкольного и младшего школьного возраста

1. Баряева Л.Б., Зарин А.Т. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; изд-во «СОЮЗ», 2001.

2. Бузунова Л.Г. Психокоррекционные игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – Магнитогорск, 1995.

3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Прграмма профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под научн. ред. А. М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной, – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 160 с.

5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – 2-е изд. доп. и перер. – СПб.: Из-во «Речь», 2005. – 160 с.

6. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик– Семицветик». – СПб.: Речь, 2004. – 96 с.

7. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с. СПб.: Питер, 2004. – 304 с

8. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.,1994.

9. Мамайчук И.И.,Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.

10. Микляева А.В., Румянцева П.В. Щкольная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004. – 248 с.

11. Мустакас К. Игровая терапия. – СПб.: Издательство Речь, 2000. – 282 с.

12. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Издательство Речь, 2002. – 176 с.

13. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб., Речь, 2005. – 152 с.

14. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.; под общей ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2004. – 304 с.

15. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют …» Психологический практикум. Дубна, «Феникс», 2000. – 128 с.

16. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками/Пер. с англ.. – М.: Генезис, 1999. – 272 с.

Раздел III. Тренинги для подростков

1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.:Питер, 2006. – 271 с.

2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.: ил. – (Серия: Книги А.Грецова).

4. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами /под научн. редак. А.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.

5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

6. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

7. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 176 с.

8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.; под общей ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2004. – 304 с: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

9. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. -191 с /Тренинг уверенности/.

10. Солдатова Г.У., Шайгерова А.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000. – 112 с.

Раздел IV. Виды тренингов

1. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. – СПб.:Речь, 2005. – 283 с.

2. Волков В.Б. Тренинг социальной активности. – СПб.: Речь, 2005. – 184 с.

3. Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 60 с.

4. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб.: Речь, 2001. – 346 с.

5. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.:Гардарики, 2003. – 223 с.

6. Кипнис М. Тренинг креативности. – М.: «Ось-89», 2004. – 128 с.

7. Климчук В.А. Тренинг внутренней мотивации. – СПб.:Речь, 2005, – 76 с.

8. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). – СПб.: Речь, 2000. – 272 с.

9. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.– 285 с.

10. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. -СПб.:Речь, 2007. – 175 с.

11. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. – СПб.: Речь, 2000. – 234 с.

12. Смит М. Тренинг уверенности в себе /Пер. с англ.: СПб.: ООО «Речь», 2002. – 244 с.

13. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста, – СПб.:Речь, 2003, – 144 с.

Раздел V. Тренинги по сказкотерапии

1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2003. -144 с.

2. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.:Речь, 2000. – 254 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – М.: Речь, 2001 г.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. – М.: Речь, 2007 г.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – Речь, 2007 г. – 176 с.

6. Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

7. 7. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2005.– 144с. 8. Хрестоматия по сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ. Под ред., Сакович Н.А. – Речь, 2007 г.– 224 с.

Раздел VI. Литература, использованная для создания тренингов, психокоррекционных программ, сказкотерапии

1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – М.: Книголюб, 2004. – 64 с.

2. Брязгунов И.П., Колатикова Е.В. Непоседлевый ребёнок, или всё о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.–96с.

3. Гиперактивность: Статьи. // Шк.психолог (Перв. сент.). – 2006. – № 23. – С. 3-48.

4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Издательство «Речь», 2007.– 256с.

5. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

6. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Заваденко. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 256с.

7. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.:Питер, 2004. – 480 о: ил.

8. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.: «Высшая школа», 1996. – 623 с.

9. Малкина-Пых И. Г.Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896 с.

10. Малкина-Пых И. Г.Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.

11. Пекониди А.В. Аутогенная тренировка в комплексном лечении психосоматических заболеваний у подростков с бронхиальной астмой [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.otrok.ru/medbook/istmed/pekonidihta.

12. Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И.Копытина. – Спб., 2000.

13. Родионов В. А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов / Художник А. А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 224с

14. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. – Мытищи: Издательство «Талант», 1996 – 144 с. 15. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. А.В. Грибанов, Т.В. Волокитина, А.А. Гусева, Д.Н. Подоплёкин; Под общ, ред А.В. Грибанова. – М.: Акад. Проект, 2004. – 143с.

15. Создание интегрированного школьного сообщества / Вачков И., Раянова Е., Шустова П. //

16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 2.– М: Генезис 1998 – 160 с.: ил.

17. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем.– М.: Генезис, 2005. – 255с. – (Психологическая работа с детьми)

18. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.– 136 с.: ил.

psy.wikireading.ru

Психологический тренинг в группе: игры и упражнения. Учебное пособие

Цель — показать способы снятия внутренней напряженнос­ ти, , , приобретение навыков избавления от оби­ ды и других негативных эмоций, а также умения уменьшать пре­ увеличенную значимость страха для человека, которую он выс­ казывает.

— особый класс свойственных личности психоло­ гических состояний, отражающих отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельнос­ ти в форме непосредственных переживаний, ощущений при­ ятного или неприятного. Благодаря эмоциям мы лучше пони­ маем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состоя­ ниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную

деятельность и общение. Любые проявления активности че­ловека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Нередко накал негативных эмоций вызывает не поведение других, а раздражение на самого себя. Наверное, каждый порой корил себя за то, что какие-либо качества помешали ему в той или иной ситуации. Подобные внутриличностные конфликты отнимают время и энергию, нарушают эмоциональное равнове­ сие. На преодоление этих конфликтов и направлены предложен­ ные упражнения.

Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, накло­ нив вперед туловище, они упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

Предложить участникам поругаться, называя друг друга ово­ щами:

— А ты — тыква!
И так далее.

Упражнение лучше выполнять под соответствующую . Ведущий просит участников закрыть глаза, расслабиться и в этом состоянии вспомнить несколько своих положительных качеств, ситуации, в которых они помогали. Затем просит по­ думать об отрицательных качествах и ситуациях, в которых они мешали.

Ведущий просит участников подумать о ситуациях, в которых отрицательные качества сыграли роль положительных, помог­ ли чем-либо. Обсуждение.

Это упражнение каждый делает для себя, оно не будет де­ монстрироваться группе. Ведущий просит участников нарисо­ вать то, от чего они хотят избавиться, на может быть как что-то конкретное, так и абстрактный образ. На это дается время, после чего ведущий просит описать изображенное сло­ вами (письменно). Затем он говорит участникам, что они могут сделать со своим листочком все что угодно, например, смять, разорвать, выбросить и т. д. Потом происходит обсуждение.

Тренер просит участников вспомнить ситуацию, вызвавшую обиду или иные отрицательные эмоции. Нужно представить эти эмоции как пучок отрицательной энергии (исходящий от чело­ века, конфликтной ситуации), которая входит в них, проходит через них, как через проводник, не причиняя никакого вреда, и спокойно уходит в землю. Затем происходит обсуждение.

6. «Уменьшение в росте человека, вызвавшего гнев»

Тренер просит подумать о таком человеке и представить об­ щение с ним. При этом такой человек делает именно то, что боль­ ше всего раздражает (не слушает, кричит и т. д.). Затем нужно представить, что этот человек начинает уменьшаться в росте. Голос его ослабевает. С каждым мгновением человек становит­ ся все меньше, голос все тише. Тренер просит участников ощу­ тить, как ослабевают страхи, негативные эмоции, которые он вызывал, а сам человек становится менее значительным. Затем происходит обсуждение.

Вспомнить конфликтную ситуацию, которая вызывает злость, гнев. Затем представить себя подобным лампе, излучающей не­ гативные эмоции и проецирующей их на экран. После этого пред­ лагается мысленно взять лучевую пушку и стрелять в проециро­ ванные эмоции. Прислушаться к своим чувствам. Затем про­исходит обсуждение.

8. Приемы снятия напряжения

• Предоставление партнеру возможности выговориться.

• Сообщение об эмоциональном состоянии (своем, партнера).

• Проявление интереса к проблемам партнера.

• Предложение конкретного выхода из сложившейся си туации.

• Обращение к фактам и т. д.

Все участники встают в круг, крепко взявшись за руки, близ­ ко друг к другу. Водящий становится в центр круга. Его задача — любым способом вылезти из мышеловки: отыскать дыру, раз­ двинуть играющих, уговорить кого-то, но выбраться из создав­ шейся ситуации.

Инструкция: Встаньте, широко расставив ноги, согните их немного в коленях. Согните тело и свободно опустите руки, рас­ правьте пальцы, склоните голову к груди. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, рука­ ми, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть оста­ лось, повторите еще.

Инструкция: Когда вы очень устали, вам тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбросьте «гору с плеч». Встаньте, широко расставив ноги, поднимите плечи, отведите их назад и опустите. Повторите 5 — 6 раз, и вам сразу станет легче.

12. «Путешествие на голубую звезду»

Инструкция: Наша родная планета — Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но люди любят мечтать, хотят знать, а есть ли у нас соседи? Сейчас помечтаем и мы.

Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе темное ноч­ ное небо с яркими звездами. Где-то там далеко-далеко тоже

есть жизнь. Мы отправляемся в увлекательное путешествие к. загадочной Голубой Звезде.

Вы — команда межпланетного космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимется в небо. Вдох — выдох, три раза. Крепко-крепко сожмите штурвалы и сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите. Молод­ цы! А теперь отпустите штурвалы и педали. Вдох — выдох. Чув­ ствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Сейчас важно ров­ но дышать: вдох — выдох, три раза. Хорошо. Мы почти не чув­ ствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох — выдох, два раза.

Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, при­ глашают к себе в гости, но наша цель — Голубая Звезда.

И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем плав­ ную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно на­ давим на педали, сделаем глубо-о-кий вдо-о-х — и выдох, два раза, так, и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели!

Выйдем из корабля. Перед нами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы: белые, желтые, оранжевые, розовые с голубыми стебельками, поэтому-то планета и кажется совсем голубой. В этом океане цветов живут необычные существа с прозрачны­ ми крылышками, огромными голубыми глазами, серебристы­ ми усиками. Это и есть наши соседи, жители Голубой Звезды — Чистокрылышки. Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся, они предлагают нам свою дружбу и нежность. Они протягива­ ют нам свои чистые крылышки. Мы тоже протягиваем им руки и. чувствуем, как в наше тело входит тепло, покой, доброта. Пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, и чистоту с собой и поделимся счастьем с родными и дру­ зьями, со всеми людьми.

На первом этапе инструктор предлагает участникам выбрать не очень приятного человека в кругу и с закрытыми глазами, исполь­ зуя местоимение «он», рассказать о том, что в нем не нравится.

Вдох-выдох, открыть глаза. Как вы себя чувствуете? Далее ведущий просит найти человека, самого приятного в кругу, и тоже рассказать о нем с закрытыми глазами. Вдох — выдох. Как вы себя чувствуете?

На третьем этапе участники становятся в круг, берутся за руки. Поднимают руки вверх и резко опускают их вниз со сло­ вом «хватит».

Обсуждение: как вы себя чувствуете?

Инструкция: Всем нам часто снятся прекрасные . В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем пре­ вратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, поле таем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо — это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых — лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Вып­ рямите спину, расправьте плечи. Закройте глаза.

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и. резко вып рямите. Глубокий вдох. и. о, чудо! Мы взлетели. Вдох — вы­ дох (3 раза). Вдох — выдох. Можете свободно взмахнугь кры­ льями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, прият­ ная мягкая прохлада. тишина. покой. Вдох — выдох. (Зраза). Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреть­ ся и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох — выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже. Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди. И вот ноги легко коснулись зем­ ли. Вытянем шею, расправим плечи, опустим крылья. Замечательный был полет!

Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-кра­ савец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, пере­ нес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важ но хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбыва­ ется. Нужно только очень-очень верить в себя!

Участники игры рассаживаются в круг. Первому предлагается вызвать в себе максимум отрицательных и, называя их, перебросить мяч другому частнику, постаравшись вложить мак­ симум темперамента. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Затем первый участник, бросавший мяч, пе­ реходит в благодушное настроение и делится своим хорошим с другим участником, перебрасывая ему мяч и подби­ рая самые нежные и теплые слова. До тех пор, пока цепь положи тельных эмоций не иссякнет. Затем происходит обсуждение.

www.knigi-psychologia.com

Учебное пособие тренинг

Книга представляет собой учебное пособие, обобщающее практику использования современных методов развития самосознания в тренинговых группах. Психотехники, игры и упражнения приведены с конкретными рекомендациями по методике их проведения и анализу результатов. Каждая глава снабжена вопросами и заданиями для самоконтроля.

Рекомендуется преподавателям психологии, педагогики, социальным работникам, студентам психологических факультетов, специалистам в области групповых методов тренинга и всем интересующимся современными технологиями развития самосознания.

Однажды некий мужчина двадцать лет спустя после окончания университета приехал в город, в котором провел студенческие годы. С радостью узнал он, что его ближайший друг тех лет ныне преподает в этом университете. Конечно же, он не упустил возможность навестить своего старого приятеля прямо на рабочем месте. Тот как раз готовился принимать экзамены у студентов и раскладывал на столе билеты. Приехавший бывший его сокурсник взял наугад несколько билетов и, прочтя их, воскликнул:

— А вопросы все те же!

На что его приятель, преподаватель университета, откликнулся с улыбкой:

— Вопросы те же. Ответы другие.

Эта известная притча, на наш взгляд, хорошо отражает ситуацию во многих науках и в психологии особенно. Душевные проблемы, трудности общения и взаимопонимания, сакраментальный вопрос о смысле собственного существования и тому подобные волнуют людей не одно тысячелетие. Великие умы человечества искали и находили ответы на эти вопросы, но каждое новое поколение все равно продолжает мучиться и искать. Может быть, потому, что каждый человек должен сам для себя найти эти ответы, прожив свою жизнь, получив собственный, индивидуальный опыт. Иными словами, лишь пройдя свой путь самосознания.

pedlib.ru

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Спор овощей стихотворение тувим Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») Оксана Шмакова Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») СЦЕНКА ПРО ОВОЩИ (по Ю. Тувиму) Действующие лица: воспитатель, Хозяйка (в фартуке и с корзинкой, дети в масках […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Проект закон о многодетных семьях Проект федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей" (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.) (не действует) Проект федерального закона"О государственной поддержке многодетных […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]
  • Патенты в рекламы Патенты в рекламы Ученые изобрели устройство, которое может угадать песни, о которых думает человекПоявилась возможность преобразовать мысли людей в синтезируемую компьютером речь. 13 самых известных сериалов о технологиях будущего Популярный жанр […]