Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Теория государства и права

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т. е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу).

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменитель-ных органах.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).

lawbook.online

Систематизация нормативных правовых актов

Для лучшего нахождения правовых норм и ориентации в нормативном материале нормативные правовые акты определенным образом группируются или даже перерабатываются.

Систематизация нормативных правовых актов – это деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведению его в определенную систему путем составления единых нормативных правовых актов или их сборников.

Значение научно обоснованной систематизации нормативных актов велико как для правотворческой деятельности (можно выявить несогласованности, пробелы в нормативном материале и быстро их устранить), так и для правоприменителей (можно быстро найти нужную норму права, уяснить ее смысл). Традиционно различают три формы систематизации нормативных правовых актов: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.

Инкорпорация – форма систематизации, при которой происходит объединение различных нормативных правовых актов в сборники, расположение их в определенном порядке.

Инкорпорация может проводиться как уполномоченными на то государственными органами, так и частными лицами (в основном научными работниками или правоприменительными органами в учебных целях или для удовлетворения потребностей практики). В первом случае она называется официальной, во втором – неофициальной. К официальным инкорпорированным сборникам (например, Собранию законодательства Российской Федерации) следует обращаться при уточнении текста нормативного акта.

Нормативные правовые акты могут объединяться в сборники по различным признакам (критериям). Если нормативные правовые акты группируются в той последовательности, в которой они принимались, т.е. по времени принятия, то такую инкорпорацию называют хронологической (например, Собрание законодательства Российской Федерации). Если же в сборники сведены вместе нормативные акты, в которых содержатся нормы права, регулирующие определенную однородную сферу общественных отношений, то эго систематическая инкорпорация.

Официальным периодическим изданием является «Собрание законодательства Российской Федерации», в нем публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы (первый раздел), акты палат Федерального Собрания (второй раздел), указы и распоряжения Президента РФ (третий раздел), постановления и распоряжения Правительства РФ (четвертый раздел), решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов (пятый раздел).

Систематическая, или предметная, инкорпорация более удобна, поскольку позволяет легче находить необходимый нормативный материал. Высшей формой предметной инкорпорации является свод законов – систематический сборник расположенных в определенном порядке законов и важнейших подзаконных нормативных актов. Продолжительное время η XIX–XX вв. действовал Свод законов российской империи, состоявший из 15, а в последующем – 16 томов. Свод законов как результат тщательной предметной инкорпорации – документ для практики чрезвычайно важный и полезный, однако работу над его созданием следует начинать лишь при стабильных общественных отношениях и, соответственно, при стабильном законодательстве. По мнению В. К. Бабаева, высказанному в первой половине 1990-х гг., работа по созданию и свода законов СССР, и аналогичного свода законов, изданного в России, оказалась преждевременной. Несомненно, опыт этой деятельности будет полезен в будущем.

Кодификация – такая форма систематизации, при которой происходит коренная переработка нормативного материала, объединение его в новые, единые, внутренне систематизированные нормативные правовые акты.

При кодификации изменяется содержание нормативных актов, отменяются устаревшие нормы права, вводятся новые; многие нормы переформулируются, устраняются повторы, противоречия, ликвидируются пробелы и т.д.

Именно этим данная форма систематизации отличается от инкорпорации. В содержание кодификации входит, таким образом, в качестве необходимого элемента и правотворческий процесс. Кодификация связана с совершенствованием законодательства. В результате кодификации появляются крупные, внутренне систематизированные и согласованные нормативные акты, чем достигается наилучшее качество правового регулирования общественных отношений. Кодифицированный (или – кодификационный) нормативный правовой акт может именоваться по-разному: законом, положением, уставом и как-то иначе, хотя для обозначения именно такого документа выработан специальный термин «кодекс». Большинство кодифицированных актов направлены на детальное и всестороннее правовое регулирование соответствующих общественных отношений, часто исключается необходимость конкретизации содержащихся там предписаний в иных нормативных правовых актах. Вследствие многочисленности регулируемых общественных отношений и из-за необходимости большой степени детализации предписаний кодифицированные акты отличаются значительным объемом. В отличие от инкорпорации кодификация всегда проводится компетентным государственным органом, она обязательно носит официальный характер.

В Российской Федерации, как и в других государствах континентальной Европы, право носит кодифицированный характер. То есть нормы многих отраслей права сведены в крупные, внутренне систематизированные нормативные правовые акты: нормы уголовного права – в УК РФ, трудового права – в ТК РФ и т.д. Основные кодификации в республиках бывшего СССР прошли в 1920-х и 1960-х гг. Изменения, произошедшие во всех сферах жизни общества в конце 1980 – начале 1990-х гг., потребовали адекватных изменений и в законодательстве, что обусловило проведение в 1990–2000-х гг. крупных кодификационных работ.

На основе изложенного материала можно уточнить понимание правотворческого процесса, его соотношение с кодификационными работами. В результате правотворчества разрабатываются и издаются главным образом некодифицированные нормативные правовые акты, и таковых – абсолютное большинство. Кодификация – особый, специфический вид правотворческой деятельности, проводимой с целью совершенствования действующего законодательства путем издания сводных нормативных правовых актов, содержащих систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений (см.: Правотворчество в СССР. М., 1974. С. 231–247).

Консолидация – такая форма систематизации, при которой нормативные правовые акты дорабатываются, дополняются и объединяются в новый нормативный правовой акт.

Консолидация проводится с целью устранения ненужных повторов или противоречий, сокращения количества нормативных актов, для удобства нахождения последних и пользования ими. Этот вид систематизации нормативных актов – нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией. Результатом консолидации, как и при кодификационных работах, является один нормативный акт, однако сам нормативный материал не перерабатывается, возможна лишь редакторская правка, исключение отдельных правовых норм для устранения противоречий.

Удачный пример, ставший классическим в учебной литературе но теории государства и права, – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», который заменил собой 48 нормативных актов. Каждым из этих документов в свое время вводился то г или иной праздничный или памятный день, а принятый Указ, не изменяя сути нормативного регулирования, упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ. Подобные мероприятия проводятся компетентными государственными органами, и поэтому в данном случае консолидация носит официальный характер.

Таким образом, систематизация нормативных правовых актов может быть направлена на совершенствование либо содержания правовых норм (так называемая внутренняя систематизация), либо расположения нормативного материала (так называемая внешняя систематизация). Инкорпорация представляет собой только внешнюю систематизацию; кодификация охватывает и внешнюю и внутреннюю: консолидация – это прежде всего внешняя систематизация и в небольшой степени – внутренняя.

Иной точки зрения придерживается В. К. Бабаев. Он утверждает, что традиционное деление систематизации на виды не отражает реального положения вещей, поскольку систематизация как деятельность по упорядочению законодательства имеет дело с уже готовым нормативным материалом, а кодификация – это, по сути, создание новых нормативных правовых актов. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства (см.: Общая теория права: курс лекций / под ред. В. К. Бабаева. С. 331-332).

Развитие компьютерных технологий открывает широкие возможности для быстрой и правильной ориентации в нормативном материале, скорейшего нахождения нужных документов. Поэтому, говоря о систематизации нормативных правовых актов, следует иметь в виду существование различного рода справочных компьютерных программ. За рубежом такие программы разрабатываются с 1960-х гг., в Советском Союзе исследования в этом направлении активизировались в 1980-х гг. Самая крупная на то время система правовой информации – АИПС (автоматизированная информационно-поисковая система) «Законодательство» – была создана в Научном центре правовой информации Министерства юстиции СССР (см.: Правовая информатика и кибернетика: учебник / под ред. Н. С. Полевого. М., 1993. С. 258-270, 390^408).

Используемые в настоящее время информационно-справочные правовые системы (КонсультантПлюс, Гарант и т.п. – в России сейчас разрабатываются и используются не менее 15 подобных систем) содержат несколько тысяч нормативных правовых актов и позволяют вести поиск нормативного правового акта по его данным (вид акта, название, орган, принявший нормативный правовой акт, номер, дата принятия, номер государственной регистрации, дата государственной регистрации), по данным о публикации в периодических изданиях, по слову в тексте или в заголовке нормативного правового акта. Возможны также просмотр старых редакций нормативных правовых актов, создание тематических подборок, создание сборного документа на основе фрагментов нормативных правовых актов, вывод на печать всей информации и многое другое. Подобные информационнопоисковые системы могут оказать неоценимую помощь при составлении различных инкорпорированных сборников, консолидированных актов и при кодификационных работах.

studme.org

Лекция 5. Систематизация законодательства

Правотворческая функция современного государства нуждается в совершенствовании. А это требует постоянного развития и упорядочивания всей современной правовой системы, да и «правовой материи».

В свою очередь, оперативное выявление и устранение указанных недостатков повышают качество законодательства, способствуют его упрощению, ясности, транспорантности (прозрачности), делают понимание законодательства доступным для широких слоев населения и в конечном итоге повышают уровень правового сознания граждан.

Систематизация законодательства – это деятельность по упорядочиванию, совершенствованию законодательства, приведению его в определенную систему путем составления единых нормативных правовых актов или их сборников.

Традиционно в теории государства и права различают три формы систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, консолидация и кодификация. Но это, на наш взгляд, сегодня не совсем верно, поскольку в качестве одной из форм систематизации должен в настоящее время рассматриваться и учет нормативных правовых актов. Без учета в этой области не состоится никакой серьезной систематизации. Более того, в свете формируемой теории правотворчества потребуется также и разработка новой концепции учета нормативных правовых актов, причем не только на основе идей цивилитарного права, но и всей совокупности средств и методов логики, теории информации, теории вероятностей и математической статистики, кибернетики, Интернета и др. Без этого невозможно будет говорить о новых идеях современного учета и контроля в сфере систематизации.

Сегодня в Российской Федерации обычно подлежат учету федеральные законы, нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда РФ, акты Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Банка России. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет, в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов Российской Федерации и т.д.).

Основные принципы организации учета законодательства: полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве; достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений во включенные в информационный фонд акты; удобства пользования, необходимые для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.

Известно, что наиболее простой вид учета законодательства – это фиксация реквизитов нормативных правовых актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметным принципам.

Другая, более совершенная форма учета законодательства – картотечный учет. Это создание разного рода картотек, расположенных по определенной системе. Такой учет в свое время применялся и кое-где применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных правовых актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

Третья форма учета законодательства – это ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

Ныне почти везде используется компьютерный учет законодательства на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. Создание действенных информационно-поисковых систем по законодательству имеет ряд несомненных преимуществ по сравнению с другими видами учета нормативных актов. Во-первых, в компьютерные системы возможно заложить практически безграничный объем правовой информации. Это все законодательство страны (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, все виды ведомственных актов), включая и нормативные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, ныне отмененные нормативные акты, проекты будущих законов, законодательство ряда зарубежных государств, важнейшие решения судебных органов, аннотации юридической литературы и т.д. и т.п.

Во-вторых, справки о законодательстве и практике его применения можно получить при компьютерном учете по любому интересующему абонента вопросу, в то время как, например, при картотечном учете такие справки можно выдать лишь в зависимости от рубрик классификатора картотеки. Наконец, компьютер создает возможность получить юридическую справку максимально быстро и сразу же ее напечатать и оттиражировать в том количестве, какое необходимо абоненту.

В Российской Федерации такого рода автоматизированные системы ныне созданы в аппаратах Государственной Думы РФ, Совета Федерации, Президента РФ, Правительства РФ, в Минюсте России и ряде других федеральных органов.

Так, при Минюсте России действует Научный центр правовой информации, который имеет обширный банк данных о федеральных нормативных актах, включая и ведомственные, а также актах субъектов Федерации. Создан и активно разворачивает свою деятельность также и ряд коммерческих автоматизированных информационно-поисковых систем («Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс» и др.).

Ныне существующие информационно-поисковые системы по законодательству содержат десятки и сотни тысяч правовых информационных документов и позволяют осуществлять их поиск по различным данным: вид и заголовок правового акта, его номер и дата принятия, орган, его принявший, источник и дата официального опубликования такого акта, используемые в его тексте ключевые слова и др.

Инкорпорация – это такая форма систематизации, когда нормативные правовые акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Инкорпорация представляет собой в принципе постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации – сохранение неизменным содержания нормативного регулирования – отличает ее от кодификации и консолидации.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорацию можно делить на официальную, официозную (полуофициозную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными или частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства – это неофициальная инкорпорация.

На наш взгляд, сегодня инкорпорация законодательства может классифицироваться также в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта Российской Федерации и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных правовых актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту или другим признакам.

По методу обработки нормативных актов инкорпорация может быть простой, когда из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц, и сложной, когда наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты.

Мы уже отмечали, что в современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях, и в первую очередь в законодательной сфере, неизмеримо выросли, назрела острая потребность в скорейшей подготовке и издании нового Свода законов Российской Федерации. Его издание – это необходима предпосылка создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы нашего демократического государства. Как известно, подготовительные работы по подготовке Свода давно начались. 6 февраля 1995 г. принят Указ Президента РФ № 94 «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации»125. В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты (разумеется, кроме официально признанных секретными). Только при этом условии он может быть достоверным источником законодательства.

Представляется необходимым принять закон о подготовке и издании этого Свода законов, где четко определить основные принципы формирования его материалов, схему Свода законов и ряд других принципиальных вопросов. Следует также разработать и утвердить Государственную программу по подготовке и изданию Свода, где сформулировать конкретные оперативные поручения отдельным органам и организациям по его созданию, определить основные этапы подготовки его разделов, решить весь комплекс организационно-технических и материально-финансовых проблем.

С течением времени в демократической правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных правовых актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» законодательства. Один из путей преодоления такой множественности – консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Весьма актуальна такая задача и ныне в условиях Российской Федерации. В ряде сфер правового регулирования действуют десятки разрозненных актов. В общем массиве действующего законодательства России, ее субъектов, муниципальных структур еще много так называемых «лоскутных» актов, от которых действующими остались лишь некоторые нормы и иные отдельные их части.

Ревизия всего массива действующих актов должна выражаться как в отмене устаревших актов и их частей, внесении в них соответствующих изменений, так и в объединении действующих норм из разных актов, от которых остались лишь отдельные фрагменты, издании укрупненных актов по определенным вопросам. Поэтому задача консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений упорядочивания законодательства.

Кодификация законодательства – это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм.

Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации. Первый вид – это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и как следующий этап создание объединенной, внутренне согласованной системы актов типа «кодекса кодексов». Другой вид – это отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли (ГК РФ, ТрК РФ, УК РФ и т.д.). Наконец, специальная (комплексная) кодификация – это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (НК РФ, ЛК РФ, ТК РФ и т.д.).

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они могут быть отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это УК РФ, УПК РФ и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (ВК РФ, ТК РФ, КТМ РФ и др.).

Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам как актам, непосредственно отражающим и цементирующим научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ.

uchebnik.online

2.3.8. Проблема кодификации законодательства

2.3.8. Проблема кодификации законодательства

Не преследуя цели рассмотреть всю сложную, многообразную историю кодификации российского законодательства после принятия Соборного уложения 1649 г. (обобщение законодательных норм свойственно отнюдь не только Новому времени), остановимся лишь на одном аспекте проблемы, который позволит нам соотнести российское законодательство с мировыми системами права.

При соотнесении российского законодательства, как оно сформировалось на протяжении XVIII – первой четверти XIX в., с двумя мировыми системами права – англосаксонской и континентальной – необходимо прежде всего определить основные характеристики этих систем. Их различия общепризнаны юристами.

Так, континентальная система базируется на кодексах, а англосаксонская – на судебных прецедентах (что, кстати, предполагает возможность интерпретации норм права судьей). Кроме того, англосаксонское право, в отличие от континентального, не делится на публичное и частное.

Подчеркнем, что если континентальная система сформировалась по преимуществу в XIX в., начиная с наполеоновской кодификации, то англосаксонская система уходит своими корнями в глубокую древность.

Не вторгаясь в сферу компетентности юристов, заметим, что принцип приоритета закона как источника права в гораздо большей степени коррелирует с континентальной системой права, чем с англосаксонской. Системообразующее значение этого принципа в российском законодательстве XVIII в. было обосновано выше. Здесь же отметим, что с конца XVII в. Петр I прилагал усилия к тому, чтобы облеченные властью не руководствовались бы прецедентами при принятии управленческих решений. Одним из ярких свидетельств такого подхода может служить именной указ от 20 января 1697 (7205) г. «О невыписывании в пример указов, состоявшихся в Крымском походе, о придачах поместий и других пожалований боярам, воеводам и прочим ратным людям». В указе говорится, что «Крымских походов 195 и 197 годов своих государевых указов, которые состоялись в тех годах за те Крымские походы, боярам и воеводам и ратным людям о придачах и о каких дачах впредь ни к каким делам на пример выписки не выписывать». Конечно, этот указ еще не устанавливал универсального принципа, да и подоплека его вполне ясна: не распространять льготы, заслуженные в военном походе, на мирное время.

При Петре I первые попытки кодификации предпринимались с 1700 г., когда так называемой палате об Уложении, состоявшей из членов боярской Думы и стольников, было поручено согласовать Соборное уложение с новоуказными статьями и боярскими приговорами. Палата заседала до 1703 г. Но вполне очевидно, что в период бурного законотворчества проводить кодификацию невозможно.

Основным законодательным актом и, следовательно, основным источником права в начале XVIII в. по-прежнему оставалось Соборное уложение. 15 июня 1714 г. Петр I издал именной указ «О вершении дел по Уложению, а не по новоуказным статьям». В этом указе содержится повеление судьям «всякие дела делать и вершить по Уложению; а по новоуказным пунктам и сепаратным указам отнюдь не делать, разве тех дел, о которых в Уложении ни мало не помянуто». О новоуказных пунктах говорится, что они учинены «не в перемену, но в дополнение Уложения», поэтому они «приемлются во исполнение онаго законнаго Уложения, дондеже оное Уложение для недовольных в нем решительных пунктов исправлено и в народ публиковано будет». Все же прочие указы, которые «учинены не в образец» или «противно положению», в том числе и именные, «отставить и на пример не выписывать, и вновь таких указов отнюдь не делать».

В уже упоминавшемся указе из Юстиц-коллегии «О решении дел в Московском надворном суде по Уложению и по новосостоятельным, а не по сепаратным указам, и о донесении о делах, которых судьи сами решить не могут, в Государственную Юстиц-коллегию» от 15 октября 1719 г., кроме предписания управлять по Уложению и изданным в его пополнение указам, содержится запрет руководствоваться «сепаратными указами» и «примерными делами».

Кстати, в докладе академии наук на высочайшее имя в начале 1735 г. целесообразность новой публикации Соборного уложения обосновывалась так: «…хотя в Уложеньи некоторые пункты уже не употребительны, пока оное совсем остановлено и вместо того новое введено не будет, то оное есть необходимыя нужды и может здешнему народу, который так чрез долгое время от того пользу получал , оставлено быть».

Функцию кодексов на протяжении XVIII–XIX вв. отчасти выполняли регламенты и уставы. Напомним, что в ключевом для становления новой системы законодательства указе от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских…» говорится, что именно «все уставы и регламенты запечатываются». Этим же указом предусматривалось присоединение к регламентам вновь утверждаемых законодательных норм.

В дальнейшем, на протяжении всего XVIII в., предпринимались попытки – по ряду причин неудачные – провести кодификацию законодательства, т. е. создать новое Уложение.

Вновь проблема кодификации законодательства была поставлена в конце 1720?х годов. В 1730 г. была учреждена Уложенная комиссия, которая безрезультатно проработала более десяти лет. Новая Комиссия о сочинении Уложения была созвана в 1754 г. и с перерывами продолжала свое существование до середины 1760?х годов, подготовив несколько проектов, в частности проект уголовного Уложения. Наиболее известна в истории Уложенная комиссия 1767–1768 гг., созванная Екатериной II[272].

Павел I, придя к власти в 1796 г., назначил новую Кодификационную комиссию. Ее преемницей стала Кодификационная комиссия Александра I, работавшая с 1804 по 1826 г. С 1826 г. для кодификационной работы было создано второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. После его упразднения в 1882 г. кодификационная работа была сосредоточена в Государственном совете.

Несмотря на безуспешность попыток кодификации, можно утверждать, что уже в период правления Петра I наблюдалось стремление уйти от прецедентного права, базировать право на систематизированном законодательстве.

В XIX в. попытки провести кодификацию сначала воплотились в создании Свода законов Российской империи. Свод был издан в результате деятельности второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии в 1832 г. и вступал в действие с 1 января 1835 г. В Свод вошли действующие законодательные нормы, систематизированные тематически (в отличие от хронологической систематизации Полного собрания законов). Хронологически они охватывали период от начала XVIII в. до 1 января 1832 г.

Структура Свода законов была определена М. М. Сперанским. Свод включал восемь главных отделов, распределенных по 15 томам[273].

Основные государственные законы (том I, часть 1).

Учреждения: а) центральные (том I, часть 2); б) местные (том II); в) уставы о службе государственной (том III).

Законы правительственных сил: а) уставы о повинностях (том IV); б) уставы о податях и пошлинах (том V); в) устав таможенный (том VI); г) уставы монетный, горный и о соли (том VII); д) уставы лесной, оброчных статей, арендных старостинских имений (том VIII).

Законы о состояниях (том IX).

Законы гражданские и межевые (том X).

Уставы государственного благоустройства: а) уставы кредитный, торговый, промышленности (том XI); б) уставы путей сообщения, строительный, пожарный, о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных селениях, о колониях иностранцев в империи (том XII).

Уставы благочиния (законы полиции): а) уставы о народном продовольствии, об общественном призрении и врачебный (том XIII); б) уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержащихся под стражей, о ссыльных (том XIV).

Законы уголовные (том XV, книга 1) и уголовно-процессуальные (том XV, книга 2).

Свод законов не может рассматриваться как кодекс, поскольку он не снимал действия предшествующего законодательства[274]. В манифесте от 31 января 1833 г., объявлявшем об издании Свода законов, говорилось: «Свод законов ничего не изменяет в силе и действии их, но приводит их только в единообразие и порядок…». Составители Свода (работу возглавлял М. М. Сперанский) при систематизации законодательства отбирали действующие нормы, затем они приняли следующие правила передачи их текста: «а) те статьи свода, кои основаны на одном действующем указе или постановлении, излагать теми самыми словами, какие стоят в тексте, без малейшего их изменения; б) те статьи, кои составлены из двух и более указов, излагать словами указа главного с присоединением из других тех слов, кои служат ему дополнением или пояснением; в) статьи, составленные из соображения многих указов, излагать по тому смыслу, какой они представляют в их совокупности»[275]. Таким образом, допускалось вмешательство в текст законодательных актов, служивших источником Свода законов. Впоследствии эти правила уточнялись. Чаще всего в целях сокращения объема Свода опускалась мотивировочная часть законодательного акта, что в ряде случаев могло привести к расширительному толкованию законодательных норм. Но все же при создании Свода его составители последовательно придерживались главного правила: «Из двух несхожих между собой законов надлежит следовать позднейшему, не разбирая, лучше ли он или хуже прежнего, ибо прежний считается отрешенным тем самым, что поставлен на место его другой»[276].

Первоначально предполагалось издавать Свод законов каждые десять лет. Второе издание вышло в 1842 г., а третье – только в 1857 г. Это было последнее единовременное издание Свода, впоследствии он издавался отдельными уставами. Среди этих изданий следует обратить особое внимание на Свод основных государственных законов, изданный 23 апреля 1906 г., накануне открытия I Государственной думы.

Кодификацию всего законодательства провести так и не удалось. В 1845 г. было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» – пример кодификации одной из отраслей права, – впоследствии входившее в том XV Свода законов. После реформы 1864 г. в Свод был добавлен том XVI, содержавший судебные уставы.

history.wikireading.ru

Еще по теме:

  • Единый реестр уклонистов Реестр военно­обязанных: кирпичик в обороно­способность или гвоздь в крышку гроба Несмотря на новый закон, всегда найдутся "умельцы", которые придумают как не попасть в реестр и уклониться от службы в армии На исходе пленарной недели депутаты […]
  • Ук рф 14 статья Статья 14 УК РФ. Понятие преступления 1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. 2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее […]
  • Налог с физ лиц на продажу недвижимости Разъяснения Как платить налог с продажи квартиры, автомобиля, дома, гаража, дачи, участка. Расчет суммы налога, способы снизить налог, примеры расчета в разных ситуациях. Доходы с продажи любого имущества, как правило, облагают налогом на доходы. […]
  • Размер штрафа за проезд на красный свет в 2018 году Штраф за проезд на красный свет в 2018 году К сожалению, большинство водителей в Российской Федерации, так или иначе, нарушали правила дорожного движения. Многих на этом ловили и выписывали штрафы, однако далеко не всегда подобное наказание было […]
  • Счетчик на дом закон Приборы учета тепла в многоквартирных домах: кто устанавливает и отвечает за обслуживание Здравствуйте, друзья. У вас уже установлен счетчик на воду, газ, тепло? Те, кто озаботился этим вопросом заранее, уже ощутили выгоду от сделанного выбора. […]
  • Показать образцы исковых заявлений Исковые заявления в суд Все исковые заявления в суд на одном сайте. Составить исковое заявление совсем не сложно. Образцы исковых заявлений подготовлены профессиональными юристами и содержат всю актуальную информацию для правильного обращения в […]