Трудная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка

На протяжении жизни человек сталкивается с разными ситуациями. Причем одна и та же ситуация вызывает у людей разные реакции. Кто-то с легкостью преодолевает трудности, а для кого-то эта же ситуация кажется непреодолимой. В трудной жизненной ситуации может оказаться как взрослый, так и ребенок. В восприятии той или иной ситуации влияют разные психологические характеристики: пол, возраст, мировоззрение, психологическое состояние. И.Г. Зайнышева считает, что подростковый возраст наиболее подвержен риску попадания в трудную жизненную ситуацию. В это время ребенок развивается как личность. У него формируется характер, свои нормы, примеры для подражания. До подростковых проблем обычно никому нет дела. Поэтому подросток остается одним на один со своими проблемами. Если ребенку своевременно не будет оказана помощь или поддержка в сложившейся ситуации, то это может привести к социально-психологической дезадаптации личности.

«Ситуация – это система объективных и субъективных элементов, объединяющихся в жизнедеятельности субъекта в определенный период времени». [1].

Проблему трудной жизненной ситуации изучают специалисты из разных областей научных знаний. В психологии — С.В.Духновский , Н.Г.Осухова, в социологии — И.Г.Кузина, в социальной педагогике -И.Ф.Дементьева, И.Г.Зайнышева.

В исследовании мы опираемся на определения Н.Г. Осуховой:

«Трудная жизненная ситуация — это такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [1].

«Основой для определения трудной жизненной ситуации является адаптация к жизни. При условии дезадаптации человека к жизни мы можем говорить о наступлении трудной жизненной ситуации» [2].

Трудная жизненная ситуация появляется, когда изменяется привычный ход жизни, и человек не может решить ту или иную ситуацию, с помощью привычных норм поведения.

Выготский Л.С. писал, что подростковый возраст – «это не только период поло­вого созревания, но еще и возраст созревания личности».

Классификация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию [3]:

— подростки, оставшиеся без попечения родителей;

— подростки — потерпевшие стихийные бедствия;

— подростки — подвергшиеся насилию;

— подростки, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

— подростки, живущие в малоимущих семьях;

— подростки — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

— подростки, из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— подростки, оказавшиеся в экстремальных условиях;

— подростки, имеющие недостатки в психическом либо физическом развитии;

— подростки с отклонениями в поведении;

— подростки, жизнеспособность которых нарушена в следствии сложившихся обстоятельств;

— подростки – потерпевшие экологические и техногенные катастрофы;

— подростки, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Основной причиной появления категории «подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации» считается семейное неблагополучие, а именно:

— алкоголизм или наркомания в семье;

— низкая материальная обеспеченность, нищета;

— конфликтные отношения между родителями и родственниками подростка;

— жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Ребенок, оказавшийся в тяжелой ситуации, не может благополучно функционировать в среде, отсюда и появляются проблемы, приходится изменять привычные нормы поведения. В таких ситуациях нужно с помощью профессионалов решить возникшую на данном этапе проблему.

Для благополучного функционирования человека в обществе необходимо иметь психологическое, физическое здоровье, иметь свое место и цель в жизни, быть востребованным обществу и близким людям. У человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, нарушаются связи с обществом, окружающей средой, изменяются условия нормальной жизнедеятельности. У подростка разрушаются отношения с коллективом, учителями, родителями.

Трудная жизненная ситуация вызывает психологические отклонения, возникают стрессы, эмоциональное напряжение, которое мешает человеку развиваться в обществе, реализовывать свои желания и цели в жизни. В таких ситуациях человек чаще всего остается одинок, так как связи с обществом разрушаются.

В книге «Социальный педагог в системе общественного воспитания» В.З.Вульфов говорит, что трудные ситуации можно дифференцировать, обращая внимание на уровень и степень их сложности «…если провести условную прямую линию и на одном полюсе этого континуума поместить ситуации обыденной жизни, на другом — окажутся экстремальные ситуации, т. е. ситуации предельной для человека степени сложности» [3].

Трудная ситуация включает в себя следующие компоненты [4]:

— людей, которые связанны с данным событием;

— деятельность, осуществляемая в данной ситуации;

— временные рамки данного события;

— пространственные рамки данного события;

— переживание сложившийся ситуации человеком.

Автор книги «Теория социальной работы» [5] Кузина И.Г. выделяет следующие признаки, которые указывают о наступлении трудной жизненной ситуации у подростка:

— нарушение отношений в обществе;

— стремление к уединению;

— употребление алкоголя и наркотиков;

— ухудшение успеваемости, пропуски занятий;

— высокая самокритичность к себе.

В сложных жизненных ситуациях чаще оказываются неблагополучные, многодетные, неполные, малообеспеченные семьи, безработные, инвалиды. У ребенка из такой семьи часто бывает низкая самооценка, он плохо функционирует в обществе. Это может негативно повлиять на будущую жизнь ребенка.

Семья, которая озабочена только своими проблемами, теряет контроль над ребенком. Ребенку не хватает понимания и заботы, он ощущает себя дома лишним, и поэтому старается провести как можно больше времени с друзьями на улице. Специалисты общественной и социальной сферы считают главными причинами неблагополучных семей: бедность и алкоголизм.

Классификация трудных жизненных ситуаций включает большое количество видов жизненных ситуаций, которые можно объединить в следующие группы [2]:

1) жизненные ситуации связанные со здоровьем (болезнь человека, опасность инвалидности или смерти);

2) ситуации, которые связанны с выполнением целей или задач;

3) ситуации, которые связанны с общественными отношениями.

В связи с попаданием в трудную ситуацию у человека происходят физические, социальные и психологические деформации, которые могут в дальнейшем перерасти в серьезные патологии.

Ученые относят трудные ситуации к психологическим ситуациям, потому что деформации, которые происходят в организме человека, оказывают влияние на психологическое состояние человека.

Ситуацию считают трудной, если отношения человека с социумом становиться нестабильным, неуравновешенным или совсем пропадает. Так же у таких людей происходит несоответствие между целями, которые он ставит, и возможностью их выполнить, реализовать. В процессе адаптации человек устанавливает определенный для себя мир, имеет определенный навыки и нормы поведения. Если человек не может решить ситуацию с помощью привычных норм поведения и навыков, возникает трудная жизненная ситуация.

В процессе трудной жизненной ситуации у подростка происходит дезадаптация. В связи с этим у него появляется много проблем в школе, дома, в коллективе.

Авторы книги Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. «Диагностика суицидального поведения»[6] считают, что социально-психологическая дезадаптация обозначает срыв процессов взаимодействия человека с окружающей средой. которые направлены на поддержание баланса самого организма, и организма с окружающей средой.

В основе социально психологической дезадаптации лежат следующие факторы [2]:

1) культурно социальная депривация;

2) психолого-педагогическая запущенность;

3) недостаточная подготовленность к саморегуляции;

4) потеря привычного коллектива;

5) низкая психологическая готовность к овладению профессии;

6) изменение привычных стереотипов;

7) когнитивный диссонанс;

8) акцентуации характера;

9) психопатическое формирование личности;

10) гипрестимуляция новым общественным стимулам.

Социально-психологическая дезадатация не врожденный процесс, а приобретенный, который появляется в ходе жизни. Он никогда не возникает спонтанно, ему предшествует целый ряд изменений и новообразований личности.

Причины дезадаптации личности [7]:

4) социально – экономические;

В настоящее время большинство ученых главной причиной дезадаптации личности считают социальные причины, которые появляются в следствии неправильного воспитания, нарушении общения человека в коллективе. Данная дезадаптация происходит больше в детском и подростковом возрасте.

К социально-психологической дезадаптации детей приводят следующие причины [8]:

— отсутствие коммуникационных навыков;

— неадекватность оценивания себя в процессе общения;

Социально-психологическая дезадаптация часто проявляется в агрессии ребенка. Начинаются конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями. Ребенок становиться эмоционально нестабильным. Часто дети, у которых отсутствуют коммуникационные навыки, замыкаются в себе. От них отворачивается весь коллектив. Такие дети обычно становятся субъектом насмешки.

На рост количества дезадаптационных подростков являются следующие противоречия:

— безразличие в школе к курению, употреблению спиртных напитков;

— отсутствие борьбы с прогулами учащихся.

Признаки социально-психологической дезадаптации подростков в школе [4]:

— неуспеваемость по школьной программе;

— нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению;

— постоянно повторяющиеся аномалии поведения в процессе обучения.

В детском и подростковом возрасте нужно проводить своевременную коррекцию, чтобы исключить появление социально-психологической дезадаптации. Нужно у детей развивать коммуникационные навыки, налаживать гармонию среди членов семьи, среди коллектива в школе, с учителями.

Данная коррекция препятствуют негативным появлениям в жизнедеятельности, и ребенок начинает благоприятно функционировать в обществе.

«Процесс социально-психологической адаптации подростков реализуется через систему социальных институтов, одним из которых является школа. В школе социальные качества личности изменяются и формируются в соответствии с общественными ценностями» [3]. Социально-психологическая адаптация подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, заключается в избавлении подростка от одиночества, чувства страха, беспокойства.

Было проведено исследование по выявлению подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, на основе дезадаптации. В исследовании принимал участие 7 класс МОБУ ООШ №14 Ст. Владимирской Лабинского района Краснодарского края.

В ходе научного исследования было проделано следующее:

— подобрана методика, с помощью которой выявлена социально – психологическая дезадаптация подростков;

— проанализированы результаты исследования;

— разработаны основные направления работы социального педагога и психолога с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Для исследования социально – психологической адаптации подростков, использована методика «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда».

В ходе исследования были выявлены два подростка с признаками дезадаптации. При беседе с классным руководителем было выяснено, что данные подростки находятся в трудной жизненной ситуации.

Одним из учащихся оказался подросток из неблагополучной семьи, а другой прибыл месяц назад из другого города, который еще не адаптировался к другим условиям.

Этим учащимся необходима помощь со стороны всех школьных специалистов, органов социальной защиты, поддержки родителей.

Остальные учащиеся социально — психологически адаптированы.

Исследование показало, что причиной социально – психологической дезадаптации подростка является трудная жизненная ситуация.

1. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Наталия Георгиевна Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. Т. 15. – № 1. – С. 3–19.

3. Духновский C.B. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124 с.

4. Бычков, Д.Г. Социальная интеграция семей, находящихся в трудной жизненной ситуации: Организация оказания социальных услуг

с участием ближайшего окружения семьи / Д. Бычков, О. Феоктистова. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. – 60 с.

5. Кузина И.Г. Теория социальной работы Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. – 230 с.

6. Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения Москва, 1980 – 55 стр.

7. Вульфов В.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания Педагогика. – 2002. – № 5, 6.

8. Вершловский, С.Г. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся): пособие для руководителей школ / С.Г. Вершловский. -С.-П. ун-т пед. мастерства, 1996. – 220 с.

e-koncept.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация: В данной статье раскрывается содержание социальной помощи и поддержки несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Выделены основные группы проблем, имеющиеся у данной категории детей, и виды оказываемой им помощи

Ключевые слова: Трудная жизненная ситуация, группы проблем несовершеннолетнего в трудной жизненной ситуации, информационная помощь, посредническая помощь, обучающая помощь, патронирующая помощь.

Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе на любом историческом этапе его развития, как правило, влекут за собой изменения в социальных структурах и социальных институтах, что, в свою очередь, приводит к снижению эффективности их влияния на подрастающее поколение. Происходящие процессы вызывают различные деформации в социальном опыте детей: неразвитость социально- коммуникативных качеств и свойств личности, неосвоение минимума социальных ролей, возникновение трудностей в социальной адаптации, низкая способность к социальной рефлексии и т.д. В результате такие несовершеннолетние оказываются в трудной жизненной ситуации и нуждаются в адресной социальной помощи и поддержке. Трудная жизненная ситуация — это обстоятельство, объективно нарушающее жизнедеятельность человека, которое он не может преодолеть самостоятельно. Таким образом, понятие «трудная жизненная ситуация» необходимо понимать как препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств, с использованием одних внутренних ресурсов [5, c. 15-16]

В основе трудной жизненной ситуации лежит совокупность различных факторов. В зависимости от их характера можно выделить четыре основные группы проблем несовершеннолетнего в трудной жизненной ситуации:

1. Эмоционально-личностные. У ребёнка наблюдаются страхи, тревожность, акцентуации характера, проявляемые в обществе в виде агрессии, апатии, неадекватных притязаниях. Причинами таких проблем, как правило, являются семейное и школьное неблагополучие, педагогическая запущенность.

2. Учебно-познавательные. Данная группа проблем проявляется в неуспеваемости несовершеннолетнего, в низкой учебно-познавательной деятельности. У детей заметны трудности обучения. Причинами появления названной группы проблем также являются семейное и школьное неблагополучие, педагогическая запущенность.

3. Поведенческие. Для несовершеннолетних с такой группой проблем характерны наличие трудностей вступления в контакты, дезадаптация, несформированность социально-бытовых и коммуникативных умений и навыков. Чаще всего в обществе это проявляется в виде различных форм конфликтности и в девиантном поведении. В качестве причин в данном случае выступают школьное неблагополучие, педагогическая запущенность и асоциальные группы сверстников.

4. Соматические. У детей наблюдаются задержки физического и психического развития, которые выражаются в виде частой заболеваемости, быстрой утомляемости, рассеянном внимании и т.п. Причинами появления данной группы проблем являются, как правило, родовые травмы, болезни в детстве.

Проанализировав основные группы проблем, возникаемые у несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, становится ясным, что сущность социальной помощи и поддержки таких детей заключается в совместном с ребёнком проектировании путей преодоления трудностей, разрешении проблем, усиления жизненных ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации, самозащиты и самовоспитания [2, c. 30-31].

К несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, относят детей, которые:

— остались без попечения родителей;

— оказались без надзора со стороны взрослых (безнадзорные) и без дома (беспризорные);

— имеют недостатки в психическом и физическом развитии, инвалидность;

— воспитываются в семьях с неблагоприятным психологическим климатом;

— живут в многодетных и малоимущих семьях, семьях беженцев и вынужденных переселенцев, в неблагополучных семьях;

— являются жертвами вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий, физического или психологического насилия, жестокого обращения со стороны родителей и т.д.

Таким образом, несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации – это несовершеннолетние, жизнедеятельность которых объективно нарушена сложившимися обстоятельствами, характеризующимися неопределённостью исхода, возможным неблагополучием в определённых областях, которые они не в состоянии преодолеть самостоятельно или с помощью семьи [4, c. 41-42].

Социальная поддержка несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, заключается в предоставлении им различных видов помощи: информационной (предоставление информации о правах и обязанностях, имеющихся льготах и способах их получения), посреднической (налаживание контактов, сетевого взаимодействия, гармонизация отношений), обучающей (вооружение знаниями, формирование необходимых умений и навыков, повышение психолого-педагогической и социальной компетентностей), патронирующей (посещение ребёнка в семье, в образовательном учреждении). Таким образом, для несовершеннолетних предусматривается система социальных мер в виде содействия, поддержки, услуг, оказываемых для преодоления или смягчения возникших жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе: материальная помощь, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально- педагогические, социально-правовые консультирование и патронаж, психотерапия и психокоррекция, организация отдыха и оздоровления, различные тренинги и многие другие мероприятия [1, c. 21-22].

Проводимая с несовершеннолетним работа, комплекс оказываемых ему и его семье услуг конкретизируется в зависимости от характера трудностей ребёнка, его возраста, степени напряжённости ситуации, грозящих рисков.

Следует подчеркнуть, что для оказания наиболее продуктивной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, очень важно межведомственное взаимодействие. Другими словами, специалист по социальной работе должен не в одиночку решать проблемы данной категории несовершеннолетних, а совместно с другими учреждениями и организациями, например, со школами, с больницами, с комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д. [3, c. 22- 23].

Необходимо особо отметить то обстоятельство, что при организации социальной помощи и поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нужно обязательно учитывать специфику имеющихся у них проблем, особенности данной конкретной семьи ребёнка, его социального окружения. Только индивидуальный подход в решении имеющихся у определённого ребёнка проблем, ориентация на особенности его личности, семьи, ближайшего окружения позволяет достичь наиболее эффективного результата в оказании данному несовершеннолетнему социальной помощи и поддержки, помогает найти выход из трудной жизненной ситуации.

Список источников и литературы

1. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2012. – 403 с.

2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2012. – 164 с.

3. Организация деятельности специалистов по работе с семьёй и детьми. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2011. – 132 с.

4. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. – М., 2013. – 447 с.

5. Социальная работа с различными группами населения/ под редакцией Н.Ф. Басова. – М., 2013. – 663 с.

evansys.com

Трудные жизненные ситуации несовершеннолетних в контексте участия родителей в межведомственном взаимодействии по решению проблем детей * 814

Многоаспектность межведомственного взаимодействия в обеспечении образования и социального благополучия детей, попавших в трудную жизнен­ную ситуацию, предопределяет необходимость мониторинга и компаративных исследований для учёта как структурных, так и функциональных динамических изменений социально­педагогической поддержки и патронажа.

Активность участия родителей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является залогом успешного разрешения многих категорий проблем. При изучении межведомственного управленческого взаимодействия родители детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обычно рассматриваются как пассивные носители социальной проблемы, которую призваны решить спе­циалисты органов и учреждений. При этом упускается из виду важнейший фак­тор личной (семейной) заинтересованности родных и близких ребёнка в нахо­ждении оптимального способа социальной реабилитации и коррекции в рамках согласованных действий разных ведомств. В разнообразных межведомственных рабочих группах по подготовке предложений (совершенствованию механизма социальной защиты и образования детей) родители либо не участвуют, либо принимают формально-­подчиненное участие (например, в психолого­-медико-­педагогических комиссиях, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки мето­дических рекомендаций по комплексному психолого­-педагогическому сопро­вождению ребёнка на протяжении всего периода его обучения в образователь­ном учреждении во время и после выхода из трудной жизненной ситуации с учётом важной роли родителей.

Для решения задачи теоретического анализа управленческого межве­домственного взаимодействия в организации социального патронажа и соци­ально-­психологического сопровождения ребёнка мы разработали рабочий ва­риант типологии трудных жизненных ситуаций.

Номенклатурный перечень типов ситуаций, в которых оказываются дети и подростки, рассматривается нами в качестве инструмента применения техно­логий социально­-педагогической работы и нормативного регулирования про­блем семейного неблагополучия. В перечень вошли свыше двадцати наимено­ваний самых распространённых и десоциализирующих детство обстоятельств, попадая в которые, ребёнок нуждается в комплексной посторонней помощи и поддержке:

2) уход ребёнка из дома / учреждения системы образования или системы социальной защиты;

4) беспризорность / бродяжничество;

5) невыполнение мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребёнка-­инвалида специалистами профильных учреждений;

6) несовершеннолетнее материнство;

8) физические барьеры для передвижения и удовлетворения специальных потребностей детей­-инвалидов;

9) ограничение доступа к образованию детей­инвалидов;

10) алкогольное (наркотическое) пристрастие ребёнка / родителей (опеку­нов, попечителей);

11) бедность и другие экономические проблемы семьи (включая неудовле­творительные жилищно-­бытовые условия, поиск средств на лечение ре­бёнка и др.);

12) уклонение родителя / родителей от уплаты алиментов на ребенка;

13) ВИЧ­-инфекция, гепатит, туберкулёз и другие социально значимые забо­левания, требующие длительного комплексного лечения;

15) насилие (жестокое обращение) со стороны родителей (близких родствен­ников, опекунов, попечителей);

16) неисполнение родителями (опекунами, попечителями) своих обязанно­стей (по содержанию, воспитанию ребёнка);

17) семейное неблагополучие, связанное с конфликтными отношениями между родителями (включая развод);

18) конфликт с несовершеннолетними (одноклассниками, соседями), препятствующий нормальному течению социализации и продуктивной социальной адаптации (в т. ч. насилие со стороны других детей);

19) конфликт с учителем, воспитателем, другими лицами из ближайшего ок­ружения, препятствующий нормальному течению социализации и про­дуктивной социальной адаптации (в т. ч. насилие со стороны взрослых, кроме родителей, опекунов, попечителей);

20) уголовно наказуемые преступления несовершеннолетних;

21) преступления по мотивам и соображениям, связанным с деструктивными молодёжными субкультурами.

Родительский фактор преодоления определённой проблемы ребенка в форме личного участия в проблемной ситуации является решающим более чем в половине типов трудных жизненных ситуаций. В связи с этим налаживание координационных связей учреждений образования с учреждениями социаль­ного обслуживания должно проходить в контексте удовлетворения потребно­стей и параллельного решения ряда проблем ребёнка с участием родителей. Отсутствие участия родителей или учёта их особенностей и потребностей в межведомственном взаимодействии – признак низкой эффективности соци­альной и педагогической работы, какими бы специалистами она ни осуществ­лялась. Особенно это касается ситуации детской инвалидности, безнадзорно­сти, разнообразных конфликтных ситуаций.

Поэтому следует подчеркнуть следующие компоненты вовлечения роди­телей в процесс межведомственного взаимодействия.

Родителей по отношению к участию в сотрудничестве с учреждениями образования и социальной защиты можно разделить на группы уклоняющихся, пассивных и заинтересованных. К каждой категории подходят свои определён­ные формы социальной работы и привлечения.

Для заинтересованных родителей действуют советы отцов и матерей, ро­дительские комитеты, молодёжные военно­-патриотические организации, раз­личные иные общественные объединения. С данной категорией родителей у специалистов учреждений, как правило, не возникает проблем, а скорее, наобо­рот, у неравнодушных родителей чаще возникают проблемы с чиновниками различных социальных служб и образовательных учреждений. Опыт показыва­ет, что социально активные родители, пекущиеся о благополучии детей, само­стоятельно ищут и налаживают не регламентированные и официально не оформляемые связи в учреждениях, построенные в основном на личных отно­шениях со специалистами разных ведомств. Вместе с тем инициативные роди­тели деятельно подходят и к формальным механизмам получения социальной и педагогической поддержки от государства и муниципалитетов.

Заинтересованность, относительно полное знание своих прав и прав своего ребёнка, социальная активность характеризуют этот тип родительского участия.

Большую обеспокоенность у государства и общества вызывают группы пассивных и уклоняющихся родителей. Они обычно испытывают дефицит зна­ний по организационным вопросам и нормативным основам комплексных дей­ствий по сопровождению ребёнка в условиях образовательного учреждения средствами социальной работы. Социальная аморфность родителей тормозит индивидуализацию образовательного процесса в отношении детей, находящих­ся в ситуациях социального риска.

Коммуникации с образовательным учреждением у пассивных родителей сведены к вялому формальному реагированию на вызовы или приглашения со стороны специалистов. А уклоняющиеся родители вообще избегают взаимодей­ствовать со специалистами учреждений, не принимая участия в налаживании социальной жизни ребёнка (детей).

Законодательство определяет меры воздействия на таких родителей в тех случаях, когда трудная жизненная ситуация крайне запущена и приводит к на­несению явного вреда здоровью и жизни ребенка. Ограничение в родительских правах и лишение родительских прав – это в определённом смысле провал уси­лий учреждений образования, социальной защиты и общественных организа­ций по социальной работе с семьёй, находящейся в социально опасном положе­нии.

Поэтому практически важно выработать критерии определения контакт­ного потенциала родителей в разрешении трудных жизненных ситуаций детей.

То есть в ходе налаживания социального партнёрства требуется адекват­ная оценка динамики развития не только жизненных компетенций ребёнка в ситуации, но и родителей (опекунов, попечителей, других законных представи­телей) по отношению к участникам образовательного процесса.

Например, если межведомственное взаимодействие заключается пре­имущественно в обмене информацией о несовершеннолетних и ситуациях, в которые они попадают, то в справочно-­информационное консультирование по вопросам социального обслуживания и образования семей и детей должны быть включены и родители. Степень проявляемой в поведении потребности ро­дителей в информации как раз и будет выступать существенным признаком, критерием контактного потенциала родителей.

Для каждого типа трудной жизненной ситуации, в которую попадает ре­бёнок, должен быть сформулирован свой диагностический набор критериев участия родителей, равно как и специалистов учреждений и активистов обще­ственных организаций. При этом в данной системе формализации обеспечения межведомственного взаимодействия каждому типу ситуаций и критериев уча­стия в обязательном порядке должны быть указаны нормативно-­правовые ак­ты, регулирующие действия сторон взаимодействия. Последним существенным элементом данной системы является анализ реальной жизненной ситуации ре­бёнка и семьи в целом в соответствии с классификатором социальных рисков ребёнка. Классификатор по ряду параметров должен определять негативный и позитивный потенциал развития ситуации ребёнка. По своему нормативному значению данный тип документа претендует на статус государственного стан­дарта социального обслуживания.

Интегративным результатом разработки и реализации указанного инст­рументария должно быть создание технологии оценки согласованности дейст­вий специалистов, адекватной общим и особым образовательным потребностям ребёнка, а также учитывающей тип родительского (и других законных предста­вителей) участия в судьбе несовершеннолетнего.

Данный инструмент не создаст автоматически обоюдно согласованную координацию действий по обеспечению образования и социальной защиты ре­бёнка, однако он позволит существенно упростить, ускорить и развить систему взаимодействия учреждений с учреждениями и на фоне взаимодействия всех учреждений со своими клиентами.

psyjournals.ru

Дети в трудной жизненной ситуации

Портал Я-родитель рассказывает, какие дети могут оказаться в трудной жизненной ситуации, каковы причины попадания в такие ситуации и какие пути решения проблем таких ребят существуют в России.

Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.

Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

Причины трудных жизненных ситуаций у детей

Одной из основных причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие, а именно:

  • наркомания или алкоголизм в семье;
  • низкая материальная обеспеченность, нищета;
  • конфликты между родителями и родственниками;
  • жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Причины семейного неблагополучия

  1. Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
  2. Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
  3. Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе. Например, экономический кризис, войны и т.д.

Дети в трудной жизненной ситуации

1. Дети без попечения родителей

Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.

Причины лишения родительских прав:

  • невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
  • наличие насилия в семье,
  • наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
  • совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.

Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.

Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка. Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в нетрезвом виде, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.

Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.

Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство. С недавних пор существует такая форма попечительства как «приемная семья». По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение, причитающееся за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за детьми, что является дополнительным фактором привлечения к решению этой проблемы людей, готовых взять под опеку ребенка из детского дома.

2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)

Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.

Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.

Очень часто появление в семье ребенка с инвалидностью приводит к ее распаду. Мужчины уходят из семьи, не выдерживая дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием особого ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.

Характерные черты семей с детьми-инвалидами:

  • малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
  • изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
  • трудности в получении образования и профессии. Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия. Кроме того, в среде сверстников они часто наталкиваются на неприятие и травлю.

В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников. Важным фактором является выявление различных дефектов на раннем этапе развития детей. Сейчас по всей стране функционирует служба ранней помощи для детей до трех лет, куда могут обращаться родители, имеющие детей с отклонениями в развитии или попадающими в группу риска. Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:

  • предотвращение развития вторичных нарушений в развитии детей,
  • раскрытие реабилитационного потенциала семьи в оказании поддержки ребенку, оказание консультативной помощи самой семье,
  • социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже на раннем этапе,
  • прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении.

Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие всех нас и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.

И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.

В инвалидности нет ничего постыдного, зазорного, и нам следует учить этому своих детей. А главное – это может случиться в каждой семье, вне зависимости от возраста, места проживания и уровня дохода! Важно самим не отводить смущенно взгляд от мальчика в инвалидном кресле, а уметь объяснить своему ребенку, что все люди разные и кому-то повезло меньше, но это вовсе не говорит о том, что он меньше достоин уважения, внимания и общения. Можно поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов – словом и делом. Без сомнения, любая помощь (и психологическая поддержка, и материальное участие) для них является очень нужной и неоценимой!

3. Дети, ставшие жертвами и межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

По сути, эти дети – жертвы экстремальных условий, т.е. ситуаций, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. Источником детской травмы зачастую выступает другой человек – сюда относятся террористические акты, нападения, локальные войны.

Самой уязвимой категорией в случаях чрезвычайных происшествий, как правило, являются дети.

В современном мире число таких детей, к сожалению, растет. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.

Основная проблема таких детей заключается в том, что очень мало внимания уделяется их переживаниям, связанных со сменой места жительства. А ведь они сталкиваются с рядом вопросов, которые непросто решаются даже взрослыми людьми. Вместе с местом жительства детям необходимо сменить школу, круг общения, привычные места отдыха и развлечений, адаптироваться в новой среде. Часто дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, теряют близких родственников и даже родителей. Несомненно, все они переживают утрату.

В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.

4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье

Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.

  • физическое насилие, когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
  • сексуальное насилие,

психологическое насилие, когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.

Последствия насилия:

  • у детей развиваются тревога и различные страхи,
  • дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
  • дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
  • во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.

Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.

Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки. Например, можно спрашивать: «Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?». Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения и т.д. В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.

Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.

Большую роль в таких ситуациях играет анонимный телефон доверия, куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.

5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение, т.е. поведение, которое не соответствует нормам, которые приняты в обществе.

Уровни отклонения в поведении:

  • докриминальный уровень – это мелкие правонарушения, употребление алкоголя и психоактивных веществ, уходы из дома;
  • криминальный уровень – это крайний случай отклоняющегося поведения –делинквентное поведение, способное привести ребенка к уголовно наказуемым проступкам.

Причины отклонения в поведении:

  • социально-педагогическая запущенность, специфика воспитания;
  • семейное неблагополучие, вследствие чего ребенок испытывает глубокий психологический дискомфорт;
  • личностные особенности ребенка: отклонения в развитии, переходные этапы взросления;
  • недостаточная возможность для самореализации и самовыражения;
  • безнадзорность.

В помощи этой категории детей крайне важна профилактика и предупреждение проявлений девиантного поведения на ранних этапах его проявления. Здесь главная роль отводится родителям и педагогам, так как их обязанность – с должным вниманием относиться к детям. В современном мире наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения представлены различными формами зависимостей – алкогольной, табачной, наркотической, компьютерной. Для того чтобы знать, как вести себя в ситуации, если ваш ребенок подвержен зависимостям, мы рекомендуем к просмотру следующие видеоролики:

При возникновении кризисной ситуации в жизни ребенка или в его семье необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам за помощью и поддержкой. Для детей, подростков, а также их родителей действует телефон доверия, по которому они могут звонить при необходимости.

На практике социальная помощь детям, которые оказались в сложной ситуации, заключается в постоянной работе с их семьями, тогда, когда она является неблагополучной. Основной вид такой помощи – социальное сопровождение малыша и его семьи. Сопровождение – социальная помощь, включающая в себя педагогическую и психологическую помощь. Сопровождение по-другому называют патронажем. Это целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от маленького человека, попавшего в беду.

www.ya-roditel.ru

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Гражданство рф для лнр и днр 2018 Получение гражданства России для жителей Донбасса ЛНР и ДНР Для того чтобы ответить на вопрос: как получить гражданство РФ, необходимо изучить исчерпывающий объём информации, представленный в официальных источниках. Сложности при оформлении […]
  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Новый закон на имущество с 2018 Россиянам приготовили новый налог на имущество Проект скоро станет законом 21.05.2018 в 18:32, просмотров: 187119 Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]