МОСКВА: ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

В случае если в семье имеется удостоверение многодетной семьи установленного образца и в этой семье младший ребенок родился до 1 января 2009 г., то любой из родителей, являющийся налогоплательщиком транспортного налога, подав соответствующее заявление в налоговую инспекцию г. Москвы по месту жительства и предъявив указанное удостоверение, вправе воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты транспортного налога за одно ТС, зарегистрированное на него, начиная с расчетов налога за 2009 г. и до окончания периода действия удостоверения (до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет).

Об этом Письмо УФНС России по г. Москве от 17.02.2012 N 24-14/[email protected]

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства (ТС), признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 Налогового кодекса РФ.

Статьей 356 НК РФ установлено, что, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Так, на территории г. Москвы транспортный налог с 1 января 2009 г. исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 »О транспортном налоге» (в ред. от 24.11.2010, далее — Закон N 33).

Налоговые льготы по налогу для налогоплательщиков — физических лиц, проживающих на территории г. Москвы и относящихся к льготной категории граждан, в виде освобождения от уплаты налога за одно ТС, зарегистрированное на них, установлены ст. 4 Закона N 33.

В частности, в соответствии с нормой пп. 10 п. 1 ст. 4 Закона N 33 начиная с расчетов налога за 2009 г. от уплаты транспортного налога освобождается один из родителей (усыновителей) в многодетной семье — за одно ТС, зарегистрированное на граждан указанной категории.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 33 налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, льготы предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего право на льготу. В данном случае таким документом является имеющееся в семье удостоверение многодетной семьи г. Москвы.

При этом УФНС России по г. Москве сообщает для сведения, что определение многодетной семьи в г. Москве установлено п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60 »О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» (в ред. от 19.05.2010). Согласно указанной норме многодетная семья — семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

Кроме того, ст. 1 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60 установлено, что действие названного Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в г. Москве, которое устанавливается по данным органов регистрационного учета.

Принимая во внимание изложенное, в случае если в семье имеется удостоверение многодетной семьи установленного образца и в этой семье младший ребенок родился до 1 января 2009 г., то любой из родителей, являющийся налогоплательщиком транспортного налога, подав соответствующее заявление в налоговую инспекцию г. Москвы по месту жительства и предъявив указанное удостоверение, вправе воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты транспортного налога за одно ТС, зарегистрированное на него, начиная с расчетов налога за 2009 г. и до окончания периода действия удостоверения (до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, — 18 лет).

Кроме того, необходимо отметить, что второй родитель в многодетной семье не вправе будет воспользоваться данной льготой в отношении зарегистрированного на него транспортного средства в период предоставления первому родителю в многодетной семье льготы, установленной пп. 10 п. 1 ст. 4 Закона N 33.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

subschet.ru

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТЫ МАТЕРИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, льготы предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего право на льготу. В данном случае таким документом является справка медицинского учреждения установленного образца, подтверждающая факт установления ребенку категории инвалидности »ребенок-инвалид».

Об этом Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2012 N 24-14/[email protected]

Транспортный налог на территории г. Москвы с 1 января 2009 г. исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 »О транспортном налоге» (далее — Закон N 33).

Налоговые льготы по налогу для налогоплательщиков — физических лиц, проживающих на территории г. Москвы и относящихся к льготной категории граждан, установлены ст. 4 Закона N 33.

В частности, в соответствии с нормой пп. 8 п. 1 ст. 4 Закона N 33 от уплаты транспортного налога освобождается один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида — за одно транспортное средство (ТС), зарегистрированное на граждан указанных категорий.

При этом п. 2 ст. 4 Закона N 33 установлено, что налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, льготы предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего право на льготу. В данном случае таким документом является справка медицинского учреждения установленного образца, подтверждающая факт установления ребенку категории инвалидности »ребенок-инвалид».

Помимо заявления и указанной справки, налогоплательщику для получения льготы необходимо будет представить в налоговую инспекцию г. Москвы по месту жительства свой паспорт гражданина РФ и свидетельство о рождении указанного в заявлении о предоставлении льготы ребенка.

В случае если категория »ребенок- инвалид» установлена ребенку до 1 января 2009 г., льгота может быть предоставлена начиная с расчетов налога за 2009 г. В случае если она установлена после 1 января 2009 г., начало действия льготы будет определено месяцем и годом установления ребенку этой категории инвалидности. Кроме того, учитывая норму п. 1 ст. 4 Закона N 33 в части предоставления льготы только одному из родителей и только по одному ТС, УФНС России по г. Москве сообщает следующее. Второй родитель не вправе будет воспользоваться указанной льготой в отношении зарегистрированного на него ТС в период предоставления данной льготы первому родителю. В связи с этим в заявлении о предоставлении льготы следует указать сведения о втором родителе (Ф.И.О. и адрес места жительства).

В случае если на налогоплательщика зарегистрировано более одного ТС, в заявлении о предоставлении льготы должно быть указано одно конкретное ТС, освобождение от уплаты налога по которому он хотел бы получить.

В отношении возврата ранее уплаченных сумм налога УФНС России по г. Москве сообщает для сведения следующее. Согласно разъяснениям ФНС России от 28.01.2011 N 11-2-02/[email protected] предоставление льготы и перерасчет суммы налога производится не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году подачи в налоговый орган письменного заявления о предоставлении льготы и перерасчете исчисленной суммы транспортного налога.

В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 НК РФ. При этом п. 7 ст. 78 НК РФ определено, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

subschet.ru

Автотранспорт: от поступления до выбытия

4.7. Транспортный налог

С 1 января 2003 г. вступила в силу гл. 28 НК РФ, которая ввела новый налог — транспортный. Его должны уплачивать и те организации, которые используют общий режим налогообложения, и те, которые переведены на уплату единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога или применяют упрощенную систему налогообложения.

Транспортный налог относится к налогам, которые устанавливают региональные законодательные власти. При этом они должны определить ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также форму налоговой декларации. Кроме того, в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы по этому налогу.

В гл. 28 НК РФ установлены лишь общие принципы исчисления транспортного налога:

— порядок расчета налога.

4.7.1. Исчисление и уплата транспортного налога

Кто должен платить транспортный налог

Организация считается плательщиком транспортного налога, если на нее зарегистрировано хотя бы одно транспортное средство, в том числе автомобили, автобусы и мотоциклы, а также водные и воздушные транспортные средства.

Следовательно, если организация получила транспортное средство в аренду, то платить транспортный налог с него не нужно. А если же она передала автомобиль в аренду другому лицу, то ей придется раскошелиться.

Ваша организация может получить транспортное средство в лизинг. Если автомобиль, который является предметом лизинга, зарегистрирован в ГАИ на имя лизингодателя, то платить транспортный налог должен лизингодатель. По условиям договора транспортное средство может быть зарегистрировано и по местонахождению лизингополучателя или его филиала. В этом случае плательщиком транспортного налога является лизингополучатель.

Уплачивают транспортный налог и те организации, которые пользуются машинами физических лиц по доверенности с правом распоряжения ими. Об этом говорится в ст. 357 НК РФ.

Если доверенность оформлена позже, то плательщиком транспортного налога является владелец машины, то есть физическое лицо.

В том случае, если организация имеет на балансе транспортное средство, но не использует его и номерные знаки по нему сданы в ГАИ, то платить транспортный налог по такому автомобилю не нужно. Ведь согласно ст. 357 НК РФ объектом налогообложения являются транспортные средства, которые зарегистрированы в установленном порядке. А если с машины сняты номерные знаки, то она считается незарегистрированной и не допускается к эксплуатации.

Таким образом, транспортные средства должны стоять на учете в государственных регистрирующих ведомствах. Например, автомобили, конструктивная скорость которых превышает 50 км/ч, и прицепы к ним регистрируются в ГАИ. Тракторы, самоходные дорожно-строительные и другие машины, максимальная скорость которых не превышает 50 км/ч, регистрируются в Гостехнадзоре (органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ).

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, предоставляют налоговикам сведения о том, на кого зарегистрировано то или иное транспортное средство. Причем данные о регистрации или снятии с регистрации транспортных средств направляются в налоговые органы в течение 10 дней после проведенной операции (п. 4 ст. 362 НК РФ). Эти сведения будут использованы налоговиками при контроле уплаты транспортного налога.

Обязанность регистрировать наземные транспортные средства установлена в п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно этому Закону транспортные средства допускаются к дорожному движению на территории РФ только после их регистрации и выдачи соответствующих документов.

Если же транспорт зарегистрирован за границей, а в России находится временно (сроком до шести месяцев), то его поставят на учет таможенники.

Регистрации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные машины с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. Транспортные средства с объемом двигателя до 50 куб. см не регистрируются и, следовательно, не облагаются транспортным налогом.

Как правило, транспортные средства регистрируются на их собственников. Поэтому плательщиками транспортного налога являются только те организации, которые владеют транспортными средствами на праве собственности. В то же время организации, занимающиеся перепродажей транспортных средств, не должны их регистрировать, а соответственно, не должны платить транспортный налог.

Льготы по транспортному налогу

Наземным транспортным средством считается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Следовательно, не придется платить транспортный налог фирмам и предпринимателям, у которых транспортные средства используются не для перевозки грузов и людей, а для выполнения производственных или хозяйственно-бытовых функций, в качестве зданий или оборудования.

К такому оборудованию относятся передвижные электростанции, вагоны-лаборатории, вагончики-бытовки, передвижные трансформаторные установки, передвижные кухни, душевые и др.

Не облагается транспортным налогом и наземный несамоходный транспорт, например прицепы.

Организации и предприниматели, основная деятельность которых заключается в перевозке пассажиров и грузов, должны подтвердить свое право на льготу по транспортному налогу. Для этого они могут представить в налоговые органы:

— запись в учредительных документах о том, что этот вид деятельности является для них основным;

— документы о систематическом получении выручки от таких перевозок;

От налога освобождаются сельскохозяйственные организации, которые имеют тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины и используют их в своей деятельности. Однако эту льготу могут применять не все предприятия. Не платят налог те организации, у которых выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет более 50% от общего дохода. У рыболовецких предприятий — более 70%. Такой вывод следует из ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». При этом в расчете не участвуют покупные товары.

Чтобы подтвердить свой статус, сельскохозяйственный товаропроизводитель должен представить в налоговую инспекцию расчет.

Период, за который определяется соотношение, равен году. Для расчета берут сумму, полученную от продажи сельхозпродукции, и делят на годовую выручку предприятия. Результат умножается на 100%. Если получилось более 50%, то предприятие вправе не платить транспортный налог.

Однако в ряде регионов этот налог нужно заплатить, не дожидаясь окончания налогового периода. Так как в течение года нельзя определить, является ли организация сельскохозяйственным товаропроизводителем или нет, она должна уплатить транспортный налог. По итогам года определяется доля сельхозпродукции в общем объеме производства. Если она превышает 50%, то излишне уплаченную сумму налога можно вернуть по ст. 78 НК РФ.

Кроме того, налог не будет взиматься с тех, у кого транспортное средство украли и оно находится в розыске. Но при условии, что об этом есть подтверждающий документ, выданный органами МВД России, которые непосредственно расследуют и раскрывают преступления. Копию справки нужно сдать в налоговую инспекцию вместе с декларацией по транспортному налогу.

Как рассчитать налоговую базу

Сумму транспортного налога каждая организация определяет самостоятельно. Она зависит от типа транспортного средства и мощности его двигателя.

Обычно мощность двигателя измеряется в лошадиных силах. Она указана в технической документации.

Если же мощность указана только в киловаттах, то их надо перевести в лошадиные силы. Один киловатт равен 1,35962 лошадиной силы. Полученный при пересчете результат надо округлить до второго знака после запятой.

Пример. ООО «Пикничок» имеет на балансе легковой автомобиль, мощность двигателя которого составляет 120 кВт. Транспортный налог платится с лошадиных сил. Поэтому бухгалтер должен перевести киловатты в лошадиные силы:

120 кВт x 1,35962 л. с/кВт = 163,15 л. с.

Данные о двигателе, которые указаны в регистрирующих органах, могут не совпадать с данными в технической документации. В этом случае в расчет берутся показатели документации.

Ставки транспортного налога

Сумма транспортного налога зависит от мощности двигателя автомобиля в лошадиных силах и ставки налога. Иными словами, ставки транспортного налога устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу.

В ст. 361 НК РФ указаны ориентировочные ставки транспортного налога, а законодатели на местах имеют право их увеличивать или уменьшать, но не более чем в пять раз.

Например, предельная ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил — 5 руб. за каждую лошадиную силу. Это значит, что в регионах аналогичная ставка может колебаться в пределах от 1 руб. (5 руб. : 5) до 25 руб. (5 руб. x 5).

Здесь надо обратить внимание на то, что базовые ставки транспортного налога, закрепленные НК РФ, оказались значительно выше, чем установленные ранее ставки налога с владельцев транспортных средств. Например, по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил базовая ставка увеличилась в 10 раз.

Кроме того, региональные власти могут вводить различные ставки транспортного налога в зависимости от срока полезного использования и других характеристик автомобиля. Например, для грузовых автомобилей, входящих в третью амортизационную группу, может быть установлено одно значение ставки налога, а для грузовиков с той же мощностью двигателя, но входящих в четвертую амортизационную группу, — другое.

Срок полезного использования автомобиля равен периоду времени, который прошел с момента его выпуска. Отсчет ведется с 1 января года, который следует за годом выпуска транспортного средства, и до 1 января текущего года.

Пример. Автомобиль ВАЗ-21093 был выпущен 16 сентября 2003 г. С 1 января 2004 г. по 1 января 2009 г. его возраст составил 5 лет.

Ставки транспортного налога различны для разных категорий транспортных средств. Возникает вопрос: как определить, к какой категории относится то или иное специализированное транспортное средство? Например, экскаватор, кран, бетономешалка.

Для определения категории следует исходить из данных, которые зафиксированы в первичных документах на транспортное средство (паспорт ТС) и документах о его регистрации.

При определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей, специальных машин нужно руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ). Он утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359.

Кроме того, в разд. 7 Инструкции по заполнению налоговой декларации по транспортному налогу приведены коды видов транспортных средств, применяемых для целей налогообложения, и соответствующие им коды ОКОФ.

При отнесении конкретных специальных и специализированных машин к категориям автотранспортных средств можно обратиться к Краткому автомобильному справочнику, который разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Минтранса России.

Как рассчитать сумму налога

Предприятия рассчитывают транспортный налог отдельно по каждому транспортному средству. Причем исчислять налог нужно за все месяцы, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика.

Сумма налога рассчитывается обычным способом — умножением налоговой ставки на налоговую базу. Однако такой расчет будет справедлив только для тех транспортных средств, которые были на учете у налогоплательщика в течение всего календарного года.

Пример. ООО «Ураган» имеет на балансе пять зарегистрированных автомобилей. Мощность двигателя каждого из них составляет:

— ВАЗ-21093 — 70 л. с.;

— ВАЗ-21043 — 72 л. с.;

— ГАЗ-3110 («Волга») — 90 л. с.;

— Mersedes C 200 — 129 л. с.;

— BMW 735i — 272 л. с.

Для расчета транспортного налога воспользуемся ставками, указанными в Налоговом кодексе. Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно ставка равна 5 руб. за л. с. Для автомобилей от 100 до 150 л. с. — 7 руб., а свыше 250 л. с. — 30 руб. Транспортный налог рассчитывается следующим образом:

— ВАЗ-21093 — 70 л. с. x 5 руб. = 350 руб.;

— ВАЗ-21043 — 72 л. с. x 5 руб. = 360 руб.;

— ГАЗ-3110 («Волга») — 90 л. с. x 5 руб. = 450 руб.;

— Mersedes C 200 — 129 л. с. x 7 руб. = 903 руб.;

— BMW 735i — 272 л. с. x 30 руб. = 8160 руб.

Разумеется, в течение года организация может зарегистрировать на себя новые автомобили или же снять с регистрации старые. Кроме того, автомобиль может быть угнан или возвращен законному владельцу.

В таких случаях сумму налога, который надо заплатить за год, можно умножить на специальный понижающий коэффициент.

Его рассчитывают так. Берут количество полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию. А затем делят это число на 12 (общее количество месяцев в году). Такой порядок установлен п. 3 ст. 362 НК РФ.

При этом месяц, в котором транспортное средство было зарегистрировано или снято с регистрации, включается в расчет как полный.

Пример. ООО «Полимер» продало в апреле 2009 г. легковой автомобиль Mersedes C 200 с мощностью двигателя 129 л. с. Предположим, что ставка налога по этому транспортному средству составляет 7 руб. за л. с. Тогда сумма транспортного налога за 2007 г. составит 903 руб. (129 л. с. x 7 руб.).

Рассчитаем величину понижающего коэффициента. Он будет равен 0,33333 (4 мес. : 12 мес.). Следовательно, сумма транспортного налога за январь — апрель 2008 г. составит 301 руб. (903 руб. x 0,333333).

В июле 2006 г. ООО «Полимер» приобрело легковой автомобиль ВАЗ-21093 с мощностью двигателя 70 л. с. Предположим, что ставка налога по этому транспортному средству установлена в размере 5 руб. за л. с.

Рассчитаем транспортный налог с этого автомобиля за 2009 г.:

70 руб. x 5 руб. = 350 руб.

Если же организация приобрела автомобиль и в том же месяце его продала, то заплатить налог надо за один месяц.

Пример. ООО «Гавана» зарегистрировало в марте 2009 г. легковой автомобиль ГАЗ-3110 («Волга») с мощностью двигателя 90 л. с. В этом же месяце, продав автомобиль другому предприятию, фирма сняла его с регистрации.

Предположим, что ставка налога по этому транспортному средству равна 5 руб. за л. с. Тогда сумма транспортного налога составит 38 руб. (90 л. с. x 5 руб. : 12 мес. x 1 мес.).

Пересчитать налог нужно и в том случае, если в течение года на транспортном средстве была изменена мощность двигателя. При этом за месяц, в котором произошла замена, налог рассчитывается уже исходя из мощности нового двигателя.

Пример. ЗАО «Салют» владеет автомобилем ВАЗ-2110. Предположим, что ставки транспортного налога в регионе, где находится ЗАО «Салют», составляют:

— для двигателей с мощностью до 100 л. с. — 5 руб. с лошадиной силы;

— для двигателей с мощностью от 100 до 150 л. с. — 15 руб. с лошадиной силы.

20 сентября 2006 г. на автомобиле был заменен двигатель. В результате мощность автомобиля возросла с 80 до 110 лошадиных сил.

За восемь месяцев (с января по август) надо заплатить налог по ставке 5 руб. с лошадиной силы, а за 4 месяца (с сентября по декабрь) — по ставке 15 руб. с лошадиной силы.

Таким образом, сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет за 2005 г., составит:

80 л. с. x 5 руб. x (8 мес. : 12 мес.) + 110 л. с. x 15 руб. x (4 мес. : 12 мес.) = 817 руб.

Порядок уплаты транспортного налога

Платить транспортный налог необходимо по местонахождению транспортных средств. То есть налог перечисляется в бюджет того региона, где зарегистрирован транспорт (ст. 363 НК РФ).

Напомним, что для автотранспортных средств местонахождением считается место их государственной регистрации (ст. 83 НК РФ).

Кроме того, организации должны иметь в виду, что по транспортному налогу нужно будет представлять налоговые декларации по местонахождению транспортных средств. Следовательно, организации, которые передают транспортные средства филиалам или представительствам, должны уплачивать транспортный налог и подавать декларацию по транспортному налогу по местонахождению филиалов или представительств.

Перечислять транспортный налог в бюджет нужно один раз в год. А вот сроки платежа устанавливаются региональным законодательством. Многие региональные власти установили, что налог должен быть уплачен еще до окончания налогового периода. В этой ситуации МНС России отмечает следующее (см. Методические рекомендации по применению главы 28 НК РФ).

Такие действия властей регионов противоречат п. 1 ст. 54 НК РФ. Там сказано, что налог можно исчислить только по итогам налогового периода. Поэтому сроки уплаты налога, установленные региональными законами, применяются как срок уплаты окончательной суммы налога в году, следующим за истекшим налоговым периодом. А если субъект РФ ввел авансовые платежи (в течение налогового периода), он обязательно должен определить и сроки перечисления таких платежей, а также порядок расчета суммы этих платежей. Например, в Республике Алтай авансовые платежи должны быть уплачены за первое полугодие, а в Республике Марий Эл при приобретении транспортного средства придется уплатить авансовым платежом всю сумму налога.

Отчетность по транспортному налогу

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 НК РФ). Значит, декларацию по транспортному налогу за 2008 г. придется сдавать не ранее 1 января 2009 г. Региональные власти должны установить точные сроки представления декларации по транспортному налогу.

Однако региональные власти могут установить авансовые платежи по транспортному налогу и промежуточные формы отчетности, которые придется сдавать в течение года.

В Московской области транспортный налог уплачивается ежеквартальными авансовыми платежами. Декларация представляется в налоговые органы по окончании каждого отчетного периода в срок до 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетными периодами по закону Московской области считаются квартал, полугодие, девять месяцев.

Декларация за налоговый период сдается до 28 марта года, следующего за истекшим годом (налоговым периодом).

Промежуточные формы отчетности не могут быть приравнены к налоговой декларации. К организации, которые не сдали эти формы, нельзя применять меры ответственности за непредставление налоговой декларации. Об этом говорится в п. 15 Информационного письма ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71.

Организации обязаны подавать налоговую декларацию в налоговый орган по месту государственной регистрации транспортных средств. Если организации принадлежит несколько транспортных средств, зарегистрированных в разных регионах, то по каждому региону придется составлять отдельную декларацию.

4.7.2. Бухгалтерский и налоговый учет

Отражение транспортного налога на счетах бухгалтерского учета зависит от цели использования транспортного средства. Если транспорт используется непосредственно для производства и реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг, то учитывать налог нужно по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Налог по автомобилям, которые используются для управленческих нужд, отражается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Если автомобиль используется во вспомогательных производствах, то налог учитывается на счете 23 «Вспомогательное производство». Налог по транспорту, который используют обслуживающие хозяйства, нужно учитывать на счете 29 «Обслуживающие хозяйства».

Торговые организации отражают транспортный налог на счете 44 «Расходы на продажу».

Организация может сдать транспортное средство в аренду. При этом сдача имущества в аренду не является ее основным видом деятельности. В этом случае транспортный налог нужно включать в состав прочих расходов и учитывать на счете 91-2 «Прочие расходы».

Пример. На балансе ООО «Мир» числится автобус с мощностью двигателя 140 л. с.

Предположим, что ставка налога по этому транспортному средству установлена в размере 10 руб. за л. с. Сумма транспортного налога, которую предприятие должно перечислить за 2009 г., составляет 1400 руб. (140 л. с. x 10 руб.).

В декабре 2009 г. бухгалтер ООО «Мир» должен сделать такую запись:

Дебет 26 Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»

— 1400 руб. — начислен транспортный налог на автобус за 2009 г.

После того, как транспортный налог будет перечислен в бюджет, в бухгалтерском учете ООО «Мир» будет сделана проводка:

Дебет 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу», Кредит 51

— 1400 руб. — перечислен транспортный налог за 2009 г.

В налоговом учете сумма транспортного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В какой момент учесть транспортный налог — зависит от учетной политики предприятия. Если в налоговом учете предприятие определяет доходы и расходы кассовым методом, то сумму налога оно должно включить в расходы при его уплате.

Если организация использует метод начисления, то учитывать транспортный налог она будет по-другому. Предположим, транспортный налог уплачивается единовременно после окончания налогового периода. В этом случае сумму налога можно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, в декабре того года, за который уплачен налог.

Если же региональным законом установлены авансовые платежи по транспортному налогу, то суммы налога можно учесть при расчете налога на прибыль в том периоде, за который были перечислены авансы.

biglibrary.ru

Транспортный налог: действуют поправки

Анищенко А. В., аудитор, ООО «Аудиторская фирма АТОЛЛ-АФ»

Большинству строительных фирм, имеющих собственные автомобили, предстоит отчитаться по транспортному налогу за I квартал 2010 года до 30 апреля этого года. О том, какие изменения следует при этом учесть, а также о наиболее часто возникающих при исчислении и уплате налога вопросах расскажем в нашей статье.

Основные правила

Транспортный налог относится к региональным налогам. Общие принципы налогообложения установлены в Налоговом кодексе РФ (гл. 28).

Региональные власти в рамках налогового законодательства принимают закон конкретного субъекта РФ о размерах и порядке уплаты налога на своей территории.

Напомним ключевые моменты.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке.

Налогоплательщиками являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы.

Налоговая база в отношении видов транспорта, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II, III кварталы. При этом субъекты РФ могут не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360 Налогового кодекса РФ).

Сумму налога и авансовых платежей, уплачиваемых в течение года, организации исчисляют самостоятельно.

Расчет производится так. Налог определяется по каждому транспортному средству как произведение соответствующей налоговой базы и ставки. Авансовые платежи по истечении каждого отчетного периода исчисляются в размере 1/4 суммы налога. По итогам налогового периода организация перечисляет в бюджет разницу между начисленной суммой налога и суммами уплаченных ранее авансов.

Компании (у которых есть зарегистрированный на них транспорт) по окончании налогового (отчетного) периода представляют декларацию (авансовый расчет) в налоговый орган по местонахождению транспортных средств.

Сроки сдачи отчетности установлены в пункте 3 статьи 363.1 Налогового кодекса РФ:
— для декларации — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
— для авансовых расчетов — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам утверждены приказами Минфина России от 13 апреля 2006 г. № 65н и от 23 марта 2006 г. № 48н соответственно.

Отметим, что если региональным законом отчетные периоды не установлены, то авансовые расчеты представлять не нужно.

Обратите внимание: организации, применяющие «упрощенку», освобождены от сдачи авансовых расчетов независимо от того, установлены в регионе отчетные периоды по транспортному налогу или нет.

Уплата налога и авансовых платежей производится по местонахождению транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Сроки уплаты налога и авансов для регионов не могут быть установлены ранее тех, что указаны в Налоговом кодексе РФ. Причем если раньше это касалось только самого налога, то с 1 января 2010 года правило распространяется и на авансовые платежи (изменения в п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 283-ФЗ). Следовательно, регионы не могут установить дату уплаты авансовых платежей раньше, чем 30 апреля, 31 июля и 31 октября.

Таким образом, региональные власти определяют три основных компонента закона: ставки налога (в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), порядок и сроки его уплаты. Кроме того, при принятии закона субъектами РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

МЕСТО НАЛОГОВОГО УЧЕТА

В целях учета организации в налоговых органах местонахождением имущества для транспортных средств признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового — местонахождение собственника имущества (подп. 2 п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Изменения в законодательстве

Изначально федеральные законодатели пытались увеличить с 2010 года сами ставки транспортного налога. Однако затем все проблемы, связанные с повышением налога, решили переложить на плечи региональных коллег и осуществили это в Федеральном законе от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ.

Что же изменилось с этого года?
1. Налоговые ставки по регионам разрешено увеличивать (уменьшать) не более чем в десять раз (п. 2 ст. 361 Налогового кодекса РФ). Ранее законодательство позволяло пятикратную корректировку. Так что реально ставки могли увеличиться в два раза.

В письме Минфина России от 3 декабря 2009 г. № 03-05-06-04/401 разъяснено, что внесенные законом № 282-ФЗ поправки не влекут автоматического увеличения налоговых ставок, а расширяют диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов РФ по их установлению.

2. Расширены критерии, по которым субъекты РФ имеют право вводить дифференцированные ставки. Ранее различие допускалось в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства.

Теперь ставки разрешено дифференцировать в зависимости от года выпуска техники и ее экологического класса (вместо срока полезного использования). Обычно они уменьшаются для новых автомобилей, которые и экологичнее, и имеют меньший срок, прошедший с года их выпуска.

Напомним, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться исходя из типа и назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства. Об этом сказано в письме Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1.

3. Уточнено, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска. Например, если автомобиль выпущен в декабре 2005 года, то при исчислении налога за 2010 год количество лет, прошедших с года его выпуска, составит четыре года: 2006, 2007, 2008 и 2009 годы. То есть узаконен порядок, прописанный в пункте 27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177.

ДЕЛИТЬ СТАВКИ ПО КАТЕГОРИЯМ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НЕЛЬЗЯ

Если региональные власти производят дифференциацию ставок не по транспортным средствам, а по самим налогоплательщикам, это неправильно.

Президиум ВАС РФ рассмотрел эту проблему в постановлении от 27 января 2009 г. № 11519/08. Арбитры указали на то, что, согласно пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, ставки налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от категории транспортного средства и его мощности. Дифференциация ставок в зависимости от субъекта налогообложения федеральным законом не предусмотрена, и региональным законодателям такое право не предоставлено. Следовательно, у них отсутствуют полномочия устанавливать разные ставки транспортного налога для юридических и физических лиц на один и тот же вид автомобиля, той же категории и мощности.

Варианты учета в различных ситуациях

Разберем несколько наиболее характерных ситуаций.

ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫПЛАТ

Так как в разных регионах страны ставки налога могут существенно отличаться, у строительных компаний имеется законная возможность уменьшить сумму транспортного налога, зарегистрировав транспорт по местонахождению тех своих филиалов, где ставки ниже.

В настоящее время в пункте 24 Порядка регистрации транспортных средств (приложение № 1 к приказу МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001) прямо установлено, что регистрация транспортных средств производится по местонахождению юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, или по местонахождению их обособленных подразделений.

При этом в письме Минфина России от 16 апреля 2007 г. № 03-05-06-04/20 чиновники также отметили, что налогоплательщики имеют право регистрировать транспорт у себя в филиалах.

В то же время увлекаться такой оптимизацией не стоит. Например, некоторые организации (особенно те, у которых транспорта много) специально открывают для этих целей обособленное подразделение.

Напомним, в статье 11 Налогового кодекса РФ под ним понимается любое территориально обособленное подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. Формально это может быть одно рабочее место с одним сотрудником.

Конечно, налоговики будут сопротивляться. Их основной задачей (в целях не допустить уменьшения налоговых поступлений) станет сбор доказательств, что на самом деле транспорт по месту регистрации не используется и его регистрация — это фикция. Хотя никакой привязки уплаты налога к месту эксплуатации автомобилей в законодательстве и нет, при налоговом планировании этот момент все же следует учитывать.

ПОРЯДОК ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ ПО МЕСТОНАХОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТА

Обратите внимание: обязанность встать на учет по местонахождению транспортных средств — это отдельное основание для учета организаций налоговыми органами (п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Если компания приобрела и зарегистрировала транспортные средства в установленном порядке, больше ничего делать ей не нужно (имеется в виду подавать в связи с этим дополнительное заявление в ИФНС).
Налоговики получат информацию от ГИБДД или Ростехнадзора, которые обязаны сообщить им о регистрации транспорта на подведомственной территории в течение 10 дней. Это определено пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 8 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н (действует с 10 марта 2010 г.), датой постановки организации на учет по этому основанию является дата регистрации транспортного средства.

Как платить транспортный налог, когда перерегистрация происходит в середине года, разъясняется в письме Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-05-04/11. Если автомобиль снят с учета в одном субъекте России и в том же месяце перерегистрирован на ту же организацию в другом регионе, то налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому местонахождению автомобиля налог начинают платить со следующего месяца. При этом используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в одном субъекте РФ, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. Причем в число полных месяцев включается и месяц перерегистрации.

ПРИМЕР 1
ООО «Спецстроймонтаж» находится в регионе, где ставка для грузовых автомобилей с мощностью свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) установлена в размере 85 руб.

То есть значение, установленное в Налоговом кодексе РФ, увеличено пятикратно (17 руб. х 5). В соседнем регионе аналогичная ставка равна 68 руб.

Общество имеет 19 автомобилей мощностью свыше 250 л. с. Следовательно, общая сумма налога по ним по местонахождению головной компании за 2010 год составила бы 403 750 руб. (250 л. с. х 85 руб/л. с. х 19 авт.).

Организация занимается прокладкой нефте-, газопроводов, то есть ведет работы не по месту своей регистрации, а на различных территориях, включая и соседний регион.

Поэтому было решено открыть в соседней области обособленное подразделение и перевести туда все указанные автомобили. Перерегистрация была произведена в апреле 2010 года.

Таким образом, сумма транспортного налога, которую ООО «Спецстроймонтаж» должно будет уплатить в бюджет за 2010 год, составит всего 349 916 руб., в том числе:
— по месту головной организации — 134 583 руб. (250 л. с. х 85 руб/л. с. х 19 авт. х 4 мес. : 12 мес.);
— по месту филиала — 215 333 руб. (250 л. с. х 68 руб/л. с. х 19 авт. х 8 мес. : 12 мес.).

Сравнив ее с первоначальной суммой годового налога, увидим, что экономия за год при таком варианте составит 53 834 руб. (403 750 — 134 583 — 215 333).

Нередко вопросы по расчету налога возникают у строительных организаций и в случаях приобретения и продажи транспортных средств.

Рассмотрим порядок применения коэффициента при неполном периоде владения транспортом.

ПРИМЕР 2
ООО «Северо-Запад-Строй» приобрело в 2010 году три грузовых автомобиля:
— самосвал МАЗ 551605-280 (зарегистрирован 15 января 2010 г., снят с учета 2 декабря 2010 г.);
— седельный тягач DAF 95 XE (зарегистрирован 2 марта 2010 г., снят с учета 11 марта 2010 г.);
— самосвал КамАЗ 4528-30 (зарегистрирован 20 апреля 2010 г., снят с учета 10 августа 2010 г.).

За налоговый период (2010 г.), согласно пункту 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога для каждого из этих автомобилей определяется с учетом следующих коэффициентов (они указываются по коду стр. 020 в гр. 9 разд. 2 декларации по транспортному налогу с точностью до сотых долей).

Для удобства данные представим в виде таблицы.

www.audit-it.ru

Еще по теме:

  • Приказ 428 министра обороны Приказ Министра обороны РФ от 16 октября 2006 г. N 428 "О единовременном поощрении федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Федеральный закон трудовая книжка Статья 66. Трудовая книжка Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в статью 66 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г. Статья 66. Трудовая книжка См. Энциклопедии и другие […]
  • Приказ 34 от 04022009 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 11 февраля 2010 г. N 34 г. Москва "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных […]
  • Закон о ярмарках краснодарского края Закон Краснодарского края «Об организации деятельности розничных рынков, ярмарок и агропромышленных выставок-ярмарок на территории Краснодарского края» № 2195-КЗ от 16.02.2011 года Закон Краснодарского края от 1 марта 2011 г. N 2195-КЗ Об […]
  • Приказ мвд 519 от 13062007 с изменениями Приказ МВД РФ от 13 июня 2007 г. N 519 "Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел […]
  • Прожиточный минимум и пенсии в 2014 Прожиточный минимум пенсионера в Москве Определяется в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии. Рассчитывается на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне потребительских цен на продукты питания, […]