Суть закона о бюджете

Федеральный бюджет

Сущность федерального бюджета

Необходимо отличать экономическое понимание бюджета от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.

Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.

Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.

Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.

С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.

За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются товары и услуги, осуществляются капиталовложения.

Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Таким образом, по своему содержанию федеральный бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.

По своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения государственных функций.

С юридической точки зрения федеральный бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.

Федеральный бюджет — центральный элемент бюджетной системы.

Доходы и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

  • федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • доходов от использования имущества;
  • доходов от продажи имущества;
  • части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

  • обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности;
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
  • государственная поддержка атомной энергетики;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
  • исследование и использование космического пространства;
  • формирование федеральной собственности;
  • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • федеральная инвестиционная программа;
  • официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

  • обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
  • национальная оборона (19,0%),
  • финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

Составление проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета — исключительная прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Проект федерального бюджета основывается на следующих документах:

  • бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
  • прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
  • плане развития государственного сектора экономики.

1. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.

2. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных статистики за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.

Так, в основу параметров федерального бюджета на 2003 г. положены прогнозные показатели: ВВП — 13050,0 млрд. руб., темп инфляции — 10-12% в год.

При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:

  • метод экономического анализа, в основе которого лежит исследование отклонений фактических показателей бюджета от ранее запланированных;
  • метод экстраполяции, состоящий в определении сложившихся тенденций в бюджетных доходах и расходах за ряд лет и предложения о неизменности этих тенденций на будущий период.

3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами.

4. Прогноз сводного финансового баланса — это прогноз доходов и расходов всех бюджетов по территории РФ. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза социально-экономического развития на будущий период. Этот баланс отражает общий объем финансовых ресурсов, имеющихся в стране, и их распределение между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет принимать решения об изменениях в распределении ресурсов между бюджетами.

План развития государственной экономики включает:

  • сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий;
  • программу приватизации государственного имущества;
  • данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

  • прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;
  • перспективный финансовый план;
  • адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
  • программа внутренних и внешних заимствований;
  • программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.

Из перечисленных документов следует отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.

Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.

Обратимся теперь непосредственно к процессу составления бюджета. В Бюджетном кодексе РФ выделены два этапа этого процесса. Для учебных целей мы разобьем их на подэтапы.

Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы:

  • Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;
  • правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз;
  • Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;
  • правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями. Он имеет следующие подэтапы:

  • Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;
  • Министерство финансов согласует планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Разработка и согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля.

Одновременно завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся законопроекты о минимальном размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;

  • с 15 июля по 15 августа каждого года правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и проект федерального бюджета. Правительство утверждает проект закона о федеральном бюджете и вносит его в Государственную думу.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Составленный правительством РФ проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой.

Проект федерального бюджета должен поступить в Государственную думу не позднее 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета предоставляется президенту РФ для ознакомления.

Проект бюджета представляется в Государственную думу вместе со следующими документами и материалами:

  • предварительными итогами социально-экономического развития РФ в текущем году;
  • прогнозом социально-экономического развития РФ на будущий год;
  • основными направлениями бюджетной и налоговой политики на будущий год;
  • планом развития государственного сектора экономики;
  • прогнозом Сводного финансового баланса по территории страны на очередной год;
  • прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной год;
  • проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
  • проектом программы приватизации государственных предприятий на очередной финансовый год;
  • проектом структуры государственного внешнего долга;
  • проектом структуры государственного внутреннего долга.

Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения.

Первое чтение бюджета

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, проект программы государственных внешних заимствований. При первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета:

  • доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
  • распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
  • дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной год и источники покрытия этого дефицита;
  • общий объем расходов федерального бюджета на очередной год (рис. 5).

При утверждении в первом чтении основных характеристик проекта федерального бюджета, поступившего из правительства РФ, Государственная дума не имеет права увеличивать его доходы и дефицит без согласия правительства РФ.

В случае отклонения проекта закона о федеральном бюджете на очередной год в первом чтении Государственная дума обладает полномочиями:

  • передать указанный законопроект в согласительную комиссию из представителей Государственной думы, Совета Федерации и правительства РФ для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть указанный законопроект в правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии правительству РФ.

По итогам рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной думы об одобрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении.

Второе чтение

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, а также общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной думой проекта постановления о принятии проекта закона о федеральном бюджете во втором чтении

Государственная дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

Если Государственная дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

Третье чтение

При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации, а также распределяются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам Федерации, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год и Программы государственных внешних заимствований РФ на очередной год.

Государственная дума рассматривает в третьем чтении проект закона о бюджете на очередной год в течение 25 дней со дня принятия этого законопроекта во втором чтении.

Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта закона о федеральном бюджете на очередной год.

Четвертое чтение

Государственная дума рассматривает в четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в третьем чтении.

При рассмотрении в четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной думой закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете на очередной год в течение 14 дней со дня представления Государственной думой. Совет Федерации обладает правом либо принять, либо отклонить закон о федеральном бюджете. Но он не может вносить в него изменения или дополнения.

В случае отклонения закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается в согласительную комиссию.

При несогласии Государственной думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете на очередной год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной думы.

В случае отклонения президентом РФ федерального закона о бюджете на очередной год этот закон передается в согласительную комиссию. В состав этой комиссии включается представитель Президента РФ.

Если закон о федеральном бюджете не принят в установленный срок, то правительство РФ имеет право осуществлять в следующем году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в размерах не более 1/12 прежних ассигнований в расчете на месяц.

Если закон о федеральном бюджете не принят в течение 3-х месяцев нового финансового года, то правительство РФ продолжает осуществлять текущие расходы, но теряет право:

  • предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
  • предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
  • предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
  • осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
  • формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов.

Рис. 5. Цели чтений проекта закона о федеральном бюджете в Государственной думе

Внесение изменений и дополнений в федеральный бюджет

В хозяйственной жизни могут складываться обстоятельства, которые приводят к нарушениям ранее сделанных прогнозов социально-экономического развития и соответственно параметров принятого бюджета. Такими обстоятельствами могут стать как негативные события внутри страны, так и резкие колебания конъюнктуры мирового рынка. Но возможны иные ситуации, когда фактические доходы бюджета значительно превышают запланированные.

В случае снижения ожидаемых поступлений доходов в федеральный бюджет более чем на 10% годовых назначений, правительство РФ обязано внести в Государственную думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Одновременно в Государственную думу вносятся документы:

  • отчет об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года;
  • отчет федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета;
  • отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;
  • анализ причин, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

Государственная дума должна рассмотреть этот законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в установленный срок, правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до момента принятия законодательного решения по данному вопросу.

Сокращение бюджетных расходов получило название секвестра. Это достаточно редкая процедура и применяется она в исключительных случаях.

В предшествующие годы использовалось понятие «защищенные статьи бюджета». Расходы по таким статьям должны были финансироваться в первоочередном порядке. Они не подлежали секвестированию.

www.grandars.ru

Закон о бюджете

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие и сущность закона о бюджете

Бюджетная система страны основывается на ее территориально-административном устройстве. В Российской Федерации бюджетная система представлена совокупностью бюджетов – федерального, бюджетов субъектов, местных и бюджетов внебюджетных фондов. Организованная определенным образом и в соответствии с принципами структурированная бюджетная система, звенья которой взаимосвязаны между собой и составляют бюджетное устройство страны.

Под бюджетной системой страны понимают основанную на государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех уровней.

Бюджетная система Российской федерации состоит из трех уровней.

  • Первый уровень бюджетной системы представлен федеральным бюджетом и бюджетами государственным внебюджетных фондов.
  • Второй уровень составляют бюджеты субъектов, входящих в состав Российской федерации.
  • Третий уровень бюджетной системы представляют местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований, городских округов и бюджеты городов федерального значения.

Законодательное закрепление содержания бюджета выражается в принятии Закона о бюджете на очередной финансовый год.

Закон о бюджете представляет собой своего рода финансовый план сбора, распределения и централизованного использования денежных фондов конкретной территории, закрепленный в виде нормативно-правового акта, который принимается ежегодно соответствующим органом власти.

Иными словами, закон о бюджете представляет собой финансовый план доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета страны.

Внутренняя структура закона о бюджете представляет собой перечень основных разделов закона, включающих в себя главных администраторов и распорядителей доходов бюджета, а также администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Этапы принятия закона о бюджете

Независимо от уровня бюджетной системы при принятии закона проходят несколько основных этапов. К этим этапам относятся:

  • Составление проекта бюджета
  • Рассмотрение и утверждение проекта бюджета
  • Исполнение принятого бюджета
  • Составление отчета об исполнение бюджета

На стадии составления бюджета происходит процедура составления реального к исполнению, имеющего экономическое обоснование проекта бюджета на очередной финансовый год. Основы составления бюджета правового характера отражены в статьях 169-184 бюджетного Кодекса РФ. В нормативно-правовых актах регионального и местного уровня могут содержаться отдельные положения, регламентирующие процедуру принятия бюджета соответствующего уровня, но не противоречащие положениям Бюджетного Кодекса РФ.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Процесс рассмотрения проекта бюджета и его утверждения начинается с того момента, когда проект внесен на рассмотрение соответствующего законодательного или представительного органа власти. Параллельно с принятием закона о бюджете принимаются и законы о соответствующих государственных внебюджетных фондах.

В ходе исполнения бюджета в приоритете находится своевременное получение всех запланированных к получению доходов и обеспечение исполнения всех расходных обязательств. Исполнение бюджета любого уровня происходит по доходам и расходам.

Подготовку отчета об исполнении бюджета выполняет исполнительный орган власти, основываясь на отчетах главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Отчетность в сфере бюджета включает в себя:

  • Непосредственно отчет об исполнении соответствующего бюджета
  • Баланс исполнения бюджета
  • Итоговый отчет о финансовом результате
  • Пояснительная записка к отчету об исполнении бюджета

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

spravochnick.ru

Статья 213. Рассмотрение и утверждение федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете

СТ 213 БК РФ

1. Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях.

2. При рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении заслушиваются доклад Правительства Российской Федерации и доклад Счетной палаты Российской Федерации.

При рассмотрении в первом чтении указанного законопроекта Государственная Дума утверждает изменения основных характеристик федерального бюджета.

Увеличение утвержденного на текущий финансовый год общего объема расходов федерального бюджета не может превышать суммы увеличения прогнозируемого на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета, доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния) и увеличения поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, по сравнению с объемами, учтенными в составе утвержденных на текущий финансовый год общего объема доходов федерального бюджета и общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета соответственно.

Абзацы четвертый — седьмой утратили силу с 1 января 2013 г.

3. При рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении утверждаются изменения положений и показателей, указанных в пункте 2 статьи 205 настоящего Кодекса.

4. При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении утверждаются изменения ведомственной структуры расходов федерального бюджета.

В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование в целом.

5. Принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой.

В случае отклонения Советом Федерации указанного федерального закона осуществляются согласительные процедуры в соответствии со статьей 208 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 213 Бюджетного кодекса РФ

1. Хотя в комментируемой статье речь идет о случаях как снижения, так и роста запланированных доходов и расходов бюджета, ее главный смысл состоит в том, чтобы определить порядок внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете в случае значительного снижения ожидаемых поступлений в бюджет и вызванного этим сокращения его расходов более чем на 10 процентов. Совершенно очевидно, что такое существенное уменьшение объема бюджетных ресурсов страны создает для нее серьезные трудности и требует внесения определенных изменений в распределение этих ресурсов, а подчас и в общую концепцию бюджета. А подготовить развернутые предложения по этому вопросу может и должно только Правительство. Поэтому комментируемая статья возлагает именно на Правительство Российской Федерации и только на него обязанность вносить на рассмотрение Государственной Думы проект закона о внесении изменений и дополнений в ранее принятый закон о федеральном бюджете в связи с таким сокращением объема бюджетных ресурсов. Одновременно на него возлагается обязанность представлять вместе с указанным проектом закона ряд документов и материалов, позволяющих нижней палате парламента с достаточным знанием дела решать вопросы перераспределения бюджетных ресурсов с учетом новой обстановки. В числе таких документов и материалов особое место занимают отчет об использовании средств резервных фондов Правительства и Президента Российской Федерации и анализ причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в ранее утвержденный бюджет. Представление таких документов и материалов помогает Государственной Думе полнее и всестороннее оценить финансовую деятельность исполнительной власти, соблюдение ею принципов эффективности и экономности использования бюджетных средств и адресности и целевого характера этих средств.

2. Учитывая чрезвычайный характер процедуры внесения изменений и дополнений в закон о бюджете и тот факт, что она затрагивает интересы огромного числа субъектов, получающих бюджетное финансирование либо те или иные выплаты из бюджета, Бюджетный кодекс устанавливает и чрезвычайный порядок решения этого вопроса. Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке и в течение 15 дней. При этом его рассмотрение производится уже не в четырех, а в трех чтениях. Каждое из них проводится в пределах очень жестких сроков.

3. Первое чтение проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете должно состояться в Государственной Думе не позднее чем через два дня со дня внесения данного законопроекта. Оно проводится в целом по той же процедуре, что и первое чтение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Это чтение имеет определяющий характер. Именно на этой стадии Государственная Дума приходит к решению о принятии предложенного Правительством законопроекта за основу или о его отклонении. При положительном решении нижняя палата парламента утверждает новые основные характеристики федерального бюджета. При отрицательном решении она возвращает предложенный законопроект в Правительство Российской Федерации на доработку. Если на этой стадии между Правительством и Государственной Думой возникнут серьезные разногласия по вопросам бюджетной политики, а также в случае, если Государственная Дума придет к выводу, что существенное снижение ожидаемых поступлений в бюджет либо нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств явились результатом неудовлетворительной работы или неправомерных действий Правительства, она может и поставить вопрос о доверии Правительству. Этот вопрос решается в соответствии со статьей 117 Конституции Российской Федерации.

4. Предметом второго чтения проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете, которое должно состояться не позднее чем через пять дней со дня завершения первого чтения, является расходная часть бюджета. В целях укрощения и ускорения процедуры прохождения данного законопроекта на этой стадии объединяются вопросы, составляющие предмет второго и третьего чтений при первичном рассмотрении проекта бюджета Государственной Думой. Нижняя палата парламента на этой стадии утверждает уточненные и пересмотренные объемы ассигнований одновременно как по разделам, так и по подразделам функциональной и ведомственной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

5. Третье чтение законопроекта о внесении изменений и дополнений в ранее утвержденный федеральный бюджет соответствует четвертому чтению при первичном рассмотрении этого бюджета. Законопроект на данной стадии бюджетного процесса выносится на голосование в целом. Такое голосование должно состояться не позднее чем через три дня со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. Здесь сохраняет свое действие правило, установленное статьей 207 Бюджетного кодекса, согласно которому внесение поправок в поставленный на голосование законопроект на этой стадии не допускается.

6. Заключительный пункт комментируемой статьи имеет в виду исключительную ситуацию, которая может возникнуть в случае, если проект закона о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет не принимается в установленный срок. А подобная ситуация может сложиться в силу разных причин, включая и такие, как затянувшийся конфликт между законодательной и исполнительной властью по вопросам финансовой политики или отставка Правительства. А поскольку в условиях падения бюджетных поступлений исполнительная власть уже не может продолжать финансирование государственных расходов на запланированном уровне, Правительство наделяется правом произвести пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета «впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что федеральным законом о федеральном бюджете не предусмотрено иное». Речь идет о праве так называемого секвестра бюджета.

Важно иметь в виду, что секвестр может допускаться лишь как вынужденная и сугубо временная мера. Его основной недостаток состоит в том, что он ведет к пропорциональному, то есть равномерному сокращению всех расходов. В результате он особенно болезненно сказывается на социальных расходах, на выплатах самым низкооплачиваемым «бюджетникам», а также на некоторых нормируемых затратах, не допускающих сокращения (например, на приобретение определенных медикаментов, на электропитание аппаратуры, не подлежащей отключению, и т.п.). С учетом этих обстоятельств вынужденное сокращение бюджетных расходов должно быть более или менее избирательным. Следовательно, при существенном уменьшении бюджетных поступлений нужен определенный пересмотр расходной части бюджета. А сделать это может только законодательная власть. Наделение таким правом исполнительной власти означало бы фактически передачу ей права утверждать и изменять бюджет, составляющего исключительную прерогативу парламента.

budkod.ru

Еще по теме:

  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Кадетская школа в москве с проживанием для девочек ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ Информация, адреса, документы, отзывы . Гос. образование Частное образование Доп. образование Доп. развитие Кадетские школы Москвы Все Кадетские школы Москвы Кадетская школа - начальное военно-учебное […]
  • Спор овощей стихотворение тувим Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») Оксана Шмакова Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») СЦЕНКА ПРО ОВОЩИ (по Ю. Тувиму) Действующие лица: воспитатель, Хозяйка (в фартуке и с корзинкой, дети в масках […]
  • Как увеличить пенсию чернобыльцу Пенсия пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф Для людей, относящихся к пострадавшим от радиационных и техногенных аварий и катастроф, назначаются ежемесячные выплаты в целях компенсации вреда. Особое внимание уделяется […]
  • Рациональный потребитель защита прав потребителей Рациональный потребитель Рациональный потребитель — это такой потребитель товаров и услуг, который стремиться к достижению как можно большей общей полезности от потребления товаров и услуг. Другими словами, рациональный потребитель в рамках своего […]
  • По истечении какого срока снимается судимость По истечении какого срока возможно досрочное снятие судимости? По истичению какого срока снимается судимость после освобождения по статье 161 ч. 2. Пункт а. г. Ответы юристов (3) Добрый вечер, уважаемый Алексей! В соответствии со ст. 86 УК […]