Узость круга vs тонкость слоя

Друг рассказывал про отца, а я вспоминал про своё детство. Эти воспоминания натолкнули на размышления, родилось небольшое эссе, которое я сначала отослал другу, а затем немного дополнил чужими фотографиями, найденными на просторах Сети, и вот что получилось.

По традиции — эпиграф:

Название его корабля я запомнил, наверное,
с молоком матери 🙂 — «Павлин Виноградов».

В конце 1970-х мы решили нанести семейный визит к родственникам в Вольск. И решили как-то очень быстро: с утра матушка поехала на работу оформлять отпуск, а вернулась с билетами на пароход, который уходил через три с половиной часа. Это была просто мечта: колёсный (!) пароход «Михаил Калинин»:

Обратно мы возвращались на более современном теплоходе «Капитан Рачков»:

Я не очень разбирался во всех этих тонкостях с наименованиями. И помню, тогда мне было непонятно: кто такой этот Рачков, почему его имя дано судну? Ну ладно, там, Михаил Калинин — личность известная, из первого, так сказать, ряда. Или вот Валерий Чкалов — герой! Я фильм видел. А тут даже не «Иван Рачков», не «Генерал. » — «Капитан. »

В 1904 году в Сормове сошёл первенец новой линии — пароход «Граф», через пять лет «чета» пополнилась «Графиней», затем «Гражданином», а в 1912 году — двумя «братьями»: пароходами «Баян» (лучшее, пожалуй, грузопассажирское судно того времени) и «Витязь».

Суровая революционная история отразилась в переименованиях: «Граф» стал «Усиевичем», «Гражданин» — «Полководцем Суворовым». «Витязь» сначала носил на борту «III Интернационал», а затем звался просто «Волга». Ну а «Баян» бороздил Волгу под именем «Михаил Калинин». «Графине» же достался «Иосиф Сталин».

Во время Великой Отечественной речфлоту досталось не меньше пехоты. Бакинская нефть очень нужна была стране, а путей её доставки оставалось два: железная дорога на левом берегу Волги, вдоль Урала и собственно Волга. Потому и минировалась река, и с самолётов бомбы сбрасывались. Ежедневно гибло несколько суден. Паника среди населения, среди членов экипажей. Нефть горела на реке из разбомблённых транспортов. Про то, что там было, можно почитать в воспоминаниях очевидцев. Кочегар «Михаила Калинина» вспоминал, что от всего экипажа осталось три человека в машинном отделении и три — на мостике, остальные в панике разбежались.

«Михаил Калинин» работал, кроме прочего, на снабжении Сталинграда, эвакуировал его жителей на левый берег. А когда в августе 1942 года возник риск блокады города, было принято решение вывести все транспорты из зоны окружения.

Три парохода — «Парижская коммуна», «Михаил Калинин» и «Иосиф Сталин» — вышли из Сталинграда в Куйбышев. Попали под обстрел с берега. Первые два обманным манёвром проскочили, а на «Сталине» немцы выместили всю злобу. Расстреляное судно село на мель (по одной из версий, его специально посадили на мель, чтобы увеличить шансы людей на спасение), капитан погиб на мостике. Спаслось со «Сталина», говорят, всего несколько десятков человек. «Калинин» шёл с тройным перегрузом — более 1000 человек (штатная загрузка — порядка 350 человек с экипажем), наверное, на «Сталине» было так же.

Так вот, погибший капитан «Иосифа Сталина» — тот самый Иван Семёнович Рачков, потомственный речник и весьма уважаемый человек и специалист. Кто скажет, что это недостойное имя для теплохода — «Капитан Рачков»? И пусть не «первый ряд», не так известен, как Валерий Чкалов, но человек был, возможно, не меньшего геройства и достоинства. Капитаны трёх пароходов получили за тот поход ордена, Иван Семёнович Рачков — посмертно.

Кстати, а сам Валерий Чкалов до своей лётной карьеры успел поработать кочегаром на пароходе. Не буду интриговать: на «Баяне» (ставшем через пару лет «Михаилом Калининым»). И теплоход «Валерий Чкалов» тоже был — трёхпалубник того же типа «Октябрьская революция», что и «Капитан Рачков». (И мне даже довелось в другие годы пройтись и на «Октябрьской революции», и на «Валерии Чкалове», и на упоминавшейся колёсной «Волге», и ещё на нескольких судах.)

Кстати, «Капитан Рачков» — не первое название того судна, изначально оно называлось «Дружба». И не последнее — новый владелец уже в новом веке назвал его своим именем. Вы наверняка видели теплоход под этим новым именем: «звезда» фильма «День выборов» — теплоход «Сергей Абрамов». С обновлённым интерьером «Абрамов» трудился летом в круизах, зимой — как плавучий ресторан.

Вот такие у меня воспоминания и ассоциации. Не удержался, прочитал про Павлина Виноградова: революционер, заместитель председателя Архангельского губисполкома, один из создателей Северо-Двинской флотилии, погибший в бою с интервентами.

Заинтересовался и кораблём, названным в честь Виноградова. Тут я несколько запутался. С одной стороны, отец друга заканчивал Архангельское мореходное училище — вроде, гражданское заведение, с другой — есть фотография отца в форме моряка Балтфлота. Правда, Саня говорил, что отец рассказывал, как подружился с иностранцами, как стояли в иностранных портах. И если включить логику, то свободное общение с иностранцами на территории капстраны для военного человека в то время вряд ли было бы возможно.

Первому имя революционера досталось речному буксиру «Мурман», переоборудованному в канонерскую лодку, в 1918 году — вскоре, после гибели Павлина Виноградова. Но в 1921 г. канонерскую лодку разоружили, и до списания в 1960-х годах «Павлин Виноградов» трудился буксиром на Северной Двине и её притоках.

Далее всё больше гражданская история: сухогрузы да лесовозы.

Построенный в 1929 году в Голландии грузовой пароход «Tiba» в 1935 году был приобретён Советским Союзом и под именем «Павлин Виноградов» вошёл в состав Северного государственного морского пароходства, а с 1939 года — Дальневосточного государственного морского пароходства. В 1944 году погиб, следуя из Ванкувера во Владивосток, около Аляски: то ли был торпедирован подлодкой, то ли груз ацетона в трюме сдетонировал.

Получилось у меня — и Саня подтвердил эту версию, — что отец его ходил на лесовозе газотурбоходе «Павлин Виноградов», сошедшем в 1960 году со стапелей Балтийского завода.

Суда, построенные по этому же проекту 580, а так же по проекту B-352 (Польша) и позже на Мальте и в Испании («Игорь Ильинский» и другие), не взирая на полувековую историю, на значительную модернизацию, по-прежнему относят к типу «Павлин Виноградов». А вот само головное судно серии не избежало переименования: с 1980 года оно стало называться «Лотта».

И единственный военный корабль в этой истории, про который удалось обнаружить сведения. Построенный в 1960 году тральщик «Павлин Виноградов» совсем немного был в составе Балтфлота: в начале 1961 года был зачислен в СФ, прошёл Северным морским путём из Мурманска во Владивосток, где вошёл в состав КТОФ. Про визиты в Европу не знаю, но про рейды по Индийскому океану минного тральщика, а позднее сторожевого корабля известно.

Списан он в 1987 году.

«Михаил Калинин» через пару лет после той нашей поездки был списан, использовался как плавучая турбаза. Но в 1990-е был заброшен, затонул.

Два пожара на борту в ноябре 2011 года на стоянке Северного речвокзала в Москве фактически уничтожили «Сергея Абрамова» (бывшего «Капитана Рачкова»). Год простоял после пожара «Сергей Абрамов» у причала Северного грузового порта. А в ноябре 2012 года таки был отправлен в Череповец на разделку. Вёл его в этот последний путь буксир-толкач БТП-620 постройки 1986 года, носящий с 1995 года имя «Павлин Виноградов».

Дмитрий Зайцев
15.07.2013

PS. C людьми, судами и названиями происходит много разного: занятного, любопытного, даже трагического. Так, в начале 1980-х имя «Михаил Калинин» досталось комфортабельному четырёхпалубному теплоходу, который за четверть века наверняка набрал свою армию поклонников среди тех, кому довелось отдохнуть, попутешествовать на его борту.

Но в 2007 этот «Калинин» сильно пострадал от пожара. А после ремонта в 2011 году судно вернулось в строй как «Мстислав Ростропович».

www.fatman.ru

Новости нашей компании

21 декабря 2007 года на верфи «Chengxi» (Китай) произведен спуск на воду модернизированного сухогрузного судна «Инженер Плавинский» типа «Павлин Виноградов».

Судовладелец — судоходная компания ОАО «Северное морское пароходство».

Это первое судно серии, которое подверглось модернизации по проекту DCV22.

Проект модернизации DCV22 разработало Морское Инженерное Бюро.

Задача, поставленная генеральным директором пароходства Виктором Избицким перед проектантами, состояла в реальном увеличении провозоспособности судов типа «Павлин Виноградов» за счет размерной модернизации корпуса.

В основу проекта заложена идея удлинения судна на один трюм (с 4-х до 5-ти) за счет установки цилиндрической вставки длиной 24,5 м и применения высоких (2,4 м с учетом существующих) непрерывных продольных комингсов люков, которые позволяют за счет существенного увеличения высоты сечения одновременно увеличить стандарт общей прочности корпуса судна, вместимость трюмов и грузоподъемность судна.

В соответствии с требованиями Международной Конвенции о грузовой марке к судну с уменьшенным надводным бортом типа В-60 на удлиненном судне достигнута осадка по летнюю грузовую марку в 7,0 м как у судна до удлинения.

Расчетный дедвейт судна при осадке по летнюю грузовую марку в результате модернизации увеличивается на 31% до 9250 т. Суммарная вместимость 5-ти трюмов составляет 14180 куб.м (увеличение на 41%). При этом значительно большее количество пакетов леса теперь будет перевозиться внутри защищенного пространства трюмов.

Верфью была изготовлена устанавливаемая цилиндрическая вставка.

Судно разрезано в районе 83 шп. (в нос от кормового поперечного комингса третьего трюма) и установлен новый блок длиной 24,5 м (существующий трюм 4 стал трюмом 5).

Затем был выполнен монтаж новых продольных комингсов грузовых люков трюмов 2-5 с увеличение высоты существующих комингсов на 1,3 м до общей высоты 2,4 м.

Объем балластных танков после модернизации около 2962 куб.м.

Всего было установлено около 625 т новых корпусных конструкций (включая цилиндрическую вставку), а также люковые закрытия вновь образованного трюма.

Рациональное применение вновь устанавливаемых конструкций (высоких комингсов) позволило избежать необходимости установки подкреплений существующих конструкций для обеспечения общей продольной прочности удлиненного судна.

Люковые закрытия створчатые типа «Мак Грегор». Существующие люковые крышками вместе с гидроцилиндрами и устройствами перенесено на новые комингсы.

Люковое закрытие вновь образованного трюма изготовлено аналогично существующим трюмам 3 и 4.

Для обслуживания вновь образованного трюма был вновь устанавлен грузовой кран грузоподъемностью 8 т при вылете стрелы 25 м производства фирмы «SORMEC» (Италия).

Наблюдение от ОАО «Северное морское пароходство» осуществляет суперинтендант Лев Никулин.

После модернизации судно представляет собой однопалубое, одновинтовое грузовое судно с 5 грузовыми трюмами, двойным дном, двойными бортами, с удлиненным баком, ютом, кормовым расположением машинного отделения и жилой надстройки.

Характеристики после модернизации:

класс Российского морского регистра судоходства КМ Л1 A2 (наблюдение от Регистра вели специалисты Мурманского филиала РС);

габаритная длина 156.10 м;

высота борта 8.80 м;

при осадке 7.00 м дедвейт 9250 т;

пять трюмов объемом 14180 куб. м;

контейнеровместимость — 403 TEU;

скорость 13 узлов при мощности главного двигателя 4690 кВт;

автономность по запасам пресной воды — 40 суток;

дальность плавания по запасам топлива — 6500 морских миль.

Сухогруз предназначен для транспортировки генеральных, навалочных, лесных, зерновых и крупногабаритных грузов и контейнеров, опасных грузов.

Верфь «Chengxi» (расположена на реке Янцзы) имеет опыт удлинения судов, в частности, ранее на этой верфи уже были удлинены суда типа «Дмитрий Донской» ОАО «Мурмаское морское пароходство».

Для сокращения сроков модернизации вновь устанавливаемая цилиндрическая вставка была изготовлена еще до прибытия судна на верфь.

Сдача в эксплуатацию т/х «Инженер Плавинский» планируется 30 декабря 2007 года.

meb.com.ua

PAVLIN VINOGRADOV

Последние порты назначения

Wiki судна

  • MMSI номер: 273368090
  • IMO номер: 0
  • Тип:
  • Номер корпуса:
  • Клас:
  • Статус:
  • Год утилизации/потерии:
  • Владелец:
  • Менеджер:
  • Строитель:
  • Построен:
  • Общая длина (LOA): 121 m
  • Ширина: 14 m
  • Осадка (Макимальная): 32 m
  • Глубина:
  • Высота:
  • Валовая вместимость (GT):
  • Нетто тоннаж (NT):
  • Дедвейт (DWT):
  • Водоизмещение:
  • Трюма / Танки:
  • Гарантия:
  • Зерно:
  • TEU:
  • Пассажиры:
  • Автомобили:
  • Грузовики:
  • Линии Ro-Ro:
  • Объём жидкости:
  • Объём сжиженного газа:
  • Объём масла:
  • Безопасная рабочая нагрузка (SWL) :
  • Передача:
  • Крышки:
  • Колличество насосов:
  • Вместимость насосов:
  • Число главных двигателей:
  • Производитель главного двигателя:
  • Главная модель:
  • Главные обороты:
  • Главная мощность / Главные ЛС: — / —
  • Главное топливо:
  • Главный расход:
  • Количество вспомогательных двигателей:
  • Производитель вспомогательного двигателя:
  • Модель AUX:
  • Обороты вспомогательного двигателя (об/м):
  • Мощность вспомогательного двигателя (кВт) / Мощность вспомогательного двигателя (ЛС):
  • Тип топлива вспомогательного двигателя:
  • Расход вспомогательного двигателя:
  • Подруливающее устройство:
  • Пропеллер(-ы):
  • Телекс Sat:
  • Спутниковый телефон:
  • Sat факс:
  • Телефонный номер:

Сервис данных

Участвовать

Быстрые ссылки

Почему Marine Traffic?

Marine Traffic предоставляет самую полную морскую базу данных более чем 6 миллионам пользователей в месяц.

  • 800 миллионов позиций судна регистрируются ежемесячно
  • 18 миллионов судов и портовых событий регистрируются ежемесячно
  • Подробная информация о более чем 650 000 имеющихся морских средств (суда, порты, огни)

www.marinetraffic.com

Научно-исследовательское судно
«Космонавт Георгий Добровольский»

Сайт ветеранов флота космической службы

ЛЕСОВОЗЫ ТИПА «ВЫТЕГРАЛЕС»

Б.П.Ардашев, В.А.Мацкевич, Б.К.Сидоров

«Судостроение» №1, 1965 г.















В 1963 г. были сданы в эксплуатацию три новых отечественных лесовоза: головной «Вытегралес» (рис. 1) и серийные «Восток-3» и «Выборглес». По своим характеристикам эти суда близки построенным ранее отечественным лесовозам типа «Павлин Виноградов» и лесовозам польской постройки типа «Волголес» (табл. 1).

Лесовоз «Вытегралес» (рис. 2) представляет собой полнонаборное, одновинтовое, однопалубное судно трехостровного типа с коротким баком и ютом. Надстройка и машинно-котельное отделение (МКО) расположены между трюмами № 3 и 4. Наклонный форштевень имеет полуледокольный подрез в подводной части, корма крейсерская.

Судно построено на класс УЛ Р4/1 С Регистра СССР с подкреплениями для плавания в битом льду. Район плавания неограниченный.

Грузоподъемность судна с грузом леса при осадке по летнюю грузовую марку составляет 1700-1850 стандартов в зависимости от композиции, качества и степени влажности пиломатериалов. В качестве спецификационной величины удельной погрузочной кубатуры принят стандарт пиломатериалов объемом 6,5 м 3 , весом 2,8 т. Две трети лесного груза размещается в трюмах, остальной укладывается на палубе (табл. 2).

Остойчивость судна удовлетворяет «Временным нормам остойчивости морских судов» Регистра СССР изд. 1959 г. для судов с неограниченным районом плавания. Для обеспечения остойчивости при погрузке леса на палубу предусматривается прием водяного балласта. Район расположения и ёмкость балластных цистерн приведены в табл. 3.

При осадке до 7,12 м обеспечивается непотопляемость судна при затоплении одного любого отсека. Посадка и начальная остойчивость лесовоза в раз­личных случаях нагрузки в начале рейса характеризуются данными табл. 4.

Корпус и надстройки лесовоза (рис. 3) сварные, за исключением соединения ширстрека с палубным стрингером, выполненного на клепке.

Система набора смешанная: продольная в средней части верхней палубы, днища и настила 2-го дна и поперечная по бортам и в оконечностях.

Размеры шпаций: в носу до 20 шп. и в корме от 156 шп. — 600 мм; в районе 20-24 шп. — 650 мм и от 24 до 156 шп. — 700 мм.

Материал основного корпуса — сталь 09Г2. Стенки и палубы рубок, шахта МКО, местные переборки и выгородки выполнены из стали марок Ст. 4с и Ст. 3.

Форштевень имеет сварную конструкцию из круглого профиля диаметром 120 мм, листов и бракет. Ахтерштевень с рудерпостом собран на сварке из трех литых частей.

Судно разделено на отсеки шестью поперечными водонепроницаемыми переборками. В ДП между люками установлены отбойные полупереборки.

Судно оборудовано электрогидравлической рулевой машиной РЭГЗ-7 с моментом на баллере 30 тм. Управление производится с помощью электрического привода от штурвальной колонки, расположенной в рулевой рубке, а также от системы авторулевого типа API-2. Обтекаемый, сварной конструкции руль имеет площадь 13,5 м 2 .

На судне установлено два становых якоря Холла весом по 4 т, один запасной якорь такого же веса хранится на верхней палубе. В кормовой части на верхней палубе имеется стоп-анкер весом 1250 кг. Литая якорная цепь калибром 57 мм выбирается с помощью установленного на палубе бака брашпиля БЭ8-5, который используется также для швартовки. На юте имеется швартовный шпиль ШЭ-51 с электроприводом.

Три безвантовых мачты выполняют роль грузовых колонн для четырех кранов-стрел (рис. 4). При вылете за борт 5 м стрелы крана имеют грузоподъемность 5 т.

Грузовые люки закрываются шарнирно соединенными металлическими крышками с гидравлическим приводом. Степень раскрытия палубы лесовозов типа «Вытегралес» значительно выше, чем на лесовозах типа «Волголес» и «Павлин Виноградов» (табл. 5). Для перевозки зерна трюмы оборудуются съемными шифтинг-бордсами.

Лес, размещаемый на палубе, крепится при помощи специальных найтовов и стопорных вьюшек с дистанционной отдачей, отключение которых обеспечивает аварийный сброс груза за борт.

На шлюпочной палубе установлены две спасательные шлюпки из алюминиево-магниевых сплавов. Одна из них типа СШАМ-51 рассчитана на 51 чел. и обору­дована механическим двигателем, другая — типа СШРА — на 55 чел., имеет ручной привод на гребной винт. Кроме того, на палубе юта имеется рабочая шлюпка.

Жилые и общественные помещения судна расположены в надстройке. Каюты капитана, старшего механика и старшего штурмана состоят из кабинета, спальни и санблока. Комсостав размещен в одноместных каютах, команде отведены одноместные и двухместные каюты, кроме того, предусмотрены одна четырехместная каюта дли практикантов и запасная двухместная каюта.

В носовой части на палубе надстройки расположена кают-компания. На той же палубе по левому борту находятся столовая команды и красный уголок, разделенные сдвижными переборками.

Все жилые и общественные помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.

Балластно-осушительная система обслуживается двумя насосами марки НЦВС/90 производительностью 90 м3/час и одним поршневым насосом производительностью 10 м 3 /час.

Водопровод пресной и забортной воды обслужи­вается двумя насосами марки ЭСН1/П и пневмоцистернами емкостью 1 м 3 . Подогрев питьевой воды обеспечивается водоподогревателем «Энергия» емкостью 500 л с принудительной циркуляцией.

Система кондиционирования воздуха оборудована фреоновой холодильной машиной марки МХМ-ФУ-СО. Провизионные камеры охлаждаются двумя агрегатами марки МАК-2ФВ-8/4.

На судне предусмотрено четыре автономных системы пожаротушения: водяная, паровая, углекислотная и воздушно-пенная.

Водяное пожаротушение обеспечивается двумя центробежными насосами производительностью 100 м 3 /час и мотопомпой, установленной в коридоре гребного вала.

Для тушения пожаров в топливных цистернах, глушителях, коллекторах выхлопных газов главного двигателя и в котельной выгородке предусмотрена система паротушения. Пар для этой цели отбирается от котла через клапан, дистанционно-управляемый из станции паротушения, расположенной в коридоре на верхней палубе в носовой части шахты МКО.

Углекислотная система предназначена для тушения пожаров в трюмах, малярной, МКО и топливных отсеках, расположенных вне второго дна. Для этой системы предусмотрен ручной (местный) и дистанционно-пневматический (из рулевой рубки) пуск. Для борьбы с местными очагами пожаров МКО обо­рудовано также системой воздушно-механического пенотушения типа «СО».

В трюмах предусмотрена комбинированная приточно-вытяжная система вентиляции с естественным забором воздуха через рефлекторные головки и вытяжкой через мачты при помощи осевых электровентиляторов. Для герметизации трюмов в штормовую погоду при перевозке зерна дефлекторные головки закрываются штормовыми крышками с парусиновыми чехлами, а вытяжные отверстия в мачтах — штатными газонепроницаемыми крышками.

На судах типа «Вытегралес» главным двигателем яв­ляется дизель 9ДКРН-50/110 Брянского машиностроительного завода с наддувом, приспособленный для работы на смеси дизельного и тяжелого моторного топлива.

Работа установки контролируется с поста в трюме МКО, где расположены пульт управления главным двигателем, пульты сигнализации и контрольно-измерительных приборов дизель-генераторов и вспомогательной котельной установки.

Судовая электроэнергетическая установка состоит из трех дизель-генераторов типа ДГ-200 мощностью по 200 квт переменного тока напряжением 400 в, частотой 50 гц.

Водотрубный котел типа КВВА 1,5/5 паропроизводительностью 1,5 т/час при рабочем давлении 5 кг/см 2 и утилизационный котел, установленный в шахте машинного отделения, обеспечивают судовых потребителей паром.

Централизованная система охлаждения главного двигателя и вспомогательных дизель-генераторов позволила сократить число и номенклатуру охлаждающих насосов и водоохладителей.

Главный двигатель вращает один четырехлопастный латунный гребной винт диаметром 4,2 м. Для плавания в ледовых условиях предусмотрен запасной стальной винт с полным комплектом съемных запасных лопастей, который крепится в трюме № 4 на носовой полупереборке с правого борта.

Сдаточные испытания лесовозов

Водоизмещение и положение ЦТ, определенные в период испытаний головного лесовоза оказались близкими к проектным.

По проекту: водоизмещение порожнем D = 3427 т. (с учетом запаса водоизмещения и остатков жидких грузов); положение центра тяжести Zg = 6,94 м.; Xg = -6,54 м.

По замерам: водоизмещение порожнем D = 3311 т.; положение центра тяжести Zg = 6,95 м.; Xg = -6,68 м.

На основании расчетов и испытании модели максимальная скорость хода судна при полной мощности энергетической установки с учетом погрешности на свежеокрашенный корпус гарантировалась при осадке в балласте

16 уз., в полном грузу

15 уз. при волнении моря до трех баллов.

Натурные испытания производились в балластном пробеге при волнении

Время перекладки руля на полном переднем ходу с борта на борт составило 13 сек., с нулевого положения на борт — 2,5 сек. при работе двух насосов. Время перекладки руля с борта на борт при работе одного насоса составило 23 сек. Характеристики циркуляции судна на испытаниях замерялись только на лесовозах «Вытегралес» и «Восток-3» (табл. 7).

Испытания показали, что суда на переднем ходу быстро реагируют на перекладку руля и хорошо удерживаются на заданном курсе. Инерционные характеристики судна даны в табл. 8.

Якорное устройство испытывалось на глубине 70-80 м путем поочередной отдачи якорей, торможения якорных цепей ленточными тормозами, подъема якорей поочередно и вместе с раздельным отрывом от грунта. Скорость подъема одного якоря составила 13 м/мин (при проектной 12 м/мин): скорость подъема двух якорей 11,5 м/мин (при проектной 9 м/мин).

При испытании главного двигателя замерялись числа оборотов, а также расход топлива и другие теплотехнические параметры на всех режимах работы.

Мощность главного двигателя определялась планиметрированием индикаторных диаграмм, снятых на каждом цилиндре двигателя.

Анализ результатов ходовых испытаний показы­вает, что стендовые характеристики по Pz (максимальное давление сгорания) и температура выпускных газов после цилиндра не были превышены. Основные теплотехнические характеристики, полученные на испытании, приведены в табл. 9.

Время реверсирования на различных режимах работы двигателя, определявшееся с момента подачи команды из ходовой рубки до начала вращения гребного вала на обратный ход, укладывается в Нормы Регистра СССР.

Как видно из табл. 1, по своим характеристикам лесовозы типа «Вытегралес» близки к ранее построеннным лесовозам «Павлин Виноградов» и «Волголес». Вместе с тем, эти суда резко отличаются друг от друга по техническим характеристикам и архитектурной компоновке.

Лесовозы типа «Волголес», представляющие собой трехостровные суда со средним расположением МКО и надстройки (между трюмами № 2 и 3), имеют неудобные для погрузки трюмы № 1 и 4 и частично, из-за наличия туннеля гребного вала, трюм № 3.

Лесовозы типа «Павлин Виноградов» с кормовым расположением МКО и всех помещений имеют наи­более удобные для погрузочно-разгрузочных работ и перевозки груза трюмы, из которых неудобен только трюм № 1 из-за значительной лекальности обводов бортов.

Архитектурный тип, принятый для лесовоза типа «Вытегралес», позволил избежать устройства туннеля гребного вала в одном из трюмов. Тем не менее, как и на судах «Волголеc», трюмы № 1 и 4 неудобны в эксплуатации. Указанные особенности судов наиболее резко проявятся при перевозке пакетированных лесоматериалов. Стедует отметить, что неудобства трюма № 4 на лесовозах типа «Вытегралес» в известной степени компенсированы большим раскрытием палуб и установкой высокопроизводительных перегрузочных средств в виде кранов-стрел.

Кроме того, механизированные люковые закрытия с гидроприводом и системой кнопочного управления, установленные на лесовозах типа «Вытегралес», позволили упростить и облегчить работы по подготовке и проведению грузовых операций.

Предварительные сравнительные технико-экономические расчеты показывают, что суда типа «Вытегралес» при обычной обработке груза будут иметь лучшие показатели по провозоспособности и себестоимости перевозки, чем суда «Павлин Виноградов» и «Волголес». При организации скоростной обработки пакетированных лесоматериалов эти преимущества возрастут.

niskgd.ru

Суда павлин виноградов

Кампания 1919 года

Зимой 1918/19 г. суда Северодвинской флотилии были разбросаны по нескольким затонам в Великом Устюге. Ремонт производился средствами мастерских Обвода, а вот установка орудий и подготовка креплений под них могла производиться только в Котласе средствами небольшой мастерской Обвода в затоне Лименда и средствами железнодорожного депо станции Котлас. К началу кампании были отремонтированы и вооружены следующие суда:

канонерские лодки: «Павлин Виноградов» (до 22 сентября 1918 г. «Мурман») получил две 102/60-мм пушки, один 40-мм автомат Виккерса и два пулемета;

«Коммунист» (до 18 апреля 1919 г. «Какстон») — две 75/50-мм пушки, одна 47-мм пушка Гочкиса, два пулемета;

«Урицкий» (до 18 апреля 1919 г. «Феникс») — две 75/50-мм пушки, два пулемета; [275]

«Володарский» (до 18 апреля 1919 г. «Крепыш») — бывший колесный буксирный пароход, построенный в 1905 г. в Нижнем Новгороде. Длина 44,5 м; ширина 6/12,65 м; осадка 1 м. Машина мощностью 320 л.с. Скорость 7 узлов. Был вооружен двумя 75/50-мм пушками, одна из которых зенитная , и одним пулеметом;

«Карл Либкнехт» (до 18 апреля 1919 г. «Сильный») — бывший колесный буксирный пароход, построенный в 1903 г. в Коломне. Длина 59,13 м; ширина 8,23/17,1 м; осадка 1,24 м. Машина мощностью 560 л.с. Скорость 10 узлов. Вооружен двумя 102/60-мм пушками и двумя пулеметами;

«Свердлов» (до 18 апреля 1919 г. «Котлас») — бывший колесный буксирный пароход, построенный в 1898 г. в Кузино. Водоизмещение 268 т. Длина 55,5 м; ширина с колесами 12,8 м; осадка 1 м. Машина мощностью 360 л.с. Скорость 7 узлов. Вооружен одной 75/50-мм пушкой и одним пулеметом. В ряде документов того времени фигурирует как минный заградитель;

плавбатареи № 1 «Москва», № 2 «Кронштадт», № 3 «Петроград», № 4 «Туркестан», № 5 «Канск» имели на вооружении по две 152/45-мм пушки Кане каждая.

Суда, буксирующие батареи: «Халтурин», «Арнгольд», «Чернак», «Лизогуб», «Ростовский».

Посыльные суда: «Желябов» (три 37-мм пушки и один пулемет), «Стенька Разин» (1 пулемет), «Усть-Сысольск» (2 пулемета).

Состояние судов флотилии и особенно их артиллерии оставляли желать лучшего. «Судовая артиллерия находилась в хаотическом состоянии. Надлежащего наблюдения за орудиями в течение зимы не было; запасные части и самые необходимые принадлежности отсутствовали. Орудия были расстреляны до пределов, а запасных не имелось. Механизмы орудий, всю зиму простоявшие на открытом воздухе без наблюдения, были попорчены и требовали капитального ремонта. Из-за отсутствия опытных данных о возможности [276] установки крупной артиллерии на буксирах, вся артиллерия свыше четырех дюймов была установлена на баржах.

. Аппарат снабжения флотилии находился в зачаточном состоянии, и положение было таково, что в любую минуту могло прекратиться всякое питание флотилии как предметами специального оборудования, так и предметами продовольствия. База флотилии в Котласе была совершенно не в силах справиться с возложенной на нее задачей и требовала полного переустройства.

В области внутренней организации флотилии положение обстояло еще хуже. Штабов фактически не существовало, во главе отдельных частей флотилии находились часто случайные люди, малокомпетентные в порученном им деле и нередко едва грамотные. Лиц, способных нести ответственность, почти не было, а те немногие специалисты, которые находились в Штабах, являлись недавними пришельцами и были поставлены в такие условия работы, что при всем желании принести пользу делу достигнуть этого не могли.

. Командный состав на судах был мало подготовлен для серьезных оперативных задач. В большинстве случаев это были артиллерийские унтер-офицеры, смелые и решительные, готовые в любую минуту выполнить самые рискованные задания, но с обязанностями командиров военных судов справлявшиеся с трудом.

Принятая система управления кораблем командирами из речников и комендантами из военных моряков давала в результате гибельное двоевластие и разделение судовой команды на аристократов — военных моряков и низшее сословие — речников. Благодаря отсутствию командного состава, способного занять должности командиров канонерских лодок, этот вопрос не был изжит и в продолжение кампании.

Наиболее важный для всякого флота вопрос связи кораблей между собой и кораблей с берегом был не разработан; сигналопро-изводства не было и в помине, и связь между кораблями осуществлялась при помощи мегафона» .

К началу кампании 1919 г. самолеты Северодвинской флотилии базировались на деревню Пучуга, а затем на деревню Нижняя Тойма. Специально оборудованных аэродромов и ангаров не имелось. Колесные аэропланы хранились в палатках на берегу, а гидропланы — на баржах, снабженных помостом для спуска на воду. Мастерской и базой служил пароход «Пугачев». [277]

Самолеты были нескольких типов: М-20, «Спад VII», «Ньюпор» X, XVII, XXIV и XXV. В состав каждого отряда входило 10–12 самолетов, из которых исправных 4–5. Из-за неисправности поплавков гидропланов их нельзя было держать при канонерских лодках, что обычно практиковали союзники.

Морской Генеральный штаб в Москве и командование Северодвинской флотилии до начала кампании 1919 г. не имели никакого понятия о составе флотилии противника на Северной Двине. «Предполагалось, что у противника будет действовать. флотилия из вооруженных пароходов, оборудованных на аналогичных с нашей флотилией основаниях» .

На самом же деле англичане сформировали сравнительно мощную флотилию из судов специальной постройки. Первоначально в состав союзной флотилии входили четыре речные канонерские лодки: «Кокчафер», «Сайкала», «Крикет» и «Глоуорм», а также два монитора: М-23 и М-25. Все перечисленные суда перешли в Архангельск еще осенью 1918 г. и в начале 1919 г. появились на фронте, участвуя в боевых операциях под начальством командора Грина. В начале июня 1919 г. к союзной флотилии присоединились пришедшие из Англии броненосная канонерская лодка «Хамбер» и мониторы М-26, М-27, М-31 и М-33.

Мониторы М-31 и М-33 имели машины тройного расширения мощностью 400 л.с. и развивали скорость до 10 узлов. Вооружение их состояло из двух 152-мм и одной 76-мм пушек.

Броненосная канонерская лодка «Хамбер» была построена в 1913 г. Водоизмещение ее 1260 т. Длина 81,3 м; ширина 14,9 м; осадка 1,7 м. Машина тройного расширения мощностью 1450 л.с. Толщина бронированного пояса 50–76 мм, брони барбета и рубки — 90 мм, башни — 100 мм. Канонерка была вооружена двумя 152/50-мм пушками, двумя 120/18-мм гаубицами и четырьмя 40-мм автоматами Виккерса.

Небронированные канонерские лодки «Кокчафер», «Сайкала», «Крикет», «Глоуорм» были построены в 1915–1916 гг. Их водоизмещение 645 т. Длина 72,4 м; ширина 11 м; осадка 1,2 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 2000 л.с. Скорость 14 узлов. Вооружение: две 152/45-мм и две 76-мм пушки.

Кроме судов специальной постройки в состав союзной флотилии входили моторные катера, тральщики «Фанданго», «Сорд данc», «Степ данc», посыльное судно «Бородино», на котором держал свой брейд-вымпел командующий флотилией, шесть быстроходных моторных катеров, вспомогательное судно «Хайдерабад», госпитальное судно, баржи и другие плавсредства.

Кроме того, в распоряжении английского морского командования находились следующие суда со смешанными командами:

речная флотилия на реке Северной Двине — две канонерские лодки с английской командой (бывшие пароходы «Разлив» и «Адвокат»); санитарные пароходы «Курьер» и «Вологжанин»; пароход «Вятка», вооруженный 152-мм орудием; пароход «Петр Великий» (два 37-мм автомата, 12 автоматических ружей, команда 50 человек); [279] пароход «Олечка» (бывший тральщик, невооруженный); пароход «Опыт», вооруженный шестью легкими орудиями; пароход «Ретвизан» (штабной, с радиостанцией), четыре плота, на каждом по одному 152-мм орудию.

Легко заметить, что на Северной Двине, как, впрочем, во всем Северном крае, интервенты (англичане и др.) превалировали над белогвардейцами. Как писал историк британского флота Генри Ньюболт: «. русский народ не высказывал желания помогать самому себе. Большинство относилось к собственной участи фаталистически, с готовностью примириться с тем, что случится, не желая сделать ничего, чтобы повлиять на ход текущих событий. Мурманский край, населенный не очень густо, дал всего 360 добровольцев, но даже в Архангельском районе с гораздо более плотным населением изъявило желание поступить в армию лишь 1900 человек. Карелы не отказывались защищать свою территорию против вторжения финнов и немцев, но не хотели воевать нигде за ее пределами. Что же касается русских, то представлялось сомнительным, чтобы они без поддержки союзных войск стали бы драться где бы то ни было» .

К началу навигации 1919 г. союзные войска на Северной Двине закрепились на правом берегу в деревне Кургомень, а на левом берегу — в деревне Тулгас. Укрепления союзников состояли из ряда пулеметных блокгаузов, приспособленных к обороне домов, обнесенных сплошным рядом проволочных заграждений. В деревне Кургомень была установлена тяжелая батарея из двух морских [280] 152-мм орудий. Тыловые позиции союзников находились у села Конецгорского и Пантелеевской (Шужега), у устья реки Ваги и у Березника.

Утром 25 апреля основная часть судов красной Северодвинской флотилии вышла из Великого Устюга и к вечеру была в Котласе, где уже находилось несколько судов. Однако спускаться вниз по Двине было еще невозможно, так как в 3 верстах ниже Котласа шел сплошной лед из реки Вычегды.

Вычегодский лед весной 1919 г. стоял дольше, чем лед в устье Двины, благодаря чему союзная флотилия вовремя сумела выйти навстречу красным.

С 26 по 28 апреля корабли Северодвинской флотилии несколько раз пытались пробиться через льды, но неудачно. Поэтому флотилия покинула Котлас лишь в 17 часов 29 апреля. Лед хотя и не прошел окончательно, но уже не шел сплошной массой. Оберегая машины и плицы колес, суда шли малым ходом.

В 15 часов 30 апреля флотилия пришла в распоряжение штаба фронта на левом берегу Двины и отшвартовалась у деревни Пучуга. В тот же день был получен оперативный приказ № 5 о начале боевых действий флотилии. Согласно этому приказу, диспозиция судов намечалась следующая: канонерские лодки «Павлин Виноградов» и «Карл Либкнехт» с плавбатареей № 3 («Петроград») на буксире «Лизогуб» должны были стать у деревни Сельцо; канонерские лодки «Коммунист» и «Урицкий» с плавбатареей № 1 («Москва») — в устье реки Нюмы; сторожевые катера «Ковалев» и «Чударев» спустились вниз по течению в дозор.

Перед флотилией была поставлена задача — своим артиллерийским огнем разрушить укрепления противника на правом берегу, поскольку снаряды сухопутной артиллерии оказались бессильны.

Важнейшей целью операции было овладение укрепленными позициям союзников в деревне Кургомень, а затем занятие устья Ваги.

Канонеркам ставилась задача выйти на линию устья реки Том-сы и огнем артиллерии заставить замолчать тяжелую береговую батарею у деревни Кургомень. Плавбатареи должны были занять позицию у деревни Троицкой и огнем артиллерии разрушить блиндажи и сделать проход в проволочных заграждениях для атаки пехоты. По окончании артиллерийской подготовки должно было начаться наступление на обоих берегах. Деревня Туглас к началу операции была занята красными, что давало возможность высадить десант в тылу у союзников. Однако сухопутное командование не воспользовалось этой возможностью, и флотилия должна была ограничиться только артподготовкой. [281]

1 мая с рассветом суда флотилии открыли огонь. В 6 ч. 15 мин. канонерки «Павлин Виноградов» и «Карл Либкнехт», отойдя от берега и спускаясь задним ходом, открыли огонь из кормовых орудий по колокольне в деревне Кургомень, где, по сведениям разведки, у союзников находился наблюдательный пункт. В это время открыла огонь союзная 152-мм батарея, скрытая в блиндажах. К 7 часам утра стволы кормовых орудий на красных канонерках настолько накалились, что пришлось развернуться и продолжать бой из носовых пушек. За время боя канонерки под прикрытием плавбатареи № 1 («Москва») разворачивались еще несколько раз. К 8 ч. 30 мин. батарея союзников пристрелялась по канонеркам, но они, маневрируя, избегали попаданий. В колокольню же попало несколько снарядов с красных судов.

В это время части Красной Армии при поддержке полевой артиллерии начали наступление на правом берегу Двины от деревни Топса на деревню Деревенька. Союзники открыли по наступавшим артиллерийский огонь.

В 10 часов утра удачными попаданиями с канонерок колокольня церкви в деревне Кургомень была разрушена, а в доме за церковью вспыхнул пожар. По показаниям перебежчиков, именно в этом доме находился штаб союзников и центральная телефонная станция связи.

К 11 часам утра части Красной Армии заняли ничейные деревни Слудка, Исаков двор и Березники подошли к деревне Деревенька. Огонь плавбатареи № 1 был перенесен на Деревеньку.

В 14 часов союзники, подпустив части Красной Армии к деревне Деревенька, открыли сильный ружейный, пулеметный, минометный и орудийный огонь, заставив их отступить.

В 17 часов на канонерке «Павлин Виноградов» от интенсивного огня лопнула муфта у головы руля и погнулась палуба, расшатав кормовые крепления. «Виноградов» вышел из боя и направился к деревне Сельцо для исправления повреждений. «Карл Либкнехт» продолжал обстрел деревни Кургомень. В 17 ч. 30 мин. суда прекратили обстрел деревень Кургомень и Деревенька. Союзники перенесли огонь 152-мм батареи на канонерки «Коммунист» и «Урицкий», стоявшие в устье реки Нюмы, заставили их отойти и стать у деревни Троица. В 18 часов части Красной Армии отошли в исходное положение.

В дозор были высланы канонерки «Коммунист» и «Урицкий», а в разведку — сторожевое судно «Ковалев». Союзники продолжали обстрел берега у деревни Троица и фарватер реки. Красные увели свои суда выше Троицы. [283]

В результате бой закончился отходом всех красных частей на прежние позиции.

2 мая в районе боевых действий появились первые суда союзников.

Союзная авиация ежедневно производила разведывательные полеты, попутно сбрасывая бомбы на суда Северодвинской флотилии. В ночь с 6 на 7 мая минный заградитель «Свердлов» поставил минное заграждение поперек Двины от устья реки Нюмы к мысу Троица.

До 18 мая боевые действия ограничивались обоюдным обстрелом позиций обеими сторонами и налетами гидропланов. 11 мая от разорвавшегося в канале орудия снаряда на плавбатарее № 2 («Кронштадт») оторвалось тело 152-мм пушки Кане по казенную часть. Возник пожар, и пламя подбиралось к трюму, где хранилось триста 152-мм снарядов. При разрыве орудия вся команда плавбатареи прыгнула за борт. По официальной версии, «вся команда батареи была сброшена газами за борт». Однако к борту плавбатареи подошел катер «Ковалев», а затем и другие суда, команды которых и потушили пожар на «Кронштадте».

Суда Северодвинской флотилии периодически привлекались к операциям по подавлению крестьянских восстаний. Так, 16 мая 1919 г. сторожевое судно «Робеспьер» (одна 75-мм пушка и один пулемет), приняв на борт дополнительно 500 снарядов и 4 пулемета, а также 500 моряков десанта, получило приказ «сняться с якоря и следовать к месту восстания в деревне Черевково, где, не останавливаясь ни перед какими мерами, подавить восстание и восстановить надлежащий порядок» . Обратим внимание, в 1919 —

1920 гг. в официальной документации говорилось о восстаниях, зато в 1930-х годах и позже говорилось о «кулацких мятежах».

18 мая союзная флотилия, в составе которой были мониторы М-23 и М-25, канонерки «Кокчафер», «Сайкала», «Крикет», «Гло-уорм», а также береговая батарея Кургоменьской позиции открыли интенсивный огонь по укреплениям красных у Тулгаса. Вскоре в наступление перешли и сухопутные части союзников.

Суда Северодвинской флотилии открыли огонь по союзной флотилии и наступавшей пехоте. От огня английской артиллерии запылали деревни Тулгас, Бор и Труфановская. Пехота союзников выбила красных из деревень Карповка, Больцая и Труфановская.

К 22 часам 18 мая красные войска совершенно очистили Тулгасскую укрепленную позицию союзников. [284]

19 мая, в 5 ч. 30 мин., суда союзной флотилии, поднимаясь в строе пеленга от мыса Кургомень, открыли огонь по судам красной флотилии, сосредоточив огонь на плавбатарее «Москва» и ее буксире «Арнгольд». Канонерки «Павлин Виноградов» и «Карл Либкнехт» спустились до деревни Троица и своим огнем отогнали две головные канонерки союзников, нанеся им повреждения и вызвав на одной из них пожар. Флотилия союзников, отойдя за пределы досягаемости огня артиллерии канонерок Северодвинской флотилии, поддерживала интенсивный огонь по плавбатареям «Москва» и «Туркестан» и по красным канонеркам.

В 6 ч. 15 мин. союзники стали засыпать снарядами плавбатерею «Москва» и буксир «Арнгольд», пробив несколькими снарядами борт последнего и разбив его правое гребное колесо.

Плавбатареям был отдан приказ отступать вверх по Двине к селу Яковлевскому, что и было выполнено под прикрытием канонерок «Павлин Виноградов» и «Карл Либкнехт».

Увидев отход судов Северодвинской флотилии, красноармейцы бросили свои позиции и отошли к деревням Зарядье и Яковлевское.

Дальнейшие боевые действия обеих флотилий вплоть до 19 июля носили характер позиционной войны с почти ежедневными выходами судов на позиции и артиллерийскими дуэлями на дистанциях, близких к предельным (с учетом особенностей местности). Особых успехов такие дуэли не принесли ни той, ни другой стороне.

В начале июня 1919 г. в обеих флотилиях сменилось командование. У союзников умер командор Грин и в командование вступил капитан 1-го ранга Альтхэм. В Северодвинскую флотилию 4 июня прибыли и на следующий день вступили в исполнение обязанностей вновь назначенный командующий флотилией уже знакомый нам военмор В. Н. Варваци и начальник штаба флотилии военмор Е. Престин.

Самолеты Северодвинской флотилии начали боевые вылеты 2 мая, в течение мая они регулярно совершали разведывательные полеты над позициями союзников.

Налеты красных стали досаждать летчикам славяно-британского корпуса, и те решили уничтожить аэродром красных у деревни Пучуга. В налете должны были участвовать шесть истребителей «Сопвич», пилотируемых русскими летчиками, и шесть бомбардировщиков DH.9 «Хевиленд», пилотируемых британцами. Каждый «Сопвич» нес по шесть 250-фунтовых (102-кг) бомб. Помимо бомбежки была запланирована высадка десанта. Три самолета «Сопвич» после сброса бомб должны были сесть на аэродром красных, и их летчики должны были с помощью канистр с бензином и факелов сжечь палатки со стоявшими там красными аэропланами. [285]

Самолеты вылетели на задание 17 июня в 5 часов вечера (по времени союзников). У одного из DH.9 отказал мотор, и к цели полетели 11 машин. Над Пучугой они оказались в 6 ч. 25 мин. (по времени красных). По ряду обстоятельств десант не состоялся, однако в целом налет был успешным. Было уничтожено 11 аэропланов Северодвинской флотилии и сожжено множество оборудования и припасов. Канонерские лодки и сторожевые суда флотилии открыли огонь по самолетам союзников, но успеха не достигли — все машины союзников благополучно вернулись на базу. После этого налета вылеты самолетов Северодвинской флотилии стали редкими, до 17 июня летали только истребители и только над своими позициями.

В начале июня была усилена огневая мощь плавбатарей Северодвинской флотилии. На плавбатарее «Москва» заменили две 120/45-мм пушки на две 152/45-мм пушки. Кроме того, на фронт прибыла плавбатарея № 6 «Венгрия», оснащенная двумя новейшими 130/55-мм пушками. Забегая вперед, скажу, что вскоре из-за выгорания каналов стволов «Венгрия» убыла на ремонт.

19 июня в 20 часов береговая и корабельная артиллерия союзников начала массированный артобстрел позиций красных. На следующий день в 14 часов суда союзников стали подниматься вверх по реке. Первыми шли канонерки «Кокчафер» и «Глоуорм», за ними шли мониторы М-27 и М-33 и канонерка «Хамбер». Однако вскоре они попали под сосредоточенный огонь орудий советских плавбатарей, корректируемый с берегового наблюдательного пункта. Английские корабли были вынуждены отойти.

В 21 ч. 40 мин. флотилия союзников вернулась в базу. Одновременно четыре английских аэроплана DH.9 атаковали суда и батареи красных. Несмотря на сильный огонь зенитных пушек и пулеметов с судов, английские летчики снизились до высоты 3000 м и сбросили серию 250-фунтовых бомб. При попадании в твердый глинистый грунт такая бомба делала воронку диаметром в 2 сажени (4,3 м) и глубиной в 1 сажень (2,13 м), что производило сильный моральный эффект на красноармейцев.

Одна из 250-фунтовых бомб попала в корму плавбатарей № 5 «Канск», вызвав пожар, в результате которого произошла детонация снарядов. Команда сразу же попрыгала за борт и благополучно добралась до берега. «Канск» отбуксировали к берегу, а позже, при отходе флотилии, плавбатарея была взорвана у острова Селец.

Попав под огонь британских кораблей, канонерские лодки красных начали отход. При этом у острова Селец они поставили минное заграждение. Всего в ходе боя 20 июня на судах Северодвинской флотилии было убито 10 человек и ранено 23. На канонерке [287] «Карл Либкнехт» насчитали 12 надводных пробоин, и осколками снарядов была повреждена машина. «Роза Люксембург» (до 16 апреля 1919 г. «Богатырь») от осколков снаряда, разорвавшегося в канале орудия, получила несколько мелких пробоин и повреждение 100-мм орудия. На «Урицком» было четыре небольших надводных пробоины, на «Коммунисте» — шесть небольших надводных пробоин от бомб.

На берегу союзные силы обходным движением вечером 20 июня заняли деревню Текутиху, захватили легкую полевую батарею и окружили красные части, занимавшие позиции на левом берегу реки Топса. Одновременно другая обходная колонна союзников атаковала деревню Плес. Союзники, разбив красные части и заняв укрепленный район реки Топсы, не встретив сопротивления, заняли деревню Троица, получив тем самым в свои руки прекрасный наблюдательный пункт.

Одновременно с занятием Троицы три колонны союзников и пять самолетов атаковали Северодвинскую флотилию. Открыв заградительный огонь у деревни Нижнее Сельцо, союзники начали быстро подниматься вверх, развив интенсивный огонь по советским плавбатареям и заставив их отойти к деревне Нижнее Сельцо.

По категорическому приказанию командира пехотной бригады суда Северодвинской флотилии выставили минное заграждение на 4 версты ниже Нижнего Сельца. У деревни Плес корабли союзников воспрепятствовали своим артиллерийским огнем постановке минного заграждения, хотя его и было приказано выставить при отходе красных судов на позиции к реке Сельменге. Командующий флотилией Варваци был против столь поспешной и необоснованной постановки минных заграждений, но сухопутное командование его не желало слушать.

Как сказано в монографии «Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах»: «Командующий бригадой своим приказанием о постановке заграждения всецело принял на себя всю ответственность за исход речной операции, и с этого момента фактически сделался комфлотом. То, что сухопутное командование совершенно не учитывало последствий своих распоряжений по флоту, очевидно из дальнейшего хода операций: потеряв возможность продвинуться вперед, флотилия с занимаемой позиции не могла обстреливать неприятельских судов и его береговых батарей и тем не менее от Командующего бригадой поступали непрерывные приказания, начинавшиеся стереотипной фразой: «Комбриг приказал открыть огонь» по деревне Кургомень, Топса, Плес, Троица, канонеркам противника, по разведке, по обозу и т.д. [289]

Конечно, о планомерном и правильном развитии операции не могло быть и речи. В результате полученных приказаний в самый критический момент наши суда стреляли по Топсе и Плесу, а противник, сосредоточив огонь своей флотилии по нашим судам, сбил нас с занимаемой позиции. Минное заграждение у деревни Сельцо, выставленное по категорическому приказанию сухопутного командования в момент боя, привело к потере позиции не только у деревни Яковлевское, но и у реки Сельменга, где наши суда не могли удержаться вследствие отсутствия свободного маневренного пространства. В довершение всего в 21 ч. 30 мин. отдан был приказ об открытии ураганного огня по деревне Топса, так как предполагалась контратака нашей пехоты. Неоднократные указания командования флотилии на крайний износ пушек, на недостаток снарядов и бесцельность стрельбы вызывали лишь распоряжения об усилении огня. Стрельба не прекращалась в течение ночи, а в 10 часов утра 21 июня отдан был приказ частям об отходе на новые позиции у деревень Сельцо — Сельменьга. Без всякого предварительного совещания с комфлотом, отдан был приказ о постановке минного заграждения до реки Сельменга включительно.

Этим заканчивается Троицкая операция. Вследствие неправильного использования флотилии как оружия борьбы мы потерпели поражение. Почти все суда флотилии получили повреждения. На всем протяжении от деревни Сельцо до деревни Слуда не было удобной для флота позиции. Узкий извилистый фарватер, малая видимость, благодаря поворотам реки, отсутствие свободного пространства для маневрирования не давали возможности использовать канонерки как оружие борьбы. Плавучие батареи, на которые переносился весь центр тяжести обороны реки, требовал крутых обрывистых берегов для стоянки и извилистого берега для возможности стрельбы одновременно из обоих орудий. Ни одному из этих условий позиция у деревни Сельцо не удовлетворяла. В результате упорных боев с канлодками противника, прикрывавшими работу тральщиков, флотилия шаг за шагом уступала позиции и 28-го июня отошла к деревне Слудка.

27-го июня канлодка «Крикет», имея на борту начальника флотилии и командующего бригадою, прорвалась к Троице. На следующий день за нею последовали остальные суда неприятельской флотилии и транспорты. Во время боя (по английским данным) монитор М-33 получил попадание в корму» . [290]

militera.lib.ru

Еще по теме:

  • Приказ о почетном карауле О Почетном карауле Поста №1 Одной из важных задач воспитания в нашей стране всегда было и есть воспитание патриотизма у юных граждан государства. Большой вклад в эту работу вносит Почетный караул Поста №1- структурное подразделение муниципального […]
  • Сергей владимирович адвокат Сергей владимирович адвокат Регистрационный номер: 78/2695 в реестре АП СПб Центральная юридическая консультация Контактная информация: тел.: +7 (911) 913-25-29 e-mail: [email protected] Специализация: гражданское, семейное, коммерческое, уголовное, […]
  • Канцелярия заводского суда кемерово Архивный фонд Кемеровской области Фонд № Р-29.Крайние даты документов 1962–2000 Электронные копии документов отсутствуют Описи фонда Опись № 1. Дела постоянного хранения, 1962–2000 гг., единиц хранения: 124 Опись № 3. Дел постоянного срока […]
  • Образец заявления на пенсию по возрасту Формы и бланки заявлений ​ возраста.​ в инспекцию труда.​ трудового договора —​ договора может произойти​ не совсем является​ ​ и заработную плату,​ ​ лет), страховая пенсия​ 1965 г.​ ​ соответствии с Федеральным​ соответствующих видах работ​ ​ 20 […]
  • Генеральный прокурор рф права Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная прокуратураРоссийской Федерации […]
  • Любовь и наказание отец Обсуждения Биографии актёров "Любовь и наказание" 38 сообщений Зейнеп Бесерлер (Zeynep Beserler) Зейнеп Бесерлер (Zeynep Beserler) родилась 1 августа 1979 года в городе Измир, Турция. Зейнеп Бесерлер снимается в таких жанрах как боевик, […]