Оглавление:

Справочник

Повышение продуктивности в молочном скотоводстве

Принадлежность оказания государственной поддержки

Федеральная и региональная

Механизм предоставления государственной поддержки (пошаговый алгоритм действий сельскохозяйственного товаропроизводителя для получения государственной поддержки)

1. Субсидия предоставляется на возмещение части затрат на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (далее — субсидия).

2. Субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее — получатели субсидии).

3. Распорядителем бюджетных средств является департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области (далее — департамент).

4. Субсидии предоставляются получателям за четвертый квартал отчетного финансового года и первый квартал текущего финансового года.

5. Прием документов осуществляется с 5 по 15 апреля текущего финансового года. Список документов указан в п.2.1 Правил возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.03.2013 №119.

6. Специалист департамента в день приема регистрирует заявления получателей в порядке их поступления в книге регистрации, осуществляет проверку представленных документов в течение 5 рабочих дней со дня окончания срока принятия документов.

7. По результатам проверки представленных получателями документов принимается решение о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии.

8. Департамент направляет получателю решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидии в течение 5 рабочих дней с указанием причин отказа.

9. В случае принятия решения о предоставлении субсидий департамент подписывает с получателем субсидии соглашение о предоставлении субсидии (далее — соглашение).

10. В течение 5 дней со дня подписания соглашения департамент представляет в главное финансовое управление Кемеровской области сводные справки-расчеты о причитающихся субсидиях за счет средств областного и федерального бюджетов (далее — сводные справки-расчеты). Объемы субсидий, отраженные в сводных справках-расчетах, являются основанием для составления заявок на предоставление субсидий за счет средств областного и федерального бюджетов в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.

11. Главное финансовое управление Кемеровской области в порядке, установленном для исполнения областного бюджета, перечисляет бюджетные средства на лицевой счет департамента, открытый в Управлении Федерального казначейства по Кемеровской области.

12. Выплата субсидий получателям осуществляется департаментом в течение 10 рабочих дней с момента зачисления средств на лицевой счет департамента, открытый в Управлении Федерального казначейства по Кемеровской области.

13. В случае выявления фактов нарушения получателем условий, цели и порядка предоставления субсидий получателю направляется письменное уведомление о возврате субсидии с указанием платежных реквизитов. Субсидии подлежат возврату в доход бюджета Кемеровской области в полном объеме в течение 15 дней со дня вручения уведомления в установленном законодательством порядке.

Наименование нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и условия предоставления государственной поддержки

Условия (требования) предоставления государственной поддержки

1. Получатели зарегистрированы и ведут производственную деятельность по производству молока на территории Кемеровской области, признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

2. Наличие у получателей поголовья коров и (или) коз на первое число месяца их обращения в департамент за получением субсидии.

3. Обеспечение сохранности поголовья коров в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей с началом хозяйственной деятельности по производству молока в отчетном финансовом году.

4. Сохранение на начало каждого отчетного квартала поголовья коров не ниже уровня 1 января отчетного финансового года.

5. Соответствие реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока требованиям по безопасности к сырому молоку, предусмотренным техническими регламентами.

6. Отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

7. Отсутствие просроченной задолженности по возврату в областной бюджет в соответствии с правовым актом субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом.

8. Получатели — юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели — индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

9. Получатели не являются иностранными юридическими лицами, российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.

10. Получатели не получают средства из областного бюджета в соответствии с правовым актом на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.2 Правил возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.03.2013 №119.

Перечень необходимых документов, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителем для получения государственной поддержки, в т.ч. установленные формы документов в соответствии с нормативными правовыми актами

1. Заявление о предоставлении субсидии согласно приложению №1 к Правилам возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.03.2013 №119.

2. Справка-расчет о причитающихся субсидиях по форме согласно приложению №2 к Правилам возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.03.2013 №119.

3. Реестр документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока, составленный получателем субсидий на основании товарно-транспортных накладных (молсырье), по форме согласно приложению №3 к Правилам возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.03.2013 №119.

4. Справка, подтверждающая факт реализации молока, по форме согласно приложению № 4 к Правилам возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.03.2013 №119:

4.1. на молоко реализованное, заверенную руководителем, главным бухгалтером и печатью поставщика-получателя субсидии и покупателя;

4.2. на молоко отгруженное на собственную переработку, заверенную руководителем, главным бухгалтером и печатью поставщика-получателя субсидии.

5. Сведения о наличии поголовья коров, молочной продуктивности на 1 корову, об объемах производства молока, объемах реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока по форме согласно приложению № 5 к Правилам .

6. Информация, заверенная получателями субсидий, по формам федерального статистического наблюдения:

6.1. №П-1 (СХ) «Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции» или №3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовья скота» за каждый отчетный месяц квартала;

6.2. №3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовья скота», №24-СХ «Сведения о состоянии животноводства» за отчетный год.

7. Получатель вправе представить по собственной инициативе выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) и справку налогового органа об отсутствии у получателя просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (выписка и справка действительны в течение месяца с даты, на которую дана выписка и справка).

Департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области

+7 (3842) 36-33-78

+7 (3842) 36-27-41

650000, г.Кемерово, пр.Кузнецкий д.22а

www.gp.specagro.ru

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области

Субсидии за счет средств областного бюджета на производство и реализацию молока

Для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, предусмотрена субсидия за счет средств областного бюджета на производство и реализацию молока по ставке 1000 рублей за 1 тонну молока.

Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области и гражданином.

Основное условие получение субсидий — реализация произведенного молока перерабатывающим предприятиям молочной промышленности (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, осуществляющим основные виды экономической деятельности, входящие в состав подкласса 15.5 «Производство молочных продуктов» раздела D «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 или в состав подкласса 10.5 «Производство молочной продукции» раздела С Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014.

Для получения субсидий Получатели с 1 по 15 июля текущего финансового года — за первое полугодие, с 1 по 15 декабря текущего финансового года – за второе полугодие представляют в Министерство следующие документы:

  • заявление о предоставлении субсидий (в двух экземплярах);
  • справку-расчет;
  • копии приемных документов на закупку молока (приемных квитанций);
  • выписку из похозяйственной книги, содержащей сведения о количестве сельскохозяйственных животных в подсобном хозяйстве.
  • Субсидии перечисляются Министерством на расчетный счет Получателя, указанный в реквизитах соглашения.

Дополнительную информацию по данному виду поддержки можно получить в отделе государственной поддержки отраслей АПК по телефонам:

www.ryazagro.ru

Субсидии на молоко на 2018

Государство через пять лет может остановить поддержку молочной отрасли, заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев на Международном агропромышленном молочном форуме. «Еще пять лет, и государственная поддержка, инвестиции прекратятся. Мы не будем поддерживать молоко, мы пойдем в другие отрасли, туда, где еще ниши не заполнены», — приводит ТАСС слова министра. В связи с этим Ткачев призвал бизнес активнее заниматься молочным животноводством, пока господдержка еще действует.

Глава Минсельхоза напомнил, что за девять месяцев 2017 года объем производства молока в стране вырос на 1%, при этом выпуск в сельхозорганизациях увеличился на 3%, а в фермерских хозяйств — на 8% при снижении производства в хозяйствах населения на 3%. Рост во многом связан с проводимыми государством программами поддержки, в том числе по строительству семейных животноводческих ферм: с 2012 года гранты получило 5 тыс. фермерских хозяйств на сумму более 20 млрд руб., указал Ткачев. По словам министра, если активно инвестировать в отрасль, то уже через три года Россия выйдет на полное самообеспечение по молоку, а объем производства превысит 38 млн т. Что касается производительности животных, то, по оценке министра, при сохранении имеющихся темпов уже в следующем году возможно достичь уровня в 6 тыс. кг на одну корову. В 2016 году, согласно Росстату, надои в сельхозорганизациях выросли на 4% до 5,5 тыс. кг, в январе-сентябре 2017-го этот показатель увеличился еще на 5%.

Что касается поддержания доходности производителей, то в такой мере, как молочные интервенции, Минсельхоз сейчас не видит необходимости. «Мы считаем, что пока необходимости такой нет», — сообщил Ткачев (цитата по RNS). По его словам, закупочные цены на сырое молоко в России выросли на 20% к уровню 2015 года и сегодня цена «по крайней мере справедливая». «Мы будем применять это тогда, когда цены будет ниже предельных, когда производить молоко будет нерентабельно. Сегодня в среднем рентабельность молока не ниже 10%», — отметил Ткачев.

Существующие направления господдержки являются значимым фактором для развития отрасли, обратил внимание президент группы « ЭкоНива » Штефан Дюрр. «Наша компания быстро развивается. Только стартовала работа комплекса на 2,8 тыс. голов, а впереди открытие еще трех — в Новороссийске, Воронеже и Тюмени. В данный момент строится еще четыре предприятия до 8 тыс. голов. Нам явно бы не хватило средств, чтобы сделать это самостоятельно, — приводит слова Дюрра пресс-служба подмосковного правительства. — Сейчас мы рассматриваем сотрудничество с Московской областью».

Заявление министра о прекращении господдержки через пять лет вызывает удивление и требует дополнительных пояснений со стороны аграрного ведомства, полагает исполнительный директор « Союзмолоко » Артем Белов. «Эти слова вызывают большие вопросы у инвесторов. Сейчас молочный сектор находится в активной инвестиционной фазе. Даже при текущей благоприятной ценовой конъюнктуре окупаемость проектов составляет не менее семи-восьми лет, однако при ухудшении конъюнктуры окупаемость может увеличиться до 15 лет», — сказал Белов « Агроинвестору ». Кроме того, по его оценке, за пять лет российские производители никак не смогут решить задачу полного импортозамещения и тем более выхода на экспорт. «За пять лет с темпами роста производства товарного молока примерно 2−3% в год мы в лучшем случае сможем прирасти на 1,5−2 млн т. При этом сейчас объем импорта составляет порядка 7 млн т», — напомнил он.

Инвесторы готовы вкладывать в молочную отрасль

Пока же в 2018 году государство продолжит оказывать поддержку молочной отрасли, пообещал Ткачев. «Хочу заявить это от имени правительства, все молочные проекты будут и кредитоваться по льготной ставке, и все получат льготы по капексам, то есть возмещение капитальных затрат при строительстве», — заверил министр.

По словам Ткачева, «номером один» по выделению субсидий в молочной сфере является Московская область. В ходе Международного агропромышленного молочного форума власти региона подписали еще 12 инвестиционных соглашений на общую сумму 14 млрд руб. Наиболее крупным из них стал проект белорусской компании «Балмико Продимпорт» (ТМ «Милава»), предполагающий строительство трех животноводческих комплексов на территории Орехово-Зуевского района. Инвестиции в проект оцениваются в 5 млрд руб. Как сообщил глава Минсельхозпрода Московской области Андрей Разин, общее стадо составит более 5 тыс. дойных коров. «Компания, занимающаяся реализацией белорусского молока, рассматривает возможность уйти в собственное производство на территории региона», — пояснил Разин (цитата по РИА «Новости»). Кроме того, «Балмико Продимпорт» рассматривает возможность наладить переработку на площадке сырного кластера, к созданию которого в Дмитровском районе предполагается приступить в 2018 году.

Также животноводческий комплекс на 6,5 тыс. дойных коров намерена построить компания «Русмолоко». Проект стоимостью 3,4 млрд руб. планируется реализовать к 2019 году. «Благодаря этому проекту мы удвоим свое производство. Сейчас мы производим около 48 тыс. т [молока] в год. Получится больше 100 тыс. т», — рассказал ТАСС замгендиректора «Русмолоко» Денис Мельник. Компания рассчитывает стать стратегическим партнером сырного кластера в качестве поставщика сырого молока. «Наш объем настолько большой, что он позволяет полностью закрыть сырный кластер по молоку», — добавил Мельник.

Компания «Пущинское молоко» вложит 3,1 млрд руб. в организацию козоводческого комплекса на 8 тыс. дойных коз, включающего фермы по выращиванию племенных животных, предприятие по переработке молока и кормопроизводство. Как ранее говорил « Агроинвестору » эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка ( ИКАР ) Вадим Семикин, комплекс может стать одним из крупнейшим в России. Сейчас самое большое стадо коз у компании «Лукоз» в Марий Эл и Татарстане — 6,5 тыс. животных, однако в будущем его планируется довести до 20 тыс. голов.

По предварительным данным подмосковных властей, в 2017 году инвесторы вложили в АПК региона 21 млрд руб., в следующем году планируется привлечь 35 млрд руб. для реализации не менее 30 новых агропродовольственных проектов.

www.agroinvestor.ru

АПК РФ в 2018-2020 гг. может лишиться погектарной поддержки и субсидий на молоко

АПК РФ в 2018-2020 годах может лишиться погектарной поддержки, субсидий на производство молока и компенсации капзатрат. Депутаты-аграрии намерены добиваться восстановления финансирования этих направлений.

Как сообщается в материалах к заседанию комитета Госдумы по аграрным вопросам, с которыми ознакомился «Интерфакс», бюджетные средства на субсидии для оказания несвязанной поддержки (погектарные субсидии) в области растениеводства и на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2018-2020 годы не предусмотрены.

Это связано с перераспределением средств на обслуживание принятых Минсельхозом обязательство федерального бюджета при реализации механизма льготного кредитования, поясняется в документе. По этой же причине на ближайшие три года не предусмотрены и компенсации прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК.

Между тем, как отмечает комитет, именно погектарные субсидии являются наиболее доступными, прозрачными и востребованными формами государственной поддержки сельхозпроизводителей. Погектарная поддержка, как правило, направляется на приобретение горюче-смазочных материалов и минеральных удобрений, химических средств защиты растений и семена. Это особенно важно в условиях высокой закредитованности аграриев, существенного износа материально-технической базы хозяйств, отмечают депутаты.

Комитет принял решение при дальнейшей работе на проектом бюджета предусмотреть возможность направления в 2018-202 годах на погектарные субсидии ежегодно не менее 25 млрд рублей.

На поддержку молочного скотоводства в ближайшие три года необходимо по 15 млрд рублей в год. В противном случае, считают депутаты, отрасль не сможет достичь даже откорректированных показателей госпрограммы по молоку.

В марте этого года в госпрограмме развития сельского хозяйства на период до 2020 года был снижен показатель «Удельный вес молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка». На 2018 год он снижен с 85,9% до 80,2%, на 2019 год — с 87,8% до 80,5%, на 2020 год — с 90,2% до 80,6%. Это ниже порогового значения Доктрины продовольственной безопасности, которое составляет 90%.

Депутаты также высказались за восстановление компенсации капзатрат на строительство и модернизацию объектов АПК в размере 15 млрд рублей ежегодно. Эта мера господдержки была введена в 2015 году и направлена на строительство и модернизацию молочных и тепличных комплексов, плодо-, овоще- и картофелехранилищ, оптово-распределительных, семеноводческих и генетических центров.

Выступивший на заседании комитета замминистра сельского хозяйства Игорь Кузин заявил, что восстановление погектарной поддержки будет возможно, поскольку президент поручил выделить отрасли на 2018 год дополнительно 20 млрд рублей. Из этой суммы Минсельхоз намерен 8 млрд рублей направить на погектарную поддержку, 12 млрд рублей — на новые краткосрочные кредиты.

Как сообщалось, проект бюджета на 2018 год предусматривает финансирование отрасли в размере 222,273 млрд рублей. 27 сентября на совещании с членами правительства Владимир Путин попросил кабинет министров заложить дополнительно в бюджет на сельское хозяйство на ближайшие три года по 20 млрд рублей ежегодно.

С учетом этих средств финансирование отрасли сохранится на уровне 2017 года — 242 млрд рублей.

Что же касается других направлений, не получивших поддержку в проекте бюджета, то И.Кузин заявил: «Когда будет весенняя корректировка бюджета, мы предполагаем выйти в правительство с предложением об ассигновании необеспеченных направлений на уровне не меньше, чем в 2017 году».

milknews.ru

Субсидии на литр молока могут вернуть в бюджет-2018

19 октября в рамках заседания аграрного комитета Госдумы, заместитель министра сельского хозяйства России Иван Лебедев представил вариант перераспределения ассигнований по мероприятиям в рамках государственной программы поддержки АПК.

– Правительство планирует направить в 2018 году на погектарную поддержку 11,3 млрд рублей, на субсидирование товарного молока – 8 млрд рублей, что полностью соответствует уровню поддержки направлений в текущем году, – рассказал Аркадий Пономарев.

Однако открытым остается вопрос по возмещению части капитальных затрат при создании и модернизации АПК-объектов, подчеркнул депутат. Между тем как в 2017 году на возмещение от 20% до 35% сметной стоимости объекта в зависимости от направления направлено почти 13 млрд. рублей. Большинство отобранных в 2017 году инвестпроектов направлено на строительство и модернизацию молочных комплексов, селекционных центров, теплиц и овощехранилищ.

– Компенсации капитальных затрат – эффективный инструмент привлечения инвестиций в АПК. Прежде всего, в самую капиталоёмкую отрасль – молочное животноводство, где срок окупаемости разных проектов достигает 10-14 лет, – высказался Аркадий Пономарев. – Перспектива ускоренной отдачи вкладываемых активов повышает интерес к сложным и долго окупаемым отраслям АПК. При чём не только со стороны инвесторов, но и финансирующего эти проекты банковского сектора.

Аксан Сулейманов, директор ООО «Юбилейное» в комментарии The DairyNews отметил, что отмена таких форм поддержки как погектарные субсидии и субсидии на литр молока крайне негативно скажется на отрасли.

По мнению Андрея Блинова, гендиректора ЗАО «Племзавод Ярославка», для господдержки АПК в РФ характерен принцип — шаг вперед и два шага назад.

— У нас сначала поддерживают проекты, бьют в ладоши, и люди начинают достигать успехов, а потом сверху решают, что хватит, и с поддержкой нужно заканчивать, — отметил Андрей Блинов. — Я очень рад, что вовремя остановился и в 2018 году выплачу последний кредит. Больше я ни в какие кредиты не ввяжусь. Я перестал верить нашему государству. По собственному опыту могу сказать, что если бы не занимался помимо производства молока еще и переработкой, то я бы не смог выплатить кредит за 8 лет. Сейчас нам предлагают якобы хорошие условия, согласно которым срок выплаты кредита продлевается до 15 лет. Насколько вы знаете, Правительство утвердило индикативную стоимость стойло-места в размере 700 тыс. рублей, а это значит, что директоры предприятий могут соблазниться и взять кредит в размере 1 млрд. 200 тыс. рублей на комплекс, состоящий из 1200 голов КРС. Я хочу вам сказать со всей ответственностью: это невозвратный кредит.

По оценкам участников рынка, опрошенных The DairyNews, компенсация капитальных затрат при строительстве и модернизации животноводческих помещений — интересный и эффективный метод поддержки.

Известно, что аграрный комитет просит обеспечить финансированием в 2018-2020 годах и эту форму поддержки.

Напомним, рассмотрение проекта федерального бюджета в первом чтении намечено Госдумой на 27 октября.

www.dairynews.ru

Еще по теме:

  • Закон об обеспечении жильём детей сирот Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2018 году С 1 января 2013 года с принятием Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в […]
  • О верховном суде фкз Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ"О Верховном Суде Российской Федерации" С […]
  • Федеральный закон от 15 июля 1995 103-фз Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ"О содержании под стражей подозреваемых и […]
  • Юридическая природа правовые позиции судов Юридическая природа правовых позиций Верховного Суда РФ (Шульга И.В.) Дата размещения статьи: 20.07.2014 Впервые термин "правовая позиция суда" получил нормативное закрепление в статье 73 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде […]
  • Постановление о назначении почерковедческой экспертизы вопросы Постановление о назначении почерковедческой экспертизы вопросы Старший следователь СУ при УВД по г. Энску майор юстиции Казаков В.И. рассмотрев материалы уголовного дела № 1340, 21 сентября 2007 года при проведении в помещении по адресу: г. Энск, […]
  • Сочетание дьявол и суд Дьявол в Таро Карты Таро представляют собой магию и силу. Они становятся лучшими помощниками в познании будущего, для решения проблем, для нахождения выхода из тупиковых ситуаций, дают возможность разобраться в отношении другого человека. Большой […]