Статья 64 закона

1. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Федерального закона).

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8 Федерального закона).

Непосредственно организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона).

Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций — в форме семейного образования. Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной образовательной программе дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом. При этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона).

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.

2. Образовательные программы дошкольного образования относятся к основным общеобразовательным программам, они разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (части 5 и 6 статьи 12 Федерального закона).

Основные общеобразовательные программы дошкольного образования могут реализовываться дошкольными образовательными организациями; общеобразовательными организациями; профессиональными образовательными организациями; образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими лечение, оздоровление и (или) отдых; организациями, осуществляющими социальное обслуживание (пункт 1 части 2, пункты 2,3 и 4 части 4 статьи 23, часть 3 статьи 31 Федерального закона). В Федеральном законе все вместе эти организации называются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в соответствии с которым организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывают образовательные программы дошкольного образования, устанавливаются сроки получения дошкольного образования, определяются требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (часть 2 статьи 64 Федерального закона).

Федеральный закон запрещает использовать при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов научных и медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему частью 3 статьи 15 Федерального закона.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный № 30038 — «Российская газета», № 238, 23.10.2013 ). Согласно указанному Порядку образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в группах, которые могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В зависимости от направленности группы в них реализуются следующие образовательные программы дошкольного образования:

в группах общеразвивающей направленности – образовательная программа дошкольного образования;

в группах компенсирующей направленности – адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

в группах оздоровительной направленности – образовательная программа дошкольного образования, с реализацией комплекса санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;

в группах комбинированной направленности – образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В этих группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть организованы также группы для детей раннего возраста, группы по присмотру и уходу, семейные дошкольные группы, в которых образовательные программы дошкольного образования не реализуются.

3. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, в том числе дошкольное образование, которое может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне этих организаций – в форме семейного образования (часть 1 статьи 17 Федерального закона). Интересы несовершеннолетних детей представляют их родители (законные представители). Именно они имеют право до завершения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) выбирать формы получения образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования и обязаны обеспечить получение детьми общего, в том числе дошкольного образования (пункт 1 части 3 и пункт 1 части 4 статьи 44 Федерального закона). О выборе родителями (законными представителями) детей семейной формы получения дошкольного образования, родители (законные представители) информируют орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают предоставление родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, выбравшим семейную форму получения детьми дошкольного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи. Указанная помощь предоставляется без взимания платы (часть 3 статьи 64 Федерального закона).

Помощь родителям (законным представителям) оказывается в специально создаваемых государственных и муниципальных консультационных центрах, а также в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы такие консультационные центы в форме структурного подразделения.

Основными задачами оказания помощи родителям (законным представителям) являются:

оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам ухода, воспитания, полноценного развития и обучения детей дошкольного возраста;

создание равных возможностей для получения качественного образования и оказания содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные организации;

оказание диагностической помощи в выявлении возможных нарушений и отклонений в развитии детей дошкольного возраста.

Помощь родителям (законным представителям) может оказываться в различных формах, в том числе в форме:

психолого-педагогического консультирования, коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с ребенком;

логопедических занятий с ребенком и диагностико-психологических тренингов;

комплекса реабилитационных мероприятий.

Помощь родителям (законным представителям) предоставляется по письменному заявлению одного из родителей (законных представителей), в том числе поданному в электронной форме; по телефонному или личному обращению одного из родителей (законных представителей).

При это помощь родителям (законным представителям) оказывается по телефону в случае, если на ее предоставление требуется не более 15 минут. В случае, если необходима комплексная диагностика врачей и педагогов (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель – дефектолог) на базе образовательной организации, которая предоставляет методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь родителям (законным представителям) создается психолого-медико-педагогический консилиум. По данным обследования каждым специалистом консилиума составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) в доступной для них форме, а предложенные рекомендации реализуются только с согласия родителей (законных представителей) обследованного ребенка.

Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, предоставляется в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

приказ Министерства образования Иркутской области от 29 ноября 2013 г.
№ 115-мпр «Об утверждении Положения об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования в Иркутской области» («Областная», № 143, 20 декабря 2013 г.);

приказ Министерства образования и науки Волгоградской области от
7 октября 2014 г. № 1295 «Об утверждении Порядка обеспечения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования» («Волгоградская правда» , № 192, 15 октября 2014 г.);

постановление Правительства Нижегородской области от 4 июня 2014 г.
№ 373 «Об утверждении Положения о предоставлении родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры» («Правовая среда», № 66 (1776), 19 июня 2014 г. (приложение к газете «Нижегородские новости», № 111 (5444), 19 июня 2014 г.);

постановление Правительства Ленинградской области от 4 марта 2014 г. № 40 «О предоставлении методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях Ленинградской области» (официальный интернет – портал Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 7 марта 2014 г.);

постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 26 июля 2013 г. № 281-п «Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», 31 июля 2013 г. № 7 (ч.II), ст. 909) и иными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Автор: Дащинская З.П., кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 августа 2016 года.

www.lexed.ru

Статья 64 закона

Статья 64. Дошкольное образование
[Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Новый!] [Глава 7] [Статья 64]

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

1 комментарий к записи “Статья 64 Закон об Образовании. Дошкольное образование”

Статья 64. Дошкольное образование
Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку соответствующие нормы содержала ст. 18 Закона N 3266-1. Между тем, в рамках комментируемой статьи указанные положения в значительной степени обновлены и дополнены новыми нормами.
Статья посвящена правовой регламентации дошкольного образования. Основы правового регулирования дошкольного образования в Российской Федерации заложены Конституцией РФ, которая в ст. 43 гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права. Однако конституционные нормы не конкретизируют содержание данного права и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений. Более детальная регламентация осуществляется на уровне комментируемого Федерального закона и подзаконных актов. Так, стратегические аспекты развития сферы дошкольного образования заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р*(83). В числе первоочередных задач Концепцией обозначено повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Отметим также, что Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»*(84) поставлена задача достижения к 2016 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
В части 1 комментируемой статьи определяется понятие дошкольного образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» не содержал четкого определения данного понятия, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Комментируемый Федеральный закон конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Таким образом, акцент делается на общеразвивающей цели дошкольного образования. Дошкольный возраст — возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников.
Довольно массивный регуляционный пласт в сфере дошкольного образования составляет законодательство субъектов Российской Федерации. Так, в Калининградской области принят Закон от 10.11.2009 г. N 388 «О государственной поддержке дошкольного образования в Калининградской области». Данный Закон, предусматривая механизмы государственной поддержки дошкольных образовательных организаций, нацелен на развитие муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования и регулирует формы такого партнерства, а также меры его финансового стимулирования.
Субъектами Российской Федерации реализуется большое количество разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений*(85). При разработке и реализации таких программ ставятся цели повышения уровня доступности дошкольного образования и совершенствования его материально-технической составляющей. Программы определяют субъекты и объекты программ, объемы и источники финансирования мероприятий в рамках программ. Мероприятия могут включать: реконструкцию и строительство зданий дошкольных образовательных организаций; возврат ранее перепрофилированных зданий дошкольных учреждений; создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях и групп детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях и др.
В Санкт-Петербурге дейс
твует специальная программа строительства и реконструкции детских садов*(86). В некоторых субъектах Российской Федерации реализуются программы, предусматривающие специальные мероприятия, направленные на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях*(87). В Саратовской области предпринимаются меры по возврату в действующую сеть дошкольных образовательных учреждений объектов, в которых находятся областные учреждения*(88). Представляется, что наличие региональных и муниципальных программ, направленных на развитие сети дошкольных учреждений и обеспеченных соответствующим финансированием, при условии их качественной реализации может способствовать скорейшему решению проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях и полноценной реализации права граждан на дошкольное образование.
В некоторых субъектах Российской Федерации действуют программные документы, определяющие основные тренды развития дошкольного образования на соответствующей территории. Так, в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы*(89), которая содержит анализ современного состояния дошкольного образования в Республике и определяет целевые ориентиры и прогнозный компонент дальнейшего развития исследуемой сферы. Необходимо отметить, что в Концепции не только поставлены задачи увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях соответственно демографическим потребностям, но и заданы содержательные целевые параметры развития данной сферы общественных отношений (например, расширение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования; нацеленность на развитие инклюзивного образования и т.п.).
Часть 2 комментируемой статьи определяет общую направленность образовательных программ дошкольного образования. Содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 комментируемого закона разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.
По общим нормам, закрепленным в ст. 11 комментируемого закона, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, включают в числе таковых требования: а) к структуре программы; б) к условиям реализации программы; в) к результатам освоения программы. Непосредственно содержание образования определяют образовательные программы; для уровня дошкольного образования — образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.
Согласно комментируемой статье образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. При этом образовательные программы дошкольного образования строятся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается. Кроме того, в стадии проработки находится вопрос о порядке разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения их реестра. Очевидно, до введения в действие федерального государственного образовательного стандарта и формирования реестра примерных основных общеобразовательных программ при реализации образовательных программ дошкольного образования надлежит руководствоваться Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошк
ольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. N 2151), а также Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. N 655). Следует иметь в виду, что Министерством образования и науки РФ разработаны Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо от 21.10.2010 г. N 03-248), примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» (письмо Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 г. N 03-13).
Таким образом, комментируемый Федеральный закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.
В части 3 комментируемой статьи закрепляется право родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Такая помощь согласно Закону может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Это новое полномочие субъектов РФ в сфере дошкольного образования, предусмотренное комментируемым Федеральным законом. Введение данного полномочия потребует его закрепления в соответствующих нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Кроме того, во избежание декларативности названных норм субъектам Российской Федерации необходимо предусмотреть финансовое обеспечение осуществления данного полномочия. Отметим также, что полноценное функционирование консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях нуждается в регламентации в нормативных актах субъектов Российской Федерации правового статуса таких центров и механизмов их взаимодействия с родителями.
В отдельных субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне существует практика регламентации вопроса организации бесплатной методической, диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Это обусловлено тем, что прежнее законодательство об образовании предусматривало правомочие органов местного самоуправления по организации и координации такой помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Так, в Астраханской области администрацией муниципального образования «Лиманский район» постановлением от 22.03.2011 г. N 324 утверждено Положение об организации методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Положение предусматривает, что организация такой помощи производится на базе дошкольного учреждения посредством интеграции деятельности специалистов такого дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов), которые проводят групповые и индивидуальные занятия с родителями, воспитывающими детей на дому (лектории, консультации, семинары для родителей и т.д.).
Практика создания консультационных центров для родителей с детьми дошкольного возраста распространена во многих европейских странах. Например, в Финляндии существуют бесплатные детские сады со свободным посещением, находящиеся в муниципальном ведомстве. В таких садах родители сами ухаживают за детьми и могут получать консультации по уходу и обучению. В Дании статья 11 Сводного закона о социальных услугах (Consolidation Act On Social Services, 2007) обязывает местные администрации создавать условия для получения гражданами услуг дошкольного образования, в том числе организовывать бесплатные консультационные центры, в которых семьи, родители могут получить квалифицированную помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе.

rukak.ru

Статья 64. Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения

1. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными пунктами 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

2. Органы управления должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

3. Органы управления должника не вправе принимать решения:

о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;

о создании филиалов и представительств;

о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

о заключении договоров простого товарищества.

3.1. Собственник имущества должника — унитарного предприятия не вправе:

принимать решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

давать согласие на создание должником юридических лиц или участие должника в иных юридических лицах;

давать согласие на создание филиалов и открытие представительств должника;

принимать решения о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

3.2. Не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

4. Руководитель должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника — унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

5. Должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

Комментарий к Ст. 64 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. С учетом того что процедура наблюдения является также и стадией подготовки дела к рассмотрению в рамках арбитражного процесса, логично, что ее введение и назначение временного управляющего не влекут за собой отстранения от должности руководителя должника. В случае если он своими действиями препятствует временному управляющему выполнять его функции, по ходатайству последнего арбитражный суд может отстранить руководителя от исполнения его обязанностей. Однако, в отличие от Закона о банкротстве 1998 г., полномочия руководителя не переходят к временному управляющему. Выполнение этих функций руководителя суд возлагает на лицо, представленное уполномоченным органом должника, при непредставлении такой кандидатуры — на одного из заместителей бывшего руководителя, а в случае отсутствия заместителей — на одного из работников должника (см. комментарий к ст. 69 Закона о банкротстве).

2. Исполнительный орган организации-должника (генеральный директор, правление и т.п.) продолжает руководить финансово-хозяйственной деятельностью организации-должника, но уже под контролем временного управляющего, согласуя с ним все значительные финансовые операции (свыше пяти процентов балансовой стоимости активов на дату введения наблюдения), а также сделки, связанные с возможным уменьшением имущества (например, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, учреждением доверительного управления имуществом должника и т.п.). Кроме того, в установленных законом случаях данные сделки подлежат согласованию с соответствующими органами управления должника. Например, в акционерном обществе или в обществе с ограниченной ответственностью крупные сделки необходимо согласовывать как с временным управляющим, так и с советом директоров или общим собранием акционеров (общим собранием участников). Данный порядок согласования сделок направлен на защиту прав всех кредиторов, а также самого должника (его учредителей или участников). Отсутствие письменного согласия временного управляющего и уполномоченных органов должника в случаях, когда такое согласование является обязательным, влечет признание совершенных им сделок недействительными.

3. Указанные ограничения полномочий органов управления должника необходимо отличать от запрета на принятие определенных решений этими органами во время наблюдения (о проведении реорганизации или ликвидации должника, создании других юридических лиц или об участии в них, о создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, выходе из состава участников должника и т.п.). Установление таких запретов является, по сути, введением обеспечительных мер в рамках производства по делу о банкротстве для защиты интересов всех кредиторов. Данные обеспечительные меры осуществляются на основании прямого указания Закона о банкротстве независимо от того, содержится ли специальное указание об этом в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

4. Помимо мер, указанных в п. 2 комментируемой статьи, в соответствии с п. 2 ст. 46 Закона о банкротстве арбитражный суд вправе запретить совершать без согласия арбитражного управляющего иные сделки, а также применять обеспечительные меры, предусмотренные в ст. 91 АПК (наложить арест на имущество должника, запретить ему совершать определенные действия или, наоборот, возложить обязанность совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества, передать спорное имущество на хранение другому лицу, приостановить взыскание или реализацию спорного имущества и др.). Дополнительные обеспечительные меры вводятся лишь на основании определения арбитражного суда, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Обжалование данного определения не приостанавливает его исполнения.

5. В Законе о банкротстве (п. 4 комментируемой статьи) установлена обязанность руководителя обратиться к учредителям (участникам, собственнику имущества унитарного предприятия) для решения ими вопроса о возможных компромиссных вариантах удовлетворения требований кредиторов при сохранении контроля над юридическим лицом — должником. Для этого учредители могут, например, привлечь дополнительные средства и рассчитаться с кредиторами, исполнение обязательств перед которыми просрочено свыше трех месяцев, либо обратиться к первому собранию кредиторов или непосредственно к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления (см. комментарий к ст. ст. 76, 77 Закона). Во втором случае им придется также решить вопрос о предоставлении обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Непринятие учредителями соответствующих мер может привести к тому, что будет введена процедура внешнего управления или открыто конкурсное производство, за чем последует как минимум потеря контроля над должником. Проведение любой процедуры банкротства влечет существенные непроизводственные расходы для должника: на оплату вознаграждения арбитражного управляющего и привлеченных им специалистов, проведение инвентаризации имущества и его оценки, публикацию информационных сообщений и т.д. При осуществлении мер по восстановлению платежеспособности в ходе внешнего управления имущество должника может быть распродано. В результате конкурсного производства организация будет скорее всего ликвидирована. Кроме того, учредителям следует также учитывать возможность возложения на них субсидиарной ответственности в случае, если будет установлена преднамеренность доведения организации до банкротства. Таким образом, учредителям целесообразно принять оперативные меры для скорейшего прекращения дела о банкротстве, для чего Законом о банкротстве им предоставлен целый ряд возможностей.

6. В качестве одной из возможностей Законом предусмотрено право должника увеличить свой уставный капитал путем проведения дополнительной эмиссии обыкновенных акций во время наблюдения, а вырученные средства направить на расчеты с кредиторами. Тем самым был положен конец длительной дискуссии о возможности дополнительной эмиссии акций в ходе осуществления процедур банкротства.

Следует отметить, что в п. 2 ст. 100 ГК установлен запрет на проведение дополнительной эмиссии для погашения долгов общества. Данный запрет обусловлен, в частности, тем, что в законодательстве уставный капитал понимается как минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредиторов общества (п. 1 ст. 99 ГК, п. 1 ст. 25 Закона об акционерных обществах). Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если же стоимость становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Между тем очевидно, что денежные средства, полученные при применении данной меры, будут направлены именно на восстановление платежеспособности общества, т.е. на выплату его просроченных долгов. Как следствие, в случае, если размер чистых активов окажется меньше зарегистрированного размера уставного капитала, данное обстоятельство может повлечь ликвидацию такого общества.

zakonobankrotstverf.ru

Еще по теме:

  • Закон n 160-фз об иностранных инвестициях в российской федерации Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Как округлить число правило Как округлить число правило В приближенных вычислениях часто приходится округлять числа как приближенные, так и точные, т. е. отбрасывать одну или несколько последних цифр. Чтобы обеспечить наибольшую близость округленного числа к округляемому, […]
  • Правила округления чисел после Правило округления чисел В приближенных вычислениях зачастую приходится округлять некоторые числа, как приближенные, так и точные, то есть убирать одну или несколько конечных цифр. Для того чтобы обеспечить наибольшую близость отдельного […]
  • Приказ минтранса 91 от 23071998 Приказ Минтранса РФ от 23 июля 1998 г. N 91 "Об утверждении типовых программ квалификационной подготовки специалистов юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" (с изменениями и […]
  • Разрешение на запись телефонных разговоров Правомерной ли будет запись на диктофон переговоров их участником, если другая сторона переговоров не будет об этом знать? Правомерно ли вести записи телефонных разговоров работников организации с ее клиентами и иными лицами? Рассмотрев вопрос, мы […]
  • Амортизатор патент электромагнитный амортизатор Изобретение относится к машиностроению. Амортизатор содержит цилиндрический корпус (1), заполненный магнитореологической жидкостью. В корпусе установлен шток (4) с магнитным поршнем (5). Канал в штоке соединяет между […]