Система показателей характеристики состояния налогообложения

Налоговые доходы в целом и по отдельным видам налогов учитываются прежде всего по абсолютной величине. Это не только дает представление об объеме налоговых доходов бюджета в целом и его распределении по уровням бюджетной системы, но и позволяет видеть исполнение федерального бюджета, а на региональном уровне – бюджетов субъектов РФ. Так, налоговые доходы федерального бюджета России на 2012 г. были утверждены Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2012 г.» в 12,92 трлн руб., а фактическое исполнение составило 12,84 трлн руб., т.е. 99,3% к утвержденному бюджету.

Информация о налоговых доходах представляется на первое число каждого месяца в нарастающем порядке с начала года. В связи с этим фактическое исполнение бюджета в течение года определяется как доля налоговых доходов на первое число соответствующего месяца к утвержденному бюджету по налоговым доходам за год и выражается в процентах. Это позволяет сравнивать исполнение федерального бюджета по налоговым доходам на начало каждого месяца по отдельным видам налогов. За последние годы наиболее высокими были показатели исполнения бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогам на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, а также прибыль организаций.

Налоговые доходы принято сравнивать с ВВП, характеризуя тем самым его налогоемкость. Так, за 2013 г. налоговые доходы консолидированного бюджета проектируются на уровне 18,2% ВВП в соответствии с предполагаемой на 2013–2015 гг. понижающейся тенденцией этого показателя.

Определенный интерес может иметь и такой показатель, как среднедушевая налоговая квота на занятое население, при построении которого налоговые поступления сравниваются с численностью занятого населения. К примеру, в 2010 г. доходы консолидированного бюджета России составили 16 031,9 млрд руб., а среднегодовая численность занятых – 69,8 млн человек, т.е. на каждого занятого приходилось в среднем 229,68 тыс. руб. поступлений в бюджет.

Структура налоговых доходов – об этом говорилось выше – характеризуется как удельный вес суммы налоговых поступлений от отдельных видов налогов в общей величине налоговых доходов. Она демонстрирует роль конкретных налогов в формировании бюджета страны. Можно сопоставлять укрупненные группы налогов с общей суммой налоговых доходов. Скажем, сравнивая косвенные налоги, оценивают их долю в общем объеме налоговых доходов. Таким образом получают информацию о состоянии налоговой системы в стране. Считается, что увеличение доли косвенных налогов характеризует несовершенство налоговой системы и свидетельствует о несбалансированности экономики. Вместе с тем именно косвенные налоги легче собирать, поэтому во многих странах они преобладают. В России за последние годы наметилась тенденция к снижению доли НДС и акцизов в общем объеме налоговых доходов, но увеличилась доля экспортных и импортных пошлин. Соотношение прямых и косвенных налогов в 2006 г. составляло 2,4, а в 2011 г. – 1,9.

На микроуровне можно оценивать налоговое давление и через показатель налоговой нагрузки. Он рассчитывается как отношение уплаченных налогов к полученной выручке. Однако такой показатель по предприятиям в статистической практике не анализируется. Между тем его расчет позволил бы показать, какая часть выручки тратится на уплату налогов в бюджет.

Налоговое давление можно оценивать и для физических лиц как отношение суммы налогов к доходам. В этом случае в сумму налогов следует включать не только налоги, уплачиваемые физическим лицом с получаемого дохода (заработная плата, дивиденды), но и взносы, отчисляемые работодателем в процентах от заработной платы во внебюджетные фонды. Учитывая, что с 2001 г. в России введена минимальная налоговая ставка 13% к большей части доходов физических лиц (гл. 23 НК РФ), т.е. используется так называемая «плоская» шкала налогообложения, данный показатель малоинформативен в настоящее время.

Налоговые органы анализируют налоговую нагрузку по предприятиям и сравнивают ее со средним уровнем, сложившимся в данном виде экономической деятельности. Если у предприятия налоговая нагрузка оказывается ниже средней, для него велика вероятность попасть под выездную налоговую проверку. При контроле налогов с доходов физических лиц налоговые органы анализируют по предприятиям среднемесячную заработную плату на одного работника: если она ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в данном субъекте РФ, у предприятия увеличивается риск стать объектом выездной налоговой проверки. В еще большей степени этот риск возрастает, если средняя заработная плата работника оказывается ниже величины прожиточного минимума, т.е. нарушается трудовое законодательство.

Статистика не только учитывает фактическое поступление налогов и сборов в бюджет, но и оценивает задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ. Общая задолженность по налогам определяется на начало каждого месяца. Она разбивается на задолженность по федеральным, региональным и местным налогам, а также налогам со специальными налоговыми режимами.

Так, на 1 января 2011 г. задолженность но федеральным налогам составляла 83,1%, а по региональным и местным – соответственно 10 и 4,7% общей суммы задолженности в консолидированный бюджет России.

Задолженность по федеральным налогам детализируется по видам: НДС, налог на прибыль, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и пр. Задолженность по акцизам конкретизируется по отдельным основным видам подакцизных товаров: алкогольная продукция, бензин автомобильный, табачная продукция, дизельное топливо. Наибольший объем задолженности приходится на НДС – 44,4% всей задолженности; на втором месте – налог на прибыль, на долю которого приходится 25,1% всей суммы долга по налогам и сборам.

Недобор налогов можно сравнивать с величиной предполагаемых поступлений, определяя тем самым долю недополученных налогов (соотношение задолженности по налогам и плановой величины налоговых поступлений), т.е. какая часть утвержденного бюджета не может быть исполнена, либо могла быть направлена на повышение уровня исполнения бюджета.

Задолженность по налогам и сборам может иметь разные основания. Это может быть сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок, т.е. недоимка. Вместе с тем это могут быть отсроченные (или рассроченные) платежи, включая инвестиционные налоговые кредиты, предоставляемые предприятиям в соответствии с гл. 9 НК РФ. Задолженность может иметь место и в результате реструктуризации долга (приостановленные к взысканию платежи). Статистика рассматривает перечисленные типы задолженности платежей в бюджет по видам налогов. Основную роль среди них играет недоимка. Так, на 1 января 2011 г. недоимка составляла 44,7% от общей величины задолженности. Лидирующее положение по недоимке в 2011 г. занимала задолженность по НДС – 35,5% и по налогу на прибыль – 26,3%.

Важным показателем, оценивающим качество работы налоговых органов и эффективность системы налогообложения, является показатель собираемости налогов и сборов. Для его расчета фактическая сумма налога, поступившая в бюджет в данном периоде, сравнивается с запланированной суммой поступлений.

Эффективность налоговой системы может быть оценена как отношение суммы поступивших налогов к затратам государства на их сбор и в целом по всей налоговой системе, и по отдельным видам налогов.

studme.org

Оценка и анализ показателей эффективности налоговой системы Российской Федерации

Дата публикации: 09.11.2015 2015-11-09

Статья просмотрена: 8618 раз

Библиографическое описание:

Коптева Е. В. Оценка и анализ показателей эффективности налоговой системы Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №21.1. — С. 125-129. — URL https://moluch.ru/archive/101/23063/ (дата обращения: 10.08.2018).

В статье представлены результаты оценки и анализа ряда показателей эффективности налоговой системы Российской Федерации. Рассмотрены факторы, влияющие на налоговую нагрузку. Рассчитана налоговая нагрузка по отдельным отраслям российской экономики за 2008-2014 годы.

Ключевые слова: налоговая нагрузка; налоговая системы; эффективность налоговой системы.

Налоговая система – это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Важнейшей характеристикой налоговой системы является её эффективность. Налоговая система признается эффективной, если при некотором заданном объеме аккумулируемых государством средств: издержки налогового администрирования минимальны; искажающее действие налогов на поведение налогоплательщиков минимально. В качестве количественных характеристик эффективности налоговой системы можно использовать так экономические показатели, как налоговая нагрузка; соотношение прямых и косвенных налогов; Рассмотрим подробнее каждый из этих показателей.

1.Налоговая нагрузка (налоговое бремя) – это доля доходов, которые уплачиваются государству в форме налогов и налоговых платежей.

Общепринятым показателем налогового бремени по стране в целом считается доля налогов в ВВП:

,

где Н – все платеж налогового характера, включая взносы в государственные внебюджетные фонды и таможенные платежи.

Результаты расчетов налогового бремени за 2009-2014 гг. приведены в таблице 1.

Налоговое бремя в РФ за 2009-2014 гг. [4]

Показатель

Период (год)

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб.

Налоговое бремя РФ, %

Исходя из данных, приведённых в таблице 1, показатель налогового бремени в России в период с 2009 по 2012 год имел тенденцию к росту (с 35,04 до 37,69 процентов), а в 2013 году произошли незначительные сокращения на 1,3 процента. Однако, несмотря на это, значение показателя налоговой нагрузки в РФ близко к развитым экономикам, а не к развивающимся.

Важным является стабильность налогового бремени, потому что экономические агенты могут адаптироваться к нему. Факторы, влияющие на уровень налоговой нагрузки можно разделить на несколько больших групп (рисунок 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на налоговую нагрузку

Для выявления эффективной налоговой политики необходимо систематизировать названные выше факторы.

Важным элементом при анализе налоговой нагрузки является расчет налоговой нагрузки не только в целом по РФ, но и по отдельные отраслям, то есть расчет отраслевой налоговой нагрузки. В таблице 2 представлены значения налоговой нагрузки РФ по отраслям за 2008-2014 гг.

Налоговая нагрузка РФ по отдельным отраслям экономики за 2008-2014 гг., % [5]

Виды экономической деятельности

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых (нефтегазовый сектор)

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Неравномерность налоговой нагрузки в разных отраслях является одной из актуальных проблем в современной экономике. Исходя из проведённых расчетов, можно сделать вывод, что налоговое бремя дифференцировано по предприятиям различных видов экономической деятельности, например в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых налоговая нагрузка в среднем за 2008-2014 гг. составляет 35,7 процента; у компаний, осуществляющих операции с недвижимостью, налоговая нагрузка составляет 21,4 процента, в сфере строительства – 13,1 процента; на сельскохозяйственных предприятиях – 4,6 процента; в сфере оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий – 2,7 процента.

Исходя из полученных данных следует, что нефтедобывающий сектор больше других отраслей обременен налогами. Усиление налогового давления на нефтегазовую отрасль, которая является основным донором в РФ, с целью решить бюджетные проблемы может серьезно замедлить ее развитие. Налоговая нагрузка в других отраслях значительно ниже. Причина диссонанса налогового давления в экономике скрывается в различии затрат и рентабельности отраслей. На значительную неравномерность налогового давления указывает еще и вклад отрасли в ВВП страны. В таблице 3 представлены данные по налоговой нагрузке и вкладу отрасли в ВВП РФ за 2014 год.

Соотношение налоговой нагрузки и вклада отрасти в ВВП в 2014 г.,%

Виды экономической деятельности

Налоговая нагрузка, %

Вклад отрасли в ВВП РФ, %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых (нефтегазовый сектор)

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуиг

Из таблицы 3 видно, что самые незначительные диспропорции наблюдаются у нефтегазоперерабатывающей отрасли: при уровне налоговой нагрузки 38,5 процентов, отрасль обеспечивает поступление около 30 процентов налогов в бюджет и в отрасли транспорт и связь (налоговая нагрузка – 7,8 процента, доля поступлений в ВВП РФ – 7,93 процента. Эти различия связаны с тем, что на уровень налоговой нагрузки влияют различные факторы и добиться её стабильности во всех отраслях экономики невозможно.

Другим важным показателем, определяющим характер эффективности налоговой системы, является соотношение прямых и косвенных налогов. Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ за 2009-2014 гг. показывает, что за рассматриваемый период во всех годах косвенные налоги преобладают (таблица 4).

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ (2009-2014 гг.), % [4]

Год

Прямые налоги

Косвенные налоги

В таблице 5 приведена доля прямых и косвенных налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в общем объеме ВВП за 2009-2014 гг.

Доля прямых и косвенных налогов в общем объеме ВВП за 2009-2014 гг.

Год

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Доля прямых налогов в ВВП, %

Доля косвенных налогов в ВВП, %

Данная таблица подтверждает преобладание косвенных налогов над прямыми.

Среди отдельных видов налогов наибольший вклад в консолидированный бюджет РФ вносят таможенные пошлины и налоги и взносы на социальное страхование (по 18 процентов), налог на добычу полезных ископаемых (11 процентов), налог на доходы физических лиц (10 процентов), также можно отметить налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость (рисунок 2).

Рис. 2. Структура поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ, 2014год

Если рассматривать состав и структуру прямых и косвенных налогов за 2014 год, то можно сделать выводы:

— в структуре прямых налогов наибольший вклад в консолидированный бюджет РФ приносят налог на добычу полезных ископаемых (24 процента), налог на доходы физических лиц (22 процента) и налог на прибыль организаций (20 процентов).

— в структуре косвенных налогов первое место занимают налоги и взносы на социальные нужды (34 процента), затем таможенные пошлины, на долю которых приходится 31 процент. Важную роль в косвенном налогообложении играет налог на добавленную стоимость, который подразделяется по товарам, ввозимым на территорию РФ (13 процент) и товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ (15 процентов).

Выделяют различные модели налогообложения в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги. Исходя из сделанных расчетов, можно сделать вывод, что для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов, поэтому она близка к латиноамериканской и евроконтинентальной моделям. Однако, косвенные налоги скрывают от налогоплательщика ту сумму, которую он платит государству, приоритет косвенных налогов делает налоговую систему менее прозрачной, более запутанной. В свою очередь, прямые налоги ничем не замаскированы, взимаются открыто и побуждают граждан контролировать правительство.

Это значит, что необходимо стремиться, чтобы прямые налоги преобладали над косвенными. Однако сложившиеся условия не позволяют достигнуть этого. А вот достижение равномерного распределение налогового бремени между прямыми и косвенными налогами возможно.

По двум рассмотренным показателям эффективности налоговой системы (налоговая нагрузка и соотношение прямых и косвенных налогов) можно сделать следующие выводы:

 Налоговая нагрузка в РФ за 2009-2014 гг. составила в среднем 36,3 процента;

 Показатель налоговой нагрузки в различных отраслях существенно отличаются в связи с различными затратами и рентабельность отраслей;

 Для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов.

Таким образом, необходимо добиваться эффективности налоговой системы, так как она является необходимым условием устойчивости экономических систем как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, регионов, так и на уровне РФ в целом.

moluch.ru

Статистика налогов

Цель данной главы – сформировать у студентов представление о классификации налоговых доходов, показателях состояния налогообложения. Особое внимание уделяется изучению динамики налоговых поступлений в целом и отдельных видов налогов.

Задачи статистики налогов

Налоговые поступления – основной источник формирования бюджета любого государства. Согласно Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. «О федеральном бюджете на 2013 год и па плановый период 2014 и 2015 годов» (с последующими изменениями) доходы, к примеру, на 2013 г. были предусмотрены в размере 12 865,9 млрд руб.; из них налоговые доходы составляли 94–95%.

Центральной задачей статистики налогов является сбор и обработка данных о налоговых поступлениях по регионам и стране в целом, изучение их состава, динамики, связи с важнейшими макроэкономическими показателями. Информация статистических органов позволяет видеть, как выполняется план по доходам бюджета соответствующего региона, оценить состояние налоговой сферы.

Поскольку налоги представляют собой основной источник формирования доходов государственного бюджета, статистика фиксирует не только суммы фактических поступлений налогов, но и размеры недоимок налогов и платежей в бюджет как юридических, так и физических лиц. По данным ведомственной отчетности, которую представляют налоговые инспекции по результатам контроля за правильностью уплаты налогов, статистика имеет обобщенные сведения о сумме дополнительных платежей в бюджет и финансовых санкций, примененных к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства. Если учесть, что нарушение налогового законодательства может иметь разные причины, в том числе недопонимание методики взимания некоторых налогов, то информация налоговых органов о числе налогоплательщиков, у которых выявлены нарушения, позволяет косвенно судить о необходимости улучшения налогового законодательства и дальнейшего развития налоговой реформы.

Налоговые доходы и их структура

Налоговые доходы – это совокупность обязательных платежей в бюджет, осуществляемых юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством.

Классификация налоговых доходов может быть дана со следующих позиций:

• исходя из структуры налоговой системы;

• по характеру налоговой базы;

• с точки зрения системы национальных счетов.

Статистика рассматривает налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, а также их распределение по уровням бюджетной системы, выделяя федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Современная налоговая система России сложилась на рубеже 1991 – 1992 гг. в период кардинальных экономических преобразований. Она создавалась на базе опыта зарубежных стран. Поэтому по структуре она соответствует системам налогообложения мировой экономики: в нашей стране существуют три уровня налоговой системы: федеральные, региональные (территориальные) и местные налоги и сборы. К федеральным (по ст. 13 ПК РФ) относятся следующие налоги и сборы: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, водный налог. Они действуют на всей территории России и взимаются по единым станкам, установленным Налоговым кодексом РФ. До 2005 г. к федеральным налогам относились также таможенные пошлины (экспортные и импортные), которые составляли в налоговых доходах федерального бюджета 2004 г. 25,7%. С 2005 г. взимаемые таможенные пошлины и таможенные сборы регулируются Таможенным кодексом РФ (а с 2010 г. – Таможенным кодексом Таможенного союза), хотя по сути они остаются налоговыми платежами. В период с 2001 по 2010 г. к федеральным налогам относился также единый социальный налог (ЕСН). С 2010 г. он заменен страховыми платежами в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. Эти платежи теперь не регулируются НК РФ, но являются для организаций обязательными, т.е. выполняют налоговую функцию.

Федеральные налоги составляют основу формирования федерального бюджета страны. Структура налоговых доходов в доход федерального бюджета РФ по прогнозу на 2013–2015 гг. представлена в табл. 20.1. Приведенные данные показывают, что 80% всех поступлений в федеральный бюджет обеспечивают два вида налогов: НДС и платежи за пользование природными ресурсами, а также таможенные пошлины (импортные и экспортные).

Таблица 20.1

Удельный вес отдельных налогов и сборов в общей сумме налоговых доходов РФ в федеральном бюджете в 2013-2015 гг., в %

Налоговые доходы – всего

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость

Налог на добычу полезных ископаемых

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Прочие налоговые доходы

Источник: Заключение Института экономической политики им. E. Т. Гайдара на проект федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]. С. 10. URL: iep.ru/files/text/other/IEP_zakluchenie_na_proekt_FB_2013-2015.pdf

Не все федеральные налоги полной суммой попадают в федеральный бюджет страны. Так, часть акцизов (на алкогольную продукцию) распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов в соотношении 60 и 40 по плану на 2013–2014 гг. Все 100% поступлений от налога на доходы физических лиц направляются в бюджеты субъектов. В результате именно этот налог играет преимущественную роль в формировании доходов бюджетов субъектов РФ.

Региональные налоги утверждаются и вводятся по законодательным актам субъектов. К ним (по ст. 14 НК РФ) сегодня относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Ставки налогов, сроки их уплаты и возможные льготы определяются законами субъектов РФ.

Местные налоги на основании ст. 15 НК РФ, включают в себя налог на имущество физических лиц и земельный налог. Ставки налогов определяются законодательными актами местных органов государственной власти, а в ряде случаев и субъектов РФ.

Общая характеристика структуры налоговых доходов по уровням налоговой системы, формирующих консолидированный бюджет РФ в 2012 г., представлена в табл. 20.2.

Таблица 20.2

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2012 г.

В % к сумме налоговых доходов

налогов со специальным налоговым режимом

Источник: URL: gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin23.htin

К специальным налоговым режимам относятся:

– единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

– упрощенная система налогообложения;

– единый налог на вмененный доход.

Специальные налоговые режимы предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков, освобождая их от уплаты некоторых налогов и невысокие ставки налогов

В целом количество налогов по НК за последние 18 лет существенно снижено: с 40 до 13 (табл. 20.3). В отношении некоторых налогов произведена замена их поступления, т.е. бюджета, в который они должны поступать.

Таблица 20.3

Система налогов и сборов РФ но НК РФ

Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ)

Региональные налоги (ст. 14 НК РФ)

Местные налоги (ст. 15 НК РФ)

1. Налог на добавленную стоимость

3. Налог на доходы физических лиц

4. Налог на прибыль организаций

5. Налог на добычу полезных ископаемых

7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

8. Государственная пошлина

1. Налог на имущество организаций

2. Налог на игорный бизнес

3. Транспортный налог

1. Земельный налог

2. Налог на имущество физических лиц

Налоги классифицируются статистикой исходя из действующей в России бюджетной классификации, а именно – по видам налогов в соответствии с объектом налогообложения и характером налоговой базы. Такая классификация удовлетворяет потребности государственных финансов, позволяет анализировать состояние финансов страны и ее регионов, изучать тенденции налоговых поступлений и строить прогнозы развития экономики.

Объекты налогообложения (ст. 38 НК РФ) включают в себя операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Стоимостная оценка или физическая характеристика объекта обложения представляет собой налоговую базу. Это ключевое понятие конкретного налога, раскрывающее ту основу, с которой взимается налог. В качестве налоговой базы используется стоимость реализованных товаров (НДС), количество произведенных и реализованных производителями подакцизных товаров (спирт, алкогольная продукция, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо и др. (ст. 181 НК РФ)), сумма дохода (налог на прибыль, налог на доходы физических лиц), стоимость имущества (остаточная стоимость основных средств, числящихся на балансе предприятия – налог на имущество организаций; недвижимость в собственности граждан – налог на имущество физических лиц), величина импорта и экспорта (таможенные пошлины), объем используемых природных ресурсов (объем воды, забранной из водного объекта; количество произведенной электроэнергии на гидроэлектростанциях; объем сплавляемой древесины с учетом расстояния сплава водным налог; количество добытых полезных ископаемых – налог на добычу полезных ископаемых; объекты животного мира и водных биологических ресурсов – сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Для характеристики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ предусмотрены семь групп налогов: 1) налог на прибыль организаций, 2) налог на доходы физических лиц, 3) налог на добавленную стоимость, 4) акцизы, 5) налоги на имущество, 6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, 7) платежи за пользование природными ресурсами.

Классификация налогов, используемая в системе национальных счетов (СНС), отражает потребности оценки экономики в целом. Она необходима для правильного исчисления валового внутреннего продукта. Рассмотренные выше виды налогов учитываются по типам институциональных единиц, уплачивающих налоги: домашние хозяйства, государственные учреждения, нефинансовые предприятия и др. Кроме того, в ней учитываются также, при каких обстоятельствах уплачивается налог (на производство продукции, при импорте и экспорте продукции). В СНС налоги подразделяются па две группы:

– текущие, уплачиваемые регулярно;

Классификация текущих налогов включает в себя:

– налоги на производство и импорт;

– налоги на доходы и имущество.

Налоги на производство и импорт подразделяются: а) на налоги на продукты и импорт; б) другие налоги на производство. Налоги на продукты и импорт – это косвенные налоги (НДС, акцизы, импортные и экспортные пошлины), взимаемые при реализации товаров и их ввозе. К другим налогам на производство можно отнести налоги на заработную плату и рабочую силу, налог на землю, налог на имущество организации, лицензионные сборы, платежи за пользование природными ресурсами и др.

Налоги на доходы и имущество представляют собой группу прямых налогов, которым соответствуют все налоги с доходов, в том числе с доходов от имущества (налог на прибыль, на доходы предприятий, на доходы физических лиц, транспортный налог и др.). Налоги на продукты и импорт используются при расчете ВВП производственным и распределительным методом.

В целом классификация налогов в СНС отличается от классификации налогов для оценки доходов государственного бюджета.

studme.org

Статистика

По данным федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2012 года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму 6488,3 млрд.рублей, что на 14,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам

В % кЯнварю-июлю 2011г.

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физ. Лиц

НДС на товары (услуги),реализуемые на территории РФ, ввозимые из Респ. Беларусь и Респ.Казахстан

НДС на товары (услуги), реализуемые на территории РФ

Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ

Налоги на имущество

Налоги, сборы и рег. платежи за пользование природными ресурсами

Налог на добычу полезных ископаемых

По данным таблицы можно сказать, что основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-июле 2012 года обеспечили поступления налога на прибыль организаций — 22,9%, налога на добычу полезных ископаемых — 22% , налога на доходы физ. Лиц — 19%, НДС на товары (услуги),реализуемые на территории РФ, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан — 18,4%

Также можно отметить следующее. В январе-июле 2012 года в консолидированный бюджет РФ поступило федеральных налогов и сборов 5795,8 млрд.рублей (89,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных — 392,1 млрд.рублей (6%), местных — 90,2 млрд.рублей (1,4%).

Косвенные налоги

Суть косвенных налогов

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Таким образом, косвенные налоги непосредственно связаны с той деятельностью, которой занимается налогоплательщик. Владелец товара, реализовывая его, получает с покупателя одновременно с ценой и налоги, которые в последствии перечисляет государству. Именно по этой причине косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. При косвенном налогообложении его субъектом является продавец товара или услуги, который одновременно является и посредником между государством и фактическим плательщиком налога, то есть потребителем этого товара или услуги.

studbooks.net

Прямые налоги, что к ним относится

Прямые налоги взимаются с физических лиц и оформленных компаний. Юридические и фактические лица, являющиеся плательщиками, совпадают по прямым и косвенным видам платежей. В качестве гражданина, обязующегося вносить периодические выплаты в казну государства, выступает получатель дохода, подлежащего налоговому обложению. В этом материале будут изучены ключевые понятия, особенности и разновидности подобных отчислений.

Прямые налоги: описательные особенности и характеристики

Данный тип взносов являет собой вариацию, при которой в качестве налогоплательщика выступает субъект, являющийся владельцем объекта налогообложения. К примеру, предприятием была получена прибыль, в ходе которой оно обязуется оплатить сбор или человек имеет недвижимое имущество и за этот факт выплачивает налоги. Понятно, что первые лица (в нашем случае – предприятие и гражданин) выступают в качестве субъектов обложения налогами. А их деньги или другие материальные ценности – непосредственные объекты налогообложения.

Таким образом, можно сделать соответствующие выводы. Они связаны с тем, что изъятие прямых налогов происходит с доходов и имущественных владений налогоплательщика. В качестве объектов могут выступать размеры совокупных доходных элементов или имущественная стоимость. Согласно практической статистике, есть две основополагающих группы, на которые можно разделить прямые налоговые обязательства.

Первая группа

Группа 1 – Сборы, выплачиваемые с дохода, который гражданин обретает по факту. В этом случае в качестве основополагающего объекта обложения налогами выступает доход фактического типа, полученный плательщиком налогов.

Сюда можно запросто включить несколько групп налоговых выплат:

  • НДФЛ;
  • налог на получаемую от ведомой деятельности прибыль;
  • выплаты на инвестиционные доходные направления.

К прямым налогам относится налог, который уплачивается с суммы, полученной в качестве фактического доходного направления.

Вторая группа

Группа 2 – Взносы, осуществляемые с предполагаемых доходных направлений. В качестве ключевых факторов данной группы можно выделить доходы, которые потенциально возможны к получению налогоплательщиком. Традиционно к данной группе можно отнести имущественные выплаты. При этом факт того, что происходит изъятие налоговой выплаты с дохода, который предполагается, не свидетельствует об однозначном получении субъектом данного дохода. Так что у среднестатистического гражданина изъятие данной налоговой группы зачастую вызывает непонимание и негодование.

К этому перечню выплат можно включить сразу несколько разновидностей выплатных действий:

  • налоги, выплачиваемые за факт добычи полезных ископаемых;
  • взносы, осуществляемые за недвижимость;
  • транспортные платежи;
  • наследственные выплаты и плата с дарения;
  • земельные удержания и отчисления.

Отсюда можно сделать вывод, что к прямым налогам относятся многочисленные группы. Существенная особенность данной группы заключается в том, что со стороны налогоплательщика здесь постоянно ощущается факт давления, относящегося к разной степени тяжести. В связи с данным причинным фактором происходит прямое желание отклониться от уплаты и найти законодательные «лазейки».

Ставка транспортного налога на 2017 в Воронежской области, как пример

Так что в итоге предприниматели искусственно занижают параметры прибыли, не хотят декларировать собственные доходы, скрывают имущество, находящееся в собственности. Отсюда напрашивается вывод: доля бюджета, идущего на прямые налоги, всегда ниже показателя, отправляющегося на косвенные отчисления.

Исторические данные

Данный тип налогов в исторической картине возник значительно раньше в сравнении с косвенными платежами. Прямые налоги – обязательные сбор, поэтому они должны быть внесены в государственную казну абсолютно каждым гражданином нашей страны. В рамках классификации этих сборов также может быть выделено два основополагающих типа – реальные и личные взносы. Установление прямых налоговых выплат происходит на доходные части и имущество. Субъект и государство имеют между собой прямую связь. Со стороны налогоплательщика появляется давление, как уже говорилось. Еще одним ключевым фактором является сложность в проведении расчета детальной налоговой суммы. Прямым налогом является сумма, которая выплачивается из своего кармана и исчисляется от стоимости выручки.

Пример ежемесячных налоговых выплат в 2016 году

Различия между прямыми выплатами и косвенными элементами

Согласно объектным параметрам обложения, можно отметить классификацию налогов по нескольким групповым направленностям:

  • отчисления на получаемые доходы;
  • НДС;
  • сборы за владение личным или коммерческим имуществом;
  • взносы на определенные разновидности деятельности.

С учетом того, что в налоговом механизме возникновения сборов прогрессируют и функционируют различные принципы, сами выплатные суммы могут делиться на две ключевых разновидности – прямые и косвенные налоги:

  1. Прямые налоги представляют собой процесс, при котором из дохода изымается определенная сумма. Аналогичная операция может проводиться и из имущественной стоимости. Это не только непосредственные налоги, но и взносы, выплачиваемые в специализированные ФСС, земельные и капитальные выплаты, удержания на пользование ценными бумагами.
  2. Косвенные платежи – факт проведения скрытого изъятия дохода посредством его включения в стоимость определенных товарных позиций. Сюда можно отнести такие параметры, как НДС, акцизные элементы, пошлины таможенного характера, покупные и продажные выплаты. Таким образом, данный тип сборов выступает в качестве основополагающего фактора ценообразования.

Несложно заметить, что абсолютно каждое из этих налоговых направлений обладает своими преимуществами и недостатками с позиции государства и самих плательщиков. Ведь первое заинтересовано в том, чтобы поддерживать стабильность экономического фона, в то время как вторая группа не желает платить налоги «непонятно, за что».

Преимущества и недостатки разных налоговых групп

Мы рассмотрели, что такое прямой налог, и каким образом происходит его непосредственное исчисление.

Ключевое достоинство прямых уплат состоит в том, что они способствуют относительно стабильным поступлениям в бюджет государства. Помимо этого, они являются достаточно эффективными, выступая в качестве инструмента целенаправленного влияния на общий спрос и предложение. Если принять во внимание минусы, которыми сопровождаются эти элементы, они заключаются непосредственно в их открытости. Плательщиками замечательно прослеживается доля и сумма дохода, и если она «бьет по карману», то существует немало попыток избежать от налогообложения всеми удобными и приемлемыми способами.

Что касается косвенных выплат, то они являются открытыми. Многие люди осуществляют их уплату и даже не знают об этом. Дело в том, что в товарной стоимости редко указывается факт того, какие именно сборы в нее включены. Для государства это плюс. Ведь за счет косвенного процесса налогообложения стоимость товаров может быть поддержана на уровне, который является социально значимым, при этом есть возможность ограничения в потреблении вредных товарных позиций. Аналогичная ситуация наблюдается с ценами на табак, спиртные изделия. Ведь здесь предполагаются не только налоги, связанные с добавлением стоимости, но и акцизы.

Налог с акциз и НДС

Есть много типов косвенных налогов. Например, таможенные пошлины обеспечивают усиление влияния государственного аппарата на национальных изготовителей товаров, происходит эффект импортного замещения. Если принимать во внимание недостатки, они состоят в том, что происходит усиление неравномерности распределения бремени по налогам. Разумеется, для высших слоев населения включение этих сумм в стоимость товаров является не таким ощутимым, как для бедного класса. Поэтому товары для бедных людей облагаются низкими налогами или вовсе освобождаются от такого бремени, в то время как продукты для богатых имеют повышенные стоимости. Еще один минус косвенных выплат состоит в том, что все они носят инфляционный характер.

Ключевые различия и примеры

Налоги, как уже говорилось, отличаются обширными классификационными возможностями. Исходя из уровня установления, они могут считаться федеральными, региональными, местными. На основании категорий, осуществляющих выплаты, они бывают для физических лиц и коммерческих структур. По способу взимания данные выплаты могут носить прямой и косвенный характер. Виды прямых налогов обширны и многогранны, и все они имеют свои плюсы и минусы. Современным законом не устанавливается того факта, что налоги могут быть прямыми и косвенными. Такая градация произошла, скорее всего, на том основании, что суть и характеристика плательщиков разительно разнятся между собой.

Прямой взнос подразумевает тот факт, что его исчисление осуществляется из дохода или стоимостного критерия имущества. Выплата производится из собственного кармана. Если рассматривать аналог – косвенный налог – то он выступает в качестве установления надбавки к стоимости товаров и услуг, уплачиваемой конечным покупателем.

Соотношение между типами налоговых вычетов

Если рассматривать оценку сопоставления этих сумм, в России она является существенной не только с позиции подбора приоритетных направлений, но и в рамках шанса использования иностранного опыта. Ведь государство планирует внедрить в это дело международные наработки, и процесс должен быть осуществлен с учетом общей экономической ситуации, принятием менталитета граждан, а также на базе отличий в разных уровнях. Чтобы была сформирована стойкая и эффективная модель, необходимо добиться определения оптимального уровня между прямым и косвенным обложением граждан налогами. Речь идет о структуре выплат.

Помимо этого, стоит заняться осуществлением оценки воздействия этих групп на общий экономический режим, и прийти к оптимальному показателю. В настоящее время в РФ в современных реалиях сложно ориентироваться на современные модели налогообложения, но правительство старается принять определенные меры. Чтобы было осуществлено полноценное распределение налогов прямого и косвенного типа, стоит провести расчеты в создании определенного баланса, поскольку определенные налоги должны быть эффективными и продуманными.

Итак, мы изучили, что представляют собой налоги прямого типа, и какие суммы к прямым налогам не относятся. Грамотный подход к их формированию и уплате позволит сделать так, чтобы обе стороны – государство и плательщики – чувствовали себя комфортно.

biztolk.ru

Еще по теме:

  • Налог за квартиру в 2011 году За какой период рассчитывается вычет, если я купила квартиру в конце года? Людмила А / 25 ноября 2014 г. Я купила и оформила квартиру в сентябре 2011 г. Правда, эта квартира имеет Дарственную на мою несовершеннолетнюю дочь. На тот момент я […]
  • Приказ фгос от 2012 г Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 […]
  • Виды образования которые предусматривает закон рф об образовании Уровни образования в Российской Федерации 1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом […]
  • Приказ минтруда рф от 17082018 551н Приказ минтруда рф 552н от 17082018 Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 23 июня 2016 г. №310Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ, МОНТАЖЕ, ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО […]
  • Федеральный закон автомобиль Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ"О […]
  • Приказ 563 от 2013 Приказ ФСБ РФ от 8 ноября 2012 г. N 563 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз иностранным гражданам и лицам без […]