Закон «О запрете курения»

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ
«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

С изменениями и дополнениями от:

14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 26 апреля, 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
23 февраля 2013 г.
N 15-ФЗ

Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. С 1 июня 2013 г. такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них. Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах. С 1 июня 2014 г. запретят курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в общежитиях, гостиницах, магазинах, кафе, ресторанах, на крытых рынках, пассажирских платформах у электричек. Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.

Предусмотрены ценовые и налоговые меры по снижению спроса на табачные изделия (увеличение акцизов на данную продукцию; установление минимальных розничных цен на нее).

Запрещаются реклама и стимулирование продажи табачных изделий (например, проведение лотерей, конкурсов и иных мероприятий, где призом являются сигареты). Также табачным компаниям нельзя будет выступать спонсорами любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры.

Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс.

Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана. Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла).

Закон содержит меры по ограничению торговли табачными изделиями. В частности, с 1 июня 2014 г. продавать их в розницу можно будет только в магазинах и павильонах, имеющих торговый зал. При отсутствии таковых в населенном пункте будет разрешена продажа в других объектах или развозная торговля. При этом выкладывать табачные изделия на витрину запретят. В торговом зале можно будет разместить лишь перечень продаваемой табачной продукции. Если у продавца возникнут сомнения в совершеннолетии покупателя, он сможет потребовать у него удостоверение личности.

Расширяется перечень мест, где торговать табаком запрещено. В него, в частности, включаются вокзалы (кроме магазинов «дьюти фри»), станции метро.

Для пресечения незаконной торговли табачной продукцией будут учитывать ее производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную продажу, а также отслеживать производственное оборудование, движение и распределение табачных изделий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г.

Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 г.

Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 г.

Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 25 февраля 2013 г., в «Российской газете» от 26 февраля 2013 г. N 41, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 февраля 2013 г. N 8 ст. 721, в «Парламентской газете» от 1-7 марта 2013 г. N 7

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г., за исключением подпунктов «в», «г» и «е» пункта 2 статьи 24 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 марта 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 456-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 530-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. В части 1 комментируемой статьи перечислены отдельные территории, помещения и объекты, на которых (в которых) для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака. Ранее в рамках такой регламентации в п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» устанавливалось, что в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

Перечень таких отдельных территорий, помещений и объектов расширен, что сделано в рамках реализации п. 2 ст. 8 «Защита от воздействия табачного дыма» Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, предусматривающего, что каждая Сторона принимает и осуществляет в областях существующей национальной юрисдикции, определенных национальным законодательством, и активно содействует на других уровнях юрисдикции принятию и осуществлению эффективных законодательных, исполнительных, административных и/или иных мер, обеспечивающих защиту от воздействия табачного дыма на рабочих местах внутри помещений, общественном транспорте и в закрытых общественных местах и в соответствующих случаях в других общественных местах.

Предусмотренный в ч. 1 комментируемой статьи перечень отдельных территорий, помещений и объектов, на которых (в которых) запрещается курение табака, вводится поэтапно. Так, в соответствии со статьей 25 комментируемого Закона с момента вступления данного Закона в силу, т.е. с 1 июня 2013 г. запрещается курение табака:

на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта (п. 1);

на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг (п. 2);

на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в т.ч. на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров (п. 4);

в помещениях социальных служб (п. 7);

в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления (п. 8);

на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях (п. 9);

в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов (п. 10);

на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами (п. 11);

на автозаправочных станциях (п. 13).

В соответствии с ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона с 1 июня 2014 г. запрещается курение табака:

в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров (п. 3);

в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания (п. 5);

в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах (п. 6);

на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении (п. 12).

В положениях ч. 1 комментируемой статьи прослеживаются аналогии с положениями Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», определяющими места, в которых не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции. Так, в соответствии с п. 3 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ*(38)) не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в абз. 2-7 п. 2 данной статьи, в других общественных местах, в т.ч. во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Положениями абз. 2-7 п. 2 указанной статьи, к которым сделана отсылка, установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;

в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;

на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в т.ч. на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях. Правила определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1425*(39);

на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

в нестационарных торговых объектах.

2-3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает изъятия из установленного в ч. 1 данной статьи перечня отдельных территорий, помещений и объектов, на которых (в которых) запрещается курение табака. Ранее в пункте 2 ст. 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» предусматривалось несколько иное регулирование. Так, устанавливалось, что на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

При этом согласно ч. 3 комментируемой статьи должны соблюдаться требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака. Указанные требования в соответствии с данной частью устанавливаются совместно:

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 28 сентября 2004 г. N 501 «Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации»*(40) и от 26 января 2005 г. N 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»*(41) является Минрегион России;

и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Указанным федеральным органом исполнительной власти является Минздрав России (см. коммент. к ст. 5 Закона).

Таким образом, следует ожидать издания соответствующего совместного нормативного правового акта Минрегиона России и Минздрава России.

В части 3 комментируемой статьи также предусмотрено, что устанавливаемые требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Установление таких нормативов предусмотрено в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»*(42), согласно которому критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Вместе с тем сведений об установлении гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий до настоящего времени нет. Таким образом, видимо, следует ожидать издания соответствующего нормативного правового акта Главного государственного санитарного врача РФ.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает обеспечение защиты от воздействия окружающего табачного дыма для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Согласно данной части порядок обеспечения защиты указанных лиц от воздействия окружающего табачного дыма устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, т.е. с Минздравом России (см. коммент. к ст. 5 Закона). Таким образом, следует ожидать издания соответствующего постановления Правительства РФ, которым будет определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а затем — соответствующего нормативного правового акта такого федерального органа исполнительной власти, согласованного с Минздравом России.

Согласно определению, данному в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»*(43), места принудительного содержания — это установленные законом места отбывания административного задержания и административного ареста; места отбывания дисциплинарного ареста; места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности); учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы; дисциплинарные воинские части, гауптвахты; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрено и регламентировано обозначение территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено. Так, установлено, что для такого обозначения соответственно размещается знак о запрете курения. При этом предусмотрено, что требования к данному знаку и к порядку его размещения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего постановления Правительства РФ, которым будет определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а затем — соответствующего нормативного правового акта такого федерального органа исполнительной власти.

6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает возможность установления органами государственной власти субъектов РФ дополнительных ограничений курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях. Представление о понятии общественных мест позволяют составить положения ст. 20.20 «Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» КоАП РФ. Согласно этим положениям (в ред. Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ*(44)) к таковым относятся детские, образовательные и медицинские организации, общественный транспорт (транспорт общего пользования), организации культуры, физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружениях, улицы, стадионы, скверы, парки.

base.garant.ru

Статьи 12 закона 15 фз

Муниципальный округ Останкинский

129515, г.Москва, ул. Академика Королева, дом 10

Муниципальный округ Останкинский

129515, г.Москва, ул. Академика Королева, дом 10

Разъяснения положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 1563-р «Концепция осуществления политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 1563-р утверждена «Концепция осуществления политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы», в которой четко прописаны все меры, которые будут приняты в целях снижения потребления табака и табачных изделий в РФ.

Положения Концепции соответствуют аббревиатуре «MPOWER», которая включает предложенные ВОЗ меры по снижению курения, такие, как:

мониторинг уровня потребления табака в стране, и, по результатам мониторинга, создание особой стратегии по предупреждению и снижению табакокурения;запрет курения в общественных и рабочих местах с целью уменьшения пассивного, а также для того, чтобы не вызвать желание закурить у детей и подростков;возможная помощь в борьбе против курения;активная работа по распространению знаний об опасности табака;категорический запрет на рекламу табачных изделий любого типа и на любых носителях, запрещение явного или скрытого стимулирования продажи, запрет на спонсорство со стороны производителей табачных изделий и табачных марок;максимальное повышение налогов на табачные изделия.

Таким образом, российское общество вполне подготовлено к принятию нового закона, тем более что отдельные его моменты уже реализовывались в соответствии с требованиями международной Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

С 1 июня 2014 года в России введены дополнительные ограничения розничной продажи и использования табачных изделий.

Федеральным законом от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ установлены:

общие понятия и принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;запреты на курение табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;ценовые, налоговые и организационные меры по сокращению спроса на табачные изделия и ограничению торговли ими;запреты на рекламу и спонсорство табака;меры медицинской помощи гражданам, направленные на лечение табачной зависимости.

1. В законе, прежде всего, обращают на себя внимание пункты, касающиеся медицинской помощи курящим, так в ст. 5 «Полномочия федеральных органов государственной власти», ст. 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в ст. 7 «Полномочия органов местного самоуправления» указаны полномочия и виды деятельности, которые эти органы должны осуществлять в части помощи курящим гражданам.

Власти всех уровней, в соответствии с законом, теперь обеспечивают оказание «гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья».

Отдельно прописаны и права граждан на оказание квалифицированной медицинской помощи, об этом говорится в ст. 17 «Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака».

Теперь в законе обозначена возможность обратиться в медицинские учреждения, где «лечащий врач обязан дать пациенту. независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана».

Может быть получена «медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака», в п. 2. ст. 17 сказано, что помощь оказывается «медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения», а оплата всех видов помощи ведется «в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», т.е. по полисам ОМС.

2. В новом законе подробно указаны места, где теперь сигареты и другие табачные изделия под запретом, в соответствии со ст. 12 закона к таким местам отнесены территории и помещения следующих объектов:

образовательные, культурные, спортивные, молодежные, медицинские, реабилитационные учреждения, объекты санаторно-курортных услуг;пассажирские поезда и суда дальнего следования, воздушный транспорт, а также все виды общественного транспорта городского и пригородного сообщения;пассажирские платформы пригородных поездов, территории ближе, чем в 15 метрах от входов и в помещениях вокзалов всех видов, аэропортов, портов, на станциях метрополитенов;общежития, хостелы, отели, гостиницы, другие помещения временного проживания;объекты торговли, в том числе рынки и нестационарные точки, помещения объектов бытовых услуг, общественного питания, рынков, нестационарных торговых объектах;помещения социальных служб;здания и помещения органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления;рабочие места в помещениях;лифты и в помещения общего пользования многоквартирных домов;детские площадки и пляжи;следственные изоляторы, помещения мест отбывания наказания;автозаправки.

К этому перечню целесообразно добавить объекты, содержащиеся в п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

В п. 14 Правил курение запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

Там, где курение запрещено, согласно закону, обязательно должны быть размещены соответствующие предупреждающие надписи и рисунки, для курящих должны быть специально выделенные места на открытом воздухе или на объектах в специально оборудованных, изолированных помещениях, где обязательно наличие системы вентиляции.

Также, следует отметить, что места, в которых запрещено курение, должны быть обозначены специальным знаком требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ранее, такой знак был утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 мая 2013 г. № 340н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения». Однако, он был отменен приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 февраля 2014 г. № 82 и в настоящее время какого-либо утвержденного знака, запрещающего курение, не существует.

Курить на лестничных площадках многоквартирных домов и под козырьком подъезда теперь также нельзя, п. 2 ст. 12 предусматривает курение только в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые также должны быть оборудованы системой вентиляции.

3. Попали под запрет и электронные сигареты, хотя прямо об этом нигде в законе не говорится, как нет и соответствующих разъяснений в первой части закона (основные понятия), но согласно ст. 16 «в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются: г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами».

4. Законодатели, разрабатывая статьи закона о ценовой политике в отношении табачных изделий, заложили все предстоящие расходы на медицинско-профилактическую работу и кампании по предупреждению распространения курения в будущие ценовые регламенты, в соответствии со ст. 13 закона будут подняты акцизы на табачные изделия, а также предприняты другие меры государственного воздействия на уровень цен на табачные изделия всех видов.

Согласно положению закона «минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям».

Иначе говоря, будет установлена минимальная планка стоимости табачных изделий, и в с соответствии с этим законом, установлена она будет в размере 75% от максимальной стоимости сигарет и других видов табачной продукции.

Устанавливать уровень цен будут в соответствии с Налоговым кодексом РФ органы государственной политики и нормативно-правового регулирования бюджетной и налоговой деятельности.

5. Законом введен запрет на курение и потребление табачных изделий несовершеннолетними, в числе мер, предупреждающих ранее курение, включены ограничения по демонстрации курения с телеэкрана, процесс курения и собственно табачные изделия запрещены к показу как в детских, так и во взрослых фильмах, передачах, других произведениях (за единственным исключением, когда вышеперечисленное является неотъемлемой частью художественного замысла или включено в демонстрацию произведения о вреде курения).

Продавать табачные изделия нельзя в киосках, небольших магазинах, многих других привычных местах, разрешена торговля ими лишь в крупных магазинах и торговых павильонах, имеющих торговый зал.

Поштучная, выездная и развозная торговля табачными изделиями запрещена, на прилавках пачки или их образцы или другие виды продукции, имитирующей сигареты выставлять нельзя, как запрещена торговля табачными изделиями через систему торговых автоматов.

Следует отметить, что все эти меры ограничивают только розничную продажу табачных изделий. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», розничная торговля — это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Соответственно, следует ожидать начала предоставления в магазинах, расположенных в местах, где розничная продажа табачных изделий запрещена, услуги проката табачных изделий под залог, или создания отделений оптовой продажи табачных изделий, на которые ограничения по выкладке сигарет на витрины и по торговле в запрещенных местах не распространяются.

6. Пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона № 15-ФЗ установлен запрет на курение в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.

При применении мер административного воздействия по фактам нарушения запрета курения табака в организациях общественного питания, направленных на предотвращение нарушения указанного запрета, необходимо исходить из определения термина «помещения, предназначенные для предоставления услуг общественного питания».

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», помещение – это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

Таким образом, если оказание услуг общественного питания осуществляется вне здания и одновременно с этим место (площадка), предназначенное для оказания таких услуг, имеет надземную часть, представляющую собой какую-либо искусственно возведенную плоскость (пол, настил и т.п.) и (или) навес, либо любой вид ограждения, включая декоративное, то такое место оказания услуг общественного питания считается расположенным в помещении, предназначенном для предоставления услуг общественного питания (например, веранды, шатры, палатки, балконы и т.п.), и на него распространяются установленные законодательством запреты на курение.

Относительно термина «нестационарный торговый объект» следует отметить, что согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» таковым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В свою очередь торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Учитывая, что при оказании услуг общественного питания реализуется товар, представляющий собой готовые блюда, напитки и др., нестационарные организации общественного питания будут относиться к нестационарным объектам торговли при условии наличия внутри них оборудования, предназначенного и используемого для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (барные стойки, витрины, стеллажи и т.п.). В таком случае на нестационарные объекты общественного питания будет распространяться запрет, установленный пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона № 15-ФЗ.

7. За курение в неположенном месте гражданам грозит штраф от 500 до 1500 рублей. Максимальный штраф от 2 до 3 тысяч рублей — за курение на детских площадках.

За продажу сигарет несовершеннолетним штрафуют продавца на 3–5 тысяч руб.

Должностные лица за продажу табака, курение на территории их объектов и за отсутствие знака о запрете курения будут оштрафованы. Штраф для должностных лиц — от 30 до 60 тысяч рублей, для юридических — от 60 до 90 тысяч.

Во время трансляции фильма, герои которого пускают клубы дыма, организатор мероприятия должен прокрутить ролик социальной рекламы о вреде табака — перед показом или во время него. Если этого не случится, должностному лицу грозит штраф от 10 до 20 тысяч рублей, а юридическому — от 100 до 200 тысяч рублей.

В целом, в обществе принятие закона оценивается позитивно, согласно последним исследованиям ВЦИОМ, 45% россиян за этот закон целиком и полностью, 49% хотели бы смягчения некоторых пунктов, верят в эффективность закона 47% опрошенных, сомневаются, что закон подвигнет людей бросать курить 46%, запрет курения в общественных местах поддержали 76% респондентов, а запрет рекламы и спонсорства 79%.

mo-ostankino.ru

Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

15 ноября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который дополняет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) статьями, предусматривающими ответственность за нарушение требований, запретов и ограничений, установленных Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Понятие «общественное место» законодательством не закреплено. Однако правоприменительная практика полиции и судебная практика свидетельствуют о том, что при определении критериев общественного места необходимо оперировать такими категориями как пространство или территория (в том числе транспорт), выделенная для общественного пользования; места, открытые для свободного доступа неограниченного круга лиц; места предполагающие возможность нахождения в них неопределенного круга лиц.

Статьей 12 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», определены территории, помещения и объекты, где запрещено курения табака:

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для
посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в
пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

Кроме того, частью 6 данной статьи предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах.

За нарушение указанных запретов наступает административная ответственность в соответствии со ст. 6.24 КоАП РФ «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах», которая по ч. 1 влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а по ч. 2 — наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Протоколы по данным административным правонарушениям вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

62.xn--b1aew.xn--p1ai

Еще по теме:

  • Федеральный закон 62 2002 года Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ"О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря […]
  • Приказ 36 на тахографы Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы […]
  • Система арбитражных судов рф фз Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ"Об арбитражных судах в Российской […]
  • Федеральный закон ст 30 п 11 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях" С изменениями и дополнениями от: 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 […]
  • Новый закон по газоснабжению Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ"О газоснабжении в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 22 августа […]
  • Приказ минтруда рф от 17082018 551н Приказ минтруда рф 552н от 17082018 Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 23 июня 2016 г. №310Н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ, МОНТАЖЕ, ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО […]