Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

1. В данной статье прежде всего проводится различие между понятиями «повод» (ч.1) и «основание» (ч.2) рассмотрения дела Конституционным Судом. Поводом к рассмотрению дела в судебном заседании служит такое обращение, которое соответствует требованиям настоящего Закона как к форме, так и к содержанию обращения (см. комментарий к ст.ст. 37, 38). Иначе говоря, в судебном заседании будет рассмотрено лишь такое обращение, которое исходит от надлежащего заявителя, содержит все необходимые атрибуты, оплачено государственной пошлиной и т.д.
Предварительное изучение обращений в Конституционный Суд проводит его Секретариат (см. комментарий к ст.40), который, в частности, и определяет, соответствует ли обращение требованиям настоящего Закона и, следовательно, можно ли считать его поводом к рассмотрению дела Судом.
Производство по поступившим материалам начинается в Суде независимо от того, соответствует ли обращение требованиям настоящего Закона или нет, а также независимо от его формы. Иными словами, регистрируются и в предварительном порядке изучаются Секретариатом Суда все обращения, поступающие в Суд, и именно на этой стадии, собственно, и дается оценка обращению с точки зрения ч.1 ст.36. Если Секретариат устанавливает, что обращение не подпадает ни под один из перечисленных в данной статье видов (запрос, ходатайство, жалоба), а также не отвечает требованиям Закона по форме либо по содержанию, он вправе проинформировать об этом заявителя и оставить обращение без дальнейшего движения.
2. Статья 125 Конституции соотносит форму обращения в Конституционный Суд, во-первых, с категорией заявителя и, во-вторых, с предметом рассмотрения. Так, запросом именуется всякое обращение о проверке конституционности закона, нормативного акта Президента, палаты Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, нормативных актов субъектов Федерации, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Кроме того, по запросу даются толкование Конституции и заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Наконец, по запросам судов проверяется конституционность законов, примененных или подлежащих применению в конкретных делах.
Жалобой именуется обращение в Конституционный Суд с требованием проверить конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле и нарушающего, по мнению заявителя, конституционные права и свободы граждан.
Статья 125 Конституции не содержит термина «ходатайство». В то же время из нее неясно, в какой форме заявитель может обратиться в Суд за разрешением спора о компетенции между органами государственной власти. Законодатель, учитывая особый статус Федерального конституционного закона, восполнил этот пробел, использовав термин «ходатайство» применительно к обращениям за разрешением споров о компетенции.
3. Если наличие повода к рассмотрению дела в Конституционном Суде — соответствующего требованиям настоящего Закона обращения — обязывает Суд принять его к рассмотрению, то наличие основания к рассмотрению дела обязывает Суд рассмотреть дело по существу в судебном заседании и вынести по нему мотивированное решение, за исключением тех случаев, когда имеются основания отказать в рассмотрении дела. Перечень этих оснований, содержащийся в ст.43 комментируемого Закона, является исчерпывающим.
Законодатель посчитал основаниями к рассмотрению того или иного дела несколько обстоятельств в зависимости от предмета, входящего в ряду других в компетенцию Конституционного Суда. Это либо обнаружившаяся (в ходе предварительного изучения материалов дела судьями и судьей-докладчиком) неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон, иной нормативный правовой акт, договор и т.д., либо обнаружившееся противоречие в позициях сторон в споре о компетенции, либо неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, которые могут быть устранены лишь в ходе судебного разбирательства.
Практика показывает, что нередко конституционность или неконституционность того или иного нормативного правового акта видны, что называется, «невооруженным глазом» уже на стадии получения запроса. Но, во-первых, решение об этом может быть вынесено лишь в рамках конституционного судопроизводства с соблюдением всех установленных наст
оящим Законом процессуальных правил; во-вторых, позиции судей чаще всего не совпадают; в-третьих, сам Закон требует (см. комментарий к ст.74), чтобы проверяемый акт оценивался с точки зрения как его буквального смысла, так и смысла, придаваемого ему актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, и с точки зрения его места в системе нормативных правовых актов. Иначе говоря, неопределенность, о которой идет речь, как правило, сохраняется до момента вынесения решения Суда по делу.
Основанием к рассмотрению дела о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления является само выдвижение такого обвинения. В данном случае законодатель ушел от понятия неопределенности в отношении того, соблюден или нет установленный порядок выдвижения обвинения, а ведь именно на этот вопрос Суду требуется ответить.

www.nashyprava.ru

§2. Подготовка слушания дела в Конституционном Суде РФ и задачи адвоката на этом этапе

Одним из важных этапов работы адвоката в Конституционном Суде составляет стадия подготовки дела к слушанию. На этой стадии необходимо выбрать вариант позиции по делу, подобрать доводы в ее обоснование, определить круг возможных свидетелей, специалистов, экспертов, подлежащих вызову в Суд, определить перечень документов, которые необходимо будет найти и представить суду.

Начать эту стадию необходимо с рассмотрения вопроса, имеет ли право на обращение в Конституционный Суд лицо, чьи интересы адвокат представляет.

В соответствии с Законом о Конституционном Суде (ч. 1 ст. 96) все физические лица имеют право на обращение в Конституционный Суд, если их конституционные права затронуты. Но лица, не достигшие 16 лет, а также недееспособные, самостоятельно обратиться в Конституционный Суд не могут. Суд их жалобу не примет к производству. От их имени в Конституционный Суд должны обращаться их законные представители.

Практика Конституционного Суда не ограничивает права иностранных граждан и лиц без гражданства на обращение в Конституционный Суд, если их конституционные права нарушены каким-либо правовым актом.

Далее необходимо убедиться, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в Конституционном Суде.

Во-первых, вопрос может быть не подведомствен Конституционному Суду (п. 1 ч. 2 ст. 40 Закона о Конституционном Суде). Если это очевидно, то уже секретариат уведомит заявителя об отказе принятия дела к рассмотрению. Если обстоятельства не очевидны, но присутствуют, то решение по этому вопросу принимает сам Суд.

Но необходимо учитывать, что не принятые Конституционным Судом материалы направляются им по подведомственности.

Во-вторых, необходимо проверить, не рассматривался ли ранее аналогичный вопрос Конституционным Судом. Если рассматривался и состоялось итоговое решение, то Конституционный Суд откажет в принятии жалобы, а если в производстве уже находится аналогичное дело, то он может их объединить в одно.

Отказ в принятии дела Конституционным Судом не исключает повторного обращения в суд по этому же вопросу, но только в случае существенного изменения обстоятельств.

Убедившись в отсутствии обстоятельств, препятствующих рассмотрению жалобы в Конституционном Суде, адвокат должен убедиться, что жалоба допустима и есть законные основания к направлению ее в Конституционный Суд РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона о Конституционном Суде основанием для рассмотрения дела в порядке конституционного правосудия является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон или иной нормативно-правовой акт, договор между органами государственной власти Федерации и ее субъектов и другие вопросы рассмотрения, которых входят в концепцию Конституционного Суда РФ.

Однако эта норма касается Суда в общем. Заявитель и его адвокат должны помнить, что, в соответствии со ст. 37 Закона о Конституционном Суде необходимо указывать в обращении конкретные основания обращения и свою позицию по этому вопросу.

Жалоба должна устанавливать факт, что оспариваемый правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан.

Если по ходатайству адвоката с запросом в Конституционный Суд обращается другой суд, то в этом запросе должно прозвучать прямое заявление о том, должен или не должен применяться этот нормативно-правовой акт и конституционен ли он.

lawtoday.ru

uristinfo.net

§2. Подготовка слушания дела в Конституционном Суде РФ и задачи адвоката на этом этапе

Одним из важных этапов работы адвоката в Конституционном Суде составляет стадия подготовки дела к слушанию. На этой стадии необходимо выбрать вариант позиции по делу, подобрать доводы в ее обоснование, определить круг возможных свидетелей, специалистов, экспертов, подлежащих вызову в Суд, определить перечень документов, которые необходимо будет найти и представить суду.

Начать эту стадию необходимо с рассмотрения вопроса, имеет ли право на обращение в Конституционный Суд лицо, чьи интересы адвокат представляет.

В соответствии с Законом о Конституционном Суде (ч. 1 ст. 96) все физические лица имеют право на обращение в Конституционный Суд, если их конституционные права затронуты. Но лица, не достигшие 16 лет, а также недееспособные, самостоятельно обратиться в Конституционный Суд не могут. Суд их жалобу не примет к производству. От их имени в Конституционный Суд должны обращаться их законные представители.

Практика Конституционного Суда не ограничивает права иностранных граждан и лиц без гражданства на обращение в Конституционный Суд, если их конституционные права нарушены каким-либо правовым актом.

Далее необходимо убедиться, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в Конституционном Суде.

Во-первых, вопрос может быть не подведомствен Конституционному Суду (п. 1 ч. 2 ст. 40 Закона о Конституционном Суде). Если это очевидно, то уже секретариат уведомит заявителя об отказе принятия дела к рассмотрению. Если обстоятельства не очевидны, но присутствуют, то решение по этому вопросу принимает сам Суд.

Но необходимо учитывать, что не принятые Конституционным Судом материалы направляются им по подведомственности.

Во-вторых, необходимо проверить, не рассматривался ли ранее аналогичный вопрос Конституционным Судом. Если рассматривался и состоялось итоговое решение, то Конституционный Суд откажет в принятии жалобы, а если в производстве уже находится аналогичное дело, то он может их объединить в одно.

Отказ в принятии дела Конституционным Судом не исключает повторного обращения в суд по этому же вопросу, но только в случае существенного изменения обстоятельств.

Убедившись в отсутствии обстоятельств, препятствующих рассмотрению жалобы в Конституционном Суде, адвокат должен убедиться, что жалоба допустима и есть законные основания к направлению ее в Конституционный Суд РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона о Конституционном Суде основанием для рассмотрения дела в порядке конституционного правосудия является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон или иной нормативно-правовой акт, договор между органами государственной власти Федерации и ее субъектов и другие вопросы рассмотрения, которых входят в концепцию Конституционного Суда РФ.

Однако эта норма касается Суда в общем. Заявитель и его адвокат должны помнить, что, в соответствии со ст. 37 Закона о Конституционном Суде необходимо указывать в обращении конкретные основания обращения и свою позицию по этому вопросу.

Жалоба должна устанавливать факт, что оспариваемый правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан.

Если по ходатайству адвоката с запросом в Конституционный Суд обращается другой суд, то в этом запросе должно прозвучать прямое заявление о том, должен или не должен применяться этот нормативно-правовой акт и конституционен ли он.

uristinfo.net

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября, 28 декабря 2010 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 12 марта, 4 июня 2014 г., 8 июня, 14 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года

Одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года

См. также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

Президент Российской Федерации

21 июля 1994 года

Федеральный конституционный закон определяет правовой статус Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Закрепляются полномочия Конституционного Суда РФ, его структура и порядок организации деятельности, а также правила производства в Конституционном Суде РФ.

Особое внимание уделено статусу судьи Конституционного Суда РФ. Регламентируется порядок назначения на должность судьи, порядок приостановления и прекращения его полномочий.

В качестве организационных форм конституционного судопроизводства предусматриваются пленарные заседания и заседания палат Конституционного Суда.

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 23 июля 1994 г. N 138-139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу с 1 августа 2015 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции России от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ»

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона за исключением изменений части первой статьи 115 настоящего Федерального конституционного закона, вступающих в силу с даты начала осуществления Конституционным Судом РФ конституционного судопроизводства в г. Санкт-Петербурге (21 мая 2008 г.)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона за исключением изменений части первой и третьей статьи 12 настоящего Федерального конституционного закона, устанавливающих предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ, вступающих в силу с 1 января 2005 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

base.garant.ru

Компетенция Конституционного Суда РФ. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ. Общие требования к обращению в Конституционный Суд РФ. Критерии допустимости жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод.

Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

  • Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
  1. федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
  2. конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  3. договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  4. не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • Разрешает споры о компетенции:
  1. между федеральными органами государственной власти;
  2. между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  3. между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  4. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  • Дает толкование Конституции Российской Федерации;
  • Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения
  • Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная ст. 3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ», может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ФКЗ «О Конституционном суде».
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны:

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;
  2. наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;
  3. необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
  4. наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;
  5. нормы Конституции Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном суде», дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;
  6. точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;
  7. конкретные, указанные в ФКЗ «О Конституционном суде РФ» основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;
  8. позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;
  9. требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;
  10. перечень прилагаемых к обращению документов.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

  • Разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
  • Обращение в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном суде РФ» не является допустимым. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона о Конституционном Суде основанием для рассмотрения дела в порядке конституционного правосудия является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон или иной нормативно-правовой акт, договор между органами государственной власти Федерации и ее субъектов и другие вопросы рассмотрения, которых входят в концепцию Конституционного Суда РФ.

Однако эта норма касается Суда в общем. Заявитель и его адвокат должны помнить, что, в соответствии со ст. 37 Закона о Конституционном Суде необходимо указывать в обращении конкретные основания обращения и свою позицию по этому вопросу.
Жалоба должна устанавливать факт, что оспариваемый правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан;

  • По предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
    В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ: Видео


legalquest.ru

Еще по теме:

  • Приказ 400 в мае Приказ Министра обороны РФ от 27 мая 2013 г. N 400 "Об утверждении Инструкции по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 27 мая 2013 г. […]
  • Делить имущество через суд Как разделить имущество супругов через суд? Супруги могут в любое время разделить общее имущество по соглашению между собой, которое должно быть нотариально удостоверено. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей […]
  • Логинов юрист Московская коллегия адвокатов "Домбровицкий и партнеры": состав коллегии Телефон для контактов: Электронный адрес: Член Палаты Налоговых Консультантов РФ Образование: Московская государственная юридическая академия. Диплом с отличием. […]
  • Судебная практика ст 198 ук рф Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным судами Кемеровской области Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях […]
  • Приказ о формах бухгалтерской отчетности организации 2014 Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 17 августа 2012 г. N 113н г. Москва "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н" Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 октября 2012 […]
  • Правила погрузки в вагоны Энциклопедия по машиностроению XXL Оборудование, материаловедение, механика и . Правила погрузки и перевозки грузов в вагонах Деление мест погрузки и выгрузки грузов на места общего и не-общего пользования имеет большое значение для определения […]