Хозяйственный процессуальный кодекс Украины (ХПК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 4(6). Склад господарського суду

Дела в хозяйственных судах рассматриваются судьей единолично. Любое дело, относящееся к подсудности этого суда, в зависимости от категории и сложности дела, может быть рассмотрено коллегиально в составе трех судей.

Просмотр в апелляционном порядке решений хозяйственных судов осуществляется апелляционными хозяйственными судами коллегией судей в составе трех судей.

Пересмотр в кассационном порядке решений местных и апелляционных хозяйственных судов осуществляется Высшим хозяйственным судом Украины коллегией судей в составе трех или большего нечетного числа судей.

Просмотр судебных решений хозяйственных судов Верховным Судом Украины осуществляется коллегиально.

Судья или состав коллегии судей для рассмотрения конкретного дела определяется в порядке, установленном частью третьей статьи 2 1 настоящего Кодекса.

1. В части 1 комментируемой статьи решается вопрос о составе местного хозяйственного суда при рассмотрении им хозяйственного дела. По общему правилу дела рассматриваются судьей единолично. Но любое дело, зависимости от ее категории и сложности, может быть рассмотрено судом коллегиально в составе трех профессиональных судей.

Судья, рассматривающий хозяйственную дело единолично, действует как суд. Это означает, что он единолично решает все вопросы, ‘ связанные с судебным разбирательством дела, и постановляет судебное решение именем Украины. После вступления в законную силу такое судебное решение становится обязанность ‘ заполнить. Это же касается и судебных решений, вынесенных коллегиально.

При коллегиальном рассмотрении дел все судьи имеют равные с председательствующим права и судебное решение считается принятым при условии, если за него проголосовало большинство судей.

Согласно раз ‘ объяснения Высшего арбитражного суда Украины » О судебном решении » решение хозяйственного суда может приниматься только тем судьей (судьями), который принимал участие в рассмотрении дела. В случае замены судьи в процессе рассмотрения дела или дополнительного введения судьи в состав суда рассмотрение дела следует начинать сначала, о чем председатель хозяйственного суда или его заместитель должен вынести решение. В случае необходимости этим же постановлением продлевается срок разрешения спора, но не более чем на один месяц (ч. З ст. 69 настоящего Кодекса). При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 20 этого Кодекса заявление об отводе судьи следует подавать, как правило, до начала рассмотрения дела.

Обязанность ‘ связной коллегиальное рассмотрение дел введен ч. 2 комментируемой статьи и касается пересмотра в апелляционном порядке решений местных хозяйственных судов. Такой пересмотр осуществляется апелляционными хозяйственными судами коллегией судей в составе трех судей.

Коллегиальный порядок рассмотрения дел установлен также ч. комментируемой статьи для пересмотра решений местных и апелляционных хозяйственных судов в порядке. Просмотр хозяйственных дел в кассационном порядке осуществляется Высшим хозяйственным судом Украины коллегией судей в составе трех или большего нечетного числа судей.

uazakon.ru

Состав, структура, полномочия Высшего хозяйственного суда Украины;

Состав, структура, полномочия апелляционных хозяйственных судов.

Состав, структура, полномочия местных хозяйственных судов.

Состав хозяйственного суда – это его внутренняя структура. Хозяйственные суды состоят из Председателя, заместителя Председателя, судей, работников аппарата суда.

Высшим органом является общее собрание судей – отделы по специализации (категориям дел) – кодификация – организационно-технический отдел.

Дела рассматриваются местным судом, как правило, единолично, но если любое дело, которое относится к подсудности этого суда, является сложным, оно может быть рассмотрено коллегиально в составе трех судей.

В местном хозяйственном может внедряться специализация, в соответствии с которой в составе суда образуется специализированные коллегии, например, по рассмотрению дел о банкротстве, по приватизации, по перевозке и др.

Количество судей в хозяйственных судах определяет Президент Украины по предоставлению Главы государственной судебной администрации и Председателя Высшего хозяйственного суда с учетом объема работ в тех или других судах и в пределах бюджетного финансирования.

Организационное обеспечение хозяйственного суда осуществляет его аппарат, который возглавляет руководитель аппарата, который подчиняется Председателю хозяйственного суда.

В штат аппарата судов входят помощники судей, научные консультанты, специалисты и др.

На штат аппарата хозяйственного суда распространяется действие Закона Украины “О государственной службе”.

Апелляционный суд состоит из Председателя, заместителя Председателя, судей и работников аппарата суда.

В апелляционном хозяйственном суде образуются и действуют судебные палаты согласно установленной специализации под руководством секретарей палат.

Структура: общее собрание судей – специализированные палаты – научно-консультативный отдел – организационно-технический отдел. Рассмотрение дел осуществляется коллегиально в составе трех судей по пересмотру в апелляционном порядке решений, определений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. К полномочиям: анализ статистики, изучение и обобщение судебной практики, методическая помощь и др.

Высший хозяйственный суд состоит из Председателя, первого заместителя Председателя, заместителей Председателя, судей и работников аппарата суда.

Структура Высшего хозяйственного суда: общее собрание судей — Пленум – специализированные палаты — научно-консультативный совет и официальный печатный орган – организационно-технический отдел.

Пленум Высшего хозяйственного суда образуется для решения общих вопросов деятельности хозяйственных судов. Он действует в составе всех судей Высшего хозяйственного суда.

Научно- консультативный совет Высшего хозяйственного суда создается для проработки вопросов, связанных с разъяснением законодательства, а также для предоставления выводов относительно проектов законодательных актов, и других вопросов, связанных с необходимостью научного обеспечения деятельности Высшего хозяйственного суда Украины (проекты Постановлений Пленумов).

Полномочия суда(ст.32 З\на) Пересмотр решений, постановлений и определений нижестоящих судов. Постановления ВХСУ являются обязательными и обжалованию не подлежат(только исключит-е).

Верховный суд Украины.

Полномочия ВСУ-гл.5 З\на

Состав- 20 судей(ст.39 З\на) по 5 судей от каждой специализации. Председатель из этого состава избирается тайным голосованием.

Структура: Пленум ВСУ(все 20 судей) – научно-консультативный совет и печатный орган – организационно-технический отдел.

Требования к судье общие и стаж работы в суде не менее 15 лет.

studopedia.su

Система хозяйственных судов Украины. Их задачи;

Стадии хозяйственного процесса.

Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению подведомственных ему споров осуществляется в определенной логической последовательности за стадиями хозяйственного процесса, в каждой из которых хозяйственно-процессуальные правоотношения имеют специфический характер, который определяется объектом этих отношений и субъектным составом участников, целью процессуальных действий.

Существует восемь стадий хозяйственного процесса, а именно:

(1) Возбуждение производства по делу.

(2) Подготовка материалов дела к рассмотрению в хозяйственном суде первой инстанции;

(3) Рассмотрение судебного дела по существу в хозяйственном суде первой инстанции;

(4) Вынесение решений судом 1инстанции.

(5) Проверка законности решения или определения местного хозяйственного суда в суде апелляционной инстанции;

(6) Пересмотр вступивших в законную силу, решений местных хозяйственных судов и постановлений апелляционной инстанции или их определений в кассационном порядке Высшим Хозяйственным Судом Украины;

Пересмотр постановлений Высшего Хозяйственного Суда Украины в кассационном порядке Верховным Судом Украины;

(7) Пересмотр решений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам;

(8) Исполнение судебных решений.

Тема 2. Хозяйственные суды Украины: система, состав, структура, полномочия

План:

1. Система хозяйственных судов Украины. Их задачи.

2. Состав, структура, полномочия местных хозяйственных судов.

3. Состав, структура, полномочия апелляционных хозяйственных судов.

4. Состав, структура, полномочия Высшего хозяйственного суда Украины.

5. Правовой статус судьи хозяйственного суда.

Система судов общей юрисдикции (ст.173 З\на ) существует на принципах территориальности, специализации и инстанционности.

Конституционный суд регулируется нормами Конституции и Законом Украины «О конституционном суде».

Общая система: местные суды — апелляционные суды – высшие специализированные суды(ВСС по рассмотрению гражданских и

уголовных дел, ВАСУ,ВХСУ) – Верховный суд Украины.

Суды создаются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Министра юстиции на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда (ст.19 З\на).

Согласно Закону Украины “О судоустройстве и статусе судей”, хозяйственные суды являются специализированными судами Украины. Система хозяйственных судов состоит из:

1-ая инстанция – местные хозяйственные суды;

2-ая инстанция – апелляционные хозяйственные суды;

3-тья инстанция – Высший хозяйственный суд Украины.

Местными хозяйственными судами является: хозяйственный суд Автономной республики Крым, хозяйственные суды областей, городов Киева и Севастополя.(п.2 ст.2)

Апелляционные хозяйственные суды являются судами апелляционной инстанции, которые образуются в апелляционных округах, с определением территории на которую распространяются их полномочия.(ст.26 Гл.3)

Высший Хозяйственный суд Украины является высшим судебным органом хозяйственных судов Украины.(Гл.4)

Задачами местных хозяйственных судов является:

(1) рассмотрение дел по первой инстанции (по существу), которые возникают из хозяйственных правоотношений, а также других дел, которые отнесены к их подсудности;

Задачи апелляционных хозяйственных судов:

(1) рассмотрение дел в апелляционном порядке;

(2) ведение и анализ судебной статистики;

(3) предоставления методических рекомендаций и помощи в применении законодательства местным судам;

Задачи Высшего Хозяйственного суда Украины:

(1) рассмотрение дел в кассационном порядке;

(2) ведение и анализ судебной статистики;

(3) обобщение судебной практики;

(4) разработка предложений относительно внесения изменений и дополнений в законы Украины;

(5) разработка методических рекомендаций относительно применения законодательства из Украины целью одинакового его применения.

studopedia.su

Состав хозяйственного суда

§ 1. Организация и состав хозяйственных судов

Система хозяйственного судоустройства определена Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. В настоя­щее время (по состоянию на 1 января 2009 г.) единую систему хо­зяйственных судов в соответствии со ст. 59 указанного Кодекса составляют: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Рес­публики Беларусь могут быть образованы специализированные хозяйственные суды (по банкротству, налоговые, земельные и иные). Однако в настоящее время ни одного такого суда в Белару­си не создано 179 .

Система хозяйственных судов Республики Беларусь и числен­ность судей представлены на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1

Численность судей хозяйственных судов Республики Беларусь установлена Указом Президента Республики Беларусь «О некото­рых вопросах деятельности хозяйственных судов Республики Бела­русь» от 8 октября 2008 г. № 553 в количестве 135 единиц, что отра­жено на рисунке 3.1 в разрезе конкретных хозяйственных судов 180 .

Таким образом, в Республике Беларусь хозяйственные суды образуют двухзвенную систему, действующую на основе принци­па инстанционности. Под вышестоящей судебной инстанцией в системе хозяйственных судов понимается суд, полномочный пере­сматривать в пределах своей компетенции судебные акты, приня­тые судом нижестоящей судебной инстанции.

Для сведения и сравнения приведем систему арбитражных судов союзного государства — Российской Федерации. Первый уровень составляют Федеральные арбитражные суды субъектов федерации Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения. Общее количество арбитражных судов первого уровня -81. Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судеб­ных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Третий уровень образуют 10 федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых ра­ботает в качестве кассационной инстанции по отношению к груп­пе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. В кас­сационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процес­суального права. Четвертый уровень представляет Высший Ар­битражный Суд Российской Федерации, который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судеб­ный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Структура арбитражных судов различного уров­ня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы. Федеральные арбитражные суды округов действу­ют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из граж­данских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмот­рению споров, возникающих из административных правоотноше­ний. В некоторых судах созданы налоговые коллегии. Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председа­телей утверждают членов судебных коллегий и председателей су­дебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики. Процессуальную основу деятельности арбитражных судов состав­ляет Арбитражный процессуальный кодекс РФ 181 .

Иная система хозяйственных судов функционирует в Украине. В соответствии со ст. 5 Закона Украины «О хозяйственных судах» в Ук­раине действуют Высший Хозяйственный Суд Украины, хозяйствен­ный суд Республики Крым, хозяйственные суды областей, г. Киева и г. Севастополя, которые составляют единую систему хозяйственных судов. Вместе с тем, законодательством Украины предусмотрена воз­можность образования других хозяйственных судов: городских, меж­районных, районных и т. п. Образование новых звеньев может осуще­ствляться Верховной Радой Украины по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. В Высшем Хозяйственном Суде Ук­раины образовано четыре судебные коллегии (палаты): по рассмотре­нию дел о банкротстве; по рассмотрению споров, связанных с госу­дарственным регулированием экономических отношений; по рассмотрению дел по спорам между хозяйственными субъектами; по рассмотрению дел по хозяйственным спорам, связанным с защитой права на объекты интеллектуальной собственности.

В Республике Беларусь низовым звеном системы хозяйствен­ных судов является суд области (г. Минска).

В свое время в качестве возможного варианта предлагалось образовать суды в крупных городах, не являющихся областными центрами, но в которых имеется большое сосредоточение промыш­ленных предприятий и предпринимательских структур 182 . Однако практической реализации данная идея не получила. Как в России, так и в Беларуси, а, впрочем, и во всех других странах СНГ хозяй­ственные (арбитражные) суды ниже областного уровня не образова­ны. В случае учреждения специализированных судов (например, по делам о банкротстве или по спорам с участием налоговых органов), как представляется, их статус будет приравнен к областному суду.

Система хозяйственных судов, представляя собой обособленную часть судебной системы Республики Беларусь, является замкнутой по своей сути, построенной по инстанционному принципу системы спе­циализированных судов, осуществляющих разрешение экономичес­ких и иных отнесенных к их ведению споров между субъектами пред­принимательской и иной экономической деятельности.

В нашей стране возглавляет систему хозяйственных судов Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, который несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хо­зяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершен­ствование их деятельности.

Состав Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь представлен ниже на рисунке 3.2.

Высший Хозяйственный Суд является высшим судебным ор­ганом по разрешению хозяйственных споров. Он осуществляет также проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает их отчеты, изучает и обобщает судебную практику.

Кроме того, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

1) вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь пред­ложения о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 183 и ч. 4 ст. 116 Конституции Республики Беларусь 184 ;

2) изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятель­ности, дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

Рисунок 3.2

3) осуществляет контроль за исполнением хозяйственными судами Республики Беларусь постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

4) оказывает судьям хозяйственных судов помощь по приме­нению законодательства;

5) разрабатывает предложения по совершенствованию зако­нодательства, регулирующего отношения в сфере предпринима­тельской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

6) осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распрост­раняет положительный опыт работы, совместно с Министерством юстиции Республики Беларусь осуществляет проверки хозяйствен­ных судов в части их кадрового обеспечения;

7) ведет и анализирует судебную статистику и организует ра­боту по ее ведению в хозяйственных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе совместно с Ми­нистерством юстиции Республики Беларусь — по их кадровому обес­печению и самостоятельно — по другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекаю­щие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иност­ранными и международными организациями.

Компетенция Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь определена в ст. 70 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, в соответствии с положениями которой данное должностное лицо:

1) организует деятельность Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и иных хозяйственных судов;

2) утверждает персональный состав экзаменационной комис­сии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на дол­жности судей хозяйственных судов, порядок подготовки и прове­дения квалификационных экзаменов;

3) созывает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республи­ки Беларусь, организует работу Президиума Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь и председательствует на их засе­даниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вопросы, от­несенные к их ведению;

4) вносит представления Президенту Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к его компетенции ХПК;

5) вносит на утверждение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь представления по составу судебных кол­легий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

6) организует работу по изучению и обобщению судебной прак­тики, ведению и анализу судебной статистики;

7) организует работу по осуществлению контроля за исполне­нием постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Рес­публики Беларусь;

8) формирует судебные составы для рассмотрения дел;

9) назначает судей в качестве председательствующих в судеб ных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

10) вправе председательствовать в заседаниях судебных кол­легий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

11) вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

12) распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями Председателя Высшего Хозяйственного Суда Рес­публики Беларусь;

13) осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Хо -зяйственного Суда Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Высшего Хо­зяйственного Суда Республики Беларусь, согласовывает назначе­ние на должности и освобождение от должностей работников ап­паратов хозяйственных судов областей (г. Минска), специализированных хозяйственных судов;

14) назначает составы судебных коллегий хозяйственных судов областей (г. Минска) по представлению председателей этих судов;

15) выносит на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь представления о несоответствии постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республи­ки Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;

16) вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Мини­стров Республики Беларусь и иные государственные органы пред­ложения по совершенствованию законодательства, а также по уст­ранению нарушений законодательства;

17) представляет Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами, иными орга­низациями, в том числе иностранными и международными;

18) организует работу Высшего Хозяйственного Суда Респуб­лики Беларусь по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

19) осуществляет иные полномочия в соответствии с законо­дательными актами.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Бе­ларусь издает приказы по вопросам, относящимся к его компетен­ции, не связанным с судопроизводством.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Бе­ларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Националь­ного собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Со­вета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда утверждает структуру и штатные расписания аппаратов Высшего Хозяйствен­ного Суда, хозяйственных судов областей и г. Минска.

Указом Президента Республики Беларусь «Об установлении численности судей и работников аппаратов хозяйственных судов Республики Беларусь» от 17 июля 2006 г. № 453 определено коли­чество заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда -3 единицы, в том числе один первый заместитель.

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Бела­русь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственно­го Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

1) возглавляют судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обя­занностей;

2) председательствуют в заседаниях судебных коллегий Выс­шего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и назначают пред­седательствующими судей соответствующей судебной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

3) вправе по поручению Председателя Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь председательствовать в заседани­ях Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Респуб­лики Беларусь;

4) организуют изучение и обобщение судебной практики, ве­дение и анализ судебной статистики;

5) руководят работой структурных подразделений аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;

6) информируют Пленум Высшего Хозяйственного Суда Рес­публики Беларусь о деятельности возглавляемых ими коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях па­лат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Прези­диума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пле­нума Верховного Суда Республики Беларусь.

В случае отсутствия Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь или при не­возможности исполнения ими своих обязанностей полномочия Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляет один из заместителей Председателя Высшего Хозяй­ственного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределе­нием обязанностей.

Наиболее важные вопросы деятельности хозяйственных су­дов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, состав и полномочия которого представлены в § 2 темы 3 данного учебного пособия.

1 79 В судоустройственной науке слабо развиты теоретические концепции о возможности создания иных хозяйственных судов, приравненных к хозяйственным судам областей. Данное обстоятельство предопределило обоснование Е.В. Бурди-ной возможности создания в Российской Федерации территориальных арбитраж­ных судов. Так, в зависимости от зоны распространения судебной власти территори­альный суд может быть представлен межгерриториальным и внутритерриториальным арбитражными судами. С учетом этого в работе делается вывод о составе арбитраж­ных судов основного звена, который образуют, во-первых, арбитражные суды субъек­тов федерации, определяемые в зависимости от видов субъектов РФ, и, во-вторых, иные приравненные к ним территориальные арбитражные суды, в зависимости от зоны распространения судебной власти, имеющие характер внутритерриториальных или межтерриториальных. При этом зоной юрисдикции межтерриториального ар­битражного суда являются территории нескольких субъектов РФ, входящих в один судебный округ. Последнее обстоятельство основано на делении РФ на судебные округа по экономико-географическому признаку. Зоной юрисдикции внутритерри-ториального арбитражного суда указанный автор предлагает признать судебную тер­риторию (участок), являющийся по площади частью одного субъекта РФ. Критери­ями образования судебных участков предлагаются: 1 ) распространенность экономических споров во внутритерриториальных арбитражных судах и 2) судейс­кая нагрузка по их рассмотрению. См.: Бурдина, Е.В. Организация арбитражных судов субъектов Российской Федерации, ее правовая основа и перспективы разви­тия: автореф. . дис. канд. юрид. наук / Е.В. Бурдина. — Саранск, 2000. — С. 7.

180 См.: Об установлении численности судей и работников аппаратов хозяй­ственных судов Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 17 июля 2006 г., №№ 453: в ред. Указа Президента Республики Беларусь, 06.09.2007 г., № 408, с учетом изменений, внесенных 8 октября 2008 г. Указом Президента Республики Беларусь № 553 «О некоторых вопросах деятельности хозяйствен­ных судов Республики Беларусь» // НРПА. — 2007. — № 222.

1 81 Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации: постатейный / отв. ред. Г.А. Жилин. — 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Проспект: Велби, 2008. — 795 с.

1 82 Клеандров, М. И. Очерки российского судоустройства: проблемы насто­ящего и будущее / М. И. Клеандров. — Новосибирск: Наука, 1 998. — С. 1 55.

1 83 То есть о признании нормативного акта неконституционным.

1 84 См. подробнее: О порядке обращения хозяйственных судов Республики Беларусь в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о про­верке конституционности нормативных актов: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, 26 апреля 2005 г., № 15 // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. — 2005. — № 5.

ebooks.grsu.by

3 Состав и порядок формирования Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя и заместителей Председателя. Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом Республики Беларусь. Количественный состав суда устанавливается также главой государства по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:

1 Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

2 Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

3 коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;

4 судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.[19]

ВВысшем Хозяйственном Суде Республики Беларусьфункционируеттакже квалификационная коллегия судей:

— кассационная коллегия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

— судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

— судебная коллегия по банкротству Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

— судебная коллегия по налоговым спорам Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

В структуре хозяйственных судов действует Служба судебных исполнителей. Данная служба была создана Указом Президента Республики Беларусь от 8 октября 1997 г. № 507 «О создании службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь». В состав этой службы кроме отделов исполнения решений хозяйственных судов областей и г. Минска входит также и Управление контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда. Управление осуществляет контроль за работой судебных исполнителей областных хозяйственных судов.

В целях повышения эффективности судебной защиты, прав и законных интересов физических и юридических лиц проводятся совместные заседания Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь [1].

3.1 Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, его заместители его компетенция

Председатель Высшего Хозяйственного Суда, его Первый заместитель и заместители осуществляют функцию правосудия и руководят работой суда [27, с. 159]. Председатель назначается из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Первый заместитель Председателя и заместители назначаются Президентом Республики Беларусь из числа судей по представлению председателя Высшего Хозяйственного Суда сроком на пять лет.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда возглавляет Высший Хозяйственный Суд. Его полномочия состоят в осуществлении правосудия и в организации работы суда.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

организует деятельность Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и иных хозяйственных судов;

утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей хозяйственных судов, порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

созывает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, организует работу Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вопросы, отнесенные к их ведению;

вносит представления Президенту Республики Беларусь по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Кодексом;

вносит на утверждение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь представления по составу судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

организует работу по изучению и обобщению судебной практики, ведению и анализу судебной статистики;

организует работу по осуществлению контроля за исполнением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

формирует судебные составы для рассмотрения дел;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет иные обязанности между судьями;

вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

вправе истребовать из нижестоящих судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики, для принятия их к своему производству, а также для проверки их в порядке надзора;

распределяет обязанности между первым заместителем и заместителями Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей работников аппаратов хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов;

назначает составы судебных коллегий хозяйственных судов областей (города Минска) по представлению председателей этих судов;

выносит на рассмотрение Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь представления о несоответствии постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству;

вносит Президенту Республики Беларусь, в Совет Министров Республики Беларусь и иные государственные органы предложения по совершенствованию законодательства, а также по устранению нарушений законодательства;

представляет Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь в отношениях с государственными органами, иными организациями, в том числе иностранными и международными;

ведет личный прием граждан, организует работу Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по приему граждан и рассмотрению обращений граждан;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами [21].

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь издает приказы по вопросам, относящимся к его компетенции, не связанным с судопроизводством.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

С октября 2001 г. Председателем Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь является доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь Виктор Сергеевич Каменков. Он активно занимается научной и общественной деятельностью. Является действительным членом Международной Академии организационных и управленческих наук, членом Пленума Экономического Суда СНГ, членом Правового консультативного Совета СНГ, автором большого количества учебно-методических пособий, монографий, словарей, а также статей и других публикаций по вопросам гражданского и хозяйственного процесса, гражданского права, банкротства и др.

Указом Президента Республики Беларусь от 01 ноября 2002 г. № 542 награжден орденом Почета.

3 марта 2004 г. В.С. Каменков избран Председателем Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики. С 21 апреля 2005 г. – Сопредседатель Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики. С 10 сентября 2007 г. – Председатель Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики.

18 марта 2005 г. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Виктор Сергеевич Каменков избран академиком Международной Академии информационных технологий.

В 2006 году избран Председателем Белорусского республиканского Союза юристов.

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

осуществляет полномочия Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в его отсутствие, в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению;

вправе по поручению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь председательствовать в заседаниях Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

организует работу структурных подразделений аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;

ведет личный прием граждан;

организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов хозяйственных судов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. [18]

С апреля 2009 г. первым заместителем Председателя Высшего Хозяйственного Суда является Василий Николаевич Демидович. Ему присвоен высший квалификационный класс.

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

возглавляют судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;

председательствуют в заседаниях судебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и назначают председательствующими судей соответствующей судебной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

вправе по поручению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь председательствовать в заседаниях Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

организуют изучение и обобщение судебной практики, ведение и анализ судебной статистики;

руководят работой структурных подразделений аппарата Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей;

информируют Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых ими коллегий Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

ведут личный прием граждан;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вправе принимать участие в заседаниях палат Национального собрания Республики Беларусь, их комиссий, заседаниях Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, заседаниях иных государственных органов, заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Заместителями Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь являются А.П. Егоров, В.Н. Рябцев.

studfiles.net

Еще по теме:

  • Закупки следственного комитета Финансово-хозяйственная В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все заказы путем проведения торгов и […]
  • Самая дешевая осаго по саратову У кого самое дешевое ОСАГО? Благодаря изменению методики расчета стоимости ОСАГО впервые за время существования «автогражданки» появилась возможность рыночной конкуренции между страховщиками. По задумке специалистов Центробанка, введение тарифного […]
  • Вычет из налогов ооо Какие налоги платит ООО В России существует несколько систем налогообложения. В зависимости от применяемой системы ООО и платит налоги. Самой трудоемкой в плане ведения учета и расчета налогов можно считать общую систему налогообложения. На […]
  • Трудовой стаж для расчета пенсии Страховой стаж Страховой стаж – это периоды работы или другой деятельности, за которые работодатель уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд. Наличие стажа обязательно для назначения большинства пенсий. Как начисляется страховой стаж, что в нём […]
  • Закон рф о социальной защите граждан подвергшихся воздействию ВНИМАНИЕ! ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" С 01.07.2016 вступил в силу Федеральный Закон от 29.12.2015 №388-ФЗ, который вносит изменения в Закон […]
  • Чтобы больше назначили пенсию В Минтруде сообщили об отказах россиянам в пенсии по старости В Минтруде сообщили об отказах россиянам в пенсии по старости Министр труда и социальной защиты Максим Топилин рассказал, что в 2017 году Пенсионный фонд отказал нескольким россиянам в […]