Сопротивление изоляции на судах

Величины сопротивлений изоляции электрооборудования должны соответствовать рекомендациям заводских формуляров или инструкций по эксплуатации.

При отсутствии рекомендаций величины сопротивлений изоляции электрооборудования, находящегося в эксплуатации, должны быть не менее значений, указанных в таблице 2.

Измерение сопротивления изоляции электрооборудования в нагретом (рабочем) состоянии должно выполняться немедленно после вывода из действия и отключения питающего напряжения.

Отсчет величины сопротивления изоляции должен производиться не ранее, чем через 1 минуту после приложения испытательного напряжения.

Сопротивление изоляции в нагретом состоянии, МОм

Измерение сопротивления изоляции электрооборудования, в состав которого входят элементы электроники, необходимо выполнять приборами, рекомендованными инструкцией по эксплуатации этого электрооборудования. При отсутствии таких рекомендаций следует применять омметры с низким напряжением.

При выполнении измерений сопротивления изоляции с помощью переносных мегаомметров необходимо соблюдать меры безопасности в соответствии с Правилами техники безопасности.

Электрооборудование, сопротивление изоляций которого ниже нормы, должно быть выведено из действия, после чего необходимо принять меры к повышению сопротивления его изоляции. Ввод в действие электрооборудования, имеющего сопротивление изоляции ниже нормы, запрещается.

Для предотвращения снижения сопротивления изоляции неработающего электрооборудования, имеющего встроенные электрообогреватели, последние следует включать по мере необходимости.

Работы по ТО устройств автоматического контроля сопротивления изоляции должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации или выполняться специализированным предприятием в период проведения ТО распределительных устройств, где они установлены.

Периодичность измерения сопротивления изоляции электрооборудования. Общее сопротивление изоляции судовых сетей щитовыми мегаомметрами необходимо измерять не реже одного раза в сутки, при наличии вахты — не реже одного раза за вахту. Результаты измерений должны быть занесены в машинный электротехнический журнал.

Измерения сопротивлений изоляции всего электрооборудования должны производиться переносными мегаомметрами при снятом напряжении не реже одного раза в месяц с занесением результатов измерений в журнал технического состояния.

Измерение сопротивления изоляции необходимо производить также в следующих случаях:

  1. при подготовке электрооборудования к действию и после вывода его из действия, если это предусмотрено инструкцией по эксплуатации или указаниями соответствующих разделов Правил;
  2. при вводе электрооборудования в действие после ремонта или продолжительного нерабочего периода;
  3. перед началом и после окончания работ по ТО электрооборудования;
  4. перед выдачей передвижного, переносного электрооборудования и ручного электроинструмента для использования.

Электроизоляционные материалы. Применяемые в конструкциях судового электрооборудования изоляционные материалы в зависимости от класса нагревостойкости должны допускать длительную работу при температурах:

  • класс изоляции А — 105°С,
  • соответственно Е – 120°С,
  • В — 130°С,
  • F- 155°С,
  • Н-180°С.

Защитные заземления. Защитные заземления стационарного, передвижного и переносного электрооборудования должны соответствовать технической документации, Правилам Регистра и Правилам техники безопасности.

Сопротивление защитного заземления должно быть не более: 0,1 Ом — при заземлении отдельной перемычкой (проводником); 0,4 Ом — при заземлении жилой питающего кабеля.

Исправность защитных заземлений должна контролироваться при осмотрах и ТО соответствующего электрооборудования, а у переносного электрооборудования — также перед выдачей его для использования. При этом необходимо проверять:

  1. исправность заземляющих проводников, отсутствие обрывов заземляющих жил питающих кабелей;
  2. надежность крепления заземляющих проводников и заземляющих жил питающих кабелей к корпусным конструкциям и корпусам электрооборудования;
  3. надежность контактов между корпусами электрооборудования и корпусными конструкциями (при заземлении путем непосредственного контакта);
  4. надежность контактов в узлах заземления металлических оплеток и экранов жил кабелей, состояние пайки в местах присоединения к оплеткам и экранам заземляющих проводников;
  5. надежность заземлений молниеотводного устройства (при наличии);
  6. состояние защитных лакокрасочных покрытий контактных поверхностей узлов заземления.

Все выявленные при проверке неисправности должны быть немедленно устранены, отсутствующие штатные защитные заземления должны быть восстановлены.

www.trans-service.org

БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА

Студенческий блог для электромеханика. Обучение и практика, новости науки и техники. В помощь студентам и специалистам

Измерение сопротивления изоляции

Способы измерения сопротивления изоляции

Строгое соответствие сопротивления изоляции токоведущих частей установленным требованиям является важнейшим условием бесперебойной работы электроустановки.
Как указывалось ранее, при несовершенной изоляции токоведущих частей друг от друга и от корпуса судна, т. е. при недостаточно высокой величине ее сопротивления, происходит утечка тока через изоляцию кабелей, машин, аппаратов, арматур и через корпус судна. Чем меньше сопротивление изоляции, тем больше утечка тока.

По закону Ома ток утечки Iут (в амперах) равен напряжению между токоведущими частями U (в вольтах), деленному на сопротивление изоляции между токоведущими частями Rиз (в омах), т. е.

Если, например, для какого-либо фидера, идущего от главного распределительного щита, сопротивление изоляции между жилами кабеля равно 550000 ом, а напряжение судовой сети — 110 в, то ток утечки в этом фидере равен

т. е. двум десятитысячным долям ампера. Предположим теперь, что от этого щита отходит всего десять фидеров, сопротивление изоляции каждого из которых равно 550000 ом (для простоты считаем сопротивления изоляции всех фидеров одинаковыми). Очевидно, что общий ток утечки во всех десяти фидерах достигнет 0,0002×10 = 0,002 а (два миллиампера).

Следовательно, сопротивление изоляции всей сети, состоящей из десяти отходящих от щита фидеров, будет равно

т. е. в 10 раз меньше сопротивления изоляции одного фидера.

Поэтому необходимо отличать сопротивление изоляции одного фидера (или какого-либо участка сети) от сопротивления изоляции всей судовой сети: последнее всегда будет в несколько раз меньше сопротивления изоляции одного фидера.

Чтобы ток утечки Iут не превосходил величины, допускаемой для нормальной работы электроустановки, надо обеспечить должную величину сопротивления изоляции Rиз, а для этого прежде всего необходимо знать в каждый момент состояние изоляции, т. е. уметь измерять ее сопротивление.

На судах измерение сопротивления изоляции производится: а) под напряжением с помощью измерительных приборов, установленных на главном распределительном щите и б) при снятом напряжении с помощью переносных мегомметров.

На щитах электрических станций постоянного тока для измерения сопротивления изоляции применяются высокоомные вольтметры, а на щитах электростанций переменного тока — щитовые мегомметры. Измерение сопротивления изоляции при снятом напряжении производится переносным мегомметром. Они дают более точные результаты.

Правила и нормы измерения сопротивления изоляции

Нормы допустимых величин сопротивления изоляции, порядок и сроки производства необходимых измерений определяются действующими «Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования».

Согласно этим Правилам сопротивление изоляции отдельных осветительных фидеров по отношению к корпусу судна должно быть не менее 0,5 мгом для установок, находящихся в эксплуатации, и не менее 1,5 мгом для новых установок.

Для силовых фидеров эти величины должны составлять соответственно 0,5 и 1 мгом, а для электрических машин мощностью до 100 кет и напряжением до 500 в — 1 и 2 мгом и т. д.
Общее сопротивление изоляции судовой сети, находящейся под напряжением, измеряют через каждый час прибором, установленным на главном распределительном щите. Результаты измерения заносятся в вахтенный журнал по электрочасти.

В случае пониженного сопротивления изоляции необходимо последовательной проверкой и отключением найти группу с низким сопротивлением, затем отключить эту группу от щита и искать дальше место повреждения переносным мегомметром. Правилами запрещается отыскивать место повреждения под напряжением, т. е. без отключения группы от щита.
Помимо ежедневного измерения сопротивления изоляции щитовым прибором, необходимо производить измерения переносным мегомметром:

  1. один раз в месяц — всех фидеров, машин и приборов с занесением результатов замеров в специальный журнал;
  2. перед каждым выходом в море и после окончания рейса — электрической схемы рулевого управления;
  3. перед началом и после окончания грузовых операций — электроприводов грузовых лебедок и кранов;
  4. перед заходом в порт — электроприводов брашпилей и швартовных шпилей и лебедок.

Установки (электрические машины, кабельные линии и т. п.) с пониженным сопротивлением изоляции должны быть выведены из действия для проведения необходимых мер по повышению изоляции до установленных норм.

www.electroengineer.ru

БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА

Студенческий блог для электромеханика. Обучение и практика, новости науки и техники. В помощь студентам и специалистам

Схемы и методы контроля сопротивления изоляции судовых сетей. Что такое электроосмос?

Надежность, безопасность, экономичность электрических сетей зависят от исправности их токопроводящих жил и состояния электроизоляции.

Анализ отказов элементов судовых сетей показал, что значительная часть неисправностей обусловлена понижением электрического сопротивления изоляции. Отказы за счет обрыва токопроводящих жил проводов на водоизмещающих судах составляют 8—10 %.

Большинство отказов в работе электрооборудования возникает вследствие снижения электрического сопротивления изоляции. Основные причины — тепловое старение, повышенная влажность и механические повреждения изоляционного слоя. Электрическое сопротивление является главной оценкой качественного состояния изоляции проводов при их эксплуатации. Самым распространенным прибором для измерения сопротивления изоляции проводов в обесточенном состоянии является мегаомметр.

Значения сопротивления изоляции электрических цепей кабельной сети, измеренного по отношению к корпусу во время испытаний, проводимых после постройки судна или во время освидетельствований, должны быть не менее приведенных в табл. 1.

Измерения выполняют при снятом напряжении, с отключенными и включенными приемниками.

Сопротивление изоляции отдельных участков сети или элементов электрической установки относительно корпуса судна измеряют переносными мегаомметрами типов М-1101, М-1102, БМ-1, БМ-2 магнитоэлектрической системы, развивающими А напряжение 550 В — для цепей с номинальным напряжением до 400 В, 1000 В — для цепей с номинальным напряжением 400 — 1000 В и не менее 2500 В — для цепей с номинальным напряжением более 1000 В.

Мегаомметр включают между одним из проводов сети и корпусом судна.

Измеряют сопротивления путей утечки тока каждого провода сети и между токопроводящими жилами. Значение сопротивления изоляции на переносных приборах нужно отсчитывать через 1 мин после приложения рабочего напряжения.

Контроль изоляции можно выполнять во всех изолированных одна от другой судовых трехфазных сетях, находящихся под напряжением. Наиболее просто это осуществлять с помощью ламп, включенных, как показано на рис. 1. Если состояние изоляции всех фаз относительно корпуса одинаково хорошее, то при замыкании контакта кнопочного выключателя S все лампы горят с одинаковым накалом. Если сопротивление изоляции какой-либо фазы уменьшится, то при нажатии кнопочного выключателя накал лампы, подключенной к этой фазе, уменьшится, а накал других ламп увеличится.

Для контроля изоляции в установках переменного тока разработано много различных устройств и приборов. Некоторые из них позволяют вести непрерывный контроль состояния изоляции при наличии и отсутствии напряжения в сети. При снижении сопротивления изоляции ниже допустимого предела подается световой или звуковой сигнал.

Состояние изоляции трехфазной сети переменного тока, находящейся под напряжением, проверяют также наложением постоянного измерительного тока. На рис. 2 изображена схема контроля изоляции трехфазной сети с помощью постоянной составляющей тока утечки на корпус. Электрическое сопротивление изоляции каждой фазы условно показано на схеме резисторами Rиз.

Качественная изоляция трехфазной сети имеет одинаковые (симметричные) сопротивления в каждой фазе. При этом условии потенциал нулевой точки относительно корпуса равен нулю и ток утечки на корпус судна отсутствует. Как только сопротивление какой-либо фазы уменьшится, ток, протекающий через реле контроля К, увеличится, и при достижении установленного значения тока срабатывания реле включает световой сигнал Н. В качестве источника измерительного постоянного тока может служить трансформатор с выпрямителем.

Такое устройство позволяет измерять сопротивление изоляции трехфазных сетей, находящихся под напряжением и без напряжения (рис. 3). Выпрямленный ток протекает через измерительный прибор pΩ, изоляцию трехфазной сети и корпус судна.

Прибор градуируется в омах. Конденсатор С1 и резистор R1 служат для сглаживания пульсаций выпрямленного тока. Последовательно с измерительным прибором включено реле К, которое подает сигнал при достижении установленного значения тока срабатывания. Ток на корпус судна в трехфазных сетях может проходить не только через изоляцию, но и вследствие емкости кабельных сетей С2. Измерительный ток в схеме, приведенной на рис. 3, зависит только от сопротивления изоляции сети. По этому принципу работают установки типа «Электрон», получившие широкое применение на судах.

Непрерывный контроль состояния изоляции в сетях постоянного тока при наличии рабочего напряжения осуществляется с помощью двухобмоточного поляризованного трехпозиционного реле К (рис. 4). При уменьшении сопротивления изоляции провода одного из полюсов в обмотках реле будут разные токи, что приведет к срабатыванию реле.

Следует отметить, что одной из основных причин снижения электрического сопротивления изоляции в судовом электрооборудовании является ее увлажнение. Удаление влаги из изоляции тепловым методом, т. е. высушивание нагревом с помощью тока режима нагрузки или горячим воздухом электроконвекторов, приводит к старению изоляции. В настоящее время широко применяется новый метод удаления влаги из электрической изоляции—электроосмотический метод.

Что такое электроосмос?

Электроосмос — это явление протекания жидкости через пористый материал, например изоляционный, под действием постоянного электрического поля. Подключением положительного полюса источника тока прибора к токопроводящей жиле провода и отрицательного полюса — к корпусу судна или к корпусу электромашины создается постоянное электрическое поле.

В этом случае изоляционный слой провода оказывается под действием этого электростатического поля и в местах утечки тока происходит передвижение заряженных частиц капиллярной жидкости.

Заряженные частицы — ионы увлекают в свое движение в силу наличия трения и межмолекулярного сцепления нейтральные молекулярные слои жидкости. В результате происходит электроосмос — направленное перемещение капиллярной сорбированной влаги от внутренних слоев изоляционного материала к наружным. Результатом этого процесса является высушивание изоляционного слоя, а следовательно, уменьшение токов утечки через изоляцию и соответствующее увеличение ее сопротивления. Электроосмотический перенос сорбированной влаги происходит без повышения температуры изоляционного слоя и только в местах утечки тока. Это является основным отличием от теплового способа сушки изоляции судового электрооборудования.

Приборы типа ЭСКИ (электроосмотическая сушка и контроль изоляции) позволяют без значительных затрат энергии повышать сопротивление изоляции электрооборудования до норм, установленных Правилами Регистра.

Кстати, если вам нужно произвести измерение сопротивления изоляции обмоток в Москве, то рекомендую обратиться в инженерный центр «ПрофЭнергия» energiatrend.ru.

Применение в электроизмерительной аппаратуре блоков с логическими элементами позволяет выполнять не только функции контроля технического состояния, но и функции технической диагностики. Способ технического диагностирования состояния изоляции судового электрооборудования осуществляется воздействием на контролируемую изоляцию оперативным током стабилизированного напряжения, и по результатам логической обработки его изменения во времени определяют не только техническое состояние, но и причину появления отказа.

www.electroengineer.ru

БЛОГ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА

Студенческий блог для электромеханика. Обучение и практика, новости науки и техники. В помощь студентам и специалистам

Контроль изоляции судовых электрических сетей

При исправном состоянии изоляции электрических сетей обеспечиваются безаварийная и надежная работа электрооборудования, безопасность обслуживания, а также пожарная безопасность.

Надежность судовых сетей зависит от состояния изоляции кабелей, распределительных устройств и аппаратуры между токоведущими частями и между последними и корпусом судна.

Состояние изоляции судовой сети в основном характеризуется электрическим сопротивлением токам утечки в сети через изоляцию. В судовых условиях состояние изоляции проверяется измерением ее сопротивления относительно корпуса и между электрическими цепями.

Величина сопротивления изоляции зависит от температуры нагрева кабеля и элементов электрооборудования, температуры и влажности окружающей среды. При увеличении температуры и влажности сопротивление изоляции значительно уменьшается. Общее сопротивление изоляции между токоведущими частями и корпусом элементов электрооборудования судовой сети измеряется при включенных потребителях и источниках под напряжением. Сопротивление кабельной сети и отдельных участков может измеряться при отключенных потребителях и источниках тока.

При определении сопротивления изоляции между отдельными жилами одного и того же кабеля необходимо отключить потребители, так как при подключенных потребителях измеряется также сопротивление изоляции приемников, .которое значительно меньше нормального сопротивления изоляции жил кабелей.

Величина сопротивления изоляции судовых сетей зависит еще и от количества подключенных к сети элементов.

Нормы сопротивления изоляции электрических сетей установлены Правилами Регистра в зависимости от назначения и количества элементов электрооборудования, подключенных к сети. Минимальные величины сопротивления изоляции отдельных фидеров кабельных сетей при швартовных и ходовых испытаниях судна, измеряемые относительно корпуса, приведены в табл. 1.

В период эксплуатации отдельный участок силовой сети с включенными распределительными устройствами при отключенных потребителях должен иметь сопротивление изоляции не ниже 2000 ом на каждый вольт напряжения.

Ниже приведены некоторые данные величин сопротивления изоляции для нагретого состояния при относительной влажности 60—70%, установленные Правилами Регистра и техническими условиями на поставку судового электрооборудования:

  • обмотки электрических машин — 2 мОм;
  • обмотки трансформаторов — 2 мОм;
  • пускорегулирующие устройства аппаратуры — 5 мОм;
  • отдельно устанавливаемые контакторы — 10 мОм;
  • отдельно устанавливаемые коммутационные аппараты с ручным управлением и осветительная аппаратура — 20 мОм;
  • приборы слабого тока — 20 мОм;
  • нагревательные и отопительные приборы —1000 Ом на 1 э;
  • отдельные группы аккумуляторных батарей:
  • перед зарядкой — 1,0 мОм;
  • после зарядки — 0,5 мОм.

При эксплуатации электрооборудования силовых сетей сопротивление изоляции относительно корпуса и между токоведущими частями различных полюсов (фаз) распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, электронагревательных приборов в зависимости от номинального рабочего напряжения должно быть не ниже следующих величин:

  • 0,3 мОм — для устройств с напряжением до 100 В;
  • 1 мОм — для устройств с напряжением от 100 до 500 В;
  • 2000 Ом на каждый вольт напряжения — для устройств с U > 500В.

В судовых условиях эксплуатации сопротивление изоляции обмоток электрических машин мощностью до 100 кВт и напряжением до 500 В относительно корпуса и между обмотками при температуре, близкой к рабочей, должно быть не менее 0,7 мОм, а для машин большей мощности и рассчитанных на более высокое напряжение сопротивление изоляции не нижемОм):

Р — номинальная мощность машины, кВА.

Сопротивление изоляции судовых сетей постоянного и переменного тока можно замерять централизованно с главного распределительного щита в рабочем состоянии сети (под напряжением) или на отключенных участках судовой сети в нерабочем состоянии (при снятом напряжении).

В сильно разветвленных судовых сетях с многими параллельными электрическими цепями посредством централизованного измерения невозможно точно установить участки судовой сети с опасными повреждениями изоляции, так как большая часть цепей будет иметь высокое сопротивление изоляции, а небольшое количество остальных цепей — недопустимо низкое. Поэтому при эксплуатации судовых сетей необходимо систематически измерять сопротивление изоляции отдельных участков судовой сети.

Сопротивление изоляции сетей, находящихся под напряжением, измеряется при номинальном напряжении сети. Для измерения сопротивления изоляции судовой сети и ее участков, не находящихся под напряжением, применяется переносный магнитоэлектрический мегомметр, изготовляемый на рабочее напряжение 100, 500, 1000 В (соответственно, 0—100, 0—500 и 0—1000 мОм).

В настоящее время на судах для измерения сопротивления изоляции сети переменного тока под напряжением применяются щитовые мегомметры типа М-143 и добавочные устройства, устанавливаемые на главных распределительных щитах.

При указанном способе контроля сопротивление изоляции не зависит от величины емкости контролируемой сети, и поэтому получаем более точные результаты измерения сопротивления изоляции относительно корпуса судна.

Рассмотренный способ применяется в ряде схем непрерывного контроля сопротивления изоляции судовых сетей на переменном токе.

www.electroengineer.ru

Контроль изоляции — Судовые электрические станции и сети

ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ
§ 49. КОНТРОЛЬ ИЗОЛЯЦИИ
Устройство контроля. При эксплуатации СЭС очень важны квалифицированное обслуживание, уход за электрооборудованием, соблюдение правил электро- и пожарной безопасности. Исправное состояние изоляции электрических сетей обеспечивает безаварийную и надежную работу электрооборудования.
Состояние изоляции сети в основном характеризуется ее сопротивлением Rиз току утечки через изоляцию, определяемому по закону Ома:

В судовых условиях состояние изоляции проверяют измерением ее сопротивления относительно корпуса и между электрическими цепями. Сопротивление зависит от степени нагрева кабеля, числа включенных элементов электрооборудования, температуры и влажности окружающей среды (при увеличении температуры и влажности сопротивление значительно уменьшается). Общее сопротивление изоляции между токоведущими частями элементов электрооборудования и корпусом измеряют при включенных приемниках и источниках тока под напряжением. Сопротивление кабельной сети и отдельных участков можно измерять при отключенных приемниках и источниках тока.
При определении сопротивления изоляции между отдельными жилами одного и того же кабеля приемники отключают. В противном случае измеряют также сопротивление приемников, которое значительно меньше допустимого для жил кабелей.
Нормы сопротивления изоляции электрических сетей установлены Правилами Регистра СССР в зависимости от назначения и числа подключенных элементов электрооборудования. Наименьшие значения сопротивления во время испытаний судна, измеренные относительно корпуса, приведены в табл. 29. Правилами технической эксплуатации установлены наименьшие значения сопротивления изоляции отдельных элементов электрооборудования, измеренные относительно корпуса (табл. 30).
Для электрических машин большой мощности, рассчитанных на более высокое напряжение, сопротивление (МОм) изоляции должно быть не ниже

Участки электрической сети

Сопротивление изоляции, МОм, при напряжении, В

2000 Ом на 1 В напряжения

Устройства и приборы управления судном, внутренней связи, сигнализации и др. (при отсутствии специальных приемников)

Сопротивление изоляции, МОм, для установок

иовых или вtiiшедших из капитального ремонта

находящихся в эксплуатации

Отдельный фидер сети:

Электрическая машина напряжением до 500 В н мощностью, кВт:

Авральная сигнализация (вся сеть с включен-

Установка слабого тока (при напряжении до

Сопротивление изоляции судовых сетей постоянного и переменного тока можно замерять централизованно с ГРЩ в рабочем состоянии сети (под напряжением) или на отключенных участках з нерабочем состоянии (при снятом напряжении).
В сильно разветвленных сетях с многими параллельными, электрическими цепями централизованным измерением невозможно точно установить участки сети с опасными повреждениями изоляции, так как большая часть цепей будет иметь высокое сопротивление изоляции, а небольшое их число — недопустимо низкое. Поэтому при эксплуатации необходимо систематически измерять сопротивление изоляции отдельных участков сети.
Сопротивление изоляции сетей в рабочем состоянии измеряют при номинальном напряжении. Для отключенных участков применяют переносной мегаомметр, изготовляемый на напряжение 500, 1000, 2000 В.
В сетях постоянного тока иногда можно приближенно измерять сопротивление изоляции при помощи двух вольтметров (отградуированных в омах), включенных между полюсами и корпусом шкалы. Ток утечки проходит через последовательно соединенные резисторы положительного (+) и отрицательного (—) проводов. В зависимости от сопротивления между обоими проводами и корпусом судна ток создает напряжения U ( + ) и U (—), пропорциональные сопротивлению изоляции. Состояние изоляции можно проверить двумя вольтметрами либо сравнением яркости свечения двух ламп, включенных последовательно, причем средняя точка соединена с корпусом.
Указанным методом нельзя контролировать состояние изоляции при одинаковом снижении ее сопротивления в обоих проводах, так как вольтметры сохраняют одинаковые показания. Его применяют для контроля не сопротивления изоляции полюсов, а соотношения этих сопротивлений.
При постоянном токе сопротивление изоляции сетей, находящихся под напряжением, измеряют по трем показаниям высокоомного вольтметра, которым замеряют с помощью переключателя напряжение на шинах ГРЩ и отдельно напряжения положительного и отрицательного полюсов по отношению к корпусу (рис. 92). По показаниям вольтметра рассчитывают сопротивление изоляции сети и каждого из полюсов по отношению к корпусу судна. Обычно для практического пользования на вольтметре наносят дополнительную шкалу сопротивления изоляции Ru3=f[U ( + ) + U (—)], учитывая, что напряжение сети и внутреннее сопротивление вольтметра постоянны.


Рис. 92. Схема контроля изоляции сетей постоянного тока вольтметром

Согласно трем показаниям вольтметра эквивалентное сопротивление изоляции определяют по формуле

где RB—сопротивление вольтметра;
U2, U3 — показания вольтметра в соответствующих положениях переключателя.

Для измерения сопротивления изоляции в сетях переменного тока при напряжении 127, 220 и 380 В используют щитовые мегаомметры Ml503, Ml603.
Для трехфазных сетей переменного тока в основу большинства методов контроля изоляции положено измерение напряжения фазы по отношению к корпусу судна. В трехфазных сетях с изолированной нейтралью, находящихся под напряжением, для контроля применяют три вольтметра, включенные между каждой из фаз и корпусом: если сопротивление изоляции трех фаз одинаково, то все вольтметры покажут фазное напряжение.

Рис. 93. Схема контроля изоляции сетей трехфазного переменного тока
Разность потенциалов между фазами и корпусом определяется фазными напряжениями и напряжением смещения нейтрали. Последнее определяется несимметричностью полных сопротивлений изоляции фаз по отношению к корпусу. При снижении суммарного сопротивления в одной из фаз по отношению к другим двум показание вольтметра, подключенного к первой фазе, будет меньше двух других.
О состоянии изоляции между фазой и корпусом можно судить по яркости горения подключенных здесь ламп при использовании одного вольтметра (рис. 93, а).
При одинаковых сопротивлениях изоляции каждой фазы по отношению к корпусу вольтметр будет показывать одинаковое напряжение, равное фазному. Другие возможные варианты состояния изоляции между фазой и корпусом судна представлены на рис. 93, б.
Рассмотренный метод контроля применим лишь по отношению к одной фазе, поэтому не может быть рекомендован для измерения общего сопротивления изоляции.
Сопротивление изоляции в сетях переменного трехфазного тока можно контролировать применением постоянного тока (рис. 93, в),

В схеме предусматривается последовательное включение выпрямителя с резистором, соединенным в искусственную звезду, которую через измерительный прибор (градуированный в килоомах) постоянного тока присоединяют к корпусу. При таком методе сопротивление изоляции не зависит от емкости контролируемой сети, поэтому получаются более точные результаты. Его применяют в схемах непрерывного контроля сопротивления изоляции сетей переменного тока. Принятые на рисунке обозначения: П — переключатель; КВ — кнопка включения сигнальных ламп; ВУ — выпрямительное устройство.
В процессе эксплуатации электрооборудования необходим систематический контроль сопротивления изоляции всей сети, отдельных фидеров, элементов и устройств. При обнаружении пониженного сопротивления электрические машины, устройства, кабельные линии выводят из действия и принимают меры к устранению неисправности.
Устройство «Электрон-1 Р» (рис. 94). Устройство предназначено для непрерывного автоматического контроля сопротивления изоляции судовых сетей одно- и трехфазного переменного тока напряжением до 400 В, частотой 50—500 Гц, с незаземленной нейтралью, находящихся под напряжением и в обесточенном состоянии.
Устройство позволяет контролировать значение сопротивления изоляции в пределах 0—1 МОм, автоматически включает световую’ и звуковую сигнализацию при снижении сопротивления ниже уставки. Питание устройства «Электрон» осуществляется от сети переменного тока напряжением 127 или 220 В±10%. Погрешность измерения не превышает 5%, а сигнализации— 10% уставки.
Устройство в виде сварного корпуса имеет брызгозащищенное исполнение, состоит из измерительной и сигнализирующей частей, получающих питание от трансформатора напряжения ТрН.
Трансформатор состоит из обмоток первичной 1 и четырех вторичных 2—5. Измерительная часть питается от обмотки 2 выпрямленным отфильтрованным стабилизированным напряжением 150— 160 В, которое приложено к контролируемой сети. На время измерения к корпусу подводится напряжение через внутренний резистор R8 посредством кнопки включения прибора КВП.
В измеряемой цепи ток
В измерительную сеть включенвольтметр, отградуированный в мегаомах (Mfi), показывающий сопротивление изоляции контролируемой сети. При отсчете сопротивления изоляции нажимают кнопку КВП.
Сигнализирующими элементами устройства являются: делитель напряжения, состоящий из резисторов R29—R33 и терморезисторов R26—R28, двух триггеров, работающих в режиме ключа. Один триггер состоит из триодов Т1 и Т2, которые питаются от вторичной обмотки 3 трансформатора ТрН выпрямленным отфильтрованным стабилизированным напряжением 16,5 В, второй — из триодов ТЗ и Т4, питающихся от обмотки 4 напряжением 23 В.
При снижении сопротивления изоляции сети ниже заданного сопротивления уставки (R24+R29; R24+R30\ R26+R3)-, R27+R32; R28+R33) через стабилитроны Д24 и Д25 на триод поступает сигнал напряжением 17,4 В, вызывающий опрокидывание первого триггера. Далее происходит опрокидывание второго триггера, подающего сигнал на лампу CJI или звонок. При нажатии на кнопку исправности сигнализации ККС через 5—10 с должны загораться лампа СЛ и зазвонить звонок. Обмотка 5 трансформатора ТрН напряжением 3,3 В служит для создания отрицательного смещения триодов ТЗ, Т4 и обеспечения их тепловой стабилизацией. Переключатель Я переключает цепь сигнализации на различные уставки.
Устройство имеет пять уставок (0,5; 0,2; 0,1; 0,05; 0,15 МОм), может быть установлено на ГРЩ или отдельно.

leg.co.ua

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Проект закон о многодетных семьях Проект федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей" (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.) (не действует) Проект федерального закона"О государственной поддержке многодетных […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Правила 193 Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 “Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, […]
  • Медиация налоговые споры Медиативный подход к налоговым спорам Цисана Шамликашвили, президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права. 2 июля 2013 года был принят Федеральный закон № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую […]
  • Статьи 12 закона 15 фз Закон "О запрете курения" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" С изменениями и дополнениями от: 14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 […]