Оглавление:
Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” Трагедия Раскольникова
Сочинение по роману Ф. М Достоевского “Преступление и наказание”
В центре романа Ф. М Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху – процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.
Преступление его страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим.
В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие.
Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт.
И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему могло такое случиться? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливость, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, породила антигуманную теорию “крови по совести”, а теория вылилась в преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, “все дозволено”.
“Мы одного поля ягоды,” – говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, “перешагнули через кровь”.
Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым.
Первый имеет весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный человек, совершает ряд достойных поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых, но в то же время на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны. Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и “серость”, скорее, это человек, в душе которого борются добро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но, к сожалению, в результате побеждает зло – Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством.
С Лужиным несколько проще: сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить. Такого человека нельзя противопоставлять Родиону Раскольникову.
Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отрешенность от мира и людей: он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе; он, словно ножницами, отрезал себя от всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует героя на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории “сильного человека”, она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.
Достоевский – психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое злодеяние.
www.yaklass.ru
Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, вызвав ожесточенные споры, которые продолжаются и по сей день. Произведение увидело свет в годы глубочайших общественных противоречий, вызванных незавершенностью либеральных реформ, резкой ломкой старого образа жизни, падением нравственности и морали.
Главный герой романа — Родион Раскольников — бедный студент Петербургского университета. В уме Раскольникова рождается идея деления людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”. “Необыкновенные” люди, считает Раскольников, — это великие личности, творцы истории, которые не останавливаются ни перед чем ради идеи. Достоевский оказывается пророком, так как теория Раскольникова во многом перекликается с теорией богочеловека Ницше, возникшей уже на рубеже столетий. Следовательно, мы уже не имеем права назвать Раскольникова психически больным человеком, и идея его не случайна, а закономерна и соответствует веяниям времени.
Достоевский говорит о том, что подобного рода идеи могут родиться только в “нездоровом” обществе. В романе сама среда, образ жизни людей становятся причиной рождения этой ужасной теории. Петербург сравнивается Достоевским с домом без форточек: все погрязли в разврате, пошлости, среда неумолимо затягивает людей, делает их либо бесчеловечно жестокими, либо совершенно бессильными, в любой момент готовыми совершить самоубийство.
Одержимый страшной идеей, Раскольников решает проверить свою теорию на самом себе, для чего и замышляет убийство старухи-процентщицы. Однако Раскольников не учитывает тот факт, что у каждого человека есть душа, нравственный стержень, моральные устои, которые в любой момент могут “восстать” против рассудочных выводов и решений. В начале романа “живую”, искреннюю, сопротивляющуюся злу душу Раскольникова подавляет холодный, одержимый идеей разум, но в конце его духовное начало снова “одерживает победу”.
Переступив черту, герой восстает против себя. Совершив преступление, он нарушает связь между собой и окружающими людьми. Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”. Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его. Внутри Раскольникова бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь.
Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую” идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души. Только двадцать процентов в человеке разума, остальное — душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди.
Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа — Сонечке Мармеладовой. Именно вера помогает девушке выжить в ужасных условиях. Жертвуя собой, она спасает от голодной смерти свою семью, идет на панель, забыв о стыде. По-моему, Сонечка — это идеальная героиня романа, воплотившая в себе любовь ко всему человечеству, она — символ величайшего страдания, глубочайшей веры и истинной непорочности.
Раскольников ищет в Сонечке союзницу по преступлению, а она в нем — союзника по наказанию. Только Сонечка по-настоящему понимает Раскольникова, помогает ему разобраться в себе и в окружающих, только ей он рассказывает о своем страшном поступке. Можно даже сказать, что именно Сонечка спасает Раскольникова, убедив его признаться в содеянном. Ведь юридическое наказание — это только формальность. Гораздо глубже и сильнее душевные муки человека, совершившего преступление. В этом-то и состоит трагедия Раскольникова, его наказание.
Несмотря на всю тягостность и мрачность повествования, роман заканчивается достаточно оптимистично. На каторге начинается духовное возрождение Раскольникова. Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое будущее. Раскольников вновь обретает смысл жизни.
Роман Достоевского “Преступление и наказание” показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность христианских норм. Роман говорит о необходимости полноценной нравственной жизни. Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества.
89889 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:
Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно. » (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»).
Теория Раскольникова и её последствия (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:
www.litra.ru
Преступление и наказание Родиона Раскольникова
Главный герой романа Преступление и наказание задуман автором как собирательный образ представителя молодого поколения 60-х годов 19-го века. В те годы в российском обществе появился новый тип людей – нигилистов, романтиков, не желающих жить по-старому (отсюда нигилизм) но и не имеющих новых идеалов. В результате такого противоречия неизбежны ошибки, метания и разочарования. Поиск собственного пути становится для таких людей смыслом и содержанием жизни.
Родион Раскольников – типичный петербургский студент, находящийся на самом дне петербургского общества, но не смирившийся со своим бедственным положением, а старающийся достичь вершин человеческого духа. Благодаря своему интеллектуальному развитию (учеба в университете) он может осознавать свое реальное положение, но в силу отсутствия жизненного опыта он не представляет, как следует себя вести в данной житейской ситуации. Поэтому его попытки решения возникающих проблем могут вызвать (и вызывают) отторжение у «благополучных» членов общества.
Читая роман, окунаясь в повседневную жизнь бедного студента, читатель испытывает безысходность и уныние. Эти чувства пронизывают не только страницы романа, а и, видимо, всю петербургскую жизнь того времени. Вспоминаем, что это было время отмены крепостного рабства, время перемен, время освобождения. Почему же свобода вместо радости и воодушевления приносит тревогу и уныние? Дело в том, что люди потеряли свой привычный уклад, свою жизненную опору. Только что было все ясно и понятно – и вдруг привычный мир рухнул и надо искать свое место. Исчезла, как сейчас говорят, уверенность в завтрашнем дне.
Если раньше образование было уделом избранных, то сейчас к знаниям получили доступ бедные слои населения. И расширяя кругозор, люди не могут не замечать противоречий и несуразностей этого мира. То, что раньше казалось естественным и единственно верным, оказалось на поверку прогнившим и устаревшим. Но чтобы строить новое, необходим план. А его-то как раз в университетах и не дают. И, разрушив старую картину мира, ничего взамен не предлагают. Поэтому возникают духовные метания и неуклюжие попытки добиться справедливости, которые, к сожалению, приобретают порой уродливые и бесчеловечные формы.
Ведь, казалось бы, что тут такого особенного в сюжете, чему достойно бы посвящать роман? Бедному студенту не хватало денег, он пошел, убил богатого человека, забрал его деньги. Потом его поймали и посадили в тюрьму.
Достоевский же стремится за этим частным и неинтересным случаем показать читателю некую закономерность, этакий портрет явления. В размышлениях и диалогах персонажей нашли отражения мнения и стремления тогдашнего российского общества.
Трагедия Раскольникова в том, что душа его не приемлет насилия и убийства. Однако, видя кругом насилие и убийство, он начинает сомневаться в правильности своих гуманистических идей. Поэтому он и идет на преступление. Однако, совершив задуманное, герой испытывает глубочайшее моральное потрясение, которое приводит его к болезни. Жить становится невыносимо, он даже начинает задумываться о самоубийстве.
Возвращает к жизни нашего страдальца Соня Мармеладова, которая в критический момент читает Раскольникову Евангелие, главу про воскрешение Лазаря. И этот эпизод подталкивает Раскольникова к покаянию и воскрешению. Несмотря на трагический конец (Раскольникова отправляют на каторгу в Сибирь) читатель испытывает облегчение и получает надежду.
sochinenienatemu.com
Сочинения на тему преступление и наказание родиона раскольникова
Раскольников месяц морально готовился к убийству, он почти не выходил из своей каморки и думал о мелочах. Он знал, сколько шагов от его дома до квартиры старухи, ровно 730 шагов. Он ходил делать пробу своего поступка. Раскольников изучил двор, подъезд, лестницу. Подчеркнул то, что на четвертом этаже, заселена только квартира процентщицы, ее соседи уехали на месяц. Он пришел ей закладывать серебряные отцовские часы, Раскольников внимательно осматривает квартиру старухи, замечает, что она носит ключи в правом кармане.
Собравшись на преступление, он увидел, что Настасья дома и развешивает белье, обычно в это время ее вообще нет. Топор он хотел украсть у дворника, ему повезло, что каморка дворника была открыта, никого вокруг не было, топор блестел, он взял его и прикрепил к заранее заготовленной петле. Время было уже десять минут восьмого. Раскольников пошел к дому в обход, мысли его были о чем-то отвлеченном, он совсем не боялся. В воротах ее дома перед ним въехал огромный воз сена, который заслонил Раскольникова, его никто не заметил. Сердце громко стучало, он стал подниматься по лестнице, было пусто, заметил, что на втором этаже была открыта квартира, в которой работали маляры. Поднявшись, он позвонил в колокольчик, только с третьего раза старуха подошла к двери, он специально покашлял, что-то пробормотал, чтобы не показать виду, он был бледен и его трясло. Потянул на себя дверь, вошел, старался говорить развязно, дал ей заклад. Расстегнул пальто и ударил, она опустилась, затем он ударил еще раз по темени. Полез ей в карман, достал ключи, пошел в спальню, затем ему показалось, что старуха жива, он вернулся и еще раз хотел ударить, замахнулся, но опустил, итак было видно, что она мертва, нашел кошелек. Пока рылся в ее укладке, пришла Лизавета, он и ее зарубил. На кухне вымыл в ведре руки, топор, оттер сапоги. Приготовился уходить, но услышал, что кто-то поднимается и заперся, пока тот звонил в дверь пришел еще один. Пока они ушли за дворником, Раскольников стал спускаться и спрятался в той открытой настежь квартире. Пока они поднимались, Раскольников спустился, завернул в многолюдный переулок.
После убийства он долго спал, потом думал, что сойдет с ума, начинаются его душевные страдания. Он хочет избавиться от украденных вещей, они тяготят его. Еще приходит повестка из полиции, но не по поводу убийства. Когда в конторе начинают говорить об убийстве, Раскольников падает в обморок, потом прячет все украденное под камнем. У него сдают нервы, он почти всегда в бреду. Он сильно мучается, его ест совесть. Однажды он даже идет в квартиру старухи и бредит там, он стал одиноким, приезд матери и сестры совсем не радуют его, он не рад себе. О преступлении Раскольникова знает Свидригайлов и Соня, она дает ему библию и говорит, чтобы он покаялся на площади, так он и делает. Порфирий заставляет его прийти и написать признание, Родион совершил явку с повинной, на суде он все точно рассказал, не просил себе пощады, даже наоборот. В итоге его послали на 8 лет каторжной работы в Сибирь. Там его тяготила ни работа, ни условия жизни, а его промах, то, что он признался во всем. Свое преступление он признавал только в том, что не вынес последствий убийства и сделал явку с повинной. Истинное покаяние приходит через год, до этого он грубо обходился с Соней, ни с кем не общался, однажды Соня перестала к нему приходить, он узнал, что она больна. В этот момент он понимает, что любит Соню, когда приходят от нее записки у него быстро бьется сердце. И эта любовь возвращает его и Соню к жизни, те семь лет, что им осталось ждать, кажутся им семи днями.
testsoch.ru
Преступление и наказание Родиона Раскольникова (Достоевский Ф. М.)
«Преступление и наказание» — одно из известнейших произведений Фёдора Михайловича Достоевского. Название этого романа известно по всему миру.
Но в чём состоит преступление и в чём – наказание Раскольникова?
Его преступление – убийство старухи, скажете вы. И будете правы, но не до конца. Когда совершил Раскольников своё преступление? Задолго до совершения убийства, тогда, когда в голове его зародилась теория о делении людей на два разряда.
Теория эта, безнравственная в самой своей сути, гласила, что люди «необыкновенные» имеют право распоряжаться жизнями других. И преступление Родиона в том, что он поставил себя выше Бога, разрешил себе «ради благой цели» отнять жизнь другого человека. Автор романа описывает всю мерзость, отвратительность старухи-процентщицы, заставляет читателя презирать её – но и показывает, что даже такой омерзительный человек не может быть безнаказанно убит ради достижения каких-либо, не важно, насколько «добрых» или «правильных» целей.
А в чём состоит наказание Раскольникова? В первую очередь, это отнюдь не ссылка на каторгу, не людское наказание. Нет, это муки его души, это крики его пробудившейся совести. Проверяя свою теорию, Родион убивает не только старуху-процентщицу, но и её сестру, невиновную Елизавету, ставшую свидетелем его преступления. В этом он уподобляется обычным преступникам, ворам и убийцам. И теперь уже теория не может оправдать Родиона.
Раскольников и сам понимает её лживость, осознаёт, что уподобился в ней таким личностям как Свидригайлов, как ненавистный ему Лужин. Родион сам себя наказывает, понимая. Что больше не может общаться с семьёй, жить как прежде. Он считает, что не старуху убил, а самого себя. Даже на каторге не проходят его муки, потому что неискренним, неполным было его раскаяние. Но в конце романа мы видим начало духовного возрождения Раскольникова, облегчение его страданий, воскресение души.
Таким образом, и преступление, и наказание Раскольникова имеют в себе огромную духовную, нематериальную часть, что придаёт роману огромную глубину, проникновенность, за которые мы восхищаемся этим чудесным произведением.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
www.kritika24.ru