Сколько в россии нотариусов

Мониторинг деятельности

Минюста России и его территориальных органов в сфере нотариата за 2015 год

Общая характеристика нотариата в Российской Федерации

В Российской Федерации утверждено 8030 должностей нотариусов, из них должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, – 8015. Вакантных должностей нотариусов – 107, из них вакантных должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, – 102.

Фактически в Российской Федерации осуществляют деятельность 7921 нотариус, включая 7911 нотариусов, занимающихся частной практикой.

По состоянию на 31.12.2015 в Российской Федерации сформирован 2191 нотариальный округ, причем в 42 нотариальных округах все должности нотариусов являются вакантными.

В 2015 году упразднено 4 должности нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, в связи с изменением статуса нотариусов на частнопрактикующих. На конец 2015 года сохранилось 12 государственных нотариальных контор.

С 01.07.2015 прекращена выдача лицензий на право нотариальной деятельности. Право занятия нотариальной деятельностью с указанной даты подтверждается сведениями о сданном квалификационном экзамене и соответствующей записью в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен. За период с 01.01.2015 по 01.07.2015 выдано 138 лицензий на право нотариальной деятельности.

Нотариусами совершены 60597372 нотариальных действия, в том числе:

свидетельств о праве на наследство – 3347769;

дубликатов документов – 129441;

свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов – 248868;

соглашений об уплате алиментов – 25806;

брачных договоров – 46460;

договоров ренты – 14574;

договоров залога – 11191;

договоров об отчуждении долей в уставном капитале ООО – 85988;

договоров об отчуждении транспортных средств – 16420;

договоров об отчуждении жилых помещений – 75591;

договоров об отчуждении земельных участков – 20457;

договоров об отчуждении земельных участков со строениями – 27364;

договоров об отчуждении строений нежилых помещений – 5457;

к охране наследственного имущества – 202;

по учреждению нотариусами доверительного управления наследственным имуществом – 11671;

по удостоверению фактов – 12121;

связанные с принятием на хранение документов – 124;

по составлению актов о морском протесте – 28;

по удостоверению фактов достоверности протоколов органов управления организаций – 30546;

по обеспечению доказательств – 18602;

по принятию на депозит денежных средств и ценных бумаг – 45981;

по свидетельствованию подлинности подписей переводчиков – 6058637;

по свидетельствованию подлинности подписей на заявлениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в регистрирующие органы – 2551099;

по свидетельствованию подлинности подписей на банковских карточках – 256594;

заявлений на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним – 91479;

запросов в Центральный каталог кредитных историй – 3115;

постановлений об отказе в совершении нотариального действия – 29256;

засвидетельствовано копий документов и выписок из них – 26232371;

совершено протестов векселей – 1030.

Нормативно-правовое регулирование в сфере нотариата

1 января 2015 г. вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4463- I (далее – Основы) внесены изменения, направленные на повышение квалификационных требований к нотариусам и лицам, их замещающим, совершенствование порядка проведения стажировки у нотариуса, сдачи квалификационного экзамена, ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, установление контроля за совершением должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий, определение порядка направления информации в единую информационную систему нотариата о совершенных должностными лицами местного самоуправления нотариальных действий.

Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Основы внесены изменения, предусматривающие возможность проверки нотариусом подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившихся за совершением нотариального действия. Порядок направления и форма запроса нотариуса для проверки подлинности таких документов утверждены Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Во исполнение положений части пятой статьи 42 Основ Федеральной нотариальной палатой установлен Порядок использования нотариусами средств видеофиксации и хранения материалов видеофиксации ( http :// notariat . ru / ddata / file — file / poryadok — ispolzovanija — notariusami — sredstv — videofiksatsii — i — hranenija — materialov — videofiksatsii . pdf ).

В целях реализации положений указанных федеральных законов Минюстом России приняты приказы:

от 29.06.2015 № 147 «Об утверждении Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37820);

от 29.06.2015 № 148 «Об утверждении Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37822);

от 29.06.2015 № 149 «О внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденное приказом Минюста России от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37824);

от 29.06.2015 № 150 «Об утверждении Положения о квалификационной комиссии» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37819);

от 29.06.2015 № 151 «Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37823);

от 29.06.2015 № 152 «Об утверждении Порядка направления в Федеральную нотариальную палату сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности консульским учреждением Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37829);

от 29.06.2015 № 153 «О внесении изменений в Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, утвержденные приказом Минюста России от 17.06.2014 № 128, и в Порядок направления нотариусу в электронной форме уведомления о залоге, утвержденный приказом Минюста России от 17.06.2014 № 130» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37826);

от 29.06.2015 № 154 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства юстиции Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37825);

от 29.06.2015 № 155 «Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37827);

от 29.06.2015 № 156 «Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37828);

от 29.06.2015 № 157 «Об утверждении Порядка и сроков сложения полномочий нотариуса, достигшего семидесятипятилетнего возраста, а также проведения конкурса для назначения на освободившуюся в этом случае должность» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37818);

от 29.06.2015 № 158 «Об утверждении Порядка направления и формы запроса нотариуса в федеральные органы государственной власти для проверки подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, его представителя или представителя юридического лица» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37830);

от 29.06.2015 № 159 «О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата» (зарегистрирован Минюстом России 30.06.2015, регистрационный № 37821);

от 30.12.2015 № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» (зарегистрирован Минюстом России 15.01.2016, регистрационный № 40595).

При реализации указанных приказов следует обратить внимание на следующее:

1) совместные решения территориального органа Минюста России и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, как правило, принимаются посредством согласования соответствующих вопросов путем направления писем. Возможно также принятие совместных решений и при проведении совместных заседаний с участием уполномоченных представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации и территориального органа Минюста России;

2) подпунктом 2 пункта 2.2 Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, утвержденного приказом Минюста России от 29.06.2015 № 147, в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, в отношении нотариусов предусмотрено внесение сведений о приостановлении полномочий нотариуса (дата начала приостановления полномочий, наименование суда, принявшего определение о приостановлении полномочий, дата и номер определения о приостановлении полномочий, срок приостановления полномочий (при наличии).

Одним из случаев приостановления полномочий нотариуса является отсутствие у нотариуса договора страхования гражданской ответственности или несоответствие заключенного договора требованиям Основ до дня заключения такого договора (пункт 1 части первой статьи 14.1 Основ).

Требования к страхованию деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, установлены статьей 18 Основ, а также Положением о порядке аккредитации страховых организаций Федеральной нотариальной палатой, утвержденным решением правления ФНП (протокол от 10.06.2015 № 08/15).

Учитывая, что полномочия нотариуса возобновляются автоматически со дня заключения договора страхования гражданской ответственности, соответствующего требованиям Основ, а нотариус, заключивший такой договор, обязан направить его копию в нотариальную палату в течение одного рабочего дня со дня заключения такого договора, для изменения в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, статуса нотариуса с «приостановлен» на «действующий» территориальным органам Минюста России рекомендуется согласовать с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации порядок уведомления ими территориальных органов Минюста России о возобновлении статуса нотариуса.

Департаментом по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой в 2015 году проведено две видеоконференции с главными управлениями Минюста России:

«Вопросы реализации отдельных положений Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – 10.02.2015;

«Вопросы применения приказов Минюста России от 29.06.2015» – 23.07.2015.

По результатам указанных видеоконференций в территориальные органы Минюста России направлены соответствующие письменные разъяснения (письма от 04.03.2015 № 12-23947/15 и от 19.11.2015 № 12-134375/15).

Реализация контрольно-надзорных функций

В соответствии с частью второй статьи 9 Основ контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами Минюста России, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – в порядке, определяемом Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой. Такой порядок, установлен главой XIII Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Минюста России 16.04.2014 № 78 (далее – Правила).

Контрольно-надзорные полномочия территориальных органов Минюста России, помимо Основ, определены Положением о Главном управлении по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, и Положением об Управлении по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26.

Проверки исполнения Правил могут быть плановыми, внеплановыми и повторными.

Плановая проверка исполнения Правил проводится один раз в четыре года.

Проверка исполнения Правил нотариусом, впервые приступившим к осуществлению нотариальной деятельности, проводится через год после наделения его полномочиями нотариуса.

Проверка исполнения Правил может проводиться в иные сроки, если законодательством субъекта Российской Федерации для проведения проверок организации работы нотариуса установлены специальные сроки.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению количества выявленных в ходе проверок нарушений, что обусловлено эффективными мерами по предупреждению типичных нарушений, проводимыми территориальными органами Минюста России совместно с нотариальными палатами.

В соответствии с информацией, представленной главными управлениями Минюста России, за период с 01.06.2014 по 01.06.2015 совместно с нотариальными палатами ими проведены 1582 проверки исполнения нотариусами Правил. В целом за 2015 год проведены 2137 совместных проверок.

По результатам проведенных проверок к 244 нотариусам, занимающимся частной практикой, применены меры дисциплинарного взыскания, в том числе к 43 – по инициативе территориальных органов Минюста России.

В отношении 10 нотариусов, занимающихся частной практикой, возбуждены уголовные дела в связи с совершением нотариальных действий, по 2 из них уголовные дела прекращены.

В отношении 22 нотариусов, занимающихся частной практикой, направлены в суд обращения о лишении права нотариальной деятельности, из них 6 нотариусов лишены права нотариальной деятельности, в отношении 13 нотариусов обращения находятся на рассмотрении в судах.

minjust.ru

Заверяй, но проверяй: сколько зарабатывает нотариус?

Нотариус – это специалист по юридическим вопросам, который имеет определенное законом право на удостоверение подлинности личности, подписей, свидетельствование о наличии или отсутствии бесспорных фактов, верности копий и выписок, переводов документов. Среди большинства наших соотечественников ходят слухи о достаточно внушительных гонорарах работников нотариальных контор за выполнение столь несложных обязанностей. О том, сколько получает нотариус в различных регионах Российской Федерации и пойдет речь в этой публикации.

В чем заключается работа нотариуса

Нотариус играет роль «независимого свидетеля», удостоверяющего факты, подлинность документов и их копий, правильность переводов, отсутствие ошибок при составлении юридических документов. Кроме этого, такой специалист:

  • совершает предписанные государством юридические действия, направленные на оформление и получение наследства;
  • оформляет права собственности на имущество;
  • фиксирует факты совершения сделок;
  • оформляет и заверяет завещания;

Нотариус хранит у себя копии заверенных им договоров и других документов, карточки с образцами подписей и пр. Работа такого специалиста заключается в предотвращении споров между заинтересованными лицами.

Чтобы в России занимать данную должность нужно иметь высшее образование в сфере юриспруденции, понимать особенности всех видов законодательства. Предоставлять свои услуги нотариус может только, работая в государственном учреждении или в частном нотариальном предприятии. Для открытия частной практики, специалисту в области юриспруденции, помимо профильного образования, нужно иметь лицензию и стаж работы в соответствующей структуре не мене 2 лет.

Важно! Согласно закону РФ такой специалист несет ответственность за каждую ошибку, независимо от того, сделана она была по незнанию или от злого умысла.

Доходы специалиста нотариальной конторы

Сколько, сегодня, зарабатывает профессиональный нотариус в России? По данным из Федеральной нотариальной палаты, средняя зарплата российского нотариуса составляет 60% от гонорара за предоставленные услуги.

В государственных учреждениях, как правило, высоких зарплат не бывает: по регионам, средний доход специалиста варьируется на уровне 30-45 тыс. руб.; в столице – около 60 тыс. руб.

На графике показана динамика заработной платы представителей данной профессии по областям России.

Как видно из графика, самая высокая зарплата в Свердловской области, которая варьируется от 52 до 55 тыс. рублей. Далее идут:

  • Самарская и Челябинская области. Уровень средней заработной платы нотариусов в данных областях РФ составляет 34 и 35 тыс. руб. соответственно.
  • Третье место занимают Курганская, Ленинградская и Белгородская обл. Средний доход представителей этой профессии находится в пределах 30 тыс. руб.

Заработки же частных специалистов в области юриспруденции значительно выше работников аналогичной специализации государственных учреждений. Уровень их доходов варьируется в зависимости от места предоставления услуг, потока клиентов.

Несмотря на это, частник за свой счет содержит штат сотрудников (помощник, секретарь и пр.), выплачивает аренду за использование помещения и коммунальные услуги, налоги и обязательный членский взнос в столичную нотариальную палату, который составляет не менее 5% от суммы годового дохода. Специалист государственной нотариальной службы, напротив, может рассчитывать на оплату труда сотрудников и расходов, связанных с использованием помещения, за счет государства.

Важно! Нотариальным работникам законом РФ запрещено заниматься коммерческой предпринимательской деятельностью.

Услуги нотариусов высоко ценятся не только в России. В Германии специалист в юриспруденции (имеющий профильное образование, опыт работы не менее 5 лет и прошедший достаточно сложный экзамен), получает должность нотариуса со средней зарплатой (без учета налогов) в сумме 2,5-3,5 тыс. евро.

Чтобы предоставлять подобные услуги в США не нужно быть специалистом в юриспруденции. Достаточно быть гражданином данной страны и иметь разрешение на получение лицензии от Федеральной нотариальной палаты США. Грамотный нотариус в США получает «чистый» ежемесячный доход от 10 тыс. долларов.

Доход сотрудников нотариальной конторы

Любой нотариус должен иметь секретаря-помощника, работа которого связана с:

  • консультациями клиентов;
  • подготовкой разного рода документации;
  • копированием документов, составление выписок;
  • делопроизводством;
  • ведением реестров, составлением запросов;
  • проверкой оформления документации.

Кроме этого, чтобы секретарь-помощник заработал свою зарплату, он должен регулярно отслеживать все изменения в законах РФ. Средняя зарплата служащего нотариальной конторы, варьируется в зависимости от географического расположения и формы собственности предприятия. На сегодняшний день, помощник нотариуса в государственной конторе может рассчитывать на ежемесячный доход в 20-30 тыс. руб.

Достоинства и недостатки профессии

Как видно из представленной выше официальной информации, суммы доходов нотариусов и их помощников в РФ не являются «заоблачными». По мнению большинства выпускников юридических ВУЗов РФ, основное достоинство этой профессии – стабильность в плане доходов. Нотариус в РФ – это:

  • Престижно.
  • Востребовано.
  • Возможность получения полезных знакомств и связей.

Из недостатков этой профессии выделяют:

  • Высокая степень ответственности.
  • Сложность с устройством на работу в государственное учреждение.
  • Сложность с получением лицензии и организацией частной практики.
  • Жесткий контроль деятельности нотариальной палатой.

За ошибки нотариус может лишиться лицензии. Кроме этого, например, за злоупотребление своими полномочиями, государство предусматривает уголовную ответственность, по статье 202 УК РФ.

Основными условиями работы нотариуса во всех странах мира является кристально чистая репутация и знание всех видов законодательства, применяемых в РФ. После получения профильного образования, соискатель на данную должность проходит стажировку, срок которой составляет не менее года в качестве помощника. После теста нужно сдать экзамен для получения лицензии и пройти конкурс на получение должности. Преодолев все сложности получения этой профессии, государственный нотариус может рассчитывать средний на доход от 30 до 70 тыс. руб., что даже в РФ не считается высокой зарплатой.

hrmonitor.ru

Российский нотариат в цифрах

Федеральная нотариальная палата публикует статистику нотариальных действий. Вот что интересного есть в отчете за 2011 год [pdf]. Весьма любопытный документ, дающий пищу для размышлений. Давайте его почитаем.

1. Всего нотариусов в РФ 7 727 человек.

2. Государственные нотариусы — это не миф, они существуют — их аж 25 человек. Больше всего их в Якутии (6 чел.), в Ямало-Ненецком АО (5 чел.) и на Чукотке (4 чел.). Один есть в Московской области.

3. Каков он, типичный нотариус? 85,3% нотариусов — женщины, в возрасте от 40 до 60 лет, имеющие стаж работы свыше 10 лет. Среди нотариусов, доживших до пенсионного возраста женщин уже 89,8%.

4. Нотариальные работники. В нотариальных конторах задействовано 17 055 работников. В среднем у каждого второго нотариуса есть помощник с лицензией на нотариальную деятельность (3314 человек). За четыре года (с 2007) количество работников удвоилось.

5. Забота об имидже. Нотариусы сильно заботятся о своем имидже: в 2011 году 2203 раза публиковались и выступали в прессе — но не так эффектно их французские коллеги. 97 нотариусов (1,25%) имеют научную степень.

6. Страхование безответственности нотариусов. 17 страховых случаев за год, однако. Всего выплачено 3 161 901 рублей.

7. Имущественное положение. Более половины нотариусов (3 866) работают в помещениях, которые принадлежат им на праве собственности. По программам социальной помощи нотариальные палаты выплатили нотариусам 180 280 656 руб.

8. Претензии и суды. Все знают, что обжалование действий/бездействия нотариуса — это тот еще головняк. В 2011 году 4599 жалоб поданы в нотариальные палаты, из них только 9% признаны обоснованными. В суд жаловались 547 раз с 20% успехом.

Обжалование отказов в совершении нотариальных действий идет бодрее: 41% из 2 294 жалоб удовлетворен.
Дисциплинарные взыскания выносились 323 раза, лишений статуса (да, это возможно!) только 9.
Еще 3 нотариуса были лишены статуса за умышленные преступления.

9. Чем занимались нотариусы в 2011 году?
В процентах от общего количества совершенных нотариальных действий, коих было 76 882 010:
— заверение копий документов — 41 609 773 раз, т.е. 55%
— подлинность подписи — 13 356 506 раз, т.е.15%
— доверенности — 11 138 286 раз, т.е. 15%
Таким образом, средний нотариус (с учетом лицензированных помощников) совершает 10 132 нотариальных действий в год, т.е. примерно 41 нотариальное действие в рабочий день.
Как видно, подавляющее количество совершаемых нотариусами действий (85%) весьма просты как технически, так и юридически. Кому интересно, может посчитать выручку нотариусов за эти нехитрые действия, интересные получаются цифры.

10. Отчуждение ОООшных долей
Всего нотариусами в 2011 году удостоверено 102 888 договоров об отчуждении долей. Если оценить стоимость данного нотариального действия в 20 000 рублей (обычная цена), то получается, что оно принесло нотариусам 2 057 760 000 рублей, т.е в среднем по 260 000 каждому нотариусу за год. Напомню, что обязательное нотариальное удостоверение отчуждения долей в ООО введено «антирейдерскими поправками», лоббирование которых, судя по выручке, уже окупилось.

11. Брачный договор.
Брачный договор становится все более популярным, несмотря на то, что соответствующие положения Семейного кодекса очень и очень далеки от совершенства. 40 215 семейных пар совершили это действие, что на 30,6% больше прошлогоднего показателя.

12. Подлинность перевода и незнание иностранных языков.
Что интересно, нотариусы ни разу не свидетельствовали подлинность перевода. Напомню, что согласно ст. 81 Основ законодательства о нотариате нотариус свидетельствует верность перевода, если знает иностранный язык, на котором составлен или на который переведен документ, а если иностранный язык не знает,то свидетельствует подлинность подписи переводчика.
Получается, что российские нотариусы иностранных языков совсем не знают. Такие дела.

13. Обеспечение доказательств в интернете
Это нотариальное действие можно считать почти освоенным: оно было совершено без малого 10 000 раз. Хотя на практике даже в Москве далеко не каждый нотариус согласится удостоверить скриншот.

14. Достоверность протоколов общих собраний
Прямо критическое падение количества: всего 937 против 5 395 в 2010 году. Причем, наиболее популярно это действие в Оренбургской, Иркутской областях и в Чечне. Лично я затрудняюсь дать внятное объяснение этим цифрам. Но факт остается фактом: нотариусов больше не зовут на «корпоративы».

15. Депозит нотариуса
Опять любопытно. Наибольшие суммы были внесены на депозит нотариусам Ямало-Ненецкого автономного округа — 2 595 688 358 руб. Почему там, опять не понимаю. Может, есть какая-то связь с тем, что там трудится 5 государственных нотариусов?

16. Стук-стук-стук
Борясь с терроризмом и отмыванием преступных денег, нотариусы 89 раз сдали своих клиентов в Росфинмониторинг или еще куда посерьезней. Чаще всего происходило в Москве, СПб и Самаре, но и тамбовский нотариус тоже отметился. Не представляю, какой терроризм может быть в Тамбове, но очень бы хотел узнать, кто додумался удостоверять настолько откровенно криминальные сделки, что даже нотариус не просто отказал в действии, а еще и не поленился накатать телегу в соответсвующеие органы.

Собственно, какие выводы можно сделать? Можно сделать разные выводы, но здесь я не буду делать никаких. Вместо выводов я лучше поставлю футурологический вопрос.

Бумагопечатная эпоха уходит, но приходит эпоха электронно-цифровая. Вместе с бумагой уйдет и 90% современных нотариальных действий. Соответственно, станут не нужны современные нотариусы. Станут нужны другие, электронно-цифровые нотариусы.

Так вот, будут ли электронно-цифровые нотариусы продолжателями традиций латинского нотариата, или это будет некая совершенно новая, не побоюсь этого слова, каста?

zakon.ru

Приказ Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация) от 21 марта 2008 г. N 53 г. Москва Об утверждении Порядка определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе

Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 апреля 2008 г.
Регистрационный N 11529

Во исполнение части второй статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 41, ст. 4845; 2007, N 43, ст. 5084) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе.

Утвержден решением правления Федеральной нотариальной палаты от 27 декабря 2007 г.
Утвержден приказом Федеральной регистрационной службы от 21 марта 2008 г. N 53

Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе

1. Порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I 1 .

2. Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 2 количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Указанное количество определяется законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, как правило, не чаще одного раза в год с учетом требований, предусмотренных настоящим Порядком.

Настоящий Порядок применяется как при первичном установлении количества должностей нотариусов в нотариальном округе, так и при изменении данного количества.

3. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации определяет общее количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе без дифференциации указанного количества на количество нотариусов, занимающихся частной практикой, и количество нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе.

4. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании согласованного предложения территориального органа Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее — территориальный орган Росрегистрации) и нотариальной палаты в субъекте Российской Федерации (далее — нотариальная палата) либо на основании предложений территориального органа Росрегистрации или нотариальной палаты, представленных в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 9 или абзацем вторым пункта 10 настоящего Порядка.

Решение об уменьшении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) может быть принято только при наличии в соответствующем нотариальном округе (нотариальных округах) вакантных должностей нотариусов.

5. Предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) разрабатываются территориальным органом Росрегистрации совместно с нотариальной палатой по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо территориального органа Росрегистрации или нотариальной палаты.

6. Территориальный орган Росрегистрации и нотариальная палата при подготовке предложений о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), а также орган государственной власти субъекта Российской Федерации при принятии решения об определении количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) должны учитывать в совокупности следующие критерии:

1) наличие в каждом нотариальном округе не менее одной должности нотариуса;

2) численность населения в нотариальном округе. При этом вторая и последующие должности нотариусов устанавливаются следующим образом:

в нотариальных округах, установленных в границах городов федерального значения, — один нотариус на 15 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах городских поселений, — один нотариус на 20 000 — 25 000 человек;

в нотариальных округах, установленных в границах муниципальных районов (за исключением городских поселений, в границах которых установлены нотариальные округа), — один нотариус на 25 000 — 30 000 человек.

7. К предложениям территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) прилагаются материалы, содержащие информацию по каждому нотариальному округу:

о количестве населения;

о количестве совершенных нотариальных действий за год;

об удаленности населенных пунктов друг от друга в границах одного нотариального округа и имеющемся транспортном сообщении между ними;

о возможности самофинансирования нотариуса, занимающегося частной практикой, с учетом обязательности наличия средств на возмещение расходов нотариуса на страхование риска нотариальной деятельности, возмещение материального ущерба в случае совершения нотариусом неправомерных нотариальных действий, уплату членских взносов в нотариальную палат), повышение уровня профессионального образования и квалификации, содержание и хранение нотариального архива, материально-техническое обеспечение и содержание нотариальной конторы и работников, иные расходы, связанные с профессиональной деятельностью нотариуса, занимающегося частной практикой, а также иную информацию, обосновывающую предложения по количеству должностей нотариусов в нотариальном округе.

8. В случае когда инициатором определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) является орган государственной власти субъекта Российской Федерации, его обращение о подготовке предложений по данному вопросу направляется в территориальный орган Росрегистрации, который в течение 60 дней с даты получения такого обращения направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения, согласованные с нотариальной палатой.

9. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого в связи с обращением органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по инициативе территориального органа Росрегистрации, территориальный орган Росрегистрации направляет в нотариальную палату обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению нотариальной палатой в течение 30 календарных дней с момента поступления такого обращения.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений нотариальной палаты территориальный орган Росрегистрации самостоятельно направляет подготовленные предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением материалов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, документов, подтверждающих информированность по данному вопросу нотариальной палаты, или ее возражений.

10. В целях выработки согласованного предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах), подготавливаемого по инициативе нотариальной палаты, нотариальная палата направляет в территориальный орган Росрегистрации обращение по данному вопросу, которое подлежит обязательному рассмотрению территориальным органом Росрегистрации в течение 30 календарных дней с момента поступления такого обращения.

При отсутствии в течение 50 календарных дней с даты направления указанного обращения информации о результатах его рассмотрения либо при получении возражений территориального органа Росрегистрации нотариальная палата самостоятельно направляет подготовленные предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе (нотариальных округах) в орган государственной власти субъекта Российской Федерации с приложением материалов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, документов, подтверждающих информированность по данному вопросу территориального органа Росрегистрации, или его возражений.

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; 2004, N 35, ст. 3607; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, N 41, ст. 4845; 2007, N 43, ст. 5084.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2000, N 31, ст. 3205; 2002, N 19, ст. 1792; 2002, N 30, ст. 3024; 2002, N 50, ст. 4930; 2003, N 27 (ч. 2), ст. 2709; 2004, N 25, ст. 2484; 2004, N 50, ст. 4950; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 17; 2005, N 1 (ч. 1). ст. 25; 2005, N 30 (ч. 1), ст. 3104; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 1, ст. 13; 2006, N 1, ст. 14; 2006, N 23, ст. 2380; 2006, N 29. ст. 3124; 2006, N 30, ст. 3287; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3427; 2006, N 31 (ч. 1), ст. 3452; 2006, N 44, ст. 4537; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, N 10, ст. 1151; 2007, N 13, ст. 1464; 2007, N 18, ст. 2117; 2007, N 21, ст. 2455; 2007, N 26, ст. 3074; 2007, N 30, ст. 3747; 2007, N 30, ст. 3805; 2007, N 30, ст. 3808; 2007, N 43, ст. 5084; 2007, N 46, ст. 5553; 2007, N 46, ст. 5556.

rg.ru

Еще по теме:

  • Платежное поручение штраф уин Платежка на штраф в налоговую: образец 2017 Актуально на: 1 июня 2017 г. Пример платежного поручения на уплату штрафа по транспортному налогу За совершение налогового правонарушения к организации или физлицу могут быть применены налоговые санкции в […]
  • Приказ о сроках сдачи выручки в банк Приказ о сроках сдачи выручки в банк Мы уже писали о том, что с 1 июля 2011 года произойдут значительные изменения, касающиеся соблюдения ИП кассовой дисциплины. В продолжение темы в этом номере мы расскажем о нюансах составления приказа по […]
  • Приказ минздравсоцразвития 1н от 11 января 2011 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей […]
  • Пособие по судебной психиатрии Судебная психиатрия - Георгадзе З. О. - Учебник Год выпуска: 2003 Автор: Георгадзе З. О. Жанр: Судебная медицина Формат: DOC Качество: eBook (изначально компьютерное) Раздел I. Введение в судебную психиатрию Глава 1. Понятие и история развития […]
  • Сайт фсс заявления Образцы заявлений и формы документов для выплаты пособий Адрес: 690990 г. Владивосток ул. Муравьева-Амурского, 1-б;e-mail: [email protected] ГОРЯЧИЕ ЛИНИИ ПО ВЫПЛАТЕ ПОСОБИЙ 692331, г. Арсеньев, ул. Островского, 10-А тел. (42361) 4-47-24, […]
  • Правил устройства электроустановок 7 издание ПУЭ-7 Правила устройства электроустановок 2009 г Раздел 1 ПУЭ Общие правила Глава 1.1. Общая часть Глава 1.2. Электроснабжение и электрические сети Глава 1.3. Выбор проводников по нагреву, экономической плотности тока и по условиям короны Глава […]