Оглавление:

Е.Г. Лаврушина, н.Л. Слугина Теория систем и системный анализ Учебное пособие

Лаврушина Е.Г., Слугина Н.Л.

Теория систем и системный анализ: Практикум. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. – 100 с.

Рецензенты: Т.К. Мирошникова, к.э.н., доцент каф. ЭМ ВГУЭС

Е.Г. Юрченко, к.ф.-м.н., доцент каф. ММ ТГЭУ,

Е.В. Осипов, к.т.н., начальник научно-методического управления Дальрыбвтуза

В учебном пособии изложены основы теории систем и системного анализа необходимые при исследовании различных междисциплинарных проблем, их системно-синергетических основ и связей теоретические, а также методические и практические вопросы решения конкретных задач с помощью общего системного подхода и методов системного анализа.

Предназначено для студентов специальностей 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», 061800 «Математические методы в экономике», 653300 «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования» и 230600 «Домоведение» всех форм обучения.

экономики и сервиса, 2007

Настоящее учебное пособие содержит теоретический материал и индивидуальные варианты заданий к лабораторным и практическим занятиям по дисциплинам «Теория систем и системный анализ», «Системный анализ в сфере сервиса», а также примеры решения задач и контрольные вопросы по каждой из рассматриваемых тем занятий.

Теоретический материал и практические варианты заданий по каждой рассматриваемой теме составлены таким образом, чтобы обеспечить индивидуализацию работы студента. Это позволяет преподавателю организовать работу, как в малых, так и в больших группах студентов, обучающихся на социально-экономических и технических специальностях при очном, заочном и дистанционном видах обучения.

Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», 061800 «Математические методы в экономике», 653300 «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования» и 230600 «Домоведение» всех форм обучения при изучении дисциплин «Теория систем и системный анализ», «Системный анализ в сфере сервиса» и других родственных дисциплин.

Современный системный анализ является прикладной наукой, нацеленной на выяснение причин реальных сложностей, возникших перед «обладателем проблемы» (обычно это конкретная организация, учреждение, предприятие, коллектив), и на выработку вариантов их устранения. В наиболее развитой форме системный анализ включает и непосредственное, практическое улучшающее вмешательство в проблемную ситуацию.

Системность не должна казаться неким нововведением, последним достижением науки. Системность есть всеобщее свойство материи, форма ее существования, а значит, и неотъемлемое свойство человеческой практики, включая мышление. Однако всякая деятельность может быть менее или более системной. Появление проблемы — признак недостаточной систем­ности; решение проблемы — результат повышения системности.

Желательность и необходимость повышения системности возникает в самых разнообразных областях. В частности, успех в современном бизнесе и менеджменте во многом опирается на оперативный анализ экономической ситуации и выбор оптимального решения из возможных альтернатив, зачастую в условиях неполноты данных и неопределенности ситуаций.

В восьми главах учебного пособия излагаются основные понятия теории систем и методы прикладного системного анализа. Сюда относятся и общие, фундаментальные понятия (система, модель, информация и др.), и важные конкретные понятия (сигналы, измерительные шкалы, «большие» и «сложные» системы, эмерджентность и пр.), и понятия, специфичные для системного анализа. К арсеналу используемых в системном анализе методов относятся и строго формализованные (оптимизация, принятие решений, передача информации), и направленные на формализацию (экспериментальные исследования, построение моделей), и слабо формализованные (экспертные оценки, коллективный выбор), и в принципе неформализуемые операции (формулирование проблем, выявление целей, определение критериев, генерирование альтернатив). Все это объединяется общей методологией, вытекающей из конкретизации диалектического метода, что позволяет определить системный анализ и как прикладную диалектику. В конце каждой главы приводятся вопросы для самопроверки.

Помимо теоретических вопросов в учебном пособии приведен лабораторный практикум, содержащий 8 практических работ, направленных на усвоение теоретических аспектов теории системного анализа, и приобретению навыков анализа и синтеза систем, принятия решений, использованию методов исследования систем.

Структура данных работ включает краткие теоретические выкладки, контрольный пример решения поставленных задач, индивидуальные варианты для работы студентов, контрольные вопросы по теме.

В общей сложности авторами предлагается 139 заданий, разработанных в процессе преподавания дисциплин «Теория систем и системный анализ» и «Системный анализ в сфере сервиса» для студентов специальностей «Прикладная информатика (по областям)», «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования» и «Домоведение» во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса на протяжении 8 лет.

Число вариантов заданий по каждой рассматриваемой теме составлено таким образом, чтобы обеспечить индивидуализацию работы студента. Такой подход обеспечивает преподавателю возможность организовать работу, как в малых, так и в больших группах студентов, обучающихся на социально-экономических и технических специальностях при очном, заочном и дистанционном видах обучения.

Все это, по мнению авторов, должно способствовать лучшему пониманию и усвоению изучаемого материала.

Данное учебное пособие предназначено для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, обучающихся на таких специальностях как «Прикладная информатика (по областям)», «Математические методы в экономике», «Эксплуатация транспорта и транспортного оборудования» и «Домоведение», и может быть использовано при изучении таких дисциплин, как «Теория систем и системный анализ», «Системный анализ в сфере сервиса», «Системный анализ в экономике» др.

Авторы надеются, что данное учебное пособие будет интересно и полезно не только тем, кому оно непосредственно адресовано, но и всем, кто желает начать интереснейшее путешествие в мир исследование систем.

studfiles.net

Системный анализ в ИТ. Учебное пособие

Ю.Ю. Громов, Н.А. Земской, А.В. Лагутин, О.Г. Иванова, В.М. Тютюнник

Министерство образования Российской Федерации

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ю.Ю. Громов, Н.А. Земской, А.В. Лагутин, О.Г. Иванова, В.М. Тютюнник

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

Допущено УМО вузов по университетскому политехническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071900 – « Информационные системы и технологии ».

Доктор технических наук, профессор

Доктор физико-математических наук, профессор

Громов Ю.Ю., Земской Н.А., Лагутин А.В., Иванова О.Г., Тютюнник В.М.

С40 Системный анализ в информационных технологиях: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос.

техн. ун-та, 2004. 176 с. ISBN 5-8265-0263-0

В учебном пособии рассмотрены принципы и особенности системного подхода, включая методологию и проблемы моделирования, многокритериальные и иерархические системы с большим количеством конкретных примеров, элементы теории игр.

Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 071900 – «Информационные системы и технологии».

© Громов Ю.Ю., Земской Н.А.,

Лагутин А.В, Иванова О.Г.,

Тютюнник В.М., 2004

ГРОМОВ Юрий Юрьевич, ЗЕМСКОЙ Николай Александрович, ЛАГУТИН Андрей Владимирович, ИВАНОВА Ольга Геннадьевна, ТЮТЮННИК Вячеслав Михайлович

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

Редактор З.Г. Чернова Инженер по компьютерному макетированию Т.А. Сынкова

Подписано к печати 18.02.2004.

Формат 60 × 84/16. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать офсетная.

Объем: 10,23 усл. печ. л.; 10,00 уч.-изд. л.

Тираж 150 экз. С. 137 М

Издательско-полиграфический центр Тамбовского государственного технического университета

392000, Тамбов, ул. Советская, 106, к. 14

В научных исследованиях и технических разработках, на производстве, в социальных областях мы постоянно сталкиваемся с совокупностями объектов, которые принято называть сложными системами. Их отличительные особенности – это многочисленные и разные по типу связи между отдельно существующими элементами системы и наличие у системы функции (назначения), которой нет у составляющих ее частей. Связи (взаимодействия) между элементами сложной системы будут характеризоваться определенным порядком, внутренними свойствами, направленностью на выполнение функции системы. Такие особенности данной конкретной системы назовем ее организацией.

На первый взгляд каждая сложная система имеет свою, только ей присущую организацию. Однако более глубокое рассмотрение способно выделить, например, общее в иерархической системе команд ЭВМ и в управлении экономикой, в процессе проектирования технического объекта и в создании художественного произведения, в управлении научными исследованиями и в военной стратегии, которой пользовались еще древние греки.

Что это означает?

Очевидно то, что организации присущи некоторые общие закономерности, и она может изучаться отдельно, независимо от конкретного содержания и назначения сложной системы. Типичные абстрагированные свойства организации – это наличие между элементами отношений подчиненности, чередование и упругая упорядоченность процедур, согласование событий и целей, своевременная передача информации и управления, влияние на направленность процессов, приемы учета неопределенностей и многое другое. Также возможно говорить о применении в системе различных знаний и технических средств, роли и месте человека, моделировании и упрощении, централизованном использовании информации.

Каковы же цели изучения организации? Понять функционирование системы? Да. Но задачей более высокого уровня выступает создание нужной нам системы и управление ею. Ведущей операцией при этом является принятие решения, т.е. некоторый формализованный или неформализованный выбор, позволяющий достичь фиксированной частной цели или продвинуться в ее направлении. Принятие решения в сложной системе производится техническим средством или человеком и основано на сравнении и оценке вариантов действий. Постановка как основной, так и частных целей в системе также обычно подлежит анализу и исследованию. И опять же, главной процедурой при этом выступает принятие решения.

Как известно, изучение процедур принятия решения и связанной с этим организации системы составляет актуальную проблему создания и эксплуатации сложных систем. Подчеркнем, что все это может осуществляться на основе специально разработанных приемов, методик, типовых моделей организации системы и принятия решений. Законы организации таковы, что допускают вывод следствий, конкретизацию; возможно эффективное применение формализации, в первую очередь, математического знания.

Таким образом, мы имеем новую, но уже широко известную и чрезвычайно обширную в приложениях междисциплинарную ветвь науки – системный анализ. Ей и посвящена данная книга.

Системный анализ как научная дисциплина

В современном понимании системный анализ – это научная дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решения в условиях анализа большого количества информации различной природы.

Из этого определения следует, что целью применения системного анализа к конкретной проблеме является повышение степени обоснованности принимаемого решения, расширение множества вариантов, среди которых производится выбор, с одновременным указанием способов отбрасывания тех из них, которые заведомо уступают другим. В максимально упрощенном виде системный анализ – это некая методика, позволяющая не упустить из рассмотрения важные стороны и связи изучаемого объекта, процесса, явления.

В системном анализе могут быть выделены методология, аппаратная реализация, опыт применения

в различных областях знания и практики. Последовательно рассмотрим эти три его составляющие.

Методология в определенном смысле есть базовое начало системного анализа. Она включает определения используемых понятий, принципы системного подхода, а также постановку и общую характеристику основных проблем организации системных исследований.

Определения в методологии обычно даются на словесно интуитивном уровне и, как правило, обладают свойством конструктивности. Общепринятые определения создают язык данной науки, влияют на научное мышление. В системном анализе процесс выработки единых определений не закончен и весьма актуален в связи с междисциплинарным характером исследований. Принципы системного подхода – это некоторые положения общего характера, являющиеся обобщением опыта работы человека со сложными системами. Часто их считают ядром методологии. Постановка и характеристика проблем системных исследований (например, целенаправленная структуризация, оптимальное чередование исполнительских и управленческих операций, задача о системе с плавающей границей между ней и внешней средой и др.) составляют в настоящее время наименее освещенную часть методологии системного анализа.

Под аппаратной реализацией будем понимать стандартные приемы моделирования принятия решения в сложной системе и общие способы работы с этими моделями. Модель строится в виде связных множеств (в простейшем случае – цепочек) отдельных процедур. Системный анализ исследует как организацию таких множеств, так и вид отдельных процедур, которые максимально приспосабливают для принятия согласующих и управленческих решений в сложной системе.

Модель принятия решения чаще всего изображается в виде схемы с ячейками, связями между ячейками и логическими переходами. Ячейки содержат конкретные действия-процедуры, которые могут иметь весьма разнообразный характер. Совместное изучение процедур и их организации вытекает из того, что без учета содержания и особенностей ячеек создание схем оказывается невозможным. Эти схемы определяют стратегию принятия решения в сложной системе. Именно с проработки связного множества основных процедур принято начинать решение конкретной прикладной задачи.

Говоря об отдельных процедурах, укажем, что основной из их многочисленных классификаций является деление на формализуемые и неформализуемые процедуры (операции). Важным тезисом является то, что в отличие от большинства научных дисциплин, стремящихся к формализации, системный анализ допускает, что отнюдь не все следует систематизировать и дополнять строгими правилами действий.

Утверждается, что в определенных ситуациях неформализуемые решения, принимаемые человеком, являются более предпочтительными, и активность человека внутри сложной системы может определять успех работы с ней. Таким образом, системный анализ рассматривает совместно, в совокупности формализуемые и неформализуемые процедуры, и одной из его задач является определение их оптимального соотношения.

Формализуемые стороны отдельных операций, как правило, лежат в области прикладной математики и использования средств вычислительной техники. В ряде случаев математическими методами исследуется связное множество процедур, а иногда производится и само моделирование принятия решения. Все это позволяет говорить о математической основе системного анализа. Высокий уровень абстрагирования в математике приводит, в частности, к тому, что и фундаментально-прикладные, и даже чисто вычислительные исследования, как правило, выполняются безотносительно к тому, как их результаты будут использоваться дальше. Скажем, вопросы удобной записи и передачи данных, оценки количества информации и его уменьшения, передачи управления в другую задачу или человеку традиционно считаются лежащими вне математики, но представляют существенные званья системного анализа.

Наиболее близки к системной постановке вопросов такие области прикладной математики, как исследование операций и системное программирование. Изложение системного анализа в данной книге во многом основано именно на том, как рассматриваются и решаются системные задачи в этих областях. Следует отметить, что в системном анализе существует и другое направление, берущее свое начало в исследовании сложных, многоаспектных проблем социологии, философии, других гуманитарных наук. Эти два базовых начала практически едины в области методологии, но заметно расходятся в методах (аппаратной реализации) и тем более – в приложениях. Для первого из них характерны насыщение формализованными операциями, использование ЭВМ, математизация знания, низкая степень неопределенности в сочетании с конкретностью исходных данных и целей, относительно жесткая внутренняя структура системы.

Третья часть системного анализа – опыт его применения в различных областях – чрезвычайно обширна по содержанию. Важнейшими разделами являются научно-технические разработки и различные задачи экономики. Перечень лишь тех ветвей науки, где ссылки на системность исследований, анализа, подхода являются обычными, включает биологию, экологию, военное дело, психологию, социологию, медицину, управление государством и регионом, обучение и тренировку, выработку научного мировоззрения и многое другое. В рамках одного учебного пособия не представляется возможным даже прокомментировать использование системного анализа в этих разделах.

В данной книге в области применения авторы ориентируются на проектирование сложного технического объекта, а также на создание и совершенствование современных автоматизированных систем. Такой выбор определяется особой актуальностью этих задач в настоящий момент. Одновременно эти проблемы представляют хороший полигон для демонстрации системного анализа в действии и иллюстрации практически всех его положений и формальных структур. Наконец, и предназначение пособия для физико-математических специальностей университетов приводит к необходимости учитывать, что основная часть выпускников по окончании вуза будет иметь дело именно с этими проблемами.

Вычислительная техника в системном анализе

В настоящее время развитие системного анализа, прежде всего, характеризуется осмыслением широчайшего проникновения вычислительной техники в процесс принятия решения и сложной системе. Программные и технические средства различного уровня и масштаба выполняют значительное число отдельных процедур и начинают эффективно использоваться для составления наборов процедур и контроля за ходом решения задачи в целом. Особое место при анализе и принятии решения занимают такие сравнительно новые объекты, как информационная база (банки данных), диалоговые системы, имитационное моделирование. Эти объекты, обычно воспринимаемые как части автоматизированных систем или как специальные, использующие ЭВМ методы исследования, могут и должны рассматриваться и в качестве важных понятий системного анализа. Они отражают существенные и достаточно абстрактные стороны современного состояния аппаратной реализации системных исследований. С точки зрения системного анализа это некоторые классы операций, обладающие внутренней структурой, универсальностью использования и другими особенностями.

Ведущими среди этих объектов представляются диалоговые системы. Напомним, что их суть заключается в чередовании формализованных (ЭВМ) и неформализованных (человек) процедур и обычно характеризуется специальными средствами для организации диалога с ЭВМ и высокой оперативностью процедур, выполняемых ЭВМ и человеком.

Удачно организованные диалоговые системы эффективно усиливают возможности как машины, так и человеческого мозга и, в частности, позволяют решать задачи, недоступные только ЭВМ или только человеку. Диалог в виде вопросов и ответов присутствует в любой информационной базе, а также является удобным видом работы с имитационными моделями. Не останавливаясь здесь на других особенностях банков данных и имитации поведения системы, подчеркнем лишь общую основу этих понятий – взаимодействие человека и вычислительной техники.

Можно выделить три стороны этого взаимодействия, одна из которых уже затронута, – это партнерство в выполнении операций, названное диалогом с ЭВМ. Вторая сторона – человек является создателем программных средств, программного продукта, без которых вычислительная техника мертва. Многообразие программ и уровни их сложности даже трудно себе представить. Их спектр простирается от программы решения квадратного уравнения или программы засылки информации в данную ячейку памяти до программы расчета вибрации корпуса ракеты и управления работой вычислительной сети, охватывающей несколько стран. Два последних программных средства, во-первых, в качестве внутренних элементов насчитывают сотни и даже тысячи более простых программ, а во-вторых, способны организовать значительное число вариантов их работы. Для системного анализа наиболее существенно то, что программы, пакеты программ выступают как средство исследования сложной системы, средство, готовящее решение в ней. Применение отдельного программного средства является элементарной процедурой системного анализа.

Третья сторона взаимодействия человека и ЭВМ заключается в том, что именно человек оценивает решение или другую информацию, полученную с помощью вычислительной техники, и дает указание на использование результатов исследования на практике. В литературе по системным исследованиям

привился термин – «лицо, принимающее решение» (ЛПР). Именно на ЛПР, ответственном за всю систему или ее часть, замыкается выполнение совокупности операционных процедур. Роль ЛПР, рамки его действий, отделение или неотделение от исследователей системы составляют проблемы, которые в общем виде также относятся к области системного анализа.

Разнообразная считающая, управляющая, хранящая, преобразующая, советующая, изображающая и другая вычислительная техника является как неотъемлемой частью самих сложных систем, так и исследования. Владение аппаратом системного анализа невозможно без умения определять тактику и стратегию использования ЭВМ, баз данных, вычислительных сетей. В конкретных же проблемах это умение часто вообще определяет успех системного исследования.

В настоящее время в научной литературе целый ряд терминов, имеющих отношение к исследованию сложных систем, употребляется в разных, нередко несогласованных или пересекающихся смыслах. Поэтому представляется необходимым и полезным дать определения ряда смежных понятий, которые хотя и основаны на разнообразных литературных источниках, в ряде случаев переработаны с учетом мнения авторов данного пособия.

Термин «теория сложных систем» (а также «общая теория систем» или просто «теория систем») отнесем к всевозможным аспектам исследования систем, а не только к проблеме принятия в ней решения, как это имеет место в системном анализе. Таким образом, в этом варианте системный анализ составляет существенную, важную в прикладном отношении часть теории систем. Отметим, что в литературе широко встречается как смешение этих понятий, так. и попытки отделить их друг от друга.

Дадим самую краткую характеристику современного состояния теории систем. Достаточно сформировавшейся является математическая теория сложных систем (работы Р. Калмана [1], М. Месаровича [2, 3], У. Портера [4] и др.). Значительными достижениями по теории систем выступают теория организации русского экономиста А.А. Богданова и общая теория систем А. Берталакфи. В частности, биолог Берталанфи выделил направления теории систем, а в ее математической части дал содержательную классификацию. Однако в целом рассматривать ее как самостоятельную ветвь науки можно лишь с рядом оговорок.

Упомянутая интерпретация теории систем приводит и к тому, что ее частью следует считать кибернетику, которая традиционно определяется как наука об управлении и преобразовании информации. Ведь нетривиальные результаты этой области знания относятся именно к сложным системам. Понятие управления близко, но не совпадает с принятием решения. Условная граница между кибернетикой и системным анализом состоит еще и в том, что первая изучает отдельные и обычно строго формализованные процессы, а системный анализ – совокупность процессов и процедур. Стоит заметить, что системный анализ перенял у кибернетики значительное количество терминов. Упомянем такие, как входы и выходы в системе, модули, потоки информации, структурные схемы.

Одним из наиболее сложных для обсуждения является термин «системотехника». Он определяется и как применение теории систем и системного анализа к области техники [5, 6], и как применение техники, в первую очередь, вычислительной, при исследовании сложных систем [6], и еще более узко – как использование системного анализа для проектирования ЭВМ и сетей ЭВМ, а также создания их программного обеспечения (таково содержание квалификации «инженер-системотехник»). Дать определение системотехники, устраивающее хотя бы основной круг авторов, использующих этот термин, в настоящее время не представляется возможным.

Сравнительно новое понятие – информатика – чаще всего понимается как исследование проблем хранения, использования и преобразования информации при помощи средств вычислительной техники. Информатика имеет технический, программный, математический и системный аспекты. Эта ветвь знания является одной из основ при проведении системного анализа при помощи ЭВМ. Следует иметь в виду, что ряд авторов распространяют новый термин не только на информационные задачи, но и на все проблемы, связанные с использованием ЭВМ.

Весьма близким к термину «системный анализ» является понятие исследования операций. Однако мы будем избегать этого сочетания в упомянутом общем смысле в связи с тем, что в советской научной литературе оно традиционно обозначает достаточно обособленную математическую дисциплину, охватывающую исследование математических моделей для выбора величин (чисел, функций), оптимизи-

рующих заданную математическую конструкцию (критерий). Системный анализ может сводиться к решению ряда задач исследования операций, но обладает свойствами, не охватываемыми этой дисциплиной. Здесь же отметим, что в литературе США термин «исследование операций» не является чисто математическим и приближается к термину «системный анализ» [5, 6]. Правда, более поздние работы различают эти термины в том смысле, что под исследованием операций понимаются системные исследования, ориентированные на количественное описание.

Рассмотрим системные понятия, не являющиеся научными направлениями. Системным подходом, понимаемым в данной книге как часть методологии системного анализа, называется применение ряда методологических положений (принципов) общего характера к исследованию систем. Известно около двух десятков таких принципов, связанных с необходимостью изучать систему комплексно, в ее разумной полноте, связности, организованности.

Прилагательное «системный» в применении к целому ряду понятий (метод, исследование, особенность, взгляд, модель и т.д.) означает учет в этих понятиях принципов системного подхода. Так, системные исследования – это акцентирование внимания на сложности конечной цели, единстве и расчлененности процесса исследования, наличии его внутренней структуры и т.д. Широкое и свободное употребление слова «системный», возможно, и неудобно в науке, но оно отражает то положение, когда системностью интересуются представители самых далеких друг от друга наук и часто с различных точек зрения. Корень слова «система» выдвинулся на одно из первых мест по частоте употребления даже в газетных текстах.

Возвращаясь к системному анализу, укажем, что он взаимодействует со всеми перечисленными понятиями, а наиболее тесно связан с теорией систем. Системный анализ в значительной мере опирается на такие ее части, как структуризация, иерархия в системе, законы протекания процессов в ней, связь системы с «не системой» (внешней средой), эволюция системы, в том числе самоорганизация. Здесь же полезно назвать и специфические части (разделы) самого системного анализа – это целеопределение, выделение действий и приемы работы с ними, сочетание формализованных и неформализованных процедур, действия ЛПР, системные вопросы информатики. Широкая опора системного анализа на исследование операций (которая имеет место, по крайней мере, в технике и экономике) приводит к таким его математизированным разделам, как постановка задач принятия решения, описание множества альтернатив, исследование многокритериальных задач, методы решения задач оптимизации, обработка экспертных оценок, работа с макромоделями системы. Указанные разделы могут быть отнесены и к исследованию операций.

Настоящее пособие охватывает те аспекты из перечисленных, которые, на взгляд авторов, являются наиболее существенными в обучении и способны составить учебник, обладающий определенной целостностью и взаимосвязью.

1 Перечислите основные свойства организации.

2 Какая операция является ведущей при создании нужной нам системы и управлению ей?

3 Что такое системный анализ?

4 Перечислите составляющие системного анализа.

5 Что такое принципы системного подхода?

6 В чем заключается связь системного анализа с теорией систем?

1.1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1.1 Элементы, связи, система

Введем достаточно обширный набор понятий, связанных с современным использованием слова «система». Большинство из этих понятий и ряд операций с ними запишем также в символьном виде, близком к употреблению сходных математических терминов.

Элементом назовем некоторый объект (материальный, энергетический, информационный), обладающий рядом важных для нас свойств, но внутреннее строение (содержание) которого безотносительно к цели рассмотрения.

Обозначим элементы через М , а всю их рассматриваемую (возможную) совокупность – через < М >. Принадлежность элемента совокупности принято записывать М < М >.

Связью назовем важный для целей рассмотрения обмен между элементами веществом, энергией, информацией.

Единичным актом связи выступает воздействие. Обозначая все воздействия элемента М 1 на элемент

М 2 , через x 12 , a элемента М 2 на М 1 – через x 21 , можно изобразить связь графически (рис. 1.1).

Системой назовем совокупность элементов, обладающую следующими признаками:

а) связями, которые позволяют посредством переходов по ним от элемента к элементу соединить два любых элемента совокупности;

б) свойством (назначением, функцией), отличным от свойств отдельных элементов совокупности. Назовем признак а) связностью системы, б) – ее функцией. Применяя так называемое «кортежное»

(т.е. «последовательность в виде перечисления») определение системы, можно записать:

М 1 М 2

Рис. 1.1 Связь двух элементов

где Σ – система; < M >– совокупность элементов в ней; < x >– совокупность связей; F – функция (новое свойство) системы.

Будем рассматривать запись (1.1) как наиболее простое описание содержания системы. Существуют формы записи, включающие более 10 членов кортежной последовательности, соответствующих различным свойствам системы [5, 6].

Практически любой объект с определенной точки зрения может рассматриваться как система. Важно отдавать себе отчет – полезен ли такой взгляд или разумней считать данный объект элементом. Так, системой можно считать радиотехническую плату, преобразующую входной сигнал в выходной. Для специалиста по элементной базе системой будет слюдяной конденсатор на плате, а для геолога – и сама слюда, имеющая достаточно сложное строение.

Большой системой назовем систему, включающую значительное число однотипных элементов и однотипных связей.

Сложной назовем систему, состоящую из элементов разных типов и обладающую разнородными связями между ними.

Часто сложной системой считают только ту, которая является и большой. Разнородность элементов можно подчеркнуть записью

Допустима также некортежная запись U < M r >. Аналогично может быть записана и разнородность

Большой, но не сложной с точки зрения механики системой является собранная из стержней стрела крана или, например, труба газопровода. Элементами последней будут ее участки между сварными швами или опорами. Для расчетов на прогиб элементами газопровода скорее всего будут считаться относительно небольшие (порядка метра) участки трубы. Так поступают в известном методе конечных элементов. Связь в данном случае имеет силовой (энергетический) характер – каждый элемент действует на соседний.

Различие между системой, большой системой и сложной системой условно. Так, корпуса ракет или судов, которые, на первый взгляд, однородны, обычно относят к сложной системе – из-за наличия переборок разного вида, усилителей, слоистой конструкции. Типичными примерами сложных систем являются судно, самолет, ракета, системы управления ими, электронно-вычислительная машина, транспортная сеть города и многое другое.

В настоящее время важным классом сложных систем выступают так называемые автоматизированные системы. Слово «автоматизированный» указывает на участие человека, использование его активности внутри системы при сохранении значительной роли технических средств. Так, цех, участок, сборка могут быть как автоматизированными, так и автоматическими («цех-автомат»). Для сложной системы автоматизированный режим считается более предпочтительным. Например, посадка самолета выполняется при участии человека, а автопилот обычно используется лишь на относительно простых движениях. Также типична ситуация, когда решение, выработанное техническими средствами, утверждается к исполнению человеком.

Итак, автоматизированной системой называется сложная система с определяющей ролью элементов двух типов в виде:

1) технических средств;

2) действий человека.

Ее символьная запись [сравни с (1.1) и (1.2)]:

studfiles.net

Теория систем и системный анализ

Содержание

1. Основы теории систем и системного анализа

1.1. Определение системы

1.2. Закономерности систем: статический подход

1.3. Закономерности систем: динамический подход

1.4. Информационный подход к анализу систем

1.5. Классификация систем

Контрольные вопросы и задания

2. Методы и модели теории систем и системного анализа

2.2. Базовые модели систем

2.3. Измерение/оценивание систем

2.3.2. Методы измерений/оценки в условиях определенности

2.3.3. Методы измерений/оценки в условиях неопределенности

2.4. Декомпозиция/композиция систем

2.4.1. Методы декомпозиции

2.4.2. Методы композиции

2.5. Модели иерархических многоуровневых систем

Контрольные вопросы и задания

3. Методологии системного анализа

3.1. Базовая методология системного анализа

3.1.1. Предмет системного анализа

3.1.2. Этапы системного анализа

3.1.3. Методы организации экспертиз

3.2. Методологии структурного анализа систем

3.2.1. Сущность структурного анализа

3.2.2. Методология ИСМ

3.2.3. Методология IDEF0

3.3. Методологии логического анализа систем

3.3.1. Сущность логического анализа

3.3.2. Методологии построения дерева целей

3.3.3. Методология анализа иерархий

Контрольные вопросы и задания

4. Технологии системного анализа

4.1. Понятие технологии системного анализа

4.2. Специализированные технологии системного анализа

4.2.1. CASE-технологии разработки информационных систем

4.2.2. Технологии реинжиниринга бизнес-процессов

4.2.3. Технологии проектирования технических систем

4.3. Объектно-ориентированная технология системного анализа

4.3.1. Принципы разработки технологии

4.3.2. Объектно-ориентированная методология моделирования

4.3.3. Регламент объектно-ориентированной технологии

Контрольные вопросы и задания

5. Применение теории систем и системного анализа

5.1. Экономический анализ

5.1.1. Содержание и методы проведения экономического анализа

5.1.2. Системное описание экономического анализа

5.1.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия

5.1.4. Имитационное моделирование экономических процессов

5.2. Анализ систем организационного управления

5.2.1. Понятие организационной структуры

5.2.2. Типы организационных структур

5.2.3. Методы анализа и синтеза оргструктур

5.2.4. Развитие систем организационного управления

5.3. Анализ информационных ресурсов

5.3.1. Информационные ресурсы предприятия

5.3.2. Жизненный цикл управления информационными ресурсами

5.3.3. Методы анализа и синтеза информационных ресурсов

Контрольные вопросы и задания

Программная инженерия и технология (групповое проектное обучение — ГПО 2)

Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты

Теория и проектирование информационных систем

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Программная инженерия и технология (групповое проектное обучение — ГПО 2)

Научный семинар

Научный семинар: Современные проблемы развития электронного государства

Программная инженерия и технология (Групповое программное обеспечение — ГПО 2)

Методология научных исследований

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Методология научных исследований

Методология научных исследований

Методология научных исследований

Исследование социально-экономических и политических процессов

Теория и проектирование информационных систем

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Исследование социально-экономических и политических процессов

Методология научных исследований

Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты

Основы системного анализа и системного подхода

Исследование социально-экономических и политических процессов

Введение в профессию

Научный семинар: Современные проблемы развития электронного государства

Научно-исследовательская деятельность (рассред.)

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Исследование социально-экономических и политических процессов

Управление проектами (Групповое проектное обучение — ГПО 1)

Теория и проектирование информационных систем

Основы системного подхода и системного анализа

Введение в профессию

Исследование социально-экономических и политических процессов

Исследование социально-экономических и политических процессов

Основы системного подхода и системного анализа

Исследование социально-экономических и политических процессов

Исследование социально-экономических и политических процессов

Методология научных исследований

Теория информационных систем

Исследование социально-экономических и политических процессов

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Методология научных исследований

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Управление проектами (групповое проектное обучение — ГПО 1)

Теория и проектирование информационных систем

Проектирование сложных систем

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Основы системного подхода и системного анализа

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Системный анализ и моделирование процессов в техносфере

Похожие пособия

Основы HR-менеджмента: теория и практика: Учебно-методическое пособие / Ларионова А. В., Суслова Т. И., Орлова В. В., Мальцева М. А., Караваева Д. В., Музыка А. А., Солдатенко К. В., Чернецова В., Моисеева Д. М., Артеменко А. В., Видершпан П. Н. — 2018. 83 с.

Обучение студентов технике академической гребли: Учебное пособие / Павлов П. П., Богомолова И. М., Мисник М. Н., Иванов А. И., Якименко В. Н., Ранцева Л. П. — 2004. 69 с.

Безопасность жизнедеятельности: Методические указания к лабораторным работам по дисциплине / Полякова С. А., Кан А. Г., Лощилов А. Г., Пустовойт А. Ф., Туев В. И., Хорев И. Е., Екимова И. А., Аверьянов Г. А., Петровская Н. Е., Крупеников Б. В., Воронина Г. А. — 2012. 57 с.

Философия: Методическое пособие к семинарам и для самостоятельной подготовки студентов / Московченко А. Д., Раитина М. Ю., Пустоварова А. О., Герман О. Н., Корнющенко-Ермолаева Н. С. — 2016. 63 с.

Проектирование светодиодов и светотехнических устройств: Методические указания по самостоятельной работе / Солдаткин В. С., Вилисов А. А., Туев В. И., Каменкова В. С., Ряполова Ю. В. — 2017. 15 с.

Научно-образовательный портал ТУСУРа. 12 +

Учредитель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»
Главный редактор: Митузина Ю. В.
(3822) 900-157
[email protected]

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 ноября 2013 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-56036

edu.tusur.ru

Еще по теме:

  • Прерывается ли стаж для больничного Когда прерывается трудовой стаж после увольнения С 01 января 2007 года действует несколько другой порядок определения непрерывности трудового стажа гражданина. До этого, если при переходе с одного места работы на другое не проходило 3-х недель, то […]
  • Непрерывный трудовой стаж 2012 Непрерывный трудовой стаж Трудовой стаж – это период, когда человек осуществлял свою трудовую деятельность по трудовому договору, а также периоды, когда работник фактически отсутствовал на рабочем месте, но эти периоды включаются в стаж работы для […]
  • Разведение костров в городе штраф Какой штраф положен за разведение костров в 2018 году Как часто, выбираясь на природу, мы привыкли разводить костер для приготовления шашлыков или просто для согрева прохладным вечером. Сидя вокруг костра, создается атмосфера уюта даже вдалеке от […]
  • Как долго действует материнский капитал Когда можно использовать материнский капитал Женщина, родившая (усыновившая) второго или последующего ребенка с 1 января 2007 до 31 декабря 2021 года, может оформить сертификат на материнский капитал сразу после рождения малыша либо позже в любое […]
  • Материнский капитал как обналичить через банк Условия как обналичить материнский капитал через банк Чтобы стимулировать рождаемость наша страна с 2007 года начала оказывать семьям, родившим двух и более детей, финансовую поддержку в виде материнского капитала. Данные средства не выдаются […]
  • Гладков адвокат получите квалифицированную юридическую помощь по уголовным правонарушениям а также по гражданским и арбитражным делам прекращение дела, отказ возбужения уголовного дела, оправдание, амнистия Нужно больше информации? 17 лет в должности […]