Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР

Актуально на: 20 июля 2016 г.

По итогам каждого отчетного и расчетного периода страхователь обязан представлять в ПФР расчет по форме РСВ-1 (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п, п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ). За несвоевременную сдачу отчетности в ПФР Законом 212-ФЗ предусмотрена ответственность.

Штраф за несдачу отчета в ПФР, а также штраф за несвоевременную сдачу отчета в ПФР установлен в размере 5% суммы взносов к уплате, начисленных за 3 последних месяца отчетного / расчетного периода, за каждый полный и неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа за непредставление РСВ-1 ограничена максимальным и минимальным пределом: не более 30% указанной выше суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ).

Штраф за несдачу РСВ-1 по «персонифицированному» Закону?

В действующей ныне форме РСВ-1, кроме общих сумм начисленных взносов во внебюджетные фонды, отражаются так же и индивидуальные сведения по каждому физлицу, в чью пользу страхователь делал облагаемые взносами выплаты, начислял взносы, и/или по которому должен указать периоды стажа (п. 2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ). За несдачу сведений персонифицированного учета установлена своя ответственность.

Штраф за непредоставление отчетности в ПФР (персонифицированной) определяется как 5% от суммы взносов к уплате, начисленной за последние 3 месяца отчетного периода (ст. 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ). Напомним, что для целей персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования отчетным периодом признается месяц, I квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год (ст. 1 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ).

Что же получается? Если в срок не сдан отчет в ПФР, штраф организации или ИП могут начислить сразу по двум Законам? К счастью, нет. Штраф за несвоевременную сдачу РСВ-1 возможен только по Закону 212-ФЗ, а двойная ответственность за одно и то же правонарушение недопустима (Письмо Минтруда от 04.04.2014 N 17-3/В-138 ).

Рассчитать сумму штрафа за несвоевременное предоставление РСВ-1 поможет калькулятор на нашем сайте

Штраф за непредоставление РСВ-1 по КоАП РФ

Кроме штрафа за несданный отчет в ПФР по «страховому» Закону, руководителя организации-страхователя могут обязать уплатить штраф за несдачу РСВ-1 в размере от 300 до 500 руб. (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ ). А вот на предпринимателей такого рода штрафы за несдачу РСВ-1 не распространяются.

Так что штрафов за несдачу отчетности в ПФР все-таки может быть два. Только второй штраф за несдачу в ПФР взыскивается непосредственно с руководителя и на основании КоАП РФ.

Штраф Пенсионного фонда за несвоевременную сдачу отчета СЗВ-М

Форму СЗВ-М (утв. Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п) начиная с отчетности за апрель 2016 года ежемесячно должен сдавать каждый страхователь, у которого есть работники (п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ). И конечно штраф за не вовремя сданный отчет в ПФР тоже есть. Он составляет 500 руб. в отношении каждого застрахованного физлица, на которого не были предоставлены / были несвоевременно представлены сведения (ст. 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ ).

Штраф за РСВ-1 в 2017 году

С 2017 года полномочия по контролю за уплатой страховых взносов передаются налоговым органам. Соответственно, взыскивать штрафы за несданную отчетность будет не ПФР, а как раз налоговики. И ответственность за непредоставление отчетности – не в ПФР, а уже в налоговые инспекции, будет прописана непосредственно в НК РФ (ст. 119 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

glavkniga.ru

Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР

Сроки сдачи отчетности

Организации и ИП должны сдавать в ПФР отчетность по взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование по форме РСВ-1. Отчитываться нужно по итогам каждого отчетного периода (I квартала, полугодия, десяти месяцев и года).

Срок сдачи отчетности зависит от того, в какой форме ее подавать:

  • Если расчет подается на бумаге, его нужно представить не позднее 15-го числа второго календарного месяца, который следует за отчетным периодом (май, август, ноябрь и февраль).
  • Если компания отчитывается в ПФР через интернет, то форму РСВ-1 нужно представить не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (ч. 9 ст. 15, ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Отчитывайтесь в ПФР вовремя через Контур.Экстерн.
Три месяца — бесплатно!

Штрафы за опоздание с отчетом и ошибки

Компания, которая опоздала со сдачей отчетности в ПФР, может быть оштрафована. Сумма штрафа составит 5% от суммы причитающихся к уплате взносов за последние три месяца отчетного периода. Штраф придется заплатить за каждый месяц просрочки, в том числе и не полный.

Максимальная сумма штрафа не может превышать 30% от суммы страховых взносов. Минимальный штраф за несвоевременную сдачу отчетности составляет 1000 рублей (ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Также компанию могут оштрафовать за подачу недостоверных или неполных сведений (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ). Сумму штрафа составит 5% от суммы страховых взносов за тех сотрудников, сведения по которым поданы с ошибками (определение ВАС РФ от 28.04.2014 №ВАС-4911/14, постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.02.2015 №Ф05-702/2015).

Кроме штрафа за просрочку сдачи отчета суд может оштрафовать руководителя компании на сумму от 300 до 500 рублей (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, п. 1.3 Методических рекомендаций, утв. распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 №120р).

Помимо формы РСВ-1, с 1 апреля 2016 года компании должны ежемесячно сдавать в ПФР новый вид отчетности — сведения о сотрудниках. Если компания пренебрежет этой обязанностью и не сдаст указанную отчетность в срок, то ПФР сможет ее оштрафовать. Размер штрафа составит 500 рублей за каждого работника, сведения о котором компания исказила или подала не в полном объеме (подп. «б» п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ).

kontur.ru

Какой штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР?

Отправить на почту

Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР — наказание для нарушающих установленные законом требования по срокам представления отчетов. Рассмотрим, какими они бывают.

Отчетность 2016 года в ПФР

В 2016 году работодатели (юрлица и ИП) сдают в ПФР 2 вида отчетности:

  1. По взносам, начисленным/уплаченным работодателем за период, и персонифицированным данным по доходам/стажу, которые с 2014 года объединены в единый отчет РСВ-1. Его сдают за каждый квартал до 15-го (в виде бумажного отчета) или 20-го (в электронном варианте) числа 2-го месяца, наступающего после отчетного квартала. Электронный вариант обязателен для работодателей с количеством сотрудников, превышающим 25.
  2. О наличии работников (перечень с указанием Ф.И.О., ИНН, СНИЛС). Этот отчет введен законом «О приостановлении действия законов РФ» от 29.12.2015 № 385-ФЗ в закон «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Он становится обязательным со сведений за апрель 2016 года и будет сдаваться ежемесячно не позже 10-го числа месяца, наступающего за отчетным.

Для первой (объединенной) отчетности действуют правила 2 законов РФ («О страховых взносах» от 24.07.2009 № 212-ФЗ и от 01.04.1996 № 27-ФЗ), а для отчета о наличии работников — только второго из них.

Штрафы при несоблюдении сроков отчета

В связи с объединением отчетов, регулируемых разными законами, к персонифицированным сведениям по доходам/стажу с 2014 года не применяют санкции, предусмотренные за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР ст. 17 закона РФ от 01.04.1996 № 27-ФЗ (письмо Минтруда РФ от 04.04.2014 № 17-3/В-138). Теперь за не вовремя сданный единый отчет работодателя оштрафуют в соответствии с п. 1 ст. 46 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Штраф составит 5% от величины начисленных за отчетный квартал взносов (и в ПФР, и в ФФОМС) за каждый месяц (как полный, так и неполный) опоздания. Но штрафная сумма не должна оказаться больше 30% суммы взносов и меньше 1 000 руб. То есть несдача пустого отчета РСВ-1 тоже повлечет за собой штраф в минимальном размере.

О том, как ПФР и ФСС взыскивают штрафы по закону РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ, читайте в статье «Порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам».

Однако после объединения отчетов осталось в силе предусмотренное ст. 17 закона РФ от 01.04.1996 № 27-ФЗ наказание за искажение (неполноту или недостоверность) данных персонифицированного учета (5% от суммы взносов, начисленных за квартал). Оно будет применено к работодателю, допустившему такое нарушение, независимо от того, вовремя или нет сдан отчет. Правда, взыскать его ПФР может только через суд.

Должностные лица работодателя за не вовремя сданный единый отчет могут быть наказаны административным штрафом в сумме от 300 до 500 руб. (п. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

В отношении отчета о наличии работников ст. 17 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ дополнена отдельным штрафом за непредставление таких сведений или их искажение. Его величина составит 500 руб. за каждого человека, в отношении которого допущено подобное нарушение.

Несвоевременное представление обоих видов отчетности в ПФР может оказаться для работодателя чревато потерей немалых сумм в виде штрафных санкций. Поэтому к соблюдению сроков ее сдачи надо быть крайне внимательным.

nalog-nalog.ru

Штрафы Пенсионного фонда России

lori-0003579604-bigwww.jpg

Похожие публикации

Существует определенный перечень действий страхователя (работодателя), за которые администратор взносов (до 2017 года это ПФР) на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на социальное страхование временной нетрудоспособности работников и материнства (ФСС в 2016 году и ранее), начисляет штрафные санкции. За несоблюдение законом установленного порядка представления расчета, уплаты и исчисления страховых взносов работодателям будут начислены штрафы ПФР.

Размеры штрафов в ПФР

Для страховщиков предусмотрены штрафы ПФР при нарушении сроков регистрации, уплаты взносов и сдаче отчетности. Рассмотрим каждый вид санкций от ПФР подробнее.

Регистрация страхователей

ПФР оштрафует страхователей в случаях нарушения ими сроков регистрации в фонде как работодателя (ст. 27 ФЗ №167 от 24.07.2009 г.). Сроки регистрации прописаны в ст. 11 этого же закона (в общем случае, на регистрацию отводится 3 дня). Заметим, что с 2004 года данные о появлении нового юрлица в ПФР передаются из регистрирующего органа, то есть ИФНС без вмешательства нового плательщика взносов. Статья 27 о штрафах ПФР работает скорее в отношении тех лиц, кто попал в ЕГРЮЛ до начала новой редакции закона, то есть до января 2004 года, а также тех, кто встает на учет в ПФР самостоятельно, в частности, ИП-работодатели (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 №75). Штраф за то, что вовремя не сообщили о себе, для них составляет 5000 руб. в течение 90 дней с момента истечения срока, отведенного для регистрации в ПФР, и 10 000 рублей, если срок пропущен больше, чем на 90 дней.

Заметим, что с 1 января 2017 года статья 27 закона №167-ФЗ утрачивает силу (закон от 03.07.2016 №250-ФЗ). Администрирование страховых взносов переходит в ведение ФНС, и ПФР за пропуск сроков регистрации штрафовать уже не сможет.

Сдача отчетности

Штраф в ПФР грозит тем, кто невовремя сдал отчеты. В первую очередь, это касается формы расчета РСВ-1. Пенсионный фонд может выставить плательщику взносов штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, начисленных ему за расчетный квартал, за который была задержана отчетность, но не меньше 1000 руб. (к примеру, если начислять вам нечего, так как отчет – нулевой), за каждый полный или неполный месяц задержки отчета и не более 30% от суммы взносов. В дополнение штраф в размере 200 рублей взыщут, если вы должны были подать отчет в электронном виде, но этого не сделали (в электронном виде надо сдавать отчеты тем, у кого больше 25 работников).

Те же штрафы в ПФР грозят главам КФХ за опоздание со сдачей РСВ 2. Разница лишь в том, что РСВ 2 сдается ежегодно, а штраф – одинаков, – за последние 3 месяца расчетного периода, то есть в случае с КФХ за 4 квартал предыдущего сдаче отчета года.

За забытый и вовремя не представленный новый отчет в ПФР по форме СЗВ-М законодатель установил иные штрафы – 500 рублей за каждое застрахованное лицо. Если сотрудников много, можно потерять немалую сумму вследствие такой забывчивости. Впрочем, даже если вы подали вовремя сведения по СЗВ-М, но ошиблись в данных работника, штраф не изменится – те же 500 рублей за каждого. Другое дело, что ошибок может быть гораздо меньше, чем общий список застрахованных лиц, а потому и штраф может быть не столько значителен, как при просрочке отчета.

Если в расчете РСВ-1 есть ошибки

В случаях отражения неполной или недостоверной информации персонифицированного учета организации начисляется штраф в размере 5% от суммы начисленных взносов за квартал, в котором была предоставлена форма с недостоверной или неполной информацией о застрахованных лицах (ст. 17 ФЗ №27 от 01.04.1996 г.). Штрафы изменятся с 2017 года. Закон от 03.07.2016 №250-ФЗ предусматривает с 2017 года штраф в 500 рублей за каждое застрахованное лицо, как и в случае с СЗВ-М. Этим же законом увеличен штраф за нарушение порядка представления электронных отчетов. С 2017 года, если вы обязаны представить электронный отчет, но этого не сделали, штраф составит 1000 рублей.

Полная или частичная неуплата взносов на пенсионное, медицинское страхование страховщиком вследствие занижения налоговой базы для их расчета и иных неправомерных действий, если данные действия были неумышленными, грозит санкциями в размере 20% от неуплаченной суммы. В случае умышленного нарушения, повлекшего к неуплате или неполной уплате взносов, штраф составит 40% от суммы.

Для того, чтобы избежать уплаты штрафов, проще всего вовремя производить сверку с Пенсионным фондом по начисленным и уплаченным суммам взносов.

Особо важно знать, что штрафы ПФР не может начислять работодателю, если он уплатил полную сумму страховых взносов, но в более поздние сроки, то есть просрочил определенный законом период уплаты взносов «за себя» и в счет своих работников. За уплату причитающейся суммы взносов в более поздний срок ПФР начисляет работодателю пеня в соответствии с законом №212.

Аналогичные условия действуют в том случае, если была выявлена неуплата или неполная уплата взносов при отсутствии фактов занижения базы их исчисления и иных противозаконных действий.

spmag.ru

Как исправить отчетность в Пенсионный фонд

Бухгалтеру приходится постоянно заполнять и сдавать различные отчеты, расчеты и декларации. Неудивительно, что порой в них закрадываются ошибки. В этой статье мы поговорим о том, как исправить ошибки, допущенные в отчетности, представляемой в ПФР, и как можно избежать ответственности или добиться уменьшения штрафных санкций.

Лучше сдать в срок с ошибками, чем опоздать

Начнем с того, что при определенных обстоятельствах организации выгодно сдать заведомо ошибочный отчет, но уложиться в установленные сроки (не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за соответствующим отчетным или расчетным периодом), чем задержать отправку форм до того момента, когда вся отчетность будет составлена правильно и будут получены все необходимые данные, которых по каким-то причинам может не иметься в пределах срока сдачи отчетности.

Дело в том, что за несвоевременное представление отчетности в ПФР предусмотрен отдельный штраф. В отношении формы РСВ-1 ПФР эта санкция прописана в ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). А в отношении форм, содержащих данные персонифицированного (индивидуального) учета, — в ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ).

Однако если отчетность первоначально представлена в срок, но с ошибками, а исправленные данные переучета поданы уже после истечения установленного срока — и даже если исправлять отчеты пришлось неоднократно, прежде чем орган ПФР наконец принял данные, — наказать организацию за непредоставление сведений в срок нельзя. Как указали судьи в постановлении ФАС Центрального округа от 17.09.2012 по делу № А23-193/2012 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано Определением ВАС РФ от 16.01.2013 № ВАС-18135/12), в случае подачи ошибочных сведений, но в установленный срок, обязанность страхователя по своевременному представлению отчетности считается исполненной.

Тем более что отказать в приеме ошибочной отчетности орган ПФР не может — в числе предусмотренных законом правовых последствий для случаев, когда предоставленные сведения содержат ошибки или недостоверную информацию, отказ в принятии сведений либо принятие решения о том, что сведения являются непредоставленными, не числятся.

В той же ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрены аналогичные санкции еще и за предоставление неполных или недостоверных сведений. Но на практике для устранения ошибок в уже поданных отчетах имеется как минимум двухнедельный «люфт». Ведь согласно п. 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее — Инструкция № 987н), органы ПФР, обнаружив ошибки — несоответствия между предоставленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, должны направить страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений, а срок, в течение которого страхователь должен представить уточненные данные, составляет две недели с момента получения такого уведомления. Плюс сама проверка и выявление ошибок занимает некоторое время. По Административному регламенту предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от страхователей отчетнос­ти по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц, утвержденному приказом Минтруда России от 21.09.2012 № 196н (далее — Административный регламент), который начал действовать с 29 января 2013 г., срок приема и рассмотрения документов должен составлять два рабочих дня со дня их поступления в соответствующий орган ПФР. Но на деле — особенно если отчетность представлена только на бумажных носителях — проверка может длиться дольше, и, соответственно, у бухгалтера будет даже больше «лишних» двух недель на доработку отчетности.

Да и в случае если ошибки в представленных формах документов переучета страхователь обнаруживает сам, у него согласно п. 34 Инструкции № 987н в распоряжении есть те же две недели со дня обнаружения ошибки, чтобы представить исправленные формы.

Но самое интересное в другом. Законодательство не предусматривает ответственности за нарушение указанного двухнедельного срока. На это обращалось внимание, в частности, в постановлении ФАС Уральского округа от 21.08.2012 № Ф09-7273/12 по делу № А60-43696/11. Судьи также подчеркнули, что в силу ст. 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет полное право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР и что предоставление корректирующих сведений предусмотрено уже упоминавшимися п. 34 и 41 Инструкции № 987н. Причем в случае неустранения имеющихся расхождений в двухнедельный срок территориальный орган ПФР имеет право принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку. А потому при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты и ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган ПФР может сам скорректировать сведения и не вправе выставлять финансовые санкции.

Порядок внесения изменений в расчет формы РСВ-1 ПФР прописан в ст. 17 Закона № 212-ФЗ. В целом он аналогичен правилам подачи уточненных налоговых деклараций, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

В обязательном порядке уточненки подаются только в том случае, когда в поданном ранее расчете обнаруживаются факты неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибки, которые привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате.

Если же обнаружены недостоверные сведения или ошибки, которые не привели к занижению суммы взносов — возможно даже, что взносы были начислены излишне, — подача уточненки становится делом добровольным. Причем согласно ч. 2 ст. 17 Закона № 212-ФЗ в такой ситуации даже если уточненный расчет представляется уже после истечения установленного срока подачи расчета, он не считается представленным с нарушением срока.

Вне зависимости от причин подачи уточненного расчета представлять его в ПФР нужно всегда по той форме, которая действовала в том расчетном периоде, за который вносятся изменения. К примеру, если ошибка была допущена в отчете за 2012 г. (который нужно было сдать до 15 февраля 2013 г.), а обнаружили и исправили ее в апреле 2013 г., подавать уточненку за 2012 г. нужно по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н. И тот факт, что к апрелю 2013 г. уже появилась новая форма, утвержденная приказом Минтруда России от 28.12.2012 № 639н, никакого значения в данном случае не имеет — ведь по новой форме сдаются расчеты только начиная с отчетности за I квартал 2013 г.

Как правильно подать уточненку, чтобы избежать штрафов

Далее в той же ст. 17 Закона № 212-ФЗ уточняются некоторые нюансы, благодаря которым можно успешно подать уточненные расчеты и не оказаться привлеченными к ответственности.

Лучше всего, конечно, самостоятельно обнаружить и исправить ошибки. Причем если это удается сделать еще до истечения срока подачи расчета за соответствующий период, вообще никаких проблем не возникнет — уточненный расчет будет считаться поданным в срок в день его фактической подачи в ПФР.

Если же ошибку в отчете, поданном вовремя, обнаружили или смогли исправить уже после того, как установленный срок истек, но сделали это совершенно самостоятельно — и не потому, что узнали о назначении выездной проверки или о том, что в ходе камеральной проверки орган ПФР обнаружил факты неотражения или неполноты отражения сведений либо ошибок, приводящих к занижению суммы взносов, — все равно есть шанс обойтись без штрафов. А вот от пеней и необходимости доплатить недостающую сумму взносов никто не освобождает. Причем сделать это нужно до подачи уточненки.

Таким образом, при добровольном самостоятельном обнаружении и исправлении ошибок — в том числе и в случае, когда при подаче первоначального расчета бухгалтер уже знает об их наличии (но решает сдать «заведомо ошибочный» отчет, чтобы уложиться в установленные сроки и избежать штрафа за непредставление данных) или подозревает, что с отчетом что-то не так, но уже не располагает временем, чтобы обнаружить ошибку до истечения срока подачи отчетности, — действовать нужно так.

1. Обязательно подать хоть что-нибудь — пусть даже с ошибками — в установленные сроки.

2. После выявления ошибки внести необходимые исправления в отчетность (по тем формам, которые действовали в соответствующем периоде) и проверить, произошло ли занижение суммы взносов и возникла ли необходимость их доплачивать, а также уплачивать пени.

3. Если такая необходимость возникла — сначала провести упомянутые платежи и уже затем сдавать уточненную отчетность (отправлять в электронной форме или сдавать на бумажном носителе — в зависимости от конкретных обстоятельств, в т.ч. от численности работников за предыдущий год).

Впрочем, нередки случаи, когда ошибки обнаруживаются в ходе выездных проверок. И тогда избежать штрафов могут только те, чьи ошибки не привели к занижению суммы страховых взносов и не связаны с неотражением или неполнотой отражения сведений в расчетах.

Обратим особое внимание на то, что в ст. 17 Закона № 212-ФЗ фактически речь идет о представлении уточненок только при обнаружении самой организацией ошибок и фактов неотражения или неполноты отражения сведений. В ней ничего не говорится о том, что органы ПФР имеют право требовать от организации представления уточненок, в том числе и по результатам проведенных ими проверок. Тем более что суммы страховых взносов, доначисленных по актам камеральных и выездных проверок, по которым в отчетном периоде вступили решения о привлечении плательщика взносов к ответственности, подлежат отражению в строке 120 раздела 1, а также в четвертом разделе расчета формы РСВ-1 ПФР. Так что, по большому счету, никакой необходимости в подаче уточненки за предыдущие периоды в случае, когда орган ПФР по результатам проверки доначислил взносы, нет: эти суммы благополучно отразятся по строке 120 очередного отчета, который будет представлен за текущий период.

Согласно Порядку заполнения формы РСВ-1 таким же образом (по строке 120 раздела 1 и в разделе 4) могут отражаться и суммы самостоятельно доначисленных страховых взносов в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате за предыдущие отчетные периоды в соответствии со ст. 7 Закона № 212-ФЗ. Причем, хотя формально единственным вариантом исправления такой ситуации исходя из буквы Закона № 212-ФЗ является именно подача уточненной декларации за тот период, в котором ошибка была допущена, сотрудники ПФР поддерживают такой «упрощенный» вариант. Иными словами, им удобнее, чтобы вместо подачи уточненки организация, самостоятельно обнаружившая ошибку, представляла только текущий отчет, в котором по строке 120 раздела 1 и в разделе 4 отражались бы все доначисления, связанные с ошибками и недочетами, выявленными уже после сдачи предыдущих отчетов. Ведь тогда им нужно будет обработать только один отчет, а не несколько.

В некоторых случаях у организаций возникает дополнительная возможность избежать штрафов — если сотрудники ПФР допускают ошибки или небрежность при оформлении результатов проверок, в результате чего нарушается установленная процедура привлечения к ответственности. Если суд признает эти нарушения существенными, наложение штрафа может быть признано незаконным (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2012 № А56-36039/2011).

РСВ-1 и индивидуальные сведения — только «в паре»

В случае когда возникает необходимость подать уточненку, не забывайте, что отчетность в ПФР представляется единым пакетом: то есть форма РСВ-1 всегда должна подаваться вместе с индивидуальными сведениями (ИС) за тот же период. А потому сотрудники ПФР вполне могут не принять уточненный расчет РСВ-1, если он подается «сам по себе», даже если исправления потребовались только в этой форме, а данные персонифицированного учета никоим образом не корректируются. Так что, отправляя уточненку в электронной форме или сдавая ее в бумажном варианте, следует подготавливать весь комплект (и РСВ-1, и ИС) за соответствующий период, даже если исправления внесены только в одну из частей.

И наоборот, если исправления вносятся только в ИС, подать только корректирующие формы по ИС, без РСВ, тоже не получится. Более того, программы ПФР работают таким образом, что без текущей отчетности корректирующие сведения приняты не будут.

Таким образом, при необходимости внести исправления в ИС и РСВ-1 в органы ПФР должен направляться (представляться) такой комплект:

— корректирующие СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2 за тот период, в котором была допущена ошибка (а «старую» опись формы АДВ-6-2 корректировать не нужно);

— персонифицированная отчетность за текущий период (причем суммы доначислений по корректирующим формам СЗВ-6-1 и СЗВ-6-2 должны попасть в опись формы АДВ-6-2 за текущий период);

— расчет формы РСВ-1 ПФР за текущий период;

— уточненный РСВ-1 ПФР, если возникла необходимость доначислять взносы за предыдущие периоды и организация решила следовать букве Закона № 212-ФЗ, а не отражать доначисления в отчете РСВ-1 за текущий период.

Нередко проблемы с пенсионной отчетностью вызваны самой элементарной причиной — опечатками или описками.

Бывают также нестыковки в сведениях, предоставленных работниками, и официальных классификаторах, которые не так-то легко обнаружить самостоятельно. К примеру, согласно Информационному сообщению ПФР от 21.02.2013 «Особенности представления страхователями в органы ПФР отчетности, начиная с отчетности за I квартал 2013 года» (равно как и более раннему Информационному сообщению ПФР от 20.12.2011), адреса, указанные в персонифицированной отчетности, должны соответствовать КЛАДРу (Ведомственному классификатору адресов России, см. сайт по адресу: htt://www.gnivc.ru/). На деле же нередко наименования населенных пунктов в паспортах и иных документах работников не соответствуют текущей версии КЛАДРа — к примеру, некоторые города переименованы (соответственно, вполне возможно, что указанного в паспорте работника города на сегодняшний момент просто «не существует»), у некоторых населенных пунк­тов изменился статус (скажем, бывший «поселок городского типа» стал «рабочим поселком») и т.д. А между тем при наличии таких ошибок отчетность просто не пройдет, то есть программы ПФР не примут предоставленные сведения.

Впрочем, выявить подобные ошибки можно при помощи специальных программ, которые ПФР выкладывает бесплатно на своем сайте (CheckXML-UFA и CheckXML; www.pfrf.ru/free_programs/). Причем эти программы не просто проверяют файлы по структуре на соответствие требованиям утвержденного формата электронного представления, но также производят сверку сумм:

— начисленных страховых взносов, указанных в форме РСВ-1 (в соответствии с тарифами), с данными о суммах начисленных взносов, указанных в форме АДВ-6-2 (сверка итоговых сумм начисленных страховых взносах в целом по организации);

— уплаченных страховых взносов, указанных в форме РСВ-1 и форме АДВ-6-2 (в соответствии с начисленными взносами);

— выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, указанных в форме РСВ-1 и форме АДВ-6-4 (сверка итоговых сумм в целом по организации);

— соответствие сумм начисленных страховых взносов суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, и тарифам страховых взносов, применяемых страхователем.

Впрочем, даже если описки и опечатки все-таки закрались в отчет, представленный в органы ПФР, вероятность избежать штрафных санкций очень высока. Ведь судьи считают, что наличие в предоставленных сведениях описки не может быть расценено как предоставление недостоверных сведений (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2012 по делу № А28-2360/2012). Особенно если, скажем, описка допущена в фамилии застрахованного лица, но при этом иные сведения указаны верно и позволяют идентифицировать данное застрахованное лицо.

Неполные или «не те» — не обязательно недостоверные

Вообще, вопрос о том, какие именно сведения можно считать недостоверными, весьма важен — ведь от этого зависит, сможет ли ПФР привлечь организацию к ответственности. Ведь предоставление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует самостоятельный состав правонарушения. А вот за предоставление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность — такие ошибки просто подлежат исправлению в порядке, установленном п. 34 и 41 Инструкции № 987н. На это обращалось внимание, в частности, в уже упоминавшемся постановлении ФАС Центрального округа от 17.09.2012 по делу № А23-193/2012.

А в другом из уже упоминавшихся судебных решений — постановлении ФАС Уральского округа от 21.08.2012 № Ф09-7273/12 по делу № А60-43696/11 — подчеркивалось, что не могут расцениваться как недостоверные сведения такие недочеты и ошибки, содержащиеся в первоначально предоставленных страхователем сведениях персонифицированного учета и впос ледствии исправленные им, как неверное указание:

— отчества застрахованного лица;

— начислений страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии;

— уплаты страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии застрахованных лиц.

Все эти сведения корректируются в порядке, предусмотренном Инструкцией № 987н. Подобных примеров достаточно много.

Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.07.2012 по делу № А27-14147/2011 суд посчитал, что не следует расценивать в качестве недостоверных сведений такие недочеты и ошибки, как указание неправильных данных в отношении стажа работников (например, по одной работнице была допущена ошибка при указании периода отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, по другой не был выделен в стаже период по временной нетрудоспособности, по третьей — не был указан стаж за полугодие отчетного года). Подобные ошибки орган ПФР мог бы скорректировать и самостоятельно.

А в рассматривавшейся ситуации Управление ПФР не представило никаких доказательств:

— направления организации уведомления об устранении имеющихся расхождений;

— принятия решения о корректировке предоставленных сведений.

Иными словами, привлекать к ответственности организацию было не за что.

Еще одним интересным примером является постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2012 по делу № А56-58836/2011, где рассматривалась такая ситуация: в предоставленных в ПФР сведениях персонифицированного учета была допущена ошибка, заключавшаяся в том, что вместо сведений о начисленных и уплаченных взносах за полугодие указаны сведения за год. Суд не посчитал, что само по себе это было предоставлением недостоверных сведений — просто при заполнении формы АДВ-6-2 была допущена ошибка. И орган ПФР обязан был предо-

ставить организации возможность ее исправления. А поскольку этого сделано не было и в нарушение предусмотренных процедур ПФР сразу выставил организации штраф, суд встал на защиту организации — тем более что нормами ст. 17 Закона № 27-ФЗ не установлена ответственность за предоставление сведений персонифицированного учета, содержащих ошибки.

Общее и частное: нестыковки частей отчетов

Также не является само по себе основанием для предъявления штрафных санкций и наличие «нестыковок» в различных частях пенсионных отчетов — например, расхождение данных в сумме страховых взносов, указанных в формах АДВ-6-2 и РСВ-1, в файле и базе данных ПФР.

В подобных ситуациях ПФР, предъявляя претензии к организации, должен указать, в чем именно выразилась недостоверность предоставленных сведений — ведь только тогда можно говорить о наличии состава правонарушения.

На это обращалось внимание, в частности, в постановлении ФАС Уральского округа от 03.07.2012 № Ф09-5462/12 по делу № А60-50871/2011. Суд выяснил, что вывод ПФР о недостоверности предоставленных сведений был основан только на сравнении фондом размера начисленных страховых взносов, указанного в ведомости уплаты по форме АДВ-11, с размером, указанным в форме РСВ-1 за спорный период, в файле учреждения и базе Пенсионного фонда. Однако проверка предоставленных сведений должна производиться на основании документов, указанных в ст. 11 Закона № 27-ФЗ — а на деле она не производилась. А потому наличие состава правонарушения было признано недоказанным, ведь ни в акте, ни в решении по результатам камеральной проверки не были изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения: не было указано, в чем именно выразилась недостоверность предоставленных сведений и в результате каких виновных действий предоставлены недостоверные сведения. Более того, Управление ПФР не смогло доказать и размера платежей в ПФР, начисленных по лицам, в отношении которых предоставлены якобы недостоверные сведения, исходя из которых мог быть определен размер штрафа, если бы основания для привлечения организации к ответственности все-таки были.

Аналогичная проблема рассматривается и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2012 по делу № А56-10287/2012. При проведении камеральной проверки предоставленных организацией сведений было установлено, что суммы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в описи АДВ-6-2 за календарный год, не соответствуют суммам разницы начисленных и уплаченных страховых взносов, указанных в РСВ-1 за 12 месяцев и шесть месяцев того же года. В результате было принято решение привлечь организацию к ответственности за предоставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа. Суд обнаружил, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях акта и решения по итогам камеральной проверки не изложены обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, и не указано, в чем именно выразилась недостоверность предоставленных сведений. Орган ПФР указывал только на сам факт предоставления недостоверных индивидуальных сведений (выявленном расхождении), но никаких ссылок на уведомления об ошибках и расхождениях со сроком исправления, протоколы проверки файлов, протоколы приема сведений индивидуального (персонифицированного) учета в акте и решении не было, да и сами перечисленные документы отсутствовали. Кроме того, в ходе проверки органом ПФР не устанавливалась сумма фактически уплаченных страховых взносов за тот год согласно данным ПФР и соотношение данных сумм с указанными в АДВ-6-2, РСВ-1. И, собственно, факт несоответствия сведений в форме АДВ-6-2, за которую организацию и пытались оштрафовать, в ходе проверки установлен не был — это обстоятельство было установлено только после принятия решения Управлением ПФР при представлении организацией уточненных данных, которые были приняты без замечаний.

Неправильное распределение взносов

Еще одна довольно распространенная проблема — это неправильное распределение взносов. Ведь начислять и платить пенсионные взносы нужно раздельно на страховую и накопительную части (в отношении выплат застрахованными лицам 1967 г.р. и моложе). Однако бухгалтер может перепутать ставки или запутаться при заполнении платежек, в результате чего «страховые» взносы будут перечислены как «накопительные» и наоборот.

Ситуацию такого рода рассматривал ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 02.05.2012 по делу № А56-49298/2011. В результате камеральной проверки орган ПФР собирался привлечь организацию к ответственности за неверное указание платежей на страховую и накопительные части — однако в акте проверки не было конкретизировано, в чем именно выразилось правонарушение. Управление ПФР в качестве недостоверных сведений расценивало то обстоятельство, что задолженность по страховым взносам на конец расчетного периода, указанная страхователем в представленном расчете, не соответствует данным ПФР: суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные в форме АДВ-11, не соответствовали суммам страховых взносов, учтенным в базе данных Управления. Проблема заключалась в неверном указании платежей на страховую и накопительную части (в качестве уплаченных взносов были приведены одни суммы, а в реестре платежей — другие). Суд выяснил, что организация предоставила сведения исходя из данных своего бухгалтерского учета, то есть в суммах фактически уплаченных им в отчетном периоде, а Управление при вынесении решения исходило из сумм, поступивших на его счет. Но главная проблема состояла в том, что организация на протяжении восьми месяцев уплачивала страховые взносы, но в платежных поручениях указывались неверные ИНН и КПП получателя. Однако сведения из представленных платежных поручений совпадали с теми суммами, которые были указаны в форме АДВ-6-2.

В итоге суд заключил, что тот факт, что в платежных поручениях указывались неверные ИНН и КПП получателя, не является основанием для привлечения страхователя к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Тем более что уплаченные деньги поступили на счет ПФР.

Более того, Управление ПФР не смогло представить доказательств направления страхователю уведомления об устранении имеющихся расхождений. То есть процедуры, установленные действующим законодательством, были Фондом нарушены. И никаких штрафов организации платить не пришлось.

www.eg-online.ru

Еще по теме:

  • Военный прокурор одинцовского гарнизона Военная прокуратура Одинцовского гарнизона Военному прокуроруОдинцовского гарнизонаОБЪЯСНЕНИЕ _____________________ «20» декабря 2011 года (место составления) 1. Фамилия, имя, отчество: Соболева Ксения Сергеевна) 2. Дата рождения: 18.11.1981 г3. […]
  • Федеральный закон от 15 июля 1995 103-фз Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ"О содержании под стражей подозреваемых и […]
  • Закон пермского края от 11032014 304-пк Закон 304-пк от 11032014 Закон Пермского края от 11 марта 2014 г Закон Пермского края от 14 ноября 2016 г. N 1-ПК Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Действие абзаца третьего пункта 2 части 3 статьи 1 […]
  • В ред федерального закона от 24072009 n 213-фз Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с […]
  • Приказ минздрава россии от 02062018 n 290н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (с изменениями и […]
  • Закон о приватизации имущества города москвы Закон г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Законом г. Москвы от 12 апреля 2017 г. N 12 в настоящий Закон внесены изменения Закон г. […]