Оглавление:

Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки условий труда?

Опубликовано: 9.01.2014 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

Специальная оценка условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) была разработана взамен аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). Отменить традиционную процедуру, которая ведет свое начало с периода советских времен, решили из-за того, что в стране на сегодняшний день официально зарегистрирован 21 млн. работников, которые работают во вредных и опасных условиях труда, а количество профзаболеваний увеличивается ежегодно на 5-7 тыс. человек. На рабочих местах большинства из них АРМ проводилась, но улучшения, которое ожидалось, не произошло. Количество подобных рабочих мест все еще продолжает расти. Поэтому в целях замещения рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда было решено изменить подход к оценке. Новые требования содержатся в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Примечательно то, что с изменением порядка оценки условий труда, изменяется ряд нормативных положений. К примеру, кардинальные изменения вносятся в статью 5.27 КоАП РФ. И теперь для работодателей, которые бездействуют, будет ужесточаться и дифференцироваться система штрафов и санкций. Дифференцируются, значит, подразделяются на виды. То есть, отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ, за непроведение медосмотров, необеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.) и т.д. Подобное разделение было сделано впервые. Ранее существовал единый вид правонарушения и размер выплат, вне зависимости от того, что совершил работодатель – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Касаемо процедуры спецоценки предусмотрены следующие размеры штрафов. За непроведение спецоценки или нарушение работодателем установленного порядка проведения процедуры влечет предупреждение или наложение штрафа на должностное лицо – от 5 000 до 10 000 рублей, на индивидуального предпринимателя (ИП, – ред.) – от 5 000 до 10 000 рублей, на юридическое лицо – от 60 000 до 80 000 рублей.

В случае повторно выявленного правонарушения для должностного лица предусмотрен административный штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридического лица – от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на тот же срок, что предусмотрено для ИП.

Для организаций, проводящих СОУТ, также предусмотрена административная ответственность. В случае нарушения установленного порядка проведения процедуры на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 рублей.

К сведению. Для эксперта организации, проводящей спецоценку, административная ответственность была введена впервые, и в случае нарушения порядка он будет привлекаться к административной ответственности как должностное лицо.

За аналогичное правонарушение должностное лицо будет привлекаться к административному штрафу в размере от 40 000 до 50 000 рублей, юридическое в размере от 100 000 до 200 000 рублей или же административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность для организаций и экспертов предусмотрена для того, чтобы еще раз подчеркнуть независимость по отношению к деятельности работодателя и фиксировать именно те показатели и результаты, которые были выявлены в ходе исследования условий на рабочих местах. Если они не будут соответствовать действительности, и работодатель, и организация по СОУТ обоюдно будут нести ответственность. Чья именно в том вина – покажет уже впоследствии проверка Роструда.

Новые административные санкции начнут действовать с 2015 года. Переходный период был предусмотрен Минтрудом для того, чтобы у работодателей была возможность привести в должный порядок всю документацию и провести все необходимые мероприятия, предусмотренные трудовым законодательством.

Судя по удвоенным размерам предусмотренных штрафов, работодателю гораздо выгоднее провести спецоценку. Тем более при действующей СОУТ работодателям, у которых выявляются безопасные условия труда, периодическую проверку через каждые пять лет проходить не нужно. Достаточно, чтобы в работе организации не было зафиксировано несчастных случаев, инцидентов, профзаболеваний.

Подробнее об изменении системы штрафов Вы можете узнать в материале: «Штрафы и санкции при специальной оценке условий труда».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1cert.ru

Штраф за отсутствие специальной оценки условий труда в 2018 году

Статьи по теме

Размер штрафа за отсутствие СОУТ, или за ошибки при ее проведении, может достигнуть 80 000 р. Подробно расскажем, кто и за что может наложить штрафные санкции на организацию в 2018 году. Также выясним, кто несет ответственность за непроведение специальной оценки условий труда, и какая инстанция занимается её контролем.

Из этой статьи вы узнаете:

  • в каких случаях и кем налагается штраф за непроведение специальной оценки условий труда;
  • каковы штрафы за непроведение СОУТ;
  • на ком лежит ответственность за отсутствие спецоценки

Специальная проверка условий труда с 1 января 2014 года заменила аттестацию рабочих мест. Основным изменением стало то, что если ранее не все рабочие места подлежали аттестации, то сейчас СОУТ ждет практически всех.

Однако при таком объеме работы вероятны и нарушения, и ошибки. Узнаем, кто на предприятии несет ответственность в случае выявленных нарушений, какие санкции будут наложены на организацию.

В каких случаях и кем налагается штраф за непроведение специальной оценки условий труда 2018

Выявленные нарушения станут поводом для привлечения к административной, а в некоторых случаях – и к уголовной ответственности.

Контролем и наложением штрафных санкций на предприятие занимается Трудовая инспекция.

Стоит ли полагаться на отсрочку проведения спецоценки УТ (ст. 27 ФЗ №426)

В проведении оценки условий труда есть определенные сложности и «подводные камни». В первую очередь, это разное прочтение п. 6 ст. 27 426-ФЗ, в которой устанавливается, что спецоценка некоторых рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть закончена к 31.12.2018 года.

Кроме того, в 4 статье этого же закона говорится о возможности переходных положений: если на рабочих местах уже была проведена аттестация, можно отложить проведение СОУТ на 5 лет.

Задайте свой вопрос экспертам Системы «Охрана Труда»

Некоторые работодатели читают эту статью закона как общее разрешение на отсрочку. Однако это заблуждение.

Дело в том, что в 27 статье говорится о конкретных специальностях, на которые распространяется отсрочка, а работодатели часто относят это правило на все учреждение, в том числе на рабочие места, которые раньше не подлежали аттестации. По их логике часть рабочих мест остается «в тени»: никогда не аттестовывались, и пока вроде и не надо. Однако это не так.

Все рабочие места должны быть подвергнуты процедуре СОУТ, отсрочка возможна только для мест, которые уже проходили аттестацию ранее. То есть работодатель может до определенного момента пользоваться результатами прошедшей проверки, но все рабочие места в любом случае ждет спецоценка.

Ст. 57 ТК РФ

Еще один «подводный камень» заключен в 57 статье Трудового кодекса. Согласно ей, указание условий труда на рабочем месте является обязательным условием для трудового договора. И никаких отсрочек и переходных периодов законодательство не предусматривает!

Если трудовой договор в момент его заключения с работником не содержит обязательных условий, то необходимо внести добавления, оформив их, например, как приложение или соглашение сторон. В любом случае все должно быть зафиксировано письменно.

Некоторые рабочие места ранее не проходили аттестацию, и сотрудники, занятые на этих местах, не имеют обязательной соответствующей отметки в трудовом договоре. Добавим к этому разрешенную отсрочку проведения, о которой мы писали выше.

Получается, что если на рабочем месте ранее не проводилась аттестация, и СОУТ пока еще не проведена, то возникает противоречие с 57 статьей. Работодатель, не поторопившийся выполнить данную процедуру, нарушает требования ТК.

Если на вашем предприятии есть такие рабочие места, рекомендуем обратиться к Письму Роструда от 20.11.2015 №2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте». Оно однозначно трактует подобную ситуацию в пользу немедленного проведения СОУТ, в противном случае организация может быть оштрафована.

Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда в 2018 году: нормы законодательства

Штраф за отсутствие СОУТ в 2018 составляет от 5 000 до 80 000 руб. Размер его зависит от того, на кого он наложен.

Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит, в зависимости от тяжести нарушения, от 5000 до 10000 р.

Непроведение специальной оценки условий труда юридическим лицом влечет за собой штраф ощутимо больший: от 60 000 до 80 000 руб.

Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. Если повторная проверка выявит нарушение снова, штрафы увеличатся практически вдвое! Возможно и приостановление деятельности компании.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь и уголовную ответственность: если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), 143 статья Уголовного кодекса предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

Таким образом, чтобы избежать при специальной оценке условий труда штрафов и санкций, стоит внимательно изучить законодательство и выполнять все требуемые процедуры точно и в срок.

На ком лежит ответственность за непроведение специальной оценки условий труда 2018

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ, проведение её – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя.

Это касается и ответственности за некорректно осуществленную оценку.

Проведение СОУТ регламентируют следующие документы, помимо закона «О спецоценке», упомянутого выше:

  • Методика проведения;
  • Классификатор ВОПФ.

Если на предприятии спецоценка была не проведена, или проведена в неправильные сроки, или были допущены иные нарушения, работодатель привлекается к административной ответственности. Это предписано в ст. 5.27.1 КоАП.

Штраф налагается Трудовой инспекцией, согласно ст. 23.12 КоАП.

www.trudohrana.ru

Специальная оценка условий труда: штрафы и санкции

Опубликовано: 23.12.2013 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Федеральный закон «О специальной оценке условий труда (СОУТ – спецоценка, – ред.)», заменяющий аттестацию рабочих мест (АРМ, – ред.), вносит существенные изменения в порядок оценки условий труда на рабочих местах и в систему формирования страховых тарифов. Если при спецоценке будут выявлены вредные и опасные производственные факторы (ВОПФ, – ред.), работодатель будет выплачивать в Пенсионный фонд РФ повышенные страховые взносы. Правда, это касается тех профессий работников, которые включены в Списки №1 и №2, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. В 2014 году тариф для Списка №1 составит 6%, для Списка №2 – 4%. Работодатели, у которых рабочие места не включены в списки, но на них выявлены ВОПФ, обязаны будут улучшать условия труда и выполнять все требования трудового права. Эти обязанности работодатель должен был исполнять и ранее, только Минтруд признал, что исполнительность с их стороны была на очень низком уровне, поэтому, пересмотрев проблему изнутри, кардинально изменил меры наказания.

С введением СОУТ размер штрафных санкций увеличен практически вдвое. Можно предположить, что работодатели ранее позволяли себе нарушать трудовое законодательство только потому, что размеры штрафа за нарушения, выявленные в области охраны труда (ОТ, – ред.), не были столь существенны. Так, при непроведении АРМ индивидуальному предпринимателю (ИП, – ред.) прежде выписывалось предупреждение или административный штраф в размере от 1 до 5 тыс. рублей, юридическому лицу – от 30 до 50 тыс. рублей. За аналогично выявленное правонарушение ИП назначался штраф от 10 до 20 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком от 1 года до 3-х лет, юридическому лицу – от 50 до 70 тыс. рублей или приостановление деятельности на то же срок, что и для ИП.

Если судить по действовавшей до принятия СОУТ ситуации, работодателям гораздо дешевле обходилось проведение АРМ, нежели выплаты штрафных санкций. На деле часто получалось, что беспокоиться они начинали и принимать какие-либо действия только после того, как в их дверь уже «постучались» инспекторы.

С принятием закона о СОУТ и подзаконных нормативных актов, подготовленных к нему, как отмечают эксперты Минтруда, тенденция изменится в лучшую сторону. Из-за увеличения штрафных санкций, которые, теперь касаются не только работодателей, но и организаций и экспертов, проводящих спецоценку.

Административная ответственность работодателя

Ранее для нарушений в области ОТ была общая статья с единым основанием – нарушение трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Теперь в статье 5.27 КоАП РФ сделали градацию на конкретные основания. Укажем, какие это виды наказаний и размеры штрафов, предусмотренные к ним:

  1. Нарушения государственных нормативных требований ОТ (за исключением тех видов нарушений, которые будут указаны ниже) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юрлиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
  2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
  3. Допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ, без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, в случае медицинских противопоказаний, без наличия психиатрических освидетельствований влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
  4. За необеспечение работников СИЗ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юрлица – от 130 до 150 тыс. рублей.
  5. Нарушения государственных нормативных требований ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностное лицо от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию сроком от 1 года до 3-х лет, на ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Также повышается ответственность работодателя в отношении своевременной передачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда. В соответствии с изменениями в статью 19.5 КоАП РФ, для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.

Уголовная ответственность работодателя

Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.

Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

Нарушение порядка проведения СОУТ организацией и экспертами, проводящими спецоценку

Глава 14 КоАП РФ была дополнена новой статьей 14.54 «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», в которой содержится информация об административных правонарушениях в отношении деятельности организаций и экспертов, проводящих СОУТ.

В случае нарушения организацией порядка спецоценки административный штраф для должностного лица будет равен от 20 до 30 тыс. рублей, для юридического – от 70 до 100 тыс. рублей.

За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет или штраф в размере от 40 до 50 тыс. рублей, для юридического лица – от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по спецоценке, сроком не менее 10 лет. Подробнее здесь.

Вносимые изменения можно охарактеризовать, немного перефразировав известное выражение: не пряником, так кнутом. Потому что, только когда меры становятся жестче, повышается исполнительность и ответственность. И не стоит забывать: изменения не должны происходить только в законодательстве, прежде, они должны происходить в нашей с Вами работе.

1cert.ru

Штраф за оценку условий труда

Ответственность работодателя за нарушения в области спецоценки урегулирована положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Этот раздел данного нормативного акта предусматривает следующие величины штрафов за отсутствие специальной оценки условий труда в 2018 году:

  • для представителей руководящего состава, виновных в невыполнении спецоценки, — штраф 5-10 тыс. руб.;
  • для индивидуальной категории предпринимателей, работающих без образования юрлица, — 5-10 тыс. руб.;
  • для организаций — 60-80 тыс. руб.

Штрафные меры при нарушении действующих требований к порядку спецоценки определяются аналогичным образом. При этом во внимание принимаются не только требования основного 426-ФЗ, но и специальных нормативных документов, устанавливающих правила проведения СОУТ. К ним относятся приказ Минтруда № 33н и другие.

Повторные нарушения в области проведения спецоценки наказываются гораздо более значительными штрафами. Предполагается, что работодатель, допустивший первичное нарушение, мог сделать это по незнанию, отсутствию необходимых навыков применения законодательства и т.д. Однако повторение нарушения в этой сфере свидетельствует о его недостаточно серьезном отношении к исполнению своих обязанностей. При этом не имеет значения, имеют ли первичное и повторное нарушение идентичный характер или связаны с различными требованиями закона. Поэтому в случае, если за компанией уже числится штраф за проступок в этой области, следует особенно внимательно контролировать соблюдение актуального порядка проведения СОУТ.

Размер штрафа за непроведение СОУТ в 2018 году при повторном нарушении, а также штрафов за другие повторные нарушения в этой сфере, определяется положениями ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП. Он составляет:

  • для должностных лиц, допустивших вторичное нарушение правил СОУТ или ее невыполнение, — штраф 30-40 тыс. руб. Указанная мера может быть заменена дисквалификацией на период от 1 года до 3 лет;
  • для индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юрлица, — штраф 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен такой мерой как приостановка деятельности в административном порядке на период до 90 суток;
  • для организация — штраф размером 100-200 тыс. руб. Такое наказание также может быть заменено приостановкой работы на период до 90 суток.

www.centrattek.ru

Штраф за оценку условий труда

Проведение спецоценки урегулировано Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Методика проведения спецоценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.

На основании ч. 3 ст. 3 Закона о спецоценке оценке подлежат условия труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и трудящихся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Периодичность спецоценки – раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке). При этом ч. 4 ст. 27 Закона установлено, что если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Отметим, что не все работодатели торопятся сделать спецоценку, включая и тех, кто не проводил аттестацию рабочих мест. Они руководствуются ч. 6 ст. 27 Закона о спецоценке, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного Закона , специальная оценка может осуществляться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018.

Но на практика инспекторы ГИТ уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Санкции Стаей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение:

Причем контролеры не рассматривают даже, имеются ли у работодателя рабочие места с вредными или опасными условиями труда, названные в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке. Основание для применения санкций – непроведение аттестации.

Между тем ВС РФ в Постановлении № 57-АД16-5 указал, что при применении мер административной ответственности к работодателям, не проводившим спецоценку, ГИТ необходимо исследовать вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием организации рабочие места, относящиеся к названным в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке, и есть ли основания для внеплановой спецоценки (например, организация нового рабочего места). Только при наличии первого или второго фактора наказание за непроведение спецоценки законно.

Таким образом, по мнению ВС РФ, спецоценка может осуществляться поэтапно до 31.12.2018. Причем в этот срок ее вправе провести даже те компании, которые ранее не проводили аттестацию рабочих мест.
В заключение скажем, что не стоит все-таки затягивать с проведением спецоценки, поскольку нужно установить фактические условия труда, внести их в трудовой договор (этого требует ст. 57 ТК РФ) и предоставлять гарантии и компенсации в случае необходимости. Но если к вам пришел инспектор и штрафует за непроведение спецоценки, а рабочие места в компании в основном предназначены для офисных работников, рекомендуем обжаловать решение контролера. Скорее всего, суд встанет на вашу сторону.


Источник публикации: Тарасов В.Д. Непроведение спецоценки – что грозит работодателю? // Отдел кадров коммерческой организации. 2016. № 10 . с. 40 – 41 (статья также была размещена в СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: www.consultant.ru .

www.kiout.ru

Еще по теме:

  • Проверки штрафы фотофиксация Проверка штрафов ГАИ с фотофиксацией Проверка штрафа за превышение скорости с камеры фотофиксации по базе ГАИ. Заполните форму данными из вашего техпаспорта. Если хотите в дальнейшем оперативно получать уведомления о появившихся штрафах на email […]
  • Приказ мчс россии от 27012011 г n 18 МЧС России Разъяснения по применению приказа МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315 В целях недопущения практики недобросовестного применения положений НТО 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите […]
  • Издательство пенсия Издательство пенсия 14 июня Правительство Российской Федерации одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством […]
  • Экономические законы механизм их действия Использование экономических законов Использование экономических законов Механизм использования экономических законов предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на преодоление экономических противоречий, развитие форм, принципов […]
  • Как оформить социальную помощь переселенцам Как оформить помощь для ВПО и что делать, если вы попали в списки СБУ В связи с событиями последних недель юристы Восток-SOS обновили инструкцию по оформлению адресной помощи, а также разработали практические рекомендации как действовать в случае, […]
  • Налоги платят все эссе «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс) Цель нашего сайта - помощь в подготовке к экзамену по обществознанию. Целевая аудитория сайта - ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, […]