Штраф по неподтвержденному

НДС с неподтвержденного экспорта в «прибыльные» расходы не спишешь

В некоторых ситуациях НДС можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль. Однако перечень таких случаев закрыты й п. 2 ст. 170 НК РФ . И налоговики тщательно следят за тем, чтобы организации не списали на расходы лишнее. Нередко споры доходят до суда.

Один из них недавно рассмотрел Высший арбитражный суд Постановление Президиума ВАС от 09.04.2013 № 15047/12 . Суть дела в следующем. Организация оказывала экспортные услуги, облагаемые по нулевой ставке НДС. Однако не смогла собрать документы, подтверждающие такую ставку. В итоге получилось, что:

  • на 180-й день со дня оказания услуг организация была вынуждена исчислить НДС с их стоимости по ставке 18% и заплатить его в бюджет за свой счет (разумеется, за вычетом входного НДС по таким услугам ) подп. 2 п. 1 ст. 164, п. 9 ст. 165, ст. 167 НК РФ ;
  • по истечении 3 лет с момента окончания квартала, в котором услуги были оказаны, она потеряла право на возврат НДС, уплаченного в бюджет с неподтвержденного экспорт а п. 2 ст. 173 НК РФ .

Решив, что уплаченный за счет собственных средств налог вполне обоснованный расход, организация учла его при расчете налога на прибыль. Однако ни налоговая служба, ни суды, в том числе и ВАС, ее не поддержали. Их позиция такова. Налоги и сборы можно учесть в качестве расходов при расчете налога на прибыль, но только если они не упомянуты в ст. 270 НК РФ подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ . А в ней как раз сказано, что нельзя учесть в «прибыльных» расходах суммы налогов, предъявленных налогоплательщиком покупател ю п. 19 ст. 270 НК РФ . По мнению проверяющих, таким налогом и является исчисленный НДС. То, что организация не предъявляла с оказанных услуг НДС своему покупателю, не стало аргументом ни для инспекции, ни для судов.

Инспекция и федеральный суд сослались еще и на то, что исчерпывающий перечень случаев, когда НДС можно учесть в составе «прибыльных» расходов, установлен в п. 2 ст. 170 НК РФ. И в нем не упомянут НДС, исчисленный с операций по неподтвержденному экспорту.

Организация попыталась защититься тем, что в п. 2 ст. 170 НК РФ речь идет лишь об учете в «прибыльных» расходах входного НДС (уплаченного поставщику). Поэтому данный перечень никак не может ограничивать учет в «прибыльных» расходах НДС, уплаченного за свой счет в бюджет. Но судьи такой аргумент не приняли.

В итоге суды решили, что начисленный НДС по неподтвержденному экспорту должен учитываться для целей налога на прибыль точно так же, как НДС, начисленный с внутренних операций. То есть никак. И то, что экспортер вынужден уплачивать налог за счет собственных средств, никого не волнует. Как говорится, сам виноват, что не собрал вовремя подтверждающие документы. Бюджет от этого страдать не должен.

glavkniga.ru

Дата счета-фактуры по реализации на неподтвержденный экспорт в 1С 8.3

Добрый день, 1С:Предприятие 8.3 (8.3.8.1747)Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.43.195)

24.06.16 — случилась отгрузка на экспорт (дата реализации для НДС — дата штампа Отгрузка разрешена), но во 2 квартале не смогли собрать все документы, т.е. будем подтверждать экспорт в 3 кв 16.
Чтобы сч-факт по реализации не встала в книгу продаж 2 квартал — я ее тупо перенесла на 3 квартал, но понимаю, что неверно. Что нужно сделать в 1С, чтобы сч-факт осталась от даты 24.06.16, а в книгу 2 квартал не попала. Пробовала проводить документ Подтверждение нулевой ставки — но ничего не получилось.

Налогообложение товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, производится по налоговой ставке 0% (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Обоснованность применения ставки 0% подтверждается путем представления в налоговые органы пакета документов, предусмотренных п. 1 ст. 165 НК РФ, в течение 180 дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ).
Указанные документы представляются одновременно с представлением налоговой декларации (п. 10 ст. 165 НК РФ).

По общему правилу моментом определения налоговой базы при реализации товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта, является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов (абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ).
Если же полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, не собран в течение 180 дней с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, то момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как дата отгрузки этих товаров (абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ).

По общему правилу датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика товаров (Письмо ФНС России от 13.12.2012 N ЕД-4-3/[email protected]).
Если организация не подтвердила обоснованность применения ставки 0%, то НДС должен быть исчислен со стоимости реализованных на экспорт товаров, установленной контрактом, по ставке 18%.

По отражению счет-фактуры посмотрите тему http://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=222909
Материал из СПС Главбух:
Организация обязана составить счет-фактуру:
-если она осуществляет операции, которые признаются объектом обложения НДС (кроме операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса РФ;
— в иных случаях, прямо установленных в законодательстве.Об этом сказано в пункте 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Каких-либо исключений из общего порядка для организаций, которые реализуют товары на экспорт, не предусмотрено. Таким образом, при поставке товаров на экспорт в течение пяти календарных дней со дня отгрузки организация обязана составить счет-фактуру.
На дату составления счета-фактуры в нем нужно указать стоимость товаров без НДС и нулевую налоговую ставку.* Это следует из положений пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство* (п. 2 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).
Момент возникновения налогового обязательства связан с моментом определения налоговой базы. При реализации товаров на экспорт налоговая база определяется в последний день квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки* (п. 9 ст. 167 НК РФ).
Срок подачи документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС, ограничен 180 календарными днями. При экспорте товаров этот срок отсчитывается с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ).

Таким образом, счет-фактура, выставленный при реализации товаров на экспорт, подлежит регистрации в книге продаж в том квартале, в котором были собраны необходимые документы* (п. 3 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

www.buhonline.ru

Налоговая ответственность за неподтвержденный экспорт

Компания, не сумев подтвердить экспорт товаров в отведенный срок, обязана уплатить НДС в полном объеме. В противном случае у налоговиков появляются все основания для доначисления налога и пени, а также привлечения фирмы к ответственности за неуплату НДС. Вместе с тем в некоторых ситуациях штрафа все же можно избежать.

Компании, осуществляющие экспортные поставки, вправе воспользоваться нулевой ставкой НДС (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК). Правда, подобная привилегия предоставляется фирмам только при условии документального подтверждения факта вывоза товаров за рубеж. Доказательствами в данном случае послужат, в частности:

  • контракт на поставку продукции (или его копия);
  • выписка банка (или ее копия);
  • таможенная декларация (или ее копия);
  • копии транспортных и товаросопроводительных документов (ст. 165 НК).

На сбор перечисленных документов компании отводится 180 дней с момента помещения экспортируемых товаров под соответствующий таможенный режим. Если организация укладывается в этот срок, то расчет налога ей следует отразить в разделе 5 декларации по НДС «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена». При этом налоговая база определяется на последний день квартала, в котором собран полный комплект бумаг (п. 9 ст. 167). В этот же момент фирма получает право и на вычет «входного» налога по товарам, приобретенным для данной поставки продукции за рубеж (абз. 1 п. 3 ст. 172, п. 9 ст. 167 НК). Таким образом, вычеты по каждой подтвержденной экспортной операции суммируются с аналогичными показателями по внутренним операциям. Полученный же результат уменьшает НДС, подлежащий уплате в бюджет по итогам налогового периода, на который приходится дата сбора всех необходимых документов для подтверждения факта вывоза товаров за границу. Если же сумма налоговых вычетов превышает начисленный за квартал налог и экспортеру причитается некое возмещение из бюджета, тогда в действие вступают правила статьи 176 Налогового кодекса. Однако нас больше интересует ситуация, когда в течение 180 дней фирме, как это нередко бывает, не удалось собрать бумаги, обосновывающие применение нулевой ставки НДС.

За пределами срока

Если компания по тем или иным причинам пропускает 180-дневный срок, то ей придется уплатить весь причитающийся НДС по ставке 10 или 18 процентов в зависимости от вида реализованной продукции. Причем согласно пункту 9 статьи 165 Налогового кодекса моментом определения налоговой базы в данном случае считается день отгрузки товаров на экспорт. Иными словами, фирме необходимо подать уточненную налоговую декларацию за период, в котором имела место реализация продукции за рубеж. Расчет НДС в подобной ситуации отражается по разделу 7 «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально не подтверждена». Предполагается, что исчисленную сумму налога необходимо перечислить в бюджет на 181-й день с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. Если в последствии фирме, наконец, удастся собрать доказательства своего права на льготы по НДС, то уплаченный налог ей вернут (п. 9 ст. 165). Тем не менее на практике нередки ситуации, когда компании все же до последнего момента тянут с подобной обязанностью, надеясь, что вот-вот будут готовы все документы, подтверждающие нулевую ставку. Но, как известно, за неуплату или несвоевременную уплату налоговое законодательство предусматривает стандартные штрафы.

Пеняй не пеняй, а лямку надевай!

Выявив подобный проступок фирмы, налоговики в первую очередь потребуют уплаты самого налога, а также начислят пени за просрочку платежа. Причем скорее всего ревизоры будут исходить из того, что точкой отсчета для применения данных санкций является 21-е число месяца, следующего за тем налоговым периодом, в котором была осуществлена экспортная операция (письмо ФНС от 22 августа 2006 г. № ШТ-6-03/[email protected]). Конечной датой начисления пени станет либо день уплаты причитающегося НДС, либо момент, когда экспорт все же будет подтвержден. Конечно, с этой позицией можно поспорить. Весомым аргументом в данном случае послужат выводы Президиума ВАС, представленные в постановлении № 15326/05. Высшие арбитры, в частности, указали, что пени подлежат начислению не ранее чем со 181-го дня, отсчитанного с даты отгрузки товара на экспорт, поскольку именно в этот момент у организации появляется обязанность по уплате НДС. Тем не менее, как ни крути, пени уплатить придется. При этом даже если в дальнейшем компания соберет все документы, обосновывающие применение нулевой ставки, она сможет добиться возврата лишь суммы перечисленного налога. Средства же, уплаченные в счет погашения пени, так и останутся в бюджете (письмо Минфина от 4 сентября 2004 г. № 03-04-08/73).

Еще одна мера взыскания, которую налоговики могут применить в рассматриваемой ситуации — это штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Однако, как показывает арбитражная практика, при определенных обстоятельствах судьи могут признать подобное привлечение к ответственности незаконным. Примером тому служит постановление ФАС Поволжского округа от 4 марта 2008 г. по делу № А06-3838/07.

Наперегонки с инспекцией

Итак, основываясь на том, что полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса, фирма представила уже после истечения 180-дневного срока, инспекция привлекла компанию к ответственности по статье 122 Кодекса за неуплату НДС. Однако в суде обществу удалось-таки «отбиться» от штрафа.

Решающим аргументом в деле стала ссылка арбитров на пункт 42 постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5. В данном положении высшие арбитры в свое время указали, что при применении статьи 122 Налогового кодекса следует учитывать тот факт, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» подразумевает под собой возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом. Вместе с тем, подчеркнули судьи, по смыслу пункта 9 статьи 165 НК налогоплательщик имеет право представить в налоговую документы, обосновывающие применение нулевой ставки как в срок не позднее 180 дней, так и после истечения оного. В совокупности же данные нормы означают, что если, пусть и в более поздние сроки, факт экспорта подтвержден и в итоге правомерность применения нулевой ставки ревизорами не оспаривается, то задолженности перед казной у припозднившейся компании нет. А следовательно, нет и оснований для привлечения ее к налоговой ответственности. Причем подобную точку зрения судьи Поволжского округа высказали уже не впервые, о чем свидетельствует постановление от 8 сентября 2005 г. по делу № А49-2598/2005-85А/11.

Похожая ситуация была рассмотрена и судьями ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 11 января 2008 г. № А19-5090/07-24-Ф02-9568/07). В данном случае арбитры освободили компанию от штрафа, поскольку установили, что документы, подтверждающие вывоз товара, были представлены ею в инспекцию опять же хотя и с опозданием, но до составления акта проведенной выездной проверки и вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что если фирме не удалось в срок подтвердить факт экспорта, но тем не менее она представила необходимые документы в инспекцию до вынесения налоговиками решения о необходимости применения санкций, то штраф, скорее всего, платить не придется. Однако стоит ли овчинка выделки в данной ситуации, решать каждой конкретной компании, потому как избавиться от пени подобным макаром все равно не удастся.

М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

www.buhgalteria.ru

НДС к зачету при экспорте, если нарушен срок подтверждения вывоза

Подскажите, пож-ста(только по возможности на пальцах, без проводок, я не финансист):

в январе мы отгрузили на экспорт товар на 2000 у.е. , который закупили по счету-фактуре на 1180 у.е. (из них 180 у.е.- НДС). Через 180 дней не успели предоставить документы, подтверждающие экспорт.

Вопросы:
1.если мы предоставим в сентябре подтверждение экспорта, сможем ли мы взять в зачет НДС 180 долларов?
2.Если ответ положительный по пункту 1, то зачем вобще тогда ставился срок в 180 дней, если можно взять к зачету в любой момент, когнда получишь подтверждающие документы?

Цитата: Министерство финансов Российской Федерации

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

от 15 февраля 2013 года N 03-07-08/4169

[О сроке представления документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт, в случае, если указанные документы собраны в течение 180 дней с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о сроке представления документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт, в случае, если указанные документы собраны в течение 180 дней с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, и сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации российскими налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

На основании положений пунктов 9 и 10 статьи 165 Кодекса указанные документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, одновременно с налоговой декларацией. В то же время пунктом 5 статьи 174 Кодекса установлено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по экспортным операциям является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Принимая во внимание, что момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям и, соответственно, отражение таких операций в налоговой отчетности зависит от срока сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, в случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, собран налогоплательщиком в срок, не превышающий 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, данные операции подлежат включению в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов, независимо от того, что этот день не является днем окончания налогового периода. При этом подтверждающие документы представляются одновременно с указанной налоговой декларацией не позднее 20-го числа месяца, следующего за этим налоговым периодом.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента
Н.А.Комова

Т.е. при пропуске срока НДС вы сможете вернуть, а пени — нет.

www.buhonline.ru

Что делать, если экспорт не подтвержден в установленный срок

Отправить на почту

Для подтверждения факта экспорта законодатель отвел налогоплательщику 180 дней с момента помещения товаров под таможенный режим экспорта. Рассмотрим по шагам, какие действия нужно совершить бухгалтеру, если к установленному сроку подтвердить экспорт не удалось.

Шаг 1. Начислить НДС

Если нулевая ставка не подтверждена в течение 180 дней, то в соответствии со ст. 81, абз. 2 п. 9 ст. 165, абз. 2 п. 9 ст. 167 НК РФ не позднее 181 дня с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта необходимо начислить и уплатить НДС с экспортной реализации по общей ставке (18 или 10%). При этом экспортер, не собравший необходимые документы в установленный срок, должен составить в одном экземпляре счет-фактуру, в котором указать ставку налога 18% (или 10%) и сумму налога (п. 22(1) правил ведения книги продаж, утв. постановлением правительства от 26.12.2011 № 1137). Поскольку налог начисляется, декларируется и уплачивается за тот налоговый период, в котором произошла реализация, то за тот период, в котором была произведена отгрузка на экспорт:

  • в дополнительном листе книги продаж регистрируется счет-фактура с исчисленной суммой налога;
  • подается уточенная декларация по НДС, в которой в разделе 6 по строке 020 указывается налоговая база по неподтвержденному экспорту, а по строкам 030 и 050 — исчисленная сумма налога (при этом должны быть выполнены все правила подачи уточненной налоговой декларации по НДС за предыдущий период, а именно: на дату подачи декларации уплачены налог и пени).

В бухгалтерском учете начисленный налог рекомендуется отражать проводкой: Дт 68.эк Кт 68.02,

счет 68.эк — «НДС по неподтвержденному экспорту»;

счет 68.02 — «Расчеты с бюджетом по НДС».

Шаг 2. Принять к вычету входной НДС по неподтвержденному экспорту

Сумма входного НДС по товарам (работам, услугам), которые относятся к реализации сырьевых товаров, экспорт которых вовремя не подтвержден, принимается к вычету на дату отгрузки товаров на экспорт. Счета-фактуры поставщиков регистрируются в дополнительном листе книги покупок за тот период, в котором была отгрузка товаров на экспорт.

В бухгалтерском учете вычет входного налога отображается проводкой: Дт 68.02 Кт 19.эк,

19.эк – сумма входного НДС по товарам, работам, которые заблокированы до подтверждения экспорта.

Вычет входного налога по неподтвержденному экспорту в уточенной декларации по НДС, составленной за период, в котором была отгрузка на экспорт, отражается по строке 040 раздела 6.

По неподтвержденному экспорту несырьевых товаров шаг 2 пропускается, поскольку с 01.07.2016 вычет входного НДС по несырьевым товарам производится в общеустановленном порядке и не зависит от факта подтверждения экспорта.

Шаг 3. Уплатить НДС

Согласно абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ налог должен быть уплачен на 181 день

Информацию о реквизитах для уплаты налога ищите в статье «Куда платить НДС и как и где найти правильные реквизиты для уплаты?».

Если на 181 день и вплоть до даты подтверждения нулевой ставки НДС по общей ставке (18 или 10%) налог не уплачен, налогоплательщик считается не выполнившим обязанность по уплате налога. Несвоевременная уплата налога может привести к начислению пеней (ст. 75 НК РФ).

После представления в налоговый орган всех документов, подтверждающих право на нулевую ставку, уплаченные суммы налога подлежат вычету по правилам п. 10 ст. 171 и п. 3 ст. 172 НК РФ. Для этого экспортер регистрирует счет-фактуру, составленный при неподтверждении экспорта и ранее зарегистрированный в дополнительном листе книги продаж, в книге покупок (п. 23( 1) правил ведения книги покупок, утв. постановлением № 1137).

В бухгалтерском учете при подтверждении экспорта вычет может быть отражен проводкой: Дт 68.02 Кт 68.эк

В декларации по НДС этот вычет отражается по строке 040 раздела 4.

Шаг 4. Рассчитать и уплатить пени

Пени, не уплаченные налогоплательщиком самостоятельно за период со 181 дня после помещения товаров под экспортный режим до дня подтверждения нулевой ставки, могут быть начислены налоговым органом, так как в этом случае налогоплательщик нанес прямой ущерб бюджету (постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 6031/08, ФАС Московского округа от 24.07.2008 № КА-А41/6837-08).

Пени организации-экспортеру начисляются в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей в период просрочки, от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, при условии, что просрочка составила не более 30 дней; а начиная с 31 дня просрочки пени считаются из расчета 1/150 ставки рефинансирования (п. 4 ст. 75 НК РФ). Пени индивидуальному предпринимателю – экспортеру начисляются исходя из 1/300 ставки рефинансирования независимо от числа дней просрочки.

О том, как рассчитать пени, читайте также в статье «Как правильно рассчитать пени по НДС?».

Начисление пени начинается с 26 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором состоялась отгрузка (передача) товаров на экспорт и прекращается со дня уплаты налога или представления декларации с подтверждающими документами. Такой подход соответствует позиции Минфина РФ (письмо от 28.07.2006 № 03-04-15/140) и ФНС РФ (письмо от 22.08.2006 № ШТ-6-03/[email protected]).

Однако судебная практика придерживается иной точки зрения. Президиум ВАС РФ в постановлении от 16.05.2006 № 15326/05 указал, что пени нужно начислять со 181 дня с даты выпуска экспортных товаров таможней до дня представления декларации с подтверждающими документами. Аналогичного мнения придерживаются нижестоящие суды. См.:

  • постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2015 № Ф04-26678/2015 по делу № А45-24290/2014
  • постановление ФАС Центрального округа от 24.05.2013 по делу № А35-2352/2012;
  • постановление ФАС Поволжского округа от 12.07.2011 № А65-20208/2010;
  • постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.10.2010 № А43-40137/2009;
  • постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.06.2010 № А67-8303/2009.

Шаг 5. Принять решение об уплате штрафа

Следующим шагом будет принятие решение об уплате штрафа. Дело в том, что судебная практика по вопросу начисления штрафа за неуплату налога по ст. 122 НК РФ при условии, что по истечении 180 дней экспорт не подтвержден и налог не уплачен, неоднозначна.

По мнению Президиума ВАС РФ, изложенному в постановлении от 11.11.2008 № 6031/08, привлечение к ответственности в данном случае неправомерно. Суд, указал, что документальное подтверждение экспортной операции по истечении 180 дней влечет за собой право на применение налоговой ставки 0%. Следовательно, прекращают действовать условия, при которых можно привлечь налогоплательщика к ответственности на основании ст. 122 НК РФ.

К аналогичным выводам приходят нижестоящие суды:

  • постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.12.2015 № Ф09-10288/15 по делу № А60-18625/2015;
  • постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.2015 № Ф04-26678/2015 по делу № А45-24290/2014;
  • постановление Московского округа от 08.07.2014 № Ф05-4823/2014 по делу № А40-119711/13;
  • постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2012 № А27-5148/2011;
  • постановление ФАС Поволжского округа от 11.05.2010 № А57-19426/2009;

Однако имеются судебные решения, в которых изложен противоположный вывод. Так, некоторые арбитры считают, что факт подтверждения экспорта после 180 дней не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить штраф по ст. 122 НК РФ. Ведь обязанность уплаты НДС по общей ставке (18 или 10%) налогоплательщиком не исполнена (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.02.2009 № А10-1614/08-Ф02-344/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.07.2008 № Ф04-4348/2008(8866-А27-14)).

Дополнительную информацию о назначении штрафа по ст. 122 НК РФ читайте также в статье «Ст. 122 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Шаг 6. Включить НДС по неподтвержденному экспорту в расходы

Если экспорт подтвердить не удалось, то начисленный в шаге 1 НДС нужно списать на расходы.

В бухгалтерском учете включение НДС ранее начисленного по неподтвержденному экспорту в расходы производится проводкой: Дт 91.2 Кт.68 эк.

До 2015 года Минфин считал, что этого делать нельзя (письмо Минфина России от 29.11.2007 № 03-03-05/258, направлено для сведения письмом ФНС России от 14.12.2007 № ШТ-6-03/[email protected]). Аргументировалась эта точка зрения тем, что суммы НДС, уплаченные в связи с неподтверждением нулевой ставки, не могут быть учтены в расходах, поскольку не соответствуют условиям обоснованности согласно п. 1 ст. 252 НК РФ. Однако потом он согласился с мнением Президиума ВАС РФ, который считает, что учесть НДС в расходах можно на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (постановление от 09.04.2013 № 15047/12, письмо Минфина РФ от 27.07.2015 № 03-03-06/1/42961).

ВАЖНО! НДС в расходах по налогу на прибыль учитывается только в том периоде, в котором она была начислена (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ), то есть в периоде, когда истек 180-дневный срок, предусмотренный для представления пакета документов, подтверждающих нулевую ставку НДС при экспорте (п. 9 ст. 165 НК РФ), а не в периоде истечения трехлетнего срока, в течение которого налогоплательщиком могло быть подтверждено право на применение ставки 0%.

В случае если экспорт не подтвержден, экспортеру необходимо совершить ряд действий, направленных на начисление НДС и принятие к вычету налога по неподтвержденному экспорту, а также подать уточненную декларацию по НДС за период отгрузки на экспорт. Необходимо помнить, что подача уточенной декларации должна сопровождаться доплатой налога и пени.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

nalog-nalog.ru

Еще по теме:

  • Приказ 196 минтранс ПРИКАЗ Минтранса РФ от 25.12.2007 N 196 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2008 г. N 10971 В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января […]
  • Добавки к детским пособиям 2018 Пособия на детей с 1 мая 2018 года: новые размеры Как известно, с 01 мая 2018 года существенно повышается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Его величина будет равняться прожиточному минимуму за 2 квартал предыдущего года, т.е. 11 163 руб. […]
  • Повышение детских пособий в рб Пособия на детей с 1 мая 2018 года: новые размеры Как известно, с 01 мая 2018 года существенно повышается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Его величина будет равняться прожиточному минимуму за 2 квартал предыдущего года, т.е. 11 163 руб. […]
  • Закон об энергоснабжении 261-фз 261 Федеральный Закон с изменениями В Российской Федерации одной из проблем остается энергосбережение. Главной задачей для нашей страны является уменьшение потребления энергоресурсов и более рациональное их использование. В связи с возникновением […]
  • Перечень профессий иностранных граждан имеющих право на прием в гражданство Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июля 2015 г. № 446н “Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в […]
  • Федеральный закон от 31 мая 2002 г N 62-фз Федеральный закон № 71 от 20.04.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 20 апреля 2014 года N 71-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О […]