Закон РБ Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

1.1. аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности юридического лица Республики Беларусь либо иностранного юридического лица в выполнении работ по оценке соответствия в определенной области аккредитации;

1.2. аккредитованная испытательная лаборатория (центр) – юридическое лицо Республики Беларусь либо иностранное юридическое лицо, аккредитованные для проведения испытаний в определенной области аккредитации;

1.3. аккредитованный субъект – орган по сертификации либо аккредитованная испытательная лаборатория (центр);

1.4. аттестат аккредитации Национальной системы аккредитации Республики Беларусь (далее – аттестат аккредитации) – документ, удостоверяющий компетентность аккредитованного субъекта в выполнении работ по оценке соответствия в определенной области аккредитации;

1.5. владелец сертификата – получивший сертификат заявитель на проведение сертификации;

1.6. выпуск продукции в обращение – поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) в целях ее распространения (реализации) на территории Республики Беларусь либо иного государства – члена Евразийского экономического союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе;

1.7. декларация – декларация о соответствии Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее – декларация о соответствии), декларация о соответствии техническим регламентам Евразийского экономического союза либо предусмотренная Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29 мая 2014 года (далее – Договор о Евразийском экономическом союзе), декларация о соответствии, оформленная по единой форме (далее – декларация о соответствии по единой форме);

1.8. декларация о соответствии – документ, в котором изготовитель или уполномоченное изготовителем лицо либо продавец (поставщик) удостоверяют соответствие продукции техническим требованиям, содержащимся в технических регламентах Республики Беларусь либо нормативных правовых актах Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающих введение обязательного подтверждения соответствия в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования;

1.9. декларирование соответствия – форма оценки соответствия, проводимая изготовителем или уполномоченным изготовителем лицом либо продавцом (поставщиком), которая носит обязательный характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия продукции техническим требованиям;

1.10. доказательственные материалы – документы, содержащие сведения о результатах испытаний, исследований и (или) измерений, а также документы об оценке соответствия и (или) иные документы, доказывающие соответствие объекта оценки соответствия техническим требованиям, и (или) документы, подтверждающие в необходимых случаях правовой статус и (или) право изготовителя или уполномоченного изготовителем лица либо продавца (поставщика) принимать декларацию;

1.11. заявитель на проведение аккредитации – юридическое лицо Республики Беларусь либо иностранное юридическое лицо, обратившиеся с заявкой на аккредитацию. При этом заявителем на проведение аккредитации, если требуемая (испрашиваемая) область аккредитации включает технические регламенты Республики Беларусь либо нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь, предусматривающие введение обязательного подтверждения соответствия в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования, может быть только юридическое лицо Республики Беларусь, а заявителем на проведение аккредитации, если требуемая (испрашиваемая) область аккредитации включает технические регламенты Евразийского экономического союза, – только юридическое лицо Республики Беларусь или в случае, установленном пунктом 2 статьи 54 настоящего Закона, иностранное юридическое лицо, зарегистрированное в государстве – члене Евразийского экономического союза;

1.12. заявитель на проведение испытаний – гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, за исключением лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями (далее – физическое лицо), или юридическое лицо Республики Беларусь, иностранное или международное юридическое лицо (организация, не являющаяся юридическим лицом) (далее, если не определено иное, – юридическое лицо) либо индивидуальный предприниматель, обратившиеся с заявкой на проведение испытаний;

1.13. заявитель на проведение сертификации – физическое или юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, обратившиеся с заявкой на сертификацию объекта оценки соответствия, за исключением сертификации компетентности работающего у юридического лица либо индивидуального предпринимателя на основании трудового или гражданско-правового договора физического лица (далее – персонал) в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг, или юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, обратившиеся с заявкой на сертификацию компетентности персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг. При этом физические лица могут быть заявителями на проведение сертификации только в случаях, определенных Президентом Республики Беларусь, либо при добровольной сертификации;

1.14. изготовитель – юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие от своего имени производство или производство и реализацию продукции и ответственные за ее соответствие обязательным для соблюдения техническим требованиям;

1.15. индивидуальный предприниматель – индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, либо физическое лицо, являющееся иностранным индивидуальным предпринимателем;

1.16. испытание – процедура в рамках подтверждения соответствия либо самостоятельная форма оценки соответствия, проводимые испытательной лабораторией (центром), результатом которых является определение по установленной методике одной или нескольких количественных и (или) качественных характеристик свойств образца продукции, иного объекта оценки соответствия;

1.17. испытательная лаборатория (центр) – юридическое лицо Республики Беларусь, индивидуальный предприниматель либо иностранное юридическое лицо, проводящие испытания;

1.18. лицо, принимающее декларацию, – изготовитель или уполномоченное изготовителем лицо либо продавец (поставщик), принимающие (принявшие) декларацию. При этом лицом, принимающим декларацию о соответствии, может быть только юридическое лицо Республики Беларусь либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Беларусь, а лицом, принимающим декларацию о соответствии техническим регламентам Евразийского экономического союза либо декларацию о соответствии по единой форме, – только юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в Республике Беларусь или ином государстве – члене Евразийского экономического союза;

1.19. методика испытаний – совокупность правил и процедур проведения определенных испытаний, установленная актом законодательства Республики Беларусь, в том числе техническим нормативным правовым актом Республики Беларусь, либо международным стандартом, межгосударственным или другим региональным стандартом, либо стандартом организации, иным локальным нормативным правовым актом испытательной лаборатории (центра), которая применяется в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39 настоящего Закона;

1.20. область аккредитации – область (сфера) в рамках оценки соответствия, на осуществление деятельности в которой подтверждается или подтверждена компетентность заявителя на проведение аккредитации либо аккредитованного субъекта;

1.21. орган по аккредитации – государственная организация, определенная Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и подчиненная ему, проводящая аккредитацию;

1.22. орган по оценке соответствия – орган по сертификации либо испытательная лаборатория (центр);

1.23. орган по регистрации деклараций – орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации, а также государственная организация, уполномоченная Советом Министров Республики Беларусь на регистрацию деклараций о соответствии;

1.24. орган по сертификации – юридическое лицо Республики Беларусь либо иностранное юридическое лицо, аккредитованные для выполнения работ по сертификации и регистрации деклараций в определенной области аккредитации;

1.25. оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения технических требований, предъявляемых к объекту оценки соответствия;

1.26. периодическая оценка компетентности аккредитованного субъекта (далее – периодическая оценка компетентности) – процедура в рамках аккредитации, включающая в себя периодические мероприятия по определению способности соблюдения аккредитованным субъектом требований, установленных в отношении его компетентности, которая проводится органом по аккредитации на договорной основе в целях обеспечения поддержания подтвержденной компетентности аккредитованного субъекта на протяжении всего срока действия аттестата аккредитации;

1.27. периодическая оценка сертифицированного объекта – процедура в рамках сертификации, включающая в себя периодические мероприятия по определению способности соблюдения владельцем сертификата технических требований, установленных в отношении сертифицированного объекта оценки соответствия, которая проводится органом по сертификации на договорной основе в целях обеспечения поддержания владельцем сертификата документально удостоверенного соответствия такого объекта указанным техническим требованиям на протяжении всего срока действия сертификата;

1.28. подтверждение соответствия – обязательная сертификация и декларирование соответствия (обязательное подтверждение соответствия), а также добровольная сертификация (добровольное подтверждение соответствия);

1.29. продавец (поставщик) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в Республике Беларусь или ином государстве – члене Евразийского экономического союза, которые осуществляют реализацию продукции (в том числе ввозимой (ввезенной) на территорию Республики Беларусь или иного государства – члена Евразийского экономического союза из третьей стороны) и несут ответственность за несоответствие продукции обязательным для соблюдения техническим требованиям;

1.30. протокол испытаний, паспорт, отчет или иной документ об испытаниях (далее – протокол испытаний) – документ, содержащий сведения об испытаниях, в том числе об образце продукции, иного объекта оценки соответствия, примененных методиках, средствах и условиях испытаний, их результатах (заключение об их результатах), иные необходимые сведения;

1.31. процедура – установленный способ осуществления деятельности;

1.32. реестр Национальной системы аккредитации Республики Беларусь – совокупность данных о выданных аттестатах аккредитации, внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, отмене их действия;

1.33. реестр Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь – совокупность данных о выданных сертификатах соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее – сертификат соответствия), сертификатах компетентности Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (далее – сертификат компетентности), внесении в них изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, отмене, прекращении их действия, а также о зарегистрированных декларациях о соответствии, прекращении действия их регистрации;

1.34. сертификат – сертификат соответствия, сертификат компетентности, сертификат соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза либо предусмотренный Договором о Евразийском экономическом союзе сертификат соответствия, оформленный по единой форме (далее – сертификат соответствия по единой форме);

1.35. сертификат компетентности – документ, удостоверяющий соответствие компетентности персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг техническим требованиям;

1.36. сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта оценки соответствия, за исключением компетентности персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг, техническим требованиям;

1.37. сертификация – форма оценки соответствия, проводимая органом по сертификации, которая может носить обязательный (обязательная сертификация) либо добровольный (добровольная сертификация) характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия техническим требованиям;

1.38. сертифицированный объект оценки соответствия – объект оценки соответствия, в отношении которого выдан сертификат;

1.39. схема подтверждения соответствия – совокупность и последовательность процедур подтверждения соответствия;

1.40. технические требования – количественные и (или) качественные требования (словесные и (или) цифровые показатели, нормативы, характеристики, правила, методики, классификации, словесные и графические описания) к объектам оценки соответствия или объектам аккредитации, носящие технический характер;

1.41. технический эксперт по аккредитации – физическое лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области аккредитации, назначенное (привлеченное) для участия в аккредитации органом по аккредитации и включенное им в реестр технических экспертов по аккредитации;

1.42. технический эксперт по сертификации – физическое лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области, связанной с объектами оценки соответствия, назначенное (привлеченное) для участия в сертификации органом по сертификации;

1.43. уполномоченное изготовителем лицо – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в Республике Беларусь или ином государстве – члене Евразийского экономического союза, которые на основании гражданско-правового договора с изготовителем осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске продукции (в том числе ввозимой (ввезенной) на территорию Республики Беларусь или иного государства – члена Евразийского экономического союза из третьей стороны) в обращение, а также несут ответственность за несоответствие продукции обязательным для соблюдения техническим требованиям;

1.44. эксперт-аудитор – физическое лицо, соответствующее требованиям к профессиональной компетентности, определенным Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, удостоверившее соответствие этим требованиям в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь, и назначенное для выполнения работ по сертификации и регистрации деклараций органом по сертификации;

1.45. эксперт по аккредитации – физическое лицо, аттестованное органом по аккредитации в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь, назначенное для выполнения работ по аккредитации органом по аккредитации и включенное им в реестр экспертов по аккредитации.

2. Термины «государственный стандарт Республики Беларусь», «документы в области технического нормирования и стандартизации, не являющиеся техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь», «межгосударственный стандарт», «международный стандарт», «продукция», «работа», «региональный стандарт», «стандарт организации», «технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации», «технические условия», «технический кодекс установившейся практики», «технический регламент Республики Беларусь» и «услуга» используются в настоящем Законе в значениях, определенных Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

3. Термины «декларация о соответствии техническим регламентам Евразийского экономического союза», «единый знак обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза», «сертификат соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза», «технический регламент Евразийского экономического союза» и «третья сторона» используются в настоящем Законе в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе.

kodeksy-by.com

Особенности сертификации импортной продукции в Беларуси и Таможенном союзе

12 Декабря 2017

В Республике Беларусь обязательна сертификация импортной продукции, если на нее распространяются требования законодательных и других актов. Проведение процедур подтверждения соответствия регулируется международными соглашениями и внутренними правилами Национальной системы стандартизации. Например, продукцию, произведенную на территории Таможенного союза, можно сертифицировать всего один раз по техническим регламентам ТС и легально продавать ее или использовать в РБ на основе единых документов. В отношении товаров, услуг, работ и остальных объектов сертификации других стран действуют иные правила.

Законодательство и нормативно-правовые акты в этой сфере

Основной закон о сертификации продукции и услуг в РБ №263-З от 05.01.2004 г «О техническом нормировании и стандартизации» (с последними изменениями в октябре 2016 г) описывает основные положения о процедурах и правилах в этой сфере. В 2016 году вышел еще один закон №437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия», который рассказывает о правовых и организационных основах этих процедур. В нем указано, что документы (сертификаты, протоколы испытаний и т. д.), выданные в других странах, можно признать в Республике Беларусь при соблюдении определенных условий. Более подробный порядок сертификации продукции отечественных и иностранных производителей содержит ТКП 5.1.02-2012.

Как проходит сертификация импортной продукции?

Подтверждение соответствия импортной продукции проходит так же, как и в случае с отечественной. То есть выбираются регламенты и стандарты, подходящие под категорию товаров, услуг или работ, систем менеджмента, и по их требованиям проводят процедуру через аккредитованные органы.

Заявителю необходимо пройти несколько этапов:

  1. Подачу заявки в орган сертификации.
  2. Сбор и представление документации на продукцию.
  3. Ожидание решения о проведении процедуры.
  4. Проведение анализа продукции и документации.
  5. Проведение испытаний в аккредитованной лаборатории.
  6. Получение протоколов испытаний.
  7. Анализ производства, если предусмотрено схемой сертификации.
  8. Анализ всех полученных данных.
  9. Вынесение решения о выдаче или невыдаче сертификата.
  10. Оформление и регистрация сертификата.

Сертификат соответствия начинает действовать только после занесения его в специальный реестр и присвоения индивидуального номера. С этого момента импортная продукция считается безопасной, а ее производитель либо импортер получает полное право легально ее продавать на территории Республики Беларусь. При проведении процедуры орган подтверждения соответствия вправе пригласить сотрудника специальных органов для участия и дополнительного надзора.

Важно: Если продукцию будут распространять и в других странах Таможенного союза, то процедуру лучше проводить по соответствующим техническим регламентам. Например, сертификация мебели в Беларуси проходит по схемам и правилам ТР ТС 025/2012.

Кто может быть заявителем на проведение процедуры?

В орган по сертификации продукции может обратиться с заявкой на проведение процедуры иностранное юридическое или международное лицо, иностранный гражданин, а также лицо без гражданства и те же категории с регистрацией в Беларуси. Так называемые посредники или просто импортеры должны представить договоры купли-продажи товара и другие сопроводительные документы. Более подробный круг лиц, которые имеют право подавать заявки на сертификацию или декларирование продукции иностранного производства, указаны в законе о сертификации продукции и услуг.

Признание иностранных сертификатов на продукцию

Такая возможность в Беларуси действительно есть, но не для всех иностранных сертификатов. Для признания должны быть межгосударственные или международные соглашения с участием Республики Беларусь. Если сертификат выдан государством, с которым есть соглашения, то для его признания понадобится следующее:

  1. Собрать эксплуатационную, техническую и другую документацию на продукцию.
  2. Подать заявку в орган сертификации.
  3. Дождаться рассмотрения документов и идентификации продукции.
  4. Получить переоформленный сертификат.

Для справки: В настоящее время Республика Беларусь признает сертификаты Литвы, Турции, Латвии и некоторых других стран согласно перечням продукции, прилагаемым к международным соглашениям. Также специализированные государственные организации сотрудничают с европейскими комитетами и ведут работу по взаимному признанию деятельности.

«Стандарт качества» готов помочь в оформлении сертификатов на импортную продукцию. Вы получите документы в кратчайшие сроки, без лишних затрат и абсолютно легально. В нашем перечне услуг можно найти практически все категории продукции и направления. Ждем на бесплатную консультацию по вопросам сертификации продукции отечественного и иностранного производства.

standartno.by

Техническая и криптографическая защита информации

Сертификация

С латинского языка слово «сертификация» переводится как «сделано правильно». История сертификации уходит своими корнями в глубину веков. В процессе раскопок историки обнаружили древнегреческий документ, в котором были прописаны нормативы для производства и сооружения колонн из бронзы, используемых для строительства. Историки считают его одним из первых случаев сертификации. На протяжении веков производители товаров гарантировали качество своих изделий, в том числе письменно, своеобразными «заявлениями о соответствии». Такие документы были весьма разнообразны. Даже на произведения искусства полагались особые заявления. Известно, что знаменитые художники эпохи Возрождения гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет.

В 1920 году Немецкий институт стандартов (DIN) учредил в Германии знак соответствия стандартам DIN, распространяющийся на все виды продукции, исключая газовое оборудование, оборудование для водоснабжения и некоторую другую продукцию, для которой предусмотрен специальный порядок проведения испытаний образцов и надзора за производством. В 1926 году официальное понятие «сертификация» появилось в Англии. Появилась необходимость создать стандарт продукции. Вскоре к этой системе подключились Канада и Индия, а затем и другие государства.

В Республике Беларусь, а до этого в СССР, сертификация продукции начала развиваться с 1979 года, с момента появления постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Такая система преследовала цель — обеспечить достоверную оценку качества продукции и предотвратить передачу в производство несовершенных и недоработанных изделий, а также совершать систематический контроль над стабильностью качества выпускаемой продукции. Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-бытового назначения. Принятые правительством СССР законы определили права субъекта сертификации — посредника между производителем и покупателем продукции — письменно удостоверять соответствие продукции установленным требованиям и стандартам. В течение последующих десяти лет формировалась законодательная основа подтверждения соответствия различных видов продукции.

После приобретения Республикой Беларусь государственной самостоятельности возникла необходимость создания национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь в марте 1992 г. был образован Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, на базе которого в 2006 году создан Государственный комитет по стандартизации.

В настоящее время осуществляется комплекс мер по дальнейшей гармонизации национальной системы аккредитации с международными требованиями и общепринятой мировой практикой в целях обеспечения международного признания результатов деятельности по аккредитации. Одновременно проводятся работы в сфере технического регулирования в рамках интеграционных образований на постсоветском пространстве – Таможенном союзе, ЕврАзЭС и СНГ.

Законодательную базу Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь составляют следующие основные законодательные акты:
— Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;
— Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;
— Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

oac.gov.by

Сертификация

Сертификация продукции – это деятельность специально уполномоченных государственных органов и заинтересованных субъектов хозяйствования, направленная на подтверждение соответствия продукции, работ, услуг требованиям, установленным законодательными актами и стандартами в отношении данной продукции, работ, услуг.

Основными целями сертификации являются:

Правовые основы сертификации товаров, работ и услуг устанавливает Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Согласно указанному Закону подтверждение соответствия может носить:

Обязательное подтверждение соответствия может осуществляться в формах:

Добровольное подтверждение осуществляется в форме добровольной сертификации.

Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь». Согласно данному постановлению без сертификата соответствия или декларации соответствия на территории Республики Беларусь запрещается реализация товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Необходимые сертификаты и декларации выдаются Государственным комитетом по стандартизации при Совете Министров Республики Беларусь или по его поручению аккредитованным органом по сертификации.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2002 г. № 1184 «О введении обязательной сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» введена с 1 марта 2003 г. обязательная сертификация услуг по техническому обслуживанию и ремонту кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем.

Статья 34 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 года «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» предусматривает права и обязанности заявителей на подтверждение соответствия.

Закон определяет сертификат соответствия как документ, выданный по правилам системы сертификации для удостоверения соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

www.pravo.by

Техническая и криптографическая защита информации

Порядок сертификации средств защиты информации

Порядок сертификации средств защиты информации.

Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ) аккредитован Национальным органом по аккредитации Республики Беларусь в качестве органа по сертификации средств защиты информации и продукции по требованиям безопасности информации, что подтверждено аттестатом аккредитации № BY/112 036.01.

Область аккредитации ОАЦ как органа по сертификации средств защиты информации и продукции по требованиям безопасности информации определена приложением к аттестату аккредитации.

Правовые и организационные основы оценки соответствия техническим требованиям определяет Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия». Данный документ направлен на обеспечение единой государственной политики в области оценки соответствия.

Общий порядок подтверждения соответствия определен Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25 июля 2017 г. № 61.

Порядок подтверждения соответствия средств защиты информации определен техническим регламентом Республики Беларусь «Информационные технологии. Средства защиты информации. Информационная безопасность» (ТР 2013/027/BY), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2013 г. № 375.

Перед выпуском в обращение на рынке средства защиты информации должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия требованиям информационной безопасности технического регламента ТР 2013/027/BY в форме сертификации или декларирования соответствия.

Подтверждению соответствия требованиям информационной безопасности технического регламента путем сертификации подлежат средства защиты информации, которые будут использоваться для:

  • технической защиты государственных секретов;
  • создания систем защиты информации информационных систем, предназначенных для обработки информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
  • создания систем безопасности критически важных объектов информатизации;
  • обеспечения целостности и подлинности электронных документов
  • в государственных информационных системах.

В остальных случаях подтверждение соответствия средств защиты информации требованиям информационной безопасности технического регламента ТР 2013/027/BY проводится путем декларирования соответствия.

Соответствие средств защиты информации техническому регламенту Республики Беларусь «Информационные технологии. Средства защиты информации. Информационная безопасность» (ТР 2013/027/BY) обеспечивается выполнением требований информационной безопасности технического регламента непосредственно либо выполнением требований государственных стандартов, определенных приказом Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 17 декабря 2013 г. № 94 «О перечне технических нормативных правовых актов, взаимосвязанных с техническим регламентом ТР 2013/027/BY».

Сертификация проводится органом по сертификации в пределах его области аккредитации по схемам сертификации, установленным техническим регламентом ТР 2013/027/BY, на основании поданной заявителем на проведение сертификации заявки и при условии заключения договора на выполнение работ по сертификации.

При проведении обязательной сертификации в рамках оценки соответствия техническим требованиям технического регламента ТР 2013/027/BY заявителем на проведение сертификации продукции серийного производства может быть изготовитель продукции (уполномоченное изготовителем лицо), заявителями на проведение сертификации партии продукции (единичного изделия) могут быть изготовитель продукции (уполномоченное изготовителем лицо), продавец (поставщик) продукции.

Изготовитель – юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, осуществляющие от своего имени производство или производство и реализацию продукции и ответственные за ее соответствие обязательным для соблюдения техническим требованиям.

Уполномоченное изготовителем лицо – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в Республике Беларусь или ином государстве – члене Евразийского экономического союза, которые на основании гражданско-правового договора с изготовителем осуществляют действия от имени этого изготовителяпри оценке соответствия и выпуске продукции в обращение, а такжеmнесут ответственность за несоответствие продукции обязательным для соблюдения техническим требованиям.

Продавец (поставщик) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в Республике Беларусь или ином государстве – члене Евразийского экономического союза, которые осуществляют реализацию продукции и несут ответственность за несоответствие продукции обязательным для соблюдения техническим требованиям.

Сертификация продукции представляет собой следующие действия, определенные схемой сертификации продукции, результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции установленным техническим требованиям:

  • проведение органом по сертификации идентификации продукции
  • и отбора образцов продукции для испытаний;
  • проведение аккредитованной испытательной лабораторией (центром) испытаний продукции (если предусмотрено схемой сертификации продукции);
  • проведение органом по сертификации анализа состояния производства (если предусмотрено схемой сертификации продукции);
  • анализ результатов сертификации и принятие решения о выдаче сертификата соответствия;
  • осуществление органом по сертификации периодической оценки сертифицированной продукции (если предусмотрено схемой сертификации продукции).

Срок действия сертификата соответствия при сертификации серийно выпускаемой продукции – 5 лет. В случае сертификации партии продукции – сертификат соответствия выдается на время срока годности продукции либо ее реализации или без ограничения срока при возможности однозначной идентификации каждой единицы сертифицированной продукции.

Испытания в рамках подтверждения соответствия при сертификации проводятся на соответствие установленным техническим требованиям.

Если по какому-либо показателю (показателям) уже имеется протокол (протоколы) испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром), на такую же продукцию данного изготовителя, то испытания по этому показателю (показателям) не проводятся при условии отсутствия изменений в конструкции и составе продукции, влияющих на технические требования, подтверждаемые при сертификации, отсутствия изменений в документах, устанавливающих технические требования к продукции, подтверждаемые при сертификации, отсутствия претензий к безопасности продукции.

В общем случае протоколы испытаний применяются в течение 2 лет.

Протоколы испытаний, проведенных в рамках подтверждения соответствия при сертификации, могут быть использованы другим заявителем на проведение сертификации при условии, что продукция изготовлена тем же изготовителем и идентична по назначению и техническим характеристикам испытанной продукции, а также при условии получения согласия владельца протокола испытаний.

Права и обязанности заявителя на проведение сертификации.

Заявитель на проведение сертификации имеет право:

  • выбирать для выполнения работ по сертификации любой орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации, а в случаях обязательной сертификации продукции на соответствие техническим требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, а также в рамках подтверждения соответствия с выдачей сертификатов соответствия по единой форме – при условии включения органа по сертификации в Единый реестр органов по оценке соответствия;
  • обращаться в орган по сертификации с заявкой на сертификацию;
  • выбирать любую схему подтверждения соответствия, применяемую при сертификации, из числа схем, предусмотренных для этого объекта оценки соответствия с учетом условий их применения;
  • заключить договор на выполнение работ по сертификации
  • при согласии с основными условиями предстоящей сертификации;
  • подавать в орган по сертификации в устной либо письменной форме заявление о выдаче сертификата;
  • обжаловать в вышестоящую по отношению к органу по сертификации организацию (при ее наличии) и (или) в орган по аккредитации решения и (или) действия (бездействие) органа по сертификации, а в случае несогласия с их решением либо неполучения ответа в тридцатидневный срок – в суд;
  • осуществлять иные права в соответствии с настоящим Законом, правилами подтверждения соответствия, иными актами законодательства Республики Беларусь, техническими регламентами Евразийского экономического союза и иным правом Евразийского экономического союза, а также с международными договорами Республики Беларусь, не составляющими право Евразийского экономического союза, договором на выполнение работ по сертификации.

Заявитель на проведение сертификации обязан:

  • выполнять требования правил подтверждения соответствия, иных нормативных правовых актов Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь и права Евразийского экономического союза, касающиеся проведения сертификации;
  • создавать необходимые условия для работы экспертов-аудиторов и технических экспертов по сертификации при выполнении работ по сертификации;
  • исполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Законом, правилами подтверждения соответствия, иными актами законодательства Республики Беларусь, техническими регламентами Евразийского экономического союза и иным правом Евразийского экономического союза, а также с международными договорами Республики Беларусь, не составляющими право Евразийского экономического союза, договором на выполнение работпо сертификации.

Порядок внесения изменений и (или) дополнений, прекращения действия, выдачи дубликата сертификата соответствия.

В сертификат соответствия в течение срока его действия по инициативе владельца сертификата могут быть внесены изменения и (или) дополнения органом по сертификации, выдавшим соответствующий сертификат, в связи с изменением сведений, указанных в сертификате соответствия. Изменения могут быть внесены также в случае преобразования юридического лица, которое является владельцем сертификата.

Срок внесения изменений и (или) дополнений в сертификат соответствия определен единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и составляет 10 дней.

Перечень документов (сведений), представляемых для внесения изменений и (или) дополнений в сертификат соответствия:

  • заявление;
  • оригинал сертификата соответствия;
  • документы, являющиеся основанием для внесения изменений и (или) дополнений;
  • документ, подтверждающий внесение платы.

Действие сертификата соответствия может быть прекращено органом по сертификации, выдавшим соответствующий сертификат соответствия по инициативе владельца сертификата на основании заявления с указанием причин прекращения действия сертификата соответствия. Срок выдачи решения о прекращении действия сертификата соответствия определен единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и составляет 10 дней.

Основаниями для приостановления либо отмены (прекращения) действия сертификата соответствия органом по сертификации могут являться следующие выявленные органом по сертификации, выдавшим соответствующий сертификат, нарушения или обстоятельства, не связанные с инициативой владельца сертификата, ликвидацией, реорганизацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, смертью, объявлением умершим физического лица, которые являлись владельцем сертификата:

  • несоответствие сертифицированного объекта оценки соответствия техническим требованиям, соответствие которым было подтверждено при сертификации;
  • изменение (введение новых) технических требований в отношении сертифицированного объекта оценки соответствия, если в результате показатели, подтвержденные при сертификации, не соответствуют (могут не соответствовать) таким измененным (новым) техническим требованиям либо если соответствие сертифицированного объекта оценки соответствия измененным (новым) техническим требованиям в отношении него не подтверждалось при сертификации;
  • изменение конструкции (состава), комплектности сертифицированного объекта оценки соответствия, которое влечет (может повлечь) изменение показателей, подтвержденных при сертификации;
  • изменение организации и (или) технологии процессов разработки, проектирования, изысканий, производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, функционирования (эксплуатации, использования) иных объектов оценки соответствия, которые напрямую связаны с сертифицированными объектами оценки соответствия и влекут (могут повлечь) несоответствие сертифицированного объекта оценки соответствия техническим требованиям, подтвержденным при сертификации;
  • представление заявителем на проведение сертификации или владельцем сертификата недостоверной информации органу по сертификации при проведении сертификации в рамках заключения и исполнения договора на выполнение работ по сертификации либо договора на выполнение работ по проведению периодической оценки сертифицированного объекта, если такая информация касается характеристик свойств объекта оценки соответствия, или влияет на возможность проведения сертификации, включая возможность проведения периодической оценки сертифицированного объекта, либо на вывод органа по сертификации о соответствии либо несоответствии объекта оценки соответствия техническим требованиям, или отнесена к иной информации, имеющей существенное значение для сертификации, включая периодическую оценку сертифицированного объекта, правилами подтверждения соответствия;
  • отказ либо уклонение владельца сертификата от заключения или исполнения договора на выполнение работ по проведению периодической оценки сертифицированного объекта, кроме случаев, когда проведение такой оценки не предусмотрено схемой подтверждения соответствия либо правилами подтверждения соответствия.

По инициативе владельца сертификата соответствия органом по сертификации, выдавшим соответствующий сертификат соответствия, может быть выдан дубликат сертификата соответствия. Срок выдачи дубликата сертификата соответствия определен единым перечнем административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и составляет 10 дней. Для выдачи дубликата сертификата соответствия владельцу сертификата соответствия необходимо направить заявление, а также документ, подтверждающий внесение платы.

Копирование сертификата соответствия.

При возникновении необходимости в изготовлении копий выданного сертификата соответствия владелец сертификата соответствия, или другое юридическое лицо, или индивидуальный предприниматель, реализующий указанную в сертификате соответствия продукцию, которому владелец сертификата соответствия временно передал права на оформление копий сертификата соответствия, направляет в орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, заявление в произвольной форме с обоснованием заказываемого количества копий сертификата соответствия. Вместе с заявлением предоставляется подлинник сертификата соответствия.

Порядок рассмотрения жалоб и апелляций.

Все поступившие жалобы и апелляции на решения органа по сертификации или действия экспертов-аудиторов рассматриваются органом по сертификации в течение 15 дней после ее получения и регистрации. На основании анализа материалов по жалобе или апелляции руководитель органа по сертификации принимает решение об обоснованности жалобы или апелляции или ее отклонении.

В случае решения руководителя органа по сертификации об отклонении жалобы или апелляции, орган по сертификации направляет заявителю мотивированный отказ. Если заявитель согласен с обоснованным отклонением его жалобы или апелляции, процедура по рассмотрению жалобы или апелляции считается завершенной, материалы подшиваются в дело.

Если заявитель не согласен с решением органа по сертификации, то он имеет право обратиться в комиссию по апелляциям Национального органа по оценке соответствия Республики Беларусь (комиссия по апелляциям), а в случае несогласия с ее решением – в суд, в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

В случае если решение комиссии по жалобе или апелляции подтверждает ее обоснованность в части обжалования решений органа по сертификации и (или) действий экспертов-аудиторов при проведении сертификации продукции, либо если руководитель органа по сертификации принял решение об обоснованности жалобы или апелляции, орган по сертификации разрабатывает и проводит необходимые корректирующие мероприятия.

Все работы по устранению нарушений, изложенных заявителем в обоснованной жалобе или апелляции, орган по сертификации выполняет без оплаты и в срок не более двух месяцев или в срок, установленный Национальным органом по аккредитации Республики Беларусь.

В случае если подтверждается обоснованность жалобы заявителя в части несоответствия продукции требованиям ТНПА, контролируемым при сертификации, орган по сертификации разрабатывает и проводит мероприятия по проведению внеплановой периодической оценки. При отрицательных результатах периодической оценки действие сертификата соответствия приостанавливается либо отменяется.

oac.gov.by

Еще по теме:

  • Нотариус на шокальского 3 корп 1 Нотариусы Москвы, Северо-Восточный автономный округ Нотариальные конторы СВАО, Северо-Восточный автономный округ Иванова В. В. Метро: Алексеевская, 500м 1 2 9 0 8 5 Москва, Звездный бульвар, д.19, оф.106 Орлова Д. В. Метро: Алексеевская, 800м 1 2 9 […]
  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Проект закон о многодетных семьях Проект федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей" (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.) (не действует) Проект федерального закона"О государственной поддержке многодетных […]
  • Медиация налоговые споры Медиативный подход к налоговым спорам Цисана Шамликашвили, президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права. 2 июля 2013 года был принят Федеральный закон № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую […]
  • Правила 193 Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 “Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, […]