Секты статья ук рф

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и уголовного процесса
Югорский государственный университет
628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова , 16
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена анализу действующего российского уголовного законодательства, основанного на положениях международных актов и Конституции РФ, направленного на противодействие криминальному сектантству. Анализируются правоприменительные проблемы, возникающие в процессе криминализации и наказуемости деятельности тоталитарных сект. Рассматривается исторически сложившаяся традиция криминализации сектантства в России. Обосновывается общественная опасность сектантской деятельности.

Ключевые слова: криминальное сектантство; тоталитарные секты; криминализация, наказуемость

Традиционно религия является одной из важнейших областей человеческого сообщества. В статье 9 «Свобода совести, мысли религии» Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод определено: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц» [2]. Каждый человек определяет собственную религиозно-мировоззренческую позицию. Обязательным условием отношения человека к религии является установление принадлежности к тому или иному вероисповеданию либо атеизму. Вероисповедание заключается в принадлежности к какой-либо религии, церкви, конфессии или религиозному объединению, имеющему собственные вероучение, культ, организацию. Свобода совести и свобода вероисповедания являются традиционными свободами, защищаемыми уголовным правом, за исключением случаев преступного злоупотребления правом.

В международных правовых актах определены основные положения о религиозной свободе человека. В частности, ст. 18 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) и ст. 30 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. провозглашают право граждан на религиозные и общественные объединения неотъемлемым правом человека и гражданина. Часть 3 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает, что свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

В статье 13 Конституции РФ закреплен запрет на создание общественных объединений, цели и действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В области уголовно-правовой охраны противодействие указанному негативному явлению непосредственно закреплено в ст. 239 УК РФ.

Ранее приверженность к определенному вероучению, не признаваемому в качестве государственного или не одобренному со стороны государственной власти, признавалось по русскому уголовному законодательству преступлением. Криминализация и пенализация деятельности сектантов во многом предопределялась политическими причинами и условиями того времени, поскольку, как правило, принадлежность к нетрадиционному вероисповеданию рассматривалась прежде всего как политическое посягательство на основы существующей государственной власти, частью которой выступала власть религиозная.

Криминальное сектантство в России существует достаточно длительный период времени и первые упоминания о ересях встречаются уже на рубеже XIII–XIV вв. Но широкое распространение оно получило со второй половины XVIII в. [4, с. 4]. Как правило, данное преступное явление последовательно и жестко преследовалось государственной властью. В частности, упоминание о борьбе с ересью и расколом содержится в Соборном уложении 1649 г., Своде законов уголовных Российской Империи 1832 г., Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и т.д. Это объясняется тем, что политический и социальный протест народных масс, прежде всего крестьянства, имел религиозную основу. Поэтому регламентация уголовной ответственности в русском уголовном законодательстве за указанное деяние традиционно осуществлялась казуистическим путем.

В советский период истории уголовного права необходимо отметить три существенных обстоятельства, характеризующих борьбу с сектантством: во-первых, с 30-х гг. по 50-е гг. ХХ столетия сектантство преследовалось как политическое (контрреволюционное) преступление против Советского государства (самостоятельный состав преступления отсутствовал); во-вторых, только в УК РСФСР 1960 г. впервые появилась статья, предусматривающая ответственность за религиозное сектантство как организованную форму преступной деятельности, направленной против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения (ст. 227); в-третьих, ответственность предусматривалась за групповую преступную деятельность, за организацию или руководство преступной группой либо за активное участие в ней, соучастие.

В настоящее время российский уголовно-правовой подход в данной сфере характеризуется вмешательством со стороны государства: карает деяния, посягающие на религиозную свободу и свободу вероисповеданий, при этом не стараясь поддерживать или подавить распространение какой-либо религии, за исключением объединений, имеющих преступный характер. Актуальность проблемы уголовного противодействия криминальному сектантству объясняется тем, что данное посягательство направлено на интересы не только общественной нравственности, но и общественной безопасности, права и свободы отдельных граждан, их здоровье и право собственности.

Сектантство признается криминальным только в случае установления непосредственного запрета на данную деятельность, наказуемость за совершение которой предусмотрено в российском уголовном законе. Если ранее криминализация определялась способом прямого упоминания такого-то вероучения как запретного, то в настоящее время криминальным признается религиозное или общественное объединение, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний.

Российское государство вновь столкнулось с проблемой сектантства с начала 90-х гг. В нашей стране происходил процесс стремительного, стихийного, интенсивного и массового распространения этой разновидности преступной деятельности, чему во многом способствовала принятая Законом РСФСР от 18 октября 1991 г. №1763-  декриминализация посягательства на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов, предусматривавшегося ст. 227 УК РСФСР 1960 г. [1]. В 1993 г. данная ошибка была исправлена: Законом РФ от 27 августа 1993 г. в ст. 143 1 УК РСФСР была закреплена уголовная ответственность за организацию объединения, посягающего на личность и права граждан [8]. Но время уже было потеряно. Причиной повторной криминализации указанного деяния явилось распространение на территории РФ различных религиозных течений, которые нашли сотни тысяч последователей в России. «Традиционные» российские секты были оттеснены конкурентами, многие из них утратили прежнее значение и влияние. К сожалению, следует согласиться с выводом, что «бывший «совок», который еще в середине восьмидесятых вгрызался в гранит марксистско-ленинской философии и имел пятерку по научному атеизму, в начале девяностых ударился в мистику» [5, с. 69].

А.В. Наумов отмечает, что ст. 239 УК РФ устранила слишком широкие пределы уголовно-правового вмешательства в духовную жизнь человека ранее, согласно ст. 227 УК РСФСР 1960 г., едва ли не любую религиозную проповедь можно было отнести к преступлению [6, с.149–150]. С одной стороны, следует согласиться с тем, что духовные интересы человека должны находиться вне пределов уголовной ответственности, но, с другой стороны, декриминализация дала в ряде случаев основания для неоправданной реабилитации.

Думается, что законодатель допустил неточность, так как в ст. 35 УК РФ, предусматривающей формы соучастия, не выявил соотношения с формами соучастия объединения, посягающего на личность и права граждан. А никакого сомнения в том, что данное объединение является формой или видом соучастия, нет. Возникает также проблема о соотношении данного объединения с организованной группой, преступным сообществом (преступной организацией), экстремистским сообществом и экстремистской организацией. Скорее всего объединение по своему содержанию является разновидностью организованной группы, поэтому оно обладает признаком устойчивости. В связи с этим, на наш взгляд, необходима соответствующая доработка ст. 35 и 239 УК РФ.

В части 1 ст. 239 УК РФ говорится об общественном или религиозном объединении, создание которого, руководство или участие в котором образуют состав преступления, если деятельность данного объединения сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. Диспозицию ч. 1 ст. 239 УК РФ следовало бы дополнить положением о том, что деятельность сопряжена с угрозой применения такого насилия, а равно с причинением значительного ущерба гражданину.

Под объединением, посягающим на личность и права граждан, следует понимать структурно оформленную культовую преступную группу, созданную в форме общественного или религиозного объединения, характеризующегося устойчивостью, деятельность которого сопряжена с применением насилия над гражданами или с иным причинением вреда их здоровью, а равно с угрозой применения такого насилия либо побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно с причинением значительного ущерба гражданину.

На сегодняшний день сектантская деятельность характеризуется скрытностью, повседневностью, избирательным подходом к новообращенным, масштабностью, выработкой новых методов и форм вербовки, поскольку в российском общественном массовом сознании в некоторой мере выработаны механизмы неприятия такого сложного социального явления, как сектантство. Криминальными являются только часть сект, но прежде всего именно криминальные секты характеризуются энергичностью экспансии и высокой степенью общественной опасности. Поскольку указанное криминальное явление имеет устойчивые исторические традиции, есть и «традиционный слой» людей, которые поддерживают сектантов в силу социальных, политических и культурных причин. Перечень деяний криминального сектантства с течением времени менялся, как изменялся и государственный подход в области противодействия, но одно оставалось неизменным – сектантство рассматривалось как особо опасное преступное посягательство, затрагивающее не только сферу религии, но и отношения государственной власти и политики. К настоящему времени многие деяния, связанные с криминальным сектантством, декриминализированы, но главное остается неизменным – совершенно оправданно, что отдельные секты признаются преступными. Уголовная ответственность за сектантство имеет исключительный характер, так как в первую очередь речь идет не о преследовании определенных идей, воззрений, взглядов как инакомыслия, а той деятельности, которая их сопровождает, влекущей преступные последствия в виде причинения вреда здоровью, хищения чужого имущества и т.д.

Способы приобщения (вербовочные технологии) достаточно разнообразны: скудная диета, истина сообщается постепенно, только до определенного информационного уровня, максимальное ограничение сна и свободного времени, длительная изоляция, система поощрений и наказаний, запрет на общение с определенными лицами, формирование эмоциональной неустойчивости. Устанавливаемый контроль сознания – это процесс, который предполагает набор методик, определяющих то, что человек думает, чувствует и как действует. В результате человек становится контролируемым. В итоге воздействия у адепта утрачивается способность думать и действовать независимо и самостоятельно [3]. Избавление от самостоятельного мышления – обязательное условие пребывания в криминальной секте. Таким образом, вырабатывается не просто зависимая от сообщества личность, а личность подконтрольная, которая может быть как потерпевшим, так и преступником одновременно. Первоначальными методами контроля сознания выступают «бомбардировка любовью», т.е. психологический прием, приветливость, бесплатная раздача религиозной литературы, повышенное внимание, формирование собственной исключительности, учет личностных качеств, обман, установление приоритета ощущений над осознанием происходящего. В целом следует оценивать характер деятельности объединения, посягающего на личность и права граждан, как конвейерный.

Уголовно-правовое противодействие в указанной области характеризуется до сих пор неоправданной мягкостью назначаемых видов наказаний и ограниченностью их выбора: создание объединения либо руководство им признаются преступлением средней тяжести, а участие в секте – преступлением небольшой степени тяжести, при этом в санкциях ст. 239 УК РФ упомянуты только три вида наказания – штраф, ограничение свободы и лишение свободы.

Думается, что в случае декриминализации сектантства административный запрет не окажет серьезного предупредительного воздействия, поскольку сектам присущ конспиративный характер деятельности. А.С. Павлов отмечал, что еще Иоанн Златоуст «…требует христианской любви к еретикам, восстает против телесных наказаний, которым они подвергались, но одобряет законные ограничения их, именно – запрещение их богослужебных собраний и отнятие у них церквей» [7, с. 365].

Сектантство опасно и тем, что порождает религиозную ненависть или вражду как низменные мотивы, проистекающие из суеверий и заблуждений, местных обычаев (кровная месть и т.п.), религиозный фанатизм и нетерпимость, активное неприятие образа жизни неверующих или инаковерующих, отрицание свободы совести и вероисповеданий и др. Сектантство предлагает каждому верующему пожизненное воздаяние, т.е. высшую божественную справедливость в зависимости от исполнения или неисполнения определенных религиозных заповедей, в том числе и преступных.

Незначительное количество зарегистрированных преступлений по ст. 239 УК РФ во многом объясняется тем, что российское криминальное сектантство в настоящее время является примером организованной преступной деятельности, противодействие которой крайне затруднительно.

Следует отметить, что в российском уголовном законодательстве исторически прослеживается тенденция смягчения применяемых наказаний за криминальное сектантство, что объясняется постепенным уменьшением значимости религии в общественной жизни, сектантства в частности.

В целом криминализация сектантства – это исторически обусловленные процесс признания общественно опасной формой индивидуального и группового поведения, обусловленного культовой общностью участников, закрепление его в уголовном законе в качестве преступного и наказуемого. Целесообразность, вынужденность и обоснованность криминализации обусловлены объективными потребностями общества и государства.

Таким образом, криминализация деятельности сект необходима, поскольку речь идет не о преследовании за нетрадиционные религиозные убеждения, отвергаемые государством, а о преступлениях, совершаемых религиозными или общественными объединениями, направленными против личности и собственности, основанными на культовой основе, и является значимым средством правового механизма противодействия злоупотреблению правом в форме сектантства.

Библиографический список

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №44. Ст. 1430.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.; с изм. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) [Электронное издание]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

Кара-Мурза С.Г., Смирнов С. Манипуляция сознанием-2. М.: Эксмо: Алгоритм, 2009. 528 с.

Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. – 1917 г.). М.: Наука, 1965. 348 с.

Маркелов О. Держава смерти. Киев: Оранта, 2004. 194 с.

Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций: в 3 т. Т. 3: Особенная часть (главы XI–XXI). 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2007. 656 с.

Павлов А.С. Курс церковного права. СПб.: Лань, 2002. 384 с.

Российская газета. 1993. 9 сент.

Bibliograficheskijj spisok

Vedomosti S»ezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR. 1991. №44. St. 1430.

Evropejjskaja konvencija o zashhite prav cheloveka i osnovnykh svobod (Rim, 4 nojabrja 1950 g.; s izm. ot 21 sentjabrja 1970 g., 20 dekabrja 1971 g., 1 janvarja, 6 nojabrja 1990 g., 11 maja 1994 g.) [Еhlektronnoe izdanie]. Dostup iz sprav.-pravovojj sistemy «Garant».

Kara-Murza S.G., Smirnov S. Manipulja­cija soznaniem-2. M.: Ehksmo: Algoritm, 2009. 528 s.

Klibanov A.I. Istorija religioznogo sek­tantstva v Rossii (60-e gg. XIX v. – 1917 g.). M.: Nauka, 1965. 348 s.

Markelov O. Derzhava smerti. Kiev: Oranta, 2004. 194 s.

www.jurvestnik.psu.ru

Культ в клетку: в Госдуме предлагают пожизненно лишать свободы за деструктивные секты

Депутат Госдумы Владимир Сысоев подготовил законопроект, вводящий в УК юридическое определение «деструктивная секта» и статью за «деструктивное воздействие деструктивных сект и религиозных объединений». В беседе с RT парламентарий пояснил, что сегодня нет чёткой правовой оценки действий сект и привлечение к ответственности религиозных проповедников часто представляется затруднительным.

В российском уголовном законодательстве есть статьи, по которым могут привлекаться руководители религиозных сект: «Мошенничество» (ст. 159) и «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» (ст. 148). Сысоев убеждён, что этого для эффективной борьбы с сектантством явно недостаточно.

«Что такое сегодня секты? Это не обязательно религиозные организации. Секты умело маскируют под различные тренинги, семинары. Очень популярны сегодня лидерские курсы, где вместо того чтобы научить быть лидером, человека быстро учат подчиняться. Техник и психологических методик тут много, поэтому не всегда их удаётся привлечь по закону. Введение соответствующей уголовной статьи, дающей определение деструктивных сект, помогло бы более эффективно противостоять религиозным преступникам», — пояснил свою позицию RT Сысоев.

Идею законопроекта поддержала заместитель председателя комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина. Ранее она заявила, что необходимо прописать в законодательстве характеристики деструктивных сект. Без закрепления понятия «деструктивная секта» и без чёткого юридического определения законотворческая работа не будет иметь смысла.

Согласно предлагаемому законопроекту, термину «деструктивная секта» даётся следующее определение: «религиозная, неорелигиозная группа или организация, причинившая (причиняющая) вред обществу или своим членам (материальный, психологический или физический), а также подозреваемая в потенциальной опасности причинения такого вреда». Депутат Сысоев предлагает присвоить такой статье статус тяжкой и в случае действий секты, повлекших за собой смерть группы лиц, наказывать организаторов пожизненным лишением свободы.

«Нужно понимать, что это не просто забава, а реальная угроза имуществу, здоровью и даже жизни. Мы знаем множество случаев, когда участие в деятельности секты заканчивалось гибелью адепта. Сегодня мы можем судить их за мошенничество или за доведение до самоубийства — всё это очень сложно доказать, учитывая совершенствование методик религиозными гуру», — подчеркнул Сысоев.

В России на данный момент существует более 500 деструктивных сект. К большей части из них правоохранители претензий не имеют. Как свидетельствуют данные Минюста, в 2015—2016 годах в России по решению суда были запрещены 52 секты. Они находились в 24 регионах, среди которых Москва и область, Санкт-Петербург, Адыгея, Кабардино-Балкария, Мордовия, Татарстан, а также Владимирская, Нижегородская, Самарская, Красноярская, Тульская и Челябинская области.

Марина Дэви Христос, «бог Кузя» и другие

Пионером деструктивных сект в СНГ было общество «Белое братство». В начале 1990-х годов его основала Марина Цвигун, известная под псевдонимом Мария Дэви Христос. В 1993 году сектанты собирались захватить и сжечь Софийский собор в Киеве, однако милиция эту попытку пресекла и задержала 616 человек.

Другим известным религиозным гуру стал Андрей Попов, больше известный как «бог Кузя». Основав псевдоправославную секту в конце 1990-х, Попов заявлял последователям, что он не кто иной, как бог на земле, и не прочь открыть своим адептам смысл жизни и прочие сакральные истины. За эту информацию адептам «бога Кузи» приходилось расплачиваться наличными, недвижимостью и другими ценностиями.

В сентябре прошлого года Попова и других причастных к организации секты задержали по подозрению в мошенничестве. У псевдорелигиозных лидеров секты нашли более 43 млн рублей и свыше $100 тыс. Больше года Попов сидит в следственном изоляторе, ожидая приговора суда.

Как пояснил председатель коллегии адвокатов «Александр Тонконог и партнеры» Александр Тонконог, перспектив посадить «бога Кузю» по статье о деструктивных сектах у правоохранителей пока нет.

«Закон не имеет обратной силы. Осудить человека по новой статье можно только за действия, совершённые после её принятия. Исключение — те случаи, когда закон облегчает положение осуждённого, например смягчая категорию преступления», — объясняет Тонконог.

Другой заметной сектой середины нулевых годов были «Пензенские затворники». Группа из 35 человек прославилась в 2007 году, замуровав себя глубоко под землёй, недалеко от села Никольское Бековского района Пензенской области. Там несчастные люди ожидали конца света. По их мнению, он должен был наступить в 2012 году после падения на землю кометы Армагеддон. Чтобы вселить уверенность в приближающемся конце света, лидер «затворников» Пётр Кузнецов приблизил дату, перенеся её на май 2008 года. В итоге двое членов секты погибли в добровольном подземном заточении, а остальные были против своей воли эвакуированы службой спасения и милицией. Лидера сектантов Петра Кузнецова задержали в ноябре 2007 года. Сейчас он находится в Пензенской областной психиатрической больнице с диагнозом «бредовое состояние личности».

Адвокат Виктор Наумов пояснил RT, что наличие важного повода для возникновения инициативы депутатов нельзя отрицать: тоталитарные религиозные секты продолжают выступать в роли одного из основных источников угрозы для прав и свобод граждан России, их деятельность практически всегда связана с совершением различных преступлений и правонарушений.

«В то же время идею депутата Сысоева сложно оценить однозначно. Нет чёткого представления о том, на основании каких признаков деструктивные секты будут идентифицироваться и отделяться от прочих религиозных направлений, что порождает существенные риски нарушения права граждан на свободу вероисповедания. Необходимо предварительно выработать чёткие критерии деструктивности и обсудить их как с представителями конфессиональных групп, так и с юристами, чтобы оценить перспективы доказательства вины по новому составу преступления с точки зрения УПК РФ», — подчеркнул адвокат.

russian.rt.com

Наказание за организацию секты

Здравствуйте. Прошу Вас помочь в решении проблемы. Я состою в гражданских отношениях с человеком, который (как оказалось) поддерживает сектантское движение кришнитов. Я оказалась под воздействием этой секты, что очень негативно повлияло на мою психику. Помогли друзья. Мой гражданский муж также занимается организацией фестиваля, который собирает это общество. Фестиваль для наркоманов и деградирующих людей. На этом фестивале происходит полный разврат и употребление всех запрещенных наркотических веществ. Хочу обратиться в суд, не могу молчать, чем занимается эта шайка и как раз вращает людей. Есть ли у меня возможность выиграть дело? И на какой срок могут посадить моего мужа?

Организация и деятельность вашего сожителя попадают под санкции Федерального закона «О противодействии деятельности тоталитарных сект», Уголовного кодекса РФ, КоАП РФ и т.д..

Статья 11. Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за участие в деятельности тоталитарных сект

За участие в деятельности тоталитарных сект (включая осуществление деятельности в интересах тоталитарных сект) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим федеральным законом, лицу, принимавшему участие в деятельности тоталитарных сект, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, федеральных и муниципальных СМИ, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

Уголовный кодекс РФ:

Статья 148. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий

Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Статья 239. Организация объединения, посягающего на личность и права граждан

1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Наказание за организацию секты назначается по совокупности, то есть, в действие вступают несколько статей кодекса и наказание суммируется.

Вам следует обратиться с соответствующим заявлением в УФСБ по месту жительства.

У вас есть не только шанс выиграть дело, но и помочь тем людям, кто попал под влияние вашего сожителя.

www.gos-ur.ru

Секты статья ук рф

На членов Меджлиса крымскотатарского народа может быть заведено дело по статье 239 УК. «Медиазона» напоминает об этой редкой статье, по которой в России до сих пор судили в основном руководителей экзотических тоталитарных сект.

30 января в Симферополе был арестован заместитель главы Меджлиса крымскотатарского народа Ахтем Чийгоз — его обвиняют в организации массовых беспорядков 26 февраля 2014 года, когда демонстрация сторонников меджлиса около здания Верховной Рады Крыма вылилась в столкновения, которые закончились гибелью двоих человек. Пока Чийгоз — единственный обвиняемый по делу, однако накануне его ареста глава прокуратуры Крыма Наталья Поклонская заявила, что она направила в Следственный комитет материалы для возбуждения уголовных дел «за действия экстремистского характера».

По ее словам, эти материалы касались преступлений по части 2 статьи 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России), части 1 статьи 212 (организация массовых беспорядков), части 2 статьи 282 (возбуждение ненависти либо вражды), статье 282.3 (финансирование экстремистской деятельности), а также части 2 статьи 239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан).

Статья «Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан» (239 УК РФ), о которой упоминала Поклонская, в России применяется довольно редко; как правило, дела по этой статье возбуждают против руководителей и активных участников религиозных сект.

Наказание за «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением» (часть 1 статьи) достигает четырех лет лишения свободы. Наказание за участие в деятельности подобной организации (часть 3) — до двух лет заключения.

Но если кому-то из лидеров меджлиса действительно будут предъявлены обвинения по этой статье, то, вероятно, речь пойдет о второй ее части, определяющей наказание за создание или руководство «некоммерческой организации (включая некоммерческую организацию, выполняющую функции иностранного агента)», чья деятельность «сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний». Максимальное наказание по ней — три года лишения свободы.

239-я статья была дополнена частью второй летом 2012 года; это было лишь одно из изменений, внесенных в российское законодательство знаменитым законопроектом, который был призван отрегулировать деятельность «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Именно после принятия этого законопроекта в реестр «иностранных агентов» оказались включены ведущие правозащитные организации России.

«Вообще, религиозные объединения могут действовать как с регистрацией, так и без, в России не запрещена деятельность незарегистрированных объединений, есть решения судов о признании организации экстремистской без официальной регистрации — “Хизб ут-Тахрир”, — рассуждает глава межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павел Чиков. — Но часть вторая статьи 239 говорит о том, что должно быть именно юридическое лицо, это и доказывает, что законодатель идиотичен. Ибо создание организации, деятельность которой сопряжена с насилием, нарушением прав человека или “противоправными деяниями”, незаконна, и Минюст должен отказать ей в регистрации».

«Презумпция, что законодатель сверхлогичен и сверхковарен, давно осталась в прошлом. Он иррационален, идиотичен, непоследователен и нелогичен. Прежде, чем задаваться вопросом, что они имели в виду, и искать какой-то смысл, надо посмотреть, когда были внесены изменения. А это 2012 год, тот самый пакет исключительно политически мотивированных поправок, касающихся НКО», — напоминает юрист.

До сих пор на практике часть 2 статьи 239 УК не применялась еще ни разу.

Камчевание, пришелец с Сириуса и оргии фашистов: кого судили по статье 239

По этой статье в России вообще обвиняют очень редко. «Применения нет практически никакого», — говорит директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский, в сферу интересов которого входит в том числе и мониторинг отношений государства и общества с религиозными объединениями.

«Эта редко применяемая статья была придумана для нетрадиционных религиозных и парарелигиозных объединений, для гуру, которые сексуально эксплуатируют своих адептов, например. На практике всегда подразумевалось, что организации, о которых идет речь в этой статье, причиняют ущерб не каким-то абстрактным “гражданам”, а тем, которые с ней связываются. Формально из состава это не вытекает, но всегда статья понималась именно так: речь в ней идет о правах и интересах тех граждан, которые попали в сферу действий подобных организаций. Обычно это сексуальная эксплуатация или мошенничество», — объясняет Верховский.

По данным Судебного департамента при Верховном суде, за последние пять лет, с 2009 по 2014 год, по статье 239 УК в России были осуждены всего семь человек.

Так, в 2012 году в Уфе суд оштрафовал на 100 тысяч рублей руководительницу местного отделения религиозной секты «Орда». Участники секты, чтобы исцелиться от болезней и очиститься, вызывали на кладбищах духи умерших, лечились окуриванием и «камчеванием» — ударами плети. В некоторых регионах «Орда» запрещена как «экстремистская организация»; нескольких руководителей секты сейчас судят по той же статье.

В 2013 году в Новосибирске был вынесен приговор лидеру «Ашрам Шамбалы» Константину Рудневу, который представлялся пришельцем с Сириуса, посланным на Землю просветлять людей и вести их к истине. В Оренбурге тогда же был осужден руководитель «Школы самосовершенствования» Вячеслав Веснин, чьи последователи придерживались неофашистских взглядов, а на собраниях устраивали оргии с участием несовершеннолетних.

В Ивановской области под следствием по 239-й статье сейчас находится глава «Музея народного быта» и руководитель организации «Троерусский народ» Александр Шевцов, который «с целью очищения и освобождения от отрицательной энергии» избивал своих адептов, в том числе стариков, женщин и маленьких детей. Шевцов, как сообщается, часто менял несовершеннолетних сексуальных партнеров, убеждая девочек, что в прошлой жизни он был их отцом. В Нижегородской области расследуется дело в отношении руководителей центра ведической культуры «Дивья Лока», которых подозревают в «жестоком и унижающем человеческое достоинство обращении» с членами общины. В частности, в качестве наказания за проступки они должны были «употреблять еду с примесью коровьей мочи и навоза».

Дела по этой статье возбуждаются не только против последователей экзотических культов. Так, в Кемеровский области прошлым летом в суд было передано дело реабилитационного центра «Спасение», сотрудники которого, по версии следствия, похищали и насильно удерживали пациентов, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Возглавлял «Спасение», впрочем, пастор церкви «Новое поколение» Егор Сигарев.

zona.media

Еще по теме:

  • Штраф 5000 за что налоговая Штраф 5000 за что налоговая За нарушение налогового законодательства, налоговая служба привлекает налогоплательщика к ответственности. Чаще всего ответственность вытекает в налоговые штрафы. Налоговые штрафы – форма налоговой ответственности, при […]
  • Упк рф квалификация преступления Понятие квалификации преступлений Квалификация преступлений – это процесс, при котором выявляется соответствие между совершенным лицом общественно опасным деянием и признаками конкретного состава преступления, описанного в одной из статей Особенной […]
  • Образец жалобы на нарушение тишины Образец как написать заявление на соседей нарушающих тишину и покой граждан. Куда жаловаться на шумных соседей? Любители ночных вечеринок зачастую даже и не подозревают, какой дискомфорт из-за этого они создают для тех, кто проживает по […]
  • Субсидии инвалидам на жилье Субсидии на жилье инвалидам в 2018 году Люди с ограниченными возможностями не способны в полной мере обеспечивать себя и семью, государство оказывает им содействие, в том числе, предоставляя жилищные субсидии для инвалидов. Жилищный кодекс и другие […]
  • Закона n 5242-1 Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I"О праве […]
  • Увольнение с полиции по сокращению В чем отличие способов увольнения сотрудника МВД? Здравствуйте Ольга Степанова. Огромное спасибо Вам за ответ, только там был еще один вопрос. Поясните пожалуйста в чем отличие увольнения из МВД по сокращению штатов, от увольнения по собственному […]