ФНС рассказала о реструктуризации задолженности по налогам

Налоговики подчеркнули, что не всегда долг по налогам возникает из-за управленческих ошибок. Таким компаниям налоговая служба готова идти навстречу.

Управление Федеральной налоговой службы по Москве рассказало, каким образом можно провести реструктуризацию задолженности по налогам. Специалисты сообщили, при соблюдении каких условий можно провести реструктуризацию и на какой срок налоговые органы могут дать отсрочку.

В УФНС отметили, что в силу обстоятельств организациям приходится прибегать к процедуре урегулирования задолженности по налоговым платежам. Причем не всегда сложившаяся ситуация является результатом допущенных управленческих либо производственных ошибок. В частности, не поступивший вовремя денежный транш может притормозить не только исполнение контрактных, но и налоговых обязательств. В таких случаях государство идет навстречу налогоплательщику, позволяя воспользоваться иным порядком расчета с бюджетом.

Налоговики напомнили, что для организаций оборонно-промышленного комплекса, исполняющих государственный оборонный заказ, Правительство РФ специально разработало порядок и условия реструктуризации. В управлении рассказали, при соблюдении каких условий можно получить отсрочку:

  1. полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 1 месяца до 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации, а также полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, начисленных с 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации;

подача заявления о реструктуризации, к которому прилагаются следующие документы:

а) выписка из сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса о наличии организации в его составе;

б) справка федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующая стратегическая организация, подтверждающая участие организации в выполнении государственного оборонного заказа и включение организации в перечень стратегических организаций;

в) документ, подтверждающий наличие и размер ранее предоставленных организации отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек на день подачи заявления о реструктуризации;

г) проект мирового соглашения с конкурсными кредиторами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (далее — уполномоченный орган), предусматривающего в том числе погашение задолженности в порядке, установленном настоящим Постановлением (в случае возбуждения арбитражным судом в отношении организации производства по делу о банкротстве).

УФНС сообщило, что реструктуризация долгов проводится на срок не более 12 лет. Реструктурированную задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом организация погашает в течение восьми лет, а в течение следующих четырех лет — сумму долга по пеням и штрафам. Проценты с суммы уплачиваются ежегодно.

Напомним, порядок работы Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений регламентирует постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Документ устанавливает, что ФНС обязана бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, о законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Также служба предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.

Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе «Справочник налогов». Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе «Календарь бухгалтера».

m.ppt.ru

Реструктуризация налогов и сборов

Вопрос: О предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (НДС, водного налога, НДФЛ) на срок до 36 месяцев.

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о реструктуризации задолженности по налогам и страховым взносам на срок до 36 месяцев и сообщается следующее.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс) не регулируется реструктуризация задолженности.

Главой 9 Кодекса определяется порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора).

Согласно п. 1 ст. 63 Кодекса органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов на срок, не превышающий один год, являются ФНС России по федеральным налогам (за исключениями, указанными в п. 1 ст. 63 Кодекса), налоговый орган по месту нахождения организации — по региональным и местным налогам.

В соответствии с п. 1 ст. 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

Перечень оснований предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов предусмотрен п. 2 ст. 64 Кодекса, в том числе указано на наличие обстоятельств непреодолимой силы.

Однако наличие просроченной задолженности у организации не является обстоятельством непреодолимой силы.

В соответствии с пп. 3 п. 2 и п. 2.1 ст. 64 Кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации при наличии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов.

Наличие основания, указанного в пп. 3 п. 2 ст. 64 Кодекса, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного ФНС России, в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 № 175 (далее — Методика).

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются документы, указанные в п. 5 ст. 64 Кодекса.

Таким образом, ОАО вправе обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (налога на добавленную стоимость, водного налога, налога на доходы физических лиц) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок до 36 месяцев при наличии основания, предусмотренного п. 2 ст. 64 Кодекса, и документов, подтверждающих соответствующее основание.

Вопросы о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате неналоговых платежей, в том числе платы за негативное воздействие на окружающую среду и страховых взносов, не регулируются Кодексом.

Заместитель директора департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
Минфина России

www.eg-online.ru

Реструктуризация налогов и сборов

Просмотров научной работы: 5423

Комментариев к научной работе: 0

Поделиться с друзьями:

Реструктуризация — один из самых действенных инструментов урегулирования налоговой задолженности с целью финансового оздоровления предприятия. В узком смысле, реструктуризация налоговой задолженности — это перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные.

В отличие от остальных видов переноса срока уплаты налога, реструктуризация имеет определенные преимущества:

— законодательством не установлен перечень оснований для применения реструктуризации;

— при реструктуризации списывается половина или вся задолженность по пеням и штрафам;

— распространяется на все налоги и сборы.

Общий срок реструктуризации составляет 10 лет, из них 6 лет приходятся на равномерную уплату задолженности по налогам и сборам, и 4 года на оплату пени и штрафов после оплаты основного долга.

По федеральным налогам реструктуризация проводится один раз и в случае нарушения сроков оплаты повторная реструктуризация не проводится.

Если все условия реструктуризации выполнены добросовестно, налогоплательщик имеет право на реструктуризации вновь возникшей задолженности.

Решение о реструктуризации производится на основании анализа финансового состояния предприятия, состояния расчетов с бюджетом. Реструктуризация долга возможна лишь в том случае, если анализ подтверждает способность должника выполнять свои обязательства по графику платежей.

Своевременное выполнения графика и погашение задолженности на 50% за 2 года дает право налогоплательщику списать 50% начисленных штрафов и пеней, а погашение 100% задолженности за 4 года, соответственно, является основанием для списания 100% пеней и штрафов.

В Ульяновской области право на реструктуризацию задолженности получили лишь незначительная часть сельскохозяйственных предприятия, в 2006 году их доля составила всего 27% от общей численности предприятий. В период с 2002 г. по 2006 г. в общей сложности было реструктуризировано 710,63 млн. руб. задолженности перед бюджетом (табл. 1).

Таблица 1- Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных предприятий в Ульяновской области.

www.scienceforum.ru

Особенности реструктуризации задолженности по налогам

В условиях финансового кризиса вопросы, связанные с преобразованием сроков возмещения налоговой задолженности, выходят на первый план для многих компаний. Возможность реструктуризировать долг по налогам и сборам начинает все больше интересовать организации.

Данный способ считается выгодным и для самого должника, и для государства, которое получает гарантии выплаты в бюджет суммы задолженности. Сами фирмы имеют возможность без стресса выйти из кризисного положения, выплачивая долг на «льготных» условиях.

Реструктуризация задолженности по налогам и сборам предусматривает перевод обязательств фирмы перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Этот метод является наиболее эффективным инструментом для финансового оздоровления любого предприятия.

Получить рассрочку или отсрочку по уплате налога смогут не все компании, а лишь те, которые способны подтвердить присутствие особых обстоятельств, отмеченных в НК РФ. Чтобы преобразовать срок возмещения средств в счет налогов, плательщик передает в уполномоченную службу заявление и документы. На их основе принимается вердикт об одобрении отсрочки или рассрочки либо об отказе.

Необходимые документы

Для одобрения отсрочки или рассрочки по возмещению налога надо передать в налоговую службу обращение по форме, которая принята Приказом ФНС от 28.09.2010г. №ММВ-7-8/[email protected] Оно будет направлено в пятидневный период уполномоченной службой в ФНС по месту регистрации предприятия.

Если фирма может претендовать на преобразование срока выплаты средств в счет налогов с условием компенсации процентов, то в обращении надо прописать, что плательщик принимает обязанности по возмещению сумм переплаты, которые рассчитываются от размера задолженности.

К данному обращению следует приложить документы:

  • справка от налоговой службы о состоянии расчетов по налогам и иным обязательным платежам компании;
  • справка от налоговой службы, в которой указан список всех открытых данному плательщику счетов в кредитных учреждениях;
  • документальная информация банков о движении средств по счетам предприятия за последние полгода с указанием данного показателя за каждый расчетный период, а также о присутствии либо об отсутствии его расчетных актов, которые размещены в картотеке неоплаченных расчетных документов;
  • справки кредитных учреждений об оставшихся деньгах на счетах фирмы;
  • список контрагентов — дебиторов организации с описанием стоимости соглашений, подписанных с определёнными контрагентами — дебиторами (суммы других обязательств и причин их образования), и периодов их реализации, а также копии этих соглашений (актов, которые доказывают присутствие других причин образования обязательств);
  • обязательство фирмы о выполнении условий, на которых будет вынесен вердикт об одобрении отсрочки или рассрочки, утверждаемое на период преобразования момента внесения средств в бюджет, а также примерный график компенсации долга;
  • документы, которые доказывают присутствие причин, дающих заявителю возможность получить одобрение рассрочки или отсрочки.

Основания по ФЗ

Основания для одобрения рассрочки или отсрочки перечислены в п.2 ст.64 НК РФ:

  • лицу были причинены убытки из-за присутствия определённых причин — стихийного бедствия, техногенной аварии или прочих обстоятельств непреодолимой силы;
  • не перечисление организации средств из бюджета в установленный срок или их компенсация не в полном объеме либо просрочка в оплате государственного заказа, если это повлекло к образованию дефицита денег для возмещения налогов;
  • угроза образования признаков банкротства фирмы, если она произведет единовременную компенсацию налогов;
  • сезонный характер работы предприятия, что связано с конкретным производством или реализацией (данное обстоятельство будет определено в Постановлении Правительства РФ от 6 апреля.1999 №382);
  • при наличии обстоятельств для отсрочки или рассрочки по возмещению обязательных таможенных платежей, которые оплачиваются по причине передвижения объектов через таможенную границу ТС, что определено таможенным правом ТС или нормативно-правовыми актами РФ.

При выплатах долга настоятельно рекомендуется придерживаться графика погашения задолженности.

Детально о правовой основе признания безнадежной к взысканию задолженности можно прочитать здесь.

В ст.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ определено, что организация соответствует признаками банкротства, если она не способна выполнить принятые обязательства:

  • перед кредиторами по материальным обязательствам;
  • по внесению денег в счет платежей в бюджет;
  • размер таких обязательств равен не меньше, чем 100000 руб.;
  • обязательства не были выполнены в течение 3 месяцев с момента наступления срока для их исполнения.

В НК РФ определено, что если рассрочка или отсрочка одобряется в связи с угрозой банкротства или сезонным характером деятельности, то на размер долга будут рассчитываться проценты – ½ ставки рефинансирования ЦБ.

Компания может выплатить долги по налогам на льготных условиях. Реструктуризация задолженности по налогам и сборам в 2018 году дает возможность налогоплательщикам выполнить обязательства, накопившиеся в течение предыдущих периодов.

Погашение производится по специальному графику, который согласовывается налоговой службой и налогоплательщиком. В данном документе прописывается последовательность выплаты задолженности с указанием платежей и сроков их внесения.

Долг возмещается равными платежами, которые вносятся плательщиком не реже 1 раза в квартал. Максимальный период, представленный на погашение – 10 лет. Фирма может возместить средства досрочно. Иногда необходимость возместить средства заранее необходима, потому что налогоплательщик не может получить отсрочку по текущим налогам, пока не рассчитается с прошлыми долгами.

Налоговый кредит

Налоговый кредит -это преобразование периода возмещения средств в счет налога, при котором предприятию дается право в течение конкретного срока и в утвержденных размерах сокращать свои расходы по налогу с последующим поэтапным возмещением суммы кредита и рассчитанных процентов. Он может быть представлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным сборам.

Налоговый кредит – это не рассрочка и отсрочка. Он обладает иными причинами для выдачи и сроками. Кредит может быть одобрен на период от 1 до 5 лет. Для предприятий, которые внесены в реестр резидентов зоны территориального развития, данный период увеличивается до 10 лет.

Суть налогового кредитования в том, что организация не возмещает отдельную часть платежей, а постепенно компенсирует эту сумму и проценты. Уменьшение размера налога допускается до тех пор, пока невозмещенная часть не достигнет размера кредита, одобренного для данной фирмы.

Если у компании два и более соглашения на выдачу инвестиционного налогового кредита, то данная сумма рассчитывается отдельно по каждому из соглашений. Размер уменьшения, при этом, не может быть более 50%. Количество заключенных соглашений не оказывают влияния на это правило.

Иные условия расчёта могут действовать для предприятий — резидентов зоны территориального развития, если это утверждено в соглашении об инвестиционном налоговом кредите.

Основания для его одобрения определены в ст. 67 НК РФ:

  • работа компании в области организации научно-исследовательских работ, технического переоснащения производства, целями которого является обустройство рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями, предупреждение процессов загрязнения окружающей среды, работа, направленная на усиление энергетической эффективности производства;
  • инновационная деятельность, например, образование новых технологий или усовершенствование используемых, разработка современных разновидностей сырья или материалов;
  • работа компаний над значимым заказом по социально-экономическому развитию субъекта РФ или оказание значимых услуг гражданам;
  • работа компаний над оборонным заказом для государства;
  • инвестиции в постройку объектов с высоким классом энергетической эффективности;
  • внесение этой фирмы в список резидентов зоны территориального развития на основе законодательства РФ.

В НК РФ определено, что данные основания могут быть дополнены другими в соответствии с нормативными документами, принятыми в субъектах РФ. Они будут относиться к кредиту в отношении региональных налогов. То же самое правило действует в отношении местных сборов.

Кредит будет представлен после того, как компания документально подтвердит наличие оснований для его выдачи. Также она предоставляет заявление. Отношения между налоговой организацией и налогоплательщиком будут урегулированы в договоре.

Когда откажут в реструктуризации задолженности по налогам

В реструктуризации долга организации будет отказано в следующих случаях:

  • в отношении налогоплательщика ведется уголовное дело по причине несоблюдения нормативно-правовых документов о налогах и сборах;
  • налогоплательщик совершил административное правонарушение, связанное с несоблюдением законодательства в сфере налогов и сборов;
  • имеются объективные причины полагать, что плательщик воспользуется этим преобразованием для сокрытия своих денежных средств или иных объектов, которые подлежат налогообложению либо он планирует переехать в иностранное государство на постоянное жительство;
  • в течение 3-х лет до момента подачи лицом обращения о преобразовании срока компенсации налога, органом, определённым в статье 63 НК РФ, был принят вердикт об аннулировании законной силы ранее одобренной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита из-за несоблюдения требований.

Узнать задолженность по газу по лицевому счету можно как при визите в офис компании, так и на ее сайте в личном кабинете клиента.

Что такое судебная задолженность, и какие способы ее погашения существуют, можно узнать тут.

Как на практике осуществляется оценка дебиторской задолженности, можно прочитать в этой статье.

calculator-ipoteki.ru

Платим налоги. завтра! Отсрочка, рассрочка, реструктуризация или инвестиционный налоговый кредит?

Платим налоги. завтра! Отсрочка, рассрочка, реструктуризация или инвестиционный налоговый кредит?

О.А. Борзунова,
консультант Правового управления
Государственной Думы, к.ю.н.

В условиях финансового кризиса вопросы переноса сроков уплаты налоговой задолженности в любых формах выходят на первый план. Неслучайно законодатель в ноябре 2008 года предусмотрел в Налоговом кодексе РФ еще одну форму изменения срока уплаты налога. Таким образом, на сегодня законодательство содержит следующие формы изменения срока уплаты налогов:

— отсрочка или рассрочка уплаты налога или сбора;

— отсрочка или рассрочка уплаты федеральных налогов;

— инвестиционный налоговый кредит;

— списание безнадежных долгов;

— реструктуризация задолженности по налоговым платежам.

Кроме того, налоговый платеж может быть перенесен на основании судебного решения (ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ)). Так, ФАС Волго-Вятского округа признал основанием для перенесения срока уплаты налога отсутствие у организации средств, позволяющих заплатить налог единовременно, и своим решением разрешил по этапную уплату налога (постановление от 31.12.2008 N А43 25637/2008 31 1044).

Безнадежных долгов стало больше

С 1 января 2009 года ст. 59 НК РФ, предусматривающая списание недоимки, взыскание которой стало невозможным, дополнена еще одним видом безнадежного долга. Сама указанная статья носит отсылочный характер к порядку, утвержденному Правительством РФ в отношении федеральных налогов (постановление от 12.02.2001 N 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пенями штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам», далее — постановление N 100). В нем же содержится и перечень случаев, когда недоимка признается безнадежным долгом:

— признание индивидуального предпринимателя банкротом;

— смерть физического лица или объявление его судом умершим.

Согласно указанному постановлению задолженность организаций должна была образоваться до 1 января 2001 года. В отношении физических лиц такое условие отсутствует.

Порядок списания задолженности по региональным и местным налогам утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации местной администрацией. Однако в большинстве своем они повторяют основания списания безнадежных долгов, закрепленные в постановлении Правительства РФ N 100*1.
_____
*1 См., например, постановление Правительства Москвы от 16.08.2005 N 622-ПП «О списании безнадежной задолженности»; постеновления Правительства Московской области от 16.02.2005 N 24/2 «О порядке признания безнадежным и взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам и сборам, установленным в Московской области».

Проблемы применения ст. 59 НК РФ связаны с тем, что воспользоваться ею могут только организации, исключенные из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Все остальные должны решать проблемы со своей налоговой задолженностью другими способами — такой вывод содержится в письме Минфина России от 26.05.2008 N 03 01 03/3 63.

Нововведение ст. 59 НК РФ касается признания безнадежных к взысканию сумм налога, пеней и штрафов, списанных со счетов налогоплательщиков, налоговых агентов в банках, но не перечисленных банками до 1 января 2009 года, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию указанные банки ликвидированы. Однако, как указал Минфин России в письме от 05.05.2009 N 03 02 07/1 225, если обязанность организации по уплате налогов непризнанна исполненной, организация не вправе ссылаться на п. 3 ст. 59 НК РФ.

В настоящий момент организации, исполнившие обязанность по уплате налога согласно п. 3 ст. 45 НК РФ, чьи налоги «повисли» в ликвидированных банках до 1 января 2009 года, вправе обратиться в налоговые органы с заявлением о списании долга.

Напомним, что банк считается ликвидированным только в момент внесения соответствующий записи в ЕГР ЮЛ ,а не при отзыве у него лицензии.

Отражаем безнадежный долг в учете

В бухгалтерском учете согласно п. 16 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, суммы налогов, списанных как безнадежный долг, признаются в качестве прочих доходов в отчетном периоде, когда вынесено решение о признании задолженности по уплате налога безнадежной. Они учитываются на кредите счета 91.1 в корреспонденции с дебетом счета 68.

Признанные безнадежными пени и штрафы также учитываются в составе прочих доходов, но корреспонденция зависит от выбранного организацией в учетной политике счета для учета сумм пени и штрафов (68 или 99).

В налоговом учете в силу подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ суммы кредиторской задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов не учитываются в составе налогооблагаемых доходов. Поскольку суммы уплаченных налогов ранее были отнесены к расходам, уменьшающим налог на прибыль, в случае признания долга безнадежным такие суммы должны быть исключены из состава расходов. Они могут учитываться в качестве внереализационных доходов.

Однако суммы пени и штрафов, признанные безнадежными к списанию, в силу п. 2 ст. 270 НК РФ ранее не уменьшали налоговую базу по налогу на прибыль, поэтому в отчетном периоде не могут быть отнесены к доходам.

Задолженность ООО по налогу на имущество организаций (100000 руб.), пеням (20000 руб.) и штрафу (10000 руб.) была признана решением исполнительного органа субъекта РФ безнадежной к взысканию. Указанный долг отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т 68 К-т 91.1 — 130000 руб.списана задолженность по налогу на имущество, пеням и штрафу (100 000 + 20 000 + 10 000);

Д-т 68 К-т 99.3 — 7200 руб.отражен постоянный налоговый актив ((20000+10000) х 24%).

Государство нам поможет?

По своей сути отсрочка или рассрочка уплаты налога — это помощь организации, находящейся в критической ситуации. Именно поэтому основания их предоставления предполагают недостаток финансовых средств у организации для уплаты налога в срок. При этом данные основания при отсутствии обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога согласно ст. 62 НК РФ, являются достаточным условием для предоставления отсрочки. Такая позиция сформулирована в определении Высшего арбитражного суда РФ (ВАСРФ) от 14.07.2008 N 8954/08 по делу N А33 8652/2007.

Правда, не любое отсутствие средств свидетельствует о бедственном положении налогоплательщика, позволяющем ему претендовать на получение отсрочки. В частности, довод о невозможности уплатить налог в связи с отсутствием хозяйственной деятельности не будет признан достаточным основанием для предоставления отсрочки, что было подтверждено постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.05.2005 N А17 241/10.

Рассмотрим основания предоставления отсрочки организации:

— причинение организации ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

— задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного этой организацией государственного заказа;

— угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога;

— сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг;

— товары, перемещаемые через таможенную границу, являются быстро-портящимися;

— осуществление поставок по межправительственным соглашениям.

Обязанность по доказыванию оснований для предоставления отсрочки или рассрочки лежит на плечах налогоплательщика. Для этого он должен представить документы, перечень которых утвержден приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ 3 19/[email protected] (в ред. приказа ФНС России от 05.02.2009 N ММ 7 1/[email protected]).

Документы, необходимые для отсрочки и инвестиционного налогового кредита:

— справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, взносам;

— справка налогового органа по месту учета налогоплательщика о предоставленных ранее отсрочках, рассрочках (в т.ч. в порядке реструктуризации), налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах с выделением сумм, неуплаченных на момент обращения;

— обязательство налогоплательщика, предусматривающее на период действия отсрочки соблюдение условий, на которых принимается решение об изменении срока уплаты налога;

— копия устава (учредительного договора, положения) организации и внесенных в него изменений;

— баланс и другие формы бухгалтерской отчетности, характеризующие финансовое состояние налогоплательщика за предыдущий год и истекший период года, в котором налогоплательщик обратился по поводу изменения срока уплаты налогового обязательства;

— копия договора поручительства либо документы об имуществе, которое может быть предметом залога, и проект договора залога, подписанный залогодателем;

— документы, подтверждающие наличие оснований для получения права на отсрочку или инвестиционного налогового кредита.

Согласно решению ВАС РФ от 21.01.2008 N 14430/07 налоговые органы не вправе требовать справку налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов и сборов, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ, поскольку предусматривавший такое требование подп. «б» п. 1 Порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, утв. приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ 3 19/[email protected], признан несоответствующим НК РФ и, соответственно, неподлежащим применению.

Если организация претендует на отсрочку ввиду того, что ей был причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, ей следует представить документы с подтверждением данного факта и справку о сумме нанесенного ущерба, заверенную уполномоченным на это органом. В связи с неясностью, какой орган уполномочен выдавать соответствующую справку, у налогоплательщиков возникают споры с налоговыми органами. В частности, причинение ущерба организации в результате пожара можно подтвердить заключением территориального органа МЧС России, что подтвердил ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 23.04.2009 по делу N А17 4214/2008.

Понятие «непреодолимой силы» раскрывается в подп. 1 п. 1 ст. 202 и п. 3 ст. 401 ГК РФ: это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К ним не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов организации, отсутствие у нее необходимых денежных средств.

Задержку финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа можно подтвердить, например, гарантийным письмом главного распорядителя средств федерального бюджета, подтверждающим факт задержки финансирования. Например, в судебной практике отмечается: финансирование из бюджета должно быть выделено непосредственно на цели уплаты налогов. Отсутствие таких средств при получении финансирования из бюджета на другие цели согласно определению ВАС РФ от 14.07.2008 N 8954/08 по делу NА33 8652/2007 является достаточным обстоятельством для предоставления кредита. Хотя данную позицию, вероятно, придется отстаивать в суде.

Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога подтверждается следующими документами:

— пояснительной запиской налогоплательщика о причинах возникновения необходимости единовременной уплаты налогов с указанием их сумм;

— сведениями о расчетных, валютных, депозитных счетах и наличии средств на них по состоянию на начало года, на начало каждого квартала и дату обращения за отсрочкой или рассрочкой;

— документами, подтверждающими возможность наступления банкротства в случае единовременной уплаты сумм налогов, утвержденными уполномоченным на это органом.

Поскольку такие основания, как утверждение судом мирового соглашения или графика погашения задолженности в ходе финансового оздоровления, отменены, полагаем, что копии соответствующих определений представлять не нужно.

Если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер, представляется документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающий, что организация осуществляет деятельность, указанную в утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения» перечне сезонных отраслей и видов деятельности, применяемом при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Как получить инвестиционный налоговый кредит

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по следующим основаниям:

— проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;

— осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности;

— выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

— выполнение организацией государственного оборонного заказа.

При проведении НИОКР организация вправе рассчитывать на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного оборудования. При получении кредита по другим основаниям- на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Право на получение кредита также должно быть документально подтверждено, однако в отличие от отсрочки дополнительно представляется бизнес-план инвестиционного проекта.

Нередки случаи, когда налоговые органы требуют представить бизнес-план по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1470, с экспертным заключением Минэкономразвития России. На наш взгляд, данное требование не вполне правомерно, поскольку не предусмотрено п. 2.6 приказа ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/[email protected]

Реструктуризация долгов сельхозпроизводителей

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей — организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее — Закон N 83-ФЗ) предусмотрена возможность реструктуризации долговых обязательств перед бюджетом.

Для этого указанные налогоплательщики подают заявление в территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей, созданную в каждом субъекте РФ. К заявлению налогоплательщика прилагаются документы по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 N 5252 «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Главное условие для реструктуризации заключается в следующем: все текущие налоги, начисленные в течение месяца до первого числа месяца подачи заявления, должны быть уплачены.

Реструктуризации подлежат любые платежи, в т.ч. пени и штрафы. Однако территориальные комиссии отказываются включать в реструктурируемую задолженность налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (см.: письма Минфина России от 04.04.2003 N 04-04-06/59, от 25.02.2003 N 04-04-06/29). С такой позицией не соглашаются суды (постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2008 по делу N А05-3377/2008 и Восточно-Сибирского округа от26.09.2007 N А33-6312/07-Ф02-6707/07 по делу N А33-6312/07). В частности, по мнению ВАСРФ, Законом N 83-ФЗ не предусмотрено применение порядка реструктуризации в отношении конкретных налогов и не установлено исключение для налоговых агентов (определение ВАСРФ от 04.08.2008 N 9261/08 по делу N А76-11882/07-41-596).

Территориальная комиссия в течение месяца с даты поступления заявления должника принимает решение о включении организации в состав участников программы или об отказе в этом. В первом случае в течение двух месяцев определяются условия проведения реструктуризации, предусматривающей полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов.

На основании предложенных территориальной комиссией условий и порядка проведения реструктуризации подготавливается соглашение о реструктуризации долгов. Со дня подписания соглашения прекращается начисление пеней и штрафов за несвоевременное погашение обязательств. В соглашении также указывается дата, на которую фиксируются долги.

Долги по налогам и сборам, доначисленные по результатам налоговых проверок после подписания соглашения и возникшие до даты, на которую долги фиксируются в таком соглашении, подлежат реструктуризации в пределах установленного соглашением срока в порядке и на условиях, устанавливающихся Правительством РФ. Однако указанный порядок пока не определен.

Долг платежом красен: учитываем проценты

По общему правилу на сумму отсрочки или рассрочки начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, за исключением случаев предоставления отсрочки в связи со стихийным бедствием и задержкой финансирования из бюджета. На сумму инвестиционного налогового кредита начисляются проценты в размере, установленном в договоре, но не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Однако в п. 4 ст. 64 НК РФ установлена оговорка, касающаяся отсрочки по налогам, взимаемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. В этом случае проценты устанавливаются Таможенным кодексом РФ (далее — ТК РФ). Согласно ст. 336 ТК РФ проценты уплачиваются исходя из ставки рефинансирования ЦБРФ вне зависимости от основания предоставления отсрочки.

При реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей размер платы составляет 0,5% годовых.

Порядок расчета процентов за пользование бюджетными средствами по отсрочкам разработан и утвержден в письме МНС России от 12.05.1999 N АС-6-09/[email protected]

При этом возникают проблемы с учетом процентов, возникающих при получении отсрочки, рассрочки или инвестиционного кредита.

В бухгалтерском учете согласно ПБУ 10/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, сумма процентов относится к затратам, связанным с получением заемных средств, и признается прочими расходами. Их отражают по кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции с дебетом счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При этом в зависимости от принятой учетной политики проценты могут:

— признаваться прочими расходами в отчетном периоде, к которому они относятся;

— включаться в состав прочих расходов равномерно в течение срока займа (кредитного договора).

В целях налогового учета налоговые органы рассматривают проценты через призму цели их уплаты. По их мнению, проценты, уплачиваемые в связи с получением отсрочки и инвестиционного налогового кредита, не являются экономически оправданными расходами. В частности, в письме ФНС России от 02.02.2005 N 02-1-07/2 «О порядке учета в целях налогообложения прибыли процентов по инвестиционному налоговому кредиту» сказано: проценты по инвестиционному кредиту не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Однако указанное письмо не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному случаю.

Противоположную позицию занимают суды, считающие, что инвестиционный налоговый кредит является одной из форм заимствования, оформленного в порядке, установленном НК РФ, и подпадает под понятие долгового обязательства для целей исчисления налогооблагаемой прибыли.

Таким образом, налогоплательщик в целях налогообложения вправе отнести в состав внереализационных расходов проценты по инвестиционному налоговому кредиту (решение арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2005 по делу N А60-28983/05 и постановление ФАС Уральского округа от 02.03.2006 N Ф09-1077/06-С7).

Однако при отнесении процентов на расходы организации, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде. Но в любом случае размер процентов будет меньше, чем процент пени за неуплату налога примерно в 1, 2 раза, а при отсрочке — в 2,4 раза.

С платой за реструктуризацию долгов подобных проблем не возникает, она полностью относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, т.к. упоминается в подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в числе внереализационных расходов.

Из-за разницы в учете процентов в бухгалтерском и налоговом учете возникает постоянное налоговое обязательство, которое отражается по дебету счета 99 и кредиту счета 68.

Основания для отказа: арбитражная практика

Налоговый орган вправе отказать налогоплательщику в предоставлении отсрочки в случае отсутствия лимитов. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа признал правомерными действия налогового органа, отказавшего в предоставлении отсрочки по земельному налогу в связи с тем, что в бюджете муниципального образования не были заложены лимиты на предоставление налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек по уплате налогов и сборов (постановление от 09.11.2005 N А78-2788/05-С2-27/248-Ф02-5504/05-С1).

Налоговая инспекция может предоставить или не предоставить отсрочку, но не вправе оставить заявление без рассмотрения. Так, ФАС Московского округа указал, что непринятие налоговым органом в установленный срок решения о предоставлении налогового кредита либо об отказе в его предоставлении является основанием для признания такого бездействия незаконным (постановление от 15.08.2005 N КА-А40/7451-05).

www.nalvest.com

Еще по теме:

  • Можно ездить по договору купли продажи без номеров После покупки автомобиля сколько можно ездить без номеров? Сколько дней даётся для регистрации После того, как эйфория от долгожданной покупки прошла, и запах новенького салона перестал щекотать нос, водитель задумывается над процедурой регистрации […]
  • С какого года выдаётся материнский капитал Условия получения материнского капитала Условия получения материнского капитала подробно разработаны и описаны в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Они определяют […]
  • Отдел жилищных субсидий иркутск Субсидии и компенсации в Иркутске в 2017 году Компенсация за детский сад в Иркутске Жители Иркутска, чьи дети посещают государственный детсад, в котором выполняются все общеобразовательные программы, разработанные для учебных заведений этого […]
  • Бланк на госпошлину на закрытие ип Квитанция на госпошлину на закрытие ИП в 2018 году При принятии решения физическим лицом о прекращении деятельности в статусе индивидуального предпринимателя, необходимо сообщить о своём намерении в налоговую инспекцию, в которой состоит на учёте […]
  • Как выплачивается пособие по уходу на пенсию Единовременная пенсионная выплата в 2018 году Чтобы рассмотреть вопрос единовременной выплаты пенсионерам в 2018 году, необходимо разобраться в формах всех выплат пенсий и сбережений. Формы пенсионных выплат Уплаты пенсионерам совершаются: Из […]
  • Пришел нашел правило Как пишется «нашел»? нашел или нашол Как правильно пишется? Рассматриваемый глагол в соответствии с правилами русского языка пишется с “е” в окончании – нашел. Правило написания слова Путаницу при определении того, как слово “нашел” пишется […]