ВС РФ дал разъяснения по вопросам оплаты услуг ЖКХ

Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме». Текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ.

В частности, ВС РФ указал, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить основанием для приостановления или ограничения ее предоставления. А применение такой меры, как ограничение предоставления коммунальной услуги должно быть соразмерно допущенному нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу их жизни и здоровью.

Кроме того, наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. При этом отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества, отметил Суд.

Признается ли оплата коммунальных услуг расходами арендатора на содержание имущества? Узнайте в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Помимо этого, Пленум ВС РФ пояснил, что в случае, если наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода он оплатил коммунальные услуги, то оплата засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек.

И, наконец, Суд подтвердил, что в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребители вправе потребовать от поставщика денежной компенсации морального вреда.

www.garant.ru

Верховный суд расскажет, как правильно платить за квартиру

Верховный суд защитил неплательщиков, указав, что их не могут лишать воды, света и тепла за несоразмерные такой мере долги. А еще указал, что управляющие компании сами должны разбираться, кто получит квартплату и коммунальные платежи, если потребитель случайно перевел деньги не туда. Правда, соответствующий проект постановления Пленума, в котором содержатся разъяснения относительно оплаты коммунальных услуг и жилого помещения, пока направлен на доработку, но эти уточнения в нем, вероятнее всего, сохранятся.

Рассказывая об основных пунктах готовящегося постановления, судья Игорь Юрьев подчеркнул его важность: за последние шесть лет количество исков по «коммуналке» и квартплате выросло больше чем в два раза – с 1,9 млн в 2010 году до 4 млн в 2016-м. Причем количество таких споров неуклонно растет и составляет около 24,6% от общего числа гражданских дел. Да и Жилищный кодекс сильно изменился с момента своего вступления в силу в марте 2005 года, к нему принята масса поправок и подзаконных актов. «Между тем вопросов по оплате возникает немало, постановление Пленума от 2 июля 2009 года № 14 («О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»прим. ред.) содержит лишь фрагментарные разъяснения в трех пунктах», – обосновывал Юрьев необходимость нового документа. Поддержал его и заместитель генпрокурора РФ Леонид Коржинек, который уточнил, что сейчас совокупная сумма «коммунальной» задолженности по РФ составляет порядка 300 млрд руб., а в прошлом году суды рассмотрели такого рода дел на сумму более 80 млрд руб.

Если платишь не вовремя

Собственники и наниматели, несвоевременно оплачивающие квитанции, обязаны выплатить кредиторам пени, размер которых составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Увеличен он быть не может, а вот уменьшен – вполне, если суд сочтет, что выплата явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств.

Верховный суд указывает, что долги по «коммуналке» не могут быть «безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги». Обязательно нужно учитывать соразмерность допущенного нарушения и не «выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих».

Да, поставщик услуги вправе ограничить или приостановить ее, но с соблюдением ряда условий. Например, для начала необходимо выслать жильцу-должнику письменное уведомление.

Из чего состоит плата за квартиру?

ВС рассказывает, какими строчками в квитанции за квартплату «заведуют» местные органы власти, а какими региональные. Так, муниципалитет вправе устанавливать размер платы за пользование (наем) и содержание квартиры или другого жилого помещения по договору соцнайма. А также за содержание жилья для собственников, которые не выбрали, как они будут управлять домом. То есть не создали ТСЖ, не выбрали управляющую компанию или не взяли управление на себя (ч. 3 ст. 156 ЖК). Регионы же определяют минимальный взнос на капремонт (ч. 81 ст. 156 ЖК) и нормативы потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 ЖК).

Чтобы оспаривать квартплату, нужно понимать, что может быть включено в квитанцию, а что – нет. Верховный суд объясняет это довольно подробно. Так, все без исключения платят за:

− содержание жилого помещения (сюда входят услуги и работы по управлению домом, содержание и текущий ремонт общего имущества, а также оплата потребляемых при этом коммунальных услуг);

− коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, тепло, электроэнергия, газоснабжение, твердое топливо (если отопление печное), водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами). Размер взносов рассчитывается по показаниям счетчиков, а если их нет – по нормам потребления.

Кто за что платит?

Собственники обязаны оплачивать взносы на капремонт. А наниматели – платить за пользование жильем (наем), если только с ними не заключен договор социального найма или они не освобождены от оплаты нормативными актами своего региона. Размер платы зависит от качества и благоустройства жилья, месторасположения дома и рассчитывается по общей площади помещения.

Причем вносить деньги за содержание общего имущества, например, лифта, обязательно, даже если вы им не пользуетесь, скажем, живете на первом этаже или принципиально ходите пешком. Не освобождает от этой обязанности и отсутствие договора с управляющей организацией.

С какого момента надо платить?

Наниматель и дееспособные члены его семьи, живущие с ним вместе, оплачивают квартиру с момента фактического заключения договора найма, причем несоблюдение письменной формы соглашения от этой обязанности не освобождает. Бывший член семьи нанимателя, сохранивший право пользования жильем, тоже должен вносить свою долю оплаты. Суд определяет ее сообразно доле в общей площади занимаемого жилого помещения. При этом наймодатель (УК) обязан заключить с таким бывшим членом семьи отдельный договор и присылать ему отдельные квитанции за квартплату и коммунальные услуги.

У владельца жилья обязанность платить возникает с момента возникновения права собственности. Если они заселяются в новый дом, то такое право возникает не после того, как он был сдан в эксплуатацию, а тогда, когда жилец подписал акт приема-передачи ему квартиры. Совладельцы жилплощади обязаны оплачивать квитанции соответственно своим долям. Также они вправе потребовать заключения с каждым отдельного договора и оплаты по раздельным платежным документам (что, например, может быть актуально для коммунальных квартир). Если один из них несовершеннолетний, за него платят родители, хотя с 14 лет он вправе вносить платежи самостоятельно. Члены семьи владельца жилья несут солидарную с ним ответственность за оплату «коммуналки», если иное не предусмотрено соглашением. При этом платить взнос на капремонт и за содержание квартиры должен только собственник.

Как уменьшить плату за «коммуналку»?

Минимальный перечень услуг и работ по содержанию дома и порядок их оказания определяет Правительство, а вот конкретику вносят сами жильцы. Если в доме не создано ТСЖ или жилищный кооператив, на общем собрании собственников они решают, что именно в ближайший год (или несколько лет) должна сделать управляющая компания и сколько они готовы за это заплатить. При этом нужно понимать, что размер оплаты не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества и отвечать требованиям разумности. Определенный владельцами жилья размер оплаты вносится в договор с управляющий компанией, и менять его в одностороннем порядке, скажем, что-то доначисляя, организация права не имеет. Пересчитать его, сообразно условиям предыдущего договора, могут, если будет признано недействительным решение общего собрания собственников.

Кроме того, собственник или наниматель может потребовать оплаты, если ему оказывали услуги ненадлежащего качества (низкое напряжение в электросети или едва теплые батареи) или с перерывом, превышающим тот, что установлен договором. Доказать факт ненадлежащего оказания услуг, помимо акта, составленного самим поставщиком, можно свидетельскими показаниями, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта и любыми другими средствами, предусмотренными ст. 55 ГПК. Помимо этого ВС напомнил, что на отношения по предоставлению коммунальных услуг распространяется действие закона о защите прав потребителей, что позволяет взыскать с поставщика еще и возмещение убытков, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф. Леонид Коржинек назвал это разъяснение «социально направленным» и «соответствующим принципам справедливости», поскольку оно дает «зеленый свет» жильцам, пострадавшим от некачественных поставщиков коммунальных услуг, которых в России немало.

Когда платить?

Если договором не установлены иные сроки, оплачивать квитанции необходимо до 10 числа месяца, следующего за расчетным, включительно. Получать платежные документы можно и в электронном, и в бумажном виде, но обязать потребителя пользоваться лишь одним из этих способов поставщик права не имеет. Внесенные по квитанции денежные средства засчитываются за указанный в ней (плательщиком или поставщиком) расчетный период. Если же даты не указаны, то оплата принимается в счет тех долгов, по которым не истек трехлетний срок исковой давности.

Обычно собственники рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями через УК (исполнителя коммунальных услуг), которая фактически занимается закупкой ресурсов и ведет расчеты с поставщиками. Однако по решению собрания собственников часть «коммуналки» жильцы могут оплачивать непосредственно ресурсоснабжающим организациям, такая же схема работает при непосредственном управлении, если собственники не выбрали способ управления или он не реализован.

Как быть, если заплатил не тому?

Случается так, что управляющая компания меняется, а собственник об этом по тем или иным причинам не знает и добросовестно вносит деньги на счет организации, которая его дом уже не обслуживает. Кто должен решать эту проблему? По мнению ВС, новая УК, которая вправе взыскать с предыдущей ошибочно перечисленные ей платежи. Представитель Генпрокуратуры назвал это положение «архиважным», поскольку оно ограничивает злоупотребление со стороны УК. «Пусть спорят управляющие компании, а не жильцы», – прокомментировал Леонид Коржинек.

Татьяна Провалинская, судья Красноярского крайсуда, предложила дополнить это разъяснение. Дело в том, что нередко возникают ситуации, когда счета на оплату жильцам выставляют и «старая», и «новая» управляющие компании, которые спорят в суде о том, было ли законным решение общего собрания собственности о смене УК. Кому платить в этом случае? Красноярский облсуд считает, что при решении такого вопроса суду необходимо выяснить, какая из компаний фактически предоставляла услуги на основании заключенных договоров или фактически сложившихся договорных отношений с ресурсоснабжающими организациями. Если же оплату получала другая УК, которая услуг не оказывала, фактический поставщик вправе взыскать с нее неосновательное обогащение. Будет ли принята эта поправка, решит редакционная коллегия.

Если уезжал из дома

Если жильцы временно не пользовались помещением, допустим, надолго уехали, это не освобождает их от обязанности платить за содержание и наем жилья, капремонт, отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. Вместе с тем потребитель, отсутствующий дома дольше пяти дней, может подать заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги, оказываемые по нормативам потребления, – до отъезда или не позднее 30 дней с момента возвращения. Этот срок может быть продлен в случаях, когда он был пропущен по независящим от жильца обстоятельствам, например, из-за тяжелой болезни. И суд не вправе отказать в таком требовании, если причина отсутствия была уважительной.

Где обжаловать?

«Коммунальные» споры подведомственны мировым судьям и судам общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства. Как определиться с тем, куда идти? Очень просто, объясняет ВС. Например, если вы требуете перерасчета стоимости коммунальных услуг, оказанных ненадлежащим образом (то есть у иска есть цена), и сумма требований не превышает 50 000 руб., смело идите к мировому судье. А иски об определении порядка внесения платы за жилье как не подлежащие оценке, подсудны райсуду.

По общему правилу иски о взыскании долгов по «коммуналке» подаются по месту жительства ответчика, собственники или наниматели могут обратиться в суд по месту нахождения истца или месту заключения договора. Причем если долг не превышает 500 000 руб., дело рассматривается в порядке приказного производства. А в случаях, когда мировой судья вернул иск на основании ч. 3 ст. 125 ГПК или приказ был отменен, – в порядке искового или упрощенного судопроизводства.

Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу.

Когда государство помогает

В отдельном пункте отражены вопросы, связаны с мерами соцподдержки, например, такие как освобождение от оплаты коммунальных услуг или предоставление соответствующих субсидий. К «льготникам» можно отнести ветеранов ВОВ и боевых действий, инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, героев Труда, полных кавалеров Ордена Трудовой Славы, пострадавших во время катастрофы на ЧАЭС и других.

Правом на получение господдержки могут обладать наниматели и собственники жилья, а также члены их семей. А вот поднанимателям и временным жильцам субсидия не положена, поскольку права на самостоятельное пользование жильем они не приобретают.

Правом на получение субсидии обладают граждане или семьи, доля коммунальных и квартирных платежей в совокупном доходе которых превышает максимально допустимую, установленную в регионе. При этом в совокупный доход включаются все выплаты, предусмотренные системой оплаты труда , учитываемые при расчете среднего заработка, выходное пособие, пенсии, стипендии, различные выплаты, предоставляемые в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, доходы, полученные от сдачи жилых помещений в поднаем, денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного, а также предоставляемые приемной семье на содержание каждого ребенка, и так далее. Отказать в предоставлении субсидии могут, если льготник представил неполный пакет документов или в них содержатся противоречивые сведения.

Меры господдержки недоступны для должников по «коммуналке» и квартплате. Но при этом задолженность по коммунальным платежам не может сама по себе являться причиной отказа для предоставления субсидии. Для начала суду стоит разобраться, откуда взялся долг и пытался ли гражданин самостоятельно решить эту проблему. Нельзя отказать в предоставлении мер соцподдержки, если задолженность возникла по уважительной причине. Например, из-за невыплаты в срок заработной платы, тяжелого материального положения должника и членов его семьи из-за увольнения и невозможности найти новую работу, болезни и долгого лечения в стационаре, наличия в составе семьи инвалидов и несовершеннолетних детей. Красноярский облсуд предложил добавить в этот список еще одну причину – наличие судебного спора об отмене решения общего собрания собственников о смене управляющей компании или способа управления, когда долг возникает из-за того, что жильцам неясно, чьи счета им нужно оплачивать.

Ознакомиться с полным текстом проекта постановления «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» можно здесь.

pravo.ru

Решение Верховного Суда РФ от 26.10.2017 N АКПИ17-729 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2 письма Минстроя России от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04»

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 26 октября 2017 г. N АКПИ17-729

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилфонд» об оспаривании абзаца четвертого пункта 2 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 45097-АЧ/04 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг»,

в связи с поступающими запросами о применении отдельных положений статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ), а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее — Правила N 124), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Минстрой России) в пункте 2 письма от 30 декабря 2016 г. N 45097-АЧ/04 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг» (далее — Письмо) по вопросу о предоставлении ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае расторжения договоров ресурсоснабжения, заключенных РСО с управляющей организацией (товариществом, кооперативом), сообщило следующее.

Подпункт «а» пункта 30 Правил N 124 предусматривает право РСО на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги, а также в части купли-продажи (поставки) коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в пределах норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, — при наличии у таких управляющей организации, товарищества или кооператива признанной ими по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца) (абзац второй). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги РСО вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем по смыслу Правил N 124 или напрямую с потребителями (абзац третий). Из положений подпункта «а» пункта 30 Правил N 124 в их взаимосвязи с положениями пунктов 14, 15 и 17 Правил N 354 следует, что с момента расторжения РСО договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом, исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится РСО, что влечет право такой РСО заключения ею договоров ресурсоснабжения с собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме (абзац четвертый).

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилфонд» (далее — Общество), осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г. Ижевска, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 2 Письма в той мере, в какой Минстрой России считает, что с момента расторжения РСО договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится РСО, ссылаясь на то, что такое положение противоречит статьям 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ, Кодекс), пункту 64 Правил N 354, подпункту «а» пункта 30 Правил N 124, поскольку в рассматриваемом случае до принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом или иной управляющей организации исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида является управляющая организация, с которой расторгнут договор ресурсоснабжения, но не расторгнут договор управления многоквартирным домом. По мнению административного истца, Письмо содержит признаки нормативного правового акта, общеобязательные предписания, позволяющие применять его неоднократного в отношении неопределенного круга лиц, в связи с чем оно подлежит регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) и официальному опубликованию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В оспариваемой части Письмо создает препятствия для осуществления Обществом деятельности по управлению многоквартирными домами.

Представитель Общества Д. в судебном заседании поддержала заявленное требование.

Минстрой России в письменных возражениях на административный иск указал, что Письмо является перепиской между государственными органами федерального и регионального уровня, носит информационно-разъяснительный характер, о чем непосредственно указано в его содержании, не устанавливает новых норм, обязательных к применению, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

В судебном заседании представители Минстроя России Ц. и О. просили отказать в удовлетворении заявленного требования.

Минюст России в письменных возражениях указал, что Письмо содержит разъяснение порядка применения Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ, Правил N 354 и Правил N 124, а также выводы Минстроя России, сформулированные в виде нормативных предписаний. Издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается, в связи с чем Минстрою России было предложено отозвать Письмо с исполнения.

В судебном заседании представитель Минюста России К. поддержала изложенную в отзыве правовую позицию.

Выслушав стороны, проверив наличие у оспариваемого акта нормативных свойств и его соответствие действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (далее — Положение), Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Минстрой России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к регулируемым сферам деятельности (подпункт 6.2 пункта 6 Положения).

В связи со значительным объемом поступающих в Минстрой России обращений по вопросам применения Правил N 354 и Правил N 124, а также возникшей необходимостью обеспечения единства их применения управляющими компаниями, РСО и потребителями коммунальных услуг высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации направлено Письмо, содержащее разъяснения о применении отдельных положений названных нормативных правовых актов.

Таким образом, Письмо издано Минстроем России в пределах своих полномочий.

Отношения по поводу управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство (подпункты 8, 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ ).

Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен статьей 155 ЖК РФ . В силу положений частей 4 и 7 данной статьи наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, и собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (часть 5 статьи 155 ЖК РФ ). В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится управляющей организации (часть 6.1 статьи 155 ЖК РФ ).

Вместе с тем из положений частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ следует, что плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме РСО в случае принятия решения общим собранием членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. При этом внесение платы за коммунальные услуги РСО признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо перед управляющей организацией, которые отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В силу части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее — товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее — потребители) коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее — договор ресурсоснабжения) установлены Правилами N 124.

Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В названных нормативных правовых актах приводятся идентичные понятия коммунальных услуг — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 2 Правил N 354 и пункт 2 Правил N 124).

Исполнителем согласно пункту 2 Правил N 354 является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем — собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия) (пункт 6 Правил N 354).

По смыслу пунктов 8, 9, 10 Правил N 354, исполнителями коммунальных услуг могут выступать: управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив (далее — товарищество или кооператив), а также РСО.

Пункты 14, 15, 17 Правил N 354 определяют, с какой даты указанные лица, которые могут выступать исполнителями коммунальных услуг, приступают к их предоставлению потребителям в многоквартирном доме и с какой даты прекращают их предоставление.

При этом в соответствии с подпунктом «е» пункта 17 Правил N 354 РСО, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в отношении которого расторгнут договор о приобретении управляющей организацией, товариществом или кооперативом коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, — до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома.

Из приведенного положения Правил N 354 следует, что в случае расторжения договора о приобретении управляющей организацией, товариществом или кооперативом коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги, которые являлись ее исполнителями, до заключения нового договора о приобретении коммунального ресурса в отношении этого многоквартирного дома исполнителем коммунальной услуги является РСО.

В связи с этим Правила N 354 не ограничивают перечень лиц, обладающих правом действовать в качестве исполнителя коммунальных услуг, товариществами, кооперативами или управляющими организациями и устанавливают случаи, в которых договор о предоставлении коммунальных услуг может быть заключен непосредственно между потребителями и РСО в письменной форме либо путем совершения конклюдентных действий, в число которых входит случай расторжения РСО договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом в целях предоставления потребителям коммунальной услуги.

Разъяснения, изложенные во втором и третьем абзацах пункта 2 Письма, полностью соответствуют содержанию первого и второго предложений подпункта «а» пункта 30 Правил N 124, согласно которому в договоре ресурсоснабжения предусматривается право для РСО на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома — при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги РСО вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и о возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с РСО в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.

Приведенное положение Правил N 124 согласуется с пунктами 14, 15 и 17 Правил N 354.

Право потребителей, предусмотренное пунктом 64 Правил N 354, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию при наличии договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного ресурсоснабжающей организацией с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, и порядок ее внесения установлены в развитие положений частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК РФ и не противоречат положениям подпункта «е» пункта 17 Правил N 354, поскольку внесение потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно РСО (в случае принятия общим собранием членов товарищества, кооператива либо общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме соответствующего решения) не препятствует заключению договора о предоставлении коммунальных услуг непосредственно между РСО и потребителями.

Следовательно, вывод, содержащийся в четвертом абзаце пункта 2 Письма, о том, что с момента расторжения РСО договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится РСО, соответствует действительному смыслу разъясняемых в письме нормативных положений.

В Письме воспроизведено содержание положений Правил N 124 и Правил N 354 в редакции, не влияющей на сущность и понимание разъясняемых правовых норм, в связи с чем Письмо нельзя считать выходящим за рамки адекватного истолкования положений законодательства и влекущим изменение правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Письменные разъяснения Минстроя России о применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют субъектам данных общественных отношений руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в Письме.

Прав, свобод и законных интересов административного истца Письмо не нарушает.

Факты, указывающие на применение Письма в отношении Общества в качестве акта, имеющего нормативные свойства, отсутствуют.

Доводы административного истца о том, что Письмо имеет признаки нормативного правового акта, несостоятельны. Каких-либо новых норм, обязательных к применению неопределенным кругом лиц, оспариваемым актом не установлено.

Поскольку оспариваемый акт не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 — 180, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилфонд» об оспаривании абзаца четвертого пункта 2 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 45097-АЧ/04 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг» отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

rulaws.ru

Еще по теме:

  • Пенсия по инвалидности работа ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 04 декабря 2015 Во всех территориальных органах ПФР края 3 декабря прошла телефонная горячая линия «Все о […]
  • Загранпаспорт оформление госпошлина 2018 С какого числа повышение госпошлины на загранпаспорт в 2018 году? Краткое содержание: Сегодня в РФ выдают два вида заграничных паспортов: старого образца на 5 лет и новые биометрические – на 10 лет. Независимо от того, какой документ вы планируете […]
  • Наследование шаблонов c++ Классы. Шаблоны. Создать шаблон, наследование шаблона с параметром, наследование от параметра Задание было: 1) создать шаблон 2) сделать наследование шаблона с параметром 3) сделать наследование от параметра Первые два сделала с последним проблема, […]
  • Юристы в мончегорска Юристы в Мончегорске Расстояние от центра: 3.8 км. +4 ✉ Адрес Мурманская обл., Мончегорск, ул. Ленина 9/23 (вход к Нотариусам) ☎ Телефон +7 (911) 307-02-22 Расстояние от центра: 0.8 км. +3 ✉ Адрес Россия, Мурманская […]
  • Госпошлин по косгу Изменения КОСГУ: отдельные подстатьи для налогов и взносов и для пеней и штрафов Минфин России подготовил поправки в Указания № 65н, обусловленные вступлением в силу федеральных стандартов бухучета. Новые правила, вероятно, надо будет применять в […]
  • Линейные и квадратные неравенства правила Линейные и квадратные неравенства правила Цели урока: вспомнить понятия линейное и квадратное неравенство; формировать навыки решения линейных и квадратных неравенств; формировать умение определять область допустимых значений выражений. Ход урока. […]