Как описать свои ключевые навыки в резюме

Образование, опыт, должностные обязанности на прежних местах работы — все это неотъемлемые составляющие резюме. Правильное CV также невозможно представить без указания ключевых навыков специалиста. Как их описать, чтобы у работодателя возникло непреодолимое желание взять вас на работу?

Сделать так, чтобы ваше резюме работало только на вас, помогут рекомендации Superjob.ru.

Как составить базовый список навыков
Эксперты советуют в поисках работы не ограничиваться одним резюме, а каждый раз адаптировать его к конкретной вакансии. Описание ключевых навыков в вашем основном резюме (которое вы просто публикуете на сайте или рассылаете на несколько похожих вакансий) и в резюме, созданном специально под конкретную вакансию, должно отличаться.

Давайте разберемся, как описать ваши навыки в базовом варианте CV, который подходит для многих вакансий с типичным описанием. Графа «Навыки и достижения» в шаблоне резюме на Superjob.ru завершает раздел «Опыт работы». Это означает, что ваши навыки должны суммировать ваш опыт, являться его естественным результатом.

К примеру, если вы трудились в сфере маркетинга и сейчас подыскиваете должность менеджера по маркетингу, составьте логичный список того, чему вы научились и чем можете быть полезным новому работодателю – в данном случае обобщенному. Например:
— проведение маркетинговых исследований;
— анализ ситуации на рынке и предпочтений потребителей;
— организация и проведение маркетинговых мероприятий;
— разработка идей для сувенирной продукции.

Список не должен быть слишком длинным и подробным – остановитесь на нескольких содержательных пунктах. Рекрутер, читающий ваше резюме, должен видеть, что ваши ключевые навыки – следствие вашего опыта, поэтому не выдумывайте того, чего не было. Так, если вы были рядовым сотрудником, упоминание такого навыка, как «организация работы отдела», будет выглядеть неправдоподобно. И, напротив, если ваша цель – должность руководителя отдела маркетинга и у вас есть соответствующий опыт, акцентируйте те ваши умения, которые связаны с организацией работы, например, «создание маркетинговой службы с нуля». Еще пример: если вы всю жизнь работали бухгалтером, а в разделе «Навыки и достижения» вдруг пишете «умение общаться с аудиторией», тоже не рассчитывайте на понимание HR-менеджера.

Не путайте описание навыков и личных качеств. О том, что вы ответственны, коммуникабельны, пунктуальны и обладаете приятной внешностью, лучше написать в разделе «О себе». Раздел «Навыки и достижения» предназначен исключительно для деловой информации.

Что актуально для фирмы N?
А теперь рассмотрим ситуацию, когда вы готовите резюме для определенной вакансии, которая вам особенно интересна. В этом случае к перечню основных навыков следует отнестись уже не как к общему списку компетенций, а как к перечислению конкретных умений, которые будут полезны именно этому работодателю.

Внимательно перечитайте объявление. Что должен уметь делать успешный кандидат, чтобы его приняли на работу в эту компанию? Сопоставьте эти требования с вашим опытом и подумайте, что из того, что вы умеете, вполне им соответствует? Об этом и нужно писать в разделе «Навыки».

При этом просто переписать требования работодателя к себе в резюме и оформить их как свои навыки будет неправильным: рекрутер сразу поймет, что вы отнеслись к составлению резюме формально. Пропустите информацию через себя, конкретизируйте ее, расставьте акценты, добавьте то, что работодатель не упомянул, но что, по вашему мнению, может быть полезно компании. К примеру, если вы претендуете на должность личного помощника руководителя и видите в объявлении такие требования, как уверенное знание английского языка и ведение на нем деловой переписки, упомяните в резюме не только об этих навыках, но и об умении организовать визовую поддержку руководителя (если это соответствует истине). Рассудите логично: раз директор и его помощник ведут переписку на английском, значит, у компании, скорее всего, есть зарубежные партнеры или клиенты. А раз так, то и ваше умение оперативно организовать получение визы заинтересует потенциального руководителя.

Не забудьте и о том, что мы живем в цифровую эпоху, а значит, велика вероятность, что рекрутер будет искать подходящие резюме по ключевым словам. Составляйте описание навыков так, чтобы в нем упоминались слова и фразы, встречающиеся в описании вакансии.

Пусть ваши навыки, указанные в резюме, станут ключами от нужных вам дверей!

www.superjob.ru

Каким набором навыков вы обладаете?

Вы решили сменить работу. О каких своих чертах характера вы расскажете на собеседовании? Какие навыки помогут вам получить желанную должность?

Когда вы ищите работу, очень важно понимать, какими навыками вы обладаете. А еще немаловажно сделать так, чтобы работодатель имел правильное представление о ваших навыках. Многие люди испытывают с этим проблемы. Огромное количество соискателей, особенно женского пола, часто недооценивают или переценивают свои возможности. А это снижает их шансы найти достойную работу. Ведь они не могут правильно преподнести себя на собеседовании. Аннет Ричмонд, основатель и главный редактор career-intelligence.com, составила своеобразную шпаргалку по всем навыкам, которые могут понадобиться вам для успешного трудоустройства.

Какие бывают навыки?

Навык – это умение выполнять определенные действия. Существует 3 типа навыков: врожденные, приобретенные и специализированные.

Врожденные навыки – это черты нашего характера. Мы используем их во всех сферах нашей жизни. Если вы попросите друзей сказать, какой вы, то те прилагательные, которые они будут использовать, как раз и будут вашими врожденными навыками, например: пунктуальный, честный, организованный, дружелюбный и так далее. Да, можно заставить себя быть пунктуальным, но людям, кто по несколько раз выключает надоедливый будильник по утрам, это будет гораздо сложнее, чем тем, для которых раннее утреннее пробуждение не составляет никакого труда.

Многие соискатели не придают значения таким навыкам, хотя для работодателя они очень важны. Многие люди не могут долго задерживаться у одного работодателя, потому что они не справляются со своей работой. По данным исследования, проведенного Robert Half & Associates среди директоров по персоналу: «Самые распространенные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, это ложь и непорядочность (14%), невыход на работу и опоздания (12%), высокомерие и чрезмерная самоуверенность (12%), отсутствие желания работать (6%).

Приобретенные навыки вы получаете со временем, переходя с одной работы на другую. Такие навыки, как например, эффективные методы общения, одним людям даются легко, другим – сложнее. Но обычно навыки этой группы приобретаются и трансформируются со временем. Вот еще некоторые из них: письменная и вербальная коммуникация, умение руководить, умение вести переговоры, решать проблемы, умение завершать работу точно в срок.

Если вам удастся обнаружить в себе навыки этой группы, вы должны обязательно сказать о них своему потенциальному работодателю. Ведь это даст вам ряд преимуществ по следующим причинам: у каждой компании своя специфика работы, но человек, умеющий мотивировать сотрудников, нужен каждой из них. Даже если вы меняете профессию, коммуникационные способности всегда будут вам нужны.

Специализированные навыки обычно приобретают на определенной должности. Как правило, когда людей спрашивают, какими навыками они обладают, они отвечают первое, что приходит им на ум: компьютерное программирование, управление самолетом, умение пользоваться специальными компьютерными приложениями, профессиональные навыки видеосъемки, умение печатать определенное количество знаков в минуту.

Эта группа навыков очень важна и многие люди не могут получить другую должность, в виду отсутствия определенных навыков. Например, секретарь, которая хочет получить управленческую должность, будет делать акцент на своих врожденным и приобретенных навыках на собеседовании. А для работника отдела кадров важнее всего будет знать о ее навыках общения и умении разрешать проблемные ситуации. Меньше всего отдел по персоналу будет интересовать, сколько знаков в минуту раньше печатал этот секретарь.

Очень важно определить, каким набором навыков вы обладаете, еще до начала поисков работы. Эта информация будет очень кстати при составлении резюме. Также перед собеседованием вам необходимо будет определить, о каких трех-пяти самых важных навыках вы хотели бы заявить работодателю. Будьте готовы приводить конкретные примеры использования этих навыков. Например, когда будете говорить о своем умении работать в коллективе, расскажите о конкретном совместном проекте, который вам удалось завершить.

Конечно, многие находятся в стрессовом состоянии, когда ищут работу. Одно дело, когда вы просто меняете работу, а если человек меняет профессию? В любом случае, если вы будете иметь полное представление о своих навыках, это будет вашим первым шагом на пути к успеху!

Работа над собой

Ну что, готовы оценить свои навыки? Возьмите лист бумаги и укажите их все. После этого оцените, какими навыками вы обладаете в наивысшей степени, а какие пригодились бы вам на другой работе, которую вы бы хотели получить. Теперь посмотрите на первые десять навыков в своем списке. Именно их вам надо будет указывать в своем резюме. Выберите 3-5 навыков, на которые будете делать акцент во время собеседования. Будьте готовы приводить конкретные примеры.

Ниже приведены примеры навыков по каждому типу: врожденные, приобретенные и специализированные. Некоторые навыки могут относиться к нескольким типам. Например, умение быть собранным, организованным, можно рассматривать как врожденный, так и как приобретенный навык. Все зависит от вас самих.

www.e-xecutive.ru

Перечень навыков soft-skills и способы их развития

Почему-то до сих пор большинство людей думает, что успех зависит от уровня профессионализма в профессии. От того, насколько хорошо вы разбираетесь в своей непосредственной работе, будь вы инженером, программистом, маркетологом или швеей. У меня есть один очень хороший друг, который как-то сказал, что хороший специалист — это публичный специалист. Если вы профессионал, но никто об этом не знает и никто с вами не работает — какой в этом толк? Если вы отличный специалист, но не можете убедить в этом окружающих, з а-явить о себе на рынке, публично доносить свои идеи до других, то почему другие должны воспринимать вас успешным? Часто людям, которые хотят реализовать себя в обществе, не хватает не профессионализма, а умения быть эффективным лидером как по отношению к другим — вести за собой, так и по отношения к себе — вести себя и управлять своей эффективностью.

Если вы чуть более подробно начнете изучать тему лидерства, то узнаете, что вместо высокого уровня IQ настоящие лидеры обладают высоким уровнем EQ — эмоциональным интеллектом. Эти люди могут не уметь выполнять работу исполнителя, но умеют делегировать, брать ответственность за результат и принимать решения. Разумеется, вы должны быть профессионалом в своей области, но без должных «мягких» навыков (soft-skills) это, зачастую, не приведет к масштабированию вашего успеха.

В любом случае, каждый из нас всегда хотел бы настолько хорошо говорить, выступать, убеждать, планировать и зарабатывать, чтобы конкурентов на вас не нашлось. К сожалению, за время учебы в школах и вузах мы совсем не обрели навык самообразования, а делали то, что нам говорили делать. Помните ли хотя бы один предмет, на котором преподаватель собирал с группы студентов ожидания от того или иного семинара и действительно ориентировался на ваши потребности? Вообще система образования построена так, чтобы человеку думать особо не надо, а надо просто учить, не делать ошибок — это уже давно известный всем факт. Вот, кстати, самое опасное: существующая образовательная система учит бояться учиться, бояться ошибаться, бояться сделать что-то не так, иначе, чем другие. В итоге, большая часть населения боится или не умеет отстаивать свою позицию и права, принимать четкие и взвешенные решения, анализировать ситуацию (перед тем, как что-то делать), ну или другая крайность — делать, а не годы размышлять о том, что стоило бы изменить в своей жизни. В итоге, очень многие люди сталкиваются с тем, что для них обучение — это ноша.

В реальности обучение — интересный и неотъемлемый процесс в жизни каждого человека, который хочет сделать карьеру и стать лучшим профессионалом в своей отрасли или на своем рынке. Во многих российских компаниях, в отличие от западных, руководители до сих пор две трети рабочего времени отводят на что угодно, кроме как развитие персонала. Успешные компании уже давно внедрили систему обучения и развития, а наставничество — важнейшая функция любого руководителя. Без развития персонального не будет и развития карьерного.

Эта книга поможет вам, будучи руководителем, предпринимателем или сотрудником, понять, как достигать результатов и своих целей быстрее с помощью непрерывного профессионального, персонального и личностного роста.

Благодаря чему возможно ускорение вашего развития?

Осознанно выбирая определенные направления развития, вы начинаете обращать больше внимания на ситуации и действия, связанные с достижением избранных вами целей развития. Вы целенаправленно стараетесь получить именно тот опыт, который необходим для того, чтобы развиваться в нужном вам направлении. Таким образом, Вы не плывете по течению жизни, а движетесь туда, куда хотите, используя как запланированные шаги, так и новые возможности, возникающие в Вашей профессиональной деятельности.

Что мешает людям развиваться:

  • Незнание куда, зачем и как развиваться, размытые и нереалистичные планы;
  • Отсутствие готовности что-то менять в нынешней работе и жизни в целом; окончании тренинга (вебинара/мастер-класса/лекции) забывать все, что было час назад и выносить скорее только эмоциональное состояние, нежели что-то конструктивное;
  • Делание только того, что хорошо получается и страх браться за иные новые задачи и проекты;
  • Отсутствие желания искать и находить время для того, чтобы подумать о своих действиях и их результатах;
  • Отсутствие интереса к обратной связи об успешности своих действий.

У меня есть хороший знакомый, назовем его условно «Иван». Иван 4 года постоянно приходит на все мои мастер-классы, тренинги и вебинары. Разумеется, он посещает еще и занятия в других проектах. Своеобразный тренинговый вампир — халявщик. Четыре года он ходит — за четыре года ничего в его жизни и не поменялось. Вечный студент. Хороший пример, отражающий, что просто ходить на образовательные события бессмысленно. Есть такие знакомые или вы увидели себя в каком-то из пунктов, то не волнуйтесь — это нормально: многое из вышеперечисленного легко исправляется и д о-статочно лишь чуть более осмысленно отнестись к персональному развитию.

А чем, собственно, опасно все вышеперечисленное? Вы тратите свое время, энергию, силы на все, что угодно, только не на повышение собственной эффективности. Я называю такой подход «Окропим да помолимся» — люди подвергают себя всем тренингам подряд без разбора — «Авось чему-то научусь». Кто-то стоит на месте долгое время и теряет это самое время. Кто-то просто боится поверить во что-то большее, чем у него есть сейчас. Кто-то просто не верит в то, что у него что-то получится. Кто-то тратит свое время на то, чтобы возлагать ответственность за свой рост на кого угодно, кроме себя (например, на преподавателя, спикера или наставника). В любом случае у каждого человека существует огромное количество разного рода заморочек, которые мешают ему ускорить свой рост (по карьерной лестнице, в бизнесе или где — бы там ни было еще). И как только человек осознает, что же такое его тормозит, он начинает верить в себя, позволяет себе желать большего, берет на себя ответственность за свое движение в этой жизни — он сразу начинает замечать, как он сам начинает прыгать, как ему раньше казалось, выше своей головы.

И когда кто-то слышит, когда я говорю «Вот это вот мешает тебе развиваться и расти дальше. Если ты внедришь вот такой инструмент — ты сможешь получить то, что хочешь!», люди делятся на два клана: «Да забей» и «А что мне с этим делать или как внедрить?». Как вы понимаете в данном случае правильная и адекватная реакция человека со здравым смыслом задавать вопрос «А как я могу это внедрить и что из этого действительно мне нужно». Это старая история про то, что миром правят те, кто задает себе вопрос не «Почему?», а «Как?». Как мне добиться большего? Как мне научиться получать то, что я хочу? Как мне ускорить свой рост? Как я могу это сделать?

Вот очень важная мысль, возможно, самая главная в этой книге: научитесь мастерству (или усильте его) постановки вопроса перед собой «Как я могу добиться цели и решить проблему?» или «Как я могу усилить эффект от того, что делаю сейчас?».

Давайте посмотрим, когда развитие происходит:

  • Вы стремитесь развиваться, получать новый опыт, профессионально расти;
  • У Вас есть представление о целях своего развития и конкретный план развития;
  • Вы готовы выйти из «зоны комфорта» и пробовать не только то, что Вам хорошо дается, но и что-то новое, пойти на риск;
  • Вы анализируете свои действия и их результаты, ищете причины успехов и неудач именно в своих действиях, а не во внешних обстоятельствах;
  • Вы стремитесь получать обратную связь об успешности Ваших действий от коллег, подчиненных, руководителей или экспертов с открытого рынка.

Таким образом, надо понять одну простую истину: если вы реально хотите развиваться, действительно знаете к чему и зачем вы идете (и сформулировали это), понимаете, какие навыки вам надо развить и какие инструменты вы для этого будете использовать, то результаты не заставят вас ждать.

Топ самых необходимых Soft-Skills компетенций

У вас уже возник вопрос: «Так а чего мне развивать-то в итоге?». Давайте перейдем к самому интересному — обзору необходимого портфеля навыков для делового человека. В этом приложении я решил представить вам самые популярные и известные навыки, которые требуются для повышения уровня персональной эффективности (корпоративного отрудднкаа, управленца, предпринимателя, чиновника).

Существует два вида навыков: soft-skills и hard-skills. Первые — социально-психологические навыки, которые пригодятся вам в большинстве жизненных ситуаций : коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. Вторые — профессиональные знания и навыки: они понадобятся вам на работе и в выполнении бизнес-процессов. Для развития навыков необходимо выбрать нужные инструменты (и не один, а два -три). Дальше в книге я довольно подробно опишу, как использовать тот или иной инструмент развития, будь то тренинг, чтение литературы, посещение вебинаров или общение с наставником.

Есть еще третья сторона вопроса — личность. В данном случае, я имею в виду совокупность ваших личностных черт и установок по отношению к окружающему миру, людям, успеху, поражениям, целям и так далее. В данной версии книги мы не будем затрагивать подробно этот вопрос, но знайте, что никакие навыки вас не спасут, если у вас не подготовленная личность. Например, если не уважаете и не любите своих сотрудников, то навык мотивации развить не получится, пока вы не измените отношения к сотрудникам. Нельзя также научиться продавать, если вы не испытываете почтения к своим клиентам, людям и своему продукту. Первично — ваше отношение к вещам и установки, а навыки — вторичны.

Вы можете найти множество разных классификаций навыков, а тут для простоты восприятия я решил разделить компетенции по четырем основным направлениям:

  1. Базовые коммуникативные навыки, которые помогают вам развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти навыки нужны всем.
  2. Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.
  3. Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове, которые помогают сделать жизнь и работу более системными.
  4. Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда они становятся руководителями любых бизнес-процессов и предпринимателями.

Коммуникация:

  • умение слушать
  • убеждение и аргументация
  • нетворкинг: построение и поддержание бизнес-отношений
  • ведение переговоров
  • проведение презентаций
  • базовые навыки продаж
  • самопрезентация
  • публичные выступления
  • командная работа
  • нацеленность на результат
  • деловое письмо
  • клиентоориентированность

Управление собой:

  • управление эмоциями
  • управление стрессом
  • управление собственным развитием
  • планирование и целеполагание
  • тайм-менеджмент
  • Энергия / Энтузиазм / Инициативность / Настойчивость
  • Рефлексия
  • Использование обратной связи

Мышление:

  • системное мышление
  • креативное мышление
  • структурное мышление
  • логическое мышление
  • поиск и анализ информации
  • выработка и принятие решений
  • проектное мышление
  • тактическое и стратегическое мышление (для руководителей)

Управленческие навыки:

  • управление исполнением
  • планирование
  • постановка задач сотрудникам
  • мотивирование
  • контроль реализации задач
  • наставничество (развитие сотрудников) — менторинг, коучинг
  • ситуационное руководство и лидерство
  • ведение совещаний
  • подача обратной связи
  • управление проектами
  • управление изменениями
  • делегирование

Предпринимательские навыки:

При составлении этого списка возникла идея добавить еще и «Навыки предпринимателя». Сюда можно, конечно, указать такие навыки, как бизнес-планирование, финансовое моделирование, п о-нимание маркетинговых процессов, навыки продвижения бизнеса и управления репутацией. Но так как мы говорим в основном о soft-skills, то я пришел к такому решению: предприниматель обладает (в идеале, конечно) всеми вышеперечисленными навыками. Вам может показаться, что в таком случае ему не хватает лишь рентгеновского зрения и умения летать, и, возможно, Вы будете правы. В этой модели предприниматель — идеальный пример супер-человека, накаченного самыми необходимыми навыками. Без них он будет спотыкаться на разных этапах развития бизнеса. Если обучить предпринимателя продвижению в Интернете, но не научить продавать и вести переговоры — все закончится плачевно. Он просто не сможет выстроить коммуникацию с клиентами, а возможно, даже и с партнерами, и коллегами. Большинство бизнесов рушатся не потому что предприниматель не нашел идеи (идеи не стоят ровным счетом ничего — большую часть идей для бизнеса уже давно придумали), а не смог ее реализовать по причине нехватки персональных компетенций.

Общие правила развития

Базовые рекомендации по персональному развитию, которые будут более подробно рассмотрены далее в книге.

  • Сделайте свое обучение и развитие непрерывным процессом: получайте новый опыт, знакомьтесь с новыми профессионалами, берите на себя более сложные задачи, используйте новые инструменты в жизни и, главное: делайте это постоянно.
  • Научитесь эффективно планировать и упорядочивать свое развитие.
  • Подходите к собственному развитию комплексно: используйте разные форматы развития и обучения.
  • Относитесь к окружающей информации с любопытством: изучайте окружающие вас бизнес-процессы, постоянно узнавайте о новых трендах, интересуйтесь достижениями в ваших областях интересов. Любопытные и любознательные люди — интересные, успешные, захватывающие, завораживающие и открытые!
  • Развивайте навыки постепенно: выбирайте именно те направления, которые действительно помогут вам добиваться успеха в вашей работе, учебе или бизнесе.
  • Возьмите себе в привычку читать литературу и информационные ресурсы в вашей области каждый день, постоянно наращивая уровень экспертизы. Наращивайте ее не только в профессиональных областях, но и в области персональной, и личной эффективности.
  • Развивайте свои персональные и профессиональные навыки во время работы, постоянно беря на себя новые задачи и проекты;
  • Найдите людей, у которых вы хотите учиться и с которых вы хотели бы брать пример (как в личностном, так и в профессиональном плане).
  • Научитесь эффективно использовать поступающую вам обратную связь (реакцию других на ваши действия или бездействия) и определять ее ценность.
  • Используйте возможности организаций альтернативного образования у себя в городе по максимуму: посещайте все полезные и интересные для вас мероприятия: мастер-классы, тренинги, семинары. Заранее определяйте их качество и уровень спикеров.

Индивидуальный план развития

Индивидуальный план развития (далее ИПР) — это ваша собственная программа приоритетных целей развития, шагов и мероприятий, необходимых для достижения этих целей.

Вообще людям довольно свойственна хаотичность во многом. Часто они предпринимают шаги, не упорядочивая, не понимая системы в целом, просто используя отдельные элементы и инструменты. Например, ходят на разные мероприятия, но не могут составить единой картины. Или пытаются соблюдать правила здорового образа жизни, но очень частично: едят здоровую пищу, но не используют аэробные нагрузки; стараются научиться чему-то, но не совсем понимают, как с этим дальше жить, и в целом, для чего все это было.

Для того чтобы обучение было действительно эффективным (равно как и любая другая деятельность, управление проектом, например) надо эффективно поставить цель и спланировать процесс. Я расскажу кратко о том, как это сделать.

Самое главное: примите на себя ответственность за собственное развитие. Не перекладывайте ответственность на преподавателей в университете, тренеров в учебном центре и спикеров в бизнес — инкубаторах.

  • Составьте свой план развития на три месяца, полгода, год. Смотрите на свое развитие с заделом на будущие ваши цели в жизни, бизнесе или карьере.
  • В плане определите три самых важных предмета:
    • В чем вы будете развиваться — цели (для этого проанализируйте все барьеры на пути к вашим жизненным или бизнес-целям, запросите обратную связь у авторитетных и референтных людей);
    • Что вы будете развивать — компетенции/навыки (выберите необходимые для достижения ваших целей навыки);
    • Как вы будете развивать — инструменты развития (подберите подходящие инструменты развития);
  • Найдите референтного человека, который сможет вам дать конструктивную обратную связь на ИПР: сможет подтвердить навыки и помочь с выбором развивающих действий.
  • Четко зафиксируйте, как будете оценивать результаты по каждому инструменту и по каждой цели. П ланируйте свою цель по доступной и всем известной системе SMART. Когда сформулировали цель, задайте себе следующие вопросы, на которые вы точно должны суметь ответить: «Конкретна ли моя цель? Понимаю ли я, в чем она выражается?», «Как я пойму, достиг ли я цели? Как я измерю результат?», «Адекватна ли цель? Смогу ли я действительно ее достичь в указанные сроки?», «Действительно ли достижение именно этой цели мне необходимо?», «Когда я хочу получить результат? (год, месяц, день).
  • Обязательно запланируйте разные развивающие действия (далее в книге они будут описаны подробно): тренинги и мастер-классы, развитие на рабочем месте (или на проектах), саморазвитие и чтение литературы, ментворкинг: обучение у других и прочие.
  • Четко поймите, что и когда должно быть сделано: установите точные рамки выполнения всех заданий, которые будете выполнять, всех развивающих мероприятий, которые будете посещать.
  • Выделите точки промежуточного контроля, чтобы регулярно (не реже раза в 3-4 недели) проводить мониторинг результатов и (при необходимости) корректировать свой ИПР.
  • Храните составленный план всегда в ближайшем доступе, чтобы обращаться к нему хотя бы раз в неделю.
  • Выстраивайте процесс освоения новых навыков так, чтобы у Вас была возможность отработать каждый из них. Не переходите к следующему элементу, пока предыдущий освоен недостаточно. За один прием можно научиться только одному элементу сложного навыка или способа поведения.

Методы развития навыков

Москва не сразу строилась. Равно как и ваши результаты по тем навыкам, которые вы хотите приобрести. Ниже я описал как эффективно использовать методы развития. Тренинги и семинары — освоение моделей успешного поведения в процессе разного рода обучающих мероприятий.

Самообучение — самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание вебинаров.

Поиск обратной связи — получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего поведения в аспекте конкретного навыка.

Обучение на опыте других и ментворкинг — выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной компетенции и работа с наставником.

Специальные задания (фоновые тренинги) — самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.

Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.

  • Обязательно соблюдайте баланс: нужно развивать профессиональные знания и навыки, но не забывайте, что большая часть успеха на рынке зависит от того, какой вы, а не только от того, как хорошо вы что-то знаете или умеете в профессиональной области. Есть люди — отличные профессионалы и мастера своего дела, но об этом либо никто не знает, либо никто не хочет этого признавать.
  • Выберите к онкретные навыки (список из четырех категорий выше), необходимые именно Вам для развития в ближайшее время (месяц — три месяца).
  • Для того чтобы сделать это эффективно, обязательно оцените свой уровень обладания тем или иным навыком (только будьте честны с самим собой) перед тем, как точно сказать что-то из серии: «Вот это вот мне нужно!»
  • Закрепите максимум 2-3 навыка и четко поймите, каких результатов вы хотите добиться.
  • На каждый навык выберите не один, а минимум 2-3 инструмента развития. Всегда совмещайте способы развития навыков: собирайте обратную связь, берите новые задачи и выходите из зоны комфорта, читайте книги. Совмещение навыков позволит вам достигать результатов быстрее и делать их более качественными.
  • Если Вы замечаете, что развивающие действия не оказывают должного эффекта, Вы анализируете, почему так происходит, и вносите необходимые изменения либо в план, либо в свой способ его выполнять.
  • Вы не отменяете развивающие действия полностью. Если их выполнение невозможно, Вы заменяете их на равноценные.
  • Если о навыке Вы не имеете никакого понятия, но каким-то способом поняли, что именно вот он Вам и нужен, то сначала узнайте максимально подробно (книги, тренинги и мастер-классы, статьи, блоги) о том, в чем конкретно он заключается и выражается. После этого начинайте применять другие методы его развития.

Советы по тренингам и мастер-классам

  • Используйте этот метод:
    • если вам нужны базовые знания и навыки, которые в дальнейшем будут вами развиваться и использоваться в жизни и работе;
    • если понимаете необходимость в упорядочении тех знаний, которыми уже обладаете.

    Не всегда тренеры и эксперты дают новую информацию, но часто Вы можете значительно увеличить уровень осознания того, что и как Вы делаете, а, следовательно, можете научиться прогнозировать результаты применения того или иного инструмента.

  • Если Вы хотите получить для себя новую экспертную информацию по интересуемому навыку, то обязательно до тренинга уточните у организаторов и тренера (эксперта) будет ли там говориться о том, что нужно знать именно вам, и на какой уровень участников рассчитано занятие. Очень часто может сложиться ситуация, когда вы приходите на тренинг для новичков (обладая уже какой-то экспертизой по теме) и в таком случае не получаете для себя особой пользы, а многие пытаются показать свое недовольство или крайнюю степень возмущения происходящим. Кстати, в такой ситуации, если вы в нее попали, я рекомендую провести время с пользой и удовольствием: делиться своим опытом с другими участниками, завоевывать референтность, доверие и получать новые контакты.
  • В случае, противоположном предыдущему пункту — когда мы попали на мероприятие с сильными и уже опытными участниками — я рекомендую максимально вовлечься в процесс, не стесняться, вспомнить, что обучение нужно для того, чтобы ошибаться и узнавать новое. Вы должны сосредоточиться и включить максимум любопытства и интересоваться тем, что вам не понятно.
  • Посещая тренинги и мастер-классы ставьте конкретные обучающие цели в ходе программы и перед ней. Обязательно ответьте себе на вопросы: «Что хочется начать делать лучше после тренинга?», «Что хочется узнать и чему хочется попрактиковаться?»
  • Не рассчитывайте, что на тренинге у Вас выработается навык. Вы можете узнать что-то, упорядочить или попрактиковаться в чем-то и получить умение. Навык у Вас появится только тогда, когда вы будете применять на практике то, о чем говорилось на тренинге.
  • Занимайте активную позицию: задача тренера — помочь в ходе освоения навыка, поправить то, что не сразу удается, но не сформировать за вас навык.
  • Соблюдайте культуру обучения: не стоит кричать на всю аудиторию, что вы самый умный. На каждом тренинге и мастер-классе есть возможность научиться новому, узнать новое, структурировать старое, обновить портфель знаний. Найдите для себя пользу.
  • Пробуйте новые действия в различных практических ситуациях вне тренинга. Задавать вопросы тренеру, если у вас что-то не получилось в рабочей практике. Когда тренинг закончится, спросить будет труднее.
  • Посещая тренинги, помните, что работа идет в искусственных ситуациях, специально выбранных для обучения. Проблемы, возникающие в реальной жизни, бывают значительно сложнее и разностороннее. Однако старайтесь моделировать на тренинге свое поведение из реальной жизни и работы.
  • Все изученные на тренинге приемы не стоят ни гроша без дальнейшей отработки в реальной жизни.
  • Сразу же после тренинга или мастер-класса выпишите 2-3 пункта, которые вы будете применять в жизни уже с момента выхода из зала.

Ментворкинг и обучение у других

  • Всегда находите людей, у которых Вы можете научиться чему-то новому или узнать о чем-то новом. Вы можете быть весьма компетентным в каком-либо вопросе, но помните, что всегда есть чему учиться. В России люди считают, что обучение заканчивается в университете и с возрастом ум человека становится все более консервативным и закостенелым, если он не выходит из зоны комфорта и не стремится познавать новое.
  • Найдите себе два вида менторов — наставников: которые знают, что они ваши наставники и которые об этом даже и не подозревают. Те, которые знают: общайтесь с ними периодически, задавайте сложные и интересные вопросы (более простые можете уточнять у коллег и друзей-экспертов в том или ином направлении). У тех, кто не знает, что они ваши менторы: наблюдайте за ними, перенимайте их модели поведения, изучите их историю, их взлеты и падения, их успехи и ошибки, кейсы, совершенствуйте свои навыки исходя из того, как они используют свои.
  • Найти менторов Вы можете на профессиональных мероприятиях (среди спикеров и посетителей конференций, форумов, круглых столов, тренингов, мастер-классов, воркшопов).
  • Обязательно изучите историю успеха выбранного ментора: от чего он шел и к чему он пришел.
  • Менторы бывают разные: это может быть 60 летний бизнесмен из США, а может быть 28 летний предприниматель, который достиг определенных успехов там, где сейчас развиваетесь вы. Не брезгуйте учиться у молодых экспертов.
  • Не рассчитывайте, что ментор будет делать работу за Вас.
  • Если Вам что-то нужно — попросите это. Если вам нужна обратная связь — попросите ее. Если вам нужен коучинг — попросите его. Если Вам нужна консультация или наставление — скажите об этом. Не обижайтесь, если Вы сделали работу или упражнение и не получили фидбека. Ваше развитие — ваша ответственность.
  • Когда наблюдаете за авторитетом, старайтесь наблюдать то, что Вам нравится что и как он делает: как он говорит, с какой скоростью, каким тоном, как мыслит. Старайтесь понять, почему так, а не по другому.
  • Довольно большая часть всему тому, чему я научился — я научился при наблюдении за кем-то и копировании отдельных элементов его поведения. Поверьте — это помогает.
  • Как можно чаще взаимодействуйте и совместно выполняйте работу с более компетентными коллегами и партнерами, обладающими теми качествами и навыками, которые вы стремитесь в себе развить.
  • Советуйтесь с ними по ходу выполнения выбранного типа работы, запрашивайте конкретные рекомендации.
  • Обращайтесь к ним с конкретными запросами, соответствующими вашим целям развития. Просите рассказать: как они выполняют конкретную работу — на примерах; в чем состоят их маленькие практические секреты успеха, ноу-хау; где и как они научились это делать, что помогло им научиться.
  • Просите экспертов дать совет: как приобрести необходимые навыки.
  • Наблюдайте за их работой, за конкретными действиями, которые они осуществляют в типовых и критических ситуациях. Записывайте ценные идеи и практические ходы.
  • Выявляйте, фиксируйте и пробуйте на собственном опыте практические тонкости и приемы работы — в частности, те, которые наиболее эффективны для Вас.
  • Вы удивитесь, но: поймите, в чем вы более-менее хороши, и найдите себе подопечного. Самый эффективный способ научиться чему-то — начать учить других.

Притча о птице и мудреце

Однажды мудрец купил на базаре птицу. Предвкушая вкусный обед, он направился домой. Вдруг птица заговорила.

— Не убивай меня, — сказала она, — В обмен на свободу я дам тебе три ценных совета. Подумав, старик согласился.

— Первый совет: никогда не верь тому, что кажется тебе чушью. Второй: трезво оценивай свои силы и никогда не берись за дело, преуспеть в котором у тебя мало шансов. И наконец, третий совет: никогда не жалей о содеянном добре.

Выслушав птицу, мудрец отпустил ее. Но, вспорхнув на дерево, она закричала:

— Ты глупец! Вчера я проглотила алмаз, и, если б не твоя доверчивость он достался бы тебе, и ты бы разбогател!

Разозлившись, старик полез на дерево, но, не удержавшись, сорвался и упал. Птица подлетела к нему.

— Ты выслушал мои советы и как будто даже понял их, а как дошло до дела, поступил совсем по-другому. Ну, скажи, зачем мне глотать алмаз? И разве ты не понимал, что в столь почтенном возрасте тебе не влезть на дерево? А про великодушие ты забыл сразу, как только в тебе заговорила жадность. С этими словами она улетела, оставив мудреца лежать на земле.

Вывод: многие то и дело совершают эту ошибку. Они советуются с проверенными экспертами, чтобы сделать правильный выбор, но, в конце концов, слушаются излишне оптимистично настроенных людей с богатым воображением. Необоснованный оптимизм пробуждает жадность, а это слишком сильное чувство.

Саморазвитие

  • Читайте литературу по выбранной теме. Выписывайте наиболее важные идеи, особенно те, которые имеют отношение к цели развития и специфике работы. Корректируйте на их основе программу собственного развития.
  • Постарайтесь освоить базовые навыки скорочтения: это весьма полезный инструмент, который помогает читать и воспринимать больше литературы за короткий промежуток времени.
  • Письменно анализируйте собственный жизненный и профессиональный опыт, релевантный цели, выделяя тенденции и отдельные полезные ходы.
  • Рассматривайте аналогичные и/или сравнимые ситуации, которые завершились успехом или, напротив, неуспехом, специально выделяя действия, которые приводили к успеху, действия, которые препятствовали его достижению.
  • Откажитесь от выполнения действий, ведущих к неуспеху.
  • Применяйте новые подходы, методы, идеи, о которых вы узнали, в нерабочих ситуациях для тренировки.
  • Существует большое количество разных ресурсов, которые позволяют получить практически бесплатный доступ ко всей актуальной деловой литературе, например, приложение bookmate. Знания, как таковые — обесценены, практически по каждой теме можно найти бесконечное количество вебинаров, онлайн-курсов и литературы.
  • После прочтения каждой полезной на Ваш взгляд статьи или книги обязательно либо составляйте mine map, либо фиксируйте основные полезные выводы и мысли, которые сразу можете применять на практике.

Пользование обратной связью

Обратной связью (далее ОС) можно назвать реакцию человека на ваши действия или бездействия. В последнее время многие ждут от других и запрашивают обратную связь, одновременно с этим, относясь к ней либо в формате «Ого, надо сразу же внедрить!» или «Да что ты говоришь? Иди ты со своей обратной связью, я сам знаю как лучше». Как Вы понимаете, ни первый, ни второй вариант не поможет Вам эффективно внедрить полученную информацию или, наоборот, от внедрения отказаться. Есть важное правило: ответственность за то, принимаете вы обратную связь или отвергаете ее, лежит на вас. Вы можете прислушаться, а можете просто сказать человеку «Спасибо!» и отложить информацию в «нижний ящик». Запомните: любая обратная связь очень субъективна и человек, дающий ее, дает через призму своего опыта и своей картины мира. Понятно, что ваши картины мира могут отличаться.

  • Получайте обратную связь регулярно.
  • Самое важное: собирайте и положительную, и отрицательную обратную связь («вектор развития»). Вы становитесь сильнее за счет усиления своих сильных сторон, а не слабых. Если Вы запрашиваете только негативную обратную связь, но забываете про то, что у вас получается, то вы теряете огромную возможность продолжать делать это осознанно, и усилить свои возможности и потенциал. И все же просите отмечать стороны, требующие дальнейшего развития.
  • Запрашивайте обратную связь у людей, которые качественно выполняют ту или иную работу или действительно обладают навыком, который Вы развиваете.
  • Используйте по максимуму обратную связь от своего ментора, но не забывайте получать ее и от других специалистов.
  • Договаривайтесь с экспертом до начала действия / наблюдения, о чем именно вы хотите получить обратную связь, чтобы можно было фиксировать элементы поведения по ходу выполнения работы. Например, попросите тренера или коллегу перед вашим выступлением последить за тем, как Вы работаете с аудиторией на сцене, чтобы он потом смог вам дать относительно этого конкретного запроса свою обратную связь.
  • Получайте обратную связь о действиях с разных сторон и точек зрения (от людей, исполняющих разные роли: подчиненных, коллег, руководства, клиентов; от людей разного типа: более и менее критичных, более и менее похожих на вас, и т.п.).
  • Благодарите за обратную связь.
  • Не спорьте с обратной связью. Если Вы не согласны с ней, просто скажите «Спасибо, я тебя услышал и понял». Помните, что обратная связь субъективна и оправданию себя перед человеком, дающим ОС места нет.
  • Если Вам не очень понятно, что имеет в виду человек, дающий вам ОС, то задайте ему несколько уточняющих вопросов. Например, он говорит, что Вы слишком самоуверенно (или наоборот, неуверенно) себя ведете. Попросите его привести пример ситуаций, когда вы проявили (или не проявили) это качество. Можете спросить в чем конкретно проявлялось то, о чем он говорит. В общем, старайтесь получать ОС по вашим де й-ствиям, а не абстрактно по вашей личности.
  • Обдумывайте полученную обратную связь, делайте выводы и используйте их, выполняя задачу в следующий раз. Например, можете записать обратную связь по своему публичному выступлению и повторить ее за полчаса перед следующим спичем.

Развитеи в процессе выполнения новых задач

  • Работайте в «зоне ближайшего развития»: принимайте участие в проектах, которые по определению сложнее, чем те задачи, для решения которых вам достает компетентности.
  • Выбирайте в качестве развивающих краткосрочные проекты (не более года, а лучше до 3 месяцев).
  • Ищите такие проекты, для успешного выполнения которых критическими оказываются именно те качества, которые Вы стремитесь развить.
  • Осмысляйте развивающий опыт в применении знаний и умений, подлежащих дальнейшему совершенствованию.
  • Не бойтесь неожиданных, нетипичных ситуаций: именно они становятся источником наиболее ценного развивающего опыта.
  • Не применяйте этот метод развития в проектах, которые имеют высокую значимость для бизнеса. В этих случаях цена ошибки будет слишком высока.
  • В то же время, развивающий проект должен быть нужным и полезным компании, иначе у вас не будет мотивации тратить на него время, всерьез прикладывать усилия и преодолевать себя.
  • Со временем, и учитывая Ваши возможности, расширяйте спектр решаемых вами задач.
  • Применяйте на рабочем месте новые для Вас методы и идеи, полученные в ходе обучения, самообучения, обратной связи, обучения на опыте других и в ходе участия в развивающих проектах. Делайте это регулярно.
  • Опробывайте каждую новую идею не менее трех раз — это позволит не отказаться от полезной идеи раньше времени.
  • Выбирайте для отработки новых приемов наиболее безопасные ситуации.
  • Думайте над тем, что и почему удается, а что не вполне. Сделанные выводы учитывайте при следующих попытках.
  • Постарайтесь найти себе наставника внутри компании в лице руководителя или корпоративного коуча — они помогут систематизировать работу в случае необходимости или дадут решения проблем, которые бы вы получили, затратив больше времени.

Фоновые задания

Есть еще прекрасный инструмент: фоновые задачи. Вы берете на день-два-три некоторую обязанность соблюдать конкретное правило. Например, Вы хотите сформировать образ уверенного в себе человека: ходите два-три дня с высоко поднятым подбородком и прямой спиной. Вживаетесь, так сказать, в роль уверенного человека. Или Вы узнали, что часто во время переговоров или рядового общения с друзьями начинаете свой разговор со слова «Нет», а это мешает достигать целей в общении. Вы в течение двух- трех дней начинаете ответ на вопрос любого человека со слова «Да», даже если дальше высказываете противоположную вашему собеседнику позицию. Ну и так далее.

То есть Ваша задача: найти что-то, что Вы хотите развить в себе (или от чего хотите избавиться), и в течение нескольких дней концентрироваться исключительно на этом.

И вот важный момент: если Вы нарушили правило, то платите человеку сумму (10-50-100 рублей — не важно). Если вы обещали себе весь день не говорить слова «Нет», то за каждое нарушение платите тому, кому сказали «нет» 50 рублей. Если обещали себе ходить целый день только с прямой спиной, но нарушили обещание — 50 рублей. Обещали себе формулировать мысли максимум в одно-два предложения, а в результате говорите по полчаса — 50 рублей. И так далее. Я отучался даже от самых вредных привычек в течение 3-4 дней выполнения фонового задания. Мне было довольно неприятно выкладывать впустую деньги. Хотя лучше это воспринимать как инвестицию.

Что важно, если Вы решили работать с этим инструментом:

  • Быть честным перед собой. Если вы проснулись утром и взяли на себя обязательство, обязательно соблюдайте его. Не надо себя жалеть или прокрастинировать и откладывать на потом.
  • Берите фоновые задания тогда, когда у вас есть время и возможность для их выполнения. Если у вас на сегодня назначены очень важные переговоры, то Вы можете на время снять задание, но после снова его возобновить.
  • Вы можете себе придумать фоновое задание сами. Как это сделать? Берете качество, от которого хотите избавиться или который хотите приобрести. Далее думаете, что можете перестать делать (или наоборот начать) со следующего утра и до момента, пока не ляжете спать. Как Вы сможете соблюдать это правило, и чем будете жертвовать, когда его нарушите?
  • Когда понимаете, что выполнение задания стало легким, усложните его. Например, если Вы в течение нескольких дней сможете начинать спор с человеком с согласия, а дальше гнуть свою линию, то дальше научитесь следить за своими жестами и мимикой: кивайте только положительно, а не отрицательно.
  • Найдите себе человека, который поможет соблюдать взятые перед собой правила. Это может быть ваш друг, хороший знакомый или коллега.

Советы по самокоучингу

Каждый день мы сталкиваемся с разными задачами и проблемами, которые необходимо решать. Каждый день, месяц, квартал, год. Порой мы прибегаем за помощью к людям, которые либо помогают нам решить проблему с помощью советов и рекомендаций, либо к людям, которые помогают нам решить проблему, просто задавая в опросы (они знают, как это делать) и вы сами находите решения. Первые — это, скорее, консультанты. Вторые — коучи. Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда общались с человеком, выговаривались о своих проблемах, а пока повествовали весь этот поток информации структурировался и вы внезапно (может быть с парочкой вопросов от собеседника) находили решение проблемы и в результате наступало чувство легкости: ура, я придумал и понял, как решить задачу. Было такое?

Вы можете и сами быть себе коучами. Навык самокоучинга помогает грамотно самостоятельно задавать себе вопросы и самому же р е-шать проблемы быстрее и эффективнее. Это касается и сложностей в бизнесе, и в карьере, и в повседневной жизни. Это касается и повседневных вопросов и проблем, которые мучили годами. Порой 30 минут анализа хватает, чтобы решить проблему. К тому же в отличие от консалтинга, где ответственность за решение лежит на советующем, в коучинге вы берете ответственность за решение на себя. Поэтому дальше, если у вас не получается решить проблему, то будете немного злиться, ибо переложить ответственность на других, на меня, на семью, на начальника, на партнера или конкурента не получится.

И еще один очень интересный факт: решение любой проблемы всегда уже у вас есть. Если вы знаете и помните это, то вам просто предстоит найти это решение в самом себе.

Вот несколько вопросов, которые помогут Вам «включить голову» :

  • В чем заключается проблема?
  • Почему я считаю, что это проблема?
  • Почему для меня важен этот вопрос? Что я получу, решив его?
  • А как я хочу, чтобы было? Как я себе вижу идеальный результат?
  • Что мне даст решение этой задачи/проблемы в перспективе?
  • Как я себе вижу результат своих действий или целей?
  • Что я могу сделать для достижения цели?
  • Кто или что мне может помочь в достижении цели?
  • Что я еще не пробовал для достижения цели?
  • Как я могу усилить свои результаты?
  • Какие существуют риски и, что я могу с ними сделать? Как я могу получить максимально эффективный результат?
  • Что я буду делать уже завтра или сегодня для достижения результатов?
  • Понимаю ли я, что ответственность за реализацию этих шагов на мне?

В идеале, конечно, на первое время в помощь нужен коуч. Даже у коучей есть свои коучи — это очень помогает. Коуч мотивирует и помогает найти решение. Найдите себе коуча, один раз в неделю или три раза в месяц встречайтесь с ним: он поможет вам ответить на вопросы, спланировать дальнейшую работу над собой или проектом, направит ваше мышление в нужное русло, поможет структурировать имеющуюся информацию в голове, и будет поддерживать и искренне верить в Ваш успех!

Примеры навыков

В этой части книги я приведу примеры идеально развитых soft-skills компетенций для того, чтобы вы могли оценить себя и понять, какие из них вам необходимо развивать и на чем делать акцент. Я представлю вам компетенции, которые мы рассматриваем, подробно изучаем и практикуем на программе «Open soft-skills program for career & business» и приведу к ним несколько примеров того, в чем конкретно они проявляются. Если попросить вас оценить навык продаж или постановки задач сотруднику, то наверняка вам потребуется время для размышления о том, а по каким критериям вы будете оценивать эффективность и развитость навыка. В профессиональном сообществе эти проявления навыка называются «поведенческие индикаторы». Как вы можете это использовать? Ознакомьтесь с интересующими навыками и оцените свое владение ими по пятибалльной шкале.

Могу немного помочь: важно себя не переоценить и не недооценить. Постарайтесь наиболее честно ответить себе — на каком уровне у вас находится та или иная компетенция. Далее вы сможете использовать это для наиболее эффективного составления своего индивидуального плана развития, о котором говорилось выше.

Базовая коммуникация

В чем смысл навыка: эффективно обеспечиваете двухсторонний обмен информацией в своих интересах и интересах собеседника.

Идеальные проявления компетенции:

  • Вы всегда понимаете цели каждой коммуникации (и свою, и собеседника)
  • Внимательно и с интересом относитесь к собеседнику
  • Структурируете предоставляемую информацию от общего к частному, от проблемы к решению
  • Опираетесь в общении на свои интересы и интересы собеседника
  • Регулируете свои невербальные проявления во время коммуникации, понимаете невербальную обратную связь собеседника и меняете стратегию общения в зависимости от полученной информации
  • Адаптируете стиль общения под уровень собеседника
  • Во время общения удерживаете зрительный контакт с собеседником
  • Заинтересовываете собеседников и вовлекаете в обсуждение предлагаемой темы
  • Строите беседу по принципу диалога: задаете вопросы, слушаете собеседника, комментируете.
  • Эффективно применяете приемы активного слушания
  • Четко и по делу формулируете ответы на вопросы собеседников

Навыки развития и поддержания бизнес-отношений (нетворкинг)

Смысл: умеете выстраивать долгосрочные доверительные отношения с партнерами и клиентами.

Идеальные проявления компетенции:

  • Эффективно устанавливаете контакт с собеседником вне зависимости от ситуации и социального статуса собеседника
  • Способны конструктивно, интересно и быстро сделать самопрезентацию
  • Умеете поддержать разговор в любой ситуации
  • Эффективно ищете сферы интересов собеседника и возможности взаимодействия
  • Определяете особенности собеседника и в соответствии с этим адаптируете свое общение и поведение
  • Постоянно поддерживаете коммуникацию с уже установленными контактами
  • Используете любую возможность для расширения сферы своих бизнес-контактов
  • Всегда ищете возможности найти способы помочь в речении задач собеседника
  • Структурируете приобретенные контакты и умеете их использовать
  • Ориентируетесь на стратегии «Больше отдавать, меньше брать» и «Win-Win».

Навыки убеждения и аргументации

Смысл: эффективно добиваетесь поставленных целей в спорных вопросах, при этом сохраняя и укрепляя отношения с собеседниками.

Идеальные проявления компетенции:

  1. Осмысляете точки зрения собеседников и адекватно на них реагируете
  2. Достигаете своих целей, принимая во внимание цели оппонентов
  3. Выбираете оптимальную стратегию поведения при споре, максимально направленную на достижение целей

www.cfin.ru

Еще по теме:

  • Пример заявления обоснования Пример заявления обоснования Обоснование "по науке" Personal Statement - это не эссе, которое пишется при сдаче языковых тестов, потому что в эссе есть основная тема (topic), которую необходимо как можно лучше раскрыть. Это также не […]
  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Спор овощей стихотворение тувим Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») Оксана Шмакова Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») СЦЕНКА ПРО ОВОЩИ (по Ю. Тувиму) Действующие лица: воспитатель, Хозяйка (в фартуке и с корзинкой, дети в масках […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]
  • Проект закон о многодетных семьях Проект федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей" (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.) (не действует) Проект федерального закона"О государственной поддержке многодетных […]